Напротив, гневное и нерасчетливо грубое, хотя бы и правдивое слово – меня бы только больно уколоть могло и встревожить. От того и говорить премудрый: сладкия уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь ( Сир. 6:5 ), Пусть человек имеет какие-либо явные недостатки, или слабые и смешные стороны; но глумиться над этим значит возмутить спокойствие его духа, и лишить его простора в деятельности, может быть не лишенной пользы и доброго значения в своем кругу и в своем месте. От того вежливый и приличный человек сдержит и скроет свои насмешливые поползновения, и тем сбережет свои добрые отношения ко всем и каждому; напротив боятся в городе дерзкаго на язык, по слову премудрого, и ненавидят опрометчивого в словах ( Сир. 9:23 ). Допустим, что подчиненный не имеет теплых отношений к начальнику; но не прямотою, а дерзостию назвали бы не сдержанное и неучтивое выражение его чувств, потому что таким выражением нарушался бы узаконенный порядок отношений между властию и подвластными. Потому и премудрый учит: в собрании старайся быть приятным, и пред высшим наклоняй свою голову ( Сир. 4:7 ). Положим, что некрасивая наружность не возбуждает у нас и симпатических чувств; но дать заметить это некрасивому человеку – значит не только незаслуженно обидеть его, но и показать свою собственную мелочность и поверхностность. Поэтому и премудрый наставляет: не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его ( Сир. 11:2 ). Положим, что в беседе, особенно горячей и живой, когда сталкиваются противоположные мнения, естественно желание – расположить других и склонить к своим убеждениям; но крикливая настойчивость и перебиванье, кроме своего неудобства, вносила бы в речь бранчивый и желчный характер, и портила бы приятное впечатление беседы – при всем ее интересе. Поэтому и премудрый внушает: прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай ( Сир. 11:8 ). Иной молчит, и оказывается мудрым, а иной бывает ненавистным за многую болтливость. Мудрый человек будет молчать до времени, а тщеславный и безразсудный не будет ждать времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

При молитве домашней или при общественном богослужении для успеха молитвы и благоугодности ее Богу требуется: во-первых, чтобы человек молящийся веровал в присутствие Божие, в близость Божию к нему, в чем уверяет его слово Божие: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них [ Мф.18:20 ], и се, Я с вами во все дни до скончания века [ Мф.28:20 ]; во-вторых, чтобы помнил Его бесконечную благость и на нее надеялся: если вы, будучи злы, говорит Спаситель, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него [ Мф.7:11 ], всемогущество: не изнеможет у Бога всяк глагол [ Лк.1:37 ], и в-третьих, чтобы сам молящийся имел отвращение ко греху и любовь к добру, а о святых Божиих думал, что они в Боге все и всегда близки к нам и желают нам всякого блага и могут даровать просимое нам по благодати Божией. Богослужение есть словесная жертва человека, существа словесного, Богу Создателю своему, славимому в Трех Лицах Божеству, жертва, приятнейшая Богу более всех других жертв (особенно вещественных), особенно если они приносятся от чистого сердца. 2 августа. Благодарю Господа за непреткновенное служение утрени, литургии и вечерни, за избавление меня от скорби и тесноты в начале литургии, за животворное причащение пречистых Таин, за избавление от лукавых и нечистых помыслов во время литургии оглашенных. Благодарение за добродушный прием меня у директора гимназии и за благую весть о законоучительстве в женской гимназии. Благослови и помоги мне, Господи! Да будет имя Твое благословенно! Богослужение есть взаимослужение Бога человекам и человеков Богу, или сердечный, благодарный, благоговейный отклик человека на любовь, правду, силу и благопромыслительность Божию относительно людей, явленные в сотворении видимого мира для человека как царя тварей, и сладкое собеседование с Богом, славословие Его и прошение о своих нуждах, и, поскольку Бог совершает в нас посредством известных обрядов и священных действий животворные силы Свои в нас, богослужение есть и священнодействие Божественных Таин веры, соединенное с обрядами священными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сердце Пресвятой Богородицы само в себе по отношению к нам грешным есть океан, пучина благости и милосердия, а мы, маловерные, лукавые, нечистые, нередко вяло и холодно обращаемся к ней в молитвах. О, неблагодарность! О, неверие! О, нечувствие! Крестное знамение тремя и двумя перстами правой руки напоминать должно всегда христианину о коренных истинах христианской веры: о едином Боге в Трех Лицах, о двух естествах в Господе Иисусе Христе, Спасителе и Искупителе нашем, едином от Троицы, и о всегдашней близости к нам Святой Троицы (как близка всегда к нам наша рука, наша нога, наше сердце), если мы сами приближаемся к Богу умом и сердцем. Святые иконы напоминают нам также о близости к нам Господа Бога, Пречистой Богородицы, святых Ангелов и святых угодников Божиих. Потому будем веровать всегда в эту близость и усердно призывать их и свято жить, боясь всякого греха. Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься [ Рим.10:8–9 ]. Я поправился от болезни Божиею неизреченною милостию: мне отсрочка дана. Я должен употребить остальное время на покаяние и исправление. Когда я угождаю плоти каким-либо образом, тогда она становится между мною и Богом темным облаком, разделяющим меня от Бога, расслабляющим и омрачающим душу мою. Нелепо творить угодия плоти в похоти [ Рим.13:14 ], потому никакая тварь да не разлучает меня от Бога и не стоит блазненно между мною и Богом. Аще кто не любит Господа... да будет проклят [ 1Кор.16:22 ]. Христианское богослужение есть Богом внушенное и Святой Церкви преданное словесное, состоящее из прошений, хвалы и благодарения и из разных священнодействий служение Богу и по Боге святым Его, в коих Он славно прославился. Всякому христианину надо во глубине души стяжать, развить и укрепить благодатию Божию истинное ко всем доброжелательство, сострадательность, сорадование, беззлобие, смирение, отринуть всякий вид недоброжелательства и злорадства, жестокосердия и бессердечия, несострадательности, – тогда можно будет нас назвать христианами, когда мы стяжем означенные добродетели и отринем противоположные им качества. Иначе мы не христиане, а язычники, не новая, а ветхая тварь. Господи Иисусе Христе, благодатию Твоею помоги и нам соделаться воистину христианами, без Тебя не можем творити ничесоже [ Ин.15:5 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

а) Она есть прямая вражда на Бога, источника и подателя всякого блага . Завидуя благополучию ближняго, человек ничего себе от этого не приобретает: ему не приятно самое добро, или счастие ближняго, – ему не желательно распространение в мире царствия Божия, которое и состоит в утверждении между людьми добра, следовательно завистливый человек – противник Самого Бога. б) Зависть есть грех по преимуществу сатанинский . Завистию диавола вошел в мир грех, а с ним и смерть ( Прем. 2, 24 ). «Диавол» человекоубийца искони – и ныне соделывает чадами своими тех, которые в зависти добру ближняго являются на стороне врагов Божиих, так как, по слову св. апостола Иоанна, «всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» ( 1Иоан. 3, 15 ) и он подобен «Каину», который был от лукавого и убил брата своего: а за что убил его? за то, что «дела его были злы, а дела брата его праведны» (ст. 12). Врагами Божиими и Богоубийцами сдедались «иудейские старейшины» так же по зависти к И. Христу, Которого учение, чудеса и вся жизнь располагала весь народ уважать Его более, нежели их. И сколько зла всегда делала зависть в мире! сколько погибло от нея людей благородных, славных своими великими деяниями на пользу человечества! в) Зависть есть гибельная язва для общества . Только там, где в общественных отношениях царствует любовь, которая «есть союз совершенства» ( Кол. 3, 14 ), где дарования и труды на пользу общую поддерживаются общим уважением и не дается зависти людской возможности злодействовать, только там возможно счастие и процветание общества. «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» ( Иак. 3, 16 ), говорит св. апостол Иаков. (См. 42 «Моск. Епарх. Вед.» 1879 г.). г) Приведем здесь один весьма назидательный рассказ о гибельности этого порока . Три путешественника нашли однажды на дороге драгоценную находку. Надлежало разделить ее поровну между всеми троими; находка была так велика, что часть каждого была бы весьма значительна. Но диавол тотчас явился с своими спутниками – духом зависти, коварства и жадности. Полюбовавшись своею находкою, путешественники сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищею, но каждый думал не о пище, а о том, как бы одному завладеть сокровищем. Нужно было кому-нибудь из них сходить в ближайший город, чтобы купить припасов для их обеда. Один отправился. Двое, оставшиеся на месте, согласились убить третьяго, когда он возвратится, чтобы разделить между собою часть его. Между тем отправившийся за припасами отравил их ядом, чтобы, по смерти обоих товарищей, богатства остались ему одному. Когда он возвратился, то немедленно убит был своими спутниками, которые, поев принесенной им пищи, оба умерли. А драгоценная находка осталась на месте ждать других подобных безумцев, или руки более достойной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Доколе я не буду жалеть и любить даже явных грешников как немощных, больных духом, как страждущих общею со мною болезнию душевною – грехом, страстями душевными? Ибо что в них, то и во мне. Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от огорчения на дьячка за неблаговременную подачу (как казалось) записки с именами на молебен. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать помолиться с великою верою и усердием в квартире Марьи Ермолаевны Гречухиной. Благодарю Господа, милостиво и державно избавившего меня от скорби и тесноты и смерти душевной за покаяние мое в негодовании, укоризнах и гневе на нищих после молебна для Гречухиных, и за избавление от ядоносного вожделения при воззрении на [...]. Благодарю Тебя, Господи, яко потоки беззакония во мне иссушаешь за покаяние и веру и струи жизни и правды мне всегда источаеши милостию Твоею; благодарю Тебя, яко сечеши терние страстей моих. 7 июня Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу [ Еф.5:18–19 ]. Значит, исполняются духом мира сего те, кои поют светские песни, бывают в театре, кои читают светские книги, не читая Святого Евангелия и других священных книг; кои проводят время в ядении и питии и пьянстве и в разных увеселениях. (Я по опыту знаю, как исполняюсь Духом, читая и поя Богу в церкви, и как исполняюсь духом мира, когда живу для плоти и крови.) Любовь к Богу несовместима с любовию к плоти и крови, то есть к многострастной плоти нашей и сторонней, людской, ибо какая совместность храма Божия с идолами?.. Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? [ 2Кор.6:16,14,15 ]. После утрени и ранней обедни. Увидев во время утрени отца Павла настоятеля, занимающегося у свечной выручки посторонним делом, а не молитвою, и не в алтаре, в общении с нами (как и всегда почти бывает: а прежде, при отце Матфее ключаре в алтаре стоял), я весьма смутился его обычным невниманием и неблагоговением и даже огорчился на него (вот это последнее очень худо) и не мог спокойно говорить общую заупокойную ектению (родительская суббота Троицкая), ибо диавол язвил и умерщвлял душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты и скорби, постигших меня за грех жестокосердия и суровости к нищему, когда я, идучи дорогою, принес искреннее покаяние в своих грехах, прося милости. Господь явил мне скоро милость и мир. Слава Богу! У меня остаётся в сердце негодование на владыку Исидора за давнишнее его суровое обращение со мною, какового я достоин был по грехам моим, особенно тогда (пятнадцать лет назад), а между тем сам я ежедневно сурово обращаюсь с нищими, которые смиренно и незлобиво переносят мои укоризны и даже ругательства; чего же я после этого негодую на владыку? Он поступил со мною так же, как я поступаю с нищими, и тем показал мне на деле, как нехорошо, обидно обращаться сурово с людьми невинными или хотя бы и виновными. Итак, прочь памятозлобие! Прочь самолюбие, самомнение, самохваление! Я достоин сурового обращения! Да низложится гордость моего сердца! Я всем попрание по грехам моим, а между тем меня почитают как праведника! Виждь, Господи, я сам себя осуждаю, говорю: я величайший грешник! Помилуй, помилуй мя! Помоги, помоги мне достойно проходить высокое звание священства. Буди! Отвергаюсь всех чувств ветхого человека: гнева, памятозлобия, зависти, алчности, лицезрения, объядения, пьянства, сребролюбия, лености, нерадения и прочих. Находясь в церкви при богослужении, мы находимся в личном присутствии Господа Иисуса Христа, Который сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них [ Мф.18:20 ]. Этого молящимся не надо забывать. Но тем усерднее и живее должна быть наша молитва в храме, тем благоговейнее мы должны стоять и не выходить из него прежде времени, исключая крайней нужды. По собственному опыту знаю, что Господь может соединяться и обитать в сердце человека, только очищенного благодатию Святого Духа, и не обитает в человеке, повинном какому-либо греху: Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? [ 2Кор.6:14–15 ]. И потому Он обитает вечно во всех святых, только во святых и очищенных покаянием грешниках; преимущественным, особенным, преславным обитанием срастворения Божества с человечеством Он обитает во веки в Пречистой Богородице, превосшедшей чистотою и обожением всех Ангелов, потом в апостолах, пророках, иерархах, мучениках, преподобных и всех святых! Ему слава и держава во веки веков. Аминь. 6 августа

