Lossky V, A l " image et à la ressemblance de Dieu, Paris 1967, cc. 25–37. Puech H. C, La ténèbre mystique chez le Pseudo-Denys VAréopagite et dans la tradition patristique, in Études Carmélitaines 2 (1938) 33–53. Roques R, Contemplation, extase et ténèbres chez le pseudo-Denys, DS 2 (1953) 1885–1911. Scazzoso C., Rivelazioni del linguaggio pseudo-dionisiano intorno ai terni délia contemplazione e delVestasi, in Rivista di filosofia neo-scolastica 56 (1964) 37–66. Vanneste J., Le mystère de Dieu. Essai sur la structure rationnelle de la mystique du Pseudo-Denys VAréopagite, Louvain 1959. Völker W., Gregor von Nyssa als Mystiker, Wiesbaden 1955. Völker W., Kontemplation un Ekstase bei Pseudo-Dionysius Areopagita, Wiesbaden 1958. Widengreen G., Researche in Syrian Mysticism. Mystical Expériences and Spiritual Exercices, in Numen 8 (1961) 161–198. Слава Божья Alszeghy Z. – Flick M., Gloria Dei, in Gregorianum 36 (1955) 361–390. Deseille C. – Adnès C., Gloire de Dieu, DS 6 (1967) 421–487. Dupré La Tour A., La Doxa du Christ dans les oeuvres exégétiques de Cyrille d’Alexandrie, in RSR 48 (1960) 521–543; 49 (1961) 68–94. Kittel G., Doxa, in Kittel 2 (1966) 1348–1404. Sieben H. J., Mneme Theou, DS 10 (1980) 1407–1414. Skalickÿ C., La gloria nel vangelo di Giovanni, Roma 1970. Špidlik T., L’idéal du monachisme basilien, in P.J. Fedwick, Basil of Caesarea, Christian, Humanist, Ascetic, Toronto 1981, cc. 361–374. Указатель книг, рекомендуемых к чтению Священное Писание Феофил Антиохийский . Три послания к Автолику SC 20 (1948), II, с. 94295; III, с. 206–271 (превосходство священнописателей над мирскими авторами). Ириней Лионский , Против ересей IV, 10, 1–2, SC 100 (1965), с. 490–497 (Сын Божий как семя Священного Писания). Василий Великий , Краткое правило 1, 95, 235, 236; Гомилия (богослуж. беседа), па Пс. 1, PG 29, 200–228. Кассиан, Трапеза духовная 8, 3–5, SC 54 (1958), с. 11–14; Указатель, SC 64 (1959), с. 236. Иоанн Златоуст , О статуях 1, 1, PG 34, 761. Псевдо-Макарий, Гом. 39, PG 34, 761.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

s.-Gravenhage, 1952/1953. Vol 7. P. 129–141 [переизд.: Idem. Sparsa Collecta: Collected Essays. Leyden, 1983. Vol. 3: Patristica, gnostica, liturgica. P. 59–70]; Hawthorne G. F. Tatian and his Discourse to the Greeks//HarvTR. 1964. Vol. 57. P. 161–188; Marcovich M. Pseudo-Justin: Πρς λληνας//JThSt. N. S. 1973. Vol. 24. N 2. P. 500–502; «Увещание к эллинам»: Schürer E. Julius Africanus als Quelle der pseudojustinischen «Cohortatio ad Graecos»//ZKG. 1878. Bd. 2. S. 319–331; Gebhardt O., von. Zur handschriftlichen Überlieferung der griechischen Apologeten: Der Arethascodex Paris. Gr. 451//TU. 1883. Bd. 1. H. 3. S. 154–196; Völter D. Über Zeit und Verfasser der pseudojustinischen «Cohortatio ad Graecos»//ZWTh. 1883. Bd. 26. S. 180–215; Dräseke J. Der Verfasser des fälschlich Justinus beigelegten Λγος παραινετικς πρς λληνας//ZKG. 1885. Bd. 7. H. 2. S. 257–302; idem. Zu Apollinarios’ von Laodicea «Ermunterungsschrift an die Hellenen»//ZWTh. 1900. Bd. 43. S. 227–236; 1903. Bd. 46. S. 407–433; Asmus J. R. Ist die pseudojustinische «Cohortatio ad Graecos» eine Streitschrift gegen Julian?//Ibid. 1895. Bd. 38. S. 115–155; idem. Ein Bindeglied zwischen der seudojustinischen «Cohortatio ad Graecos» und Julians Polemik gegen die Galilaer (Dion Chrys. Or. XII)//Ibid. 1897. Bd. 40. S. 268–284; Puech A. Sur le Λγος παραινετικς attribué à Justin//Mélanges H. Weil. P., 1898. P. 395–406; Gaul W. Die Abfassungsverhältnisse der pseudojustinischen «Cohortatio ad Graecos». B., 1902 [рец.: Krüger G.