22 июня Алчная и суетная жизнь моя изобразилась во сне нынешнею ночью: вижу в нашем городе пятиэтажные, великолепные дома и с самой земли смотрю на них, прилегши к земле и задравши голову вверх, в то же время говорю с каким-то [неглижером] лейтенантом, и сам ем что-то вроде говна или теста, хотя был сыт (это вчерашний случай со мною вечером: поев аппетитно раз, я вскоре сел за стол в другой раз есть холодного сига). О, суета! Безобразие! О, алчность! Благодарю Господа: тяжкая жгучесть в спине моей прошла вследствие питья чаю со сливками и булочки с маслом и вследствие разрешения желудка от экскрементов. Горячая баня с горячей водой, коими я вчера пользовался, действовали на меня неблаготворно: живот закрепило и сильная жгучесть в позвонках делалась, особенно утром. 23 июня Благодарю Господа, давшего мне благодать прославить вчера за всенощной Пресвятую Владычицу мою Богородицу чтением канона в честь Ее. Чрез это прославление я получил от Нее, Всеблагой, великую милость: прежде нездоровый простудным жжением позвоночного столба (спины), я стал совсем здоров после всенощной, да еще и во время ее; в собрании благочестивых говорил вдохновенно и многополезно для них и для себя; трапеза была пресладка и по благодати, и сама в себе; ночь я спал здоровым, крепким, спокойным и безмятежным сном. Слава Господу! Слава Пречистой Богородице! В начале всенощной я был в сильном борении от боли в пояснице и во всей спине, спину жгло. (Восточный ветер нездоров для меня.) Почитая образы, или иконы Господа, Богоматери, святых, старайтесь о том, чтобы вообразился 56 в вас Христос, чтобы и в вас изобразились все добродетели святых. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! [ Гал.4:19 ]. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [ Мф.11:29 ]. Смирил Себя, быв послушным (Отцу Небесному Иисус Христос) даже до смерти, и смерти крестной [ Флп.2:8 ]. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями [ Гал.5:24 ]. Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [ Лев.19:2 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот что сделали во мне, какую бурю искушений безрассудные, самоуправные поступки настоятеля. Конечно, я виноват более его, что из-за вещей я озлобился на настоятеля и из-за дерев потерял сокровище благодати Божией, сокровище мира, любви, кротости, смирения, незлобия, уважения, покорности, преданности старшему. Помилуй меня, Господи, во всем помилуй меня! Прости мне жестокость, суровость к нищим, озлобление на них, биение. Но Господи, Господи, праведно есть воздати скорбь оскорбляющим меня неправедно – настоятелю и единомышленникам его; смири, Господи, выю его железную и лоб его медяный, не ведущий стыда ни от единого греха. 19 октября Благодарю Господа, сподобившего меня достигнуть пятидесяти лет жизни моей, за бесчисленные Его благодеяния, на меня излиянные, благодарю и славлю Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Да будет отныне единственным сокровищем сердца моего Троица Святая Живоначальная и всё то, что Она возлюбила. После обедни. Благодарю Господа за превеликую Его милость, излиянную на меня во время утрени и ранней обедни; за покаяние мое и веру с припаданием к престолу благодати и целованием его я избавился от великой тесноты и скорби и смущения, постигших меня за огорчение на настоятеля. Вместо смерти Господь даровал мне жизнь, вместо смятения мир, вместо тесноты пространство, вместо малодушия дерзновение. В причащении же Святых Таин Господь дал мне жизнь новую, небесную. Согрешил я пред Господом огорчением на настоятеля за то, что он прогнал дьячка Зрелова, а на место его другого никого не представил и может чрез то произвести замешательство в отправлении службы и треб. Господи, научи меня не отпадать от любви к ближнему и не озлобляться на него ни из-за каких благовидных причин, ибо озлобление во всяком случае есть дело диавола. Если брат согрешает против нас или против Бога, Господь и воздаст ему по слову Писания: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь [ Рим.12:19 ], – и Сам Господь во дни плоти Своея, будучи злословим...