Толстой Андрей Львович (1877–1916), сын Л. Н. Толстого 145 Толстой гр. Лев Николаевич (1828–1910), писатель 10, 44, 113, 123, 142, 144–146, 160, 196, 247, 281, 320, 328, 350, 375, 379, 427, 435, 441, 476, 478, 483 Тренев Константин Андреевич (1876–1945), писатель 442, 475 Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981), писатель 265, 379, 412 Троцкий (наст. фам. Бронштейн) Лев Давидович (1879–1940), один из вождей большевистской революции 161, 184, 225–226, 292–293, 307, 318, 365, 369 Тургенев Иван Сергеевич (1818–1883), писатель 7, 10, 12, 77, 172, 483, 487 Тютчев Федор Иванович (1803–1873), поэт 10, 439 Удинцев Борис Дмитриевич (1891–1973), племянник Д. Н. Мамина-Сибиряка 92 Ульрих Василий Данилович (1857–1932), социал-демократ, большевик 58 Успенский Глеб Иванович (1843–1902), писатель 297, 302 Успенский Николай Васильевич (1837–1889), писатель 302 Устинов Георгий Феофанович (1888–1932), литератор 226 Устьинский Александр Петрович (1855–1922), протоиерей в Старой Руссе, затем в Новгороде 44, 386 Ухтомский Алексей Алексеевич (1875–1942), физиолог 418 Уэллс Герберт Джордж (1866–1946), английский писатель 196 Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964), график, живописец 360, 414 Фадеев Александр Александрович (1901–1956), писатель и общественный деятель 335, 374–375, 419, 436, 442, 461 Федин Константин Александрович (1892–1977), писатель, общественный деятель 360, 442, 473, 492 Федоров Николай Николаевич (1828–1903), философ 265 Федотов Георгий Петрович (1886–1951), философ 53 Фет (Фёт, до 1835 и с 1873/1874 Шеншин) Афанасий Афанасьевич (1820–1892), поэт 10, 489 Фигнер Вера Николаевна (1852–1942), писательница, деятель революционного движения 470 Филипьев Виктор Иванович, петербургский чиновник 525 Философов Дмитрий Владимирович (1872–1940), публицист 106, 110–111, 126, 165, 526 Фишер Анни (1914–1995), венгерская пианистка 79 Флейшман Лазарь Соломонович (р. 1944), литературовед 356 Флоренский Павел Александрович (1882–1943), религиозный философ, ученый, инженер 47, 400 Фондаминский (Бунаков) Илья Исидорович (1880–1942), писатель, общественный деятель 215

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Бивербрук Уильям Максуэлл Эйткен (1879–1964) — английский газетный магнат, родился в Канаде. Министр информации Великобритании (1918 г.), член английского военного кабинета (с 1940 по февраль 1942 г.), автор нескольких книг (см. также примеч. 10 к гл. I/В файле — комментарий — прим. верст. /). Ротермир , виконт — Гарольд Сидней Хармсуорт (1868–1940), английский газетный магнат, в 1917–1918 гг. министр авиации, заведующий кафедрой английской литературы, а затем морской истории в Кембридже и американской истории в Оксфорде. Автор книги «Моя борьба за перевооружение Британии» (1939). Астор Нэнси Уитчер (1879–1964) — американка, английская политическая деятельница. Родилась в штате Вирджиния в семье конфедерата. В 1897 г. вышла замуж, родила сына, а в 1903 г., разведясь, уехала в Англию, где вступила в брак с Уолдорфом Астором (1879–1952), сыном американского миллионера, который стал английским пэром. В 1910 г. Уолдорф Астор, не без помощи жены, избирается в парламент. В 1919 г. становится виконтом, переходит в палату лордов, а Нэнси, мать пятерых детей, наследует его место в палате общин. Ее блестящая избирательная кампания привлекла