Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?) - 1912), схиархим., настоятель Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735 - 1783), еп. Владимирский и Суздальский ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 1836 - 1905), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИЕРОФЕЙ (Глазков Никандр Арсеньевич; 1889-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЕРОФЕЙ (Померанцев Иван Георгиевич; 1880 - после 1940), еп. бывш. Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит Казанский и Свияжский» ИЖЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Сарапульской и Елабужской епархии, образовано в 1921 г. в связи с созданием в 1920 г. Вотской автономной обл. ИЗРАЗЦОВ Константин Гавриилович (1865 - 1953), митрофорный прот. РПЦ, бывш. протопр. РПЦЗ, глава Русского Православного общества (ассоциации) в Аргентине ИЗРАИЛЕВ [Налётов] Аристарх Александрович (1817 - 1901), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1922), антицерковная кампания советских властей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим; один из этапов гонений на РПЦ в советский период ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЛАРИОН (Иван Ананьевич; 1631 - 1708), митр. Суздальский и Юрьевский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИЛАРИОН (XI - нач. XII в.), прп., (пам. 21 окт.; 28 авг. - в Соборе Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Писарец Иларион Павлович; 1871-1937), иером., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_47.html

Лукин Евгений Павлович, протоиерей (1885–1967). Окончил СПбДА в 1909 г., кандидат богословия. 5 декабря 1909 рукоположен во диакона, а на следующий день во священника к церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала. До 1935 г. служит в храмах Ленинграда. В апреле 1935 г. выслан из Ленинграда. В 1944 г. служил в Знаменской церкви Борисоглебска. В 1945–1948 гг. – настоятель кафедрального Никольского собора Воронежа. С 24 мая 1948 г. – в причте Николо-Богоявленского собора Ленинграда, с 5 декабря 1948 г. по 23 февраля 1953 г. – его настоятель. До 1 августа 1952 г. – секретарь митрополита Григория (Чукова). С 23 февраля 1953 г. по 30 января 1962 г. – настоятель Князь-Владимирского собора. В 1951–1959 гг. и в 1961–1962 гг. – член Епархиального Совета, 30 января 1962 г. по болезни уволен за штат. Скончался в 21 апреля 1967 г. (Архив СПб епархии, личное дело; ЖМП. 1967. 10. С.27.) Николай (Платонов), в миру – Николай Федорович Платонов , обновленческий митрополит Ленинградский (1889–1942). Окончил Петроградскую Духовную Академию (1914), кандидат богословия. С июля 1915 г. служит в Андреевском соборе на Васильевском острове, с апреля 1922 г. по январь 1938 г. – настоятель этого собора. В 1922 г. уклонился в обновленчество под давлением ГПУ и назначен благочинным III округа церквей г. Ленинграда. С 1925 по 1929 г. состоял профессором Ленинградского богословского института (обновленческого) по кафедре экзегетики Нового Завета. 8 сентября 1925 г. хиротонисан во епископа Охтинского, с 3 августа 1926 г. – архиепископ Гдовский, с 5 сентября 1934 г. – митрополит Ленинградский. 4 апреля 1938 г. освобожден от управления Ленинградской митрополией и исключен из списков обновленческого епископата. В 1939 г. написал статью в антирелигиозной прессе, оскорбляющую величие Божие. В том же году лишен сана и отлучен от церкви за выступления в печати на страницах газет «Известия» и др. и в журнале «Безбожник», в которых отрекался от Бога. В 1940–1941 гг. работал научным сотрудником музея «Истории религии и атеизма». Во время блокады принес покаяние и воссоединился с Православной Церковью в звании мирянина. Умер (от голода?) 5 марта 1942 г. в блокадном Ленинграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Ксанфийские епископы: Георгий (упом. в 879). Перифеорийские епископы: Иаков (упом. в 879), неизвестный по имени (упом. в 1032). Ксанфийские архиепископы: неизвестный по имени (упом. в 1316), Герасим (упом. в 1329). Ксанфийские митрополиты: Павел (упом. в 1344-1347). Перифеорийские митрополиты: Феофан (упом. в 1350), Дорофей (упом. в 1355-1381), Григорий (упом. в 1463), Игнатий (упом. в 1467). Ксанфийские и Перифеорийские митрополиты: Иосиф (упом. в 1474-1477), Матфей (упом. в 1484-1488), Пахомий (упом. в 1497-1498), Митрофан (упом. в 1507), Феодосий или Феодул (упом. в 1541), Досифей (1545-1564), Иоасаф Аргиропул (управлял в 1564-1565 в качестве экзарха, ранее и впосл. митрополит Фессалоникийский), Паисий (1565-1566), Иоасаф Аргиропул (1566-1567), Филипп (упом. в 1570), Григорий (упом. в 1575-1580), Филимон (упом. в 1580-1590), Парфений (упом. в 1590), Григорий (упом. в 1592), Филимон или Филофей (упом. в 1592 и 1595), Григорий (упом. в 1599), Филимон (упом. в 1602), Гавриил (1607-1623), Дорофей (1623-1628), Самуил (1628 - ?), Иоанникий I (? - 1632), Самуил (? - 1648), Сильвестр (1648 - ?), Иосиф (? - 1670), Дамаскин (1671 - ?), Даниил (упом. в 1697), Дамаскин (? - 1702), Симеон (1702-1707), Макарий (1708-1720), Кирилл (1721-1726), Парфений (1726-1742), Митрофан (1742-1756), Кирилл (1756-1764), Филарет (1764-1789), Нафанаил (1789-1806), Серафим (1806-1831, впосл. митрополит Смирнский), Евгений (1831-1848, ранее епископ Клавдиопольский), Мелетий (1848-1858, ранее и впосл. митрополит Митилинский), Панарет (1858-1861, ранее епископ Лампсакийский, впосл. Филиппопольский), Дионисий (1861-1867, ранее епископ Кюстендилский), Иларион (1867-1872, ранее епископ Левкийский, впосл. митрополит Самоковский), Каллиник I (1872-1875, ранее митрополит Нисский, впосл. митрополит Халкидонский), Каллиник II (1875-1877, ранее митрополит Варнский), Филофей (1877-1885), Дионисий (1885-1891), Иоаким (Сгурос; 1891-1910, впосл. митрополит Фессалоникийский), Анфим (Анастасиадис; 1910-1922), Поликарп (Псомиадис; 1922-1935), Иоаким (1935-1953), Антоний (Клавдатос; 1954-1994), Пантелеимон (Калафатис; с 1995 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/2462101.html

