Анна Анна Канно Хидэко. Крещена о. Николаем в Токио в 1873 году. Первая начальница женской школы при Русской духовной миссии в Японии. Скончалась в 1899 году. Бюцов Е. К. См.: Морской сборник. 1872. 10. Сам о. Николай пишет о Е. К. Бюцове в майском номере журнала «Светоч и дневник писателя» за 1910 год. Владимир Владимир Сокольский. Иеромонах. Находился в Японии с 1879 по 1886 гг. На собственные средства приобрел земельный участок в местности Тоносава (Хаконэ) с целью создания монастыря Японской Православной Церкви. Этот проект, однако, не был реализован. Впоследствии архиепископ сан–франциск–ский. С 1888 по 1891 год в его юрисдикции находились также Алеутские острова и Аляска. Подробнее о нем можно узнать из книги Bishop Gregory, A History of the Orthodox Church in Alaska, 1794–1917. St. Herman’s Theological Seminary, Kodiak, Alaska. 1977. P. 81. Гавриил Гавриил Чаев. Священник. Находился в составе Русской духовной миссии в Японии с 1878 по 1882 год. Возвращался на родину вместе с Александром Мацуи, ехавшим в Россию для учебы в Санкт–Петербургской Духовной академии. Григорий Григорий Воронцов. Священник. Родился в 1838 году. В 1871 году в течение трех месяцев находился в Хакодатэ. Елисеев Александр Григорьевич Елисеев. Крупный русский купец. Впоследствии (в 1910 году) по просьбе о. Николая прислал из Петербурга иконостас и иконы для вновь построенного храма в Осаке (см.: Дневники Св. Николая Японского от 10/23 мая 1910 г.). Григорий Григорьевич Елисеев приходился братом А. Г. Елисееву. Выходцы из крепостной семьи, жившей в Ярославской губернии, братья Елисеевы добились успеха, торгуя спиртными напитками. В Москве и Петербурге ими также был открыт большой «Елисеевский магазин», торговавший продовольственными товарами высшего качества. Как пишет В. Михневич в книге «Петербург весь на ладони» (СПб., 1874. С. 483): «торговля лучшими виноградными винами сосредоточена в Санкт–Петербурге в руках нескольких торговцев», главными из которых названы «Елисеевы братья». В Японии также известен Сергей Григорьевич Елисеев (1889–1975), ученый–японовед, сын Г.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Антоний Святогорец , иеромонах, проживал в Благовещенской келлии на Каруле, автор книги «Жизнеописание афонских подвижников благочестия XIX века», выдержавшей множество изданий за рубежом и в России. Апостол (Папаиоанну Иоаннис, 1915–1977), митрополит Карпатосский и Касосский (Константинопольского Патриархата) в 1950–1975 гг., впоследствии митрополит Эносский и игумен монастыря Властадон в Салониках. Арсений , насельник русского Свято-Пантелеимоновского монастыря (1981). Афанасий Афонский (ок. 925 – ок. 1000), св. прп., византийский монах, происходивший из Кападокии, на Афоне подвизался с 958 г., основал Великую Лавру (963), был её первым игуменом, создал общежительный типикон (устав) для монастырей Афона. Афанасий , иеромонах, насельник Введенской келлии, затем Свято-Пантелеимоновского монастыря, в 1965 г. в возрасте около 80 лет, получил опасную травму. Афанасий , монах на Афоне, жил в Америке, поступил в Руссик в 1963 г. в пожилом возрасте, подвизался в Капсальской келлии. Афинагор I (Спиру Аристоклис, 1886–1972), Вселенский Патриарх в 1948–1972 гг., видный участник экуменического движения, в 1918 –1919 гг. подвизался на Афоне. Афродисий , монах Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне, скончался