народов; это было законодательно закреплено папой Римским Сикстом V в булле «Postquam verum ille» от 3 дек. 1586 г. Со 2-й пол. XIX в. кардинальское достоинство стало предоставляться католическим иерархам и за пределами Европы: 15 марта 1875 г. папа Пий IX возвел в кардинальское достоинство Джона Макклоски, архиеп. Нью-Йоркского, ставшего 1-м амер. К.; папа Римский Лев XIII возвел в кардинальское достоинство Фрэнсиса Патрика Морана, архиеп. Сиднейского (1885), и Эльзеара Александра Ташро, архиеп. Квебекского (1886). В ХХ в. появились первые К. из стран Лат. Америки и Африки: папа Пий Х возвел в кардинальское достоинство Жоакима Арковерди ди Албукерки Кавалканти, архиеп. Сан-Себастьян-ду-Рио-де-Жанейро (11 дек. 1905), папа Римский Иоанн XXIII - Лауреана Ругамбву, еп. Рутабо (совр. Танзания) (28 марта 1960). В наст. время К. из Лат. Америки занимают 2-е место по численности после К. из Европы, среди к-рых большинство составляют итальянцы (ок. 1/4 всей коллегии К.). С сер. XVI в. (постановление папы Римского Павла IV от 18 нояб. 1558) только К. может быть назначен на должность генерального викария Рима. Многие К. занимали высшие гос. должности не только в Папской области , но и в др. гос-вах. В Португалии после гибели кор. Себастьяна I (4 авг. 1578) на престол взошел его дядя, кард. Энрике Португальский, который оставался одновременно и К. и королем до смерти в 1580 г. В Англии кард. Реджиналд Пол возглавлял правительство при кор. Марии I Тюдор ; К. были лорд-канцлерами Англии: Генри Бофор Ланкастер, Джон Мортон, Томас Вулси; лорд-канцлером Шотландии был кард. Дейвид Битон. В Испании высшие гос. должности занимали 30 К.: великий канцлер Кастильского королевства Хиль (Эгидий) Альварес де Альборнос ; бывш. вице-король Сицилии Доминго Рам-и-Ланаха; канцлер Кастилии и Леона «великий кардинал» Педро Гонсалес де Мендоса; канцлер Арагона Хуан Маргарит-и-Пау; регент Испании Франсиско Хименес де Сиснерос ; вице-король Сицилии Энрике Кардона-и-Энрикес; вице-король Неаполя Антуан Перрено де Гранвела и др.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

После революции 1917 года в Бельгию переехало около восьми тысяч беженцев из России. Ими были созданы в 1920–1930 годах православные приходы в большинстве крупных бельгийских городов: в Антверпене, Шарлеруа, Льеже, Генте, при русском детском доме в Намюре и университетском городке Лёвене, в Вюльверинге и Жодоне. У новоприбывших русских было немало трудностей, в том числе и с получением образования для детей. Бельгийцы, еще никогда так массово не сталкивавшиеся с Православием, поначалу считали необходимым переведение детей русских беженцев в католичество. По просьбе нового настоятеля Никольского прихода отца Петра Извольского (1863–1928), вмешался бельгийский кардинал Мерсье, сделав все для того, чтобы к русским ученикам в школах стали относиться лучше. Несмотря на свои лишения, беженцы старались помогать и другим. Так, в это время Никольским приходом проводились сборы пожертвований в пользу голодающего населения России, на строительство храмов в Берлине и в г. Лиль (Франция), в пользу Урмийской миссии в Персии, в помощь храму святителя Николая Чудотворца в Бари (Италия), на нужды русских обителей на Афоне и проч. Церковное разделение, омрачавшее существование русского Православия в рассеянии на протяжении большей части ХХ века, не обошло стороной и бельгийские приходы. Большая часть их подчинялась митрополиту Евлогию (Георгиевскому, 1868–1946) и вместе с ним в 1931 году перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Часть прихожан брюссельского прихода в 1927 году прекратила общение с ним и создала свой приход в подчинении Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). В 1934 году был основан приход РПЦЗ в Антверпене. В 1926 году в Брюсселе греки открыли свой приход. В 1929 году в Бельгию прибыл первый православный архиерей – епископ Александр (Немоловский, 1875–1960), управлявший с того времени русскими приходами, находящимися в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 1936 году Патриарх Константинопольский утвердил его архиепископом Брюссельским и Бельгийским. Владыка Александр самоотверженно заботился о пастве, особенно страдавшей во время экономического кризиса 1930-х годов. На свои средства он ежедневно кормил до 30 человек, при этом нередко, экономя на транспорте, шел несколько километров пешком, чтобы служить литургию. Столь выдающийся архиерей вскоре стал пользоваться уважением и любовью не только у своей паствы, его богослужения посещал даже король Леопольд III.

