Уже в 1930 году четыре рассказа по третьему казанскому изданию были напечатаны в Париже под редакцией и со вступительной статьей Б.П. Вышеславцева 9 . В 1933 году в русской типографии в Чехословакии были изданы три дополнительных рассказа на основании издания 1911 года 10 . В 1948 году архимандрит Киприан (Керн) опубликовал все семь рассказов странника, объединив тексты четырех рассказов, изданных в Париже, и трех рассказов, изданных во Владимировой-на-Словенску 11 . К этому же периоду относится появление, во многом под влиянием интеллектуальных кругов русской эмиграции, и первых переводов рассказов странника на европейские языки – немецкий (в 1925 году), английский (в 1930 году) и французский (в 1943 году) 12 . Во второй половине XX века появились новые переводы, неоднократно переиздавался и русский текст. Таким образом, повествования неизвестного странника стали не только самым известным произведением русской духовной литературы, но и основным источником для изучения духовной традиции русского православия, а подлинность их и аутентичность представленного аскетического опыта не подвергались сомнениям. Только в 1971 году появились первые сведения о рукописи четырех рассказов странника из библиотеки Пантелеимонова монастыря на Афоне, текст которой, имевший отличия от текста печатных изданий, рассматривался как первоначальный 13 . Характерные фрагменты текста Пантелеимоновской рукописи, вместе с соответствующими фрагментами текста издания 1881 года, были напечатаны в 1989 году 14 , а в 1992 году был опубликован текст неизвестной ранее Оптинской редакции четырех рассказов, а также сведения о Сергиевской рукописи, находящейся в архиве архимандрита Киприана (Керна) и содержащей текст, сходный с текстом Пантелеимоновской рукописи 15 . Тогда же была опубликована и Оптинская редакция трех дополнительных рассказов, отражающая более ранний текст по сравнению с опубликованным в 1911 году 16 . Тем не менее все эти тексты не позволяли однозначно определить взаимоотношение рукописных и печатных редакций четырех основных рассказов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

В 1870-1881 гг. Брестскими викариями являлись епископы: Евгений (Шерешилов ; 9 авг. 1870 - 10 февр. 1875), Владимир (Никольский ; 16 марта 1875 - 16 мая 1877), Ианнуарий (Попов; 5 июня 1877 - 17 февр. 1879), Донат (Бабинский-Соколов ; 27 мая 1879 - 14 мая 1881). При еп. Авраамии (Летницком , 27 июня 1881 - 9 марта 1885) в Гродно в 1882 г. было создано Софийское братство. 15 мая 1885 г. во епископа Брестского хиротонисали Анастасия (Опоцкого , на кафедре до 17 нояб. 1891), 15 дек. 1891 г.- Иосифа (Соколова, на кафедре до 24 мая 1897), при к-ром на территории Б. в. активно развивалась сеть церковноприходских школ. В 1892 г. на территории Б. в. существовало 614 правосл. приходов. В янв. 1900 г. Б. в. преобразовали в Гродненскую епархию , еп. Брестский (с 24 мая 1897) сщмч. Иоаким (Левицкий) стал епископом Гродненским. Б. в. Гродненской епархии было учреждено указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в марте 1941 г., после присоединения Зап. Белоруссии к СССР (1939). 30 марта 1941 г. во епископа Брестского в Москве был хиротонисан Венедикт (Бобковский) , к-рый, проживая в Жировичах, возглавлял Б. в. до марта 1942 г. Во время оккупации Белоруссии нем. войсками Брестщина (кроме сев. районов) входила в рейхскомиссариат «Украина» и была в ведении автономной Украинской Православной Церкви во главе с митр. Алексием (Громадским) , находившейся в юрисдикции Московского Патриархата. В рамках автономной УПЦ существовало Б. в., к-рое в 1942-1944 гг. занимал еп. (с 1943 архиеп.) Иоанн (Лавриненко) . После отступления нем. войск Б. в. в 1944 г. было преобразовано в Брестскую и Кобринскую епархию . В 1942-1944 гг. титул викарного епископа Брестского носил также Георгий (Коренистов) , принадлежавший к самопровозглашенной Украинской автокефальной Православной Церкви . Лит.: Иосиф (Соколов), еп. Гродненский правосл.-церк. календарь, или Современное состояние правосл. церквей в Гродненской губ. Гродно, 1893; он же. Гродненский православный календарь, или Православие в Брестско-Гродненской земле в кон. XIX в. Воронеж, 1899. 2 т.; Извеков Н. Д. Ист. очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время с 1839 по 1889 г. М., 1899; Орловский Е. Ф. Судьбы Православия в связи с историей латинства и унии в Гродненской губ. в XIX ст. (1794-1900). Гродно, 1903.