международное внимание, леди Астор опередила свою соперницу на 5000 голосов. С 1919 по 1921 г. была единственной женщиной в парламенте. Регулярно выступала за ограничение потребления алкоголя, а также по вопросам прав женщин, семейных отношений и воспитания детей. Масарик Томаш (1850–1937) — президент Чехословакии в 1918–1935 гг., философ-позитивист. Локкарт Роберт Гамильтон Брюс (1887–1970) — английский разведчик, состоявший в должности генерального консула в России (1911–1917 гг.). Был представителем Англии при советском правительстве в 1918 г. Этот период деятельности Локкарта получил в нашей историографии название «заговора послов». Локкарт был арестован и находился под арестом с сентября по октябрь 1918 г. Впоследствии работал в Англо-авсирийском банке (1919–1928 гг.), а с 1929 по 1937 г. — в лондонской газете «Ивнинг стандард». Автор книг «Воспоминания британского агента» (1932), «Отказ от славы» (1934), «Винтовки или масло» (1938) и др. См. также примеч. 1 к вступлению «Что представляет собой „Влюбленный Уэллс“»/В файле — комментарий — прим. верст. /.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

121.  Менандр. Комедии. Пер. с греч. Статья и комментарии Г. Церетели. М.-Л., 1936, XXXIX + 194 с. 122.  Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1-3. М., 1961-1964. 123. Поздняя греческая проза. Пер. с древнегреч. Сост. С. Поляковой. М., 1960, 695 с. 124.  Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. Пер. с древнегреч. Ф. Мищенко. Т.1-3. М., 1890, 1895, 1899. 680, 805, 786 с. 125.  Страбон. География в семнадцати книгах. Пер. с древнегреч. Г. Стратановского. М., 1964, 943 с. 126. Хрестоматия по истории древней Греции. Под рея. Д. Каллистова. М., 1964, 695 с. 127.  Элиан. Пестрые рассказы. Пер. с греч. М.-Л., 1963. 128.  Edgar С. С. Zenon Papiri. V. I-V. 1925-1940.   Литература 129. Античная литература. Под общей ред. А. Тахо-Годи. М., 1963, 376 с. 130.  Авдиев В. Пунический Карфаген в свете новейших раскопок. — ВДИ, 1962, с. 121-134. 131.  Аверинцев С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние двух творческих принципов). — ТЛДМ, с. 206-266. 132.  Его же. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, 320 с. 133.  Арский Ф. Страбон. М., 1974, 71 с. 134.  Баумгартен Ф., Поланд Ф.. Вагнер Р. Эллинистическо-римская культура. Пер. с нем. под ред. М. Ростовцева. СПб., 1914, XVIII +777 с; 135.  Белов Г. Алтарь Зевса в Пергаме. Л., 1951, 94 с. 136.  Бонар А. Греческая цивилизация. т. 3. От Еврипида до Александра. Пер. с франц. М., 1962, 385 с. 137.  Бузескул В. Государство эллинистической эпохи. — В кн.: В. Бузескул. Античность и современность. Л., 1924, с. 68-70. 138.  Бюхер К. Восстание рабов 143-129 гг. до Р.Х. Пер. с нем. 1924, 128 с. 139.  Вильчек Э. Историческая связь между народами Средиземноморского побережья. — В кн.: История человечества. Под ред. Г. Гельмольта. Пер. с нем. T.IV. СПб., 1903, с. 1-44. 140. Две эпохи литературных связей. — ТЛДМ, с. 134-205. 141.  Дройзен И. История эллинизма. т.2. История диадохов. Пер. с нем. М., 1893. 385 + 104 + 13 с. т. 3. История эпигонов. М., 1893. 470 + 117 + LXXXII с. 142.  Жебелев С. К истории диадохов. — ЖМНП, 1879, с. 13-32.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Именовалась: Харбинская и Маньчжурская; с 13(26)10.1945 – Маньчжурская и Восточно-Азиатская, Митрополичий округ; с 1952 г. – Харбинская и Маньчжурская, паки. Викарные кафедры: Цицикарская, Синьцзянская (?). 