В XVII-XIX вв. создавались Жития К. на различных языках, в основном не имевшие научной ценности. Наибольший интерес представляет глава о К. в пространной «Истории Общества Иисуса» (Istoria della Compagnia di Gesù; 1653-1673), составленной итал. иезуитом Даниэлло Бартоли. Повествование о К. в разд. «Азия» во многом основано на материалах опросов 1610-1616 гг., бóльшая часть которых впоследствии была утрачена. Как и другие поздние агиографы К., Бартоли некритически относился к легендарным сведениям о миссионере. Составленное им жизнеописание К. неоднократно издавалось как отдельное произведение (напр.: Bartoli. 1666; см.: Schurhammer. 1977. Vol. 2. P. 648-650). Во 2-й пол. XIX в. франц. иезуит Леонар Жозеф Мари Кро обнаружил в архивах Франции, Испании и Португалии сведения о жизни К. в Европе и об истории его семьи, а также о его почитании в Наварре. Кро опубликовал лишь 1-ю часть труда о К., основанного на этих документах ( Cros. 1903); впосл. он составил популярную биографию миссионера, в к-рой использовал найденные им источники ( Idem. 1900; см.: Schurhammer. 1977. Vol. 2. P. 652-657). Многочисленные материалы о К. были опубликованы в сер. «Памятники истории Общества Иисуса» (Monumenta Historica Societatis Iesu; с 1894). Так, в сб. «Monumenta Xaveriana» вошли письма современников миссионера и материалы опросов свидетелей. На этих источниках основано жизнеописание К., составленное иезуитом Александром Бру ( Brou. 1912; Idem. 1925), 1-м исследователем, который приступил к «демифологизации» образа К. (см.: Schurhammer. 1977. Vol. 2. P. 657-659). В XX в. изучение биографии К. продолжил нем. иезуит Георг Шурхаммер (1882-1971). Во время работы в Индии он получил исцеление от мощей К. (1910) и посвятил жизнь изучению его деятельности. Работая с материалами Римского архива Об-ва Иисуса, Шурхаммер установил, что многие сведения о К. неточны или ошибочны. Составленная им популярная биография К. ( Idem. 1925) была переведена на ряд языков. С 1932 г. по поручению руководства Об-ва Иисуса исследователь работал в архивных собраниях, выявил множество новых материалов о К., посетил почти все места, где он жил и проповедовал. Шурхаммер опубликовал ряд источников и исследований по истории стран Юж. и Вост. Азии в эпоху португ. колонизации, о деятельности христ. миссионеров в XVI в., о почитании К. и т. д. В сотрудничестве с иезуитом Йозефом Викки ученый подготовил новое издание сочинений К. (Epistolae. 1944, 1945); впосл. Викки опубликовал свод источников по ранней истории миссии иезуитов в Индии, среди к-рых были материалы, связанные с деятельностью К. (Documenta Indica. 1948-1972). В 1955 г. Шурхаммер начал публикацию жизнеописания К., над к-рым работал вплоть до кончины. На этом труде, получившем высокую оценку исследователей, основаны все совр. работы о К.

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Камчатка, Ключевская сопка Мне очень хотелось узнать, как возникла жизнь на Земле Поскольку папа никаких особенных ископаемых на Камчатке не нашел, мы уехали в Минск, где я окончил среднюю школу. Нужно сказать, что я всегда, еще с детства, интересовался вопросами бытия. Мне очень хотелось узнать, как возникла жизнь на Земле, как появились животные, птицы, человек. Папа поощрял мои искания, привозил из экспедиций всякие камушки, образцы горных пород, и мне очень нравилось их рассматривать и думать о сотворении мира. Еще мы с папой любили ходить в букинистический магазин – покупать книги для нашей семейной библиотеки. Я страшно обрадовался, узнав, что существуют другие философы, кроме Ленина и Маркса с Энгельсом Поэтому никто в моей семье не удивился, когда я решил поступать на биофак Белорусского государственного университета. И вот когда мы изучали там философию, я узнал, что были такие русские философы, как Владимир Соловьев, Николай Бердяев. Узнал – и страшно обрадовался, что был хоть кто-то, кроме Ленина и Маркса с Энгельсом. В 1971 году я окончил университет, а папа в эти годы защитил кандидатскую в институте геологии. Если все пустить на волю случая – никогда ничего не сложится Поскольку меня всегда интересовала проблема сотворения мира и возникновения жизни на Земле, я наконец добрался до богословия. Это произошло так. Став биологом, я понял, что естественный отбор – это совсем не тот механизм, который может объяснить все многообразие видов. Это многообразие не могло сложиться само собой. Если все пустить на волю случая – никогда ничего не сложится. А Чарльз Дарвин (1809–1882) постоянно говорил: – Нет никакого направления, вектора. Все случайно – случайный отбор. Когда ему задавали вопрос: – А почему же нет переходных видов? Он отвечал: – Должны быть. Значит, не нашли. Ищите лучше. Молодой Чарльз Дарвин, 1830-е годы Понятие вида тоже было спорным: что такое вид? Дарвин говорил про модификации. Он, однако, и сам понимал слабость своих утверждений, ведь воробьи – это воробьи, голуби – это голуби, лисицы – это лисицы. Но бывают небольшие модификации. Вот Дарвин и думал, что, когда эти модификации накапливаются, получаются новые виды. Да, такое может случиться, скажем, на каком-то острове, который отделился от материка. Там могут появиться модификации: например, собака динго в Австралии. Но это все равно та же самая собака!