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Слава Господу! 25 октября Умножились милости Твои, Господи, ко мне грешному и нынешний день; счесть их не могу, хотя имею сильную ревность поискать их. Во время литургии я многократно победил врагов бесплотных, нещадно нападавших на мою немощь; на великом входе отчетливо выговорил имена всех царственных особ, Святейший Синод и титул митрополита Новгородского, заамвонную молитву и отпуст. Победил благодатию великое смущение, произведенное видением одного лица из купеческого сословия, у которого отец был головою Кронштадта. Вечером многократно Господь спас меня от страстей моих за покаяние мое искреннее, со слезами. Приближися Царство Небесное [ Мф.4:17 ]. О, как близко к нам Царствие Небесное и как удобно его, так сказать, взять и воспользоваться им! Приди и возьми. Оно не на небе, но сошло к нам с небес и водворилось на земле, в Церкви Божией и готово войти в сердце твое, только открой его. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною [ Откр.3:20 ]. Не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься [ Рим.10:6–9 ]. Сам Христос Бог ежедневно приглашает нас принять и вкушать Его пречистое и животворящее Тело и пить Его животворящую Кровь во оставление грехов и, значит, в наследие Его Царствия. Но при такой близости Христа к нам, Царствия Божия как многие, многие далеки от Него! Какое равнодушие ко Христу, какая холодность, какое невнимание к Царствию Божию, как будто оно и не нужно, как будто что-то лишнее оно для людей, без чего можно обойтись, тогда как и минуту жить без Христа есть величайшее несчастие, смерть души! О, как за то будут стенать и плакать и терзать себя грешники, когда смерть уже откроет им всю их неблагодарность к Богу, всё невнимание, всю суетность, всю леность их, нерадение, неверие их! Но будет поздно: для них настанет суд, их свяжут по рукам и ногам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но где ревность пастырей о спасении душ христианских? Где их неумолкаемая проповедь к людям заблуждающим? Но сами пастыри (многие, не все) далеки от Царствия Божия, потому что сами себя пасут пастыри [ Иез.34:2,8 ], гоняются за сребрениками, за наслаждениями чрева, за славою мира сего, от нихже первый я, окаянный. Но благодарю Тебя, Господи, яко меня, грешника, непрестанно спасаешь, когда я, утопая во грехах, обращаюсь к Тебе в покаянии и молитве. Да, мы все тонем во грехах; где же ловцы, спасающие погибающих, о коих Господь сказал: сотворю вы ловцы человеком [ Мф.4:17 ]? О, дауловляем мы, пастыри, уловленных в сети диавола людей грешных всеми способами, рано и поздно, доколе время есть и еще не затворены двери Царствия Небесного, ибо ныне небо отверсто. Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому [ Ин.1:51 ], как Сущему на небе и на земле. Для чего восходят и нисходят Ангелы? – Для спасения человеков. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? [ Евр.1:14 ]. Итак, приимите, христиане, и обымите Царствие Божие, да и оно вас обымет и сделает блаженными вовеки; оставьте ваши похоти, страсти житейские, угождение плоти, чреву, мамоне. Преходит бо образ мира сего [ 1Кор.7:31 ], весь образ, весь строй мира сего, как он ни прекрасен, хотя и тленен, как ни приманчив, как ни сладостен для растленного нашего вкуса, хотя и лишает нас сладостей Царствия Божия. О, многие, многие грешники христиане будут безответны на Страшном Суде Христовом в небрежении о своем спасении, многие пастыри в погибели своих словесных овец. О дети мои духовные! Я дам за вас ответ Пастыреначальнику! Итак внимайте мне: я буду научать вас заповедям Христовым. Пойдем в Царствие Божие на земле, то есть в церковь , и приобщимся сего Царствия. Будем чаще ходить в нее. Пойдем в дом пищи, то есть в храм Божий и напитаемся там пищею Божиею, хлебом и питием духовным, то есть Плотию и Кровию Самого Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Женское двухклассное училище (при нем был также детский