http://pravoslavie.ru/4137.html

С 1856 г. до кончины в 1881 г. монастырем управляла игумения Парфения, в миру Аполлинария Александровна Адабаш – духовная поэтесса (книга ее стихов издавалась в 1875 и 2008 гг.), участвовавшая в составлении «Жития» прп. Парфения Киевского (†1855). Она родилась в 1810 г. в Екатеринославской губернии в дворянской семье, а в 1840 г. стала насельницей Флоровской обители, где в 1856 г. приняла монашество. В 1870 г. игумения Парфения открыла при монастыре приют для девочек-сирот и дочерей бедных родителей. Составленная ею «Служба свв. равноапп. Кириллу и Мефодию» была издана с одобрения Святейшего Синода Русской Церкви. В 1920 г. монастырь был зарегистрирован как приход (для сохранения доступа в храмы) и трудовая артель (для сохранения жилплощади), но в 1923 г. у артели отняли Вознесенский собор (после этого он около года принадлежал «обновленцам», затем стоял пустым) и поселили в обители семьи рабочих (так возник «Городок металистов»), в 1929 г. артель официально упразднили и к 1934 г. выселили большинство инокинь. В 1941 г. монастырь возродился: инокини использовали разрешение нацистских оккупантов на открытие храмов (оно было дано, чтобы завоевать симпатии населения, но позже расколоть Церковь), однако постоянно рисковали жизнью. Когда киевские подпольщики тайно вывели в монастырь истощенных детей из закрытого приюта, устроенного нацистами по-соседству, – инокини помогли малышам окрепнуть, и после войны некоторые из спасенных ими приезжали в обитель, чтобы поблагодарить за вновь обретенный дар жизни. Покидая город, нацисты пытались выдворить инокинь из монастыря, который в дни боев за Киев попал в «зону отселения», – однако насельницы прятались и укрывали других киевлян. В 1960-х гг. обитель пережила попытку нового закрытия: инокинь лишили целого ряда помещений и прописки в монастыре, многие были выселены, периодически устраивались проверки паспортов (как-то во время ночной проверки, когда документы изымали без объяснения причин, одна из послушниц перенесла нервное потрясение и попала в больницу).

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_(...

