Эразм Роттердамский (литературный псевдоним Гергарда Гергардса, другой литературный псевдоним Дезидерий) (1469–1536), нидерландский философ-гуманист, виднейший представитель северного Возрождения, филолог, писатель, богослов; Эрлих Рудольф Иванович (1866–1924), виолончелист, педагог, с 1897 участник «Московского трио» (см. Шор Д.С.); Эрн Владимир Францевич (1881–1917), религиозный философ и публицист, неославянофил, приват-доцент историко-филологического ф-та М.у., один из организаторов и участников Религиозно-философского об-ва памяти Вл. Соловьева (1906); Юденич Николай Николаевич (1862–1933), военный деятель, ген. от инфантерии (1915). В годы Первой мировой войны начальник штаба (с декабря 1914), затем командующий (24.01.1915 – 2.03.1917), и. д. главнокомандующего (3.03–2.04.1917) Кавказской армией, главнокомандующий Кавказским фронтом (3.04–31.05.1917), затем в отставке. Осенью 1918 эмигрировал в Финляндию, затем в Эстонию, в июле 1919 возглавил Северо-Западную армию, в октябре – ноябре 1919 наступавшую на Петроград, вошел в состав Северо-Западного прав-ва, в конце 1919 отступил с армией в Эстонию, откуда в 1920 эмигрировал в Англию; Южин (наст. фамилия Сумбатов) Александр Иванович (1857–1927), театральный деятель, актер, драматург, почетный член Петербургской АН (1917), народный артист Республики (1922), директор Малого театра; Юрик, см. Богоявленский Юрий Сергеевич; Юсупов Феликс Феликсович (1887–1967), князь, граф Сумароков-Эльстон, зять великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны (с 1914 в браке с их дочерью княгиней Ириной Александровной). Участник убийства Г. Е. Распутина. После Октябрьской революции в эмиграции; Юхов Иван Иванович (1871–1943), дирижер, руководитель собственного хора (1900– кон. 1930-х), до Октябрьской революции относившегося к ведомству св. Синода, затем 1-й Государственный хор под упр-нием Юхова (с 1919); Яков (Иаков) II (1633–1701), английский король (1685–1688) из династии Стюартов; Яковлев Алексей Иванович (1878–1951), историк, магистр (1916), доктор (1917) русской истории, член-корр. АН СССР (1929). Приват-доцент (1906–1917), профессор (1917–1919) историко-филологического ф-та М.у., затем ФОН (1927–1929), исторического ф-та (1943– 1951) МГУ Действ. член Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН (1922–1930). Преподаватель МВЖК. Сотрудник (1919–1923), затем консультант без содержания Румянцевского музея (ГБЛ). В 1920-е зав. кафедрой истории СССР Московского библиотечного ин-та и Высших литературных курсов, директор б-ки ВСНХ (1924–1930), зав. бюро транскрипции географических названий при Картографическом тресте Наркомтяжпрома (1934–1937). В 1930 арестован по «академическому делу», с 1931 в ссылке в Минусинске. Вернулся в 1938, с 1939 старший научный сотрудник, член Археографического совета (1948–1951) Ин-та истории АН СССР;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

229 Архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев, 1899–1968 гг.). Архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын, 1881–1952 гг.) Архиепископ Смоленский Василий (Ратмиров, 1881-?) Архиепископ Казанский Андрей (Комаров, 1879–1955 гг.) Архиепископ Ростовский Елевферий (Воронцов, 1892–1959 гг.) Протоиерей Николай Федорович Колчицкий (1890–1961 гг.) 230 Постановление разослано И. В. Сталину, В. М. Молотову, Г. М. Маленкову, Л. П. Берии и Совету по делам Русской Православной Церкви 231 Работа над Положением велась и после кончины Патриарха Сергия 15 мая 1944 г. Было утверждено на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 г. Оно возвращало настоятеля к финансово-хозяйственному управлению приходом. 