Яунслобода. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Jaunslobodas Vissvts Dievmtes Patvruma pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты Ново-Слободский православный приход открыт в 1834 году. Первым священником был отец Василий Пекарский, в течении 7 лет строивший деревянную церковь в Ново-Слободке. Новая церковь была построена в 1841 году на суммы Духовно учебных капиталов - 9643 рубля 31 коп. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, в связи с такою же колокольнею. При церкви было устроено и приходское кладбище. В этом же году восстали крестьяне ближайших волостей. Причиной послужило жестокое притеснение крестьян со стороны местного помещика – поляка графа Борха. В летописи прихода священник Николай Слуцкий писал: «...церковь была простреляна в некоторых местах войсками, усмирявшими восставших крестьян...в этом сражении крестьян с войсками было убито более 30 человек крестьян...». 17 мая 1857 года первая церковь сгорела от удара молнии, удалось спасти часть Иконостаса и церковной утвари. В 1863 году на гос. средства были построены причтовый дом и хоз. постройки. Новая церковь построена в 1867 году на суммы Министерства Государственных имуществ. Зданием деревянная, в одной связи с колокольнею, на каменном фундаменте, размерами 12х5.5х7 метров, крепкая. Освящение совершено 15 октября 1867 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1871 году, по переделке Бриговского костёла в Православную приходскую церковь, Ново-Слободская сделана приписной к Бриговскому православному приходу. В 1886 году, по ходатайству прихожан, указом Св.Синода от 27 мая 1886 г. за 708, утверждена самостоятельным приходом с назначением к Новослободской церкви своего причта. Священник - Феодор Константинович Серебреников, 37 лет (на 1898г.) Священнический сын, род. в селе Иваново Невельского уезда. Окончил Витебскую Духовную семинарию в 1881 г. Священник Андрей Демьянович Иванов, служил в приходе с 01.04.1959 по день смерти в 1963 году. В 1888 г. на пожертвования прихожан произведен ремонт и окраска церкви, а в 1896 году открыли церковно-приходскую школу. В 1921 г. школу преобразовали в белорусскую, а в 1934 году вновь преобразована, но уже в латышскую. Прихожан: в 1888 году – 1250 человек; в 1898 году - 194 двора. Мужчин - 744 чел. и женщин - 704 чел. В 1913 году – 1643 человека; в 1938 году – 1943 человека. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 177 за 1898 год. Лист 62. «Ведомость о церкви Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Слободского прихода Люцинского уезда, Полоцкой епархии». С.П. Сахаров «Православные церкви в Латгалии», стр.120-122. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07887

Был обсужден комплекс вопросов, связанных с формированием представления о земле наших предков как о бесценном природном, сельскохозяйственном и экологическом ресурсе, оставляемом нами в наследие грядущим поколениям. Собор рассмотрел положение в области сельского хозяйства и принял специальную резолюцию по этому кругу вопросов.   ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением в Москве X Юбилейного Всемирного Русского Народного Собора. 2. Одобрить итоговые документы X ВРНС. 3. Поручить соответствующей рабочей группе ВРНС разработать проект документа, излагающего  православный взгляд на права и достоинство человека. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых , о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Екатеринбургской епархии: священника Владимира (Холодоковского; 1895 — 13 августа 1937), священника Сергия (Увицкого; 1881 — 12 марта 1932); от Казанской епархии: священника Михаила (Вотякова; 1881 — 18 июня 1931); от Московской епархии: епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого; 1860 — 3 мая 1937), протоиерея Николая (Порецкого; 1865 — 27 июля 1933), протоиерея Алексия (Знаменского; 1882 — 2 августа 1938), протоиерея Александра (Русинова; 1878 — 31 января 1938), протоиерея Павла (Косминкова; 1875 — 2 марта 1938), священника Сергия (Орлова; 1888 — 21 декабря 1937), протодиакона Алексия (Дроздова; 1883 — 14 июля 1942), послушницы Татианы (Чекмазовой; 1881 — 11 октября 1942), послушницы Александры (Хворостянниковой; 1886 — 30 сентября 1943), Иоанна (Демидова; 1863 — 20 декабря 1937), Иоанна (Демидова; 1907 — 13 июля 1944);

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202897...

