553 Заварин Н. А. О суевериях и предрассудках, существующих в Вологодской епархии//Вологод. епарх. вед. 1870. С. 25. 554 Заднепровская А. Ю. 1993 Магические функции украшений у народов Поволжья//Этносемиотика ритуальных предметов. СПб., С. 125. 557 Грибова Л. С. Пермский звериный стиль. 1975. С. 79; Рочев Ю. Г. Коми легенды и предания. Сыктывкар, 1984. С. 132; Из полевых записей Ю. Г. Рочевым по летским коми//Архив КНЦ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 209. Л. 55. 558 Судаков В. В., Челяпов В. П., Буланкин В. М. Переяславль Рязанский (итоги археологических исследований 1979–1995 гг.)//Славянский средневековый город. Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Т. 2. М., 1997. С. 379. 561 Николаева Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV – первой четверти XVI в.//САИ. Вып. М.; Л., 1971. С. 38. 562 Беляев Л. А., Векслер А. Г. Археология средневековой Москвы (итоги исследований 1980–1990 гг.)//РА. 3, 1996. С. 120. 564 Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI–XV вв.//САИ. Е1– 60. М., 1983. С. 113–114 567 Соболев Η. Н. Резные изображения в московских церквах//Старая Москва. Вып. 2. М., 1914. С. 94. 568 ЦИА Москвы. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 310. Главная опись церковному и монастырскому имуществу. 1856–1890. 569 Романов Г. А. К 150-летию возобновления Креста работы Шумаева//Древнерусская скульптура. РАХ. НИИ теории и истории изобразительных наук. Вып. третий. Редактор-составитель А. В. Рындина. М., 1996. С. 196–202. 573 Публикация каталога крестов в книге: Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре. Очерк русской монументальной ставрографии. (М., 2000) вызвала ряд дискуссий по атрибуции и датировке памятников. Следствием их стали, в том числе, и данные заметки. – сост. 574 О высочайших пришествиях Великого Государя, Великого Князя Петра Алексеевича к Архангельскому городу. М., 1783. 575 Челищев П. И. Путешествия по Северу России в 1791 году. Дневн. П. И. Челищева. СПб., 1886. С. 73. 576 Протоирей Владимир Смирнов. Краткое историческое описание Архангельского кафедрального Свято-Троицкого собора. Архангельск, 1915. С. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

556 Фернан де Бринон (1885–1947), представитель французского правительства у немецкого верховного командования во Франции. 560 Точный текст соборного определения: «Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик – лишенным сана». 561 Федор Иванович Верисоцкий (1880–1950), пом. прокурора, участник Первой мировой и Гражданской войн. Во Франции с 1925 г. Основатель и председатель Союза русских шоферов в Париже. После войны – бухгалтер. 562 Иеромонах Сергий (Георгий Михайлович Иртель) (1898–1996). В 1930-х гг. пострижен в Псково-Печерском монастыре, окончил Св.-Сергиевский богословский институт (1937), иеромонах (1936), законоучитель в приюте для мальчиков в Веррьер-ле-Бюиссоне (1936–1938), разъездной священник (1938–1941), настоятель Св.– Сергиевской галлиполийской церкви (1941–1943), Скорбященской церкви на рю де ла Тур (1943–1945). В 1946 г. переехал в США, принят в юрисдикцию Сев.-Американской русской митрополии. Окончил жизнь в Мексике, приняв великую схиму. 563 Шарль Филипп, герцог Немурский (1905–1970), сын герцога Эммануэля Вандомского. Был последним главой младшей ветви Орлеанского дома. 565 Графиня Лидия Павловна Толстая-Милославская (?–1975), долголетняя сестра сестричества при Св.-Александро-Невском соборе и заведующая церковно-приходской школой. 