Августин Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354–430) – христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ г. Гиппон (Северная Африка); родоначальник христианской философии истории (сочинение «О граде Божием»); «земному граду» – государству – противопоставлял мистически понимаемый «Божий град» – Церковь . Развил учение о благодати и предопределении, отстаивал его против Пелагия. Глубиной психологического анализа отличается автобиографическая «Исповедь», изображающая становление личности. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии вплоть до XIII в. 1064 Впервые: Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. 115. С. 704–735. Печатается по первой публикации. Алексеев Николай Николаевич (1879–1964) – русский философ, правовед, один из идеологов евразийства. Попытался применить феноменологический метод в философии права. Ученик П. И. Новогородцева, преподавал в Московском университете (1912–1917 гг.), в Праге и Берлине (1922–1931 гг.), затем в Сорбонне, Белграде (с 1940 г.). С 1950 г. в Женеве. 1065 Прагматизм (от греч. pragma, родительный падеж pragmatos – дело, действие) – философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление – средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории – инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Возник в 70-х гг. XIX в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид. 1067 Родительный падеж дополнения... родительный падеж подлежащего (лат.). В латинском языке есть две основных функции родительного падежа, которые невозможно различить вне контекста. Например, выражение страх врагов может означать и страх, испытываемый по отношению к врагам (genetivus objectivus), и страх, испытываемый врагами (genetivus subjectivus).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Адвентисты седьмого дня (Iglesia Adventista del Séptimo Día), действующие в М. с 1893 г., насчитывают 711,8 тыс. чел. в 3768 приходах (2016). Мексиканская Церковь адвентистов седьмого дня входит в Межамериканский дивизион наряду с Кубинской, Центральноамериканской, Венесуэльской и Колумбийской. В отличие от др. протестантов адвентисты распространились гл. обр. в центральной и сев.-зап. частях страны. Иеговы свидетели (Testigos de Jehová), действующие в М. с 1893 г., по оценочным данным, насчитывают до 1,2 млн членов в 9,8 тыс. общин. Свидетели Иеговы равномерно распространены по стране, большее число прихожан приходится на сев.-зап. часть М., меньшее - на юго-вост. часть. Новоапостольская церковь (Iglesia Nueva Apostólica) насчитывает 20 тыс. чел. (гл. обр. немцев) в 30 приходах. Мормоны (Iglesia de Jesucristo de los Santos de los Últimos Días) действуют в М. с 1879 г. Приверженцы этого течения гл. обр. индейцы. В М. 12 мормонских храмов и множество часовен. По оценочным данным, в 2016 г. численность мормонов в М. составляла 1,23 млн чел., объединенных в 2019 конгрегаций (по переписи 2010 г. количество мормонов было 314 тыс. чел.). Крупнейшее реставрационистское религиозное объединение М.- Церковь Бога Живого, Столп и Утверждение Истины (Iglesia del Dios Vivo Columna y Apoyo de la Verdad), более известная как «Свет миру» (la Luz del Mundo) или орг-ция ааронистов. В 1926 г. ее основатель Эусебио Хоакин Гонсалес (1898-1964) якобы получил во сне откровение о том, что его подлинное имя Аарон и что он должен воссоздать христ. церковь, переставшую существовать со смертью ап. Иоанна. Действует в ряде стран Лат. Америки. Центральный храм находится в Гвадалахаре (шт. Халиско). В 2000 г. ааронисты заявляли о наличии 1,5 млн своих приверженцев в стране. В М. широко распространены большие и малые независимые протестант. орг-ции, которые сформировались гл. обр. в период гос. гонений в 1-й трети XX в. Одни были образованы мекс. рабочими-мигрантами, вернувшимися из США в М., другие - в результате раскола местных религ. объединений. Многие из них испытывают сильное влияние пятидесятнического движения и харизматии, а также католич. культуры, на к-рой были основаны.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

