http://gatchina3000.ru/art_monuments/main08_6.htm Находящаяся в Егерской слободе г.Гатчины Покровская церковь была заложена 25 мая 1886 г. духовником Их Императорских Величеств протопресвитером Иоанном Янышевым, и строилась по проекту академика архитектуры Давида Ивановича Гримма. Спустя два года - 20 ноября 1888 г. церковь была торжественно освящена в присутствии Императора Александра III тем же протопресвитером Иоанном Янышевым. В храме находился роскошный трёхярусный резной иконостас, изготовленный из темного дуба на петербургской фабрике Е. Шрадера. 15 марта 1918 г. церковь, до этого состоявшая в придворном ведомстве, была переведена в ведение епархиального духовества. Церковь была закрыта по постановлению ВЦИК от 2 марта 1933 г., а всё её внутреннее убранство было разграблено или уничтожено. После оккупации Гатчины немецкими войсками, с октября 1941 г. в ней возобновились Богослужения, которые с этого времени и до февраля 1942 г. совершал свящ. Иоанн Пиркин (...-1944), а с марта 1942 г. и вплоть до своего ареста в апреле 1944 г. свящ. Василий Апраксин (1891-1962). В храме был установлен временный фанерный иконостас, в августе 1952 г. замененный на новый (более художественный) переданный из церкви СПб Духовной семинарии и находящийся в Покровской церкви доныне. После проведённого в храме ремонта Покровская церковь была вновь торжественно освящена 14 января 1952 г. благочинным Пригородного округа прот. Александром Мошинским. В 1957 г. вокруг храма была сделана новая ограда, а в 1959 г. рядом был выстроен новый деревянный церковный дом. В настоящее время за алтарем храма находятся могилки священнослужителей: прот.Василия Левитского (1851-1914), являвшегося его настоятелем с 1896 г. и вплоть до своей кончины, прот. Петра Белавского (1892-1983), являвшегося настоятелем храма с 1955 по 1976 годы, и гатчинского прот. Иоанна Преображенского (1915-1991), никогда не являвшегося клириком Покровской церкви, но тем не менее погребенного рядом с ней, поскольку он проживал поблизости от храма. Прекрасные старинные фотографии наружного вида храма находятся в фототеке ИИМК РАН, альбом F.49 (8-10), а фотография внутреннего убранства церкви была приведена в журнале " Зoдчiй " , 1892 г., вклейка 35.

http://sobory.ru/article/?object=00130

Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936), митрополит. С 1898 – ректор Московской духовной академии. 28 февраля 1899 – хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. С 1903 – епископ Псковский и Порховский. С 1910 – архиепископ Новгородский и Старорусский. В ноябре 1917 – возведен в сан митрополита. В ноябре 1919 – арестован в Москве, выслан в Новгород. В 1920 – арестован в Новгороде, осужден на 5 лет ссылки в Архангельск. Приговор отменен решением ВЦИК. В 1924 – приговорен к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. С 1928 – разрешено свободное проживание в Средней Азии. С мая 1927 – член Временного Патриаршего Синода, участия в работе не принимал. С 1933 – митрополит Ташкентский и Туркестанский. 23 февраля 1936 – скончался в Ташкенте. Белавский Петр Иоаннович (1892–1983), протоиерей. С 1922 – настоятель Алексиевской церкви пос. Тайцы (Гатчинский район). В 1928–1929 – помощник владыки Димитрия (Любимова). 29 ноября 1929 – арестован в Тайцах вместе с владыкой. Приговорен к 5 годам концлагерей. В 1933 – освобожден. Поселился в Новгороде. В 1938 – вновь арестован по делу «контрреволюционной организации». В мае 1939 дело прекращено. Выехал к семье в пос. Пестово (Покров-Молога), где работал бухгалтером до конца войны. С 1949 – настоятель Павловского собора в Гатчине. С 1955 – настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Егерской слободе (пос. Мариенбург). С 1976 – за штатом. Варлаам (Лазаренко Григорий Яковлевич; 1879–1930), епископ. В 1923 – хиротонисан в епископа Лебединского Полтавской епархии. С 1925 – епископ Майкопский. В декабре 1926 – арестован в с. Заповедное Туапсинского района, дело прекращено. В августе 1927 – отделился от митрополита Сергия. В начале 1928 – ездил в Ленинград к епископу Димитрию (Любимову). Окормлял тайные скиты в горах и общины на Кубани. Арестован в 1930. Расстрелян. Василий (Докторов Владимир Иванович; 1872–1938), епископ. В 1886 – поступил в Никандрову пустынь Псковской епархии. В 1902–1905 – учился в Казанской духовной академии. Миссионер в Семипалатинске. В 1924 – хиротонисан во епископа Горно-Алтайского. В 1925 – епископ Пинежский. В 1925–1926 – епископ Яранский. С 1927 – епископ Каргопольский. Присоединился к иосифлянам. Арестован в декабре 1930, приговорен к 5 годам заключения в Ярославском изоляторе, с 1933 – на Соловках. С 1935 – жил в Мариуполе. Вновь арестован в 1938, вероятно, расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Барсов Т. В. О правилах карфагенского собора//Христианское чтение. 