Иоасаф II (?–1672) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1667); после избрания председательствовал на Большом Московском соборе, осудившем староверие как ересь и утвердившем обрядовые реформы и исправления в текстах богослужебных книг. Калинин Михаил Иванович (1875–1946) – Председатель ВЦИК (1919–1938), после образования СССР – Председатель ЦИК СССР (1922–1938), Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1938–1946). Карпов Георгий Григорьевич (1898–1967) – председатель Совета по делам Русской Православной Церкви (1943–1960), с 1917 г. до назначения на эту должность служил в органах ВЧК–ГПУ–НКВД; генерал-майор КГБ СССР. Квашнин-Самарин Андрей Никитич (?–1773) – сенатор, Казанский губернатор (1766– 1772), позволял мусульманам достаточно свободно строить мечети, порой с нарушением требуемого удаления от православных церквей, чем вызвал недовольство Св. Синода. Кондрусевич Тадеуш (род. 1946) – архиепископ Римско-католической церкви, Апостольский администратор для католиков латинского обряда европейской части России (1991–2007); глава Минско-Могилёвской архиепархии (с сент. 2007). Константин Великий (Флавий Валерий Константин; ок. 285–337) – Римский император; при нем христианство (313 г., Миланский эдикт) получило официальное признание; председательствовал при открытии I Вселенского собора (325); причислен к лику святых как равноапостольный. Крючков Геннадий Константинович (1926–2007) – пресвитер, председатель Совета Церквей ЕХБ (с 1965), оппозиционного в отношении к Всесоюзному совету ЕХБ и действовавшего в подполье. Куроедов Владимир Алексеевич (1906–1994) – председатель Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР (1960–1965), председатель Совета по делам религий (1965– 1984), до назначения на должность в 1960 г. – секретарь Свердловского обкома КПСС. Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924) – организатор Коммунистической партии и основатель Советского государства, в 1917–1924 гг. – Председатель Совета Народных Комиссаров (советского правительства). Львов Владимир Николаевич (1872–1934) – депутат 3-й и 4-й Государственной Думы, член «Союза 17 октября», обер-прокурор Св. Синода (02.03–21.07.1917); 1920–1922 гг. – эмиграция в Японию, во Францию; возвратившись в Россию, примкнул к обновленческому движению, сослан в Томск (1927).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Белокуров Виктор,родился 29 октября 1852 г.; Московская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец: Иван Петров, пономарь; Московская губерния, Волоколамский уезд, Волоколамск, Воскресенский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 280 об., 281). Беляев Михаил,родился 24 ноября 1857 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Илья Васильев Беляев, († до 1876 г.), профессор, магистр, Московская духовная семинария (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 286 об., 287; д. 1785, л. 5). Благовещенский Михаил,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1864–1872 гг.). Отец: Константин Иоаннов, священник; Москва, Ивановский сорок, Введенская в Семеновском церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 46). Благовещенский Сергей,родился 13 марта 1855 г.; Московская духовная семина­рия (1869–1875 гг.). Отец: Константин Благовещенский, священник; Москва, Ивановский сорок, Введенская в Семеновском церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 282 об., 283). Боголепов Иван, родился 19 сентября 1857 г.; Спасо-Андрониевское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Алексей Иванов, свя­щенник; Москва, Ивановский сорок, Троицкая в Сыромятниках церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 311 об., 312). Боголепов Иван,родился 23 февраля 1960 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец: Алексей Константинов Боголепов, пономарь; Москва, кафедральный Архангельский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1856, л. 29; д. 1762, л. 332 об., 333). Боголепов Иван,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Павел Михайлов, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Спас-Темня, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 30). Боголепов Петр,родился 2 октября 1857 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Андрей Михайлов, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Нехорошево, Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 287 об., 288).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

