Александр (Немоловский Александр Алексеевич ) (1875–1960), митрополит. Родился в семье священника с. Гульска, Волынской епархии. В 1901 г. по окончании Санкт-Петербургской духовной академии рукоположен во иерея (целибат) и назначен священником Катасакво-Филадельфийского прихода в Северной Америке. В 1905 г. переведен в Рэдинг (штат Пенсильвания). В 1906 г. определен настоятелем церкви Джерси-Сити, что близ г. Нью-Йорка. В начале 1909 г. возведен в сан протоиерея. В ноября того же года пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа Аляскинского, первого викария Алеутской епархии. В июле 1916 г. переименован во епископа Канадского. С 1918 г. –епископ Алеутский и Северо-Американский. В 1921 г. переехал в Константинополь. После 1928 года переселился на Афон в Андреевский скит, а потом переехал в Бельгию, где был назначен настоятелем Брюссельского прихода в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В декабре 1936 г. утвержден архиепископом Брюссельским и Бельгийским. В 1940 г. выступил против Гитлера, арестован и привезен в Берлин. В 1945 г. освобожден и возглавлял Православную Русскую Церковь с титулом «Архиепископ Берлинский и Германский». В этом же году он присоединился к Московской Патриархии. С ноября 1948 года – архиепископ Брюссельский и Бельгийский. В ноябре 1959 года (по другим данным, 1969) возведен в сан митрополита. Александр (Паулус Александр Карлович) (1872–1953), митрополит. Родился в крестьянской семье. Окончил Рижскую духовную семинарию (1894). В августе 1901 г. рукоположен во священника и служил на эстонских приходах Рижской епархии. В 1918 г. хиротонисан во епископа Порховского. В марте 1919 г. на первом Соборе Эстонской Православной Церкви избран кандидатом на замещение должности викарного епископа Эстонской Православной Церкви. Вскоре после избрания отказался от предложенной ему хиротонии. В сентябре 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием архиепископом Таллиннским и всей Эстонии. С августа 1923 г. возглавил Эстонскую Апостольскую Православную Церковь , перейдя в юрисдикцию Константинопольского Патриархата; митрополит. В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Московского Патриархата. До 1942 г. – митрополит Таллиннский (Ревельский), в подчинении экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В конце 1941 г. попытался вновь перейти в подчинение Константинопольского Патриархата. В начале 1942 г. вышел из подчинения экзархата с рядом приходов Таллиннской Эстонской епархии (Эстонская схизма). В декабре 1942 г. запрещен в священнослужении Собором епископов экзархата. В 1944 г. уехал в Германию, позже – в Швецию. В эмиграции – в Стокгольме, продолжал возглавлять Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви (Зарубежной, Константинопольского Патриархата).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анна (ум. 1011/1012), великая княгиня, жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси 583 Антипов, заведующий лагерными отделениями 35, 308 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863 – 10 августа 1936), митрополит, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей 65,168 Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865 – 14 января 1927), деятель обновленческого раскола 45–46 Антонин (Чубаров Александр Павлович; 1875–1926), архимандрит, последний настоятель Симонова монастыря в Москве. Погиб на Соловках 81 Асафов, заключенный чекист 327–328, 330 Аттила (ум. 453), вождь гуннов, объединивший варварские племена на большей части Европы 318 