Приход состоит из погоста Ново-Сергиевского и деревень: Боровкова (3 версты от церкви), Зубцова (2 версты от церкви) и Новой (1 верста). В коих по клировым ведомостям числится 1125 душ мужского пола и 1363 женского, из них раскольников 4 души. В приходе три земских народных школы: в Погосте, в деревне Боровкова и деревне Зубцова. Учащихся во всех этих заведениях в 1895 году было 126 человек». В селе Ново-Сергиевский погост, по данным 1881 г., находилось 53 двора. Из них 13 безлошадных и 37 при одной лошади. В 19 дворах хозяйства были при одной корове, а в пяти хозяйствах вовсе не было никакой скотины. По переписи 1900 г., в селе проживало 517 жителей и находилось 84 крестьянских двора. Кто был священником в первые годы развития прихода - пока неизвестно. Есть сведения о Любимове Василии Ивановиче, который родился 22 февраля 1864 г. в селе Ивановское Суздальского района. В 1894 г. окончил Владимирскую духовную семинарию по 2 разряду и в 1896 г. служил диаконом в Новосергиевской церкви. В 1904 г. его рукоположили во священника. В 1924 г. был арестован, затем освобождён. В 1930 г. он служил священником в Введенском храме г.Вязники. В 1934 г. его возвели в сан протоиерея. 17 августа 1937 г. вновь арестован и приговорён к расстрелу. Отец Василий был расстрелян в городе Иваново. В 1957 г. был реабилитирован. Священник Михаил Иванович Сахаров (1884г.р.) окончил Владимирскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1907 г. Был переведён в Новосергиево в 1922 г. Сколько он служил в храме и в каком сане пока неизвестно. В 1938 г. был расстрелян. В 1957 г. о.Михаила Сахарова реабилитировали. В советские времена в названии села исчезло слово «погост», и оно стало называться просто Ново-Сергиево. Храм в 1937 г. был закрыт. Появились в Новосергиеве и свои жертвы богоборческой власти. Так, сторож храма, житель села Новосергиево Федор Константинович Быстров (1866-1938) был арестован 9 августа 1937 г. Ему было инкриминировано «участие в контрреволюционной группе кулаков и церковников». По печально известной статье 58-10 УК РСФСР Тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила сторожа к высшей мере наказания. 26 февраля 1938 г. он был расстрелян и погребен в одном из рвов Бутовского полигона НКВД. Реабилитирован Федор Быстров 20 июля 1989 г. Староста храма Марфа Ивановна Кондратьева (1891-1943) была обвинена в том, что она «проводила антисоветскую агитацию среди населения, распространяла клевету в отношении коммунистов и руководителей Советской власти». Она была арестована по доносу 6 декабря 1941 г. и по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР приговорена к лишению свободы на 7 лет «с лишением прав на 5 лет и конфискацией лично ей принадлежащего имущества». Марфа Кондратьева умерла в возрасте 53 лет от пневмонии 12 ноября 1943 г. в Мариинском концлагере, расположенном в Верхне-Чебулинском районе Новосибирской области. Реабилитирована 18 октября 1991 г.