сия I и о хиротонии во епископа архимандрита Боголепа]... 251 В последний путь [О кончине и погребении архиепископа Афанасия (Сахарова) в г. Владимире] 255 Ответы на вопросы [О нач. преподавательской деятельности] 259 TOM III. – 290 с. ОТЗЫВЫ НА КУРСОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ, НА ОТЧЕТЫ ПРОФЕССОРСКИХ СТИПЕНДИАТОВ, МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ, НА ДОКТОРСКИЙ ТРУД и др. 1960–1975 гг. ОТЗЫВЫ НА КУРСОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ СТУДЕНТОВ МДА (1) ЛЫСЕНКЕВИЧА Иосифа на тему: «История Холмско- Варшавской епархии (1875–1905 гг.)». 1960 г. 10 (2) Священника Виктора САМОХВАЛОВА на тему: «Житие и первосвятительская деятельность св. Петра, Митрополиуа Киевского и всея Руси. (Историческое исследование)». 1961 с 14 (3) КОНАРЯ Ивана на тему: «Св. Митрофан, еп. Воронеж- ский». 1961 г. ·. 17 (4) ЮРИМСКОГО Святослава на тему: «Преподобный Иов Почаевский – великий поборник Православия в Юго-Запад- ной Руси». 1962 г. 20 (5) НАИЧУКА Пантелеимона на тему: «Митрополит Евге- ний Болховитинов и его труды по Истории Русской Церкви». 1963 г. 22 (6) Священника Николая СИТНИКОВА на тему: «Воля Церкви как источник Церковного права». 1963 г. 25 (7) Священника Петра СОЛЯНИКА на тему: «Жизнь древ- них христиан по изображению церковных писателей первых трех веков». 1964 г. 28 (8) Иеромонаха ПЛАТОНА (Лобанкова) на тему: «Святи- тельские труды Высокопреосвященного Платона Левшина , Митропол. Московского». 1964 г. 34 (9) ЗАХАРОВА Александра на тему: «Распространение и укрепление христианства в Оренбургском крае до XIX века включительно». 1964 г. 39 (10) Священника Николая ДАВЫДОВА на тему: «Характе- ристика противосектантских полемических сочинений в Синодальный период». 1964 г. 43 (11) Священника Александра СЛОЖЕНИКИНА на тему: «Учение апологетов II века о Сыне Божием». 1965 г. 48 (12) Иеродиакона ИННОКЕНТИЯ (Михличенко) на тему: «Догматическая система Оригена , ее содержание и анализ на основе церковно-православного учения». 1965 г. 52 (13) Священника Михаила ШЕВЧУКА на тему: «Учение святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста о высоте пастырск. служения». 1965 г. 57

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Ученики Паисия сами стали возвращаться на родину с этим драгоценным духовным капиталом, отчасти их прямо приглашали и выписывали мудрые игумены российских монастырей и архипастыри, как митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) - " муж резонабельный " , по характеристике Екатерины II. Валаамская обитель вскоре сама прославилась как рассадница искусных духовников, водителей совести - старцев. Но особенно прославилась системой " старчества " калужская Оптина Пустынь. Все среднерусские (курские, тамбовские, воронежские) обители пронизаны были монашеским движением, распространявшим " Добротолюбие " и " старчество " . В этом потоке чистого монашеского возрождения и очутился курянин Прохор Мошнин - будущее светило русского старчества с его настольной книгой - " Добротолюбием " . Итак, дар святости у преподобного Серафима от Господа и благодати Его, всем подаваемой. Достижения преподобного - от его героического подвига. А наука духовная и помощь учительная - от той живительной реки аскетического возрождения, по которой он возжелал повести свою жизненную ладью. Река эта - духовно-аристократическая, святоотеческая, православно-эллинская. Западный учено-богословский мир с любопытством приникает к изучению этой непонятной ему утонченной восточно-церковной традиции. Протестантов слепит их позитивизм, латинян - рационализм Фомы Аквинского. Но и те, и другие уже начали чувствовать метафизическую мощь этой традиции и с раздражением и завистью предвидят неизбежность для них - признать ее смысл, хотя бы и не для своей религиозной жизни. 1938 Примечания в конце сборника к данной публикации: Антон Владимирович Карташев (1875-1960), историк Церкви и общественный деятель, последний прокурор Святейшего Синода, профессор Богословского института в Париже (1925-1960). Из его книг перечислим следующие: На путях к вселенскому Собору. 1932. 132 с.; Ветхозаветная библейская критика. 1947. 96 с.; Воссоздание Святой Руси. 1956. 258 с.; История Русской Церкви. 1959. Тт. I и II. 681 и 589 с.; Вселенские Соборы. 1963. 801 с. Все книги изданы в Париже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/288/...

