Е.П. Борзова Приложения Основные хронологические этапы биографии Н. О. Лосского 1870, 6 декабря – в семье лесничего Витебской губернии России родился Николай Онуфриевич Лосский 1881 – поступает в Витебскую гимназию 1887 – исключили из гимназии за пропаганду социализма и атеизма 1887 – уезжает в Швейцарию, поступает на философский факультет Бернского университета 1889 – уезжает в Алжир, вступает в Иностранный легион 1890 – приезжает в Петербург, поступает на бухгалтерские курсы, а затем в восьмой класс гимназии при Историко–филологическом институте 1891 – поступает в Петербургский университет на Физико–математический факультет, Естественно–научное отделение 1898 – поступает на первый курс Историко–филологического факультета 1903 – заканчивает философское образование в Германии, защищает магистерскую диссертацию в Санкт-Петербурге и докторскую диссертацию в Москве 1905 – вступает в партию кадетов 1917, лето –выпускает брошюру: Чего хочет партия «Народной свободы» (Конституционно–демократическая)? – Пг., 1917. 1917 – издаёт книгу «Мир как органическое целое» 1921 – по решению Ученого Совета Петербургского университета Н.О. Лосскому запрещено преподавать в университете 1922, 16 августа – Н. О. Лосского арестовывают и высылают из страны 1922 – прибывает в Берлин, затем выезжает в Прагу 1938 – в Париже выпускает книгу «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» 1941 – в Берлине выходит его книга «Бог и мировое зло: Основы теодицеи» 1942, апрель – с женой переезжает в Братиславу, где получает кафедру философии в Университете Яна Амоса Коменского 1943, 7 февраля – смерть жены Людмилы Владимировны 1944 – в Братиславе выпускает книгу «Условия абсолютного добра: Основы этики» 1945 – переезжает в Париж, где читает лекции в Религиозно- философской академии 1946 – переезжает в США к сыну Андрею 1947, осень – читает лекции по философии в Свято–Владимирской духовной академии в Нью- Йорке 1951 – на английском языке выходит книга «История русской философии» 1953 – в Нью–Йорке выходит книга «Достоевский и его христианское

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ» Сборник иером. Арсения (Троепольского; 26.02.1804 - 7.07.1870), в к-ром повествуется о стяжании дара непрестанной молитвы Иисусовой , а также о назидательных и поучительных случаях, происходивших во время странствий по российским просторам. «О. р. с.» представляют собой систематическое руководство в прохождении молитвы, изложенное от лица странника крестьянского происхождения. Они занимают одно из центральных мест среди аскетических текстов XIX-XX вв., посвященных Иисусовой молитве, и отражают мистический опыт подвижников, молитвенное делание к-рых состояло в призывании имени Иисуса Христа . Текст 4 рассказов впервые опубликован в 1881 г. в Казани, в 1883 г. там же появилось 2-е издание, в 1884 г.- 3-е; в 1930 и 1933 гг. эти рассказы были изданы в Париже. Кроме того, в 1882 г. опубликована сокращенная и существенно переработанная редакция 4 рассказов, впосл. многократно переизданная (1883-1885, 1889, 1891, 1894, 1896, 1898, 1900, 1911, 1913). В 1911 г. в ж. «Троицкое слово» и отдельным изданием были напечатаны 3 дополнительных рассказа (переизд. в 1933 в Словакии). В 1948 г. в Париже опубликовано сводное издание всех 7 рассказов, в основу к-рого положены тексты 2-го парижского и словацкого изданий. В 1973 г. в Париже было напечатано 4-е издание, фототипически воспроизводившее предшествующее издание, а в 1989 г.- 5-е, к к-рому было добавлено краткое послесловие историко-текстологического содержания. В последующие годы парижские издания неоднократно перепечатывались в России. «О. р. с.» неоднократно переводили на иностранные языки. Первый перевод текста на нем. язык, изданного в Казани в 1884 г., был опубликован в Берлине в 1925 г. В 1930 г. в Лондоне напечатан 1-й англ. перевод, в основу к-рого также было положено казанское издание. Первый франц. перевод, выполненный на основе текста парижского издания, опубликован в 1943 г. Многократно переизданные на рус. языке и в различных переводах, «О. р. с.» являются самым известным произведением рус. духовной лит-ры и одним из основных источников для изучения духовной традиции рус. Православия, однако интерпретация этого текста существенно осложнялась из-за отсутствия научного издания текста, сведений о его истории и взаимоотношении различных редакций.