http://sobory.ru/article/?object=03921

Воронин, командир лагерной роты 221, 223, 285, 290–292 Воронов, охранник 285, 290 г Г.Б., автор воспоминаний «Страстная неделя и Пасха на Соловках» (1949) 152–156 Гавриил (Абалымов Николай Николаевич; 1881 – 31 июля 1958), епископ Осташковский. Арестован в 1926 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 74 Гай, заключенный журналист 404–405 Ганешин Дмитрий Сергеевич (1904–1979), участник скаутского движения. Арестован в апреле 1926 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки 346 Ганусовский Борис Казимирович (1908 – 5 ноября 1993), доверенное лицо Б.Л. Солоневича 354 Гарднер Вадим Данилович (полн. фам. де Пайва-Перера Гарднер; 1880 – 20 мая 1956), поэт 28 Георгий Победоносец (6 мая 303), великомученик, небесный покровитель русских скаутов 405, 476, 479, 504, 524 Герман (12 августа 1479), преподобный, один из основателей Соловецкого монастыря 56,154,179,181 Гессен Иосиф Владимирович (1865 – 22 марта 1943), публицист 28 Глаголев Михаил (ум. ок. 1929), священник, погиб на Соловках 359–361, 384–389, 401 Глеб (Покровский Виталий Никитич; 1881 – 3 ноября 1937), архиепископ Свердловский. Арестован в сентябре 1925 г. в сане епископа Михайловского, приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 74,167, 216, 226, 261, 263 Гольман, сотрудник администрации ББК 332 Горький Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков; 1868 – 18 июня 1936), писатель. Посетив Соловки летом 1929 г., написал одноименный очерк, опубликованный в пятом и шестом номерах журнала «Наши достижения» за 1930 г. 274 Грабовский Сергей Александрович (ок. 1897 – 29 октября 1929), офицер, погиб на Соловках 346, 398–401, 403 Греков Лонгин, диакон 73 Гривопотский, предприниматель, погиб на Соловках 327, 329 Григорий, соловецкий монах 263 Григорий (Козырев Сергей Алексеевич; 1882 – 9 февраля 1937), епископ Барнаульский и Бийский. Арестован в 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 75 Грищук, заключенный староста рабочей артели 378

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одна группа поэтов встречалась по воскресеньям у Мережковских и участвовала в кружке, носившем название «Зелёная Лампа». Другие поэты и писатели объединялись вокруг журналов «Числа» (1930–1934) и «Утверждения» (1931–1932). Последний носил ярко левый политический характер. Альманах «Круг», выходивший в течение 1936–1938 годов, стремился объединить молодых писателей и поэтов с представителями религиозного возрождения. Религиозно–философская мысль имела свой орган – журнал «Путь», издававшийся Бердяевым. Его сотрудники защищали свободу религиозной мысли, необходимость для православных участвовать в социальной и экуменической работе. «Вестник Р. С. X. Д.» (Русского, Студенческого, Христианского Движения) развивал те же идеи, информировал о церковной жизни за рубежом и давал подробные отчёты о борьбе с религией, которая велась коммунистами в России. Мир театра, музыки, балета и живописи блистал всемирно известными именами: Ф. И. Шаляпина (1873–1938), С. В. Рахманинова (1873–1943), А. К. Глазунова (1865–1936), Н.К. Медтнера (1879–1951), И. Ф. Стравинского (1882–1971), Анны Павловой (1881–1931), Н. Балиева (ум. 1939), К. А. Сомова (1869–1939), А. Н. Бенуа (1870–1960), М. В. Добужинского (1885–1957), А. Е. Яковлева (1887–1938), Б. Д. Григорьева (1886–1938), Ларионова (1881–1964), Натальи Гончаровой (1883–1964) и многих других. Кроме искусства, эмиграция во Франции выдвинула выдающихся людей в отраслях науки, техники и промышленности. Вклад в этих областях стал особенно заметен, когда подросло второе и третье поколение, получившее образование во Франции. Совсем особую роль в судьбах эмиграции и в жизни русского Парижа играла Церковь . Она была главной объединяющей силой, возвышавшейся над партийными разделениями и материальными различиями. В храмах встречались люди разных мировоззрений, удачники и неудачники, те кто упорно продвигался вверх по ступеням благополучия, и те, кто не думал о завтрашнем дне. Во главе церковного управления стоял выдающийся по уму и по умению объединить вокруг себя творческие силы митрополит Евлогий (Георгиевский, 1868–1946) 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Священническое место было открыто в 1872 г., на которое по благословению епископа Германа был направлен внештатный священник Троицкого собора отец Капитон Розов, прослуживший в храме до 1881 г. В 1881 г. на освободившееся священническое место из Петро-Павловской тюремной церкви города Ставрополя был переведен священник Феодор Семилуцкий. Его стараниями и стараниями старосты Александра Руднева для материального поддержания храма и кладбища в 1889 г. открывается Попечительство, которое буквально за несколько лет смогло привести кладбище в порядок. На нем стали хоронить известных людей города, что в свою очередь обратило внимание горожан и епархиального начальства на Успенский храм. В 1891 г., благодаря заботе епископа Ставропольского и Екатеринодарского Евгения, Успенский храм становится приходским. На открытие именно в это время прихода оказала влияние политика Александра III, направленная на увеличение количества приходов. Наличие причта и прихода в свою очередь оказывало благотворное влияние и на благоустройство храма и кладбища, и на возможность открыть в 1894 г. при храме одноклассную церковно-приходскую школу. Революция 1917 г., изменившая жизнь целой страны изменила жизнь и Успенской церкви. Разграбление храма в 1922 г. изменило его убранство, а то, что храм оказался в руках сторонников обновленческого раскола, который был инициирован большевиками, изменило его внутреннюю жизнь. Впрочем, это помогло храму выстоять. После закрытия Варваринского храма Успенская церковь осталась единственной в городе, став приютом для людей и икон погибших храмов. Однако в годы Великой Отечественной войны положение храма изменилось. 3 августа 1942 г.  германские войска заняли Ставрополь. Край оказался оккупированным до января 1943 г. С приходом немцев в городе происходит повсеместное восстановление храмов. В Ставрополе были полны все храмы: и «тихоновские», и «обновленческие». Никакие канонические расхождения не помешали ни обновленческим клирикам, ни прихожанам выполнить свой патриотический долг. Многие ставропольские священники оказывали помощь, а нередко и спасали от гибели людей независимо от их вероисповедания и национальности: скрывали молодежь от угона в Германию, прятали и выхаживали раненных, оставшихся после регулярных войск из Ставрополя. Выдавали справки о благонадежности и совершали обряды крещения над иудеями, подвергая угрозе, как свою жизнь, так и своих родственников, соседей. Одним из таких священников был Николай Польский, настоятель Успенского храма. После покаяния в 1946 г., Владыка Антоний привлек о. Николая Польского к преподаванию в Ставропольской Духовной Семинарии. Митрофорный протоиерей о. Николай Польский умер в 1949 г. и похоронен в ограде Андреевского собора.

