Шопино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Памятным христианским центром Белгородского военно-исторического Мемориального комплекса «Огненная дуга - Белгородское направление» стал храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Шопино. Он символизирует скорбь русского народа по 30,5 тысячам бойцов, покоящимся в 208-ми братских могилах от Зоринских Дворов до Новой Таволжанки. Начало истории этого храма относится к 1802 году. Поиском архивных материалов занимался в основном краевед Юрий Шмелев в архивах Белгорода, Курска, Москвы, Санкт-Петербурга. Но сведения были крайне скудны. И только личный фонд графов Шереметевых сохранил дела о Покровской церкви. В контору графа Шереметева, как пишет Шмелев, в начале 1802 года обратились жители с. Шопино с прошением построить на месте деревянной каменную церковь, так как село находилось в вотчине графа. Прошение не осталось без внимания, однако только к октябрю 1807 года архитектором Петром Масаловым был разработан проект со сметной стоимостью работ и материалов на сумму 6971р. 50к., который был утвержден епископом Феоктистом. Но и тогда строительство не началось: распоряжением Святого Синода все деньги у церкви с. Шопино были изъяты и отправлены в Курский приказ общественного призрения. Возведение церкви началось только в 1815 году в честь разгрома войск Наполеона. В 1817 году церковьв стиле позднего классицизма была выстроена. Храм расположился очень удачно, на вершине меловой горы, заняв господствующее положение в окружающем пейзаже, он очень хорошо виден со всех сторон. Более столетия в нем проходили богослужения. В 1822 году за 1000 р. был установлен новый иконостас. В 1881 году для перестилки полов из заказной Шопинской рощи было отпущено 10 дубовых деревьев. В 1910 году была составлена страховая оценка, которая определилась вместе с церковным зданием и колокольней, иконостасом в 11000 р. Ни одной дореволюционной фотографии Покровской церкви найти не удалось. Этот храм не случайно называют храмом-воином. 6 июля 1943 года в битве на Огненной дуге оборону Воронежского фронта на 650 километре автомагистрали Москва – Симферополь напротив с. Шопино прорвали 40 танков противника и начали подходить к высоте 225,9, где в Покровской церкви находился наблюдательный пункт командира батареи 932-го артполка, старшего лейтенанта Тульчинского, который вызвал огонь двух артдивизионов на себя и ценой собственной жизни уничтожил все прорвавшиеся танки противника. В июле 1943 года во время артналетов и воздушных бомбардировок церковь была частично разрушена.

http://sobory.ru/article/?object=14909

Калужская Основана 16.10.1799. До учреждения епархии большая часть территории находилась в подчинении епархии Крутицкой и некоторых других. «...Кроме верховной зависимости от митрополитов Всероссийских, которые, после краткого пребывания во Владимире (1309–1325), перенесли свою кафедру в Москву, надобно полагать, что города северо-восточной части нынешней Калужской губернии зависели по духовному управлению от епархии Владимирско-Суздальской; а на южные уделы имели влияние епископы Черниговские, которые... назывались Черниговским и Рязанскими, до учреждения Рязанской епархии в XIV столетии...» ( Леонид (Кавелин) , иеромон. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии. Калуга, 1876. С. 27). Архиепископия с 25.12.1803. С 1809 г. замещалась епископами. Калужская и Боровская. Викарные кафедры: Боровская, Мосальская, Малоярославецкая, Козельская, Людиновская. 16.10.1799 21.10.1799 30.10.1799 05.03.1809 Феофилакт Русанов 16.04.1809 22.05.1813 19.07.1813 07.02.1816 Евгений Болховитинов 07.02.1816 15.03.1819 Антоний Соколов I 01.06.1819 12.01.1825 Св. Филарет (в сх. Феодосий) Амфитеатров 04.01.1826 03.03.1828 Григорий Постников 20.05.1828 26.08.1831 09.09.1831 05.09.1834 Никанор Клементьевский 02.10.1834 17.09.1851 05.10.1851 09.12.1851 09.12.1851 13.04.1881 14.05.1881 21.05.1888 Владимир Никольский 21.05.1888 03.06.1890 Анастасий Добрадин 03.06.1890 15.09.1892 30.06.1892 29.09.1892 29.09.1892 29.01.1894 29.01.1894 08.10.1895 22.10.1895 10.07.1901 10.07.1901 31.12.1910 Вениамин Муратовский 31.12.1910 25.06.1912 25.06.1912 13.05.1913 Сщмч. Тихон Никаноров 13.05.1913 06.07.1916 Георгий Ярошевский 06.07.1916 03(16)09.1927 22.08(04.09) 1923 22.09(05.10)1923 22.09(05.10)1923 03(16)09.1927 14(27)07.1928 30.07(12.08)1928 29.11(12.12)1928 Павел Введенский 16(29)09.1931 19.11(02.12)1930 17(30)09.1931 17(30)09.1931 03(16)06.1933 Сщмч. Павлин Крошечкин 03(16)06.1933 10(23)03.1934 27.03(09.04)1934 07(20)09.1937 01.1942 Питирим Свиридов 11(24)07.1943 05.1944 09.1945 09(22)03.1960

