общины Б. и уймонцев; их богатые часовни разорялись, древние книги и иконы сжигались. О богатстве книжных собраний Б. свидетельствует находка, сделанная в 1967 г. на Уймоне новосибир. археографической экспедицией. Местная крестьянка А. С. Хомякова передала ученым спасенный ею в ходе конфискаций 20-30-х гг. XX в. рукописный сборник, к-рый был составлен в 90-х гг. XVI в. по повелению архиеп. Ионы (Думина) . В сборнике наряду с новыми документами о церковной реформе Московского митр. св. Макария содержались важные материалы, касавшиеся судов 1525 и 1531 гг. над прп. Максимом Греком (опубл.: Покровский Н. Н. Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971). В 70-80-х гг. XX в. шло быстрое вымывание старожильческого населения Бухтармы и Уймона. К нач. XXI в. были известны неск. десятков человек, принадлежащих к засвидетельствованным с XVIII в. семьям Б.,- преимущественно часовенные, немного поморцев. Лит.: Гуляев С. И. Алтайские каменщики//С.-Петербургские ГВ. 1845. 20-22, 27-30; Принтц А. Каменщики, ясачные крестьяне Бухтарминской вол. Томской губ. и поездка в их селения и в Бухтарминский край//Зап. РГО по отделу общ. географии. 1867. Т. 1. С. 543-582; Ядринцев Н. М. Раскольничьи общины на границе Китая//Сибирский сб. 1886. Кн.1. С. 22-42; Шмурло Е. Рус. поселения за южным Алтайским хребтом на китайской границе//Записки Зап.-Сибир. отделу РГО. Омск, 1898. Кн. 25; [Бломквист Е. Э. , Гринкова Н. П. ]. Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930; Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосиб., 1974. С. 323-337; он же. Крестьянский побег и традиции пустынножительства в Сибири XVIII в.//Крестьянство Сибири XVIII - нач. ХХ в.: (Классовая борьба, обществ. сознание и культура). Новосиб., 1975. С. 19-49; он же. Путешествие за редкими книгами. М., 19882; он же. К постановке вопроса о беловодской легенде и бухтарминских «каменщиках» в лит-ре последних лет//Общественное сознание и классовые отношения в Сибири в XIX-XX вв. Новосиб., 1980.

http://pravenc.ru/text/153721.html

По материалам Гнедовского С., 1970 г. и Шередеги В., 1975 г. Стоит на возвышении правого (северного) берега р. Ингер, в стороне от жилой застройки. Церковь возведена в 1813 г. на средства прихожан. Ее кирпичные стены побелены по кладке. В 1856 г. трапезная была расширена, а в 1858 – 61 гг. полностью перестроена, В посл. четв. 19 в. к ней пристроили колокольню. К юго-западу от храма расположено одноэтажное кирпичное здание церковноприходской школы, выстроенное в 1886 г. Характерный пример сельского приходского храма простого, несколько архаичного облика с барочным силуэтом и несложным декором в стиле раннего классицизма. Церковь представляет собой двусветный кубический основной объем, завершенный крутой четырехлотковой кровлей и малым световым восьмеричком, над которым возвышается граненая шея луковичной главы. Невысокий алтарь прямоугольный, с чуть суженным закруглением апсиды. К западным углам храма примыкают полукруглые придельные алтари (трапезная с приделами сильно расширена по отношению к основному ядру и вытянута по оси север–юг). Тяжеловатая колокольня из трех квадратных ярусов завершается небольшим шатром со слухами и чешуйчатой главкой. На фасадах храма угловые лопатки переходят в архитрав, обрамляя поле стены с прямоугольными проемами по трем осям. Вертикали нижних наличников продолжены вверх и поддерживают сандрики, образуя филенки над окнами. Верхние проемы отмечены лишь ступенчатыми полочками. Более нарядны стены алтаря – с вертикальными тягами между окон и ромбовидными филенками над проемами. Строгие формы и декор первоначальных объемов контрастируют с избыточным многослойным оформлением колокольни, восходящим к мотивам древнерусского зодчества. Внутри основной объем имеет четырехлотковый свод, прорезанный световым барабаном главы. Центральная часть трапезной перекрыта системой поперечно ориентированных цилиндрических сводов с распалубками, опирающихся на подпружные арки; боковые приделы имеют коробовые своды. Первый ярус колокольни продолжен к востоку длинным притвором, «врезанным» в помещение трапезной. Полы вымощены чугунными плитами.