Ахшарумов, адвокат 129 Б Б-нов, см. Бессонов Бабенко Николай Артемьевич, участник неудачного побега из СССР 347 Баден Пауэлл [Баден-Пауль] Роберт (1857 – 8 января 1941), британский военачальник, основатель скаутского движения 367, 406, 408 Баден-Хан, афганец, заключенный Бутырской тюрьмы 86, 103 Баракатулла Мохаммед (1854 – 20 сентября 1927), деятель антибританского движения в Индии 105 Барбюс Анри (1873 – 30 августа 1935), французский писатель-коммунист 246 Баринов, начальник Кемперпункта, с 1925 г. начальник I Кремлевского отделения 257 Барков Е.С., заключенный начальник ЭКЧ 187, 277 Бельский, следователь ГПУ 94 Бессонов (Безсонов) Юрий Дмитриевич (1891–1959), офицер, заключенный Кемпфпункта. Автор воспоминаний «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков» (Париж, 1928) 9–10,26,28,30–32,84 Бирон Эрнст Иоганн (1690–1772), фаворит русской императрицы Анны Иоанновны 173 Блок Александр Александрович (1880 – 7 августа 1921), поэт 23 Блюменау (Блуменау) Леонид Васильевич (1862 – 10 ноября 1931), сотрудник больницы им. Ф.П. Гааза 109 Богаевский Африкан Петрович (1872 – 21 октября 1934), один из руководителей Белого движения 168 Богданов Борис Осипович (1884 – 15 мая 1960), социал-демократ, на Соловках возглавлял старостат Савватьевского скита 38 Бокий Глеб Иванович (1879 – 15 ноября 1937), начальник УСЛОНа, руководитель шифровального отдела ОГПУ-НКВД, глава 9-го отделения ГУГБ НКВД. Расстрелян 134,185, 254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1859 г. построен новый теплый храм между холодной церковью и колокольней на средства прихожан и глазовского купца Григория Сергеева. В перестроенном храме было 6 престолов: главный – в честь Преображения Господня, два – в честь Св. Николая Чудотворца, в честь Преподобного Исидора Пелусиота, во имя иконы Божьей Матери “Всех скорбящих радость” и в колокольне в честь Вознесения Господня. В 1865 г. при соборе было открыто церковно-приходское попечительство, которое занималось изысканием средств на ремонт церковных зданий, на содержание церковно-приходской школы, причта. В 1875 г. холодную церковь решают разобрать, а на ее месте построить более “вместительный храм”. Новый храм был выстроен в 1879 г., однако в этом же году из-за непропорционального устройства главного купола он рухнул. В 1887 г. церковь вновь была отстроена. К 1913 г. в соборе имелось 7 престолов: в новой церкви – во имя Преображения Господня, освящен 18 июля 1894 г., в честь Св. Пророка Илии, освящен 3 сентября 1905 г., в честь Черниговской иконы Божьей Матери, освящен 21 июня 1896 г., в подвальной части нового храма была отстроена пещерная церковь во имя Св. Исидора Пелусиота, освящена 8 июля 1883 г.; в старой церкви – в честь Св. Чудотворца Николая и в честь иконы Божьей Матери “Всех скорбящих радость”; в честь Вознесения Господня был устроен в помещении колокольни. К Преображенскому собору были приписаны церкви: Глазовского тюремного замка во имя Св. Ангела Хранителя Архангела Михаила, кладбищенская Свято-Духовская церковь, Георгиевская градская церковь и 2 часовни. Преображенский собор (старый) закрыт на основании постановления Глазовского горсовета от 11 марта 1930 г. Здание снесено 2 апреля 1934 г. Преображенский собор (новый) был закрыт на основании постановления ЦИК УАССР от 9 февраля 1938 г. Здание передано под городской театр. Вновь открыт в апреле 1947 г. На основании распоряжения Совета Министров УАССР от 27 января 1960 г. в связи со строительством железобетонного моста через р. Чепцу здание собора было снесено.

