Содержание От автора I. «Легенда» о немецком золоте Введение II. Прелюдия.(1915–16 гг.) 1. Австро-украинская авантюра 2. Злой гений-Парвус 3. «Чудовищно-неправдоподобное» III. Золотой ключ (1917 г.) 1. Пломбированный вагон 2. Прапорщик Ермоленко 3. «Русская Дрейфусиада» 4. Американская сенсация 5. 50 миллионов марок IV. Заключение     Сергей Петрович МЕЛЬГУНОВ (1879–1956) – известный общественный деятель, журналист и историк. Издатель и редактор исторического журнала «Голос минувшего» (Петербург-Петроград, 1913–1923, 23 тома), впоследствии выходившего в Праге, Берлине и Париже под названиями «На чужой стороне» (1923–1925, 13 томов) и «Голос минувшего на чужой стороне» (1926–1928, 5 томов). В 1920 г. по делу «Тактического центра» в Москве Мельгунов был приговорен к смертной казни, замененной десятью годами тюрьмы. За рубежом Мельгунов издал ряд фундаментальных исторических трудов: «Красный террор в России» (1924), «Трагедия адмирала Колчака» (3 тома, 1930–1931), «На путях к дворцовому перевороту» (1931), «Как большевики захватили власть» (1939), «Золотой немецкий ключ большевиков»(1940), «Судьба императора Николая II после отречения» (1951), «Легенда о сепаратном мире» (1957). Посмертно издана его книга «Мартовские дни 1917 г.» (1961). В «Золотом немецком ключе большевиков» (в одном из изданий книга названа «Золотой немецкий ключ к большевицкой революции») исследуется важнейшая историко-революционная тема: о финансировании немцами ленинской партии в период подготовки и осуществления ею Октябрьской революции. Известно, что прямые доказательства связей ленинцев с германскими властями были собраны при Временном правительстве и сведены в 21 том «Дела по обвинению Ленина, Зиновьева и других в государственной измене». Немедленно после Октября большевики захватили все материалы следствия и запрятали в секретные фонды Центрального партархива в Москве. В распоряжении историков остались только случайные публикации в повременной печати и воспоминания тех, кто имел отношение к событиям. Мельгунов свел их воедино, подвергнув тщательному сопоставительному анализу. В результате он получил хотя и мозаичную, вполне убедительную картину. Да, немцы революцию субсидировали. Больше того, без их поддержки она могла бы и не состояться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

9 Имеется в виду оккупация Греции войсками Германии, Италии и Болгарии в 1941–1944 гг. – Прим. перев. 11 Официальное, завизированное Священным Кинотом Святой Горы письмо с просьбой о пожертвованиях. – Прим. перев. 13 Гиппократ (460–356 гг. до Р.Х.) – знаменитый греческий врач, заложивший важнейшие научные, практические и этические основы современной медицины. – Прим. перев. 16 Здесь отец Паисий проводит различие между двумя случаями болезни. В первом случае речь идет о людях крепких духовно и телесно, как правило, молодых, имеющих силы терпеть боль при своем недуге; второй случай – это в основном пожилые люди, которым трудно выносить телесные страдания и которым Старец советует с самого начала обращаться за помощью ко Христу. – Прим. авт. 17 Прозвище Маккавей (это слово, по всей вероятности, означает “сокрушающий врагов”) было дано вождю иудейского восстания 166 г. до Р.Х. Иуде и впоследствии его преемникам. Маккавеи были самоотверженными борцами за отеческую веру и государственную независимость Израиля (см. книги Маккавейские). – Прим. перев. 18 Речь идет об обмене населением 1924 года, в ходе которого греки из Малой Азии переселились в Грецию, а жившие в Греции турки возвратились в Турцию. – Прим. перев. 20 Георгиос Кондилис (1879–1936) – видный военный и государственный деятель Греции. Активный участник боевых действий в Малой Азии в 1920-е годы. В последующие годы занимал посты министра обороны, министра внутренних дел и премьер-министра Греции. – Прим. перев. 21 Наполеон Зервас (1891–1957) – лидер антифашистского движения “Национальный Греческий Демократический Союз”, действовавшего против нацистов в Эпире и некоторых других областях Греции. – Прим. перев. 24 Тургут Озал (1927–1993) – премьер-министр (1983–1989) и президент (1989–1993) Турции. – Прим. перев. 27 Преподобный Арсений Каппадокийский († 1924; память 28 октября/10 ноября), односельчанин отца Паисия, крестивший его в свое время (с именем Арсений) и предсказавший ему монашеский путь. Жители Фарас называли святого Арсения Хаджефенди. Написанная старцем Паисием книга “Преподобный Арсений Каппадокийский ” вышла на русском языке в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 1997 г. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