//ZWTh. 1903. Bd. 46. S. 592–595; Guignebert Ch.//RHR. 1903. T. 48. P. 412–416]; Widmann W. Die Echtheit der Mahnrede Justins des Martyrers an die Heiden. Mainz, 1902; Knossalla J. Der pseudo-justinische Λγος παραινετικς πρς λληνας//Kirchengeschichtliche Abhandlungen/Hrsg. M. Sdralek. Breslau, 1904. Bd. 2. S. 109–285; Schmidt Ch. Studie über die Justinische «Cohortatio ad Graecos»//Pastor bonus. Trier, 1909/1910. Bd. 22. S. 580–585; Alfonsi L. Traces du jeune Aristote dans la «Cohortatio ad gentiles» faussement attribuée à Justin//VChr.

http://pravenc.ru/text/Иустин ...

А. И. Соболевский, «Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии». (В кн.: Академия Наук, Отд. русского языка и словесности, Сборник, LXXXVHI, 1910, 3, с. 162–177); 131, с. 60–61. О переводе византийских хроник см. также 165, с. 385–408. 26 См.: А. Павлов, «Книги законные, содержащие в себе, в древнерусском переводе, византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные». (В кн.: Академия Наук, Отд. русского языка и словесности, Сборник, XXXVIII, 3, СПб., 1885), с. 1–92. 27 Ср. 192. 28 См. 205, с. 52–54. 29 О византийской традиции, которую выразили эти три автора, см. 45, I, с. 63–93 (вряд ли, однако, оправдано противопоставление «византинизма» и «русского кенотицизма», которое проводит Г. П. Федотов); см. также 118. 30 Покров или головное покрывало («мафорион», неправильно передаваемое как «омофор») Богородицы — был главной реликвией, которой византийцы приписывали спасение Константинополя от персов, арабов и болгар. Он хранился во Влахернской церкви. Согласно греческому «Житию св. Андрея Юродивого» (в честь которого был наречен Андрей Боголюбский), ему было видение Богородицы, держащей свой «мафорион» над городом. Это видение и увековечено праздником Покрова, который празднуется 1 октября. (О происхождении праздника см.: А. Остроумов, «Происхождение праздника Покрова», Приходской Листок (приложение к «Церковным Ведомостям»), 1911, 11; Ф. Спасский. «К происхождению иконы и праздника Покрова», Православная мысль, IX, Париж, 1953, с. 138–151; ср. также: H. H. Воронин. «Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг», 251, XXI, 1962, с. 29–50; «Житие Леонтия Ростовского и византийско–русские отношения второй половины XII в.», 251, XXIII, 1963, с. 23–46. 31 Ср. 159, с. 95. 32 См.: Г. Г. Литаврин, А. П. Кажлаи, «Экономические и политические отношения Древней Руси и Византии», 147, с. 69–81. 33 См. издание «Речи тонкословия греческого» (сборник греческих текстов XV века) в 184; ср. также 159, с. 98. 34 В. Иконников (205), с. 53. 35 201, I, 1, с. 359–360. 36

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Берлин, 1914. 14. Военно–статистический сборник. СПб., 1871. Т. 4: Россия. Карташов А. В. Русская Церковь в период империи//Труды кружка «К познанию России». Париж, 1937. 2. Клочков П. Население России при Петре I. СПб., 1911. Клочков П. Подушная подать при Петре Великом//ЖМНП. 1915. Ч. 1. Менделеев Д. К познанию России. СПб., 1906 [München, 1922]. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры (см. общую лит. б). Общий свод по империи результатов разработки данных первой всероссийской переписи населения 28 января 1897 года/Под рук. Н. А. Тройницкого. СПб., 1905. Преображенский И. Отечественная Церковь по статистическим данным (1840–1891). СПб., 1897. Разин А. Г. Динамика численности: Процессы формирования городского населения России в XIX — начале XX вв.