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сосновка. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты с. Сосновка, Христорождественская церковь. Первая церковь – дер. – построена и освящена в 1838 г. Со временем пришла в ветхость (существовала в 1897 г.), и стала тесной. Взамен её в 1881 г. заложена каменная. Построена в 1892 г. и освящена 6.09.1892 г. Закрыта 3.02.1938 г. и отдана под клуб (в 1943-1945 гг. – зерносклад). Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. 71 с., С. 12. Село Сосновка, пока здесь не была построена церковь, называлось деревней Евсина. Первый деревянный храм стал тесен, к тому же пришел в ветхость. Поэтому в 1881 г. здесь начали вести строительство более обширного каменного храма, а уже через год, в 1882 г. строительство было закончено, 6 сентября того года состоялось освящение православного храма во имя Успения Божией Матери. Престол был в церкви один. Рядом с новой каменной церковью в одной ограде находилась и старая деревянная церковь с одним престолом во имя Рождества Христова. Пока же в Сосновке не было своей церкви, прихожане относились к Вознесенской церкви села Березовка. С открытия самостоятельного прихода при Сосновской церкви положен был один штат духовенства, он состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. По штатам 1837 года было положено два священника, и два псаломщика. Второй штат был открыт в связи с «многочисленностью прихожан, отдаленности приходских деревень от церкви и большого количества раскольников». Двенадцать лет (1838-1850 гг.) священствовал здесь Михаил Попов, после него – Алексей Стародворский. Он был наставником Сосновского училища. Около двадцати лет служил Стефан Калачников. Сын диакона, в 1858 году закончил Пермскую духовную семинарию. Вначале служил в одной из церквей Осинского уезда, в Успенской церкви с. Чусовского Пермского уезда, затем был переведен к Сосновской церкви. 17 лет был законоучителем в Сосновском земском училище. Затем службу несли Алексей Попов, Иоаков Пономарев и другие. Диаконом многие году служил Василий Колотилов, который, псаломщиком состоял Гавриил Коровин. В начале тридцатых годов прошлого века, перед закрытием церкви, службу несли Стефан Калачников, Алексей Стародворский и Михаил Попов.

http://sobory.ru/article/?object=29992

Уни. Церковь Александра Невского. Александро-Невская церковь Карта и ближайшие объекты Решение о строительстве храма было принято в 1881 году и велось в честь убитого в марте этого года императора Александра 2 и в честь его небесного покровителя святого и благоверного князя Александра Невского. Автором проекта был известный вятский архитектор В.М. Дружинин, изменения вносил не менее известный архитектор И.А. Чарушин. Храм строился 22 года. Росписью интерьера занимался петербургский художник Н.А. Тронин совместно с вятским иконописцем Черноговым.  Освящена церковь была в 1904 году. Службы велись 25 лет. В 1932 году храм закрыли. Колокольня была разобрана, кирпич использован на ремонт школы и Дома колхозника. Утварь, детали интерьера, иконы безвозвратно утрачены. До 1943 года здание использовалось как клуб, а после в нем размещалось зернохранилище, затем ДК, котельная, гаражи, тир.  В декабре 1992 года было принято решение возвратить храм верующим, в 1993 году он был освящен, начались службы. В 2008 году построена новая колокольня. При храме действует церковно-приходская школа. С сайта kirovkray.ru В связи с увеличивающимся населением прихода, Спасская церковь села со временем стала мала для совершения богослужений. Возник вопрос о возможности расширения храма. В 1881 году составили о том приговор и в результате споров решили построить новую каменную церковь. Архитектор В.М. Дружинин сделал проект храма с 3 приделами вверху и 2 внизу. На постройку такого громадного храма не хватило бы денег, тогда архитекторы Савицкий и И.Н. Чарушин внесли изменения в первоначальный проект. Строился храм долго, 22 года. В дело устройства храма много забот и средств внёс лично Нолинский мещанин, унинский торговец И.А.Ложкин. Иконы для храма писали Н.А. Тронин – петербуржский художник и иконописец из города Вятки Черногоров. 1 декабря 1904 года освятили главный престол в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, и храм назвали Александро-Невским. На освящение новой церкви приезжал вятский епископ Филарет с членами духовной Консистории. Второй престол в честь Св. Иоанна Златоуста освятили через несколько дней, в том же году.