http://pravenc.ru/text/2581709.html

Список членов корпорации Московской духовной академии, приведенной в отчете о состоянии Московской духовной академии в 1916/1917 году, насчитывает 43 фамилии и включает в себя помимо преподавателей членов Совета Академии, профессорских стипендиатов и служащих по вольному найму . Из перечисленных лиц в послереволюционные годы репрессиям подверглись 19 человек. При этом десять человек было расстреляно, а пятеро скончались в узах. До возрождения Московских духовных школ в 1944 году дожили немногие. В их числе бывший ординарный профессор академии по кафедре греческого языка доктор греческой словесности действительный статский советник Сергей Иванович Соболевский (1864-1963) – выдающийся ученый-филолог, в послереволюционные годы профессор нескольких вузов, член-корреспондент АН СССР (с 1928 года), заслуженный деятель науки (1959). Бывший ординарный профессор по кафедре Библейской истории в связи с историей древнего мира, доктор богословия, бывший статский советник Дмитрий Иванович Введенский (1873-1954), дважды арестовывавшийся в советское время (1919, 1928 гг.). С 1919 года он преподавал в средних учебных заведениях Сергиева Посада, а после высылки в Нижний Новгород в мае 1928 года работал там в различных учреждениях, с 1935 года был заместителем директора по учебной части Ветлужского педагогического техникума. Бывший экстраординарный профессор по кафедре истории греко-восточной церкви со времени отпадения западной Церкви от вселенской до настоящего времени, в связи с историей славянских Церквей и румынской, лектор немецкого языка, магистр богословия, бывший коллежский советник Федор Михайлович Россейкин (1879-1951) с 1918 года занимался научно-педагогической деятельностью, с 1943 года был научным сотрудником в группе византологи при институте истории АН СССР. Бывший экстраординарный профессор по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета, магистр богословия, священник Илья Васильевич Гумилевский (1881-1965) был арестован в 1928 году. С 1929 по 1931 год находился в ссылке. После освобождения отошел от церковной деятельности по причине несогласия с Московской Патриархией и вёл крайне замкнутый образ жизни . Из числа лиц, преподававших в академии в период её полулегального существования в Москве, в живых оставались Алексей Алексеевич Покровский (1875-1954) – ученый архивист и Николай  Степанович Педашенко (1894-1980). Но из всех представителей профессорско-преподавательской корпорации лишь он один пришел в возрожденные Московские духовные школы. В 1947-1949 годах он занимал должность воспитателя в МДА и С. В 1949 году принял рукоположение в священный сан и до 1968 года проходил служение в Воскресенской церкви г. Сарапула. После 1968 года находился за штатом и проживал в Москве.

http://bogoslov.ru/article/1262050

Ивот. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Приход в поселке Ивот был образован в 1881 году. Нынешний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1905-1914 годах на пожертвования Мальцовского товарищества вместо прежнего, деревянного, с двумя приделами, построенного в 1881-1883 годах. В связи с Первой мировой войной строительство храма не было закончено. В 1930 году в храме был размещен пионерский клуб. Колокольня и кресты были убраны. В 1942 году Богослужения были возобновлены, но не надолго. С 1943 по 1961 год в здании храма находился клуб поселка Ивот. В 1970-ых годах здание храма пострадало от пожара. В 1990 году начались восстановительные работы. Сведения из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " , опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.) В Дятьковском районе, в непосредственной близости от райцентра, сохранилось несколько интересных памятников архитектуры. Один из самых ярких - церковь Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Ивот. Он возник при стекольном заводе, ещё до Мальцовых; а при новых хозяевах " индустриальная копилка " пополнилась сахарным и кирпичным производствами. Первоначально Ивот состоял в приходе дятьковского храма, но десять вёрст - всё же приличное расстояние, и вот в 1881 году в посёлке появился собственный храм, Покровский. Изначально он был деревянным и небольшим. Нынешнее крупное, солидное кирпичное сооружение с массивной ротондой начали возводить в 1905 году. Расположенный на самом высоком месте посёлка, против завода, своими внушительными размерами (34 на 38 метров в плане), импозантной и торжественной архитектурой, красивым силуэтом и нарядностью фасадов он до сих пор занимает господствующее положение в застройке Ивота. Храм, что интересно, никогда не был достроен - сначала помешала Первая мировая война, богослужения проводились в незавершённом храме. В советское время строителям коммунизма нужен был кирпич. Его то и пытались добывать в недостроенной церкви. Прочность кладки не давала целых кирпичей, не гнушались и даровой кирпичной щебёнкой. Таким образом была уничтожена дюжина прекрасно выполненных из лекального кирпича колонн-портиков трёх фасадов, верхняя часть колокольни, стены алтарной апсиды.