сад для малоимущих семей) особенно славилось введенным в курс преподавания рукоделием. Директрисы католических пансионов жаловались, что девочки шли в русскую школу охотнее, чем к ним – именно потому, что их обучали там шитью, вязанию, плетению и другим рукоделиям. На Рождество в школе устраивалась елка. Нам приходилось уже говорить об огромном культурном значении, какое имели для формирования палестинской арабской интеллигенции русские школы. Назарет был одним из главных центров русской просветительной миссии. Кана Галилейская Селение Кана (8 км от Назарета в сторону Тивериады) упоминается в Евангелии от Иоанна, по разным поводам, трижды (Ин. 2:1 ; 4:46; 21:2) – и каждый раз сопровождается указанием «Галилейская», очевидно, для отличия от Каны Финикийской (в современном Ливане). «Кана вся потонула в цветущих садах, – писал известный писатель-путешественник Е. Л. Марков, посетивший Святую Землю в 1885 г. – Это сплошная корзина кактусов, смоковниц, гранат». В Кане Господь совершил первое из Своих чудес: претворил воду в вино. «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них... Было же тут шесть каменных водоносов... вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» 2:1–3.6–11). По церковному преданию, женихом на свадьбе был один из 12 апостолов – Симон Кананит (прозвище указывает происхождение из Каны). Греческий православный храм, ассоциируемый местным преданием с домом Симона Кананита, впервые упоминается в источниках в 1347 г. С середины XVII в. к православному храму присоседились францисканцы. Рядом с церковью стояла мечеть. Двести с лишним лет католики ждали, пока она придет в упадок и запустение, чтобы приобрести это место. Ежегодно 6 января из Назарета в Кану приезжали монахи и на развалинах совершали службу. Купить землю им удалось лишь в 1879 г. Произведенные раскопки показали, что мечеть стояла на месте еврейской синагоги V-VI вв. Построенная в 1879 г. францисканская церковь сохранила в крипте ее архитектурные остатки – в том числе мозаику с арамейской надписью: «Да будет благословен Иосиф, сын Танума, сына Буты, с его сыновьями за то, что сделали они сию мозаику». Новые раскопки (1969 г.) в северном дворе храма обнаружили другие мозаики и древние стены синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Глава 13 1–22. Война Авии царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. 2Пар.13:1 .  В восемнадцатый год царствования Иеровоама воцарился Авия над Иудою. 2Пар.13:2 .  Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом. Ср. ( 3Цар.15:1–2 ) («Толковая Библия», т. II, с. 437–438) и ( 2Пар.11:20 ) (ср. замечание к последнему месту, т.е. «Толковая Библия», т. III, с. 117). 2Пар.13:2 .  Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом. 2Пар.13:3 .  И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восемью стами тысяч человек, также отборных, храбрых. «Тогда как в книге Царств об Авии сделано только общее замечание, что он подражал грехам отца своего ( 3Цар.15:3 ), книги Паралипоменон, в замене этой общей характеристики, передают документальное известие о войне Авии с Иеровоамом, о покорении им некоторых израильских городов, и, по обычаю, прибавляют свидетельство относительно царской родословной» (проф. Олесниций, «Государственная летопись царей Иудейских», Труды Киевской Духовной Академии, 1879, 8, с. 424). Историческая достоверность сообщения 2 Паралипоменон о внушительной по своим размерам войне между царем иудейским и израильским не подлежит сомнению, тем более, что и ( 3Цар.15:6 ) кратко упоминает об этой войне. Некоторые частности рассказа 2 Паралипоменон о войне возбуждают недоумение. Так, численность обоих враждебных войск – 400 тысяч иудейского и 800 тыс. израильского (стих 3, ср. ( 2Пар.25:5–6 )) и особенно число убитых у Израиля (ст. 17) – 500 тысяч (полмиллиона!) представляются сильно преувеличенными и могли возникнуть по ошибке переписчиков – могли, например, попасть сюда из ( 2Цар.24:9 ) (перепись при Давиде) или из ( 2Пар.25:5–6 ) (война Амасии Иудейского с Иоасом Израильским). По крайней мере еврейский кодекс 180 у Кенникотта читает вместо «четыреста тысяч» четырнадцать тысяч; соответственно меньшими могли быть и другие показанные в тексте цифры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 Построение храма. (Ср. 3Цар.6 ) 1–2. Место и время построения храма. 