Алексей Введенский (Окончание следует). Смирнов С.И. Духовный отец, или старец, в древних восточных монастырях//Богословский вестник 1904. Т. 3. 11. С. 473–508 (2-я пагин.). (Начало.) —474— Значение термина πνευματικς πατρ – spiritualis pater у писателей подвижников периода вселенских соборов в общем и собственном смысле. – „Духовный отец“ – старец: параллельные термины. – Возникновение старчества. Старчество у анахоретов. – Организованное старчество в киновиях и лаврах. – Сарабанты – отрицатели старчества. – Внешняя организация старчества. Выбор старца иноком. – Поставление старца настоятелем. – Принятие инока старцем. – Сожитие их и положение подчинённого. – Единство старца. – Несменяемость. – Законные основания для оставления старца. – Удаление ученика старцем. Термин πνευματικς πατρ – spiritualis pater начинает употребляться прежде всего в монашеской письменности, у писателей-аскетов, следовательно, не раньше как с IV в. Употребляясь довольно разнообразно у писателей-подвижников всех стран, начиная с египетских, продолжая греческими и сирийскими и кончая латинскими, почётный титул „духовного отца“ прилагается почти неизменно к авторитетным лицам в иноческой среде 1960 . Иногда он ставится во множественном числе, в смысле более общем, а потому менее определённом. Епископ Палладий Илинопольский в своём «Лавсаике» (около 420 г.) именем „более древних духовных отцов“ называет основателей монашеского жития 1961 . Преп. Марк Постник египетский (ок. пол. —474— V в.) именует духовными отцами вообще опытных подвижников, обращение с которыми полезно иноку 1962 ; преп. Варсануфий и ученик его Иоанн (кон. VI, нач. VII вв.) – таких же подвижников, которым следует предавать свою душу, вопрошать их о помыслах, которые изрекают спасительные заповеди и правила, наставляют в трудных обстоятельствах жизни 1963 . В подчинении отцам духовным предписывает жить иноку преп. Ефрем Сирин 1964 . Трудно выяснить, какое значение в каждом из приведённых —475— случаев имеет наш термин, особенно – когда употребляется с притяжательным местоимением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архангельский А.С. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань, 1883. I. мандрований Гр. Сов. Сковорода. Киев, 1926. Бобринский Гр. П. Старчик. Григорий Сковорода. Жизнь и учение. Париж, 1929. Боголюбов В.Н. И. Новиков и его время. М., 1916. Верховский П.В. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. В 2 т. Ростов н/Д., 1916. «Восемнадцатый век. Исторический сб., издаваемый по бумагам фамильного архива князем Федором Алексеевичем Куракиным», под ред. В.Н. Смолянинова. В 2 т. М., 19041905. Иконников В.С. Арсений Мацеевич , историко-биографический очерк. Русская старина, 24–26, 1879 г. Карташев А. Очерки по истории Русской Церкви, т. II. Ключевский В. Курс русской истории, ч. 4., М., 1958. Лебедев А. Святитель Тихон Задонский . СПб., 1896. Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в. «Огни», 1916. Розанов Н.П. Московский митрополит Платон. М., 1913. Толстой Д.А. Римский католицизм в России. Историческое исследование. В 2 т. СПб., 1876. Флоровский Г. Пути русского богословия. Четвериков С. Молдавский старец Паисий Величковский . ИМКА-Пресс, 1988. Чистович И. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. Юзов И. Русские диссиденты: староверы и духовные христиане. СПб., 1881. Bolshakoff S. Russian Nonconformity. Philadelphia, Westminster Press, 1950. Cracraft J. The Church Reform of Peter the Great. Stanford U. Press, 1971. Crummey R.O. The Old Believers and the World of Antichrist. Madison, Milwakee, the University of Wisconsin Press, 1970. Freeze Gr. The Russian Levites. Parish Clergy in the 18th Century. Harvard U. Press, 1977. Gorodetzki N. St. Tikhon Zadonsky. London, 1951. Müller A.V. The Spiritual Regulation of Peter the Great. Seattle, 1972. Papmehl K.A. Metropolitan Platon ov Moscow. Newtonville, Mass., Oriental Research Partners, 1983. Pierling P. La Russie et le St. Siege. 5 vols. Paris, 1886. Smirnoff E. Russian Orthodox Missions. London, 1903. Smolhsch I. Geschichte der russischen Kirche, 17001917. Leiden, 1964. Глава 7. Церковь и государство в дореформенную эпоху XIX века