567 Доминиканец о. Кристоф-Жан Дюмон (1898–1991), основатель Центра «Истина» (Centre Istina), активно участвовал в деле сближения католиков и православных. 570 Архимандрит Афанасий (Анатолий Иванович Нечаев; 1886–1943), из крестьянской семьи, окончил семинарию, работал железнодорожником. Выехал за границу в 1923 г. Учился в Св.– Сергиевском богословском институте, принял постриг (1926), иеромонах (1927). Священник в обители «Нечаянная Радость» в Ливри-Гарган (1928–1931), настоятель церкви в Монбаре (1929–1931). В юрисдикции МП с 1931 г., пом. настоятеля, затем настоятель Трехсвятительского подворья (1931–1943), благочинный храмов МП во Франции. Арестован немцами за помощь евреям в сентябре 1942 г., умер вследствие тяжелых допросов в Гестапо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

55 Попов Н. П. О возникновении Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки//Сборник статей, посвящённых академику А. С. Орлову. М., 1933. С. 37. 61 Цит. по: Лопарев Х. М. Византийские жития святых VIII и IX вв. Пг., 1914. С. 169. См. также: Аббат Марен. Указ. соч. С. 114. 64 Каврус Н. Ф. Студийский скрипторий в IX веке (По материалам рукописей Москвы и Ленинграда)//ВВ. Т. 44. М., 1983. С. 111. 65 Цит по: Соколов И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII века. Казань, 1894. С. 446. 66 Один из них – скрипторий в монастыре святого Иоанна Предтечи (Петрийском). Здесь ещё в VI веке был создан знаменитый кодекс Диоскорида (сейчас в Венской национальной библиотеке, graec, I), см. Лихачёва В. Д. Искусство книги. Константинополь XI век. М., 1976. С. 33. 69 Сперанский М. Н. «Греческое» и «лигатурное» письмо в русских рукописях XV–XVI вв.//Византинославика. Т. IV. 1932. C. 58–64. 71 Цит. по: Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV в. Л., 1934. С. 56. Ради объективности следует отметить, что, по мнению А. И. Соболевского, то место «Путешествия» Стефана Новгородца, где говорится о его встрече с новгородцами Иваном и Добрилой, – поздняя вставка, см. Соболевский А. И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV–XV вв. СПб., 1894. С. 11. Примеч. 2. 74 Цит. по: Доброклонский А. П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. I. Одесса, 1913. С. 947. См. также: Соболевский А. И. Указ. соч. С. 24; Дуйчев И. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества//ТОДРЛ. Т. XIX. С. 118. 76 Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886. С. 144. Перечень книг второй половины XIV в., списанных русскими в Константинополе и привезённых затем в Москву, приводится в: Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI–XIV веков и их указатель//Известия общества любителей духовного просвещения. Т. CXXIII. СПб., 1897. С. 37. 77 Лихачёва В. Д. Указ. соч. С. 152. См. также: Лихачёва В. Д. Иконографические особенности миниатюр студийских рукописей во второй половине XI столетия//Культура и искусство Византии. Тезисы докладов научной конференции. Л., 1975. С. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

57. Разумовский Г. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь . М., 1948. 58. Родзянко В., свящ. Как разрешить проблему Филиокве? – «Вестник Русского западно-европейского патриаршего Экзархата», 1955, 24. 59. Романидис И., свящ. Филиокве. – «Вестник Русского западно-европейского патриаршего Экзархата», 1975, 89–90. С. 89–115. 60. Сергий (Страгородский) , архиеп. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Свщ. Писания и творений святоотеческих. Репринтное издание 1898 г. Москва; Просветитель 1991. 61. Сергий (Страгородский) , натр. Значение апостольского преемства в инославии. – «Журнал Московской Патриархии», 1961, 10. С. 30–45. 