20.05(02.06)1920 15(28)03.1931 13(26)10.1945 Мелетий Заборовский) 13(26)10.1945 24.03(06.04)1946 14(27)12.1945 29.05(11.06)1946 29.05(11.06)1946 01(14)06.1948 25.01(07.02)1956 12(25)12.1957 Харьковская Основана 16.10.1799. Выделена из Белгородской (Курской) епархии. Именовалась: Слободско-Украинская и Харьковская; с 05.02.1836 – Харьковская и Ахтырская; с 23.05(05.06)1945 – Харьковская и Богодуховская. Викарные кафедры: Сумская, Старобельская, Волчанская, Лебединская, Изюмская. 16.10.1799 06.02.1813 14.10.1813 20.01.1817 18.02.1817 26.01.1826 Павел Соббатовский 28.02..1826 12.03.1832 Виталий Борисов-Жигачев 19.05.1832 22.06.1835 Иннокентий Александров 22.06.1835 29.02.1840 06.04.1840 31.12.1841 Смарагд Крыжановский 31.12.1841 01.03.1848 01.03.1848 06.11.1848 Елпидифор Бенедиктов 06.11.1848 02.05.1859 Филарет Гумилевский 18.04.1859 10.12.1868 21.01.1869 07.09.1874 07.12.1874 13.04.1879 13.04.1879 15.09.1882 Иустин Охотин 22.09.1882 03.09.1901 10.11.1901 01.02.1903 08.02.1903 28.04.1914 14..05.1914 01..05.1917 19.081917 17(30)05.1918 17(30)05.1918 27.12.1919(09.01.1920) 30.10(12.11)1927 26.08(08)09.1924 30.10(12.11)1927 13(26)06.1934 13(26)06.1934 10(23)10.1934 22.01(05.02)1935 07.1936 01.1937 10(23)04.1937 07(20)051937 15(28)07.1938 08.1942 09.1943 09.1943 01(14)10.1943 23.05(05.06)1945 23.09(06.10)1960 11.1960 10(23)11.1960 10(23)11.1960 03(16)03.1961 03(16)03.1961 17(30)03.1964 Нестор Тугай 17(30)03.1964 15(28)07.1967 24.09(07.10)1967 18.11(01.12)1970 18.11(01.12)1970 10(23)11.1983 10(23)11.1983 19.01(01.02)1984 19.01(01.02)1984 31.08(13.09)1989 Ириней Середний 31.08(13.09)1989 Харьковская, григ. Даты основания и упразднения неизвестны. Харьковская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Изюмская, Ахтырская, Богодуховская, Валковская, Змиевская, Купянская, Сумская, Чугуевская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Стояли в тени, словно в сумраке хлева…» – заключительная строфа стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда» (1947), вошедшего в роман «Доктор Живаго» (ч. XVII). «Когда мы в смятенье, тогда средь разброда…» – заключительные строки стихотворения Б. Пастернака «Чудо» (1947), вошедшего в роман «Доктор Живаго» (ч. XVII).   Возвращение на родину   Впервые: Воздушные пути. Альманах III. Нью-Йорк, 1963. Вошло в кн. «Безымянная страна». Париж: YMCA-Press, 1968. «Каким ты хочешь быть Востоком…» — строки из стихотворения Вл. Соловьева «Ех Oriente Lux» («С Востока свет», 1890). «Да, скифы мы! Да, азиаты мы…» — строки из стихотворения А. Блока «Скифы» (1918). «Он тогда же писал в дневнике об Англии и Франции…» — цитата дневниковой записи А. Блока от И января 1918 г. «рассудку вопреки, наперекор стихиям» — цитата из монолога Чацкого из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (III, 22).   О том, что такое культура   Впервые: Вестник РСХД. Париж, 1964. 74.   О смысле стихов   Впервые: Новый журнал. Нью-Йорк, 1964, 77. Вошло в кн. «О поэтах и поэзии».   «Как хороши, как свежи были розы…» (1879)— одноименное стихотворение в прозе И. С. Тургенева; также первая строка одноименного стихотворения И. П. Мятлева 1834 года. «Ишки Мятлева стихи» — цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Любил и я в былые годы…» («Из альбома С. Н. Карамзиной») (1841). «Ты говорила: в день свиданья…» — цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Для берегов отчизны дальной…» (1830). Магиоэль, Эжен (1823—1901) — французский поэт, автор книг стихов «Страницы дневника» (1865), «Популярные стихи» (1872) и др. «Волшебных звуков, чувств и дум» — цитата из «Евгения Онегина» (ILIX, 4). «Глагол времен! металла звон!»; «Смерть, трепет естества и страх!» — строки из оды Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского» (1779). «Шипенье пенистых бокалов…»; «Бросал в неведомые воды…»; «Домишко ветхий. Над водою…» — цитаты из вступления и ч. II поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» (,1833). «Роняет лес багряный свой убор…» — первая строка стихотворении А. С. Пушкина «19 октября» (1825).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

яз.); То же//Цискари. Тифлис, 1869. 2. С. 24-42; 3. С. 43-65 (на груз. яз.); То же//Иверия. Тифлис, 1879. 9/10. С. 3-126; 1880. 1. С. 127-206; 2. С. 207-236 (на груз. яз.); Алевская святыня. Душет, 1870; То же, переизд.//Кавказ. 1871. 12; Путевые заметки от Тифлиса до Мцхеты//Там же. 1870. 19, 24, 40, 45, 48; Шота Руставели//Там же. 13; Пшавия//Кавказ. 1872. 134; Кабенский мон-рь//Цискари. Тифлис, 1873. 1. С. 7-12 (на груз. яз.); Жинвали//Кавказская жизнь. Тифлис, 1875. Кн. 2. С. 4-13; Жизнь царя Георгия XIII и соединение Грузии с Россией. Тифлис, 1893 (на груз. яз.); Трактат, или Слово о том, как Грузия намеревалась войти в состав Российской империи: Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1917 (на груз. яз.). Изд.: Иосиф (Саакадзе), митр. Тбилисский. Дидмоуравиани/Сост., исслед., примеч.: П. Иоселиани. Тифлис, 1851 (на груз. яз.); Габашвили Т. Путешествие/Сост., исслед., примеч.: П. Иоселиани. Тифлис, 1852 (на груз. яз.); Иона (Гедеванишвили), еп. Руисский. Путешествие/Сост., исслед., примеч.: П. Иоселиани. Тифлис, 1852 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Сост., исслед., примеч.: П. Иоселиани. Тифлис, 1853 (на груз. яз.); Арчил II. Жизнь царя Теймураза I, описанная в стихах/Сост., исслед., примеч.: П. Иоселиани. Тифлис, 1853 (на груз. яз.); Хроники истории Грузии/Сост., исслед., примеч.: П. Иоселиани. Тбилиси, 1980. Лит.: Платон Иоселиани//Календарь Грузии. Тифлис, 1897. С. 14 (на груз. яз.); Отчет Имп. публичной б-ки за 1869 г. СПб., 1900. С. 8, 13; Платон Иоселиани//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1901. 22. С. 9 (на груз. яз.); Гацерелия А. Платон Иоселиани//Мнатоби (Светоч). Тифлис, 1933. 6-7. С. 274-298 (на груз. яз.); Абрамишвили А. К биографии Платона Иоселиани//УЗ/Сталинградский пед. ин-т. 1956. Т. 3. С. 422-432; Орбели Р. Грузинские рукописи Ин-та востоковедения АН СССР. М.; Л., 1956. Вып. 1. С. 45; Гагоидзе В. Основные направления философской мысли в Грузии XIX в. Тбилиси, 1964. С. 96 (на груз. яз.); Махатадзе Н. П. И. Иоселиани и вопросы древнегруз. лит-ры//Вопросы древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1964. Т. 2. С. 187-206 (на груз. яз.); Таблиашвили Т. Документальные мат-лы о П. И. Иоселиани//Ист. вестн. Тбилиси, 1973. 27/28. С. 57-224 (на груз. яз.); Ратиани П. Эпизод из деятельности П. И. Иоселиани//Сакартвелос кали (Женщина Грузии). Тбилиси, 1976. 