участка–могилы: 11–3. Х: –8. У:30. Акимов Александр Гаврилович памятник –коричн. гранитная плита, высотой 1,8 м, скругленная сверху. Подход извилист, (см. план) 17.6.1925–1987, 26.02 ключарь Елох. собора, затем –наст, храма в Сокольниках (1973–1987) (уч. ВОВ, диак. в Петрозаводске, с 7.4.1952 – в Елох. соб.) участка–могилы: 11–6. Х: –15. У:40. Чертковы: Николай Феоктист., 8.10.1873–1930, 28.12 наст. ц. Николы в Котельниках с 1902 (МДС, СПБДА–1898), диак. в Богородск. (1900–02). Над. Мих. 1879–1968 , дочери: Анаст–я † 9.10.1989 и Ал–дра † 1991 (– Оводова, Ал–дра в замужестве) (или с Гл. алл. свернуть перед п-ком Кожевникову и идти 40 ш. до Гинзбургов). участка–могилы: 12–1. Х: –36. У:–0. Воскресенский Ал-др Георг. 6.9.1875–1950,23.02 прот., настоятель ц. Иоанна Воина (в сане 52 года) и родные (сыновья умерли от чахотки). участка–могилы: 13–1. Х: –13. У:–5. Холмогоров Мих. Кузмич известный протодиакон, изображен П. Кориным впереди всей группы «Уходящей Руси», [ок. МДС (1891)]. 16/28.08.1864 – 1961, 13.04 н. ст. диак. Никитской ц. на Басманн.( 1910–29), Духосошест.ц. в Пушкино, арест (IX. 1938–IX. 1939), Филипповск. ц. Арбате (1943–51). участка–могилы: 13–2. Х: 15. У:в=–5. Зосима (Иджилов Ф.Д.) приехал из Болгарии в 90–х годах XIX века (от памятника с пропеллером) 6.01.1864 – 1961, 13.04 н.ст. старец, духовник Алексия I, стоял у раки Святителя Алексия в Елоховском соборе. И монахиня Евлампия (Переверзенцева) 1894–1992. участка–могилы: 13–6. Х: 12. У:в=26 (от пр–да 14/6 участков). Кулаковы (потомки С.К Смирнова) Ал–др Ник., (муж Ольги Серг. Смир–вой † 1919, дочери прот. Серг. С. С–ва, † 1925) 1884–1950 хирург Иверск. и Марфо–Мар. общин и б–цы у Петр, ворот. 2–я жена Надежда Вас. Кулакова 1900–1980 дочь: Евг. Ал–др. (Головкова) 1917–1977 дочь: Таисия Ал–др., 1913–1999 ее муж Ал–др Ив Квасников 1912–1986 рентгенолог, футболист «Динамо» и сын Станислав (утонул) 1934–1982. участка–могилы: 14–1. Х: 25. У:10. Свет Мария Ив., † 11.02.1960 (+ Зинаида Ив., Анна) [сверн. за «А–ром Лившицем " ].=инокиня Алексия

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Чего стоят находки угаритских текстов XIV века до Р.Х. или свитков Мертвого моря! Во-вторых, сама наука с тех пор стала совершенно другой. У нее другая методология, другие правила. Чисто с методологической точки зрения многие работы XIX века нам сейчас уже кажутся дилетантскими. Слепо следовать трудам столетней или стопятидесятилетней давности, тем более класть их в основу учебного процесса — это дорога в «гетто», в новое старообрядчество. Революция оборвала процесс становления российской библеистики (и, к сожалению, не только его). На какое-то время центром русскоязычного богословия становится Париж — Свято-Сергиевский православный богословский институт. Библейские дисциплины здесь преподавали Н.Н. Глубоковский (1863–1937), А.В. Карташев (1875–1960), епископ Кассиан (Безобразов; 1892–1965), протоиерей Алексий Князев (1913–1991). С именем епископа Кассиана связан так называемый кассиановский перевод Нового Завета — единственный из новейших переводов Библии, удостоившийся определенного авторитета в российских церковно-научных кругах, и первый серьезный перевод Нового Завета на русский, выполненный с критического текста (Нестле-Аланда). В 1944 году А.В. Карташев произнес в Свято-Сергиевском православном богословском институте свою знаменитую актовую речь «Ветхозаветная библейская критика», где впервые в истории Русской Церкви предлагалось не бороться с современной библеистикой, а осмыслить ее и принять ее наиболее аргументированные выводы. «Низшая, наивная ступень разумения подхода к ветхозаветной Библии уже не довлеет более злобе современного исторического дня, — писал Карташев. — Тут не пустая и унизительная погоня за пошлой модой. Тут миссионерский долг и подвиг веры и Церкви. Неисполнение его влечет за собой умаление веры в массах и потерю престижа Церкви в мире... Некритическое принятие сказочной оболочки древних чудес порождает подозрение, что их никогда и не было, что небо всегда молчит... Так суеверная вера ведет к атеизму». За этот доклад Свято-Сергиевский институт присудил Карташеву степень доктора церковных наук.

http://e-vestnik.ru/interviews/issleduyt...

