Достоверных данных о последующих священнослужителях храма до сих пор не найдено. По воспоминаниям прихожан, до войны в храме служил священник Иоанн Клевцовский. После войны - о. Феодор (фамилия неизвестна), затем - архимандрит Даниил (Иван Иванович Жиляев). Он родился в 1881 году в д. Гавриловке Шаблыкинского района Орловской области. В Донхово служил до 1956 года, а затем был переведен настоятелем в Преображенскую церковь с. Селинское, где служил до последних своих дней. Умер он 7 сентября 1962 года и похоронен на Селинском кладбище около храма. В 1957 году настоятелем к Дмитровской церкви села Донхово был переведен протоиерей Михаил Дунаев. В этом же году он, по ходатайству архиепископа Алма-Атинского и Казахстанского Алексия, награжден митрой. Ранее, в 1939 году, о. Михаил был арестован органами НКВД и осужден по 58-й (политической) статье на 5 лет высылки в Казахстан в г. Акмолинск, однако был досрочно освобожден в 1943 году по амнистии. О нем сохранились особенно теплые воспоминания прихожан. Существовавший в годы коммунистической власти запрет на реставрационные и хозяйственные работы в церкви привел к сильному обветшанию храма внутри и снаружи. Так, например, протечки в кровле портили внутренние росписи. Поскольку не было возможности провести квалифицированную реставрацию, приходилось закрашивать испорченные места, а вместе с ними и еще сохранившиеся росписи, промышленной масляной краской. К началу 1990-х годов снаружи храма, на уступах колокольни, пустили корни молодые березки, а из барабана колокольни стали вываливаться кирпичи. Возвращение храму его прежнего благолепия стало одним из основных направлений хозяйственной деятельности прихода. За прошедшие два десятилетия были отреставрированы и вызолочены имевшие пулевые пробоины кресты, отремонтирована колокольня, полностью перекрыта кровля здания, заменена стропильная система, устранены разрушения в кладке. Внутри храма восстановлена роспись главного придела, заканчивается реставрация настенной живописи трапезной части. Практически завершено поновление икон всех трех иконостасов. Все ремонтно-реставрационные работы проводятся силами прихода.

http://sobory.ru/article/?object=08578

Его расстреляли вместе с женой в 1937 году. «За что?» – «А за то!» И вопрос такой задавать подло… Их сын Анатолий уже не считался Барклаем-де-Толли, носил фамилию матери (на всякий случай). Двоюродный брат моего отца Анатолий Григорьев (1923 – 1943) должен был попасть в лагерь для малолеток или повторить судьбу своих родителей (по сталинским законам детей «врагов народа» можно было расстреливать с двенадцати лет). Но Толик сбежал из «домзака» НКВД, беспризорничал, воровал, ездил на товарняках из города в город, потому и выжил. Время было страшное. И через тридцать лет мама только один раз — и то почему-то полушепотом, — рассказала мне, как в самый пик арестов, в тридцать седьмом, летом, обычно ближе к вечеру, почти каждый день проскакивал по их улице на лошади одинокий милиционер в синих галифе. Он сидел в седле низко, пригнувшись, зло щелкал коня по крупу сложенной плеткой и кричал на две стороны чуть ли не из под руки: — «По домам! По домам! По домам! По домам…» Люди прятались. Вслед за конником на улицу въезжал грузовик с вооруженными людьми. Грузовиков тогда в городе было не много, десятка полтора на весь Петрозаводск, столицу Карельской Автономной Советской Социалистической Республики. И начинались аресты. Вчера из Шураевского дома забрали, сегодня из Сухановского… Потом из Пикалевского, потом у Морозовых, потом у Ямщиковых кого-то взяли… Люди сидели по домам молча, не теплили свет, не выглядывали из-за задернутых занавесок и загадывали: — «Лишь бы не к нам, лишь бы не к нам… Лишь бы…» …Забрали и деда моего, Константина Степановича Яковлева, маминого отца (1881 – 1938 гг.). Дед мой не был ни партийным, ни начальником, никуда не высовывался и правды не искал, — всю жизнь работал слесарем на Александровском (потом, «Онежском тракторном») заводе. Как нынче говорят, — простой работяга. Правда, он был верующим человеком, церковное пение любил и в свободное время руководил церковным хором при Александро-Невском соборе. Хоры Бортнянского и Гречанинова большевики приравняли к к/р (контр-революционной) агитации.