В настоящее время Коптская униатская Церковь восточного обряда имеет епископии: Александрийскую в Нижнем Египте (Каир), Ермупольскую в Верхнем Египте с кафедрой в Минье и Фивейскую с кафедрой в Тахте, а с 1947 г. – в Асьюте. Епископы назначаются папским престолом. Две католических семинарии – в Тахте (основана в 1899) и Каире (основана в 1879). С 1898 г. духовенство безбрачное, за исключением женатых священников, перешедших из Коптской Церк­ви. До 1928 г. коптов-униатов насчитывалось 30 тысяч, а в 1957 г. благодаря миссионерской деятельности католиков на сто священников приходится уже 75 тысяч коптских униатов 48 . 9. Влияние протестантизма С конца XVIII в. копты вошли в контакт с протестантскими миссионерами, которые завязывали дружеские отношения с Церковью. Миссионерское общество Англиканской церкви с 1825 г. начало применять учебную программу по богословию для коптских студентов, составляется коптская грамматика, пишутся исследования по истории Коптской Церкви, издается Евангелие на коптском и арабском языках. Однако в стране возникло подозрение, что иностранные миссионеры могут использовать свое влияние для осуществления политических намерений, и в 1862 г. это общество прекратило свое существование. Из числа немногих протестантских прозелитов постепенно образовывались приходы в Каире (3) и Менуфе (1). В 1920 г. была создана англиканская епископия Египта и Судана. В 1945 г. Су­дан стал самостоятельной епископией, а в 1956 г. англиканская архиепископия была учреждена в Иерусалиме. Четыре прихода в Египте с 750 членами также образовали свою епископию. Американские пресвитериане, усилив с 1890 г. свое влияние в Египте, учредили колледж Тауфик, созвали в 1899 г. Нильский собор, имевший связь с Объединенной Пресвитерианской Церковью Америки, и создали здесь Евангелическую Церковь . В 1926 г. она была признана независимой, и сейчас является самой многочисленной (50 000 членов) из всех протестантских церквей 49 . 10. Современное положение Наиболее замечательным качеством коптов является постоянная живучесть, которую они проявили, невзирая ни на какие невзгоды, на протяжении своей многовековой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

401 Воспитанник Московской духовной академии седьмого курса (выпуска 1830 года), Филарет (в мире Дмитрий) Гумилевский уже за полгода до окончания курса в академии (19 января) был пострижен в монашество и по окончании курса со степенью магистра определен бакалавром церковной истории при той же академии; в 1833 году назначен инспектором, а в 1835 году и ректором ее в сане архимандрита, затем в 1841 г. хиротонисан в епископа Рижского; в 1848 году переведен в Харьков и в 1957 г. возведен сан архиепископа; в 1859 году перемещен в Чернигов, где и скончался от холеры в 1866 году. Ученость его изумительна по обширности предметов, которых она касалась. Кому не известны его замечательные ученостью труды в области истории русской церкви, русской духовной литературы, патрологии, литургики, догматического богословия, изъяснения Св. Писания и проч.? Эти ученые труды, доставившие ему вполне заслуженную степень доктора богословия (в 1860 г.), и многие другие перечислены у С. К. Смирнова в его «Истории Моск. духовной академии», стр. 422–425. Москва, 1879 г. Обстоятельная биография Филарета Гумилевского издана редакцией Тамбовских епархиальных ведомостей в 1880 г. в Тамбове. Срав. еще биографический очерк того же Филарета в Русской Старине за 1881 г. т. 32, стр. 805–816. 409 Chr. Schoettgenii, Horae hebraicae et talmudicae in universum Novum Testamentum. Dresdae et Lipsiae, 1733. 411 См. выше приведенные выдержки из предположений святителя Московского относительно слова: плевы. 413 Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1877 г. ч. 3, стр. 181–182 «Материалов для истории русской церкви». 416 См. у Чистовича в Христ. Чт. за 1873 г. ч. 2, стр. 608 примеч. Не забудем, что в период действий Библейского Общества владыка Московский сам переводил Евангелие от Иоанна. 417 Под заглавием: «Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна на русском наречии». Спб., 1860. По поводу появления в свет этого первого переводного труда в Правосл. Обозрении за 1860 г. т. 2, стр. 139 напечатано было следующее: «вот начальная часть труда по переложению Библии на русский язык, предпринятого по распоряжению Св. Синода. Известно, что Четвероевангелие, также по благословению Синода, было издано от Библейского Общества еще в 1819 году. Замечательно, что из трудившихся в тогдашнем издании одному, доселе здравствующему митрополиту Московскому Филарету, пришлось приложить свой труд и принять деятельное участие в новом издании» («Известия и Заметки»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