232 Первый раздел определял права и обязанности Патриарха в реальных условиях существования Церкви в советском государстве. Второй раздел Положения был посвящен деятельности Священного Синода, третий – епархии, четвертый – приходам. При подготовке этого раздела разгорелись споры о роли настоятеля прихода. Некоторые считали, что в число обязанностей настоятеля входит лишь богослужение и проповедничество. После долгих обсуждений в Положение вошла формулировка, представленная в документе: «Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый Епархиальным Архиереем для духовного руководства верующих и управления причтом и приходом». Положение было принято на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 31 января–2 февраля 1945 г. Постановление Совнаркома утвердило Положение 28 января 1945 г. (См.: О. Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и 11 Ватиканский собор. М, 2004. С. 113.) 236 Число открытых немцами храмов на временно оккупированных территориях СССР составляло 7 547, монастырей – 29, из которых к концу 1947 г. осталось действующими не более 1 300 (из-за нехватки священников и из-за изъятия у религиозных общин занятых ими храмов, выполнявших до войны роль общественных зданий). (См.: О. Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и политика Советского государства в 1943–1948 гг. М., 2001. С. 83.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

57 Гумилевский Илья Васильевич (1881–1881), протоиерей, экстраординарный профессор по кафедре Литургики (1913–1919). 6-й магистрант LXII курса (1903–1907). Впоследствии принадлежал к непоминающим, жил в затворе на квартире в центре Москвы, по некоторым, не вполне проверенным данным, принял монашество с именем Сергий. 59 Орлов, Анатолий Петрович (1879–1937), протоиерей, ректор МДА (с 10 сентября 1917 г. по апрель 1922 г.), с рукоположением во священника и возведением в сан протоиерея. Экстраординарный (1909) профессор по кафедре Истории и обличения западных исповеданий в связи с историей Западной церкви от 1054 г. до настоящего времени. 1-й магистрант LIX курса (1900–1904). В дальнейшем служил священником. Расстрелян. 60 Введенский, Димитрий Иванович (1873–1954), ординарный (1914) профессор (1909) по кафедре Библейской истории в связи с историей Древнего мира, доктор богословия (1914). 2-й магистрант LVIII курса (1894–1898). 62 Туницкий Николай Леонидович (1876–1934), экстраординарный профессор (1913–1918) по кафедре Русской литературы. 2-й магистрант LVIII курса (1899–1903). Получил в 1913 г. звание магистра за диссертацию «Св. Климент, епископ Словенский. Его жизнь и просветительная деятельность» (Сергиев Посад, 1913). Книга была удостоена от Академии Наук полной премии графа Д. Н. Толстого. 22 августа 1917 г. по март 1918 г. председатель Городской Думы Сергиева Посада. В 1918–1922 гг. заведовал кафедрой славистики Киевского университета. С 1922 по 1933 г. преподавал в вузах Москвы, Твери и Нижнего Новгорода. В начале 1934 г. арестован как член «Российской национальной партии», освобожден под подписку о невыезде и погиб почти сразу после освобождения. 63 Смирнов Иоанн Михайлович (1879–1937), священник, и. д. доцента (1912–1918), экстраординарный профессор (1918–1919) по кафедре Церковнославянского и русского языка с палеографией. В дальнейшем служил священником. Расстрелян. 64 Россейкин Федор Михайлович (1879–1951), экстраординарный (1917) профессор по кафедре Истории Греко-Восточной Церкви. 1-й магистрант LX курса (1901–1905). С 1919 г. преподавал в средних школах в Старом Осколе, Софрино, Пушкино. С 1943 г. научный сотрудник в группе Византологии при Институте Истории АН СССР. Фамилия его писалась и через «а».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