http://pravmir.ru/konfety-ot-barklaya/

Историческая справка: Архиепископ Серафим (1881–1950) (в миру Николай Борисович Соболев) – епископ Русской Православной Церкви, почитаемый в Болгарии и в России многолетний настоятель (с 1921 года и до самой смерти) патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Софии. Этот приход объединял тогда представителей первой волны русской эмиграции. Хиротонию отца Серафима в октябре 1920 года возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), впоследствии Председатель Архиерейского Синода. 14 ноября того же года был вынужден эмигрировать в Константинополь. Весной 1921 года переехал в Болгарию. В апреле 1921 года назначен епископом Богучарским, викарием Воронежской епархии. Летом того же года стал во главе Болгарского благочиния русских приходов; стал настоятелем бывшего русского посольского храма в Софии. В августе 1938 года на II Всезарубежном Церковном Соборе в Сремских Карловцах представил доклад об экуменическом движении, в котором обосновывал недопустимость участия в нем Православной Церкви. В 1943 году отказался участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Русской Православной Церкви Заграницей» в Вене 21 – 26 октября, которое проходило под покровительством властей Германии; содействовал преодолению схизмы Болгарской Церкви (снята в феврале 1945 года). 16 июня 1945 года вместе со своей паствой перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. 30 октября 1945 года был принят, вместе с 7-ю русскими приходами в Болгарии, в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1946 году принял советское гражданство; в конце декабря того же года правительство СССР передало в его ведение бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии. Скончался 26 февраля 1950 года в Софии; погребен в крипте под алтарем Никольского храма. В 1950 году владыка Серафим был похоронен в крипте этого храма, и практически сразу это место стало центром поклонения православных христиан. Особо популярной крипта архиепископа Серафима стала с конца прошлого века, когда появились сообщения о происходящих здесь исцелениях. Эта информация, первоначально распространенная одной из частных радиостанций, вернула популярность старому обычаю – класть записки с сокровенными желаниями в специальный «почтовый ящик» возле места усыпальницы архиепископа-чудотворца. Среди посетителей «русской церкви» много студентов, просящих покойного архиепископа Серафима о заступничестве в дни зимней сессии.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/07/dl...

Катерини ( Τζουμρκας. 2008. Σ. 233-234). Во время Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. в Фессалонике был казнен Китрский еп. Мелетий (21 июля 1821). В 1878 г. одним из лидеров освободительного движения в Македонии стал Китрский еп. Николай. В 1881 г., после включения Фессалии в состав Греческого королевства, Платамонская епископия была разделена на 2 части: 6 населенных пунктов, оставшихся в османских владениях, были присоединены к Петрской епископии. Но уже в 1896 г. Петрская епископия была упразднена и ее территория разделена между Элассонской и Китрской епископиями. В 1904 г. кафедру Китрской епархии занял деятельный еп. Парфений (Вардакас), который принимал активное участие как в освободительном движении, помогая греческим партизанам, так и в развитии образования. В окт. 1912 г. территория епархии вошла в состав Греческого королевства. После поражения греческой армии в греко-турецкой войне 1919-1922 гг. население Китрской и соседних епископий значительно увеличилось за счет беженцев из М. Азии и Вост. Фракии. В связи с этим в 1924 г. эти епархии были возведены в ранг митрополий. В том же году были установлены новые границы Китрской митрополии с Веррийской, которой были переданы нек-рые села, находившиеся в северной части Китрской епископии. В 1928 г. был канонически закреплен переход Китрской митрополии вместе с другими освобожденными епархиями «новых земель» из юрисдикции К-польского Патриархата в состав Элладской Православной Церкви. В 1933 г., после смерти митр. Парфения, Свящ. Синод Элладской Православной Церкви издал постановление о присоединении Китрской митрополии к Веррийской. Однако это решение вызвало многочисленные протесты и было отменено. Епархия сильно пострадала во время нем. оккупации, в т. ч. в 1943 г. был разрушен мон-рь прп. Дионисия Олимпийского, в мон-ре Пресв. Богородицы Макриррахис был устроен концлагерь; 6 приходских священников были казнены. В течение длительного времени Китрскую митрополию возглавлял известный специалист в области канонического права и писатель митр.