http://sobory.ru/article/?object=05769

Указом Синода от 13 июля 1899 г., согласно прошению, О. уволен от службы при академии по состоянию здоровья. В 1899 г. избран почетным членом КДА и СПбДА. Скончался от дизентерии на своей даче в Алупке, где проводил после ухода на пенсию по неск. месяцев в году. Отпевание О. было совершено 3 сент. в Великой церкви Киево-Братского мон-ря академическим и киевским духовенством во главе с викарными епископами Уманским Агапитом (Вишневским; впосл. архиепископ) и Каневским Иннокентием (Ястребовым; впосл. архиепископ). Погребен на нижнем кладбище Свято-Вознесенского Флоровского жен. мон-ря в Киеве. В сент. 1907 г. вдова О. передала в б-ку КДА ок. 1600 книг из его собрания. О. был женат на Ольге Никифоровне Щёголевой, дочери проф. КДА Н. И. Щёголева (РГИА. Ф. 797. Оп. 95. Д. 109. Л. 36). Сын Алексей (1888-1943) стал известным востоковедом, знатоком арабской и персидской словесности, специалистом в области тюркологии. Младшие братья О.: Маркелиан (1848 - 12 марта 1905), выпускник (1873) и профессор КДА по кафедре нравственного богословия, д-р богословия (1904); Антоний (1852 - после 1917), выпускник Волынской ДС (1873), настоятель Покровской ц. Теофиполя с сент. 1881 г.; Иван (4 дек. 1855 - 1924), выпускник КДА (1881), магистр богословия (1894). Н. Ю. Сухова Богословское наследие Труды по библеистике Научная деятельность О. в области изучения Свящ. Писания ВЗ началась с подготовки комментированных переводов ветхозаветных книг пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и Книги Плач Иеремии. С 1868 по 1873 г. эти переводы публиковались в «Трудах КДА» и были приняты в качестве основы для синодального перевода. В этот же период появились первые научные исследования О.: «Из талмудической мифологии» (1870), «Древнееврейская музыка и пение» (1871), «Рифм и метр ветхозаветной поэзии» (1872). Как и мн. рус. библеисты, О. старался придерживаться святоотеческого церковного подхода в изучении Библии, защищая традиц. библейские представления от выводов зап. критических теорий. Основу его научного метода составляли подробный обзор как традиционных, так и новых воззрений на разбираемый вопрос, всестороннее детальное рассмотрение исследуемой проблемы, а затем предложение собственного решения. О. принадлежит множество оригинальных гипотез; так, напр., в соч. «Рифм и метр ветхозаветной поэзии», рассматривая природу библейских поэтических текстов, О. отверг утвердившуюся на Западе теорию «параллелизма членов» как основы евр. стихосложения, предложив собственную гипотезу тонической природы библейского стиха (Рифм и метр. 1872. С. 558-592).