  Шайкевич — личность не установлена. 464   Мария Моисеевна — личность не установлена. 465   Вероника — Вероника Владимировна Герцык (1916 — 1976), племянница, дочь брата Е. К. Герцык. 466   Зайцевы — семья писателя Бориса Константиновича Зайцева (1881 — 1972). 467   Муратовы — семья Павла Павловича Муратова (1881 — 1950), писателя и искусствоведа, с которым Е. К. Герцык была хорошо знакома. О нем см.: Зайцев Б. П. П. Муратов. — “Русская мысль”, 1951, 307, 3 января; Зайцев Б. Дни. Москва — Париж, 1995, стр. 172 — 180. 468   Люба — Любовь Александровна Герцык (урожд. Жуковская; 1890 — 1943), жена брата Е. К. Герцык, тяжело болевшая более двадцати лет, уходу за которой посвятила свою жизнь Е. К. Герцык. 469   Поездка в Италию группы русских писателей состоялась по приглашению Института Восточной Европы, организованному профессором Ло Гатто, осенью 1923 года. “В 23-м году П. П. устроил через Lo Gatto серию чтений в Риме, где и сам выступал, и я, и Бердяев, Осоргин, Вышеславцев” (Зайцев Б. Дни, стр. 177 — 178). 470   Е. К. Герцык встречалась в Риме с Бердяевыми зимой 1912 года (см. об этом: Е. Герцык, “Воспоминания”). 471   “София”. Кн. 1. Берлин, 1923. Вышла единственная книга альманаха. 472   Вадим — Вадим Павлович Гриневич, сын В. С. Гриневич. Его письма к Н. А. Бердяеву находятся в архиве Бердяева (РГАЛИ, фонд 1496, оп. 1, 439). 473   Валерия — Валерия Дмитриевна Жуковская (урожд. Богданович; 1860 — 1937), мать Л. А. Герцык, вступившая в католическую общину вместе с Бердяевой. 474   В Москве по адресу: Мерзляковский пер., д. 16, кв. 29, жила В. Д. Жуковская вместе с другой своей дочерью. Е. К. Герцык иногда пользовалась этим адресом для получения корреспонденции из-за границы. 475   Бердяевы переехали во Францию летом 1924 года, поселившись в пригороде Парижа Кламаре. 476   Последнее лето в России Бердяевы провели на даче в Барвихе, где у них гостила Е. К. Герцык и где было получено известие о высылке (см.: Е. Герцык, “Воспоминания”). 477   В 1924 году на новый стиль перешла Константинопольская Патриаршая Церковь. Бердяева ошибочно полагала, что этому последовала и Русская Православная Церковь. 478

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Иногда и мы ходили в дома наших более обеспеченных знакомых. Скромные угощения, предлагавшиеся там, как, например, бутерброды с колбасой, казались нам верхом гурманства. Наши разговоры обычно касались России и ее будущего. Наши рассказы о большевиках почти всегда слушались с недоверием. Мы были выходцы из другого мира. У меня появились друзья среди студентов сельско-хозяйственного института. Один из них, Николай Сергеевич Херасков, был ярый толстовец. Мы с ним вели горячие споры, стараясь обратить друг друга в свою веру. Я чувствовал себя сильнее, так как имел за собою опыт коммунизма, о котором мой приятель ничего еще не знал. Он был представитель той провинциальной интеллигенции, с которой я раньше не встречался. Другим моим другом был Борис Алексеевич Гиевский. Он и его две сестры обладали исключительной религиозной одаренностью, подобно которой, позднее, я нигде не наблюдал. В это же время я пытался вернуть в церковь друга нашего отца – Александра Аполлоновича Мануйлова (1861–1929), бывшего ректора московского университета и министра просвещения во Временном Правительстве. Он был выдающийся представитель либеральной интеллигенции и, как многие другие, трагически переживал крушение своих надежд. Он охотно разговаривал с нами на религиозные темы, ему, видимо, было интересно встретиться с молодежью, так всецело живущей церковью. Он поражал меня своим умом, своей широкой образованностью, но и своей бескрылостью. Совсем другие отношения установились у меня с Александром Викторовичем Ельчаниновым (1881–1934). 