http://sobory.ru/article/?object=22388

Публикуя впервые на русском языке этот небольшой трактат преп. Иоанна Дамаскина , мы хотели бы обратить внимание читателей не столько на естественнонаучные воззрения святого Отца, несущие, конечно, печать своей эпохи и интересные прежде всего историкам науки, сколько на саму методологию его мышления, на последовательную трезвость в оценке феноменов окружающего мира, разительно контрастирующую с безбрежным мистицизмом, поисками таинственного, свойственным ложной религиозности. Перевод осуществлен по изданию: Patrologiae cursus completus. Series graeca (PG), т. 96, 1600–1604. Часть II Слова на Богородичные праздники При переводе были использованы следующие издания творений св. Иоанна Дамаскина : а) Patrologiae cursus completus. Series graeca (PG), т. 96, 661–680, 700–761. Это издание является воспроизведением первого двухтомного издания творений Дамаскина, которое осуществил М. Lequien в 1712 г. в Париже. б)S. Jean Damascène. Homélies sur la Nativité et la Dormition SC 80, texte gres., intr, traduction et notes par P. Voulet. Paris, 1961. в) γου ωννου Δαμασκηνο. Θεοτκος. Τσσερεις Θεομητορικς μλιες. Κεμενο – Εσαγωγ – Σχλια. ερομναχος θανσιος Γιβτιτς. Αθναι, 1970. К сожалению, вне сферы нашей досягаемости осталось новейшее критическое издание творений Дамаскина, подготовленное Византийским Институтом бенедиктинцев в Германии: Die Schriften des Johannes von Damaskas. Hrsg. von Byzantinischen Institut der Abtei Scheyern. Besorgt von P. B. Kotter, O.S.B.B., 1969–1975, Bd. 1–3. За основу при переводе было взято афинское издание, учитывающее наибольшее число рукописей и самое глубокое с точки зрения святоотеческого богословия, в отношении выбора конъектур. Наиболее значимые расхождения между вариантами, принимаемыми иером. Афанасием Йевтичем и католическими издателями, обозначены в комментариях. Русский перевод (анонимный) Слова на Рождество Пресвятой Богородицы был впервые опубликован в 1828 г. в «Христианском чтении», ч. XXI, и затем дважды переиздавался (Избранные слова Святых Отцов в честь и славу Пресвятой Богородицы. М., 1886, с. 14–27; Церковная проповедь на Двунадесятые праздники. Сост. П. Смирнов , ч. I, Киев, 1904, с. 641–651).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Лит.: Pflugk-Harttung J., von. Das Breve Papst Clemens II. für Romainmôtier//NA. 1886. Bd. 11. S. 590-594; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1911. T. 5. P. 270-285; G ü ggenberger K. Die deutschen Päpste. Köln, 1916. S. 29-37; Foreville R. Clément II//DHGE. T. 12. Col. 1093-1096; Specht W. Der Tod des Papstes Clemens II.: Eine chemisch-toxikologische Studie//Jb. f. Fränkische Landesforschung. Neustadt, 1959. Bd. 19. S. 261-264; Hauck K. Zum Tode Papst Clemens II.//Ibid. S. 265-274; Das Grab des Papstes Clemens II. im Dom zu Bamberg/Hrsg. S. Müller-Christensen, A. von Reitzenstein. Münch., 1960; Neukam W. G. Eine zeitgenössische Tradition der verschollenen Urkunde des Papstes Clemens II. für Kloster Theres vom 1047 Okt. 1//Jb. f. Fränkische Landesforschung. 1963. Bd. 23. S. 225-238; Dolley M. Some Neglected Evidence from Irish Chronicles Concerning the Alleged Poisoning of Pope Clement II//Frühmittelalterliche Studien. B., 1969. Bd. 3. S. 343-346; Goez W. Papa qui et episcopus: Zum Selbstverständnis des Reformpapsttums im 11. Jh.//AHPont. 1970. Vol. 8. P. 27-59; Schr ö bler I. «Dâ von wizze wir alle wol, das S. Johannes ein swert truoc»: Zur Ikonographie des Clemensgrabes im Bamberger Dom//Verbum et signum: Fr. Ohly zum 60. Geburtstag/Hrsg. H. Fromm. Münch., 1975. Bd. 1. S. 341-353; Zimmermann G. Bischof Suidger von Bamberg - Papst Clemens II.//Sorge um den Menschen: FS zum 25-jährigen Bischofsjubiläum von Alterzbischof J. Schneider/Hrsg. H. G. Röhrig. Bamberg, 1980. S. 125-135; Zimmermann G., Timmel R. Bischof Suidger von Bamberg - Papst Clemens II., † 1047//Fränkische Lebensbilder: N. F. des Lebensbilde aus Franken. Würzburg; Neustadt, 1982. Bd. 10. S. 1-19; Clemens II., der Papst aus Bamberg/Hrsg. L. Göller. Bamberg, 1997; Lombardi F. V. Vita e morte di papa Clemente II a San Tommaso in Foglia (anno 1047)//Studia Picena. Ancona, 1997. T. 62. P. 69-82; Laqua H. P. Clemente II//Enciclopedia dei papi. R., 2000. T. 2. P. 150-153; Das Bistum Bamberg in der Welt des Mittelalters/Hrsg. C. van Eickels, K. van Eickels. Bamberg, 2007; Gresser G. Clemens II.: Der erste deutsche Reformpapst. Paderborn, 2007; Hubel A. Überlegungen zum Grabmal des Papstes Clemens II. im Bamberger Dom//Neue Forschungen zur mittelalterlichen Bau- und Kunstgeschichte in Franken/Hrsg. H. Achim. Bamberg, 2011. S. 11-50; Stroll M. Popes and Antipopes: The Politics of 11th Cent. Church Reform. Leiden, 2012.