И все же университетский курс он окончил. Сначала приехал в Петербург по чужим документам, затем сам заявил о себе полиции, был выслан в Ригу и, наконец, сдал экзамены.Его назначают приват-доцентом университета по кафедре средних веков, но из-за нехватки студентов Федотову приходится работать в Петербургской публичной библиотеке.Там он сблизился с историком, богословом и общественным деятелем Антоном Владимировичем Карташевым (1875-1960), который к тому времени уже проделал сложный путь от " неохристианства " Д. С. Мережковского к православному мировоззрению. Карташев помог Федотову окончательно укрепиться на почве духовных идеалов христианства. Для молодого ученого это вовсе не означало сжечь то, чему он поклонялся. Став сознательным и убежденным христианином, он ни на йоту не изменил своей преданности свободе, демократии, культурному строительству. Напротив, в Евангелии он нашел " оправдание " достоинства личности, вечные основы творчества и социального служения. Поэтому, как пишет его биограф, Федотов увидел в первой мировой войне не только бедствие, но и " борьбу за свободу в союзе с западными демократиями " [ 2 ]. Октябрьскую революцию он расценил как " великую " , сравнимую лишь с английской и французской [ 3 ]. Но с самого начала его тревожила возможность ее перерождения в " личную тиранию " . Исторический опыт давал повод к довольно пессимистическим прогнозам.Впрочем, начиная с военных лет Федотов отдаляется от общественной деятельности и целиком уходит в научную работу. В Петрограде он сближается с писавшим " в стол " христианским мыслителем Александром Мейером (1876-1939) и его религиозно-философским кружком. Кружок не примыкал к политической оппозиции, а ставил своей целью сохранять и развивать духовные сокровища русской и мировой культуры. Вначале направленность этого сообщества была несколько аморфной, но постепенно большинство его членов вошло в ограду Церкви. Таков был и путь самого Федотова, и до последнего дня жизни на родине он был связан с Мейером и его единомышленниками, участвовал в их журнале " Свободные голоса " , просуществовавшем всего один год (1918).Как и многим деятелям культуры, Федотову пришлось испытать трудности голодных и холодных лет времен гражданской войны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1222...

от Екатеринбургской епархии: иеросхимонаха Иоанна (Кевролетина; 1875–1961); от Московской епархии: схиархимандрита Игнатия (Лебедева; 1884–1938), протоиерея Иоанна Тарасова (1867–1937), протоиерея Николая Крылова (1875–1941), протоиерея Павла Преображенского (1882–1937), протоиерея Константина Пятикрестовского (1877–1938), протоиерея Сергия Голощапова (1882–1937), игумена Евтихия (Качура; 1891–1937), священника Димитрия Крючкова (1874–1952), священника Владимира Красновского (1889–1937), священника Василия Никитского (1889–1938), священника Димитрия Русинова (1871–1937), священника Василия Парийского (1894–1937), священника Константина Немешаева (1879–1937), иеромонаха Аристарха (Заглодина-Кокорева; 1886–1937), диакона Николая Цветкова (1879–1937), диакона Никифора Литвинова (1892–1937), Василия Ефимова (1903– 1937), монахиню Параскеву (Матиешину; 1890–1952); от Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря: иеромонаха Патрикия (Петрова; 1877–1933), иеромонаха Сергия (Гальковского; † 1918), иеродиакона Андроника (Барсукова; † 1917), монаха Тавриона (Толоконцева; 1871–1939); от Рязанской епархии: священника Матфея Рябцева († 1918), протоиерея Николая Динариева († 1918), священника Николая Правдолюбова (1892–1941), священника Александра Орлова (1878–1941), протоиерея Сергия Правдолюбова (1890–1950), Евгения Дмитрева (1913–1937), Павла Парфенова († 1918), Веру Самсонову (1880–1940); от Пензенской епархии: иерея Иоанна Калинина-Оленевского (1854–1951); от Саратовской епархии: священника Дионисия Щеголева (1880–1937); от Тамбовской епархии: архиепископа Тамбовского и Шацкого Вассиана (Пятницкого; 1879–1940); от Ярославской епархии: протоиерея Феодора Поройкова (1875–1938), священника Петра Зефирова (1879–1918), священника Николая Писаревского (1868–1933), священника Василия Крылова (1892–1938), священника Николая Розова (1870–1930), священника Иоанна Рудинского (1867–1930), Георгия Седова (1883–1960). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о двустороннем диалоге Русской Православной Церкви с Коптской, Сирийской Православной и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквами, организуемом в соответствии с решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