//Ист. зап. 1950. Т. 34. Разин А. Г. Население России за 100 лет (1811–1913): Статистические очерки. М., 1956. Россия//БЭ. Т. 16. Россия: Ее прошедшее и настоящее (доп. том к ЭС). СПб., 1900. Россия: Полное географическое описание нашего отечества/Под ред. В. П. Семенова Тянь–Шаньского. СПб., 1899–1913. Т. 1–10, 15–16, 18–19. Русский календарь на 1903, 1908, 1912 годы/Изд. А. Суворин. СПб., 1903; 1908; 1912. Стрельбицкий И. Исчисление поверхности Российской империи в общем ее составе в царствование императора Александра III и смежных с Россией азиатских государств. СПб., 1889. Центральный статистический комитет/Население империи по переписи 28 января 1897 года по уездам. СПб., 1898. Янсон Я. Е. Сравнительная статистика России и западноевропейских государств. СПб., 1879. Т. 1. Nolde B. La formation de l’Empire russe. Paris, 1952–1953. 2 v. Trubetzkoi G. Rußland als Großmacht. Stuttgart, 1913; 2 Ed. 1917. Дьяконов М. А. Очерки общественного и политического строя Древней Руси.4–е изд. СПб., 1912. Ключевский В. О. Происхождение крепостного права в России//Рус. м. 1885. 8; то же, в: Ключевский В. О. Опыты и исследования. Первый сборник статей. М., 1912; 2–е изд. Пг., 1918. Милюков П. Н. Очерки (общая лит. б). Романович–Славятинский В.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Боголюбов , Семен Николаевич (1889–1971). Педагогическую деятельность начал в России. Участник Первой Мировой и Гражданской войн. В эмиграции в Югославии, затем переехал в Германию и в США. Преподаватель Кадетского корпуса и Девичьего института в Югославии (1923–1944). Директор Пушкинской русской гимназии в Германии (1945–1951). Преподавал в Бруклинском Иоасафовском училище в Нью-Йорке. Деловой руководитель и советник Организации Свято-Владимирских кружков молодежи в США. С начала 1960-х гг. Делопроизводитель Учебно-просветительного совета Русской Православной Церкви заграницей. Скончался 19 августа в Нью-Йорке. Борисевич, протоиерей Борис см. Киприан (Борисевич), Архиепископ. Бощановский , протопресвитер Василий (1872–1961). Родился 1 марта в селе Самбек Екатеринославской губернии. Окончил Киевскую Духовную Академию (1897). Священник (1897). В 1920 г. эвакуировался в Сербию в звании законоучителя Донского кадетского корпуса, где оставался до 1944 г., преподавая в различных русских учебных заведениях. С 1944 по 1949 г. преподавал в Германии в русской гимназии для беженцев. Переехал в США в 1949 г. Автор ряда трудов по нравственному и пастырскому богословию. Настоятель Александро-Невской церкви в г. Лейквуд (США). Скончался 22 апреля. Похоронен на местном кладбище. Бразоль , Борис Львович (1885–1963). Русский писатель и общественный деятель. Во время Первой Мировой войны в русской военной разведке. В 1920-х один из главных сотрудников Г. Форда при подготовке американского издания «Сионских протоколов», а также обширных комментариев к ним «Международное еврейство» (4 тт.). Бурчак-Абрамович , срященник Никанор (1883–1969). Родился 27 июля. Окончил Киевский университет. Священник (1910). Эмигрировал в Польшу (1919). Протоиерей. «Епископ Чигиринский» (1942) в т.наз. «Автокефальной Украинской церкви». Во время оккупации переехал в Киев и возглавлял Киевскую епархию (1942). В 1943 г. вернулся в Польшу. В 1944 г. через Словакию уехал в г. Карлсруэ (Германия). «Митрополит Германский» (1952). С 1953 г. возглавлял т.наз. «Украинскую Автокефальную Православную церковь за границей» (УАПЦ). Скончался 21 марта 1969 г. (по другим данным, 1968).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