62. Сергий (Страгородский) , натр. Отношение православного человека к своей Церкви и инославию. – «Журнал Московской Патриархии», 1967, 1. С. 63–69. 63. Современное католическое богословие. М., 2007. 64. Соколов И. П. Учение Римо-католической Церкви о таинстве священства. СПб., 1907. 65. Соколов В. А. Иерархия Англиканской епископальной церкви. Сергиев Посад, 1897. 66. Сорокин В., свящ. Догмат Римо-католической Церкви о взятии Божией Матери в небесную славу с православной точки зрения. – «БТ», 10. С. 67–90. 67. Сравнительное обозрение учения о первородном грехе в христианских вероисповеданиях. Тамбов, 1878. 68. Стуков Ф. Лютеранский догмат об оправдании верою. Историко-критический очерк. Казань, 1891. 69. Теодорович Н. И. Учение Тридентского собора о первородном грехе. Почаев, 1886. 70. Терентьев Н. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам. Казань, 1910. 71. Теста Б. Таинства в Католической Церкви. М., 2000. 72. Троицкий В. Н. Очерки истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912. 73. Успенский Е. Обличительное богословие. СПб., 1895. 74. Филарет (Вахромеев), архиеп. О филиокве. (К дискуссии со Старокатолической Церковью). – «Журнал Московской Патриархии», 1972, 1. С. 62–75. 75. Филарет (Дроздов) , митр. Разговор между испытующим и уверенным в Православии Восточной Кафолической Церкви. М. 1849.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

74 Цит. по: Доброклонский А. П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. I. Одесса, 1913. С. 947. См. также: Соболевский А. И. Указ. соч. С. 24; Дуйчев И. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества//ТОДРЛ. Т. XIX. С. 118. 76 Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886. С. 144. Перечень книг второй половины XIV в., списанных русскими в Константинополе и привезённых затем в Москву, приводится в: Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI–XIV веков и их указатель//Известия общества любителей духовного просвещения. Т. CXXIII. СПб., 1897. С. 37. 77 Лихачёва В. Д. Указ. соч. С. 152. См. также: Лихачёва В. Д. Иконографические особенности миниатюр студийских рукописей во второй половине XI столетия//Культура и искусство Византии. Тезисы докладов научной конференции. Л., 1975. С. 25. 78 Лихачёва В. Д. Миниатюры Киевской Псалтири и их византийские источники//Книга и графика. М., 1972. С. 47. 83 Гранстрем Е. Э. Каталог греческих рукописей ленинградских книгохранилищ. Вып. 1//ВВ. Т. XVI. М., 1959. 71. Там же см. библиографию работ, посвящённых изучению этой рукописи. 86 Архимандрит Владимир. Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки. Ч. 1. Рукописи греческие. М., 1894. С. 83–84. См. также: Каврус Н. Ф. Указ. соч. С. 104–106. 90 Малицкий Н. В. Черты палестинской и восточной иконографии в византийской Псалтири с иллюстрациями на полях, типа Хлудовской//Seminarium Kondakovianum. Prague, 1927. P. 49. 91 Липшиц Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры VIII — первая половина IX века. М.–Л., 1961. С. 397. 92 Малышев В. И. Собрание рукописей Псковского областного краеведческого музея//ТОДРЛ. Т. XI. М.–Л., 1955. С. 478. 95 Там же. С. 79–80. см. также: Известия Русского Археологического Института в Константинополе. Т. VI. Вып. 2–3. София, 1901. С. 264; Гранстрем Е. Э. Каталог… Вып. 4//ВВ. Т. XXIII. М., 1963. 309. 98 Фонкич Б. Л. Палеографические заметки о греческих рукописях итальянских библиотек//ВВ. Т. 41. М., 1980. С. 212–213.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