64 Он был близок с о. Павлом Флоренским (1882–1943) и с Владимиром Францовичем Эрном (1881–1915). Эти три друга были исключительно даровитыми людьми, а Флоренский был гений, способный творить в самых различных областях, как математика, техника, искусство, филология, философия и богословие. Его ссылка и смерть в концентрационном лагере лишили Россию плодов его исключительных дарований. Знакомство с Ельчаниновым ввело меня в мир того религиозного возрождения, которое началось в столицах в начале столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Повесть Ильи Сургучева – чуть ли не единственный источник сведений о детстве Царя-мученика. И даже профессиональные историки ссылаются на нее порой как на документ, не оговаривая, что это художественное произведение. Повесть дышит достоверностью, но не исторической, а, если можно так выразиться, сердечной. Веришь доброте, веришь безукоризненной честности, чистоте, веселости, сострадательности, великодушию, веришь человеческой доброкачественности Романовых – как это передано в повести. Но веришь «художественно», сердцем, с благодарностью не только полковнику Владимиру Константиновичу Оллонгрэну (1877 – 1943), но и незаслуженно остающемуся в тени русскому писателю Илье Дмитриевичу Сургучеву (1881 – 1956), который вынашивал самое знаменитое свое произведение десять лет после смерти Оллонгрэна – повесть вышла в Париже в издательстве «Возрождение» в 1953 году. Писатель для своих художественных целей имеет несомненное право допускать исторические неточности и даже искажения. В главе «Ссора», например, Ники ворчит «зараза», адресуя эпитет нелюбимому воспитателю Даниловичу, и это дано как контраст между беззаботным предыдущим периодом жизни и теперешним «строевым»: Володя – кадет, Ники загружен обязанностями (вспомним его в окне). А в действительности Данилович (не так уж и нелюбимый) был привлечен к обязанностям воспитателя Наследника гораздо позже, в 1881 году, когда мать Володи, Александра Петровна Оллонгрэн (1828 – 1901) давно оставила Аничков дворец. История с синими усами Императора Александра II  (глава «Семья») неразрывно связана с русско-турецкой войной 1877-1878 гг и должна была происходить после ее окончания, т.е. весной 1878 г., при участии десятилетнего Николая Александровича и семилетнего Георгия Александровича. Но Великие Князья в ней, очевидно, даны как малолетние. То же можно сказать и об описании того периода жизни, когда ожидалось рождение Великого Князя Михаила Александровича (1878 – 1918), и детей перестали пускать на четвертый этаж к маме. И там, и тут Великие Князья намеренно изображены гораздо инфантильнее, чем должны были быть. Разве это не оправдано в полной мере? Не станем доказывать это,  «анатомируя» живую прозу.

http://bogoslov.ru/article/5894271

Попов Александр Иванович , протоиерей Попов Хрисанф Михайлович Поспелов Григорий Иванович (1877 – расстрелян 1921), священник Поспелов Михаил Иванович (1878–1943), протоиерей Посунько Николай Васильевич (1884 – расстрелян 1938), протоиерей Преображенский Александр Иванович (около 1861–1919), протоиерей Преображенский Георгий Васильевич (1874-?), протоиерей Приселков Михаил Дмитриевич (1881–1941), профессор Проворов Михаил Вассианович, благотворитель Прокопий, св. (Титов Петр Семенович; 1877– расстрелян 1937), архиепископ-священномученик Простосердов Андрей Иванович (1884-?), священник Прохоров Григорий Васильевич, профессор Пуришкевич Владимир