В 1860 году монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией. В эти годы условия жизни синайских насельников по-прежнему оставались крайне тяжелыми, поэтому не всякий инок, желавший нести свой подвиг на Синае, смог выдержать и преодолеть многочисленные трудности. 9 августа 1885 года Синайским архиепископом был избран Порфирий I (Павлидис). Во время избрания Порфирия I обитель находилась в тяжелом экономическом положении, а при оставлении им архиепископской кафедры (1904) монастырь выплатил все долги, в его казне находилось 12 тысяч лир. Порфирий I заботился о каирской школе Абетион, открыл в Эт-Туре бесплатную школу для детей христиан и мусульман; в Суэце им были приобретены участки и построены дома для синайских монахов и отправлявшихся в монастырь святой Екатерины паломников; были восстановлены здания Синайского подворья в Измире. Усилиями архиепископа монастырю удалось частично получить компенсацию за секуляризованные синайские подворья в Румынии. В начале ХХ века резко сократилось число насельников Синайского монастыря. После первой мировой войны и Октябрьской революции в России монастырь святой Екатерины утратил свои подворья в Российской империи, а в начале 20-х годов ХХ века – в Турции. В 1934–1935 годах была завершена постройка церкви Святой Троицы на вершине горы Моисея; росписи выполнены в 1937 году. По соглашению в Монтре (Швейцария, 1937), братия монастыря может пополняться насельниками из Греции. В 1939 году были построены гостиница для паломников и картинная галерея. В 1951 году на пожертвования проживающих в Египте греков у южной стены монастыря был построен новый корпус, в котором были размещены резиденция архиепископа, братская трапезная, библиотека и собрание икон. В 1953 году в Египте была свергнута монархия и провозглашена республика. После избрания в 1956 году президентом Египта Г. А. Насера последовали вторжение на территорию страны англо-франко-израильских войск и 3-месячная оккупация Синайского полуострова израильтянами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В дневнике Владыки записано (3.3.1948): " Был псаломщик - латыш. Просится во священники. 70 лет. Достойный. Но некоторые вопросы у него неверно разрешаются... Петр Ив[анович] [...] (корел). Первая ласточка о священниках-латышах " ( Митрополит Вениамин (Федченков). " За Православие помилует меня Господь... " Дневниковые записи. С. 46). 73 Т. е. Иосифа Сталина, Георгия Карпова (см. прим. 61) и Никиты Смирнова (местного уполномоченного). Ср. свидетельство монахини Сергии (Клименко, 1905 +1994): " От отца Иеремии [(Лебедева, 1885 +1.2.1953), казначея Патриарха Алексия I,] я узнала следующее: когда Святейший приехал за границу, его упрекнули в том, что он служил панихиду [возможно, молебен, если учитывать дату кончины архимандрита,] по Сталину-безбожнику. Патриарх Алексий во всеуслышание ответил: " Я служил не за безбожника " . За него молился схиархиепископ Антоний (Абашидзе). Он был инспектором той семинарии, где учился Сталин. И когда Сталина за " проказы " сажали в карцер на хлеб и воду, он его жалел и посылал ему покушать. А когда времена переменились, когда уже Сталин стал самодержцем, а он архиепископом, его хотели арестовать. И вот Сталину дали знать: помнишь князя Абашидзе, который тебе кушать посылал, когда ты в карцере сидел? И Сталин сказал: " Не трогать его " . И владыка Антоний за него молился и что-то ему вымолил. Уж какая судьба Сталина, мы не знаем, это Бог Один знает, но все-таки с него началось освобождение " (Россия перед Вторым пришествием. (Материалы к очерку Русской эсхатологии). Изд. 3-е. Т. 2. СПб. 1998. С. 282-283). 