в 1962 г. Бальфур Давид (1903–1989), в православном иночестве Димитрий (в 1932–1941 гг.), родился в католической семье в Англии, в 1922 г. стал послушником в бенедиктинском католическом монастыре Фарнбург близ Лондона, проявил интерес к восточному монашеству и в 1926 г. переехал в бельгийский католический монастырь Шеветонь, придерживающийся православного типикона, где дал монашеские обеты и сподобился священного сана, в 1932 г. приехал на Афон, под влиянием прп. Силуана Афонского и о. Софрония (Сахарова) перешёл в православие с именем Димитрий, до 1935 г. был секретарём архиепископа Вениамина (Федченкова) , в 1935 г. вновь был на Афоне, 6 месяцев жил в отшельничестве, затем служил во Франции, Англии, в Афинах, где был зачислен в братию монастыря Пентели, поставлен духовником, окончил Афинский университет с отличием, был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем в церковь при афинской королевской больнице «Евангелизмос», в 1941 г. эвакуировался в Египет, в результате пережитого им кризиса веры снял с себя сан, устроился на работу в разведку Британской армии, служил в Афинах и других городах мира, в 1944 г. возобновил переписку с о. Софронием (Сахаровым) , помог ему переехать в Англию, под его влиянием в 1962 г. вернулся в православие как богослов-мирянин, окончил аспирантуру богословского факультета Оксфорда, подготовил к изданию некоторые святоотеческие тексты, в частности писания преподобного Григория Синаита и святителя Симеона, архиепископа Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Библиография: Воздвиженский Т.Я. Историческое обозрение Рязанской епархии. М. 1820. С. 313; Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М. 1852. С. 461; Диттель И.Ф. Древности и достопримечательности г. Рязани. М. 1860.С. 27-28; Добролюбов. И.В. Святыни и древности г. Рязани. Описание Троицкого монастыря//Календарь и справочный указатель Рязанской губернии на 1884 г. Рязань. 1883. С. 27-28; Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, Т. I, Зарайск, 1884. С. 50-53; Иероним арх. Дополнительные сведения о Рязанской епархии. Рязань. 1891. С. 32; Зверинский В.В. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890 г. Т. 1-3. Спб. 1890; Троице-Сергиев монастырь.//Рязанские епархиальные ведомости. 1890. 6. С. 314-316; Троице-Сергиев монастырь.//Рязанские епархиальные ведомости. 1902. 21. С. 636-642; Денисов Л.И. Рязанский Троицкий третьеклассный необщежительный мужской монастырь. Историко-статистический очерк. М. 1907; Павловский А.А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Ч. 2. Нижний Новгород. 1907. С. 579-580; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М. 1908. С. 713-714; Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России. М. 1975. С. 142; Чугунов С., Сытых В. К чему приводит забвение.//Приокская правда. 1987. 4 июня; Рязань Православная. Рязань. 1993. С. 41-44; Сытых В.Л. Троицкий монастырь. Рязань. 1993; Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных монастырей в Российской империи и на Афоне. Спб. 1894. С. 398-400; Солодовников Д.Д. Переславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань. 1995. С.113-115; Аграмаков Н.Н. Каширин Е.Н. Прогулки по губернской Рязани. Рязань. 2000. С. 77-81 Архивные источники: ГАРО Ф. 869. Оп. 1. Д. 328. Лл. 1-1об.; Ф. 869. Оп. 1. Д. 297. Лл. 4-36об.; Ф. 627. Оп. 2-доп. Д 1. (1886 г.).