http://pravenc.ru/text/1841377.html

Помимо икон мч. Христофора изображения кинокефалов в христ. традиции связаны в основном с Ближ. Востоком. В копт. и эфиоп. живописи вмч. Меркурий Кесарийский часто представлен в сопровождении 2 собакоголовых воинов, согласно одному из вариантов Жития святого, обращенных им в христианство и сражавшихся вместе с ним, напр. на иконе из ц. Бет-Меркуриос в Лалибэле (Эфиопия). На иконе XVIII в. (часть триптиха) из Коптского музея в Каире в виде кинокефалов представлены копт. святые Ахракас и Аугани, к-рые также отождествляются со спутниками вмч. Меркурия (существует предположение, что они изображены в масках, см.: Kamil J. Christianity in the Land of the Pharaohs: The Coptic Orthodox Church. Routledge, 2013. Р. 162). С собачьими головами на арм. и сир. миниатюрах изображали измаильтян (мусульман) в композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов», напр. на миниатюре Тороса Рослина 1262 г. из Евангелия (Baltim. 539. Fol. 379). Лит.: Веселовский А. Н. Ханенеи-кинокефалы и иконографические изображения св. Христофора// Он же. Из истории романа и повести: Мат-лы и исслед. СПб., 1886. Вып. 1: Греко-визант. период. С. 453-476; Максимов Е. Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исслед.//Др. Восток. М., 1975. Сб. 1: К 75-летию акад. М. А. Коростовцева. С. 76-89; Вздорнов Г. И. Исследование о Киевской Псалтири. М., 1978. С. 65, 111; Снигирёва Э. А. Образ св. Христофора: Предания и действительность//Проблемы формирования и изучения музейной коллекции ГМИР. Л., 1990. С. 47-81; White D. G. Myths of the Dog-Man. Chicago, 1991; Чекин Л. С. Картография христ. средневековья: VIII-XIII вв. М., 1999; он же. Первые карты Скандинавского п-ова//ДГВЕ, 1999 г. М., 2001. С. 44-85; Friedman J. B. The Monstrous Races in Medieval Art and Thought. Syracuse (N. Y.), 2000. P. 67-74; Гувакова Е. В. Святой песьеголовец - аберрация, дань православной традиции или иконографический курьез?//Забелинские науч. чт., 2003: Ист. музей - энциклопедия отеч. истории и культуры. М., 2004. С. 48-63. (Тр. ГИМ; 143).