http://ruskline.ru/opp/2021/08/16/v_chem...

Критический анализ текстов житий и скептическое отношение к признанным средневек. легендам вызывали ожесточенную полемику, напр. Папеброха, с представителями ордена кармелитов в связи с тем, что как недостоверная была отвергнута легенда об основании ордена прор. Илией; инквизиции Рима и Испании обвинили Папеброха в ереси, а в 1695 г. 14 опубликованных к тому времени томов «Acta sanctorum» были внесены в Индекс запрещенных книг. Папеброх подверг также сомнению подлинность хартий меровингской эпохи, результатом чего стала его полемика с ученым и палеографом, членом конгрегации мавристов Ж. Мабильоном , к-рый опубликовал трактат «О дипломатике» (De re diplomatica. 1681), заложивший основы дипломатики как науки. До 1773 г., когда орден иезуитов был расформирован, Б. издали 50 томов «Acta sanctorum». После 1788 г., когда на деятельность Б. был наложен запрет австр. правительством и мон-рь в Антверпене был превращен в военную школу, им пришлось перебраться в мон-рь Кауденберг в Брюсселе, а затем в аббатство Тонгерло. Во время Французской революции б-ки Б. были разграблены, они прекратили свою деятельность и возобновили ее только в 1837 г. в Брюсселе, первая новая публикация вышла в 1845 г. К 1000-летнему юбилею (1863) начала христианизации славян святыми равноап. Кириллом (Константином) и Мефодием Б. издали отдельный том «Annus Ecclesiasticus Graeco-Slavicus», составленный рус. иезуитом, историком и агиографом И. Мартыновым . В этот том, переизданный в 1870 г. в качестве 11-го тома «Acta sanctorum Octobris», вошли имена святых, к-рые почитаются в слав. Вост. католич. Церквах, а также имена мн. правосл. святых. С 1882 г. Б. начали издавать ежеквартальное обозрение «Analecta Bollandiana» , посвященное исследованиям в области агиографии и публикациям неизвестных ранее документов. Др. издание - «Subsidia hagiographica» (с 1886) включает списки всех агиографических источников: «Bibliotheca hagiographica latina» (BHL, с 1911), «Bibliotheca hagiographica graeca» (BHG), «Bibliotheca hariographica orientalis» (BHO). Кроме того, Б. был издан ряд работ по хронологии Римских пап, К-польских Патриархов, о списках епископов Александрии, Иерусалима, Милана. В 1940 г. под рук. И. Делайе († 1941) предпринято критическое издание Римского мартиролога (Martyrologium Romanum). К 1940 г. «Acta sanctorum» состояли из 68 томов in folio (от 1 янв. до 10 нояб.), включая «Комментарий к Мартирологу св. Иеронима» (1931) и «Введение к житиям святых декабря» (Propylaeum ad acta sanctorum Decembris/Ed. H. Delehaye. Brux.; 1940). В 1966-1971 гг. было предпринято репринтное издание первых 60 томов.