1879. Барсуков Т. Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью. М., 1878. Бартенев П. И. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1858. Бахрушин С.В. Научные труды. Т. III. М., 1955. Белокуров С.А. Арсений Суханов. Ч. 1. Биография Суханова//ЧОИДР. 1891. Т. I и II; Ч. II. Сочинения А. Суханова//ЧОИДР. 1894. Т. II (есть отд. издание). Белокуров С.А. Из духовной жизни московского общества XVII в. М., 1902. Белокуров С. А. Свидетельство Сильвестра Медведева о никоновском исправлении книг//Христианское чтение. 1886. Т. IV. Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Т. I. Богословский М.М. Земское самоуправление на русском севере в XVII веке. М., 1909. Т. I-II (ЧОИДР. 1909). Богословский М.М. Петр I. Материалы для биографии. Т. I. М., 1940. Бонч-Бруевич В.Д. Материалы к изучению русского сектантства и раскола. СПб., 1908. Т. I. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. СПб., 1898. Брикнер А. Патрик Гордон и его дневник. СПб., 1878. Броневский В. История Донского войска. СПб., 1834. Т. I. Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века. М.—Л., 1947. Булавинское восстание: Сборник документов. М., 1935. Бухтарминские старообрядцы. М.—Л., 1930. Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Очерк русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. Пг., 1916. Введенский В. Протопоп Даниил//Богословский вестник. 1913. 4. Веселовский С.Б. Памятники первых лет русского старообрядчества. II. Документы о постройке Пустозерской тюрьмы, о попе Лазаре, Иване Красулине и Григорее Яковлеве. СПб., 1914 (ЛЗАК. Т. 26). Викторовский П. Западно-русские дворянские фамилии, отпавшие от православия в конце 16 и в 17 веке//ТКДА, 1908. Виноград Российский – см. Семен Денисов. Виноград российский или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. Виноградский Н. Церковный Собор в Москве 1682 года. Смоленск, 1899.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

В 1182 году святитель, чувствуя приближение кончины, решил остаток дней провести в полном уединении и оставил кафедру. Скончался он 28 апреля 1182 года. Творчество святителя Кирилла явилось одним из наивысших достижений литературы XII века. После его смерти осталось большое количество сочинений. Некоторые из них напечатаны в книге «Памятники российской словесности XII века», целый ряд сочинений потерян и есть сочинения, приписываемые ему без достаточных оснований. Имеется полное собрание сочинений святителя Кирилла, изданное преосвященным Евгением Туровским в Киеве в 1880 году. Труды: Притча о человечестей душе, и о телеси, и преступлении Божиих заповедей, и о воскресении тела человека, и о будущем суде, и о муке. Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце, и о монашестве, и о душе, и о покаянии. Сказание о черноризском чине. Восемь слов на разные воскресные и другие дни. Тридцать молитв. Два канона. Перечисленные выше труды были напечатаны в следующих изданиях: Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. – М., 1821. – С. Х-ХП, 3–152. Евгений. Творения отца нашего Кирилла, епископа Туровского . – Киев, 1880. Срезневский И. И. Новые списки поучений Кирилла Туровского //Исторические чтения о языке и словесности за 1854 и 1855 годы. – СПб., 1855. – С. 137–153. Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского //Труды отдела древнерусской литературы. – М-Л., 1955. – Т. 11; 1956. – Т. 12; 1957. – Т. 13;1958. – Т. 15. Литература: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900–1911. – Т. 1, первая половина. – С. 656–670. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 3. – С. 35, 36, 125–175. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 68–69. Смирнов С. И. Как служили миру подвижники древней Руси. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1903. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. – Вып. 8, апрель. – С. 168–176.