536 Или четвертой с учетом венской рукописи, или шестой с учетом обоих московских манускриптов... Говоря «третьей», мы подразумеваем не все греческие манускрипты с данным текстом, а только те рукописи, которые называют автором Симеона Месопотамского и стали доступны для анализа благодаря критическому изданию Штротманна (см. ниже под именем Ефрема Сирина ). 537 Gouillard 1941 пишет об «un bon nombre de manuscripts, dont les plus anciens ne depassent sans doute le XIII s.». 538 Этот раздел основан на сведениях, почерпнутых у Klostermann R. 1950 (у него указано много других, не использованных нами, описаний славянских рукописей, в которых имеются слова Макария) и Dujcev 1957, проверенных и дополненных, к которым мы добавили собственные (за отсутствием возможности специального исследования – довольно беглые и поверхностные) разыскания. 539 Описание (выборочное): Петров 1879, 169. Всего в рукописи 442 л. Включает Златоуста, Василия Великого , Иоанна Милостивого, Григория Двоеслова , Епифания, Дионисия, Панкратия, Илариона, Пахомия, Петра и неизвестных авторов. О времени составления русской редакции (устанавливается по житиям Бориса и Глеба и Михаила Черниговского) см. с. 170. 540 [Б. Цонев. Славянские рукописи в Вене]//Софийский университет “Климент Охридски” Ист.-филол. ф-т. Годишник. XXV, 9 с. 25. Этот выпуск отсутствует в московских библиотеках (имеются другие работы Б. Цонева). Дуйчев указывает выходные данные на сербском (B. Conev. Slavjanski rkopisi v Viena), а не на болгарском, так что мы приводим название в русском переводе, а выходные данные указываем в соответствии с картотеками московских библиотек. Идет ли речь в данном случае о статье или о целой книге Б. Цонева, неясно. 542 Например, одного только Измарагда, в состав которого включено слово Симеона Месопотамского, известно более ста рукописей. Ряд рукописей, в которых имеется слово Симеона Месопотамского, в основном из Златоструя и Измарагда, указан в: Reinhart 2001, 163 (ср. там же, с. 162, примеч. 13). 544

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

После освобождения в Париже был организован Французский Православный институт имени святого Дионисия, в котором Владимир Лосский читал курс догматического богословия. Библиография: «Догматическое богословие» (Париж, 1964–1965; М., 1991), «Соблазны церковного сознания» (1950), «К вопросу об исхождении Св. Духа» (1957), «Всесвятая» (1967), «Богословие света в учении св. Григория Паламы » (1968), «Кафолическое сознание» (1969) и др. Макарий (Булгаков) , митрополит Московский (1816–1882) – выдающийся богослов и церковный историк. Сын сельского священника, окончил Курскую Духовную Семинарию и Киевскую Духовную Академию, принял монашество и был назначен преподавателем русской церковной истории. С 1842 года – преподаватель догматического богословия в С.-Петербургской Духовной Академии. Получил степень магистра за книгу «История Киевской Духовной Академии» (СПб., 1843), и доктора богословия – за книгу «Введение в православное богословие» (СПб., 1847), с 1850 – ректор в С.-Петербургской Духовной Академии. С 1846 года начали выходить первые тома его многотомной «Истории Русской Церкви» (переизд. в 1994–1997), а с 1849 года – первые тома 5-томного «Православного догматического богословия» (переизд. репринтом в 1993), которые до сих пор остаются непревзойденными учебными и исследовательскими трудами. В 1854 году был избран академиком Академии наук и многих исторических и археологических научных обществ, с 1879 – митрополит Московский. Оказывал значительную материальную помощь нуждающимся профессорам, учредил премию за лучшие ученые сочинения и учебники по истории Церкви, богословским и светским наукам (премия имени митрополита Макария восстановлена в конце 1990-х годов и присуждается Российской Академией наук и Московской патриархией). Мейендорф Иоанн , протопресвитер (1926–1992) – русский православный богослов, патролог, церковный историк, византолог, один из выдающихся ученых и деятелей православия в XX веке. Родился в Париже в эмигрантской семье, в 1949 году окончил