74 См. прим. 66 Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Все перечисленные вопросы имеют вероучительное значение. Литература: I. Tax S. (cd.) Evolution alter Darwin, University of Chicago Press. 1960 2 I " uiu Дymil. Учёные-Креационисты отвечают своим критикам СПб.: Библии дня всех. IW5, с.25 3. Данилевский 11.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Т. I.. Ч. 1., СПб. 1885 4. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.; Гос. Изд. Политической литературы. 1949, с.135 5. Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов. ПСС. Т. 1,0.139 6. Julian Huxley, in Issuts in Evolution, Sol Tax, Ed,University of Chicago Cress. Chicago. 1960. c.45 7. Arthur Keith, Involution and Ethics, Putnam, New York. 1947. c.15 8. Дарвин Ч. Происхождение видов. M.: Гос. изд-во с.-х. Лит. 1952 9. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор М 1953 10. Варсонофий Оптинский, прп., Беседы с духовными детьми. СПб. 1991, с.57 II. Иоанн Кронштадский, св. прав. Полное собрание сочинений. Т. 1. СПб. 1893//Репринт: Изд-во Л.С. Яковлевой. 1994, с. 13,91 12. Феофан Затворник, свт. Мудрые советы. М.: Правило веры. 1998, с.261 13 Шестоднев против эволюции//Сборник статей М.: Паломникъ. 2000, с.251 14. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. Мн.: Лучи Софии. 2000, с.181 15. Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. М.: Правило веры. 1998, с. 146 16. Иустин (Попович), архим., преп. Православная Церковь и экуменизм. М.: Подворье Свито-Троицкой Сергиевой Лавры. 1997, с. 165 17. Николай Сербский (Веземирович), сет. Беседы. М.: Ладья. 2001, с.398 18. Серафим (Роуз), иером. Православный взгляд на эволюцию//Приношение православного американца. М.. 1998, с.514 19. Фаддей (Успенский), сщмч. Радуйтесь! М. 1998, с 164 20. Кутецов А.И О проповедях владыки Фаддея Успенского/Патриарх Тихон и история русской церковной смуты. СПб. 1994, с.352 21. Владимир Киевский, сщмч.. Где истинное счастье: в вере или неверии? М. 1998 22. Лука (Войно-Ясснецкий) свт. Наука и религия. Троицкое слово.2001, с.41, 70 23. Серафим (Роуз), иером. Православное понимание книги Бытия. М. 1998

http://pravoslavie.ru/43090.html

Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Киев, 1895. Т. I. Ч. I. Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские типиконы. С. XCIX-CVI, 769-794. Там же. Т. I. С. СП, 783. же, С. 785. Delehaye H. Deux typica byzantins de l " epoque des Paleologues//Delehaye H. Synaxaires byzantins, menologes, typica. London, 1977. P. 119:21-22, 123:7-8 (VI). Nicephorus Gregoras. Byzantina historia/Cura L. Schopeni. Bonnae, 1829. V. I. P. 190:10-15 (Corpus scriptorum historiae byzantine, XIX.I). Мансветов А. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 266-267; Мир коей Р. Л. Типик архиепископа Никодима//Богословие. Београд. I (1957), С. 12-19; II (1958), С. 69-88. Следует отметить, что оригинал первого сербского перевода был достаточно архаичным и отражал традиционный состав Иерусалимского типикона. Сходный состав имел и первый болгарский перевод Иерусалимского типикона (Jerusalem, Orthod. Patr., Slav. 13), появление которого связывается с деятельностью старца Иоанна из Великой лавры на Афоне в первой трети XIV века. Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 183. Meyer P. Bruchstucke zweier typika ktetorika//Byzantinische Zeitschrift 4 (1895) S. 44:4-11. Delehaye H. Deux typica byzantins, P. 64:7-65:33 (VI). ]Ibid. P. 64:16-17 (VI). О происхождении Марковых глав и их различных редакциях см., например: Мансветов А. Д. Указ. соч. С. 216-222. К этой редакции принадлежат, например, два синайских списка Sin. gr. 1098 (1391/1392 тт., Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 174. Ср.: С. 317-325), Sin. gr. 2110 (1405 г.), а также список ГИМ, Син. греч. 381. Миркови Р. Л. Романов типик//Зборник Матице Српске за друштвене науке. Нови Сад, 1956. 13-14. С. 47-59. Tsakopoulos A. Perigrafikos katalogos ton cheirografon tes bibliothekes ton Oikoumenikou Patriarcheiou. Stampoul, 1953. Tsakopoulos A. Tmema cheirografon Panagias Kamariotisses. Sel. 79. Микрофильм этой рукописи находится в Dumbarton Oaks Research Library (Washington, DC) в собрании микрофильмов рукописей из библиотеки Константинопольского Патриархата.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Ещё в 1909 году на Первом Всероссийском монашеском съезде архимандрит Виталий признавал безусловную необходимость старческого окормления иночества. 13 (26) июля 1909 года отец Виталий прочитал заявление от членов съезда, в котором говорилось: " Нужно при благоустроении монастырей посредничество и совет в подыскании... подготовленных иеромонахов, духовников, старцев " (12). В 1926 году архимандрит Виталий пригласил в Ладомирово валаамского инока Филимона (Феопемпта Никитина, 1880 (по другим данным, 1885) + 1953), изгнанного с Валаама за верность юлианскому календарю и церковным канонам. И в последующие годы отец Виталий очень внимательно следил за судьбой валаамских подвижников, рассеянных по Европе. Как известно, дружины валаамских монахов жили в сербских монастырях Мильково (с 1926 года) и Туман (1936 год, игуменом монастыря был русский, о.Сергий) духовниками русско-сербской Леснинской общины в Ново-Хопово также были валаамцы – оо.Тимолай (Пастухов) и Никандр (Беляков). Валаамские подвижники, как отмечает профессор Ксения Кончаревич, оказали огромное влияние на духовную жизнь Сербии (13). Это влияние ещё одной крепкой нитью связало Сербию и Карпатскую Русь. Ладомировскую монашескую школу прошли многие русины и беженцы из России (в их числе несколько архиереев РПЦЗ). Духовники – карпатороссы появились и в Сербии, так, иеромонах Даниил (Синько) стал настоятелем и старцем монастыря Стрмац, духовным отцом ныне покойного столпа сербской церкви схиархимандрита Иулиана (Кнежевича) (14). В 1930-1931 годах по благословению Епископа Иосифа в Закарпатье миссионерствовал великий сербский подвижник преподобный Иустин (Попович). Особенностью служения о.Виталия была неустанная забота о карпаторусских детях. Покойный митрополит Лавр был крестником святителя, и очень любил " Владимирову " . И родной брат Митрополита, профессор Прешовского университета Михал Шкурла всегда с теплотой вспоминал довоенное Ладомирово (15). В 1935 году в Ладомирово выходил журнал " Детство и юность во Христе " .

http://religare.ru/2_53428.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010