http://pravenc.ru/text/1684666.html

Расцвет мон-ря начался с XVIII в. В 1713 г. К. м. приобрел у Кипрского архиеп. Иакова II за 1500 гроссов обитель арх. Михаила ( Архангелу мон-рь ) в Лакатамии и она стала монастырским подворьем. Григорович-Барский, гостивший в К. м. в 1727 и 1735 гг., называет его первым среди кипрских обителей «славою и честию, и богатством» ( Григорович-Барский. 1886. С. 266). Если в 1727 г. обитель «процветает и иноци всякое доволство имуть» и «нужди и дани великой от агарян не имат» ( Он же. 1885. С. 401, 403-404), то в 1735 г. он отмечает, что «паче всех искушений Агарянских и пакостей претерпевают, обаче помощию Пресвятия Богородицы вся побеждают» ( Он же. 1886. С. 270). В 30-х гг. XVIII в. К. м. находился в тяжелом экономическом положении и был обременен большим долгом ( Θιλππου. 1975. Σ. 274). По Кипру совершались крестные ходы с чудотворной иконой для сбора средств. Посланные за милостыней в Александрию, Смирну, Ларису, Этолию, на острова Родос, Кос и Эвбея монахи собрали значительную сумму денег. В 1727 и 1735 гг. Григорович-Барский упоминает более 100 монахов, из к-рых 20 жили в самом мон-ре, а остальные на подворьях, «трудящеся... в земледелии и древосаждении, и в пасении овец и козлищ» ( Григорович-Барский. 1885. С. 403; 1886. С. 266). По словам автора, насельники К. м. были добродетельными, смиренными, благоговейными и радушно принимали странников ( Он же. 1885. С. 402). В 1738 г. Р. Покок писал, что в обители проживало 70 монахов. Ефрем Афинянин преподает детям и взрослым. Роспись галереи Киккского мон-ря. Художники братья М. и Г. Морошан. 1989 г. Ефрем Афинянин преподает детям и взрослым. Роспись галереи Киккского мон-ря. Художники братья М. и Г. Морошан. 1989 г. В сер. XVIII в. К. м. установил тесные связи с Дунайскими княжествами. В 1748 г. молдав. господарь Константин Маврокордат пожаловал К. м. хрисовул, согласно которому обитель ежегодно получала денежную помощь в размере 50 гроссов. Такую же сумму назначил выплачивать К. м. в 1749 г. господарь Валахии Григоре II Гика ( Θεοχαρδης. 2010. Σ. 113-115; Περδκης. 2010. Σ. 364-368, 376-377). Эти документы были подтверждены в 1750 г. молдав. господарем Константином Раковицэ, а в 1754 г. Матеем Гикой и его сыновьями Григоре, Георге и Николае.

http://pravenc.ru/text/1684602.html

В 1975 году отец Леонид принял монашеский постриг. Его духовными друзьями были многие выдающиеся священники и миряне того времени: покойный схиархимандрит Феофил (Россоха), ныне здравствующий бывший регент митрополичьего хора Михаил Семенович Литвиненко, в свое время приговоренный к расстрелу с заменой на заключение в лагерях, и многие другие. Среди нынешнего старшего поколения духовенства множество его почитателей: протоиерей Михаил Макеев – многолетний благочинный Барышевского благочиния Киевской епархии; архимандрит Софроний (Шинкаренко) – наместник Спасо-Преображенского монастыря с. Княжичи под Киевом; архимандрит Варлаам (Гергель) – наместник Благовещенского монастыря в Бортничах; епископы, многочисленная братия Киево-Печерской Лавры, духовенство и миряне многих городов и сел Украины и зарубежья. Свято-Троицкий собор на Троещине – первый в Киеве, построенный после 1917 г. Отец Пимен, молитвенник, строгий аскет, обладал даром старческого рассуждения, отзывался на просьбы каждого приходящего к нему. Маленький храм на краю Киева был духовным убежищем для многих киевлян. А когда новостройки Троещины приблизились к нему, старец в 1989 году поехал в Москву и получил разрешение на строительство Троицкого собора. Архимандрит Пимен (Соболев). Конец 1970-х гг. В выкроенное от служб время рисовал, слагал церковную музыку, читал. Он был широко образован, старался быть в курсе политических событий в мире. Сохранилось письмо к президенту США с требованием прекратить гонения на чернокожего христианского пастыря Мартина Лютера Кинга, пребывавшего в неволе. Свою пенсию батюшка перечислял в Фонд мира. А когда началось строительство собора, продал старинную квартиру на Трехсвятительской и поселился в церковном домике, где пребывал до конца своих дней. Когда его спрашивали: «А вдруг храм закроют, где вы будете жить?», он с улыбкой отвечал: «У Господа обителей много…» Сохранилась маленькая записная книжка отца Серафима, где фиолетовыми чернилами обозначены даты жизни и смерти его близких, духовенства, епископов и мест их захоронения. Вот некоторые из них: «Тетя Аня Соболева. Родилась 1 дек. 1886 г. Скончалась 5 июня 1918 г.», «Могила А.Г. Толстого, Берковцы, уч. 32, ряд 24, могила 13», «Митрополит Киевский Филофей, сконч. 29 янв. 1882 г., митр. Киевский Иоанникий, назначен в Киев в 1891 г., митрополит Киевский Феогност, умер 22 янв. 1903 г., митр. Киевский Флавиан, назначен в Киев 3 февр. 1903 г.». И далее – имена и даты жизни и смерти других киевских архиереев. Отец Пимен изучал историю Церкви, по крупицам собирал факты. Возможно, хотел оставить воспоминания. Однако напряженная священническая жизнь и духовничество не оставляли времени.