[cxxxvi] См.: Шерр И. Всеобщая история литературы: в 2 т./И. Шерр. - изд.]. - СПб., 1879. - Т. 1. - 1879. - С. 151; Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь/[под общ. ред. проф. А.П. Лопухина]. - Петроград, 1903. - Т. 4. - 1903. - Столб. 625; Попов И.В . , проф. Патрология. Краткий курс/И.В. Попов; [под общ. ред. проф. МДА А.И. Сидорова]. - М.: Учебный комитет Русской Православной Церкви, Московская Духовная Академия, 2003. - С. 191; Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV века/Н.И. Сагарда. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004. - С. 662; Спасский А . Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни/А. Спасский. - Сергиев Посад, 1895. - С. 450-451. [cxxxvii] Говоров А . Св. Григорий Богослов как христианский поэт/А. Говоров. - Казань, 1886. - С. 32. Необходимо также отметить, что А. Говоров собирался посвятить трагедии отдельный трактат, но, видимо, так и не осуществил своего намерения. [cxxxviii] Сирийское имя - Авдишо бар Бриха (бар Бериха, ум. 1318 г.), митр. Нисибинский, восточносирийский теолог, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока. Он известен составлением «Каталога писателей», в котором изложил грандиозную классификацию всей известной в то время сирийской литературы, как оригинальной, так и переводной. См.: Православная энциклопедия/[под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II]. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. - Т. 1. - 2000. - С. 121. [cxxxix] Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об Отцах Церкви/Филарет (Гумилевский). - М.: Паломник, 1996. - С. 131-132. [cxl] См.: S. Gregorii Nazianzeni Cognomento Theologi Opera. Nunc denuo/[edita J. Billius]. - Antverpiae: Prunaeus, S. Michaelis., 1612. - P. 126-149. Скорее всего, на составителей ТСО повлияло издание «Патрологии» аббата Ж.-П. Миня, которое по тем временам представляло более совершенное научное издание. [cxli] Фрейберг Л.А. Античное литературное наследие в византийскую эпоху/Л.А. Фрейберг//Античность и Византия. - М.: Наука, 1975. - С. 41.

http://bogoslov.ru/article/434669

Hayward C.T.R. Saint Jerome and the Aramaic Targumim//JSS, 32 (1987). P. 105–123. Idem. Jerome’s Hebrew Questions on Genesis. Translation with an Introduction and Commentary. Oxford, 1995. Heimann D.F. The Polemical Application of Scripture in St. Jerome//Studia Patristica, 12 (1975). P. 309–316. Helm R. Hieronymus und Eutropius//RhM, 76 (1927). P. 138–170, 254–306. Idem. Die neuesten Hypothesen zu Eusebius’ (Hieronymus’) Chronik//Sitzungsber. Der Preuss. Akad. der Wiss. Phil.-hist. Klasse (1929). S. 371–408. Idem. Hieronymus Zusätze in Eusebius’ Chronik und ihr Wert für die Literaturgeschichte (Philologus. Suppl. XXI. 2). Leipzig, 1929. Hendrikx E. Saint Jérôme en tant qu’hagiographe (Ep. 108)//CD, 181 (1968). P. 661–667. Hennings R. Der Briefwechsel zwischen Augustinus und Hieronymus und ihr Streit um den Kanon des Alten Testaments und die Auslegung von Gal.2:11–14 . Leiden, 1994. Idem. Hieronymus zum Bischofsamt//ZKG, 108 (1997). S. 1–11. Hoberg G. De S. Hieronymi ratione interpretandi. Bonn, 1886. Höhmann В. Der Amos-Kommentar des Eusebius Hieronymus: Einleitung, Text, Übersetzung, Kommentar. Münster, 2002. Howorth H.H. The Influence of St. Jerome on the Canon of the Western Church//JTS, 10 (1908–1909). P. 481–496; 11 (1909–1910). P. 321–347; 13 (1911–1912). P. 1–18. Hritzu J.N. The Style of the Letters of St. Jerome//CUA Patristic Series LX. Washington D.C., 1939. Hulley К.