Андреев И.Д. Ориген//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II. Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – Б.г.: Издание Сретенского монастыря, 1998. С.129–136, 163–303. Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. – [Т] II: Христианство без оккультизма. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С.51–78, 88–121. Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию/Пер. с англ. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2003. С.185–192. Архангельский М., священник. Учитель Церкви Ориген: (К 1700–летней годовщине его смерти)//Журнал Московской патриархии.  – 1953. – 12. Балаховская А. Александрийская богословская школа//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. – Т. 1. Бальтазар, Урс Х. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. – М.: Истина и жизнь, 2001 .   Барсов Н. История первобытной христианской проповеди (до IV века). – СПб.: Тип. С. Добродеева, 1885. – С. 229 – 271. Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.1. С.146–151. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993 .  Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.72–78. Бернард Д.К. Единство и триединство, 100–300 гг. н.э.: Учение о Боге в древних христианских рукописях. – М.: Благая Весть, 1996. Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С.139. 333. 323. С.323–327, 330–331, 337–347. Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице//Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. – М.: Мартис, 1999. Бросс Ж. Духовные учителя/Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви/А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 69 –75.

http://bogoslov.ru/person/3045922

Гурвич Жорж (Георгий Давыдович) (1894–1965), русско-французский философ и социолог. Гуссерль Эдмунд (1859–1938), немецкий философ, основатель феноменологии. Давид (библ.), царь Израильско-Иудейского государства в кон. XI в. – ок. 950 до н. э., автор «Псалмов». Данте Алигьери (1265–1321), итальянский поэт, философ и политический деятель. Дейссен (Деусен) Пауль (1845–1919), немецкий философ. Декарт Рене (1596–1650), французский философ и математик. Демад (Демадий), афинский оратор IV в. до н. э., современник и враг Демосфена, сторонник «магедонской партии», казненный Антипатром. Де-Ман Гендрик (1885–1953), бельгийский социолог и политический деятель. Демосфен (ок. 384–322 до н. э.), афинский оратор и политический деятель. Державин Гаврила Романович (1743–1816). Джинс Джеймс Хопвуд (1877–1946), английский физик, астроном и натурфилософ. Дионис (миф ), сын Зевса и фиванской царевны Семелы, покровитель виноградарства и виноделия. Дионисий (Псевдо-Дионисий) Ареопагит, христианский мыслитель V или нач. VI в., представитель поздней патристики. Достоевский Федор Михайлович (1821–1881). Екатерина II (Великая) (1729–1796), российская императрица с 1762 г. Жильсон Этьен (1884–1978), французский историк-медиевист. Зайцев Борис Константинович (1881–1972), русский писатель, с 1922 г. в эмиграции. Зеньковский Василий Васильевич (1881–1962), русский философ и богослов, протоиерей. Зомбарт Вернер (1863–1941), немецкий экономист, историк и социолог. Иаков (библ.), младший из сыновей Исаака, купивший у своего брата Исава право первородства за чечевичную похлебку, один из родоначальников еврейского народа. Иаков (библ.), апостол, автор послания, вошедшего в канонический текст Нового Завета. Иван (Иоанн) IV Васильевич Грозный (1530–1584), великий князь с 1533 г., первый русский царь с 1547 г. Иегова, искаженная форма имени бога (Яхве) в иудаизме. Иеремия (кон. VII – нач. VI в. до н. э.), древнееврейский пророк, чьи проповеди вошли в Ветхий Завет . Иисус Христос. Иларион (XI в.), древнерусский мыслитель, митрополит Киевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Додонов Б.С. – известный регент. Скончался в 1969 г. (Подробнее см.: ЖМП. 1969. 12. С. 28.) Евсевий (Гроздов), архиепископ Нарвский и Изборский , в миру – Евстафий (1866 – после 1930). В 1890 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия. В 1903 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Ярославской духовной семинарии. 28 мая 1906 г. хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. С 17 апреля 1912 г. – епископ Псковский и Порховский. 12/25 апреля 1918 г. возведен в сан архиепископа. Упоминается как проживающий в Гугенбурге и Таллине до 1928 г. Скончался после 1930 г., (по другим сведениям в 1929 г.). Иоанн (Разумов), митрополит Псковский и Порховский , в миру – Димитрий Александрович Разумов (1898–1990). 