Митрофанович (1870–1920) Р Радек Карл Бернгардович (1885 – убит 1939) Раев Николай Павлович, обер-прокурор Святейшего Синода в 1916–1917 Раевский Павел Васильевич (1877–1940), протоиерей; уклонился в обновленчество Разумихин Иоанн Георгиевич (1866 – расстрелян 1931), протоиерей Раменский Семен Григорьевич, благотворитель Решетников Андрей († 1903), семинарист Рогович Алексей Петрович (1858–1935) – товарищ обер-прокурора Св. Синода в 1906–1911 Родзянко Михаил Владимирович (1859–1924) Рождественский Александр Васильевич (1872–1905), священник Розанов Николай Иванович (1831–1911), протоиерей Розов Константин Васильевич (1874–1923), архидиакон Романовский Пантелеймон Александрович, протоиерей Романский Павел Васильевич, протоиерей Роцкан Петр Эдуардович (1894 – не ранее 1935). Рудинский Николай Семенович (1871-?), протоиерей Рукин Николай Иванович , протоиерей (1869-?) Румянцев Владимир Александрович (1877–1947), протоиерей Рыков Алексей Иванович (1881– расстрелян 1938) С Саблер [с 1915 – Десятовский] Владимир Карлович (1845–1929) – в 1892– 1905 товарищ обер-прокурора, в 1911–1915– обер-прокурор Святейшего Синода Сагарда Александр Иванович (1883–1950), профессор Садов Александр Иванович (1850–1930), профессор Самсонов Тимофей П. (1888–1955/1956) Сапронов Тимофей Владимирович (1887 – расстрелян 1937) Сапунов Сергий Васильевич (1886–1951), священник

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Родоначальником его можно считать французского богослова, священника, философа и палеонтолога П. Тейяра де Шардена (Pierre Teilhard de Chardin; 1881–1955). В той или иной мере теистический эволюционизм не отвергался такими богословами, как прот. Василий Зеньковский (1881–1962), архиепископ Нафанаил (Львов; 1906–1985), проф. Николай Николаевич Фиолетов (1891–1943), митр. Иоанн (Вендланд) (1909–1989), прот. Лазарь Милин, прот. Николай Иванов (1904–1990), прот. Стефан Ляшевский (1899–1986), прот. Глеб Каледа (1921–1994), прот. Александр Мень (1935–1990), епископ Александр (Милеант; 1938–2005), протодиак. Андрей Кураев и др. Несмотря на различное понимание деталей процесса, у этих авторов можно выделить некоторые общие положения христианского телеологизма: ·          творение осуществлялось поэтапно в течение миллионов лет; ·         в результате творческого вмешательства, возможно, путем мутаций, создавались новые архетипы, которые далее развивались. Так осуществлялся Божественный Промысел о мире – посредством постоянной синергии двух видов причин – естественных (природных закономерностей) и сверхъестественных (божественных «мыслеволений» или логосов). ·       замысел творения – это идея восхождения твари ко Творцу путем постепенного и направленного развития, вершиной которого является человек. («Слепцы, … вы думаете, что своими измерениями переходных ступеней вы посрамили чудо, а вы теперь поклонились Ему несчетное число раз, вместо того, чтобы поклониться один раз. Раз чудо совершается в материи, естественно, что оно совершается и во времени. Разве чудо воскрешения Лазаря перестало быть чудом оттого, что он оживал несколько секунд или минут? Чудо в необъяснимости, беспричинности, а не в мгновенности. Категория постепенности никак не заменяет категорию причинности») . Ознакомившись с разнообразием эволюционных идей, развивающихся и постоянно сменяющих друг друга на протяжении десятилетий, а также с их критическим осмыслением, мы неизбежно приходим к следующему выводу: вульгарно-материалистическое понимание дарвиновской концепции спонтанной эволюции, характерное для широких кругов общества, весьма ограничено и никак не может подорвать веру в Творца и Промыслителя.