http://pravoslavie.ru/105910.html

С кон. XIX в. К.-П. вызывал интерес у исследователей. В 1886 г. монастырь посетил архим. Антонин (Капустин) ( Антонин (Капустин), архим. Из Румелии. СПб., 1886. С. 489-492. Табл. XVIII), в 1898 г.- Г. Лампакис, в нач. ХХ в.- Г. Милле, а в 1936 г. А. Орландос впервые всесторонне изучил К.-П. В годы второй мировой войны игум. Евфимий (Пацальяс) разместил в К.-П. жителей Арты, дома которых были разрушены. Кроме того, он укрывал в мон-ре партизан; здесь останавливались участники Сопротивления полковник И. Луцарис и подполковник Н. Зервас, архим. Серафим (Тикас) (впосл. архиепископ Афинский). В 1943 г. игум. Евфимия бросили в тюрьму и пытали. Во время фашистской оккупации сгорела часть келлий мон-ря. В 1953 г. мон-рь был преобразован в женский. Большая роль в возрождении обители принадлежит 1-й игум. Агнии (Пападимитриу) из мон-ря Зербица . В К.-П. были организованы приют для девочек-сирот и школа домоводства и ткацкого дела (действовала до 1974). В 1962-1975 гг. были возведены новые и отреставрированы старые монастырские корпуса, в 1968-1989 гг. построены здания гостиниц, в 1969 г. была отремонтирована крыша кафоликона. За оградой мон-ря в 1990 г. воздвигли храм во имя нмч. Захарии из Арты, пострадавшего в 1782 г. в Патрах. В храме хранится древнейшая из сохранившихся икон этого святого, написанная в 1881 г. В 1990 г. был построен архондарик для паломников, в 1993-1994 гг.- ц. прор. Илии в окрестностях К.-П. С 1994 г. реставрируются фрески кафоликона, в 1995 г. была заменена кровля и восстановлена кладка стен. В наст. время реставрационные работы в К.-П. продолжаются. В 2013 г. в К.-П. подвизались 14 монахинь; игумения - Харитина (Барбаресу) (Δπτυχα. 2013. Σ. 467). Монахини занимаются ткачеством и изготовлением ковров. Архитектура Монастырский комплекс построен на наклонном рельефе и окружен оградой с главным входом в юго-зап. углу. Здание над входом было восстановлено в 1993-1995 гг. на месте полуразрушенного во время второй мировой войны. Над ним на 2-м этаже был устроен парадный архондарик для приема офиц. гостей (ранее здесь было зернохранилище).