2. С. 22 (на груз. яз.); Барамидзе А., Ватеишвили Д. П. И. Иоселиани: Очерк жизни и научно-обществ. деятельности. Тбилиси, 1978; Шарадзе Г. Платон Иоселиани как руствелолог. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Шошиташвили Н. Платон Иоселиани и его «Жизнь царя Георгия XIII»//Лит. палитра. Тбилиси, 2009. 9. С. 84-85 (на груз. яз.); Кокрашвили Х. Платон Иоселиани - исследователь церк. истории//Новые и новейшие вопросы истории/Ин-т истории и этнографии И. Джавахишвили. Тбилиси, 2010. 1(7). С. 35-49 (на груз. яз.); Саитидзе Г. Платон Иоселиани - редактор, публицист: К 200-летию со дня рожд.//Там же. С. 13-34 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/578390.html

823. Никольский Н. Древний Вавилон. М., 1913, с. 434 + 6, 824. Никольский Н. Культура древней Вавилонии. Минск, 1959, с. 183. 825. Рагозина 3. История Ассирии. СПб., 1902, с. XVI + 500. 826. Редер Ц. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965, с. 120. 827. Смирим А. Покаяние ниневитян. — ЧОЛДП, 1879, с. 70-111. 828. СЭЙС А. Ассиро-вавилонская литература. СПб., 1879, с. 55. 829. Флиттнер Н. Искусство и культура древнего Двуречья. М., 1964, с. 297. 830. Beljawski V. A. Der politische Kampf in Babylon in den Jahren 562-556 v. Chr. — «In memoriam Echard Unger» Beitrage zur Geschichte, Kultur und Religion des Alien Orients. Baden-Baden, 1971. 831. Bohl de, Liagre P.M. Th. Die Religion der Babylonier und Assyren. — «Christus und die Religionen der Erde», II, 1951. 832. Heissner В. Babylonien und Assyrien, 1-2, 1920-1924. 833. Klengel-Brandt К.. Reise in das alte Babylon. Leipzig, 1971. 834. Olmstead A. The History of Assyria. N.Y., 1929. 835. Parrot A. Assur. Paris, 1961. 836. Smith S. Babylonien Historical Texts relating to the Capture and Downfall of Babylon. London, 1924. 837. Unger E. Babylon, die heilige Stadt, 1951. 838. Wiseman D.J. Chronicle of Chaldean Kings. London, 1956.   20. ИРАН, ЗАРАТУСТРА, МАЗДЕИЗМ 839. Абаев В. Пятый столбец Бехистунской надписи Дария Первого и антидэвовская надпись Ксеркса. ВДИ, 1963, с. 113-115. 840. Его же. Скифский быт и реформа Зороастра. — «Archiv Orientalni», Прага, 1965, 24, ст. I, с. 23-56. 841. Его же. Антидэвовская надпись Ксеркса. — «Иранские языки», 1945, 1. 842. Алиев И. История Мидии. Баку, 1960, с. 361. 843. Бертельс E. Отрывки из Авесты. — «Восток». 1925, с. 3-11. 844. Беттани и Дуглас. Великие религии Востока, т. 1. Пер. с англ. М., 1899, с. 270. 845. Боголюбов Н. Философия религии, т. 1, 1918, с. 173-189. 846. Г. В. Риг-Веда, Зендавеста и Гаты в их отношениях к Божественному откровению. — ХЧ, 1886, с. 19-44; с. 257-333; с. 625-662. 847. Герасимов Н. Нирвана и спасение. М., 1914. 848. Глаголев С. Очерки по истории религий, ч. 1. Серг. Посад, 1902.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

182 Речь, произнесенная в заседании Петербургского религиозно-философского общества 16 ноября 1910 г. Речь эта ставит себе целью не оценку учения Толстого, а лишь уяснение впечатления от личности Толстого и его смерти. Оценку учения Толстого и определение того, что в нем, по моему мнению, истинно и жизнеспособно, я пытался представить в статье «Нравственное учение Толстого», помещенной в газете «Слово» в день 80-летия Толстого и перепечатанной в сборнике моих статей «Философия и жизнь» (СПб., 1910). 184 ... «мороз и жар восторга» ... – Фраза из письма И.С. Тургенева к П.В. Анненкову от 14 (26) февраля 1868 г. И.