http://pravenc.ru/text/1841153.html

Указанием епископа Павла (Вильчинского) от 30 декабря 1883 года отец Михаил был назначен редактором неофициального отдела «Саратовских епархиальных ведомостей». Состоял цензором епархиального цензурного комитета и был председателем комиссии по составлению устава Саратовского епархиального духовно-просветительского союза. 24 октября 1901 года он избирается действительным членом Саратовской губернской ученой архивной комиссии и в 24-м выпуске трудов СУАК публикует свое исследование «Об участии духовенства в Пугачевском восстании в пределах Астраханской епархии». За годы службы отец Михаил неоднократно удостаивался различных наград и был премирован 11 раз. За ревностное служение на пользу Церкви Божией он был награжден набедренником (1871), скуфьей (1874), камилавкой (1881), палицей (1898). За заслуги по епархиальному ведомству Святейшим Синодом удостоен возведения в сан протоиерея 25 марта 1877 года. Главным управлением общества попечения о раненых и больных воинах 15 января 1880 года удостоен знака Красного креста. От Святейшего Синода награжден золотым наперсным крестом 15/20 марта 1884 года. Имел серебряную медаль в память императора Александра III. «За усердную и полезную службу по должности законоучителя института» 1 апреля 1890 года удостоен ордена Святой Анны II степени, 15 мая 1894 года - ордена Святого Владимира IV степени, давшего ему право потомственного дворянства, а 6 мая 1902 года по представлению совета института - ордена Святого Владимира III степени. Проживал он в собственном доме 41, находившемся между улицей Гимназической (Некрасова) и Бабушкиным взвозом по Малой Сергиевской (Мичурина) улице. В семье отца Михаила и Глафиры Матвеевны было 9 детей: Зинаида (20 сентября 1869 - 25 ноября 1945), Александр (2 апреля 1871 - 24 декабря 1940), Николай (родился 17 февраля 1873), Екатерина (7 декабря 1876 - 3 марта 1950), Леонид (22 марта 1879 - 1910), Мария (13 апреля 1880 - 14 августа 1956), Борис (5 августа 1884 - 1943), Наталия (2 апреля 1890 - 16 июля 1981) и Константин (2 апреля 1892 - 1930). 8 апреля 1892 года, через 6 дней после рождения сына, Глафира Матвеевна скончалась и была погребена на саратовском кладбище возле Воскресенского храма.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

от Московской епархии – епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого; 1860 – 3.05.1937), архимандрита Родиона (Федорова; 1864 – 1933); протоиерея Николая (Порецкого; 1865 – 27.07.1933), протоиерея Алексия (Знаменского; 1882 – 2.09.1938), протоиерея Александра (Русинова; 1878 – 31.01.1938), протоиерея Павла (Косминкова; 1875 – 2.03.1938), протоиерея Алексия (Рождественского; 1865 – 26.12.1937); протоиерея Петра (Маркова; 1881 – 21.02.1938); священника Сергия (Орлова; 1888 – 21.12.1937); священника Евгения (Исадского; 1879 – 31.01.1930), священника Димитрия (Беляева; 1875 – 10.12.1937), священника Димитрия (Касаткина; 1884 – 28.10.1942), иеромонаха Василия (Мазуренко; 1882 – 8.01.1938), протодиакона Алексия (Дроздова; 1883 – 14.07.1942), послушницу Татиану (Чекмазову; 1881 – 11.10.1942), послушницу Александру (Хворостянникову; 1886 – 30.09.1943), послушницу Марфу (Коврову; 1897 – 16.03.1938); послушницу Александру (Каспарову; 1882 – 18.02.1942); Иоанна (Демидова; 1863 – 20.12.1937), Иоанна (Демидова; 1907 – 13.07.1944); Матфея (Гусева; 1868 – 18.01.1938), Андрея (Трофимова; 1882 – 11.06.1938); Никифора (Зайцева; 1884 – 1942), Иоанна (Любимова; 1876 – 19.01.1942), Елену (Чернову; 1874 – 17.09.1943), Параскеву (Федорову; 1882 – 11.12.1938); от Ростовской епархии – священника Николая (Попова; 1864 – 26.03.1919); от Рязанской епархии – протоиерея Михаила (Викторова; 1871 – 11.04.1933), протоиерея Леонида (Викторова; 1891 – 10.01.1938); послушницу Варвару (Конкину; 1868 – 5.04.1938); от Санкт-Петербургской епархии – монахиню Марию (Лелянову; 1874 – 17.04.1932); от Саранской епархии – священника Владимира (Четверина; 1874 – 2.09.1918); от Саратовской епархии – епископа Вольского Германа (Косолапова; 1882 – 10.10.1919) и протоиерея Михаила (Платонова; 1868 – 10.10.1919); от Симбирской епархии – протоиерея Иоанна (Ильинского; 1846 – 14/27.09.1918), священника Николая (Покровского; 1864 – 18.03.1919); от Введенской Оптиной пустыни – иеромонаха Рафаила (Шейченко; 1891 – 19.06.1957).