http://pravenc.ru/text/1683917.html

В 1881 году А.Н. Листова купила у помещицы села Чиргуши Панютиной Варвары Федоровны 212 десятин пахотной земли. На этой земле был создан монастырский хутор. На хуторе были построены 3 деревянных корпуса для сестер и рабочих. Молотильный сарай с молотильной машиной, три амбара для зерна, скотный двор. На хуторе содержался пчельник на 60 семей, имелась ветряная мельница. Еще одна мельница у монастыря стояла на южной окраине Лукоянова, на так называемой «Ветровой горе». В 1886 году на хуторе была построена деревянная на каменном фундаменте часовня во имя святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, в память праздновавшегося святым 1000-летия. После революции советская власть начала гонения на церковь. Церкви и монастыри стали закрываться и разрушаться. Не миновала эта участь и Тихоновский монастырь в Лукоянове. Происходило это постепенно. Монахинь из монастыря выселили не сразу. В 1922 году они организовали сельскохозяйственную трудовую артель. Эта артель просуществовала до 1928 года, когда в соответствии с циркуляром Наркомата Земледелия РСФСР от 10 января 1928 г. примонастырские колхозы были ликвидированы, т.к. было признано, что «смешение религиозной общины с сельскохозяйственной невозможно». 11 декабря 1929 года было издано постановление Президиума Нижкрайисполкома о закрытии Тихоновской церкви в г. Лукоянове и использовании ее здания под клуб. О закрытии церкви ходатайствовали лукояновские железнодорожники, т.к. «в Лукоянове ощущается острая нужда в помещении клуба». Под клуб был отдан второй этаж Тихоновской церкви, а первый этаж, где раньше размещались кельи и хозяйственные помещения, был отдан под общежитие студентов Лукояновского мордовского педтехникума, открытого в 1929 году, и общежитие студентов веттехникума. Затем здание Тихоновской церкви было передано районному Дому Культуры, который занимал его до 1975 г. до пуска в эксплуатацию в Лукоянове нового здания районного ДК. Здание же бывшей Тихоновской церкви за ветхостью было разобрано, а на этом месте в 1988 году был построен 12-квартирный дом для преподавателей педучилища (ул. Горького, д. 15).

http://sobory.ru/article/?object=49302

В. был назначен епископом Омским и Тюменским, часто посещал приходы Зап. Сибири, сумел воспрепятствовать разрушению собора и ансамбля архиерейского дома в Тобольске, пожертвовав на их реставрацию деньги из епархиальных средств. 20 февр. 1958 г. возведен в сан архиепископа. 21 февр. 1958 г. переведен на Иркутскую и Читинскую кафедру с поручением временного управления Владивостокской и Хабаровской епархией, пытался противостоять усилению антирелиг. кампании (см. ст. Хрущёв Н. С.). 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке, в 1966 г.- орденом св. Владимира 1-й степени. В 1970 г. являлся членом Комиссии Свящ. Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1971 г ., внес предложение о пересмотре решений Архиерейского Собора РПЦ 18 июля 1961 г ., лишавших настоятелей права самостоятельного управления приходами. Несмотря на противодействие органов власти, много ездил по епархии, часто служил, уделяя большое внимание формированию хоров и благолепию богослужений. В кон. 60-х гг., во время очередного объезда епархии, подвергся радиоактивному облучению, после чего у В. началась лучевая болезнь. 31 мая 1973 г. был назначен архиепископом Чебоксарским и Чувашским. Превозмогая тяжелое состояние здоровья, на новой кафедре В. продолжал активную деятельность, его стараниями был отреставрирован кафедральный Введенский собор, приобретен дом для Чебоксарского ЕУ, во всех приходах епархии замещены вакантные священнические места. Отпевание В. 18 окт. 1976 г. возглавил архиеп. Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычёв) . Погребен у левого клироса во Введенском кафедральном соборе г. Чебоксары. Арх.: Архив Московской Патриархии. Личн. дело; Архив УСБУ Тернопольской обл. Д. 13922-П. Соч.: Трагические страницы истории Церкви на оккупированной территории: Из восп. очевидца//ЖМП. 1975. 7. С. 12-13; Слово в день Рождества Христова//Там же. 1977. 1. С. 40-42; Слово на Великий пост//Там же. 3. С. 26-28. Лит.: Архиеп. Чебоксарский и Чувашский Вениамин: (Некролог)//ЖМП. 1977. 1. С. 18-21; Василий (Кривошеин), архиеп. Из восп. о Соборе 1971 г.//Вестн. РХД. 1986. 147. С. 210-235; Браславский Л. Ю. Правосл. храмы Чувашии. Чебоксары, 1995; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Правосл. Церковь. М., 2002. С. 509. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/150303.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010