http://pravenc.ru/text/2578299.html

Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич) (1875–1938), архиепископ. Родился в семье крестьянина, впоследствии священника. В 1902 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Определен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии. С 1903 г. преподаватель Устюжского духовного училища. В 1904 г. принял монашество. В том же году рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии. В 1906 г. преподаватель Ярославской духовной семинарии. Увлекался социал-демократическими идеями, стал писать статьи в партийную газету, выступал с революционными речами перед семинаристами, за что административно выслан в г. Вологду. Два года находился без определенных занятий. С 1908 г. член Урмийской духовной миссии в Персии. С 1909 г. преподаватель Томской духовной семинарии. С июля 1911 г. смотритель Лысковского духовного училища. С 1912 г. иеромонах, благочинный уездных монастырей Московской епархии. Архимандрит, настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в Коломне (1913–1916). Во время Первой мировой войны работал в госпитале. Епископ Дмитровский (1916–1917), Сарапульский (1917–1918), Слободской (1918–1919). Временно управлял Вятской епархией (1918–1919). С 1919 г. епископ Сарапульский и Елабужский. В 1927 г. возведен в сан архиепископа. С 1924–1927 гг. арестовывался трижды. Временно управлял Екатеринбургской епархией (1931–1932). В феврале 1932 г. арестован и постановлением Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам ИТЛ. В мае 1933 г. амнистирован. Архиепископ Пензенский (1933–1934), Тобольский (1934), Сарапульский (1935–1937) и временно управляющий Свердловской епархией (1935). В ноябре 1938 г. постановлением Тройки УНКВД по Удмуртской АССР приговорен к высшей мере. Расстрелян 18 ноября 1939 г. в городе Ижевске. Алексий (Палицын Василий Михайлович) (1881–1952), архиепископ. Окончил Рязанскую Духовную семинарию (1903). Иеромонах (1914). В 1914–1917 гг. состоял насельником Донского монастыря в Москве. Архимандрит (1919). Настоятель Донского монастыря (1922–1924). В 1923 г. арестован и на 3 месяца выслан из Москвы. В 1924 г. вновь арестован и осужден на 3 года ссылки в Сибирь. Отбывал ссылку в Нарымском крае. В 1925 г. освобожден после пересмотра дела. Епископ Можайский, викарий Московской епархии (1926). В 1926 г. арестован и приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в Соловецком лагере особого назначения, после чего выслан на 3 года в Сибирь. В 1941–1942 гг. архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии. В 1941 г. временно управляющий Московской епархией в период эвакуации Московской Патриархии в Ульяновск. 1942–1952 гг. архиепископ Куйбышевский и Сызранский. Участник Архиерейского Собора 1943 года. Награжден медалью «За оборону Москвы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале XVI столетия явилась Чудотворная Лепавинская икона Богородицы. С 1550 года она была главной святыней Лепавинского монастыря , основанного двумя иноками Царской Лавры Хиландар . А в 1943 году она удивительным образом сохранилась во время немецкой бомбардировки, полностью уничтожившей монастырские постройки. Это одна из немногих икон Богородицы, о которой создано особое повествование под названием «Чудеса Пресвятой Богородицы Лепавинской». Празднование иконе установлено на 15 (28) августа. В храме Пресвятой Богородицы (в Печской Патриархии на Косово и Метохии) на специальном резном позолоченном троне сохраняется чудотворная икона Богородицы Печской, выполненная по образу, написанному апостолом Лукой. Акафист Божией Матери в честь Её иконы написал митрополит Белградский Михаил (1859–1881, 1889–1898) («Радуйся, защитница и спасительница рода сербского крестоносного!»), а авва Иустин (Попович) посвятил Богородице следующую молитву: О преблагословенная и богоблагодатная Матерь, защитница и посредница, Дева Мария, прими усердные моления наши, которые приносим Тебе, и услыши молебные гласы человеков из рода сербского, кто угодил Сыну Твоему и Богу нашему Господу Спасу Иисусу Христу, кто стоит пред Престолом Всевышнего и украшает обители этой Сербской Патриархии и есть слава верных Богу сербов. Это: Савва, Арсений, Савва Второй, Никодим, Ефрем, Даниил, Евстафий, Григорий, Макарий, Максим, Спиридон, Иаков, Иоанникий, Савва Третий, Никон и Кирилл. Милостиво воззри на молитвы Симеона Мироточивого, Стефана Первовенчанного, Владислава, Феоктиста, Милутина, Стефана Дечанского, Уроша Младого, Лазаря великомученика и Владимира; всевосхваляемых цариц, княгинь и деспотисс: Анны, Анастасии, Елены и Ангелины; святых Георгия, Стефана, Максима, Иоанна, Петра Коришского, Иоанникия Девичского, Прохора Пчиньского, Иоанна Рыльского, Гавриила Лесновского, Илариона Осоговского, Илариона Меглинского, Евфимия, Нестора, Василия Захолмского и Петра Цетиньского. Не забудь, Пресвятая, тех, кто служил, и тех, кто сейчас служит в святой обители сей и стоит пред чудотворной иконой Твоей; сохрани святые обители, где денно и нощно молятся смиренные иноки и богобоязненные священники.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/chudotvo...