http://sobory.ru/article/?object=08281

В. Вновь открытые монастырские акты XV - нач. XVII в.//Там же. 1998. Вып. 4. С. 43-46, 218; Авдеев А. Г. Галичский Успенский Паисьев мон-рь по документам XV-XVII вв.//Там же. 2001. Вып. 7. С. 314-347; он же. Житие прп. Паисия Галичского: Исслед. и тексты. М., 2009. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 447-450; Ратшин. Монастыри. 1852. С. 157; Памятная кн. Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 330-331; Самарянов В. А. Памятная кн. для Костромской епархии. Кострома, 1868. Отд. 1. С. 106-108; Строев. Списки иерархов. Стб. 862-864; Св. угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 47-51, 124-125; Архим. Митрофан, настоятель Галичского Паисиева мон-ря: (Некр.)//Костромские ЕВ. Ч. неофиц. 1886. 2. С. 38-42; Зверинский. Т. 2. С. 259. 1034; Палилов К. Житие прп. Паисия Галичского (23 мая), с описанием обители его имени, близ г. Галича Костромской губ. М., 1896; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв. Каз., 1897. Т. 1. С. 321; Сырцов И. Две недели с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери в Галиче в 1904 г.//Костромские ЕВ. Ч. неофиц. 1905. 20. С. 602-603; 21. С. 660-661; Сытин С. Древний г. Галич Костромской губ. М., 1905. С. 50-53; Денисов. 1908. С. 326; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. Археол. комиссии. СПб., 1909. С. 109-112; Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 365, 564, 656; Д. С. Монастырские подвижники и галичские бумагомаратели//Красный мир. Кострома, 1919. 19 окт.; Некрасов А. И. Древности Галича Костромского. Галич, 1926. С. 6-7; Корольков С. Сохранить архитектурные памятники от разрушения//Сев. правда. Кострома, 1948. 15 авг.; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 200-202; Тиц А. А. На земле древнего Галича. М., 1971. С. 18-24; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России: (1917-1921). М., 1975. С. 149; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977. С. 50; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр.

http://pravenc.ru/text/2578641.html

В наст. время в Индии существует 10 лютеранских церковных орг-ций; Евангелическо-лютеранская Церковь Папуа - Новой Гвинеи состоит из 900 тыс. чел. Первые лютеране из нем. миссии Нойендеттельзау, прибывшие из Австралии, поселились на о-ве Нов. Гвинея в 1886 г. Через год на острове появились представители Рейнской миссии. С 1921 г. в стране работали вместе американские, австралийские и немецкие миссионеры-лютеране. В 1953 г. миссионерские советы и общества объединились в Лютеранскую миссию Нов. Гвинеи, а в 1956 г. была основана Евангелическо-лютеранская Церковь Нов. Гвинеи (с 1975 - Папуа - Нов. Гвинеи); лютеран. церкви Намибии - Евангелическо-лютеранская Церковь в Намибии (609 093 чел.) и Евангелическо-лютеранская Церковь в Республике Намибия (350 тыс. чел.). Основание 1-й связано с приездом в 1870 г. на территорию совр. Намибии фин. миссионеров, которые проповедовали среди народностей на севере страны. Миссия действовала параллельно с немецкими миссиями, работавшими здесь с 40-х гг. XIX в. и впосл. создавшими Евангелическо-лютеранскую Церковь в Республике Намибии. Во время оккупации Намибии южноафрикан. войсками мн. члены церкви вынуждены были бежать в Анголу и Замбию. В 1990 г., после вывода войск ЮАР из страны и обретения независимости Намибией, церковь начала восстанавливаться. Значительную поддержку в этом процессе оказали международные экуменические и лютеран. организации, в первую очередь финские. С помощью Финской евангелическо-лютеранской миссии удалось создать приходы в городах Центр. и Юж. Намибии, куда множество намибийцев переселились по окончании войны. Это привело к распространению Л. среди новых этнических групп и к значительному увеличению числа верующих. В наст. время в Намибии ок. 95% населения являются христианами, из них 58% населения - лютеране. Совр. Калининградская обл. находится на территории бывш. Вост. Пруссии, которая была одним из первых очагов лютеран. Реформации. В пределах же Московского гос-ва 1-й нем. лютеран. приход - св. Михаила - открылся в Москве в кон.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