http://sobory.ru/article/?object=07359

[  назад  ] Митрополия Германии, Центральной и Северной Европы Появление румынских приходов в Европе Интеллигенция, студенты, дипломаты, трудовые мигранты и торговцы поселялись на постоянной или временной основе в крупных европейских городах, после чего пытались организовать религиозные общины. В Вене с конца XVIII века была сильная румынская община, которая в 1906 году сооружает собственную часовню, освящённую 8 января 1907. Во Львове с 1787 года существовала румынская часовня, а в 1860 году румыны построили в городе церковь. Она была разрушена в 1901 году, когда началось строительство новой церкви в Париже, вместо существовавшей с 1853 года часовни. В 1882 правительство Румынии купило доминиканскую церковь в Латинском квартале Парижа, действующую и поныне. В 1858-1881 годах была румынская часовня и в германском Лейпциге. В 1864-1866 бывший правитель Молдовы, принц Михаил Стурдза, построил церковь в Баден-Бадене. Она была в ведении митрополии Молдовы и в ней собирались на службы румыны, проживающие даже на востоке Франции. С конца XIX и вплоть до первой четверти XX румыны массово мигрируют в Центральную Европу и Америку. Особенно сильный отток населения шёл из Буковины, Трансильвании и Баната. В межвоенный период общины в Париже, Вене и Баден-Бадене продолжали свое существование, а в 1940 к ним добавляется и часовня в Берлине. Вскоре она стала слишком мала и в августе 1943 года правительство Румынии купило лютеранскую церковь в центре города. Вместе с нею был куплен приходской дом. После переустройства церкви в соответствии с православной традицией и открытия румынского музея, 24 января 1944 состоялась первая Литургия, которую служил о.Эмилиан Василович. Увы, просуществовала эта церковь недолго. 2 марта 1945 после бомбардировки Берлина от неё остались только стены. Приходской дом и музей были полностью разрушены. После Второй Мировой войны на западе Европы оказалось большое количество румын. Это были дипломаты, студенты, солдаты и рабочие, не пожелашие вернуться в занятую советскими войсками Румынию.