http://pravenc.ru/text/153427.html

Возобновление богослужений в годы войны. Малый Свято-Покровский храм В начале Великой Отечественной оккупационные власти разрешили Румынской Православной Церкви деятельность на юге Украины, и после четверти века гонений румынский священник совершал богослужения в переоборудованном под храм частном доме по ул. Свердлова на румынском языке. В 1943 году, спасаясь от массовых расстрелов нацистов, в Джанкой переехал с семьей протоиерей Алексий Подсадный (1881-1957), и службы велись уже на церковно-славянском. Как рассказывал Г. Степанюк, «семья жила очень стесненно: ютились в халупках, которые им помогали слепить возле церковок. Прихожане делились со своим пастырем теми крохами, которые у них самих были, а он утешал их молитвами и призывал к великотерпению». О бескорысности, заботе о нуждах верующих отца Алексия говорит его выступление на съезде благочинных 8-9 декабря 1954 года: благочинный Джанкойского округа протоиерей Алексий Подсадный (на должности благочинного его сменил протоиерей В. Малевич) высказался за снижение цен на свечи ввиду бедности прихожан и был поддержан священноисповедником Лукой (Войно-Ясенецким), Управляющим Крымской епархией. Оккупанты, останавливаясь в доме священника, по воспоминаниям джанкойцев, застывали на пороге, когда видели в святом углу икону Богородицы, и не обижали хозяев. А православные верующие, прихожане джанкойского храма, спасали узников концентрационных лагерей, передавали заключённым одежду, продукты, медикаменты, а то и вызволяли из неволи обречённых на смерть людей, выдавая их за своих родственников; на территории храма назначали встречи подпольщики. Некоторые из оккупантов проявляли внимание и доброе отношение к людям, всех некрещеных детей немцы силой сгоняли креститься. 5 июня 1945 года православная община получила типовой договор на открытие Свято-Покровского храма: верующие решили, что, если останутся живы, отдадут свой дом под храм. Церковь Покрова Божией Матери перестроили из бывшей конюшни, а жилой дом стал приходским домом нескольких поколений священников и их семей. Этот храм, вытянутый с севера на юг, с пристроенным на восток алтарем и надстроенным в центре куполом, вошел в состав комплекса кафедрального собора в качестве малого храма.