658-692 КИПРИАН (Янковский Лев Николаевич; 31.10.1897 - 26.05.1938), архим., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Слободского края) КИПРИАН прмч. Валаамский (пам. 20 февр.) - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские КИПРИАН прмч. Зографский (пам. 10 окт.; пам. греч. 22 сент.) - см. в ст. Зографские преподобномученики КИПРИАН (Нелидов Константин Алексеевич; 1901 - 1934), иером., прмч. (пам. 3 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 692-693 КИПРИАН (Кирин, Киприн, Кирилл), мч. (пам. 10 мая) - см. в ст. Алфий, Филадельф, Кирин, Еразм, Онисим и с ними 14, мученики Бастийские КИПРИАН мч. Никомидийский (пам. 17 авг.) - см. в ст. Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан, мученики КИПРИАН Григорьевич Анников (1875-1937), мч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИПРИАН Александрович Яценко (1878- после 1930), мч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Уфимских святых) 693-694 КИПРИАН (XVII в.?), Христа ради юродивый, Карачевский, блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) КИПРИАН Киприан († 1622), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский., блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых) 694-695 695-698 698-699 КИПРИАН (2-я пол. XVI в. - после 1623), архидиак., поэт, переводчик с греч. языка, деятель Острожского культурно-просветительского кружка 699-700 700-702 702-703 703-704 КИПРИАН (1-я пол. V в.), лат. христ. поэт, автор поэтических переложений первых 7 книг ВЗ (кн. Бытие - Книги Судей Израилевых), т. н. Семикнижия, а также предполагаемый автор др. произведений на ветхозаветную тематику 704-707 707-708 КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк 708-711 711-713 КИПРИАН (Старорусенков (Старорусенников); † 1634), митр. Новгородский, автор посланий, исторических и церковных сочинений

http://pravenc.ru/vol/xxxiii.html

Белов Леонид, заключенный матрос из Кронштадта Белоголовый Иосиф Матвеевич (1883 – 1928), католический священник. Арестован в феврале 1926 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. В августе 1928 г. был доставлен в Москву и убит «при попытке к бегству» Белый Андрей (наст. имя и фам. Борис Николаевич Бугаев) (1880 – 8 января 1934), поэт Беляев Василий Дмитриевич (1892(3) – не ранее 1953), социал-демократ. Арестован в марте 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После освобождения из лагеря, сослан в Краснококшайск (с 1928 г. Йошкар-Ола) Бенедикт, австрийский предприниматель, отправлен на Соловки из сибирской ссылки Беранже Пьер Жан (1780 – 1857), французский поэт Берг Ефрем (Ефроим) Соломонович (ок. 1875 – 9 октября 1937), социалист-революционер. Расстрелян Бергсон Анри (1859–1941), французский философ Беркли Джордж (1685 – 1753) , епископ в Ирландии, английский философ Бернер Николай Федорович (псевд. – Божидар, Дир) (1890–1969), поэт. Арестован в 1925 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. В эмиграции с 1945 г. Бессонов (Безсонов) Юрий Дмитриевич (1891–1959), офицер, организатор группового побега из Кемперпункта, автор воспоминаний о Соловках Битнер Виктор, помощник капитана лагерного парохода Блок Александр Александрович (1880 – 7 августа 1921), поэт Блоха, заключенный уголовник Богданов Андрей, заключенный матрос из Кронштадта Богданов Борис Осипович (1884 – 15 мая 1960), социал-демократ. В ноябре 1922 г. приговорен к высылке за границу, но после изменения приговора, отправлен в Пертоминск, затем на Соловки, где возглавлял старостат Савватьевского скита. В ноябре 1924 г. переведен на материк. Окончательно освобожден в 1955 г. Богданов Осип Борисович, отец Б. О. Богданова Богданова (урожд. Дыхно) Ольга Альбертовна (1889–?), жена Б. О. Богданова Богданова Наталья Борисовна (1916–?), дочь Б. О. Богданова Богомяков Николай Иванович (1901 – 1983), член ВКП(б) Богораэ-Брухман Лариса Иосифовна (1929 – 6 апреля 2004), правозащитница