http://pravenc.ru/text/болландисты.html

Подпись К. тайнописью имеется в выходной записи канонического сборника, включающего «Мерило праведное» (слова и поучения о праведном и неправедном суде, «Русская правда»), Кормчую книгу и чины поставления во епископа, свещеносца, чтеца, диакона и пресвитера (РГБ. Ф. 173. МДА Фунд. 187, кон. XV в.; запись К. на л. 336 об.). Вопрос о Кормчей К. как источнике взглядов «новгородско-московских еретиков» был поднят Ю. К. Бегуновым ( Бегунов. 1956). Однако Е. В. Белякова показала, что К. не составил собственную редакцию сборника церковных правил, а переписал без существенных изменений Кормчую южнослав. Мазуринской редакции XIV в., скорее всего по митрополичьему заказу ( Белякова. 1984; Она же. 2002). Сын К. Иван нес службу в Государевом дворе, был воеводой в Новгородке (Нейгаузене) во время Ливонской войны в 1561 г. ( Лихачев. 1888. С. 87; Савосичев. 2013. С. 134-135). Ист.: Памятники дипломатических сношений др. России с державами иностранными. СПб., 1851. Т. 1. Стб. 87, 88; Памятники дипломатических сношений Московского гос-ва с Польско-Литовским. СПб., 1882. Т. 1. 48. С. 237. (СбРИО; 35); ПСРЛ. Т. 8. С. 244; Т. 12. С. 258; Т. 22. Ч. 1. С. 515; Т. 25. С. 333; Т. 26. С. 296-297; Т. 28. С. 157, 159, 337; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 134, 146, 184, 187. Лит.: Лихачев Н. П. Разрядные дьяки XVI в.: Опыт ист. исслед. СПб., 1888. С. 87, 163; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955 (по указ.); Бегунов Ю. К. Кормчая Ивана Волка Курицына//ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 141-159; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960 (по указ.); он же. Курицын Иван-Волк//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 503-504 [Библиогр.]; Зимин А. А. Дьяческий аппарат в России 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в.//ИЗ. 1971. Т. 87. С. 246-248; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст.: Очерки соц.-полит. истории. М., 1982 (по указ.); Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 278-279, 280; Белякова Е. В. Источники Кормчей Ивана Волка Курицына//Древнерус. лит-ра: Источниковедение. Л., 1984. С. 75-83; она же. Мазуринская редакция как памятник права и культуры на Руси//Мазуринская Кормчая: Памятник межслав. культурных связей XIV-XVI вв.: Исслед., тексты. М., 2002. С. 58-66, 91-93; Булычев А. А. О генеалогии потомков «мужа честна» Ратши: дворян Каменских, Курицыных и Волковых-Курицыных//RES. 1995. T. 67. N 2/3. P. 287-309; Алексеев Ю. Г. У кормила Российского гос-ва: Очерк развития аппарата управления XIV-XV вв. СПб., 1998. С. 222-224, 227, 281, 292; Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси посл. трети XIV - нач. XVI в.: Стригольники и жидовствующие. М., 2012 (по указ.); Савосичев А. Ю. Дьяки и подьячие XIV - 1-й трети XVI в.: Происхождение и соц. связи: Опыт просопографического исслед. Орел, 2013 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/2462295.html

Сам монастырь в Крупчицах был заложен в начале XVII в., а костёл функционировал до 1832 года, после чего был закрыт за участие монахов в восстании 1830-1831 гг. Стоит сказать, что ещё в 1800 году виленский епископ Я. Н. Капаковский преобразовал монастырский костёл в приходской, а в 1866 году костёл был переоборудован в православную церковь, которую 12 ноября 1867 года освятил в честь Александра Невского епископ Брестский Игнатий Железовский. Но, к сожалению, церковь долго не простояла. 9 сентября 1882 года в Крупчицах случился пожар. За несколько минут были уничтожены почти все жилые и хозяйственные постройки. 13 октября 1882 году составление проекта для строительства новой церкви на 375 человек поручили младшему инженеру А. Рэмеру. Из-за болезни и частых разъездов по другим делам Рэмер сдал Гродненскому строительному управлению требуемый документ по финансовым расходам только 11 февраля 1884 года. 29 октября 1884 года после очередной проверки, дела по строительству передали младшему архитектору Золотарёву. Он, пересмотрев документ по финансовым расходам, увеличил сумму, необходимую на строительство до 27 591 рубля. Разрешение на начало строительство было получено от Министерства внутренних дел 25 июня 1886 года. Первый камень в основание будущего православного храма был положен 6 августа 1891 года (эта дата обозначена на фундаменте справа от ступенек, ведущих к главному входу) во время служения здесь священника Никанора Котовича. В 1894 году столь грандиозное сооружение было окончательно отстроено и освящено к 100-летию Крупчицкого сражения. Во время Первой мировой войны храм был разграблен и подвергся разрушениям. К 1928 году был восстановлен и отремонтирован. В 1967 году Свято-Владимирский храм закрыли воинствующие атеисты. Очевидцы событий рассказывали, что перед закрытием церкви, по указанию директора Крупчицкой школы были выбиты стёкла, порвана риза священника и поломана церковная утварь. За годы запустения на ступеньках церкви и на крыше выросли довольно большие деревья, нанёсшие своими корнями существенные разрушения кирпичной кладке. В 1971 году Крупчицы включили в состав соседней, вплотную примыкающей деревни Чижевщина. В конце 1980-х годов в заброшенном здании храма неизвестные развели костёр, но приехавшие по вызову пожарные быстро справились с огнём. Вновь Свято-Владимирская церковь была открыта 28 июля 1989 года, после того как при храме образовалась православная община.