Православный Богословский институт преподобного Сергия, в 1958 году защитил докторскую диссертацию о богословии святого Григория Паламы , рукоположен во священника Затем переехал в Нью-Йорк, где стал профессором и с 1984 года ректором Свято-Владимирской Духовной Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Филарет был самым усердным, горячим почитателем великого подвижника земли Русской преподобного Сергия и словами редкой силы и вдохновения рисовал в своих проповедях дивный образ основателя Свято-Троицкой лавры. Сильное впечатление производил вид святителя. Очень небольшого роста, весь истончённый постом, он был полон какой-то духовной силы. Острого взгляда его проницательных очей никто не мог выдержать. Православный народ чтил святителя Филарета как тёплого молитвенника. Ещё при жизни все притекавшие к владыке с верой и просившие его святых молитв получали исцеления. Незадолго до кончины святитель во сне увидел своего родителя, который сказал ему: «Береги 19-е число». Исполняя сие слово, он служил 19 сентября и 19 октября, несмотря на свои немощи. Настало 19 ноября. В этот день он с особенной бодростью совершил Божественную литургию и тихо почил. Святитель Московский, умыв лицо и руки, встретил грядущего к нему Ангела смерти и поклонился ему до земли, давно уже готовый душевно и телесно идти вслед за ним, чтобы предстать Господу своему, Которого пришествие он возлюбил от юности своей и Которому он работал со страхом и трепетом до последнего часа. Кончина его была безболезненной. Погребён в Троице-Сергиевой лавре, в приделе праведного Филарета Милостивого в Свято-Духовской церкви. Этот придел был устроен в память 50-летнего служения владыки Филарета в епископском сане. В конце 30-х годов XX века честные останки митрополита Филарета, видимо, подверглись поруганию при сносе Филаретовской церкви и небрежному обращению (в целом) при прокладке теплосети в 1956–57 годах, когда они вместе с останками святого митрополита Иннокентия (Вениаминова ; † 1879, память 31 марта/13 апреля, 23 сентября/6 октября) и архимандрита Антония (Медведева; † 1877) были сброшены в общую яму, вырытую рядом с местом их первоначального захоронения. При раскопках, проведённых 10–14 октября 1994 года археологом С. А. Беляевым , они были извлечены из этой ямы и идентифицированы. Лишь две кости от останков митрополита Филарета оказались запрятанными в 1957 году в особом тайнике в стене Свято-Духовского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Слово при погребении преосвященного Иустина. (19 марта 1879 г.) Не хочу оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним ( 1Фес. 4:13, 14 ). У гроба старца, достигшего последних можно сказать пределов, до которых может простираться бренная жизнь человеческая, и дальше которых уже для самого живущего идет один только труд и болезнь, у гроба человека, целую жизнь свою бывшего одиноким и по самым обетам монашеским не могшего иметь глубоких и живых родственных связей с окружающими его людьми и вообще с миром, не может и быть той жгучей боли сердечной, тех горьких слез, которые обыкновенно бывают при гробе людей мирских и житейских. Но все равно тяжело и горько всякому человеку, мыслящему и любящему жизнь (а кто из нас ее не любит?) глядеть вблизь на грозный лик смерти и стоять пред зияющей могилой, в которой должен быть зарыт недавно вместе с нами живший человек, когда-то мысливший и ощущавший жизнь, также как и мы ее теперь чувствуем, предчувствовавший и сознававший горечь неизбежной для всего рода людского смерти, и также недоумевавший пред мраком могильным и конечно содрогавшийся от неизвестности и таинственности загробной страны, как это и со всяким живым человеком бывает. Там за гробом лучшая жизнь, говорит нам вера, там несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, – поем мы при всяком погребении. Но будет ли также прекрасно блестеть там солнце, льющее жизнь и теплоту на этот чудный мир Божий, в котором так хорошо быть мыслящим и радостным гостем? Будет ли слышно нам оттуда, как весело щебечут здесь птицы, приветствуя приближение весны, видно ли будет это сияющее и лазурное небо, эта роскошная зелень и необъятная ширь пестреющих полей, ощутимо ли будет благовоние цветов и играние животных и будет ли с кем поговорить там по душе о всем, что промелькнет здесь иной раз в голове и что ощущает сердце? Не охладеете ли это самое чувство, не задремлет ли мысль, и не заменить ли все это безотрадная тишина и беспробудное молчание, с одними только горькими воспоминаниями, как радостно и счастливо жилось на белом свете? И трудно, трудно братие отогнать совсем прочь все эти грустные мысли, толпой теснящиеся в душу при размышлении о смерти, и особенно при наглядном каком-нибудь случае смертном, вот как этот теперешний.