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В лит-ре отмечен ряд западнорус. списков сочинения с указанием авторства И., наиболее ранняя рукопись датирована 1638 г. (см.: Грушевський М. С. Icmopiя укр. лim-pu. К., 1996. Т. 6. С. 128-156). Не позднее 1648 г. сочинение И. было изложено на церковнославянском языке великорусского извода уроженцем Киева И. Жуковским, жившим в Троице-Сергиевом монастыре ( Белоброва О. А. Троице-сергиевские рукописи XVI-XVII вв. в Пушкинском Доме//ТОДРЛ. 1968. Т. 23: Литературные связи древних славян. С. 317). Известен список «Алфавита духовного» 1685 г. (Славяно-рус. рукописи XIII-XVII вв. НБ им. Горького МГУ. М., 1964. С. 55). Впервые сочинение было издано в типографии Киево-Печерского мон-ря в 1710 г. без указания автора; написавший предисловие иером. Илия посвятил книгу Киевскому митр. Иоасафу (Кроковскому) . В XVIII-XIX вв. «Алфавит духовный» выдержал еще 14 изданий в Киеве, Чернигове и С.-Петербурге, все они были анонимными (отсутствие указания на авторство И. могло быть следствием негативного к нему отношения ряда укр. иерархов в 1-й пол. XVIII в., в т. ч. митр. Иоасафа (Кроковского)). Алфавит духовный. Киев, 1710. Оборот титульного листа — л. 1. (РГБ) Алфавит духовный. Киев, 1710. Оборот титульного листа — л. 1. (РГБ) К «Алфавиту духовному» проявлял большой интерес свт. Димитрий (Савич (Туптало)) , назвавший автором труда И. ( Петров С. О., Бирюк Я. Д., Золотарь Т. П. Славянские книги кирилловской печати XV-XVIII вв.: Описание книг, хранящихся в Гос. публичной б-ке УССР. К., 1958. С. 103). В 1705 г. свт. Димитрий подарил рукопись «Алфавита духовного» Тобольскому митр. св. Филофею (Лещинскому) ( Николаев С. И. Литературная культура петровской эпохи. СПб., 1996. С. 105). Свт. Димитрий составил краткое изложение книги, вошедшее наряду с др. материалами в авторский рукописный сборник 1704 г. ( Парамонова М. Ю. Сравнительная история. М., 2003. С. 126). В 1879 г. это краткое собрание поучений было издано московским Об-вом распространения полезных книг под названием «Краткий духовный алфавит Дмитрия Ростовского».

http://pravenc.ru/text/674836.html

Василий Васильевич Зеньковский (1881—1962) — протопресвитер, философ, богослов; с 1944 г. после смерти о. С. Булгакова — декан Богословского института; председатель РСХД с 1923 г.; сотрудничал с журналом «Путь». Сведений о публикации текста доклада нами не обнаружено. 168 Лекция о Вл. Соловьеве была заключительной в цикле «История русских религиозных и философских идей». 169 См.: Первое соборное послание Св. Апостола Иоанна Бorocлoba.II,15. 170 Вера Степановна Гриневич — давняя знакомая семьи Бердяевых, о ней: Герцык Е. Воспоминания. М., 1996. С. 96—103. 171 «Возрождение. Орган русской национальной мысли» — ежедневная (с 1936 по 1940 г. — еженедельная) газета. Издавалась в Париже с 3 июня 1925г. по 7 июня 1940г. 172 Владимир Николаевич Ильин (1890—1974) — богослов, философ, литературовед. Некоторое время был постоянным гостем в доме Бердяевых. Речь идет о его статье «Идеологическое возвращенство» (Возрождение. — 1935. — 1 февр. — 3530. — С. 2). Псевдонимом П. Сазонович Ильин подписывал свои статьи в газете «Возрождение», в которой он сотрудничал с января 1935 г. по май 1936 г. 173 Более подробно об истории взаимоотношений Ильина и Бердяева см.: Звезда. — 1997. — 3. — С. 169—189. 174 РенеЛе Сенн (1882—1954) — французский философ, моралист, психолог, один из основателей серии книг «Философия духа» в uздameльcmbe«Aubier». 175 Николай Николаевич Алексеев (1879—1964) — философ, правовед, с 1925 г. редактор uздameльcmba«YMCA-Press»,npoфeccop Богословского института, с 1932 по 1939 г. — председатель РСХД, сотрудничал с журналом «Путь», жил в Париже с 1931 по 1940 г.; друг Б. П. Вышеславцева. 176 В этот день Бердяев начал читать в РФА новый курс лекций на тему «Русские искания социальной правды. История русских социальных идей» (Последние новости. — 1935. — 3 февр. — 5064. — С. 5). 177 Имеется в виду неудавшаяся попытка фашистского путча в Париже 6 февраля 1934 г. 178 См. письмо Л. Ю. Бердяевой от 24 июня 1930 г. из Виши (РГАЛИ. Ф. 1496. Оп. 1. Ед. хр. 339. Л 3). 179 Книга «Истоки и смысл русского коммунизма» (в английском варианте — «Истоки русского коммунизма») была впервые опубликована на английском языке (Лондон, 1937). 180