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1873 г. прихожане просили у Епархиального начальства разрешения сделать на всей церкви вместо ветхой новую тесовую крышу и исправить наклонившуюся колокольню, что им указом Тобольской духовной консистории от 7 сентября того же 1873 г. дозволено было сделать на их средства. Но в течение 1874 г. обещания своего прихожане не исполнили, поэтому указом Консистории от 26 февраля 1875 г. им было объявлено, что если они в этом же году не исправят должным образом свою приходскую церковь, то Епархиальное начальство сделает ее приписной к другим приходам. После этого прихожане все же согласились перестроить всю церковь до основания через подрядчика, который и приступил к работам с первых чисел августа 1876 г., а к октябрю 1877 г. они были завершены. Церковь была перестроена по тому же плану и фасаду. Был сооружен новый каменный фундамент, все здание опалублено снаружи тесом, крыши покрыты жестью; к имевшимся 15 окнам прибавлено еще два: одно полукруглое в верхнейчасти храма и одно круглое в нижней части двухъярусной колокольни. Во все окнанижней части вставлены металлические решетки. На здании имелось три главы, покрытые листовым железом, кресты на них были установлены железные. Вероятно, вскоре состоялось вторичное освящение церкви вновь во имя Святой Живоначальной Троицы. В дальнейшем храм продолжал благоустраиваться. В 1882 году был возобновлен иконостас, который, вероятно, стал трехъярусным и вмещал уже 35 икон. В 1886 г. была построена церковная ограда с каменными столбами, крытыми жестью, деревянным цоколем и тыном. На северной и южной сторонах ограды были устроены калитки, с западной же стороны - большие ворота, по обеим сторонам которых также имелись калитки. По сведениям начала 1890-х гг., здание внутри уже было оштукатуренным и выбеленным. Троицкая церковь в с. Половинском была закрыта в 1935 г. по решению Половинского райисполкома. Помещения были переоборудовали под районный Дом культуры: пристроили служебные помещения, фойе и кассу, соорудили общую крышу. К началу 1960-х гг. это уже было полностью перестроенное здание с актовым залом, кинобудкой и сценой. По воспоминаниям старожилов, в середине 1970-х гг. Дом культуры ремонтировали, и во время проведения сварочных работ ночью здание сгорело. Очевидно, что деревянная Троицкая церковь в с. Половинском в начале XX в. вновь начала приходить в ветхость. Видимо, по этой причине прихожане решили возвести новый каменный храм. По сведениям начала 1919 г., он или уже строился, или велись работы по подготовке к его строительству. Во всяком случае, кирпич для новой церкви был заготовлен. В ноябре 1920 г. ввиду того, что работы не производились, а кирпич хранился на воздухе, портился и мог придти в полную негодность, он был реквизирован властями в пользу Республики.

http://sobory.ru/article/?object=48303

Ещё в середине XIX века Г. Есипов со слов священника церкви А.И. Касаткина, писал, что церковь находится в аварийном состоянии: вся местность, на которой расположен был монастырь, совершенно изменилась: раньше она была ровная, а теперь с юго-восточной и юго-западной стороны вешние воды прорыли два глубоких оврага до уровня Москвы-реки и церковь стоит на обрывистом треугольнике, заключающем в себе не более 300 квадратных сажен. Обрыв к Москве-реке у самой церкви грозит опасностью храму, земля с каждым годом все более и более осыпается и если не обратить на это внимания, то церковь обрушится в Москву-реку. В 1875 году придел Сергия Радонежского и колокольня были разобраны, а в 1884 году, после осмотра церкви председателем Московского археологического общества графом Алексеем Сергеевичем Уваровым и высокопреосвященнейшим Иоанникием, митрополитом Московским и Коломенским, она была запечатана. В последствии планировалось укрепить берег и провести восстановительные работы. Однако, необходимые средства не были собраны, и, по прошению прихожан, из-за опасения каких-либо несчастных случаев, комиссией Московского археологического общества и епархиальным начальством решено было церковь разобрать. Летом 1890 года церковь была разобрана, а материал поступил на постройку храма в селе Рождествено, расположенном в 4 верстах выше по реке Сходни. Новую каменную церковь Спаса Преображения построили в 1886-88 годах на противоположной, восточной окраине села Спас, по другую сторону Волоколамской дороги. От старого храма на её месте ещё долгое время сохранялся надглавный крест, к которому от новой церкви до её закрытия в 1935 году ходил крестный ход. Сейчас место бывшего монастыря полностью застроено небольшими, скорее всего, дачными домами. А само село Спас было уничтожено в 1960 году в связи со строительством МКАД. На месте села сейчас транспортная развязка трёх крупных автодорог - Волоколамского, Пятницкого шоссе и МКАД. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=60903