http://sobory.ru/article/?object=27545

4. Площанский В. " Прошлое Холмской Руси по архивным документам XV-XVIII ст. и другим источникам " . – Вильна. Т. 2, 1901. 5. Географический словарь Королевства Польского и других славянских стран. - Варшава, 1892. Т. 12. - С. 301. 6. ХВЕВ, 1883. 14. – C. 250. 7. Холмский православний народный календарь на 1942 год. – Холм, 1941. – С. 61. 8. КШП. С. 6. Грубешовский Район. - Варшава, 1964. - С. 54. 9. Памятники архитектуры и строительства в Польской Республике. Замойское Воеводство 48. Центр документации памятников. - Варшава, 1991. - С. 96. 10. Слободян В. " Церкви Холмской епархии " . - Львов: Научное общество им. Шевченко, 2005 г., С. 401 – 402.  " Прадедовская слава " Церковь Святого Николая в Тератине была возведена в 1875-1882 годах на месте снесенной греко-католической церкви, из фонда купца Пасхалова (пожертвовал 20 тыс. рублей) и прихожан (пожертвовали по 1 рублю). В 1920-1923 годах храм был капитально отремонтирован после разрушений Первой мировой войны (в то время приходские функции выполняла церковь в Кулаковицах-Других). Вновь освящена епископом Антони (Марценкой) в 1927 г. Древняя церковь представляет собой византийско-русский стиль. В 1946 году в связи с выселением населения Украинской православной конфессии Польская автокефальная православная церковь согласилась передать здание католикам. Формально объект в руках православного прихода оставался до 1947 года, в том же году здание было реконструировано под церковь. Не позднее 1953 года передача католикам тератынской церкви и земли, ранее принадлежавшей православному приходу, была подтверждена соответствующим соглашением между Католической Церковью и православным Митрополитом Варшавским и всей Польшей Макарием. Это однонефный, двухэтажный храм. Одна из башен выполняет функции колокольни, на ней находятся два колокола, перенесенные из церкви в Варяже (ныне Украина). В 1969 году был проведен ремонт крыши церкви, затем объект был оштукатурен и покрашен (1971-1973). В интерьере три алтаря: главный был вырезан в 1948 году из царских врат бывшего церковного иконостаса. В 1949 году были построены боковые алтари с картинами святой Терезы и Святого Иосифа. В главном алтаре до 2015 года находился образ Божией Матери утешения, перенесенный из церкви в Затурцах (ныне Волынская область, Украина). С 2015 года, после строительства новой приходской церкви в Тератине, здание старой церкви (бывшей церкви) не используется.