http://sobory.ru/article/?object=38976

Каждая отреставрированная или построенная буковинская церковь соответствовала православным церковным канонам, подлежала обязательному освящению. Освящал Погореловский храм митрополит Кир (владыка) Сильвестр - Морар Андриевич (светское имя и фамилия) 18 января 1881 года. Много икон в храме нарисовал художник из села Чуньков - Жуковский. Каждая икона имела свою цену. Во время Первой мировой войны 1914-1918 годов церковь подверглась некоторым разрушениям, но богослужения не прекращались. Поэтому в 1920 году церковный комитет в составе Танаска Колибабы, Олексы Милищука, Дмитрия Рудана, Олексы Мельничука и священника Николая Корца составили акт, в котором говорилось о том, что требуется 4000 австрийских крон, чтобы отремонтировать храм. Документы утверждены церковной печатью. С приходом на Буковину Красной Армии церковь не закрылась. Когда началась Великая Отечественная война, румынские власти вновь восстановили свое положение на Буковинской земле. И в этот раз погореловский храм не закрыл свои ворота для верных прихожан, в нем проходили богослужения. Большая заслуга в этом священника Бужора, который укреплял веру прихожан и не дал отступить от православной веры. Доказательством того, что румынский период на территории Буковины длился очень долго, было то, что нашли на чердаке Свято-Николаевского храма клад румынских монет 1943 года, что составляет 4000 лей. Все это время они хранились в специальном мешке. Мы предполагаем, что это, вероятно, было из воскресных служб, то есть деньги, которые собирали после каждого богослужения в специальный ящик. Найденный клад хранится в школьном музее истории села Погореловка. После войны Буковина вошла в состав Советского Союза и опять же наш храм не был закрыт, хотя прихожане подвергались преследованиям, из-за чего их количество значительно сократилось. Им запрещалось вступать в брак, крестить детей, хоронить по церковным обрядам. Но самые стойкие односельчане веры Христовой не отреклись, тайком исполняли православные обряды. За последние 50 лет в погореловской церкви служило много священников, долго они не задерживались, поскольку чувствовалось сильное давление со стороны советских властей.

http://sobory.ru/article/?object=61058

В 1991 году начались работы по его восстановлению. В 1995 году южный придел храма был восстановлен и освящён в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Адрес: Россия, Брянская область, Дятьковский район, п. Старь Официальный сайт храма Подробнее... Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (Дятьково) [ править править код ] Современный храм-памятник в честь иконы Божьей матери «Неопалимая купина» — непрямой наследник другого дятьковского храма: великолепного Преображенского собора. В XIX веке слава «восьмого чуда света» собирала прихожан со всей России. Храм был закрыт 21 октября 1929 года. Храм-памятник был основан по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека. 25 декабря 1999 года его Высокопреосвященство совершил чин основания фундамента храма. Роспись алтарной части выполнена на личные пожертвования управляющего Брянской епархией Преосвященнейшего епископа Феофилакта, который освятил храм 27 марта 2003 года. Адрес: Россия, Брянская область, г.Дятьково, ул.Гоголя, 1а. Официальный сайт храма Подробнее... Храм Казанской иконы Божией Матери (Любохна) [ править править код ] В 1857 году в поселке Любохна был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1884 году при храме на кладбище была построена каменная часовня. Летом 1931 года советской властью храм был закрыт. В сентябре 1943 года храм был взорван захватчиками, уцелевшие стены и развалины были разобраны местными жителями на хозяйственные нужды. По благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта в 2002 году начато строительство храма-часовни в честь Казанской иконы Божией Матери. Адрес: Россия, Брянская область, Дятьковский район, п. Любохна Официальный сайт храма Подробнее... Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ивот) [ править править код ] Самый большой храм Дятьковского благочиния и единственный сохранившийся с Мальцовской эпохи. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1905-1914 годах на пожертвования Мальцовского товарищества вместо прежнего, деревянного с двумя приделами, построенного в 1881-1883 годах. В связи с гражданской войной строительство храма не было закончено, храм не был освящен.

http://azbyka.ru/palomnik/Дятьковский_ра...