http://sobory.ru/article/?object=40020

В 1949 году новыми иммигрантами был основан покровский приход. Своего храма в то время не было и поэтому иммигрантами приходилось снимать для проведения служб различные помещения. К 1950 году посещаемость храма достигла в отдельных случаях до 500-600 человек (Пасхальная заутреня 1950 года). В 1954 году Покровский приход в Мельбурне, бывший к тому времени одним из крупнейших в епархии, приобрёл пустовавший храм в Коллингвуде в стиле неоготики, построенный англиканской миссией в 1874-1875 годы. Но уже в 1950-е годы стало понятно, что и этот храм будет временным в силу его ограниченности по размерам, так как весь храм и зал располагались на узком пятачке между двух улиц общей площадью земли 711 м². В 1960-х годах зал был перестроен и расширен, но места для школы, столов для встреч многочисленных прихожан, и сцены для выступлений всё равно не хватало. Во второй половине 1970-х годов настоятель собора священник Владимир Евсюков учредил издание «Покровских листков», которые печатались и размножались в большом количестве в основанной им типографии святой блаженной Ксении. При Покровском соборе был создан Православный библейский кружок молодёжи. Также священник Владимир Евсюков был духовником Братства «Православное Дело» в Австралии и членом центрального управления Братства за рубежом, заботясь о гонимых за Православие в СССР. Как отмечал следующий настоятель собора протоиерей Николай Карыпов: «Большим достоинством старого собора является его центральное положение в Мельбурне, поскольку наши прихожане разбросаны по многим районам города. Однако, к 70-м годам, когда иммиграция наша уже «оперилась», стали заметны немалые недостатки храмового комплекса в Коллингвуде: мало места в зале (храм и зал почти полностью занимают участок в 744 м²), отсутствие ограды, нет стоянки для машин, ограничения на улице, что очень затрудняет приезд машиной в рабочие часы». Уже в конце 1970-х годов нехватка места побудила настоятеля Владимира Евсюкова и прихожан Покровского прихода в Коллингвуде начать поиск участка земли для строительства нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=10796

Историк и мыслитель М. И. Лот-Бородина (1882–1957), напротив, высоко оценивала «Пути…»: «“Пути русского богословия” – это значительная книга, где впервые поставлена и разработана тема русского религиозного сознания…» [Черняев, 2010, 7]. Значимым является мнение крупнейшего философа Н. О. Лосского (1870–1965) о «Путях…». В монографии «История русской философии» он пишет: «Отец Георгий оказал большую услугу развитию русского богословия своей замечательной работой “Пути русского богословия”. Книга отца Георгия является ценным вкладом в изучение истории русской культуры. Поставленный им вопросы об особенностях русской религиозной жизни и ее развитии и ответы, даваемые на них, могут быть также полезны для понимания других областей русской культуры» [Лосский, 1991, 457, 460]. Интересно, что из письма протоиерея Георгия Флоровского брату Антонию от 25.02.1968 становится известным, что «Зеньковский написал свою “Историю русской философии” именно в противовес “Путям”» [Письма, 2021, 208]. В работе «История русской философии» протоиерей Василий Зеньковский дает такую характеристику «Путям…»: «…Автор прекрасный знаток русской философии, его характеристики, критические замечания всегда касаются самого существа дела, но книгу очень портит субъективизм в оценках и неуместное чтение “нотаций” различным авторам. Все же без книги Флоровского нельзя обойтись при изучении русской философии» [О России, 1990, 395]. Примечательно, что, по мнению Флоровского, «Пути…» побудили русского историка и мыслителя Г. П. Федотова (1886–1951) начать писать расширенную и дополненную версию книги «Святые Древней Руси» на английском языке [Письма, 2021, 208]. Можно предположить, что «Воссоздание Святой Руси» (1956) и «Очерки по истории Русской Церкви» (1959) историка и богослова А. В. Карташева (1875–1960) также были написаны под влиянием «Путей…» Важно отметить, что «Пути…» Флоровского не остались не замеченными в иностранной академической среде. К примеру, научный сотрудник ведущего католического университета Russicum в Риме иезуит С. Тышкевич (1887–1962) дал такую оценку «Путям…»: «Книга о. Флоровского, будучи уникальной в своем роде, заслуживает того, чтобы отнести ее к числу самых замечательных трудов в области современной историографии религии…» [Черняев, 2010, 7]. Интересно о «Путях…» высказался крупнейший зарубежный специалист по русской истории, профессор Колумбийского университета М. И. Раев (1923–2008): «Флоровский не только по-новому задал вопросы и смотрел на прошлое России, но и создал новую методологию исследования истории мысли… Он рассматривает историю мысли как некое повествование об интеллектуальном и духовном опыте личности» [Черняев, 2010, 9].