http://sobory.ru/article/?object=61017

Архетипы «Жития Сирийских отцов»//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. Прил. С. 19-26 (на груз. яз.); он же. То же// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 157-159; он же. То же// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-66; он же. То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 191-217; он же. То же// Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 157-163; Житие св. отца нашего Иоане Зедазнели, к-рый по Божиему велению и под предводительством Св. Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми метафрастическая ред.]// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-68; То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 190-217; Житие св. отца нашего Иоане Зедазнели, к-рый по Божиему велению и под предводительством Св. Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми метафрастическая ред.]// Сабинин. Рай. 1882. С. 193-208; То же// Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 99-127; То же// Абуладзе. Сир. подвижники. Тбилиси, 1955. С. 3-68; То же//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 83-107; Житие прп. Иоанна Зедазнели [синаксарная ред.]//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 387-392. Лит.: Какабадзе С. Архетипы «Жития сирийских отцов»//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. С. 1-18; Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. IX-XVIII; Кекелидзе К. С., прот. Вопросы о прибытии сирийских подвижников в Картли// Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 19-50; он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 534-536; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 209-214; Габидзашвили Э. Взаимосвязь архетипов житий сирийских подвижников//Мацне: Сер. языка и лит-ры/АН Грузии. Тбилиси, 1982. 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Словарь ГПЦ. 2007. С. 431. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские

http://pravenc.ru/text/674916.html

“Не рыдай Мене, Мати”. Икона из диптиха. Кон. XIV в. “Не рыдай Мене, Мати”. Икона из диптиха. Кон. XIV в. В 1557 г. были построены трапезная, в к-рой сейчас размещается монастырский музей, и кухня, сохранившая свой средневек. облик, в 1572 г.- богадельня. В XVI-XVII вв. в мон-ре существовала книгописная мастерская. В нач. XVII в. к алтарной части с юж. стороны была пристроена часовня св. Иоанна Предтечи. В кон. XVIII - нач. XIX в. игуменом мон-ря был известный певчий и мелург Парфений Орфидис. При нем воздвигли храм во имя равноапостольных Константина и Елены (1789), соорудили резной иконостас в соборном храме (1790), построили новые кельи (1806). В 1882 г. игум. Поликарп Раммидис написал историю обители. В монастырский комплекс также входит ряд древних сооружений: пещера, где подвизался Афанасий Метеорский, костница, кладовая (сейчас этнографический музей), и совр. постройки: часовня св. Нектария, гостиница (1930), вост. корпус келий (1971). Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIV–XV вв. Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIV–XV вв. В б-ке хранятся 640 рукописей, старопечатные книги, актовые документы. Древнейшая рукопись - Беседы (толкования) свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Meteor. Metamorph. 591) создана в 861/862 г. в мон-ре св. Анны в Вифинии (Мал. Азия). Апостол 1385/86 г. написан по заказу прп. Иоасафа (Meteor. Metamorph. 555). Замечательными миниатюрами украшены кодексы 540 и 552 (XI в.), 106 (XIII в.) и 298 (XV-XVI вв.). Рукописи, происходящие из мон-ря, оказались также в др. б-ках, напр. Четвероевангелие, принадлежавшее прп. Иоасафу, с его автографом (Athen. Bibl. Nat. 58). В мон-ре находятся хрисовулы визант. имп. Андроника III (1336), серб. царя Стефана Душана (1348), Симеона, правителя Фессалии (1359 и 1366), и др., послания деспины Марии (1386), митрополитов Ларисских Антония (до 1380) и Иоасафа (1392 и 1400) и др. Честные главы основателей мон-ря преподобных Афанасия и Иоасафа Метеорских Честные главы основателей мон-ря преподобных Афанасия и Иоасафа Метеорских