24 ноября 1924 г. пострижен в мантию с именем Иоанн. С 1928 по 1936 г. – иеродиакон в Успенском соборе г. Каширы. С 1936 г. – эконом Московской Патриархии в служении при Патриаршем Местоблюстителе. С 10 августа 1946 г. – наместник Св.!Троицкой Сергиевой Лавры. 30 ноября 1953 г. хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. С 11 ноября 1954 г. – епископ Псковский и Порховский с правом настоятельства в Псково-Печерском монастыре. С 5 марта 1959 г. – епископ Берлинский и Германский и управляющий Псковской епархией. С 21 июня 1960 г. – епископ Псковский и Порховский. 25 февраля 1962 г. возведен в сан архиепископа. 9 сентября 1972 г. возведен в сан митрополита. 12 мая 1987 г. уволен на покой. Скончался 13 января 1990 г. Исаия (Будюкин), игумен , в миру – Иаков Александрович (1885–1978). В 1908 г. поступил в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской епархии, отличавшуюся строгим афонским уставом. Во время I Мировой войны призван в действующую армию. В 1917 г. принял монашество в Тихоновом Лужском монастыре с наречением имени в честь пророка Исаии. Там же в 1919 г. рукоположен в иеродиакона, а в 1921 г. Священномучеником еп. Серафимом (Мещеряковым) в иеромонаха. С 1930 по 1940 г. служил в Ивановской епархии. Затем находился в трудовых лагерях для служителей культа. В 1946–1973 гг. состоял штатным клириком Горьковской епархии. В 1973 г. вышел за штат и поселился в пос. Высоково рядом со Свято-Троицким кафедральным собором. Стяжал от Господа благодатные дары Святаго Духа – молитву, утешение, прозорливость. К нему стекалось множество людей за советом и помощью. Почил о Господе 7 апреля 1978 г. в праздник Благовещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Судьбу правосл. духовенства на ливонских землях определили постановления Ям-Запольского русско-польск. договора в 1582 г. Было достигнуто соглашение, что правосл. духовенство, находившееся в ливонских городах, получит возможность уехать в Россию вместе с иконами и церковной утварью. Для наиболее удаленных городов в бассейне Зап. Двины устанавливался крайний срок - 4 марта, но такие центры, как Юрьев (Дерпт) и Феллин, должны были перейти под польск. власть раньше. Сразу после заключения мирного договора командующий польск. армией Ян Замойский лично отправился в Дерпт, чтобы удалить оттуда епископа и других русских. В Дерпте также была организована коллегия иезуитов. По русско-швед. договору 1583 г. в состав Шведского королевства вошли земли Сев. Ливонии, ранее занятые рус. войсками, а также такие рус. земли, как г. Корела (ныне Приозёрск) с уездом и новгородские пригороды - Ям, Копорье и Ивангород. На этих землях оставалось правосл. духовенство, но возникли сложности в его отношениях со своим духовным главой - Новгородским архиепископом, население этих земель - русские и карелы - стало объектом лютеран. пропаганды. Ист.: Повесть о начале и основании Печерского мон-ря, взята из древних летописцев. М., 1831. С. 8; Книга посольская Метрики Великого княжества Литовского, содержащая в себе дипломатические сношения Литвы в государствование кор. Стефана Батория. М., 1843. 82-83; АЗР. 1848. Т. 3. 137, 143; Monumenta Livoniae antiquae. Riga; Lpz., 1847. Bd. 5. N 191; Russow B. Chronica der Prowintz Lyfflandt//Scriptores rerum Livonicarum. Riga; Lpz., 1853. Bd. 2. S. 134, 140, 142; Псково-Печерский мон-рь. Новг., 1864. С. 131, 17; Сапунов А. П. Витебская старина. Витебск, 1885. Кн. 4. Ч. 1. С. 122, 134, 140, 156-157, 189, 195, 213-214, 217, 232; Донесение кн. Александра Полубенского//Тр. X Археол. съезда в Риге. М., 1900.Т. 3. С. 127; ПСРЛ. Т. 13. 2-я пол. С. 295, 299, 304-306, 345-346, 358, 363, 366, 403; Т. 30. С. 157, 160, 194; Renner J. Livländische Historien. Lübeck, 1953. S. 79; Псковские летописи. М.; Л., 1955. Вып. 2. С. 235-236, 239-240, 244, 248; Разрядная книга 1475-1605 гг. М., 1982. Т. 2. Ч. 3. С. 490-491, 503, 508 и др.; 1984. Т. 3. Ч. 1. С. 7, 10, 14, 20; Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. С. 170, 173, 179-180, 183-184, 204, 218, 221, 224; Курбский А. М. История о великом князе Московском//ПЛДР. 2-я пол. XVI в. М., 1986. С. 282-284, 286, 288; Столбцы дел московских приказов (Городового, Поместного, Разрядного) по управлению ливонскими городами 1577-1579 гг./Подгот.: Н. Ф. Демидова//Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. М.; Варшава, 1998. Т. 3: Док-ты Ливонской войны. С. 61, 63, 70-82, 95; Книга полоцкого похода 1563 г.: (Исслед. и текст). СПб., 2004. С. 67, 70-71, 77; Степенная книга царского родословия. М., 2008. Т. 2. С. 381, 384-387.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