http://bogoslov.ru/article/6194377

На снимке Игоря Швачунова – реставратор Лебединского художественного музея, искренне влюбленный в свое дело, совершенный знаток стародавней истории и особенно истории Лебединая Иван Волчек. Вместе они частенько прогуливаются по местам, которые все еще сохраняют возвышенную и утонченную атмосферу духовности маленьких городков. Иван тоже обрисовал Лебединский храм, по-своему. Правда, непосредственно принимать участие в реконструкции церкви ему еще не пришлось, поскольку сам он реставрирует иконы, а таких здесь, к сожалению, не сохранилось. Но духовная святыня всегда как бы призывает Ивана Волчека к себе. «Я чувствую здесь благодатное влияние Богородицы, – говорит он. - Богородице, которая всех нас безгранично любит, защищает своим покровом и помогает возрождению наших душ». Как свидетельствуют сохранившиеся архивные документы, первый храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен в Лебедине в 1678 году. В то время Лебедин имел статус сотенного городка Сумского казачьего полка. Настоятелем храма стал отец Максим, принадлежащий к роду Залесских. Именно братья Залески угощали Тараса Григорьевича Шевченко на берегу реки Псел казацким кулешом и варенухой во время последнего посещения Украины великим Кобзарем. В 1875 году на месте бывшего деревянного храма появилась каменная церковь. Построили её на средства прихожан. В 1930-х годах ее закрыли, как и остальные церкви в городе, по «идеологическим» соображениям. Храм превратили в склад для хранения зерна. Есть еще люди, которые помнят, как падали на землю сброшенные церковные колокола. Например, бывший водитель Николай Клейман, которому пришлось Колхозной полуторкой перевозить эти колокола в пункт приема лома, откуда они попали на переплавку. В 1941 году церковь вновь открыли. Как сообщает местный краевед Владимир Дудченко, проводить богослужения разрешили немецкие власти. Местный музей обязали выдать церковной общине два Евангелия, ручной крест, ковры и чашу. В 1960-х годах Лебединскую Покровскую церковь снова сделали складом. Реставрировать ее не позволяли: власти рассчитывали на то, что храм будет разрушаться сам по себе, вследствие влияния природных условий – дождя и снега. Так и случилось: бывшая церковь уже стала непригодной и для склада.