3–9. Величина и разделение храма и внутреннее устройство и богатство его. 10–17. Наиболее выдающиеся орнаменты храма: резные херувимы, завеса и две монументальных колонны. 2Пар.3:1 .  И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина. 2Пар.3:2 .  Начал же он строить во второй день второго месяца, в четвертый год царствования своего. Между тем как в ( 3Цар.6:1 ) место построения храма совсем не названо, а год закладки храма определен 480-м по исходе евреев из Египта (ср. однако ( 3Цар.6:37 ) ), 2 Паралипоменон в обоих отношениях дает сведения, имеющие признаки документальной точности, как вообще обилие документальных сообщений отличают книги Паралипоменон от книг Царств (см. проф. А. А. Опесницкого, Государственная летопись царей иудейских или книги забытые, Παραλεπμενα. Труды Киевской духовной академии. 1879, 8, с. 412 и д.). Временем начала построения храма является второй месяц четвертого года царствования Соломона (стих 2, ср. ( 3Цар.6:37 )) во 2-й день месяца, как, очевидно, значилось в современной событию летописи. Местом же, на котором был воздвигнут храм Соломонов, была восточная гора Иерусалима, так называемая Мориа, нарочито для того спланированная (И. Флавий, Иудейские Древности, кн. VIII, глава 3, 2; Иудейские Древности, кн. XV, глава 11, 3; Onomasticon, 72; Олесницкий, Ветхозаветный храм, с. 214–215, 401 и мн. др.; ср. Толковая Библия, т. II, 456; Православная Богословская Энциклопедия, т. VI, Спб., 1905, с. 449); место это было избрано еще Давидом вследствие бывшего ему там явления ангела ( 2Цар.24:18 ; 1Пар.21:18 ). 2Пар.3:3 .  И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей; 2Пар.3:4 .  и притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рубрики Коллекции «Иисус облекается Иродом в белые одежды» (Дуччо, Маэста), 1308-1311 Почему Ирод облачил Иисуса в почетную униформу римских чиновников? 3 мин., 15.09.2017 Поделиться Есть в Евангелии места, которые трудно понять без дополнительных пояснений. Таков, например, финал рассказа о суде тетрарха Ирода над Иисусом: Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату . И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк 23:11-12) . О какой «светлой одежде» идет речь, и почему эта одежда на арестованном Иисусе вдруг подружила непримиримых прежде врагов? Сегодня восприятие одежды как знака, указывающего на статус человека, ушло в нашей жизни на второй план. Да и не получится уже по тому, как одет человек определить, например, городской он житель или деревенский, замужняя ли перед тобой женщина или девушка. Тем не менее, даже в наши дни эта функция одежды в некоторых случаях сохранилась. Так, благодаря служебной форме, мы безошибочно узнаем в городской толчее полицейских или военных, а в монастыре легко можем отличить монахов от приехавших помолиться паломников. В древнем мире одежда человека говорила о нем куда больше. Многократно упоминаемые в Евангелии фарисеи выделялись в толпе длинными кисточками, пришитыми по краю одежды и своеобразным головным убором – тфилин. Это была квадратная коробочка из кожи, на каждой из сторон которой были написаны цитаты из Библии. Тфилин носили на лбу, прикрепленным к ленте, надевавшейся на голову. Именно эти кисточки и коробочки упоминает Иисус, когда обличает фарисеев за лицемерное отношение к Закону Божьему. Правда, кисточки в русскоязычном переводе Евангелия тоже не совсем понятно названы воскрилиями одежд , а тфилин – хранилищами . Тем не менее, речь в этом месте идет именно о них: ... все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих...» (Мф 23:1-7) . Блудница перед Христом. Аскназий И. Л. 1879. Обратите внимание на одежду фарисея в красном.

http://foma.ru/pochemu-irod-oblachil-iis...