http://bogoslov.ru/article/1842609

Я ушел из скита и долго еще не мог привести в порядок свои мысли. С тех пор я каждый раз, когда ходил на реку Уж ловить рыбу, заходил в скит. Монахи угощали меня старым медом с холодной водой. Газет не было, за ними надо было ездить на хромой лошади в Чернобыль. Я успел съездить туда один только раз и привез в Копань известие о корниловском мятеже и о том, что немцы перешли в наступление и заняли Ригу. Но второй раз мама не отпустила меня в Чернобыль. В лесах появилась какая-то банда – не то беглые пленные австрийцы, не то выпущенные из тюрьмы арестанты. Банду эту никто не видел, но все встревожились. Время шло. О банде уже долго ничего не было слышно, и все успокоились. Поздней осенью я наконец уехал в Киев, а оттуда в Москву. Мама взяла с меня слово, что я вернусь следующей весной. Когда я уезжал, Полесье стояло в сухой желтой листве и мягких туманах. Через неделю после моего отъезда неизвестная банда налетела на скит, перерыла кельи в поисках серебра, расстреляла монахов и подожгла церковь. Но церковь была сложена из окаменелых за века бревен и потому только обуглилась, но не сгорела. Жак Садуль (1881—1956) – деятель французского рабочего движения, интернационалист. В 1917 г., назначенный атташе при французской военной миссии в Петрограде, отказался служить французскому реакционному правительству, в 1919 г. вступил в Красную Армию, участник движения Сопротивления. Керенский Александр Федорович (1881—1970) – русский политический деятель, член и руководитель Временного правительства. После Октябрьской революции – организатор антисоветского мятежа. Белоэмигрант. Милюков Павел Николаевич (1859—1943) – русский политический деятель, историк, публицист. Один из организаторов партии кадетов. Белоэмигрант. Вандервельде Эмиль (1866—1938) – бельгийский социалист, реформист. «Вышли мы все из народа…» – Из песни «Смело, товарищи, в ногу!..» Л. П. Радина (1860—1901). Скуфейка, скуфья – бархатная круглая шапочка, обычно черного цвета, повседневный головной убор православного духовенства. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

1166 Имеется в виду знаменитое чудо с кровью святого Януария (фр. Saint Janvier), епископа Беневентского, принявшего мученическую кончину в эпоху диоклетиановых гонений, в 305 г. Мощи священномученика находятся в кафедральном соборе в Неаполе, два флакона-ампулы с его чудотворной кровью – там же, в специально построенной «Королевской капелле сокровища св. Януария», откуда выносятся для демонстрации чуда верующим трижды в год. Подробнее см.: Лисовой Н. Н. Приди и виждь: свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 437–440. 1167 Очевидно, имеется в виду почитание чудотворной статуи Мадонны, находящейся в храме на холме Ковиньяно близ Римини («Madonna di Rimini»). Церковь , построенная в 1391 г., была реконструирована в 1860 г. Пострадала от американских бомбардировок 1943–1944 гг., в 1955 г. реставрирована. 1168 Георгий I, король Греции в 1863–1913 гг., сын короля Дании Кристиана IX, брат российской императрицы Марии Федоровны, муж великой княгини Ольги Константиновны, «королевы эллинов». 1169 Настоятелем русской посольской церкви Святой Троицы в Афинах был в это время архимандрит (впоследствии епископ) Анатолий (Станкевич Александр Андреевич; 1821–23.01.1903). Родился в семье священника Минской епархии. Окончил Литовскую духовную семинарию в г. Вильно (1843) и СпбДА (1853). Пострижен в монашество в 1848 г., возведен в сан игумена (1856) и архимандрита (1860). Инспектор Минской ДС (1853), ректор Полоцкой ДС (1860). Настоятель Витебского Маркова монастыря (1861) и Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря (1867). Преподаватель Симбирской ДС (1878). 9 января 1879 последовал синодальный указ о его назначении в Афины. По возвращении из Греции 25 мая 1886 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. Занимал последовательно кафедры епископа Острогожского, викария Воронежской епархии (1887), Уманского, викария Киевской епархии (1890), Калужского (1892–1894). Умер на покое в Московском Новоспасском монастыре. 1170 Антонин имеет в виду восстановленную им из руин в 1851–1856 гг. древнюю церковь Ликодима (Никодима) в Афинах, переданную греками России в качестве посольской церкви и освященную по завершении строительства во имя Святой Троицы. Подробнее см.: Бутова Р.Б. Архимандрит Антонин (Капустин) на Православном Востоке: Афины-Константинополь-Иерусалим//Труды Первого российско-греческого форума «История российско-греческих отношений и перспективы их развития в XXI веке» (Афины, 8–9 октября 2008 г.). М.; Афины, 2009. С. 10–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010