Волынскую Духовную семинарию, а затем Московскую Духовную Академию. Рукоположен в 1916 г., служил на разных приходах на Украине. С 1945 г. – управляющий делами Украинского экзархата Московского Патриархата. В 1951–1964 гг. – ректор Московской Духовной Академии. С 1960 г. – председатель Учебного комитета при Священном Синоде. 162 Протоиерей Алексий Данилович Остапов (1930–1975); сын секретаря Патриарха Aлekcuя I Д.А. Остапова. Родился в Новгороде, учился в Московской Духовной семинарии, а затем в – Московской Духовной Академии. Профессор МДА. С 1958 г. – секретарь Совета Академии и заведующий ЦАК. Рукоположен в 1960 г. Воспитанник Патриарха Aлekcuя I. 164 Иеросхимонах Серафим (Текза Стефан; 1901–1982). На Афоне с 1925 г. Заведовал монастырской больницей, а затем и гостиницей. 165 Протепистат (или прот Святой Горы) – избирается ежегодно из числа антипросопов, то есть представителей; первых пяти (по диптиху) монастырей Афона и является председателем Священного Кинота. 166 Имеются в виду празднества, посвященные 1000-летию монашества на Святой Горе. Русская Православная Церковь была представлена делегацией в составе митр. Никодима (Ротова), председателя ОВЦС, архиепископа Сурожского Антония (Блума), епископа Саратовского Варфоломея (Гондаровского), протопресвитера Виталия Борового и протоиерея Фериза Берки, находившихся на Афоне с 19.06 по 02.07.1963 г. 167 Афинагор (Спиру Аристоклис) (1886–1972). Родился в с. Цараплана (современный Василикон, Греция), в семье врача. Учился в Богословском училище на о. Халки, которое окончил в 1910 г. В марте 1910 г. принял монашеский постриг и был посвящен в сан иеродиакона. С 1912 г. – начальник секретариата Пелагонийской митрополии. После перехода епархии в юрисдикцию Сербской Церкви (осень 1918 г.) поселился на Афоне. В марте 1919 г, назначен первым секретарем Синода Афинской Архиепископии (Элладская Православная Церковь ). В декабре 1922 г. хиротонисан во епископа и назначен митр. Керкирским и Паксосским. Видный участник экуменического движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Выступая на пятом съезде Движения в сентябре 1927 года, отец Сергий Булгаков коснулся взаимовлияния западного и русского христианства в контексте общих задач Движения: «Теперь мы брошены в мир инославия и духовно срослись с нашими инославными друзьями... Создается новое, как бы прицерковное с ними общение». Первое поколение русского православного Рассеяния не только сохранило драгоценный духовный клад родной веры, но и приумножило его. Я имею в виду, прежде всего, Свято-Сергиевский Богословский институт в Париже, основанный в 1925 году Главой Русской Православной Церкви в Западной Европе митрополитом Евлогием (Георгиевским). Из него вышли выдающиеся пастыри и богословы, удостоившиеся мирового признания не только в странах Западной Европы, но и в Америке. Среди них кроме протоиерея Сергия Булгакова следует назвать А. В. Карташова (1875–1960), Б. П. Вышеславцева (1877–1954), Г. П. Федотова (1886–1951), Л. А. Зандера (1893–1964), архимандрита Киприана Керна (1899–1960), В. Н. Ильина (1891–1974), П. Н. Евдокимова (1900–1975), протоиерея Георгия Флоровского (1893–1979), протопресвитера Александра Шмемана (1921–1983). «Открытие Богословского Института именно в Париже, в центре западноевропейской, — не русской, но христианской культуры, — писал митрополит Евлогий, — имело большое значение: оно предначертало нашей высшей богословской школе экуменическую линию в постановке некоторых теоретических проблем и религиозно-практических заданий, ибо Православие не лежало больше под спудом, а постепенно делалось достоянием христианских народов» («Путь моей жизни». Париж, 1947, с. 447). Об этом свидетельствуют, на наш взгляд, например, труды известного католического богослова о. Луи Буйе, в которых он старается дать некий синтез католической и православной догматики. Под влиянием Свято-Сергиевского Института в Православие обратилось немало видных представителей Западной Церкви, как, например, монах-бенедиктинец Лев Жилле, принятый в клир русским митрополитом Евлогием в 1927 году; в течение 12 лет он возглавлял первый православный французский приход в Париже, а впоследствии переехал в Англию, где духовно окормлял англо-православное Содружество святого мученика Албания и преподобного Сергия Радонежского.