http://pravoslavie.ru/700.html

Изначально икона свт. Николая Мокрого находилась на сев. хорах собора Св. Софии, в приделе во имя свт. Николая Чудотворца. Вероятно, оригинальный древний образ был утрачен в период разорения и упадка Киева. До 1943 г. в соборе хранился поздний список иконы - поясной образ святителя со сложенными в благословлении перстами правой руки и с Евангелием в левой руке, с изображением Никейского чуда (образами Спасителя и Божией Матери, вручающими свт. Николаю Евангелие и омофор). По сохранившимся данным, этот список был объектом широкого почитания в Киеве с XVII в. ( Верещагина. 2012. С. 111-114). В кон. XIX - 1-й трети XX в. было выдвинуто несколько версий относительно датировки образа. А. В. Прахов, к-рый очистил и поновил образ в 1882 г., высказал предположение, что икона может быть копией с некоего мозаичного образца ( Прахов А. В. Кат. выст. копий памятников искусства в Киеве X, XI, XII вв., исполненных А. В. Праховым в течение 1880, 1881, 1882 гг. СПб., 1882. С. 21-22); Вознесенский и Гусев проводили параллели между живописью иконы и монументальными изображениями свт. Николая в храмах Св. Софии в Киеве и вмч. Георгия в Ст. Ладоге ( Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца... СПб., 1899. С. 189). Однако с развитием знаний об иконописи и о реставрации датировка образа была пересмотрена в сторону более позднего времени: Н. П. Кондаков датировал икону XV в. ( Кондаков Н. П. Рус. икона. Прага, 1931. Т. 3. Ч. 1. С. 110), И. Э. Грабарь - XIV в. ( Грабарь И. Э. О древнерус. искусстве: Исслед., реставрация и охрана памятников. М., 1966. С. 157). В 20-х гг. XX в. образ был отреставрирован специалистами Всеукраинского музейного городка. Осенью 1943 г., при отступлении гитлеровских войск, святыня исчезла из собора. Совр. исследователи полагают, что она была вывезена из Киева и ныне находится в ц. Св. Троицы в Нью-Йорке ( Верещагина. 2012. С. 121-122). Насколько точно этот образ соответствует древнему прототипу, неясно, др. списков иконы из собора Св. Софии не выявлено.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

послушницы Антонины (Новиковой; 1880 — 20 марта 1938), послушницы Надежды (Кругловой; 1887 — 20 марта 1938), послушницы Евдокии (Архиповой; 1886 — 14 марта 1938), послушницы Ольги (Жильцовой; 1887 — 14 марта 1937), Иоанна (Чернова; 1880 — 10 апреля 1939), Иоанна (Васильева; 1869 — 6 декабря 1932), Василия (Архипова; 1876 — 14 марта 1938), Пелагии (Балакиревой; 1901 — 30 июня 1943); от Мурманской епархии: иеромонаха Моисея (Кожина; 1868 — 7 сентября 1931), послушника Федора (Абросимова; 1897 — 14 октября 1940); от Нижегородской епархии: священника Иакова (Гусева; 1887 — 26 декабря 1937); от Псковской епархии: священника Пантелеймона (Богоявленского; 1881 - 1918), священника Александра (Гривского; 1874 - 11 (24) октября 1918), священника Василия (Триумфова; 1848 - 26 февраля 1919), священника Гавриила (Преображенского; 1878 - 26 февраля 1919), священника Василия (Розанова; 1872 – 27 ноября 1937); от Санкт-Петербургской епархии: протоиерея Григория (Поспелова; 1877 — 1921), протоиерея Григория (Сербаринова; 1881 — 8 января 1938); от Саранской епархии: священника Виктора (Европейцева; 1885 — 30 января 1931); от Тамбовской епархии: протоиерея Сергия (Лаврова; 1872 — 18 января 1934). 3). Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ 32: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Сопредседателя подготовительного комитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры, о проведении в этом году в г. Воронеже Дней славянской письменности и культуры в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Доклад принять к сведению. 2). Выразить удовлетворение проведением в Воронеже Дней славянской письменности и культуры в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 3). Сердечно благодарить руководство Воронежской области, государственные и общественные организации и Преосвященных архипастырей, принявших участие в этом празднике, за труды и содействие в его проведении.