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > День памяти Царя-Освободителя Александра II Также сегодня мы вспоминаем легендарного казачьего генерала Ф.П.Денисова, дипломата Н.П.Резанова, художника А.И.Лактионова, генерала-монархиста П.Г.Жукова, академика Б.Н.Юрьева, подводника Л.Г.Осипенко, летчика А.Е.Мазуренко и писателя В.Г.Распутина 14.03.2024 23 Время на чтение 18 минут Фото: rusdozor.ru Сегодня Святая Церковь чтит память прмц. Евдокии (160-170). Мчч. Нестора и Тривимия (III). Мц. Антонины (III-IV). Мчч. Маркелла и Антония. Прп. Домнины Сирийской (ок. 450-460). Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Прмц. Ольги (1937). Сщмчч. Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров, прмч. Антония, прмцц. Анны, Дарии, Евдокии, Александры, Матроны, мч. Василия, мц. Надежды (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942). Сщмч. Василия пресвитера (1943). Сегодня день памяти Царя-Освободителя Александра II Николаевича, ставшего жертвой революционных террористов 1 марта 1881 года. Он родился 17 апреля 1818 года. Его воспитателем был поэт В.А.Жуковский, который привил ему романтическое отношение к жизни. В 1837 г. он совершил длительное путешествие по России, а в 1838 г. - по странам Западной Европы. В 1841 г. женился на принцессе Гессен-Дармштадтской Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии (Марии Александровне, 1824-1880), имел семь детей: Александра, Николай, Александр (будущий Император Александр III), Владимир, Мария, Сергей, Павел (первые двое умерли: дочь в 1849 г., наследник престола в 1865 г.). Второй раз женат (1880) морганатическим браком на княжне Е.М.Долгорукой (княгиня Юрьевская), от этого брака имел четырех детей. Вступил на трон после смерти отца Императора Николая I 19 февраля 1855 г. Коронация состоялась 26 августа 1856 г. По случаю коронации Государь объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830-31 гг. Главным делом его царствования стало освобождение крестьян. В течение 4 лет (от учреждения Секретного комитета 1857 г. до объявления Манифеста 19 февраля 1861 г.) Государь проявлял неуклонную волю в стремлении отменить крепостное право. Следом за этой коренной реформой последовали другие: земская (учреждение земства в 1864 г.), городская (Городовое положение 1870 г.), судебная (Судебные уставы 1864 г. ввели публичность и гласность суда, новый порядок судопроизводства), военные реформы 1860-70-х гг. (Устав о всеобщей воинской повинности и др.), реформы народного образования, цензуры, отмена телесных наказаний.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/14/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕСЛАВИНСКИЙ Николай Васильевич (26.01.1871, с. Сидорково Ярославского у. и губ.- зима 1943, с. Семёновское Ярославской обл.), псаломщик, регент, издатель, учитель. Род. в семье сельского псаломщика. Получил образование в Ярославских ДУ (1881-1885) и ДС (1885-1890), из семинарии был уволен по собственному прошению по окончании 5-го (предпоследнего) класса. В авг. 1891 г. определен псаломщиком в Благовещенскую ц. в Ростове, где начал просветительскую и издательскую деятельность. В первой большой кн. «Календарь и справочная книжка православного певца-клирика» В. поставил себе цель собрать все необходимые сведения по данной теме и изложить их в общедоступной форме. Издание было задумано состоящим из 7 выпусков применительно к годовому богослужебному кругу. За неимением средств осуществлен только 1 вып. (Св. песнотворцы и их труды. Ростов Великий, 1892). Календарь распространялся по почте с книжного склада епарх. просветительского Братства свт. Димитрия Ростовского. Впосл. В. заведовал б-кой Братства (с 1916) и подарил ему свое богатейшее собрание печатных и рукописных певч. нот. В 1891-1895 гг. В. служил псаломщиком в ярославской ц. Иоанна Златоуста в Коровниках и Спасской ц. с. Мечеходова Любимского у., в нояб. 1895-1906 г.- псаломщиком, учителем, законоучителем и учителем пения при храмах разл. церковноприходских школ Ярославской губ., затем псаломщиком в Воздвиженской ц. с. Сидоркова Ярославского у. (1906-1914), Казанской ц. с. Мормужина Пошехонского у. (1914-1916). С осени 1916 г. жил в с. Сидоркове, д. Кормилицыно, с. Семёновском Ярославского у. Всюду, где служил В., он организовывал народные хоры. Самыми известными из них стали Мормужинский народный хор (1915-1916), объединивший клиросных певчих и певцов-любителей, и Хор песенников из народа д. Кормилицыно (май 1917 - сер. 20-х гг. XX в.), на основе к-рого был открыт Народный дом, а также школа, к-рую возглавил В. (существует до наст. времени).

http://pravenc.ru/text/155546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. П. Муратов. Фотография. 1943 г. Павел Павлович (19.02. 1881, г. Бобров Воронежской губ.- 5.10.1950, Уотерфорд, Ирландия), российский историк искусства, переводчик, критик, писатель и издатель. Род. в г. Боброве в семье военного врача. Обучался в кадетском корпусе, в Ин-те путей сообщения в С.-Петербурге (1900-1904). В 1903 г. приехал в Москву и поселился у брата, офицера Генерального штаба, в доме на Б. Никитской ул. В этот период начал проявляться его интерес к художественной жизни. Во время русско-япон. войны (1904-1905) служил артиллерийским офицером. Затем работал помощником библиотекаря, хранителем отдела изящных искусств и классических древностей в Румянцевском музее в Москве (до 1914). Занимался организацией выставки рус. старины (1913), разработкой принципов описания иконографического материала (Древнерусская живопись. М., 1914). М. понимал икону прежде всего как эстетический объект, видел в ней слияние начал Востока и Запада, что отражало его культурологический подход в науке. Во время путешествия в Париж (1905-1906) познакомился с работами П. Сезанна и постимпрессионистов, картины произвели на него сильное впечатление. Впервые посетил Италию (1908), к-рую знал по романтическим описаниям рус. литераторов и художников XIX в. Результатом многократных поездок в Италию и изучения итал. искусства стала книга М. «Образы Италии»: первые 2 тома вышли в России (1911-1912), а 3-й - в Берлине (1924). Ему удалось создать произведение, в к-ром соединились художественная лит-ра и искусствоведческий анализ. Впервые он открыл для российских читателей Раннее Возрождение, вдохновенно рассказал о Джотто, Беноццо Гоццоли, Витторе Карпаччо и многих др. итал. живописцах, передал живые впечатления от культуры и природы Италии, сформировав у российского читателя восприятие не только итал. Ренессанса, но и всей культуры Италии на мн. десятилетия. В кн. «Образы Италии» материал представлен не в хронологической последовательности; благодаря созданной в ней общей панораме Ренессанса книга и по сей день остается одним из лучших сочинений об итал. искусстве.