http://pravoslavie.ru/29192.html

Г. Шварц, ГРМ), «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме» (1867, Шварц, ГТГ; гравюра Б. Пуца по рис. Кудрявцева опубл.: Нива. 1881. 8. С. 185), «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» (1880, А. Д. Кившенко, хромолитография Н. А. Ризникова, экземпляр в РГБ; иллюстрация для изд.: Рождественский С. Е. Отечественная история в картинах для школы и дома. СПб., 1881. 13), «Суд над патриархом Никоном» (ок. 1892, гравюра Шюблера по рис. А. Земцова опубл.: Нива. 1892. 5. С. 109), «Патриарх Никон перед судом 1 дек. 1666» (1885, Н. В. Неврев), «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (1886, А. Д. Литовченко, ГТГ; см.: ГТГ: Кат. собр.: Живопись XVIII-XIX вв. М., 2001. Т. 4: Живопись 2-й пол. XIX в. Кн. 1: А-М. С. 379-380. 864; эскиз 1884 г. в ИАХМНИ), «Суд над патриархом Никоном» (1906, С. Д. Милорадович, варианты в ИАХМНИ, ГМИР, эскиз в ЦАК МДА), «Кончина патриарха Никона на реке Которосли в городе Ярославле» (гравюра Пястушкевича по рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского опубл.: Нива. 1892. 40. С. 872) и др. На оригинале для литографии (рисунок тушью и акварелью) 1852 г. (ГИМ) показана похоронная процессия с телом Н. в Новоиерусалимский мон-рь 26 авг. 1681 г. (Патр. Никон. 2002. С. 21). К образу Н. обращаются и совр. живописцы (М. В. Копьев, И. Г. Машков, Т. Н. Папсуева, В. В. Шилов). В старообрядческой среде создавались настенные листы и лицевые рукописи с изображением Н. как ересиарха и «отступника святыя веры». Один из первых рисунков собственноручно выполнил протопоп Аввакум Петров как иллюстрацию к «Поучению аввы Дорофея о любви»: условный образ Н. помещен среди «врагов Церкви» за пределами круга с надписью: «Б[о]гъ» (Пустозерский сб.: Автографы соч. Аввакума и Епифания/Изд. подгот.: Н. С. Демкова и др. Л., 1975. Л. 1-2 об. С. 151-152). Неск. списков иллюстрированного «жития» Н. краткой и пространной редакций изготовлены в кон. XIX - нач. XX в. в книгописной семейной мастерской А. С. Каликина в дер.