В описи мон-ря 1774 г. кроме Одигитриевского, Вознесенского и Знаменско-Никольского храмов указаны каменные настоятельские покои, братский корпус с 12 кельями, казначейская палата, конюшня, братская поварня, хлебная, иконописная мастерская, кузница, квасоварня, столярная мастерская, 2 каменных погреба-ледника. Во время Отечественной войны 1812 г. Вязьма была оккупирована франц. войсками, В. м. разорен, неск. насельников убиты, остальная братия покинула обитель, к-рая оставалась разрушенной до кон. 20-х гг. XIX в. В восстановленном мон-ре в 1830 г. был освящен Вознесенский храм, в 1837 г.- Смоленская ц., в 1849 г.- «переложенный с самого фундамента» Знаменско-Никольский храм, построены настоятельские и братские кельи (1848), 2-этажная гостиница (1869), каменная ограда, часовня, 2 торговые лавки на Духовской ул. Особо почиталась принесенная в 1881 г. с Афона икона Божией Матери «Достойно есть». В 1866 г. в В. м. проживали архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 2 монаха, 16 послушников, в нач. XX в.- архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 1 монах. На территории В. м. были похоронены преподаватели Вяземского ДУ Трофимовский, Горбатовский, Якимович. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» После 1917 г. проживавший в В. м. еп. сщмч. Макарий (Гневушев) создал при мон-ре братство в честь Рождества Христова, куда вошло более 1 тыс. чел. Решением Патриарха св. Тихона и Свящ. Синода от 30 июля 1918 г. еп. Макарий возглавил Вяземское вик-ство, но вскоре был арестован и расстрелян. В авг. 1918 г. в местной прессе развернулась клеветническая кампания в отношении насельниц В. м. В авг. 1929 г. решением исполкома горсовета храмы В. м. были закрыты, договор-аренда с верующими расторгнут, имущество разграблено, колокола переплавлены, помещения отошли спичечной фабрике. После освобождения Вязьмы в июне 1943 г. уцелевшие от обстрелов здания были переданы пивоваренному заводу. В 1946 г. в Смоленском храме разместился Вяземский архив, Знаменский (Никольский) храм был разобран.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010