http://sobory.ru/article/?object=20064

О дальнейших событиях рассказывает заместитель председателя Комитета по международным делам Госдумы РФ, доктор исторических наук Наталия Нарочницкая: " Насколько США хотели бы уменьшить владения России, явствует из телеграммы Рузвельта, которую он направил Николаю II. Американский миротворец в этой телеграмме выражал уверенность в непреодолимости претензий Японии и грозил, что продолжение войны может привести к потере всей русской территории восточнее озера Байкал, то есть прекратить существование России как тихоокеанской державы. В эти дни в Петербурге американский посол в России Майер, испросив аудиенцию у государя, стал склонять Николая II пойти на уступки, обещая посредничество президента Теодора Рузвельта в деле " уговорить " Японию отказаться от контрибуции. Не искушенный в коварстве, Николай II в целом " упорствовал " , не желая никаких уступок, но потом " мимоходом, как бы про себя, заметил, что можно было бы рассмотреть возможность передачи южной части Сахалина Японии " . Портсмутский мир был подписан 5 сентября 1905 г. Отказав Токио в выплате контрибуции, выдаче военных судов и ограничении военно-морского флота, Россия передавала Японии аренду Ляодунского полуострова, южную половину Сахалина и ветку железной дороги от Порт-Артура до станции Чанчунь. Японцы получали право рыбной ловли вдоль русских берегов. Попытки Витте отстоять Южный Сахалин ссылками на договор 1875 г. Комура замечанием, что война прекратила действие всех договоров между Японией и Россией. Поэтому изумляют нынешние ссылки японцев на те же договора! Отвечая им, нам достаточно цитировать главу японской делегации на переговорах в Портсмуте. Впрочем, одно добавление сделать надо. Согласно потсдамским с которыми согласился и Токио, решения 1905 г. утратили силу. В 1945 г., после победного окончания войны над Японией, Курилы и Южный Сахалин были навечно переданы СССР. А тот факт, что в 50-х гг. Никита в качестве жеста доброй воли был не прочь передать Японии Шикотан и Хабомаи, сути дела не меняет. От своего намерения СССР официально отказался в 1960 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Первым к изучению К. П. приступил в нач. XIX в. А. Ю. Сосновский, виленский официал и священник Никольской ц., к-рой принадлежала рукопись. Он сообщил о ней профессору Виленского ун-та Лобойко, от него сведения о К. П. получили Евгений (Болховитинов), митр. Киевский и Галицкий, гр. Н. П. Румянцев и П. И. Кеппен. Лобойко привозил К. П. «для показу» митр. Евгению в Киев и Кеппену в С.-Петербург. Уже тогда К. П. приобрела известность как выдающийся памятник, но только полвека спустя ее стали активно изучать историки и палеографы, в числе к-рых были Ю. И. Крашевский (1861), П. Г. Янковский (1866), И. Ф. Скимборович (1878), Ф. И. Буслаев (1875), Х. М. Лопарёв (1892), Н. П. Кондаков (1900), Н. В. Малицкий (1926), Я. П. Запаско (1960), П. Н. Жолтовский (1961), Н. Н. Розов (1966), Г. Н. Логвин (1971). В 1890 г. по инициативе ОЛДП часть К. П. была издана фотолитографическим способом, но это издание уже тогда было признано неудовлетворительным. В 1978 г. в изд-ве «Искусство» вышло факсимильное издание рукописи с сопровождающим текстом Г. И. Вздорнова («Исследование о Киевской Псалтири»). Неубедительной, направленной на разрушение ранее накопленных знаний о рукописи является статья С. Г. Жемайтиса, к-рый попытался увязать создание К. П. с К-полем по заказу Вифлеемского архиеп. Михаила ( Жемайтис, 2005). Происхождение К. П. из Киева и ее длительное нахождение на территории Великого княжества Литовского и в запад. губерниях Российской империи послужили причинами считать ее памятником староукр. письменности (Я. П. Запаско, П. Н. Жолтовский, Г. Н. Логвин). К. П. связана с московской рукописной школой, что может быть доказано не только историческими соображениями, но и ее сопоставлением с рядом роскошных московских рукописей, имеющих с ней много общего в художественном плане, прежде всего с напрестольным Евангелием Успенского собора Московского Кремля и древнейшей частью Синодика Успенского собора (ГИМ. Син. 667). Приписка протодиак. Спиридония о месте К. П. («а писана в граде в Киеве») говорит о его стремлении обратить внимание на это обстоятельство. Подобные указания не типичны для рукописей, над к-рыми писцы работали в их родных городах; «выходные данные» ограничивались упоминанием местного князя, епископа, священника, старосты, игумена или церкви. Иногда писец, уроженец одного города, работал в другом, и тогда в рукописях появлялось указание о месте переписки, как в К. П.