Вечер. Пять часов. Тяжкий я сделал грех против Бога моего, против Богоматери, против святых всех Ангелов и святых угодников и против всех человеков – тот грех, что ярился на нищих за крайнее их множество и общее попрошайство; одного нищего за волосы выдрал и по щеке ударил правой рукой. Другого за волосы выдрал и косым обругал и болваном – всё в гневе и ярости; далее: громко на них кричал на улице в ярости и всем этим себя самого уязвил, потряс, убил нравственно, смутил донельзя! О, язвы сердечные! Но слава милосердию Божию, непреодолимому моими беззакониями, моими злобами бесчисленными (страстями многоразличными)! Страшно уязвленный, смущенный, палимый собственною злобой, я пришел в храм Божий и в глубоком покаянии, с верою и упованием припадал многократно к святому животворящему и страшному престолу, прося милости и исцеления язв души моей, и – о, слава Его долготерпению и милосердию, превосходящему наши беззакония! Он, Многомилостивый Господь, помиловал меня и не погубил меня с беззакониями моими, даровав мне мир. Спрашиваю себя: как возможны такие тяжкие грехопадения с моей стороны после стольких лет (двадцати пяти) священства моего? Как возможны такие грубые проявления страстей и самые страсти? Как они доселе имеют место в моей душе? Как не исторгнуты, как не убиты? Как они меня убивают? Ах! На кого я ярился в лице нищих, кого ударил в ланиту? Кого поносил? Кого уязвлял? Самого Христа Бога в лице нищих, ибо сказано: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне [ Мф.25:40 ]. Такое грубое проявление моих страстей означает, что они царствуют во мне, что я не совлекся ветхого человека [ Кол.3:9 ], не распял плоти со страстьми и похотьми, не распялся миру [ Гал.5:24;6:14 ], и мир живет во мне, а не Христос Бог; я еще не Христов, что слово Божие не пустило во мне глубоко своего корня и не принесло плода Царствия, что сердце мое – не добрая земля, а каменистая, тернистая, что слово Божие падало при дороге и потоптано мною и выклевано птицами, то есть похищено бесами [ Мф.13:1–23 ; Мк.4:1–20 ; Лк.8:4–15 ]. Увы мне! Увы мне, грешному!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Самое серьезное изменение Подавляющее большинство свидетелей Иеговы не знает, что, вплоть до 1950-х годов, в публикациях Общества Сторожевой Башни воздавалось поклонение Иисусу Христу. Однако после, такое поклонение было приравнено к идолопоклонству. Учение о Боге является самым сердцем любой религии. Вопрос поклонения Богу носит принципиальный характер, а потому изменение взглядов Организации в отношении поклонения носит самый фундаментальный характер: «Его положение отличается от положения людей и ангелов, как Господа и тех и других, имеющего «всю власть на небе и на земле». Поэтому сказано: “Да поклонятся Ему все ангелы Божьи”; [это должно включать и Михаила, главного ангела, так как Михаил не Сын Божий] и потому, что он “славнейшее пред ними наследовал Имя”» (Сионская Сторожевая Башня. Ноябрь 1879. С. 48, англ.), «Поклонение ложному Христу было бы грехом, однако поклонение Христу в любой форме не может быть неправильным, потому что когда Он «вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» […] ( Евр.1:6,10,12 )» (Сионская Сторожевая Башня. Март 1880. С. 83, англ.), «Кажется, ясно, что Его Божественность была сохранена, когда он был человеком, потому что Он неоднократно говорил о Себе, как о том, кто пришел с небес, и потому что Он, хотя как человек проходил через испытания и скорби, все же сохранял власть и действовал с прерогативами Бога. Он был объектом непорицаемого поклонения мудрецов, которые пришли посмотреть на новорожденного царя, когда он был младенцем (Мат. 2:2–11). Даже ангелы воздали ему честь: « Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» ( Евр. 1:6 ). Он никогда никого не упрекал за любой актов поклонения, оказанный Ему, однако когда Корнилий оказал такое служение Петру – руководящему апостолу – «он поднял его, говоря: встань, я тоже человек» ( Деян. 10:26 ) [...] Если бы Христос был не больше, чем человек, эта же причина препятствовала бы Ему принимать поклонение» (Сионская Сторожевая Башня, 1880, октябрь, с.144).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/izmenjal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010