317-319 319-321 321-323 323-324 324-325 КАРПОВ Георгий Григорьевич (1898-1967), советский гос. деятель, председатель Совета по делам РПЦ при Правительстве СССР в 1943-1960 гг. 325-328 КАРПОВ Михаил Васильевич (1872-1962), регент, учитель пения, хормейстер, автор духовно-муз. сочинений и переложений 328-329 КАРПОВ Сергей Павлович (род. 1.01.1948), российский историк-византинист и медиевист, академик РАН 329-330 330-332 332-333 333-334 334-336 301-305 336-337 КАРС крепость и город на Армянском нагорье, в исторической обл. Вананд, древняя епархия Армянской Апостольской Церкви и Грузинской Православной Церкви 337-340 341-357 КАРСКИЙ Евфимий Федорович (1860-1931), славист, академик Российской АН, основоположник белорусоведения 357-360 360-361 КАРСТЭРС Уильям (1649-1715), представитель шотл. протестантизма, один из идейных руководителей Церкви Шотландии 361-367 367-372 372-373 Антон Владимирович (1875-1960), общественный и гос. деятель, последний обер-прокурор Синода, историк Церкви, богослов, публицист 373-377 377-378 КАРТЕРИЙ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КАРТЛИ историческая область в центральном регионе Грузии; название Восточногрузинского царства Иверия 378-387 387-392 КАРТРАЙТ Томас (ок. 1535 - 1603), один из основоположников пуританизма; религ. писатель, богослов, полемист, проповедник 392-414 414-420 КАРТУЛЯРИИ в средневек. Зап. Европе сборник копий документов, связанных с к.-л. лицом, родом или институтом 420-425 425-426 426-445 445-447 КАРФАГЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Североафриканская Церковь), иногда используемое наименование одной из древнейших христ. Церквей 447-461 461-463 КАРШУНИ (гаршуни), название сир. письма, адаптированного для передачи преимущественно араб. текстов 463-465 465-467 467-469 469-473 473-475 475-476 КАСОМУЛИС Николаос (1795-1871), греческий писатель, участник греческого национально-освободительного движения КАСПЕР Вальтер (род. 1933), кард., председатель папского совета по содействию христ. единству в 2001-2010 гг., деятель совр. экуменического движения