С. Тургенев писал, что в романе «Война и мир» есть «вещи, которых, кроме Толстого, некому в целой Европе написать и которые возбудили во мне мороз и жар восторга» (Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Письма в 13 т. М.; Л., 1964. Т. 7. С. 65). 186 Толстой принадлежит к типу «дважды рожденных» натур. – Религиозная психология Л.Н. Толстого рассмотрена У. Джеймсом в 7 и 8 лекциях книги «Многообразие религиозного опыта» (1902). 187 ...признал это в своей «Исповеди». – В «Исповеди» (1879) Толстой описал страх смерти как одну из главных причин душевного переворота, приведшего его к созданию собственного религиозно-этического учения. 189 Произнесено 16 ноября в посвященном памяти Толстого заседании Петербургского Религиозно-философского общества. 190 Для первой части своего слова я воспользовался целиком некоторыми мыслями и выражениями статьи о Толстом, написанной по поводу его восьмидесятилетия (Русская мысль. Август 1908 г.). В этой статье я высказал некоторые наиболее мне дорогие мысли о Толстом. П.С. 192 ...статью И.Ф. Наживина о его недавних беседах с Толстым. – См.: Наживин И.Ф. Из бесед в Ясной Поляне//Русская мысль. 1910. Кн. XII. С. 108–116. 193 ...в зимнюю ночь Толстой «бежал» из Ясной Поляны... – П.Б. Струве не точен: Л.Н. Толстой уехал из Ясной Поляны в конце октября 1910 г. 194 Виндельбанд и за ним Риккерт. – Вильгельм Виндельбанд (1848–1915), немецкий философ, основатель Баденской школы неокантианства, занимался проблемами метода и исторического познания; Генрих Риккерт (1863–1936), представитель Баденской школы неокантианства, последователь В. Виндельбанда. Развивал его идею философии как науки о ценностях, активно занимался теорией познания, с помощью которой пытался объяснить объективную значимость трансцендентных ценностей в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

1964 Το ν γοις πατρς μν Εφραμου Σρου. Edit. Romae I t. 1732. Il t. 1743, III t. 1746. Данное место III t., 255 p.: „Блажен, кто пребывает в сообществе святых мужей, в подчинении духовным отцам (ν ποταγ πν. πατρων)“. 1968 Migne P. G. XL, 1123 „Если кто живёт с отцом или братом своим духовным (cum patre aut filio suo spirituale), то никакого сношения с посторонними пусть не имеет“. 1969 II, 103: „Различно бывают боримы пребывающие на послушании у духовного отца (ν ποταγ πν. π. αϑεζμενοι)“ cp. pyc. пер. II, 172. II t. 154: „Живущим в подчинении у духовного отца враг внушает следующее“... (τος ν ποταγ αϑεζομνοις πν. π.). Третья цитата будет указана ниже. 1970 Migne P. G. XXXI, 1388. „Как Бог... требует от Своих служителей самой точной благопокорности, так и духовный у людей отец, соображающий распоряжения свои с Божиими законами, требует беспрекословного послушания“ (οτω α πν. ν vϑρποις πατ... ναμφλεκτον τν παον παιτε). 1971 Migne P. G. LXV (старое изд. Ecclesiae Graecae monumenta, 1. Cotelerii, t. I). Один из трёх подвигов, драгоценных пред Богом: „когда кто пребывает в подчинении духовному отцу (ν ποταγ ατζηται π. πν.) и отказывается от всех своих желаний“ (P. G. 241). „Авва Руф говорил, что живущий в послушании духовному отцу (αϑμενος ν ποταγ π. πν.) получает большую награду, нежели тот, кто живёт по своей воле в пустыне отшельником“ (ναχωρν 389 col.). „В келиях был некто авва Иаков младший, у которого отец его по плоти был и отцом духовным“ (χων κα πατρα τον ατν σαριν μα κα πνευματικν 432 col.) – Патерик описан в Библиотеке Фотия (cod. 198) под заглавием Ββλος γων πατρων. Время составления его Крумбахер относит к IV и V вв. (Gesch. d. Byzant. Litter., S. 188). В греческом подлиннике, кажется, не издан. Латинский перевод сокращённой его редакции – Verba seniorum (Migne, P. L. LXXIII) сделан в VI в. Русский перевод с полной редакции по греч. рукоп. Моск. Синодальной Б-ки XI–XII вв. издан редакцией Душепол. Чтения, Μ. 1874, под заглавием „Древний патерик, изложенный по главам“. В I гл. § 14, стр. 18 (Migne, P. L. LXXIII, col. 856) XIV, § 28. стр. 315 (P. L. 952) повторяются два приведённые изречения Apophmhegmama. Но есть и отличные от них. „Ничто не причиняет столько вреда монахам и радости демонам, как утаение помыслов от отцов духовных (spiritualibus patribus)“. IV, § 27, стр. стр. 63, P. L. с. 867. „Монах постящийся, будучи под началом духовного отца, но не имеющий послушания и смирения, не приобретает никакой добродетели“ XIV. § 8, стр. 306. „Имеющий духовного отца, всю заботу о себе предоставляет ему, а сам беззаботен о всём и не подлежит осуждению от Бога“ XXIII, § 6, стр. 487.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1987. T. 82/2. P. 271–277. – Прим. изд. (К.А.)]. Об Алимпии см.: Пуцко В. Киевский художник XI века Алимпий Печерский (по сказанию Поликарпа и данным археологических исследований)//WSlJb. 1979. Bd.25. S. 63–88. 780 Все перечисленные здесь чудеса в той или иной мере соответствуют топике древнейших свидетельств о почитании икон доиконоборческого времени [см.: Kitzinger Е. (прим. 779)]. Разумеется, это еще не дает оснований расценивать данное место Патерика как мозаику из традиционных мотивов: речь идет о необычайной и, надо полагать, неслучайной устойчивости данных элементов святоотеческого предания на протяжении VI–XII вв. (К.А.) 783 ПСРЛ. Т.1. Стб. 191–198 (под 1074 г.). Относительно видёния Христа Исаакию см.: Palladii Hist. Laus. 25 (The Lausiac History of Palladius/Ed. C.Butler. Cambridge, 1904. Vol. 2. P. 79 f.). 787 В девяти из имеющихся одиннадцати полных списков трактата Леон назван митрополитом, в двух – архиепископом, в одном – епископом «Ρωσας или τς ν »Ρωσα Πρεσθλβας. Об этом сочинении см.: Попов А. (прим. 28). С.27–45; Павлов А.С. (прим. 28). С.26–39; Чельцов Μ. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в ΧΙ–ΧΙΙ вв. СПб., 1879. Особ. с.9–12, 50–56, 128–131; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.1. С. 135–145; Голубинский Е. (прим. 19). Τ.Ι/1. С.853; Никольский Н.К. (прим. 37). С.43–47, 506; Мошин В. Послание русского митрополита Леона об опресноках в Охридской рукописи//ByzSlav. 1963. Т. 24. Р. 87–105; Poppe A. Uwagi (прим. 113). 1964. S.557–572; idem. Le traité (прим. 156); он же. Русские митрополии (прим. 134). С.95–104 (работы Поппэ встретили широкое признание). (В настоящее время И.С.Чичуровым обнаружен и подготовлен к печати греческий текст более раннего антилатинского сочинения киевского митрополита Ефрема, относящегося к 50-м гг. XI в.: Fontes Minores. Frankfurt/M. Т. 10 (в печати).) 790 О дискуссии в Византии по этим спорным вопросам (от Фотия до Кирулария) см.: Leib В. (прим. 140). Р.33–344; BeckH.-G. (прим. 141). S.306– 321. В частности, об опресноках см.: Чельцов Μ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010