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В.М.К. – см. Карлович В.М. Воробьев Г. О Московском Соборе 1681—1682 г. СПб., 1885. Воссоединение Украины с Россией. М., 1953. Т. I—III. Временник Ивана Тимофеева. М.., 1951. Вышенский Иван. Сочинения. М., 1955. Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Т. I—II. СПб., 1882. Голубев С. История киевской духовной академии//ТКДА. 1886. Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. I—II. Киев, 1883—1898. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. I—II. М., 1900—1904. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами//ЧОИДР. 1905. Т. III (есть отд. издания 1892 и 1905 гг.). Голубцов А. П. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1908. Горчаков М. Монастырский приказ. СПб., 1868. Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. М., 1964. Грушевский М. М. История Украины-Руси. Нью-Йорк, 1954. Т. I—X. Дворцовые разряды. СПб., 1850—1855. Т. I—IV. Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. 1913. Т. XI (Памятники истории нижегородского движения в эпоху смуты и земского ополчения 1611-1612 гг.). Дело о патриархе Никоне. СПб., 1897. [Демкова] Сарафанова Н.С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума//ТОДРЛ. 1960. Т. 18. С. 329—340. Денисов Андрей (Вторушин, кн. Мышецкий) – см. Андрей Денисов. Денисов С. – см. Семен Денисов. Деяния собора 1649 г./Под ред. С. А. Белокурова//ЧОИДР. 1894. Т. IV. Деяния собора 1651 г. (Московского)//Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882. Т. II. С. 470—472. Деяния собора 1654 г. (Московского). См.: Строев П.М. Дополнение к книгам гр. Ф. Толстого. Описание старопечатных книг славянских, служащее дополнением к описаниям библиотек гр. Ф. Толстого и купца И. Царского. М., 1841. С. 151—156; Макарий (Булгаков, епископ). История русского раскола, известного под названием старообрядчества. 3-е изд. СПб., 1889. С. 159. Деяния собора 1660 г. (Московского)//Гиббенет Н.А. Ук. соч. Т. II. С. 180—220; Дело о патриархе Никоне. С. 64, 72, 88—110.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

Можно с уверенностью утверждать, что Спасо-Парголовский храм посещали представители творческой интеллигенции, снимавшие дачи неподалёку или гостившие у своих друзей: Н. С. Лесков, А. Блок, Д. И. Мамин-Сибиряк, И. Е. Репин, Ф. Шаляпин и многие другие. В годы советской власти Спасо-Парголовская церковь оставалась одним из немногих никогда не закрывавшихся храмов епархии. На сегодняшний день известно трое клириков прихода, принявших мученический венец от богоборческих властей. Это настоятель храма, протоиерей Алексей Грацианов (1879, 1881?-1942?), арестованный и высланный в Астрахань в 1935 году, умерший в заключении; протоиерей Николай Краснопевков (1894-1941), который был сыном диакона храма, о. Михаила Краснопевкова и служил здесь с 1918 по 1931 год, он был арестован в 1937 году и погиб в концентрационном лагере на Колыме; настоятель храма протоиерей Стефан Черняев (1886-1937), расстрелянный в Ленинграде 12 ноября 1937 года. Исповедниками веры, пережившими гонения за имя Христово были о. Владимир Шамонин (1882-1967), настоятели протоиерей Филофей Поляков (1893-1958), Александр Мошинский (1885-1955) и, вероятно, другие. Во время Великой Отечественной войны храм стал утешением в скорбях всем страждущим от голода и лишений. Подтверждением этому служит медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», которой был награждён блокадный настоятель храма протоиерей Александр Мошинский. В советское время Шуваловское кладбище стало последним приютом как для многих известных городских священнослужителей, так и для деятелей науки и искусства. В 1954 году территория Первого Парголова вошла в городскую черту, и храм, перестал относиться к Пригородному благочинию. В 70-е годы к храму приблизилась городская застройка. Деревянные дома по правой стороне Выборгского шоссе были уничтожены, а население округи увеличилось в десятки раз. Храм стал настоящим городским храмом. Современное состояние [ править править код ] В последние годы храм постоянно украшался и реставрировался, успешно работала воскресная школа, было начато издание приходской газеты «Спасо-Парголовский листок». Деятельность прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Парголов...