http://pravenc.ru/vol/xxxi.html

236-237 237-238 238-239 239-240 240-241 ГРААЛЬ один из символов средневек. куртуазной лит-ры, распространенный во Франции, в Германии и в Англии 241-243 245-246 ГРАБАР Андре [Андрей Николаевич] (1896 - 1990), выдающийся франц. медиевист рус. происхождения, один из создателей франц. школы совр. византиноведения, основатель и научный редактор ж. «Cahiers archéologiques» (1945) 243-245 ГРАБАРКА св. гора на Подляшье (Подлясе), восточнее г. Семятыче, где находится одна из главных правосл. святынь Польши — Марфо-Мариинский жен. мон-рь ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 — 1960), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в Россиии СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956) 246-247 ГРАБМАНН Мартин (1875 — 1949), нем. католич. теолог и философ, медиевист, исследователь средневек. философии 247-249 ГРАБОВАЦ во имя св. архангелов Михаила и Гавриила жен. (ранее муж.) мон-рь Будимской епархии Сербской Православной Церкви 249-250 GRAVISSIMUM EDUCATIONIS декларация о христианком воспитании, принятая на 4-й сессии Ватиканского II Собора, утвержденная папой Римским Павлом VI 28 окт. 1965 г. 250-251 251-257 ГРАДАЦ жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви 257-259 259-260 260-263 263-264 264-265 ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ термин, используемый в христ. богословии для определения принадлежности к единой Христовой Церкви как отдельных лиц, так и христ. сообществ (конфессий, деноминаций, общин) 265-283 283-284 284-285 ГРАССО Иоанн (кон. XII - после сер. XIII в.), имперский нотарий в Отранто, затем (1236-1250) нотарий имп. Фридриха II Штауфена, грекоязычный поэт и писатель-полемист 285-286 286-287 ГРАТА († кон. VIII - нач. IX в.), св. дева (пам. зап. 4 сент.), почитаемая в г. Бергамо (Сев. Италия) 287-288 288-289 ГРАФИКА вид изобразительного искусства, включающий 2 группы художественных произведений - рисунок и печатную гравюру 289-293 ГРАФФЕН Франсуа (1905 - 2002), франц. ориенталист, исследователь сир. лит-ры, директор издательской серии «Восточная патрология»

http://pravenc.ru/vol/xii.html

А.Е. Андриевский в своих трудах за 1911 год отмечал: «Церковь каменная, теплая, построена въ 1862 году на средства прихожанъ. Престолъ – во имя святой Троицы. Приход открыт въ 1783 году». Дворов в селе в это время насчитывалось 577, душ мужского пола 1831, женского 1846, «великороссы, земледельцы, наделъ земли у крестьянъ 2¼ десятины на душу. В приходе река Воронежъ и лесъ. Школы: земская и церковно-приходская, обе двухкомплектныя с 4-х годичным курсомъ, законоучителю въ земской школе 75 руб. въ годъ. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковнаго имущества и мempuчeckiя книги съ 1783 года». В 1911 году штат церкви, по сравнению в 1893 годом, не изменился: священник, диакон и псаломщик. «У причта 40 десятины полевой земли, в 3-х участках, дальний участок отъ церкви въ 5 верстах. Общая доходность причтовой земли 650 руб. в годъ. Братский годовой доходъ 1900 руб. Дома у причта собственные». Приход был закрыт в 1921-1922 годах, были изъяты ценности, и храм постепенно стал приходить в запустение. В здании церковно-приходской школы разместилась сельская школа; в 1960-е это здание было разрушено. Известны имена церковно- и священнослужителей Троицкой церкви, пострадавших от репрессий советской власти. Вышеупомянутый Баталин Петр Михайлович, 1875 г.р., уроженец села Успенское Грязинского района, священник. После закрытия храма служил в Преображенской церкви Липецка до 1937 года, когда по ложному обвинению постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 15.10.37 г. по ст. 58-10-2, 58-11 приговорен к 10 годам лагерей, где по-видимому и принял смерть. Реабилитирован постановлением президиума Липецкого областного суда от 17.09.60 г. Миронов Семен Семенович, 1873 г.р., уроженец села Патриаршее Липецкого района, священник, постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 26.12.31 г. по ст. 58-10-2 приговорен к 3 годам лишения свободы, реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 19.07.89 г. Поляков Владимир Андреевич, 1890 г.р., уроженец села Мочилки Лебедянского района, священник, постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 03.12.37 г. по ст. 58-10-2 приговорен к расстрелу, реабилитирован постановлением президиума Липецкого областного суда от 22.04.61 г.

http://sobory.ru/article/?object=17341

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010