КАРАНТОК, святой преподобный Каранток (почитается в Уэльсе как Караннок, в Ирландии как Каирнех, в Бретани – как Карантек; VI век) – кельтский миссионер, подвижник и игумен, живший в VI или VII веке. Родился в Уэльсе, был сыном Коруна, внука легендарного Кередига, основавшего одно из королевств Уэльса, которое и носило его имя. Святой Каранток по праву рождения должен был стать королём, однако он не желал этого и бежал – сначала в другую часть Уэльса, а потом и в Корнуолл. Известен в Англии как основатель монастыря Кархэмптон. Проповедовал в Ирландии и Бретани. В житии рассказывается, что во время своих странствий святой, желая развести костёр, настрогал щепок – однако неизвестно откуда взявшийся голубь унёс их. Святой последовал за птицей, и там, где птица, опустившись на землю, положила щепки, построил церковь (в Корнуолле, англ. Cornwall). Эта церковь стала центром паломничества, вокруг неё постепенно образовалось поселение, которое ныне носит имя Кранток, однако на корнском имя деревни другое – Лангуррок, что значит – поселение монахов. Церковь была разрушена норманнами, но не до конца. К XIV веку от неё остались не только старый фундамент, заложенный ещё святым Карантоком, но и часть стен, и к XV веку она была восстановлена. В средние века паломники шли к церкви святого в Крантоке по так называемой «дороге монахов», проходившей через несколько населенных пунктов, где воздвигались памятные кресты. Несколько таких крестов сохранились до наших дней. По мнению экспертов, это одна из наиболее красиво убранных церквей Корнуолла! Святой Каранток преставился в Ирландии. Его мощи долгое время пребывали в Корнуолле. Преподобного Карантока и сегодня почитают на юге Уэльса, в Корнуолле, Сомерсете и Бретани. День памяти – 16 мая. КАРСАВИН, Лев Платонович Карсавин (1882–1952) – русский религиозный философ, историк-медиевист, поэт. Антон Владимирович Карташёв (1875–1960) – российский государственный деятель, последний обер-прокурор Священного синода; министр исповеданий Временного правительства, богослов, историк русской церкви, церковный и общественный деятель. В эмиграции – идеолог непримиримости. Как последний обер-прокурор подготовил самоликвидацию института обер-прокуратуры и передачу полноты церковной власти Поместному собору Православной российской церкви 1917–1918 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На месте Покровского Собора стоит кино-концертный зал «Дружба». Рядом построена часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященная в 2002 году. Брянский Новопокровский собор, располагавшийся до 20 июля 1968 г. на территории нынешней Набережной (перед КЗ " Дружба " - в центре проезжей части нынешней ул. Калинина, на уровне территории касс филармонии и месте современной остановки общественного транспорта со стороны Славянской площади), начали возводить на рубеже 1860-х - 1870-х г.г. До этого на холме, который сравняли в конце 1960-х г.г., находилась древняя колокольня, старая Преображенская церковь и между ними церковь Рождества Пресвятой Богородицы Спасо-Поликарпова монастыря. Постройки на территории монастыря, вместе с новостроящимся Преображенским храмом, значительно пострадали в пожаре 1875 г. Однако уже в 1876 г. был освящён правый придел – во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1879 году – левый придел, во имя святого мученика Иоанна Воина. Дальнейшие работы в соборе значительно замедлились в связи со смертью городского головы купца Н.А. Вязьмитина, на средства которого велось строительство. Главный престол в честь Преображения Господня был освящён лишь в 1897 году. Для всех трёх приделов был устроен единый мраморно-мозаичный иконостас работы академика живописи В.Д. Фартусова. Впервые в печати этот снимок (http://sobory.ru/photo/461589) был опубликован в работе протоиерея, настоятеля Нижне-Никольской (Успенской) церкви, В.И. Попова в 1907 г. в работе " Брянский Покровский собор " . В начале 5-го утра 20 июля 1968 г. специалистами «Союзвзрывпрома» собор был взорван с целью расширения магистрали по ул. Калинина и для дальнейших работ по благоустройству Набережной, о чём анонсировалось в газете " Брянский рабочий " 30 июня 1968 г. Соборный храм с приписною Покровскою церковью находится в центре города, на главной Московской улице, на холме, возвышающимся над уровнем улицы на 5 саж. В XVIII в. на этом холме находился Спасо-Поликарпов монастырь, упраздненный в 1764 г.

http://sobory.ru/article/?object=41247

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010