http://pravenc.ru/text/149719.html

архимандрита Никанора (Троицкого) (1905–26.4.1996), священник, иеромонах, служил в Синодальном приходе (1952–1981). (1925–30.10.2004), помощник настоятеля Синодального прихода (1957–1963) (в сане иеромонаха). (1896–11.7.1993), временами служил в Патриаршем приходе в 1959–1964 гг. архимандрита Корнилия (Фристедта) (1902–1.11.1982), помощник настоятеля Патриаршего прихода (1959–1960) (в сане иеромонаха). архимандрита Варнавы (Бертона) (1915–14.3.1996), временами служил в Патриаршем приходе в 1960-х и 70-х гг. протопресвитера Павла Адамантова (1871–1.9.1960), служил в Успенской церкви в сане диакона (1915–1918). игумена Иоанна (Ястрембского) (?-после 1751), 2й священник Успенской церкви (в сане иеромонаха) (1739–1740). протоиерея Константина Веселовского (1850–1927); псаломщик (с 1875), диакон (1921), священник (1921); помощник настоятеля (1921–1927). (1894–20.8.1980), помощник настоятеля Синодального прихода (1948–1951). протоиерея Александра Туринцева (1896–25.12.1984), служил в Патриаршем приходе в 1950 г. протоиерея Георгия Шереметева (1887–12.5.1971), помощник настоятеля Синодального прихода (1952–1967). протоиерея Сергия Гаккеля (1931–9.2.2005), временами служил в Патриаршем приходе с60-хгодов. иеромонаха Геннадия Греческие иеромонахи-святогорцы, служившие в Успенской церкви иеромонаха Иеремии после кончины священника Стефана Ивановского (1765–1766). иеромонаха Нифонта Иеромонах из Парижа, служил в Успенской церкви во время болезни и после кончины протоиерея Якова Смирнова (1837–1842). иерея Владимира Дилигенского (1879– ?), помощник настоятеля (1920–1921). иерея Николая Преображенского (1873–28.12.1917), в сане диакона (1898–1908). иерея Иоанна Строковского (1882-?), в сане диакона (1908–1914). диакона Иоанна Сперанского (1825-?), диакон (1875–1898). О упокоении Церковнослужителей Русской Успенской церкви в Лондоне Алексия Василия Николая Иоанна Феодора Константина Николая Алексия Николая Кирилла Владимира Иоанна Леонтия Константина Михаила Николая Максима Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При восшествии на престол Александра I Фёдор Гаврилович уехал за границу, где и провёл большую часть своей жизни, лишь изредка появляясь в Москве и Петербурге. В 1812 г. он был в Париже и Лозанне, и события этого и последующих годов почти не нашли отклика в его дневнике. Русского языка граф не знал, он сочинил роман, писал трактаты «Рассуждения по поводу нравственного состояния Франции» (1818), «Иностранец о французах» (1814), но лучшее, что написал, - его мемуары. В середине XIX в. усадьбой владела коллежская секретарша H.A. Демьянова. В 1880-е гг. Александром Александровичем Найдёновым (1839-1916) была куплена «разрушающаяся усадьба с запущенным парком, многие деревья которого погибали. Понадобились десятилетия упорного труда, терпения и любви, чтобы превратить Северское в ухоженную местность, где радовала каждая аллея, каждый уголок». Александр Александрович - потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник, московский 2-й гильдии купец, директор правления товарищества Егорьевской бумагопрядильной фабрики братьев А. и Г. Хлудовых. Как и его братья Виктор и Николай и сестры Мария, Ольга, Анна, он окончил «Петерпаульшуле» (немецкую школу в Москве). Его жена Александра Герасимовна, урождённая Хлудова (1856-1924), - потомственная почётная гражданка, 2-й гильдии купчиха, член правления Товарищества Егорьевской бумагопрядильной фабрики братьев А. и Г. Хлудовых. Современник писал о ней: «...одна из самых крупных московских домовладелиц, была также одной из самых больших благотворительниц. Яузское попечительство о бедных так и называлось Найдёновским. Она была большим знатоком русского фарфора, и дом её... был как бы маленьким музеем». Свои комнаты в Северском Александра Герасимовна оклеила страницами из модных французских журналов. За год до смерти Александра Герасимовна вспоминала: «Я вышла замуж 20-ти лет, без любви. Александр Александрович был старше меня на 18 лет, был религиозен, суровый человек, обожал своих братьев Николая и Виктора и вообще всю свою родню. Любил музыку, фотографию, науку, новые изобретения, читал газеты. По слуху любил подбирать на фисгармонии духовное пение, любил свою церковь-храм Пророка Илии (в Москве), стоял на левом клиросе и подпевал басом. Всегда говел на 1-й неделе поста, все службы посещал и соблюдал посты. До конца жизни занимался делом, был гласным в думе. Был честным, как никто, говорил всегда правду. Своих детей обожал (у Александра Александровича и Александры Герасимовны было 8 детей: Александр (1877-1938, умер в концлагере), Ксения (1880-1926), Георгий (1882-1960, эмигрировал), Татьяна (1886-1970), Наталия (1888-1971), Марина (р. 1890), Елена (1892-1964, её муж умер в концлагере), Александра (р. 1896, эмигрировала)), когда они болели - лечил, целовал их крепко, рисовал им, дарил игрушки без конца, но зато меня не баловал, был груб в обращении и, заметьте, никогда меня никак не звал, когда нужно по делу, обращался и говорил «супруга».

http://sobory.ru/article/?object=19928

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010