На рис. 2 в нижнем ряду (слева направо): Уильям Бёрд (1543-1623), английский церковный композитор; англиканский архиепископ Кейп-Таунский Десмонд Туту (р. 1931), борец с апартеидом и нобелевский лауреат (изображен при жизни, поэтому голова не обрамлена нимбом); прачка из Александрии (IV в.), безымянная женщина, описанная в Древнем Патерике в качестве примера для монахов; святой Католической Церкви Фома Аквинат (1225-1274), богослов и философ; Данте Алегьери (1265-1321), итальянский поэт, автор «Божественной комедии», в которой он описал святых, танцующих в Раю; Манче Масемола (1910-1928), африканская девушка, убитая язычниками за твердость в христианской вере (почитается как мученица в Англиканской Церкви); пророк Исайя (VIII в. до н.э.); Канси (1661-1722), китайский император, покровительствовавший распространению христианства в своей стране; Рональд Аллен (1868-1947), англиканский миссионер в Восточной Африке, критик колониальной политики; Джон Колтрейн (1926-1967), американский джазовый композитор и автор духовной музыки. Рис. 3 На рис. 3 в верхнем ряду (справа налево):  Симона Вейль (1909-1943), французская философ еврейского происхождения, обратившаяся в христианство; Лилиуокалани (1838-1917), последняя королева Гавайских островов, христианка; преподобный Андрей Рублёв (1365-1430), русский иконописец;  Тэргуд Маршалл (1908-1993), американский юрист и борец за гражданские права;  Сесар Чавес (1927-1993), американский правозащитник;  Анна Франк (1929-1945), еврейская девочка из Германии, автор «Дневника», обличающего нацизм; Су Ши (X в.), китайский поэт, художник и социальный реформатор;  Элла Фицджеральд (1927-1996), американская вокалистка; англиканский епископ Шанхайский Иосиф Шерешевский (1831-1906), переводчик Библии на китайский язык и основатель Шанхайского университета; Папа Римский  Иоанн XXIII  (1881-1963), созвавший II Ватиканский собор. На рис. 3 в нижнем ряду (справа налево): апостол Варнава (I в.), крестивший апостола Павла; Джалаладдин Руми (1207-1273), персидский суфийский поэт;  Иулиана Нориджская (1342-1414), английская монахиня-затворница, первая англоязычная писательница;  Каспар Фридрих (1774-1840), немецкий художник; святой Католической Церкви  Франциск Ассизкий (1182-1226);  Мадатилпарампил Томас (1916-1997), индийский христианский богослов и церковный деятель.

http://bogoslov.ru/article/6169038

священника Виктора Каракулина (1887-1937), священника Ипполита Красновского (1883-1938), священника Николая Садовского (1894-1938), священника Василия Иванова (1876-1938), священника Николая Кулакова (1876-1938), священника Максима Богданова (1883-1938), священника Александра Саульского (1876-1938), священника Павла Попова (1890-1938), священника Павла Брянцева (1889-1938), псаломщиков Михаила Вознесенского (1900-1938) и Григория Богоявленского (1883-1938); от Ивановской епархии: архимандрита Леонтия (Стасевича; 1884-1972); от Московской епархии: архиепископа Можайского, викария Московской епархии Димитрия (Добросердова; 1864-1937); архимандрита Амвросия (Астахова; 1860-1937); игумена Пахомия (Туркевича; 1864-1937); диакона Иоанна Хренова (1888-1937); Николая Рейна (1892-1937); инокини Татианы (Бесфамильной; 1866-1937); Марии Волнухиной (1876-1937); Надежды Ажгеревич (1877-1937); иеромонаха Феодора (Богоявленского; 1905-1943); послушницы Татианы (Фомичевой; 1897-?); протоиерея Владимира Медведюка (1888-1937); протоиерея Георгия Колоколова (1876-1937); протоиерея Назария Грибкова (1879-1937); псаломщика Петра Царапкина (1883-?); священника Василия Архангельского (1874-1937); священника Иоанна Державина (1873-1937); протоиерея Сергия Знаменского (1879-1937); священника Константина Некрасова (1872-1937); священника Феодора Недосекина (1889-1942); священника Алексия Сперанского (1881-1937); протоиерея Василия Ягодина (1870-1937); священника Александра Буравцева (1886-1937); священника Сергия Бажанова (1883-1937); священника Сергия Фелицына (1883-1937); священника Сергия Розанова (1905-1937); священника Николая Пятницкого (1884-1937); игумена Варлаама (Никольского; 1872-1937); протоиерея Николая Виноградского (1873-1937); иерея Алексия Веселовского (1873-1937); протоиерея Алексия Никатова (1875-1937); протоиерея Владимира Писарева (1881-1937); иерея Александра Смирнова (1887-1918); иерея Феодора Ремезова († 1918); священника Димитрия Миловидова (1879-1937); священника Иоанна Виноградова (1879-1937);