К. Light cast by Jerome on Certain Paleographical Points//Harvard Studies in Classical Philology, 54 (1943). P. 83–92. Idem. Principles of Textual Criticism Known to St. Jerome//Ibid., 55 (1944). P. 87–109. Jannacone S. La Genesi del cliché antiorigenista ed il platonismo origeniano nel contra Iohannem Hierosolymitanum di S. Girolamo//Giornale italiano di filologia, 17 (1964). P. 14–28. Jay P. Le vocabulaire exégètique de saint Jérôme dans le Commentaire sur Zacharie//Revue des Études Augustiniennes, 14 (1968). P. 3–16. Idem. Sur la date de naissance de saint Jérôme//REL, 51 (1973). P. 262–280.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Idem. Jérôme. Homélies sur Marc. Introduction//SC. 494. Paris, 2005. P. 7–54. Graves M. Jerome’s Hebrew Philology. Leiden; Boston, 2007. Gribomont J. Jérôme//DSp. Paris, 1974. Vol. 8. Col. 901–918. Idem. Jerome//Patrology. Vol. 4/Ed. A. di Berardino. Westminster, 1986. P. 212–246. Idem. La terminologie exégètique de s. Jérôme//La terminologia esegetica nell’antichità/Ed. C. Curti, J. Gribomont. Bari, 1987. P. 123–134. Gründel R. Des Hieronymus Briefe. Ihre literarische Bestimmung und ihre Zusammengehörigkeit. Diss. Leipzig, 1958. Grützmacher G. Die Abfassungszeit der Altercatio Luciferiani et Orthodoxi des Hieronymus//ZKG, 21 (1900). S. 1–8. Idem. Hieronymus. Eine biographische Studie zur alten Kirchengeschichte. Bd. 1–3. Leipzig, 1901, 1906, 1908 (Repr. Wiesbaden, 1969). Gurgel A. Saõ Jeronimo. Saõ Paulo, 1950. Gutierrez L. St. Jerome and Roman Monasticism. A Historical Study on his Spiritual Influence//Philippiniana Sacra, 10 (1975). P. 256–307. Guttila G. S. Girolamo, Seneca e la novitas dell’Ad Heliodorum epitaphium Nepotiani//ALGP, 14–16. (1977–1979). P. 217–244. Hagendahl H. Latin Fathers and the Classics: A Study on the Apologists, Jerome, and Other Christian Writers. Göteborg, 1958. Idem. Jerome and the Latin Classics//Vigiliae Christianae, 28 (1974). P. 216–227. Hagendahl H., Waszink J.H. Hieronymus//RAC, 15 (1991). P. 117–139. Hamblenne P. La longévité de Jérôme: Prosper avait-il raison?//Latomus, 28 (1969). P. 1081–1119. Idem. Relectures de philologue sur le «scandale» du lierre/ricin (Hieronymus, In Iona. 4:6)//Euphrosyne, 16 (1988). P. 183–223. Idem. Traces de biographies grecques «païennes» dans la Vita Pauli de Jérôme?//Cristianesimo Latino e cultura Greca sino al sec. IV. Roma, 1993. P. 209–234. Hartmann L.N. St. Jerome as an Exégète//A Monument to Saint Jerome. N.Y., 1952. P. 37–81. Hartung H. Der Exeget Hieronymus. Bamberg, 1903. Harvey P. Jerome dedicates his Vila Hilarionis//Vigiliae Christianae, 59 (2005). P. 286–297. Haussleiter E.J. Die Kommentare des Victorinus, Tichonius und Hieronymus zur Apokalypse//Zeitschrift für kirchliche Wissenschaft und kirchliche Leben, 7 (1886). S. 239–570.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Layton B. The Gnostic scriptures. New York, 1987. Leipoldt  I. Griechische Philosophie und frühchristliche Askese. Ber­lin, 1961. Leisegang H. Die Gnosis. Stuttgart, 1954. Lietzmann H. Geschichte der alten Kirche. I–III. Berlin, 1932–1938. Mansfeld J. Studies in later Greek philosophy and Gnosticism. Lon­don, 1989. May G. Marcion in Contemporary view: results and open questions//The second Century. 1987–1988. 6. P. 129–151. Monceaux P. Histoire litteraire de l’Afrique chretienne. T. 1: Ter­tullien et les origines. Paris, 1901. Moraldi L. Testi gnostici. Torino, 1982. Morgan J. The importance of Tertullian in the development of Chris­tian dogma. London, 1928. Nisters B. Tertullian. Seine Persönlichkeit und seine Schicksal//Münsterische Beiträge zur Theologie. 