http://sobory.ru/article/?object=19262

Архив Пн Священный Синод постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века новые имена подвижников 6 октября 2006 г. 16:54 На заседании Священного Синода, которое прошло сегодня в Москве, утверждено решение о включении в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века новых имен подвижников. Решение было принято на основании зачитанного на заседании Синода доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых , о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви: от Архангельской епархии : протоиерея Николая (Родимова; 1856 — 10 января 1938); от Йошкар-Олинской епархии : протоиерея Николая (Рюрикова; 1884 — 18 июня 1943); от Московской епархии : протоиерея Мирона (Ржепика; 1885 — 13 сентября 1937), протоиерея Петра (Рождествина;   1879 — 27  мая   1939),  протоиерея Владимира (Смирнова; 1877 — 10 декабря 1937), диакона Евгения (Никольского; 1886 — 26 февраля 1938), послушницы Евфросинии (Тимофеевой; 1881 — 5 ноября 1942), Василия (Петрова; 1882 — 15 января 1942), Анны (Четвериковой; 1873 —2 марта 1940); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: иеромонаха Пафнутия (Костина; 1866 — 20 января 1938), иеромонаха Лаврентия (Левченко; 1893 — 25 октября 1937), иеромонаха Серафима (Гущина; 1872 — 23 ноября 1937), иеромонаха Рафаила (Тюпина; 1886—11 декабря 1937). Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/149710.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Палицын Василий Михайлович; 4.08.1881, с. Дубровка Рязанской губ.- 8.04.1952, Куйбышев), архиеп. Куйбышевский и Сызранский. Род. в семье священника. По окончании в 1903 г. Рязанской ДС преподавал в семинарской образцовой школе, затем учился в Харьковском ветеринарном ин-те. В 1913 г. поступил послушником в один из киевских мон-рей, где в 1914 г. принял постриг с именем А. и был рукоположен во иеродиакона, вскоре зачислен в число братии Донского (см. Донской иконы Божией Матери ) московского мон-ря, рукоположен во иеромонаха. Служил помощником делопроизводителя в Миссионерском отделе при Святейшем Правительствующем Синоде. В 1922 г. назначен настоятелем Донского мон-ря, где проживал до своей кончины свт. Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси. 1 февр. 1924 г. А. был назначен епископом Суздальским, временно управляющим Владимирской епархией, 4 февр. 1924 г. освобожден от назначения с оставлением наместником Донского мон-ря. В 1924-1926 гг. находился в ссылке в Нарымском крае. 28 марта 1926 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, но после хиротонии был арестован и заключен в СЛОН, впосл. пребывал в ссылке. В 1941 г. назначен архиепископом Волоколамским, осенью 1941 г.- временно управляющим Московской епархией, в 1942 г.- архиепископом Куйбышевским. Принимал активное участие в сборе пожертвований для фронта: за годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Куйбышевская епархия собрала свыше 12 млн. р. Благодаря деятельности А. в епархии активизировалась церковная жизнь, стали открываться храмы. Показательно, что, напр., в янв. 1945 г. в отделе загса Куйбышева было зарегистрировано 596 новорожденных, а в церквах в тот же период крещено 356 младенцев. В кафедральном Покровском соборе в связи с увеличением количества прихожан в большие праздники совершались 3 литургии. Церковный хор собора стал одним из лучших в стране, его регентом был член Союза композиторов СССР Л. Ф. Другов. 8 сент. 1943 г. А. был участником Архиерейского Собора , на к-ром Патриархом Московским и всея Руси был избран митр. Сергий (Страгородский). А. награжден медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Несмотря на заслуги А. перед Отечеством, Совет по делам религий считал его нелояльным к советской власти. В Госархиве РФ сохранился список архиереев РПЦ, не приславших поздравительных телеграмм к 30-летию Октябрьской революции 1917 г. Одним из первых в этом «черном списке» стоит имя А.