http://pravenc.ru/text/2564352.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Павел VI, папа Римский. Фотография. 1963 г. (26.09.1897, Кончезио, близ г. Брешиа, Ломбардия, Италия - 6.08.1978, Кастель-Гандольфо, близ Рима; до избрания папой - Джованни Баттиста Монтини), св. Римско-католической Церкви (пам. 29 мая), папа Римский (с 21 июня 1963). Род. в семье Дж. Монтини (1860-1943), юриста по образованию, который в 1881-1911 гг. руководил католической газ. «Il Cittadino di Brescia»; на выборах 16 нояб. 1919 г. избран членом Палаты депутатов (от основанной в янв. того же года Итальянской народной партии - католич. политической партии, впервые получившей поддержку Папского престола). Джованни Баттиста был средним из 3 сыновей; по причине слабого здоровья он учился на дому. В апр. 1907 г. в возрасте 9 лет впервые побывал в Риме, где семья Монтини была принята папой Римским Пием Х (1903-1914). С 1910 г. Джованни Баттиста регулярно посещал богослужения и участвовал в духовных упражнениях в обители франц. бенедиктинцев в г. Кьяри, близ Брешиа. Осенью 1916 г. он поступил в диоцезальную семинарию (Seminario Sant " Angelo). Из-за проблем со здоровьем был зачислен как слушатель: сначала посещал занятия в семинарии, впосл. обучался на дому. Не будучи связанным семинарской дисциплиной, Монтини по примеру др. членов своей семьи, активно вовлеченных в политическую жизнь, старался участвовать в жизни современного ему итал. общества. Весной 1918 г. он вместе с приятелем основал студенческий ж. «La Fionda» для защиты идеи свободы образования и христ. проповеди среди молодежи (журнал выходил на нерегулярной основе с июня 1918 до нач. 1926). В 1919 г. Монтини вступил в Итальянскую университетскую католич. федерацию (Federazione Universitaria Cattolica Italiana - FUCI). 21 нояб. 1919 г. прошел церемонию облачения в сутану, 30 нояб. получил тонзуру. В последующие неск. месяцев был посвящен в младшие чины, затем в субдиакона, рукоположен во диакона. 29 мая 1920 г. в кафедральном соборе г. Брешиа еп. Джачинто Гаджиа рукоположил Монтини во пресвитера. 30 мая он отслужил свою 1-ю мессу в брешианском санктуарии Пресв. Девы Марии. Епископ направил Монтини в Рим для продолжения образования.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

Радогощь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты В Окладной книге «жилых данных церквей» Севской десятины, которая велась с 1628 по 1746 гг., значится храм в честь Успения Пресвятой Богородицы села Радогощь. В 1677 г. в составе прихода было 122 двора, а в храме служили три священника. Но события шедшей в то время Северной войны (1700-1721) привели к тому, что приход обезлюдел, а храм обветшал. В 1730 г. в селе был построен и освящен новый деревянный храм с приделом во имя Архистратига Божия Михаила. Но уже в 1787 г. попечением княгини Наталии Петровны Голицыной вместо деревянного был построен каменный усадебный храм в стиле раннего классицизма. При строительстве были использованы: кирпич, гранит, белый камень и лепнина. Храм, как и прежний, был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, но уже с двумя приделами: во имя Святого Равноапостольного Великого князя Владимира и Святого Архистратига Божия Михаила. Деревянное здание храма было перенесено в село Быхово, отстоящее от села Радогощь в двенадцати верстах. Изменениям каменный храм не подвергался за исключением того, что в 1881 г. каменные полы были заменены деревянными. В 1937 г. храм был закрыт. В одной половине храма устроили склад зерна, а в другой — клуб. Богослужение в храме возобновилось в 1943 г., с тех пор он не закрывался.  Село Радогощь расположено на берегу живописной реки Нерусы. Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы известна здесь с 1628 года, а само село в XVII - XVIII веках было центром одного из станов Комарицкой волости. В начале XVIII века, в годы Северной войны (1700-21), из-за рекрутских наборов и бегства крестьян от уплаты налогов приход храма обезлюдел, здание церкви обветшало. В то время в приход храма входило село Радогощь и 8 соседних деревень. В 1712 году священник Успенского храма Пётр Самуилов писал на имя Великого Государя, что из 3-х деревень прихода - Захарово, Карпово и Воронино - " жители в полон побраны, а иные разошлись от налога служилых людей " .

http://sobory.ru/article/?object=07656

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010