Ep. ad Odon. 1), пользовавшейся широкой известностью при Ансельме Ланском ( 1117), однако к сер. XII в. пришедшей в упадок (см. ст. Ланская школа ). Относительно датировки поездки К. А. исследователи расходятся. Так, на основании отсутствия подписей К. А. в документах Аррасского диоцеза между 1157 и 1159, а также между 1165 и 1167 гг. предполагается, что он был в Лане в один из этих периодов. Первая датировка является более вероятной, поскольку, согласно документам Ланского диоцеза, именно в это время в Лане не было постоянного магистра ( Fortin. 1995. P. 17-18). Еще одно предположение было выдвинуто Г. Ваупелем: по его мнению, К. А. преподавал в Лане до прибытия в Аррас, между 1440 и 1145 г.; в этом случае он был приглашен Гвальтером, когда тот еще не был епископом и руководил богословской школой Лана ( Vaupel. 1953/1954). Независимо от того, какое предположение является верным, сам факт приглашения подтверждает, что К. А. имел репутацию талантливого теолога и преподавателя ( George, Fortin. 2002. P. XII). С Гвальтером из Мортани его сближало в т. ч. и враждебное отношение к новшествам, привнесенным в тринитарное богословие Петром Абеляром и Гильбертом Порретанским. Ко времени жизни К. А. в Аррасе относится история о нем, сохранившаяся в одном из житийных собраний посмертных чудес архиеп. Фомы Бекета. По сообщению автора сборника, мон. Вильгельма Кентерберийского, часть реликвий еп. Фомы хранилась у К. А.; после чудесного вмешательства архиеп. Фомы, желавшего, чтобы его реликвии были объектом молитвенного поклонения верующих, К. А. принял решение передать их в находившийся недалеко от Арраса жен. мон-рь в Бапоме (Vita et passio S. Thomae, auctore Willelmo, monacho Cantuariensi//Materials for the History of Thomas Becket, Archbishop of Canterbury. L., 1875. Vol. 1. P. 249-250. N 89; ср.: MGH. SS. 1885. Vol. 27. P. 37). Хотя прямых документальных сведений о знакомстве архиеп. Фомы с К. А. нет, они могли встречаться еще во время обучения в Париже; кроме того, в 1164 г.