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Такая мысль раскрывается в псалме 147-м. Господь невидимо хранит Иерусалим, благословляет угнетённых врагами сынов его и восстановляет его дом из развалин. Так Он „посылает Слово Своё на землю, быстро течёт Слово Его. Даёт снег, как волну, сыплет иней, как пепел. Бросает град Свой кусками: пред морозом Его кто устоит? Поймёт Слово Своё и всё растает: подует ветром (Духом) Своим, и потекут воды. Он возвестил Слово Своё Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу и судов Его они не знают“ ( Пс.147:4–9 ). —392— Итак, напрасно малодушные или маловерующие говорят: „где Слово Господне? пусть оно придёт!“ ( Иер.17:15 ) или „я буду счастлив, не смотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего“ ( Втор.29:19 ). Слово Божие, Божественный Промысл не чужд самых, по-видимому, соблазнительных явлений, когда страдает праведник и возвышается нечестивый. Всё это разъясняет книга Иова, псалом 21, 36, 72 и др. Господь иногда нарочно попускает нечестивому, чтобы затем со всей силой посрамить Его и явить Слово Своё. „Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его“ ( Пс.36:12–13 ). Такой день судов Божиих над нечестивцами с особенной силой описан в книге Премудрости, где подобное явление Слова Божия достигает высшей степени олицетворения; здесь олицетворение уже не может быть принято за простую метафору, а усваивает Слову Божию личную жизнь. Речь идёт об избиении первенцев египетских за упрямое непослушание Богу их горделивого властителя – Фараона. „Сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее Слово Твоё, как грозный воин. Оно несло острый меч – неизменное Твоё повеление, и ставши наполнило всё смертью: Оно касалось неба и ходило по земле“ ( Прем.18:15–16 ). Далее Слово спасает народ по молитве Аарона (ст. 22). Если мы сравним это изречение с нижеследующим в Апокалипсисе Святого Иоанна, то уже совершенно ясно увидим, что Апостол не только по идее, но и по выражениям связывает своё учение о Слове с ветхозаветным. Богослов видит отверстое небо и исходящего оттуда Всадника, „Который праведно судит и воинствует... Он был облечён в одежду, обагрённую кровью, Имя Ему: Слово Божие... Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасёт их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих“ ( Откр.19:11–16 ). Насколько ясно, что сей образ Апокалипсиса, как и все прочие образы Его, взяты из Ветхого Завета даже по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Многоречивый – опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден ( Сир. 20:5, 7, 8 ). Положим, что вкусные и обильные блюда, естественно, усиливают желание поесть их. Но нетерпение и увлечение яствами, кроме улыбки и смеха, могут возбудить и положительно неприятное чувство в других; ибо невоздержность граничит здесь с животною жадностию. Поэтому и премудрый предостерегает: когда ты сядешь за богатый стол, не раскрывай на него гортани твоей, и не говори: много же на нем! Помни, что алчный глаз – злая вещь. Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя. Переставай есть первый из вежливости, и не будь алчен, чтобы не послужить соблазном. И если ты сядешь посреди многих, то не протягивай руки своей прежде них. Не многим довольствуется человек благовоспитанный!... ( Сир. 31:13, 14, 18, 19, 20, 21 ). Любопытство есть общее свойство людей; но с усиленным любопытством подсматривать за ближним, подслушивать и разведывать его домашний быт и образ жизни – сочтет ниже своего достоинства человек приличный, серьезный и рассудительный, ибо это значило бы назойливо врываться туда, куда не просят, и мешать жить ближнему. Поэтому и премудрый наставляет: не будь навязчив, чтобы не оттолкнули тебя... Нога глупаго спешит в чужой дом, но человек многоопытный постыдится людей. Неразумный сквозь дверь заглядывает в дом, а человек благовоспитанный остановится вне. Невежество человека – подслушивать у дверей; благоразумный же огорчится таким безстыдством ( Сир. 13:13; 21:25, 26, 27 ). Естественно говорить при случае и по довлеющему поводу о том, что видишь, знаешь или слышишь; но назовут (и справедливо) пустяшным и сплетником того человека, который находит особенное удовольствие в злоречивой болтовне о случаях и обстоятельствах, касающихся чести ближнего; и потому человек благовоспитанный остережется сего, совершенно согласно наставлению премудрого: уста многоречивых разсказывают чужое; а слова благоразумных взвешиваются на весах. В устах глупых сердце их (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