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Вернуться 33 Павел Егорович – Кеппен П. Е. (Палиголик) – воспитатель и секретарь Великого Князя Константина Константиновича. Вернуться 34 Иоаннчик. – Имеется в виду Иоанн Константинович (1886–1918) – Князь, сын Великого Князя Константина Константиновича, принял мученическую смерть в 1918 году, вместе с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. Вернуться 36 Владимир – Великий Князь Владимир Александрович (1847–1909), дядя Императора Николая II. Елена – Елена Владимировна (1882–1938), Великая Княгиня. Вернуться 37 Основные Государственные Законы Российской Империи – свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя императорской России. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г. в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г. Вернуться 38 Красносельский лагерный сбор – ежегодные летние учения и маневры Гвардии под Красным Селом, недалеко от Петергофа. Государь часто посещал эти учения. Вернуться 39 Михень – Великая Княгиня Мария Павловна (старшая) (1854–1923), супруга Великого Князя Владимира Александровича. Вернуться 41 Жильяр Пьер (Петр Андреевич) (р. 1879) – швейцарский гражданин, преподавал французский язык в Петербурге, с 1905 г. давал уроки Царским дочерям, с 1913 г. – Наследнику, его воспитатель. Вернуться 42 Князья – сыновья Великого Князя Константина Константиновича: Князья Иоанн (1886–1918), Константин (1890–1918), Игорь (1894–1918), принявшие мученическую кончину в Алапаевской шахте, а также Гавриил (Ганя) (1887–1939) и Олег (1892–1914)». Вернуться 43 Таня – Татьяна Константиновна, Княжна (1890–1970), старшая дочь Великого Князя Константина Константиновича. В эмиграции приняла постриг с именем Тамара. Игумения Елеонской обители в Иерусалиме. Вернуться 44 Вырубова А. А. (1884–1964) – близкий друг Царской Семьи, дочь обергофмейстера А. С. Танеева. В 1917 и в 1918 гг. арестовывалась Временным правительством и большевиками. С 1920 г. в Финляндии. Приняла монашеский постриг в Ново-Валаамском монастыре с именем Мария.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Гончарова О. А. История становления и развития здравоохранения национальных районов юга Сибири в 1920–1941 гг. – Томск, 1995. Гончарова О. А. Культура, здоровье, здравоохранение: История народной медицины в Горном Алтае. – Горно-Алтайск, 1999. Гурьев В. Распространение христианства и развитие промышленности на Алтае//Томские губернские ведомости. – 1864. – 41. Демидов В. А. От Каракорума к автономии. – Новосибирск, 1996. Записки Алтайского миссионера Черно-Ануйского отделения священника Филарета Синьковского за 1876–1881 гг. – М., 1883. Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской Духовной Миссии священника Василия Вербицкого за 1861 год. – М., 1862. Записки, находящегося в Бийском округе для обращения иноверцев к христианству, архимандрита Макария и братий его//Сборник исторических материалов о жизни и деятельности архимандрита Макария Глухарева. – Орел, 1897. Записки Улалинского отделения Алтайской Духовной Миссии миссионера Иоанна Смольянникова за 1858 год. – М., 1860. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. – М., 1964. Еркинова Р. М. Я сын Алтая//Наука, культура, образование. – ГорноАлтайск, 2000. – 6–7. Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров. Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. – Кемерово, 1995. Из духовного наследия алтайских миссионеров. – Новосибирск, 2000. Извлечение из всеподданейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева , по ведомству православного исповедания за 1879 год. – СПб., 1881. Извлечения из записок сотрудника Алтайской миссии священника Василия Вербицкого за 1857 год. – М., 1859. Извлечения из путевых записок миссионера архимандрита Макария//Памятник трудов благовестников русских с 1793 по 1853 г. – М., 1857. История Сибири. – Т. 2. – Л., 1968. Исупов С. Бийск: острог, крепость, город. – Бийск, 1999. Казагачева З. С. Зарождение алтайской литературы. – Горно-Алтайск, 1972. Казагачева З. С. К истории народного образования//Кан-Алтай. – Горно-Алтайск, 1994. – Январь – март. Кацюба Д. В. Благотворительная роль Алтайской Духовной Миссии//Этнография Алтая. – Барнаул, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве)//Новый мир. 1957. 6. С. 255 – 257. 