http://sedmitza.ru/lib/text/429520/

В обители была создана целая система благотворительных учреждений. Медицинские заведения обители отвечали последнему слову тогдашней науки и техники. В обители работали лучшие киевские врачи. В 1923 г. обитель была упразднена, а осенью 1941 г. возродилась. Осенью 1943 г. линия фронта приблизилась к Киеву и монастырь попал в запретную зону. Монахини во главе с игуменией отказались покинуть обитель, невзирая на угрозы и приказы фашистских властей. Закрывшись в сыром помещении под одним из храмов, инокини 40 дней, до самого освобождения Киева, пробыли здесь с 300 гражданами, скрывавшимися от преследования гитлеровцев. Престольный храм, сооруженный великой княгиней, имеет приделы св. арх. Михаила и прп. Агапита Печерского. В саду, восточнее храма, находится могила самой инокини Анастасии, а южнее - собор свт. Николая Мирликийского (1896-1911 г.г.; крупнейший в Киеве храм вмещает до 3 тыс. чел.) с боковыми приделами прп. Сергия Радонежского (левый) и Всех святых (правый), а также нижним подземным ярусом-храмом иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (боковые приделы: левый - св. Архангела Михаила, правый - прп. Серафима Саровского). Святыни: вышеупомянутая Почаевская икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы. Обитель принимает паломников. Есть богадельня для женщин-мирян. Свято-Покровский женский монастырь в г. Киев В 1881 г. великая княгиня Александра Петровна покинула Петербург и поселилась в Киеве, где приступила к осуществлению своей мысли создания монашеской общины. Последняя задумывалась ею не только, как женский монастырь, но и как лечебное учреждение для бедных. В течение 1889-1911 г.г. на территории монастыря велось масштабное строительство. Было построено около 30 зданий, в том числе, лечебные учреждения. Медицинские заведения обители, в которых работали лучшие медики города, отвечали последнему слову тогдашней науки и техники. Именно здесь появился первый в Киеве рентгеновский аппарат. Благотворительная больница при монастыре получила имя Николая II, посетившего монастырь, и благодаря образцовому содержанию, приобрела широкую популярность.

http://sobory.ru/article/?object=02898

В результате, 2 февраля 1780 года, подворье было сожжено султанскими войсками. Одновременно и по аналогичной причине были разрушены церковь в селе Кефаловрисо и церковь в Элассоне, построенная возле мечети, а также росписи в церкви «Святой Параскевы» в селе Дзаридзани. Были арестованы епископ Парфений, игумен Герасим, старейшины 7 сёл и 3 турецких чиновника. Отправленные в тюрьму в македонскую столицу, город Фессалоники, старейшины были освобождены через год, кроме одного, умершего от лишений. Епископ Парфений и игумен Герасим провели в ссылке 4 года. Двое из трёх турецких чиновников были умерщвлены. Монастырь, епископия и старейшины были обязаны выплатить османским властям около 40 тысяч турецких грошей. Монастырь внёс значительный вклад в новогреческое просвещение. Его библиотека содержала книги не только богословского содержания, но и по математике, философии, медицине и географии. Одним из её монахов, ставшим также на 3 месяца в 1791 году игуменом монастыря, был Ион, получивший по имени монастыря фамилию Спармиотис. Позже G.Deschamps упоминает Иона Спармиотиса, преподающего арифметику и алгебру в фессалийском Ампелакиа, используя трактаты Клеро. Монашеское братство, которое иногда достигало 150 монахов и прислуги, занималось также ремеслом переплёта книг, переписывало тексты и издавало книги. В отличие от всей остальной Фессалии, воссоединившейся с Грецией в 1881 году, епархия Элассоны оставалась в пределах Османской империи до начала Балканских войн в 1912 году. В силу этого, в начале в ходе Борьбы за Македонию, в монастыре останавливались отряды греческих македономахов (борцов за воссоединение Македонии с Грецией), на своём пути из Греческого королевства в османскую Македонию. Епархия Элассоны была освобождена греческой армией в 1912 году. В 1928 году, вместе с другими монастырями и церквями, Константинопольская православная церковь передала монастырь Святой Троицы Спармоса Элладской православной церкви и монастырь перешёл в ведомство митрополита Элассоны. Во время тройной германо-итало-болгарской оккупации Греции, в течение карательных операций германских войск против греческих партизан, в апреле 1943 года, село Спармос было полностью разрушено.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010