http://pravenc.ru/text/1684533.html

По преданию, первая деревянная церковь была поставлена в память о преподобном Трифоне Вятском, лишь через 100 лет, в 1678 году. После постройки здесь его учениками и последователями первого деревянного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, село стало именоваться Нижнемуллинское (по названию реки Нижняя Мулянка). Населённый пункт впервые упоминается в письменных источниках в 1623 и 1624 гг. Первыми жителями посления были татары. Позже здесь поселились русские первопоселенцы, а татары переместились в соседнее село Култаево. Место для поселения было выбрано удачно: рядом река Кама, речки Мулянка и Батуиха. К тому же земля после раскорчёвки оказалась достаточно плодородной. Земли, на которых стояло это поселение, были пожалованы царём Иоанном представителям рода Строгановых. Позднее село перешло князю Михаилу Михайловичу Голицыну. В конце 50-х гг. XIX столетия на месте старого обветшавшего храма была заложена каменная церковь, которая строилась на средства уже Сергея Михайловича Голицына и князя Бориса Григорьевича Шаховского по проекту губернского архитектора Григория Павловича Летучего. Однако после отмены крепостного права князь отказал в субсидиях, и строительство прекратилось. Только с 1871 года благодаря усердиям прихожан, работы по строительству церкви были продолжены. В 1875 году был завершён и освящён зимний (тёплый) придел во имя благоверного Александра Невского, а летний (главный, холодный) в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, был освящён только в 1882 году. В 1866 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. В 1937 году Троицкий храм в Нижних Муллах был закрыт. Здание церкви новые власти использовали для разных хозяйственных нужд (в Божием доме устроили засолочный цех). В годы Великой Отечественной войны здесь работала махорочная фабрика (с 1942 по 1952-й). С 1960 по 1982-й гг. здесь опять находился засолочный цех и склад совхоза " Большевик " . В 1985 году здание подверглось разрушительному пожару, полностью уничтожившего иконостас и уникальные фрески. После этого " события " , опустевшее и осиротевшее здание храма, возвышавшееся на высоком берегу Камы, являло всем проплывающим судам как маяк живому укору беспамятности и беззаконию. После пожара власти передали здание храма Пермской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=06716

Покровская церковь Про Покровскую церковь Дмитрий (Самбикин) в тех же документах писал: «Церковь в Хлевном, каменная с такою же колокольнею, построена в 1797 году, распространена в 1849 году; в 1876 году (или в 1878 г. – прим. админ.) устроен новый иконостас; и перемощены полы; церковь освящена 17 октября 1876 года. Земли пахатной 50 десятин и сенокосной одна десятина. В селе Хлевном на кладбище церковь праведных Захарии и Елисаветы. Прихожан 1960 душ. Два штата. В Хлевном существовала церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы еще в начале прошлаго столетия (нач. XVIII в. - прим.), а может быть и ранее. В 1738 году при ней были два священника Онисим и Ефрем». В начале XIX в. приписным к Покровской церкви Хлевного считался Покровский храм соседнего села Дмитряшевка. По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате Покровской церкви числились: два священника (Иоанн Петрович Владимиров и Виктор Попов), диакон (Александр Дмитриевич Лапин) и два псаломщика (Иван Матвеевич Пахомов и Иван Васильевич Устиновский). Церкви принадлежало 69½ десятин пахотных земель. Приход насчитывал 284 двора, где проживало 3931 человек. По данным ГАВО за 1911 год, «по штату два священника, два псаломщика, просфорня. Утварью церковь недостаточна, жалованье притчу не положено, просфорне от церкви сумма 78 рублей в год. Кружечных доходов за 1911 год 1300 рублей на 2 штата. Дома священников построены тщанием прихожан». Священник Виталий Прокопиевич Попов, 44 лет, родился 22 марта 1875 г., из духовных. Награжден набедренником (22 марта 1897 г.), серебряной медалью в память императора Александра III, юбилейной серебряной медалью в память 25-летия церковно-приходских школ. «По окончании Воронежской духовной семинарии по 2-му разряду в 1888 году, произведен в учителя. 18 октября 1891 г. рукоположен во диаконы пригородной слободы Дальней Чижевки. 18 декабря 1893 г. рукоположен во священники к Дмитровской церкви села Масалитинова Бобровского уезда, там же заведующий и законоучитель церковно-приходской школы. 16 декабря 1899 г. перемещен на настоящее место, состоит законоучителем земской школы. В семействе у него: жена Мария Митрофановна (39 лет, 13.11.1884 г.р.), дети: Серафим 13 лет, Александра 11 лет, Надежда 4-х лет, Виктор, 4-х лет. Под судом и следствием не был. За штатом не был. Отзывы весьма хорошие».

http://sobory.ru/article/?object=17440

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010