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

Игумен Нестор Тркулья родился в 1899 году в Црном Луге. Окончил монастырскую школу в монастыре Раковица и принял монашеский постриг в этом же монастыре в 1924 году. В том же году рукоположен во иеромонаха. Перед началом Второй мировой войны назначен игуменом монастыря Милешева. В 1941 году расстрелян партизанами. Похоронен в монастыре Милешева. Архимандрит Серафим Дзарич родился в 1875 году в Очевине под Плевалем. Закончил двухгодичные священнические курсы в Призренской семинарии. В 1897 году принял монашество в монастыре Святой Троицы под Плевалем. В 1898 году рукоположен в диакона, а в 1900 во иеромонаха. Собрат, а затем настоятель монастыря Святой Троицы. В 1924 и 1925 гг. награжден орденами Святого Саввы IV и V степени. 1 декабря 1941 года расстрелян партизанами в Плевалях. Священник Андрия Шильяк родился в 1898 году в Плевалях. В 1921 году Закончил богословско-учительскую школу в Призрене, в 1922 году рукоположен в диакона и затем в священника. В своей миссионерской деятельности особенно проявил себя в сотрудничестве с Красным крестом, за что был награжден серебряной и золотой медалями. Расстрелян итальянскими оккупантами 4 декабря 1941 года. Протоиерей Слободан Шильяк родился в 1881 году на Илиной горе под Плевалем. Закончил Призренскую семинарию. В 1903 году рукоположен в диакона и священника. Во время Балканских войн служил военным священником. Во время Первой мировой войны арестован и направлен вместе с группой известных сербов из Плеваля в лагерь Болдогасон в Венгрии. 5 декабря 1943 года расстрелян партизанами на Косанице. Протопресвитер Симо Баньяц родился в 1871 году в Горнем Рыбнике. В 1893 году закончил Рельевскую семинарию. В 1897 году рукоположен в сан священника. В 1941 году изрублен усташами. Протопресвитер Мирко Стоисавлевич родился в 1885 году в Отишиче. В 1908 году закончил семинарию в Задаре. В 1909 году рукоположен в сан диакона и священника. 30 июля 1941 года схвачен усташами, подвергнут пыткам и убит. Протопресвитер Милан Баньяц родился в 1886 году в Дрваре. После окончания семинарии в Призрене в 1910 году рукоположен в сан диакона и священника. Служил в Баня Луке. 14 июня 1941 года схвачен усташами и после зверских мучений убит. Вместе с ним пострадал священник Милан Голубович

http://pravoslavie.ru/41279.html

протоиерея Павла (Косминкова; 1875 — 2 марта 1938), священника Сергия (Орлова; 1888 — 21 декабря 1937), протодиакона Алексия (Дроздова; 1883 — 14 июля 1942), послушницы Татианы (Чекмазовой; 1881 — 11 октября 1942), послушницы Александры (Хворостянниковой; 1886 — 30 сентября 1943), Иоанна (Демидова; 1863 — 20 декабря 1937), Иоанна (Демидова; 1907 — 13 июля 1944); от Рязанской епархии: протоиерея Михаила (Викторова; 1871 — 11 апреля 1933), протоиерея Леонида (Викторова; 1891 — 10 января 1938); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: иеромонаха Рафаила (Шейченко; 1891 — 19 июня 1957); от Симбирской епархии: протоиерея Иоанна (Ильинского; 1846 — 14 (27) сентября 1918), священника Николая (Покровского; 1864 — 18 марта 1919). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. Журнал 7 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о составе Комиссии. Постановили: 1. Удовлетворить просьбу протоиерея Георгия Ашкова, освободив его от членства в Синодальной Комиссии по канонизации святых по состоянию здоровья. 2. Включить в состав Комиссии священника Олега Митрова, клирика Московской епархии. Журнал 8 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о положении в Спасо-Бородинском женском монастыре с. Семеновское Можайского района Московской области и Колоцком Успенском женском монастыре д. Колоцкое Можайского района Московской области. Постановили: 1. Освободить игумению Рахиль (Райш) от обязанностей настоятельницы Спасо—Бородинского женского монастыря с. Семеновское Можайского района Московской области, назначив на эту должность насельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского женского монастыря монахиню Филарету (Гречину) с возложением наперсного креста — по должности. 2. Освободить монахиню Серафиму (Шумейко) от обязанностей настоятельницы Колоцкого Успенского женского монастыря д. Колоцкое Можайского района Московской области, назначив на эту должность благочинную обители монахиню Амвросию (Гавриневу) с возложением наперсного креста — по должности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429895/