1950. Vol. 25. Nock A. D. Essays on religion and the ancient world. Cambridge, Mass., 1972. Vol. 2. Nöldechen E. Tertullians Erdkunde//Zeitschrift für kirchliche Wissenschaft und kirchliches Leben. 1886.6. S. 310–325. Orbe A. Cristologia gnostica. I–II. Madrid, 1976. Osborn E. Tertullian, first theologianof the West. Cambridge, 1997. Pagels E. The Gnostic Gospels. New York, 1979. Pepin J. Mythe et Allegorie. Les origines grecques et les contestations judeo-chretiennes. Paris, 1958. Perkins Ph. The Gnostic dialogue. The early Church and the crisis of Gnosticism. Toronto, 1980. Petitmengin M. P. Tertullien et la religion romaine//Revue des etudes latines. 1967. T. 45. P. 47–49. Petrement S. Le Dieu separe: les origines du gnosticisme. Paris, 1984. Quispel G. Gnosis als Weltreligion. Zürich, 1951. Quispel G. Gnostic Studies. I–II. Istanbul, 1974–1975. Quispel G. Marcion and the text of the New Testament//Vigiliae Christianae. 1998. 52. P. 349–360. Rankin D. Tertullian and the Church. Cambridge, 1995. Rauch G. Der Einfluß der stoischen Philosophie auf die Lehrbildung Tertullians. Halle, 1890. Rönsch H. Itala und Vulgata. Das Sprachidiom der urchristlichen Itala und der katholischen Vulgata unter Berücksichtigung der römischen Volkssprache durch Beispiele erläutert. 2. Ausg. Marburg, 1875.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья. (Общие замечания)//Античность и Византия. М, 1975. С. 266. 68 Ср. рассуждение св. Григория Нисского, называющего человека «великим и досточестным существом». Как говорит этот святитель: «Ведь не подобало начальствующему явиться раньше подначальных, но сперва приготовив царство, затем подобало принять царя. Поэтому Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю: им стала земля, и острова, и море, и небо, наподобие крыши утвержденное вокруг всего этого, и всяческое богатство было принесено в эти чертоги… Поэтому последним из творений введен был человек: не потому, что был как нестоящий отринут в последние, а потому, что был призван стать царем подвластного ему». Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. Перевод В. М. Лурье. СПб., 1995. С. 13. 69 См.: Мф. 25, 34 («наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»). Евфимий Зигабен, толкуя это место Священного Писания, замечает: «Не сказал: приимите, но наследуйте, как отеческое, как должное, как уготованное вам от создания мира. Прежде чем появились люди, оно уже было уготовано праведникам, так как Бог знает будущее». Евфимий Зигабен. Толковое Евангелие от Матфея. Киев, 1886. С. 374–375. 70 См.: Быт. 1, 26. Отцы Церкви обычно подчеркивают, что слово «сотворим» указывает на «Совет» (βουλ, προβολιον), свидетельствующий об исключительном достоинстве (αξωμα, τ τμιον) человека. См.: Alexandre M. Le commencement du livre Genèse I–V. P. 173. Например, св. Кирилл Александрийский говорит: необходимо было, чтобы на земле появилось «животное разумное после того, как наперед явилось все то, что служило к увеселению его и казалось хорошо сотворенным. Поэтому, явив наперед в подобающем украшении землю и небо, и все, что на них, Бог приступает к сотворению человека, бытие которого Он имел в мысли раньше того. И всякое другое создание Он творил сразу повелением Своим и приводил в бытие Словом Своим, как Бог. Поелику же человек есть животное поистине благообразное и богоподобное, то, дабы не показалось, что он — подобие высочайшей славы — сотворен одинаково с тем, что не таково же, как он, Бог удостаивает его создание предварительного совета и личного участия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010