507 Ирмос (от греч. ερμς, букв. – сплетение) – в византийском певческом искусстве первоначально строфа, соединявшая библейскую песнь с христианскими гимнами силлабического сложения. С VIII в. 1-я строфа каждой из девяти песен канона, мелодико-ритмическая модель ее тропарей. Также жанр древнерусской церковной музыки. 509 Антифон (греч. ντφωνος – звучащий в ответ) – песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами или солистом и хором. 510 См.: Пилинога В., прот. Юбилейные торжества в Псковском Свято-Троицком кафедральном соборе (23 – 24 июля 1957 года)//ЖМП. 9. С. 9 – 10. 511 Алексеев Николай Николаевич (18791964), философ, правовед, участник евразийского движения. В 1922 – 1931 гг. преподавал в Праге и Берлине, в 1931 – 1948 гг. – в Страсбурге и Белграде. В 1946 г. принял советское гражданство. Умер в Женеве. 513 Имеется в виду Л. Н. Гумилев. С П. Н. Савицким его познакомил М. А. Гуковский, который находился в мордовском лагере вместе с П. Н. Савицким. М. А. Гуковский дал Л. Н. Гумилеву пражский адрес П. Савицкого. «Десять лет мы переписывались, – рассказывает Л. Гумилев, – а когда я приехал в Прагу на археологический конгресс в 1966 году, он встретил меня на вокзале. Мы несколько раз встречались, долго гуляли, он рассказывал о пережитом...» ( http://gumilevica.KulichKi.net/LSB/lsbl070.htm ). 516 Вероятно, имеется в виду «Малороссийский гербовник», составленный в соавторстве с В. К. Лукомским (СПб., 1914). 518 Антоний (Соколов Алексей Федорович; 1767 – 1827), архиепископ Подольский и Брацлавский (1819 – 1823). В 1823 г. уволен на покой в Воронежский Задонский монастырь. Пребывая на покое, составил выборку из творений Димитрия Ростовского «Поклонение Страстям Христовым и Пресвятой Богородице» – молитвословие, включенное архиепископом Антонием в ежедневное келейное правило. 520 Только что в Москве вышел богатейший сборник о Ф. И. Шаляпине, где воспроизведены и рисунки Виктора Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Жития сирийских и персидских святых изданы хранителем и префектом восточных рукописей Ватиканской библиотеки С.Э. Ассемани (Acta Sanctorum Martyrum Orientalium et Occidentalium, 1748; в 2–х т.: Famborough, 1970); известным специалистом по восточному христианству лазаристом и священником Халдейской католической церкви в Урмии, а затем в Кёльне Павлом Беджяном (1838–1920; 7 томов Acta martyrum et sanctorum, 1890–1895); Г Хоффманом (Auszuge aus syrischen Akten persischen Martyrer, 1880). Коптский синаксарь на арабском языке (на три месяца) издан Вюстенбельдом в Готе (1879). Г. Хивернат опубликовал в Риме Акты мучеников Египта, извлеченные из коптских рукописей Ватиканской библиотеки и музея Борджа (1886–1887; переиздано Д.Т. Лефортом в 1950 г.) и Bibliothecae Pierpont Morgan Codices Coptici (c 1922; фотографические копии в полный лист) в 56–ти т. Армянский мартиролог издан мхитаристами в Венеции (1874). Монашеские уставы (Les regies des saints Peres) Пахомия Великого , Василия Великого , Бенедикта Нурсийского и др. издал в 1964–1965 гг. в 2–х т. известный исследователь древнего монашества Адальберт де Вогюэ (Vogue) в серии Sources chretiennes 105–107). Из изданий и переводов монашеских уставов отметим также 5–томное издание собрания правил монашеской жизни, предпринятое Бруно Альбером 632 , анонимный августинский перевод устава Бенедикта Нурсийского 633 , современные издания монастырских правил блаж. Августина, Хродеганга и др. 634 В русском переводе епископа Феофана (Говорова) уставы Пахомия, Василия, Иоанна Кассиана и Бенедикта были опубликованы в 1892 г. В 19 в. появляются агиологические труды в форме словарей: французский «Агиографический словарь» аббата Петина в 2–х т. (Париж, 1850), немецкий «Лексикон святых» И. Штадлера и Ф.Й. Хайма в 5–ти т. (1855), английский «Словарь христианских биографий» Смита и Уэйса (Лондон, 1877–1887) для первых семи веков. Из современных изданий данного типа следует упомянуть 13 томов Bibliotheca sanctorum (Roma, 1961–1970, Append. 1987); Histoire des saints et de la saintete chretienne в 11 т. (P., 1986–1988); «Оксфордский словарь святых», изданный известным исследователем в области агиографии Д.Х. Фармером (N.Y.; Oxf., 1987); а также агиографический словарь Dix mille saints (Tumhout, 1991).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010