Согласно Житиям, К. был погребен в построенной им ц. св. Климента. С IX в. известно о его почитании в архиепископстве Кёльн и на прилегающих территориях. Поминовение святого указано в мартирологах Вандальберта Прюмского (2-я четв. IX в.- MGH. Poet. T. 2. P. 599) и Узуарда, а также в местных календарях X в. (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Bd. 3. S. 1488-1489. (MGH. Libri memoriales; 2/3)). В 1168 г. в ц. св. Климента состоялось открытие мощей К.; к этому времени при церкви существовал капитул секулярных каноников. С 1210 г. на месте старой церкви велось строительство 3-нефного романского храма во имя К., торжественное освящение которого состоялось в 1247 г. Во время секуляризации в 1802 г. капитул был распущен, церковь передана приходу. Тогда же была утрачена драгоценная рака, в которой хранились мощи святого; в наст. время мощи находятся в неоготической раке, созданной в 1869 г. Церковь подверглась значительным разрушениям во время второй мировой войны. Хор и главный неф были восстановлены к 1955 г., полностью реставрационные работы завершили в 1985 г. В 1998 г. папа Римский Иоанн Павел II присвоил церкви статус малой базилики. Память К. внесена в Римский мартиролог; поминовение святого совершается в диоцезах Кёльн и Трир. Ист.: BHL, N 2014-2018a; Vita S. Cuniberti Coloniensis episcopi//Catalogus codicum hagiographicorum Bibliothecae Regiae Bruxellensis. Brux., 1886. Pars. 1. Vol. 1. P. 244-245; Die Urkunden der Merowinger/Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 83, 92, 155, 158, 196-197, 201, 204, 207, 279; Tl. 2. S. 565-566, 585, 590, 710-711, 713, 715. Лит.: Duchesne. Fastes. T. 3. P. 176, 179-180; Coens M. Les Vies de S. Cunibert de Cologne et la tradition manuscrite//AnBoll. 1929. Vol. 47. P. 338-368; MartRom. Comment. P. 513, 517; Ewig E. Beobachtungen zur Frühgeschichte des Bistums Köln//Geschichte und Kunst im Erzbistum Köln: FS f. W. Neuss/Hrsg. R. Haass, J. Hoster. Düss., 1960. S. 13-39.

http://pravenc.ru/text/2462255.html

Убедившись в достоинствах святителя Дионисия (после смены двух митрополитов), великий князь пожелал, наконец, видеть его на митрополичьей кафедре. В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом «митрополитом на Русь». Но по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию Киевского князя Владимира Ольгердовича, который объявил, что так как московский князь по своей воле изгнал митрополита Киприана, то и князь Киевский, подражая ему, задерживает преосвященного Дионисия. Святитель Дионисий скончался в заключении 15 октября 1385 года. Погребен святитель в «киевской печере великого Антония». 26 июня память святителя празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван «преподобным чудотворцем». Труды: Грамота Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития//Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. – СПб., 1880, т. 6; Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. (Памятники XI-XV вв.), 24, с.205–210; 25. стб. 211–228. Поучение против псковско-новгородских стригольников//Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-haчaлa XVI вв. – М.; Л., 1955. – С. 236–243. Литература: Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых Православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885, т. 6. – С. 488–507. Лавров. Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский и митрополит всея России. Нижний Новгород, 1892. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4. – С. 173–74, 111–112, 150, 154, 194. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 186–188. прим. 22. Голубинский E. Е. История Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1902–1904, т. 2. Сементовский H. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 154. Полное собрание Житий святых Православной Греко-российской Церкви/Под редакцией Е. Поселянина. – СПб., б. г.. (приложение к журналу «Русский паломник».) – 1908, июнь. – С. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В данной Хрестоматии опущен перевод первой, меньшей по объему, части, представляющей собой список славянских племен – восточных соседей Восточнофранкского королевства от Нижней Эльбы до Моравии. В остальном текст представлен полностью. Если примечания отсутствуют, это означает, что сколько-нибудь правдоподобной идентификации данных этнонимов нет. В целом отсылаем читателя к детальному историко-географическому и лингвистическому комментарию с подробной библиографией: Назаренко 1993. С. 15–50. Главной сложностью при переводе является выбор транслитерации не известных по другим источникам племенных названий. Поэтому наш перевод ориентируется на древневерхненемецкое произношение, насколько оно поддается восстановлению, т. е., например, графема s передается через русск. ш, z – через с или ц (в зависимости от позиции в слоге) и т. д. В целях методического единства такой принцип сохранен и в тех случаях, когда славянский оригинал реконструируется с большей или меньшей определенностью (Busani – «бушаны», а не «бужане»). Издания: Памятник издавался многократно. Приведем некоторые из изданий, последние по времени: owmiaski 1955. S. 16–17; Horák, Trávníek 1956. S. 2–3; Herrmann 1965. S. 220–221; Nový 1968. S. 140–141; Назаренко 1993. C. 13–14; исправленное по рукописи издание с сохранением рукописного разделения на строки: Назаренко 2001а. С. 53–54. Переводы: Учитывая, что текст – особенно во второй, приводимой в Хрестоматии, части – представляет собой практически перечень этнических наименований, понятие «перевод» во многом утрачивает свой прямой смысл. Тем не менее, приведем несколько примеров разноязычных переводов; на немецкий язык: Keltsch 1886. S. 511–512; на чешский язык: Horák, Trávníek 1956. S. З–4; MMFH 3. S. 287–288/D. Bartoková; на русский язык: Назаренко 1993. С. 14–15. Литература: Помимо работ, упомянутых выше, см.: Keltsch 1886. S. 505–560; Zakrzewski 1917; owmiaski 1955. S. 9–55; idem 1958. S. 1–22; Herrmann 1965.S. 212–221; Nový 1968. S. 131–149; Fritze 1982. S. 111–126, 438–440; Горский 1997. C. 271–282; Назаренко 2001a. C. 52–65.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Елатонцевъ " Справка из " Словаря... " (С. 228-229) ЕЛАТОНЦЕВ СЕМЕН ГЕОРГИЕВИЧ (дон.) - род. 3 февраля 1886 г., ст. Кременской, инженер, общественный и политический деятель. Окончил Новочеркасское реальное училище и Технологический институт в С-Петербурге; 1912-1913 гг. служил в строительной фирме и заведывал постройкой элеваторов в Оренбургской губернии. С началом Первой Мировой войны зачислился вольноопределяющимся в 32-й Донской казачий полк, в рядах которого вышел на фронт и заслужил за боевые отличия Георгиевские кресты двух степеней, а также и чин прапорщика, но 4-го декабря 1914 г. был тяжело ранен. По излечении перешел на положение инвалида и с производством в хорунжие оставлен на тыловой службе. После революции 1917 г. инж. Е. Был делегатом Донского Войскового Круга, неоднократно избирался членом Донского правительства, участвовал в создании независимой Донской республики. Одно время был помощником министра торговли и промышленности. Уйдя в эмиграцию, первое время проживал в Чехии, а осенью 1923 г. вместе с женой переехал в США, где стал одним из организаторов Общеказачьего Центра и много лет был его председателем. Одновременно редактировал " Общеказачий журнал " . Умер от болезни сердца 23 июля 1955 г. в г. Энглиштоун, Ньюджерси. Был женат на Лидии Петровне Антоновой, казачке ст. Распопинской. Будучи сторонником федерации Дона с Россией Е. Вместе с тем оставался горячим казачьим патриотом. " Где бы мы не были, - говорил он,- мы крепко держимся наших казачьих обыкновений. Поэтому нас можно истребить, уничтожить, но победить, изменить нас нельзя... Пока в наших жилах течет казачья кровь, никакая революция, никакой коммунизм, никакие гонения и лишения не изменят нашей духовной сущности, не изменят наш вольный свободолюбивый дух, не вырвут из наших душ любовь к свободе, к справедливости, законности, к вере в Бога, не вырвут веру в святость человеческой жизни и личности... " (С.36.) А Н Т О Н О В М И Х А И Л В А С И Л Ь Е В И Ч (дон.) - род. ок. 1873 (ошиб. - 1868 (Ю.С.); ст. Кременской (ошиб. - Новогригорьевской (Ю.С.); есаул. Убит в конной атаке на австрийскую пехоту у с. Жолкевка 6-го (22) августа 1914 и посмертно награжден орденом Св. Георгия 4-й ст.

http://ruskline.ru/analitika/2007/01/04/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010