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Габриель Опоре Марсель (1889—1973) — французский философ-экзистенциалист, драматург, в 1929 г. принял католичество. 102 Раиса Маритен (урожд. Уманцева; 1883—1960) — поэтесса, литературовед. С 1904 г. жена Жака Маритена (1882—1973), французского философа-неотомиста, профессора Католического института в Париже; и Раиса Маритен стали католиками в 1906 г. 103 Марина Ивановна Цветаева (1892—1941) была знакома с Бердяевыми с 1915 г., жила в Париже с 1925 по 1939 г. 104 Елена Александровна Извольская (1896?—1975) — поэтесса, переводчица, мемуаристка, деятельница католического движения во Франции и США, дочь последнего царского посла во Франции А. П. Извольского. 105 Андрей Федорович Карпов (1902—1937) — историк философии, художник, слушатель и докладчик РФА. 106 Алексей Михайлович Ремизов (1877—1957) — писатель, уехал из России в 1921 г., знакомый Бердяева со времен вологодской ссылки. 107 Вероятно, имеется в виду святой Mapmuh(Marmin;336—397) — епископ Турский, национальный святой Франции, покровитель воинов. 108 Владимир Сергеевич Печерин (1807 —1885) — русский поэт, мыслитель. Окончил Петербургский университет в 1831 г. В 1835—1836 гг. — профессор греческой филологии Московского университета. В 1836 г. покинул Россию. В 1840 г. принял католичество, стал монахом иезуитского ордена. В начале 1850-х гг. был священником в Англии. Его драматическая поэма «Торжество смерти» (1833) включена Герценом и Огаревым в сборник «Русская потаенная лumepamypaXIXcmoлemuя» (Лондон, 1861). В 60—70-е гг. написаны мемуары Печерина «Замогильные записки». 109 Наталья Алексеевна Тургенева-Поццо (1886—1942) — член русской секции антропологической группы в Париже, старшая сестра А. А. Тургеневой, первой жены А. Белого. 110 Александр Алексеевич Ванновский (1874—1967) — религиозный писатель, в прошлом революционер, участник 1 съезда РСДРП; с 1919 г. жил в Японии; в журнале «Путь» была опубликована статья «Японская мифология и Библия» (1934. — 42. — Янв.—март. — С. 38—55); книга об Апокалипсисе —вероятно, работа «Третий завет и Апокалипсис» — опубликована на русском языке в 1965 г. 111

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Георгий 1921-1923 Дионисий 1923-1948 Архиепископ Тимофей (врем. управл. Польской Церковью) 1948-1951 Макарий 1951 -1961 Тимофей 1961 -1962 Архиепископ Лодзинский и Познаньский Георгий (врем, управл. Польской Церковью) 1962 -1965 Стефан 1965 -1969 Василий с 1 марта 1970 г. (интронизация) Библиография к главе VIII «Польская Православная Церковь» На русском языке Акты исторические, собранные и изданные Археологической Комиссией. Т. I-III. Алексий, архиеп. К истории Православной Церкви в Польше за 10-летнее пребывание во главе ее Блаженнейшего Митрополита Дионисия (1923 —1933). Варшава: Синодальная типография, 1937. Алексий, архиеп. Митрополит Георгий. Варшава, 1933. Андреев А. В Христианской Богословской Академии в Варшаве//ЖМП. 1972. 11. Антонович В. Монографии по истории Западной и Юго-Западной России. Киев, 1885. Афанасий (Кудюк), архим. Хроника Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1972. 2. Бантпыш-Каменский Н. Историческое исследование о возникшей в Польше унии. Вильно, 1886. Блаженнейший Василий, Митрополит Варшавский и всея Польши (к визиту в Русскую Православную Церковь в мае 1970 года)//ЖМП. 1970. 7, Блаженнейший Тимофей, Митрополит Варшавский и всея Польши (некролог)//ЖМП. 1962. 7. Буевский А. С. Православный Восток и Русская Православная Церковь в 1-й половине XX столетия. (Курсовое сочинение). М., 1951. (Машинопись). Варнава, митрополит Китросский. Польская Церковь. Об основных положениях ее управления: Общий исторический обзор//Феология. 1975. Январь-март (пер. с греческого). Ведерников А. Внутреннее дело Польской Православной Церкви//ЖМП. 1950. 8. Визит Его Блаженства Митрополита Варшавского и всея Польши Василия//ЖМП. 1970. 8. Влодарский С., свящ. Запросы депутатов по вероисповедным делам в Польше за период 1919-1939 гг. Ч. I. «Богословский Ежегодник Христианской Богословской Академии», 1966, 1967. Георгий (Грязное), шум., дои,. Архиепископ Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров) (к 125-летию со дня рождения)//ЖМП. 1976. 12. Георгий Конисский, архиеп. Собрание сочинений. Ч. I-II. СПб., 1861.

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010