е. что на уме, то и на языке), уста же премудрых в сердце их. Стыдись… повторения слухов и разглашения слов тайных: и будешь истинно стыдлив, и приобретешь благорасположение всякаго человека ( Сир. 21:28, 29; 41:29 ). Иной раз даже и добрые и прекрасные деяния теряют всю свою силу и ценность от простой неделикатности и грубоватости того, кто их делает. Так драгоценна и привлекательна деликатность! Что, например лучше благотворительности и милосердия? Но иной сделает милость и благодеяние, и не утерпит, чтобы не дать это почувствовать благотворимому лицу, и недогадливо подольет ему этим желчи и горечи. Только один деликатный и благовоспитанный человек и милость сделает и облегчит самую-то возможность принять эту милость, как бы дело с его стороны самое естественное и незначительное. Этой-то деликатности в подобных случаях учит и мудрец библейский: сын мой! при благотворениях не делай упреков, и при всяком даре не оскорбляй словами. Роса не охлаждает ли зноя? так слово – лучше (иной раз), нежели даяние... а у человека и доброжелательного и деликатного и то и другое ( Сир. 18:15, 16, 17 ). Но нельзя исчислить, да и нужды нет исчислять и всех случаев, и способов, как и когда может проявляться и деликатность, и благоприличие во внешнем поведении человека. Это есть некоторый неуловимый элемент, которым растворяться может всякое слово и деяние человека, даже самая внешность его и телодвижения, способ говорить, ходить и держать себя во всех мелочах ежедневной практики. Можно лишь чувствовать благоухание и красоту этого элемента в живых сношениях с человеком деликатным и вежливым, но нельзя заключить его в какие-нибудь известные правила и уловить в определенные формы, чтобы потом можно было взять его так сказать механически, и перенести на себя по первому желанию. От того и премудрый в своих наречениях и правилах о вежливости и деликатности, касаясь даже и таких например мелких обстоятельств, как облокачиванье на стол – по распущенности и невыдержанности манер, молчания пред приветствующими – по дикой застенчивости, отворачиванья лица от , знакомых и родственников – по гордости и пренебрежению ( Сир. 41:24, 25 ), – делает между прочим и общее примечание, и что одежда и оскалобление зубов и походка человека, – значит – все, до него касающееся, – показывает свойство его ( Сир. 19:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В Евангелии от Иоанна повествуется, как Господь Иисус Христос обличил сатанизм иудеев: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего»(Ин. 8: 44); «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8: 47) . От общения с подобными безбожниками предостерегал апостол Павел: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?»(2 Кор. 6: 14). В статье Тургенева «Человек в серых очках» (1879) отмечено следующее: «Сила и цвет того жидовства, которое теперь завладело всеми карманами целого мира и скоро завладеет всем остальным. У кого карман в руках, у того и женщина; а у кого женщина, у того и мужчина». Подобный «муж кармана» управлял собственностью Тургенева. Из обширной переписки с Кишинским явствует, что писатель видел в нём «честного и деятельного человека», без­раздельно ему доверял. Одно из писем Тургенева к управляющему заканчивается следующим обращением: «прошу Вас знать одно: я никогда не доверяю вполовину, а Вам я доверяю, а потому не смущайтесь ничем и делайте спокойно своё дело». Кишинский действительно не смущался ничем, беззастенчиво пользуясь в свое­корыстных интересах оказанным ему безграничным доверием, и за время своего управления нанёс всемирно известному русскому писателю значительный материальный ущерб; махинациями приобрёл себе земли и имение Сидоровку. Друзья и соседи Тургенева по орловскому имению, в том числе Фет, предупреждали писателя о злоупотреблениях Кишинского. Тургенев отвечал Фету из Буживаля: «Не сомневаюсь в том, что Кишинский нагревает себе руки». В то же время писатель долго не мог поверить в нечестность своего управляющего, относя известия об этом в разряд домыслов: «не можете ли Вы – под рукой, но достоверно – узнать, где и какое он купил имение? – спрашивал Тургенев Фета. – Сплетников, Вы знаете, у нас хоть пруд пруди». Даже убедившись, что происки Кишинского – не пустые слухи, писа­тель сохранял доброжелательное к нему отношение. С добро­сердечием, открытостью и доверчивостью Тургенев поначалу стремился найти оправдания действиям управляющего. В ответ на недо­шедшее до нас письмо Кишинского, в котором тот, очевидно, пытался замести следы, Тургенев писал: «Сплетни, о которых Вы упоминаете, напрасно Вас тревожат. Вы знаете довольно мой характер: я на такого роду заявления совер­шенно неподатлив. Я нахожу совершенно естественным и благоразумным, что Вы позаботились о приобретении себе недвижимой собственности – это Ваш долг как семейного человека.   Впрочем, благодарю Вас за Вашу откровенность. А потому, повторяю, Вам тревожиться нечего. Фет написал мне о приобретении Вами земли, но я оставил это без ответа»; «Вы можете быть совершенно спокойны насчёт сплетен по поводу забранных Вами материа­лов Я не имею привычки обращать на них внимания – и, коли доверяюсь, то вполне. Доверие моё к Вам именно такого рода».

http://bogoslov.ru/article/4952758

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010