http://pravenc.ru/text/64674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН Мануил (1851, К-поль - 1943, Афины), греч. историк Церкви, великий хартофилак К-польского Патриархата. Действительный член Афинской академии (1929). Из семьи выходцев с Крита. По окончании Великого народного уч-ща в К-поле (1869) стал журналистом, сотрудничая с рядом греко- и туркоязычных изданий. Уже в молодые годы начал заниматься историческими исследованиями, написав работу о патриархе Кирилле I Лукарисе . С 1881 г. был членом редакционного совета ж. Εκκλησιαστικ Αλθεια (Церковная истина), офиц. органа К-польского Патриархата, нек-рое время занимал пост главного редактора. В 43 томах, вышедших с 1880 по 1923 г., Г. опубликовал сотни исследовательских статей и издал множество текстов и документов из к-польских архивов, касающихся церковной истории, гл. обр. поствизант. эпохи. В 1897 г. назначен великим хартофилаком (архивариусом) Патриархата; в 1901 г. патриарх Иоаким III присвоил ему звание патриаршего летописца (χρονογρφος το Οκουμενικο Πατριαρχεου); с 1920 г. ипомниматограф (офиц. историограф) Иерусалимского Патриархата. За долгие годы службы в К-польской Патриархии Г. так или иначе участвовал во всех сложных церковно-политических процессах своего времени, касавшихся Болгарской схизмы, столкновений между греками и русскими на Афоне, вопросов о правах и привилегиях правосл. Церкви в Турции, борьбы иоакимитов и их противников, противостояния К-польской Патриархии и Элладской Церкви в 1916-1922 гг. С 1921 г. до своей кончины Г. жил в Афинах, где руководил основанным им Об-вом изучения средневек. рукописей (Σλλογον τν Μεσαιωνικν Γραμμτων) и издавал его журнал. Как человек и ученый Г. был ярким представителем круга фанариотов. Его имя стоит рядом с такими основоположниками греч. византинистики и неоэллинистики, как К. Сафас и А. И. Пападопуло-Керамевс . Он использовал и впервые опубликовал множество источников по истории Церкви, а также записал большое число устных преданий о жизни греков в К-поле. Нек-рые из его работ и в наст. время являются основным пособием по изучению истории К-польского Патриархата поствизант. периода. За более чем 70 лет научной деятельности Г. опубликовал свыше 500 трудов. Примерно половина их издана в ж. «Церковная истина», а остальные - в различных редких и порой труднодоступных журналах, выходивших в Афинах и К-поле (Να Θρμιγξ, Πανδρα, Αθηναος, Ανπλασις, Ιερς Σνδεσμος, Μεσαιωνικ Γρμματα, Να Εποχ, Χριστιανικν Ημερολγιον, Μοσα, Επετηρς Εταιρεας Κρητικν Σπουδν, Μακεδονικ, Μικρασιατικ Χρονικ, Θεολογα, Θρακικ и др.). Кроме того, Г. написал сотни статей в энциклопедии. Наконец, он часто писал анонимные статьи на церковно-политические темы.

http://pravenc.ru/text/161858.html

Тосно. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Находившаяся в Тосно каменная церковь была построена в 1735 г. тщанием ямщика Константина Панова вместо сгоревшей в 1734 г. деревянной (находившейся в полуверсте от нее) и освящена 20 июня 1735 г. Храм имел боковой придел свт. Николая Чудотворца. В 1817 г. церковь сгорела, однако год спустя вновь была восстановлена, а в 1821 г. к ней была пристроена колокольня. В 1902-1905 гг. храм был расширен по проекту епархиального архитектора Николая Никитича Никонова. К храму была приписана Спасо-Преображенская церковь при Тосненском детском приюте и 3 часовни: на месте первой деревянной церкви, на приходском кладбище и в дер. Княже-Лисино. С 1930 г. и вплоть до закрытия церкви в июне 1936 г. её настоятелем являлся свящ. Александр Иоаннович Степанов (1888-после 1954). Во время войны, когда Тосно было оккупировано немцами, храм вновь был открыт и действовал до 1943 г. В это время в нем служил иеромонах Афиноген (Агапов, 1881-1979). В 1950-е гг. здание было до неузнаваемости перестроено под районный Дом культуры, располагающийся в нем и доныне. Старое фото храма (1910-х гг.) было помещено в справочнике " Земля Невская Православная " , СПб, 2006, с.236 (оригинал этой фотографии находится в фототеке ИИМК РАН, негатив II 27391). ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.4253, лл.110-112 об., 1912г. СПб епархиальные ведомости, журнал, вып.26-27, 2002. с.40 На Тосненской земле состоялось поистине историческое событие - возвращение православным верующим старинного храма Казанской иконы Божией Матери, здание которого до сего дня было занято районным домом культуры. Так, в стенах бывшего районного дома культуры состоялось освещяние будущего храма. Святые Отцы отслужили молебен во имя нового храма иконы Казанской Божией Матери. По окончании праздничной литургии прихожане направились в зрительный зал, где их ожидала официальная церемония передачи храма. Секретарь Петербургской Епархии Русской Православной Церкви игумен Мстислав зачитал обращение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в котором предстоятель Санкт-Петербургской Епархии поблагодарил прежнее и нынешнее руководство района за совершение благого дела.