http://pravenc.ru/text/1841259.html

В. отвергал представление о Боге как о всемогущем и всеблагом Судье, основываясь на существовании в мире зла. Эта проблема затронута им в 25-м письме («Философские письма»), посвященном полемике с Б. Паскалем . В. признавал глубину защиты Паскалем христианства, но, не принимая догмата о грехе первородном , противоречащего деистическо-просвещенческому представлению о природе человека, обвинял его в пессимизме и мизантропии. Однако позднее, в «Le Poème sur le désastre de Lisbonne» (Поэма о гибели Лиссабона, 1755), В. столь же резко критиковал «оптимизм» Г. В. Лейбница в отношении всемогущества и милосердия Бога, игнорирующий, по его мнению, наличие, а часто и торжество в мире зла. В философской повести «Candide, ou l " Optimisme» (Кандид, или Оптимизм, 1759) В. стремился доказать несостоятельность лейбницевской теории «предустановленной гармонии», оптимистической философии, стремящейся оправдать все несправедливости. Отрицая христ. догматику, как и вероучения др. исторических религий, В. считал споры по догматическим вопросам бессмысленными, а преследования на религ. почве недопустимыми. Он активно выступал в защиту жертв религ. нетерпимости. Незадолго до смерти В. сформулировал свое итоговое исповедание: «Я умираю, преклоняясь перед Богом, любя моих друзей, не испытывая ненависти к моим врагам, отвергая суеверие» (цит. по: Pomeau R. La religion de Voltaire. P., 1956. P. 448). Во 2-й пол. XVIII в. возникло ведущее направление общественной мысли - вольтерьянство, к-рое имело ярко выраженную антицерковную направленность и ставило своей задачей разрушить теологическое мировоззрение. Оно просуществовало до сер. XIX в. Соч.: Oeuvres complètes/Ed. L. Moland. P., 1877-1885. 52 vol. Gen., 1968-1992. 135 vol.; Correspondance. Gen., 1953-1965. 107 vol.; рус. пер.: Избр. произв. М., 1956; Письма. М.; Л., 1956; Бог и люди: Ст., памфлеты, письма: В 2 т. М., 1961; Филос. повести. М., 1978; Метафизический трактат//Филос. соч. М., 1988. С. 227-274; Назидательные проповеди//Там же. С. 374-400; Филос. словарь//Там же. С. 620-716; Орлеанская девственница. Тверь, 1997; История Карла XII, короля Швеции, и Петра Великого, имп. России. СПб., 1999.

http://pravenc.ru/text/155206.html

Также в 1948 году выходит статья профессора В.В. Четыркина (1885–1948 гг.) «Новозаветная письменность в древнецерковном предании и библейская критика нового времени», 9 представляющая собой речь на годичном акте Ленинградской Духовной Академии 9 октября 1947 года. Статью можно назвать первой научной православной работой по библеистике в СССР, так как в ней предпринята попытка ответить на вопрос об авторстве и времени написания книг Нового Завета. Вначале В. В. Четыркин высказывает православное мнение о происхождении и первоначальном распространении христианства на основании ряда книг Нового Завета, принятие или отвержение которого зависит от отношения к самим книгам, как к историческому источнику. Так, автор утвердительно отвечает на рассматриваемый вопрос о происхождении книг от тех, кому они приписываются. Далее профессор кратко пишет о формировании канона и переходит к рассмотрению XIX-XX вв., отмечая, что авторы, стоящие на либеральных принципах, все более и более приближаются к православной точке зрения об авторстве и датировке книги Нового Завета. В заключении профессор В. В. Четыркин делает вывод в том, что после господства радикальной критики западная библейская наука постепенно приближается к традиционному мнению, а спор продолжается о деталях. Стоит отметить, что «Журнал Московской Патриархии» и в другие годы публиковал актовые речи, произнесенные в Ленинградской Духовной Академии, и представлявшие собой научные работы. Например, в первых двух номерах за 1949 год опубликована статья профессора Александра Ивановича Сагарды , посвященная Священному Преданию – «Место устной традиции в истории развития древнецерковной мысли». 10 В 1949 году опубликована статья Н. Попова «О смысле ветхозаветных прообразов». 11 В качестве основной посылки статьи можно выделить утверждение автора о том, что, изучая ветхозаветные прообразы, мы «начинаем постигать ... реальное значение для нас заветов, заключавшихся с нами Богом». 12 Заключает статью вывод о том, что прообразы представляют собой ряд подготовительных действий и явлений, оформляющих сознание человека и готовящих его к вхождению в Царство свершений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010