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Fr. W. Gass: Das christl. Märtyrerthum in den ersten Jahrhunderten. 1859–60 (Niedner " s «Zeitschrift für hist. Theol.» 1859, pp. 323–392; 1860, pp. 315–381). F. Overbeck: Gesetze der röm. Kaiser gegen die Christen, в его Studien zur Gesch. der alten Kirche, I. Chemn. 1875. В. Aubé: Histoire des persécutions de l " église jusqúà la fin des Antonins. 2 nd ed. Paris 1875 (награда Académie française). Его же: Histoire des persécutions de l " église, La polémique payenne a la fin du II siècle, 1878. Les Chréstiens dans l " empire remain, de la fin des Antonins au milieu du III e siècle (180–249), 1881. L " église et l " état dans la seconde moitié du III e siècle, 1886. K. Wieseler: Die Christenverfolgungen der Cäsaren, hist, und chronol. untersucht. Gütersloh 1878. Gerh. Uhlhorn: Der Kampf des Christenthums mit dem Heidenthum. 3 rd ed. Stuttgart 1879. Transi. Smyth & Bopes 1879. Theod. Keim: Rom und das Christenthum. Berlin 1881. E. Renan: Marc–Aurele. Paris 1882, pp. 53–69. §13. Общий обзор Гонения на христиан в первые три века похожи на длинную трагедию: сначала предвещающие знамения, потом ряд кровавых нападок язычества на религию креста; темные сцены ненависти и жестокости врагов перемежаются яркими демонстрациями добродетели страдальцев; время от времени краткие передышки; наконец ужасная и отчаянная борьба старой языческой империи не на жизнь, а на смерть, заканчивающаяся полной победой христианской веры. Так это кровавое крещение церкви привело к рождению христианского мира. Оно было повторением и продолжением распятия, за которым последовало воскресение. Господь наш предсказывал этот конфликт и готовил Своих учеников к нему. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков… будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками… Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» 21 . Эти и подобные им слова, равно как воспоминания о распятии и воскресении, укрепляли и ободряли многих исповедников и мучеников в темницах и на кострах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Священники установлены для людей Богом потому, что они необходимо нужны им: люди грешны, нечисты, повинны пред Богом, для них нужна благодать очищения, освящения, примирения с Богом, а эта благодать вверена от Бога священникам, Он положил в них слово примирения, Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения... [ Еф.4:11–12 ]; Он поручил им прежде всего... совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков [ 1Тим.2:1 ]. Как солнце нужно для земли, так священники для людей грешных – просвещать, освящать, оживлять людей, омраченных и умерщвленных грехами, или, лучше, как солнце нужно для земли, так для людей Церковь Божия с ее божественными законами и учреждениями, иерархиею, учением и Таинствами. Многие акты чудного творчества Божия посредством установленных Богом законов доселе продолжаются и будут продолжаться до скончания века, как например акты нарождения всех разумных и словесных и неразумных и бессловесных тварей, произрастания всех родов и видов растений, и мы доселе чудимся Господу в делах Его, дивимся Его всемогуществу, благости, премудрости, красоте бесконечной, сладости бесконечной в бесчисленном разнообразии плодов земных, из коих всякий имеет свою дивную сладость, сообщающую человеку и другим тварям наслаждение, прохладу, силу и крепость, здравие, бодрость, веселие. Слава, слава, слава дивному, всеблагому, премудрому и всемогущему Богу нашему во веки веков! Аминь. Из-за вчерашнего чревоугодия и пресыщения я утратил превеликую Божию благодать, сообщенную мне в причащении Святых Таин во время литургии, и при служении вечерни несколько раз претыкался в словах, а сегодня на утрени чувствовал величайшее оскудение благодати и подвергался сильным искушениям от невидимых врагов, смущавших и теснивших меня и не дававших выговаривать ектений и отпуста на полунощнице; под конец утрени благодатию Божиею победил врагов. Слава Богу! (Погода дождливая, внутренние нервы расстроены, ночью искушение блудное было крайне сильное.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010