http://sobory.ru/article/?object=07060

Кафедральный собор Новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая (Мюнхен) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор Новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая - крупнейший православный храм РПЦЗ в Мюнхене. Содержание История [ править править код ] За мюнхенской русской православной общиной стоит долгая история. Речь не только о 1000-летней традиции со времен Крещения Руси, которое приход отметил выставкой и докладами, но и о традиции собственно мюнхенской. Когда в 1798 году в Мюнхене на Ottostraße открылось русское посольство, то там, конечно, должна была быть по обычаю устроена часовня для проведения богослужений. Но если об этом ничего не известно, то исторически засвидетельствовано, что сотрудники посольства и их родственники, начиная с 1832 года посещали храм Salvatorkirche в центре города, который обслуживался греческим клиром. Это касается и Федора Ивановича Тютчева (1803-1873), поэта и дипломата, который в Сальваторкирхе венчался и крестил всех своих пятерых детей. В годы 1867-1881 существовала домовая церковь графа Адлерберга. После переезда семьи на озеро Тегернзее ее переместили туда. Эта домовая церковь была посвящена Святителю Николаю, Мирликийскому Чудотворцу. Ее походный иконостас был подарком царя Александра II, дружившего с семьей Адлербергов. Иконостас и литургические сосуды были взяты царем из его финской дачи. Когда, спустя четыре года после революции, в 1921 году в Мюнхене образовалась община Свят. Николая, ей предоставили этот иконостас во временное пользование, а в 1942 году потомки Адлербергов (которые уже не были православными) подарили иконостас вместе с богослужебными сосудами и священническими облачениями мюнхенскому приходу. Сохранившиеся части иконостаса сейчас находятся в алтаре православной женской обители в Бухендорфе под Мюнхеном. Временная община Свят. Николая официально была основана в 1922 году. Каждые две недели совершались воскресные богослужения в зале Матильденштифт (Mathildenstr. 5). Священники приезжали издалека, иногда даже из Польши, как иеромонах Филофей, ставший впоследствии архиепископом Берлинским и Германским. С 1937 по 1971 год о мюнхенском приходе заботился о. Андрей Ловчий, в монашестве Александр. В 1942 ему был присвоен сан игумена, а в 1943 году он был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Комаричский район (Брянская область) Материал из Азбука паломники Храм Архангела Михаила (Бобрик) [ править править код ] В селе Бобрик с 1628 года значится храм во имя Архистратига Божия Михаила. В начале XVIII века храм обветшал и был построен вновь, но уже в 1719 году сгорел. В огне погибли иконы, утварь, Антиминс. Сохранившийся до наших дней деревянный храм был построен в 1779 году на месте прежнего. Перестройкам и реконструкции не подвергался. В 1898 году был произведен капитальный ремонт, заключавшийся в обновлении икон и покраске стен внутри храма. Из особо чтимых икон в храме находился образ Божией Матери Скорбящая, пред которым часто служились молебны по просьбе прихожан храма и жителей других сел. Во время гонений на Русскую Православную Церковь в XX столетии храм не закрывался. Адрес: Россия, Брянская область, Комаричский р-н, с. Бобрик Официальный сайт храма Подробнее... Храм Успения Пресвятой Богородицы (Радогощь) [ править править код ] В Окладной книге «жилых данных церквей» Севской десятины, которая велась с 1628 года, значится храм в честь Успения Пресвятой Богородицы села Радогощь. В 1787 году попечением княгини Наталии Петровны Голицыной вместо деревянного был построен каменный усадебный храм в стиле раннего классицизма. Деревянное здание храма было перенесено в село Быхово, отстоящее от села Радогощь в двенадцати верстах. Изменениям каменный храм не подвергался за исключением того, что в 1881 году каменные полы были заменены деревянными. В 1937 году храм был закрыт. В одной половине храма устроили склад зерна, а в другой – клуб. Богослужение в храме возобновилось в 1943 году, с тех пор он не закрывался. Адрес: Россия, Брянская область, Комаричский район, с. Радогощь, ул. Набережная, д.66 Официальный сайт храма Подробнее... Храм иконы Божией Матери «Державная» (Комаричи) [ править править код ] Приход образован на рубеже XX-XXI веков. Регулярные службы начались в 2013 году, когда освободилось временное помещение Троицкой церкви в деревянном здании бывших яслей.

http://azbyka.ru/palomnik/Комаричский_ра...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010