участка–могилы: 22–1 Х: –30 У: –5 Голубцов Сергей Ал–-др. 22.04.1893–1930, 16.10, историк, (брат о. Николая) литературовед историк, антиковед, д.и.н., и урны: жены, Людмилы Вас. (ур. Крестовой) † 21.02.1978, дочери Елены Серг. Голуб.(5.5.1998) 8.05.1921–1998, 16.09 участка–могилы: 22–2 Х: – 6 У: – Соколовский Павел Семен. (на границе с 20–м уч.) 20.11.1929–1973,19.02 (авиакатастрофа в Чехии) прот., настоятель ц–ви в Сокольниках (с III 1969) род. в Дрогичин. Р–не; Мин. ДС и МДА (1953), активный член ХМК, КЕЦ и ВСЦ участка–могилы: 23–1 Х: –18 У: 24 Трифон (Туркестанов Борис Петрович, из Грузин, князей), белый крест на постаменте с надписью: «Дети, любите храм Божий. Храм Божий –земное небо». 29.11.1861–1934, 14.06 Рядом могила архим. Иеремии, см. 23–6 митрополит (с 1931); род. в Москве, ок. Поливанов, гимн., уч. в ИМУ и МДА (1891–95), инок Опт пуст, с 1887. Ректор Виф. (1897) и МДС (1899), еп. Дмитр. (1901–14) и настоят. Богоявл. М–ря, на фронте (1914–15 и 1916), контужен (один глаз), на покое, архиеп. с 1923 г. участка–могилы: 23–2 Х: –18 У: 26 Чепурин Николай Викторович (ок. Харьк. ДС, Киев, и Кембридж. Ун–ты. В сане с 1903 г. Проректор Петрогр. Богосл. Ин–та (1919–28?), арест, в 1929, 8 лет ИТЛ, раб. в Ташкенте). 1881–1947, 7.02 прот., с 1.09.1946 – настоятель Пименовского храма и инспектор МДА и ДС, ректор МДА с 23.10.1946. и Марина Федотовна Ч–на участка–могилы: 23–3 Х: –19 У: 26 Владимир (Москвитин) и родств. 1886–1968 † 12.04.1976 иеромонах, брат архим. Афанасия из–под Солнечногорска участка–могилы: 23–5 Х: –20 У: 14 Доброхотов Иван Ал-др. до 1917 ? – диакон, затем прот. Елохов. собора. Зин. Ил. Доб–това, 1876–1948 Ал–й Ив. Доброхотов 1896–1983,14.10 Екат. Серг. Доб–това 1893–1967 Анна Ник. Кичигина 1872–1946 участка–могилы: 23–6 –17 У: 24 Иеремия (Лебедев Вл. Ал.), (рядом с митр. Трифоном, черный крест) 14.07.1885–1953, 01.03 архим., казначей П–хии ок. юрфак участка–могилы: 23–7 Х: –23 У: 16 Сергий (Гришин Алексей) высокий черный крест, (в проход – поворот за памятником Штарку) 12.02.1889–1943, 14.10 архиеп. Нижегор. и Арзам. С 1942 (ок. Олонец ДУ и ДС, ПД (1915), воен. иеромонах, наместник Пафнут. –Боров. М–ря в 1917–1925 гг с 1927 – еп. Серпуховск. и др.; с IV. 1936 – в заключении, с 1941 –еп. Можайский).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010