Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деяния Деяния. М.; Пг., 1918. 11 т. М., 1994-2000р Джавахишвили. История народа Джавахишвили И. А. История грузинского народа. Тбилиси, 1960-1967. 4 т. (на груз. яз.) Джанашиа. Труды Джанашиа С. Н. Труды. Тбилиси, 1949-1988. Т. 1-6 ДИИВЕ Древнейшие источники по истории Восточной Европы: Мат-лы и исслед./Ин-т рос. истории РАН. М., 1993-. Димитрий (Самбикин). Месяцеслов Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. Вып. 1-4: Сент.-Дек. Каменец-Подольск, 1892-1895; Вып. 5-12: Янв.-Авг. Тверь, 1897-19022 ДК Духовна култура. София, 1920/1921-. Дмитревский И. Изъяснение литургии Дмитревский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии: Основано на Свящ. Писании, Правилах Вселенских и Поместных Соборов и на писании св. отцов Церкви. М., 1804, 18942, 1993р Дмитриевский. Описание Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. T. 1: Tupik£. К., 1895; T. 2: EÙcolÒgia. 1901; T. 3: Tupik£. П., 1917 ДНР Древняя и новая Россия. СПб., 1875-1881 Доброклонский. Руководство Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. Рязань, 1890-1893. 4 т.; М., 1999р. 1 т. Добротолюбие Добротолюбие: В рус. пер.: В 5 т./Пер.: свт. Феофан Затворник. М., 1898-1900, 1992р Догмат. богословие Православное догматическое богословие. Чернигов, 18652. 2 т. Догматическое богословие Догматическое богословие//Он же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 200-287 Достопамятные сказания Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Серг. П., 1993р ДРВ Древняя российская вивлиофика. СПб., 1773-1775. 10 ч.; 1788-17912. 20 ч.; переизд.: Мышкин, 1894-1906. Т. 1-5. Продолж.: СПб., 1786-1801; переизд.: ДРВ. Мышкин, 1894-1906. Т. 6-7 ДРВМ Древняя Русь: Вопр. медиевистики/РАЕН. М., 2000-. Др.-груз. лит. История древнегрузинской литературы.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=6

Москва. Домовая церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы при Мариинском женском училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1851 г. на Софийской набережной было открыто училище Дамского попечительства о бедных. Однако изначально находилось в наемных помещениях. На территории усадеб Еропкиных, Зубовых, Дурасовых (более известна как «усадьба Дурасовых») в 1860 г. был приобретен собственный трехэтажный дом, где помещалось Мариинское училище. Чуть позже было принято решение об обустройстве домового храма. Для этих нужд с восточной части здания выполнена пристройка. Церковь располагалась в верхнем двухсветном зале, притвор и трапезная помещались в примыкающих комнатах старой части дома. В конце апреля 1863 г. Богородицкую церковь освятили. В 1875 г. здание претерпело существенных изменений, большая часть которого подлежала перестройке, собственно, в таком виде училище сохранилось до наших дней. В 1878 г. был учрежден самостоятельный причт. В 1918 г. церковь опечатали, в 1921 г. имущество передали в действующие сельские церкви, главу сломали, интерьер уничтожили. До 1960-х гг. здесь находилась школа 19 им. Белинского. После дом отдали для проектных организаций, которые находятся там и сегодня. Введения во храм Пресвятой Богородицы при Мариинском женском училище церковь (Софийская набережная, дом 8; уничтожена). Мариинское женское училище было основано в 1851 г. Дамским попечительством о бедных в Москве. В первые годы оно помещалось в наемных домах и не имело своего храма. Наконец, в 1860 г. для училища приобрели собственный дом на Софийской набережной. К старинному трехэтажному зданию училища с восточной стороны была сделана пристройка, в которой 28 апреля 1863 г. освятили домовую Введенскую церковь. Двухъярусный вызолоченный иконостас имел двадцать икон, написанных живописцем Алмазовым. Тот же Алмазов написал восемь священных изображений на стенах церкви. Трапезная соединялась со средней частью церкви большой аркой, пробитой в стене старого здания и открывавшей полный вид на иконостас. С наружной стороны наличие домовой церкви обозначалось главой с крестом, поставленной на куполообразную крышу пристройки.

http://sobory.ru/article/?object=25360

Новости 31 января, 2012 В праздник Трех святителей в Греции также отметили День Образования и Просвещения В Греции память святителей отмечают как День Образования и Просвещения. Особенно этот праздник чтут в университетах. Вместо занятий школьники, студенты и преподаватели отправляются в храм на службу. 31 января, 2012 200 семей Таиланда, пострадавших от наводнения, получили помощь от представительства Русской Церкви «Самое важное для нас то, что помощь была оказано каждому из пострадавших лично, из рук в руки, без бюрократических препон», — отметил представитель Русской Православной Церкви в Таиланде архимандрит Олег (Черепанин). 31 января, 2012 30 января, 2012 Патриарх Кирилл поднял перед архиереями вопрос о пастырском выгорании священнослужителей Это такое состояние, когда священнослужитель теряет мотивацию к несению пастырского служения, состояние хронической усталости и апатии, сопровождающееся сомнениями в наличии пастырского призвания и правильности выбора священнослужения как профессии и образа жизни. 30 января, 2012 Игумен Ефрем находится в тюрьме более месяца Больше месяца содержится в камере предварительного заключения наместник Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем. Состояние его здоровья, как сообщают очевидцы, не улучшилось, хотя отец архимандрит на свое самочувствие не жалуется. 30 января, 2012 В Страсбурге впервые совершили великое освящение вод реки Иль Богослужение собрало около 300 человек и совершалось на греческом, церковнославянском, грузинском, румынском и французском языках. 30 января, 2012 О наших публикациях Принципы библейской герменевтики в строгом смысле в православном богословии еще не сформулированы. Становление библейской науки в России в начале ХХ в. было прервано великой катастрофой — и промыслом Божиим продолжено в диаспоре стараниями прежде всего профессоров Парижского Свято-Сергиевского Богословского Института. В ставшей уже давно классической, небольшой — но такой драгоценной! — книжечке А.В.Карташева (1875-1960) «Ветхозаветная […]

http://pravmir.ru/category/news/page/514...

Талица. Часовня Вознесения Господня. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Вознесения Господня Год постройки:приблизительно 1826 - 1875. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Свердловская область, г. Талица, гора Петруниха Координаты: 56.984805, 63.753259 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На самом высоком месте районного центра Талицы — горе Петрунихе возвышается красивый православный крест. Он установлен здесь совсем недавно, но уже органически вписался в местный природный ландшафт. Наверное, это не случайно, ведь по воспоминаниям старожилов города именно на Петрунинской горе стояла небольшая деревянная часовня с куполообразной крышей и крестом. Часовня эта была обетной, то есть построенная по обещанию, данному Господу за его милость. Построена она была в конце 19 века одним из братьев Мараниных, известных купцов Талицкого завода. Во время морового поветрия тяжело заболела его семья, и помолившись усердно Богу, он пообещал (дал обет) Господу, что в случае благоприятного исхода на самом видном месте горы Петрунинской поставит деревянную часовню. Что после испрошения дозволения и было сделано. Освящена она была в честь Вознесения Христова. После революции часовня мало-помалу разрушалась, и к середине 1960-х годов от нее не осталось даже руин. За давностью лет и изменением ландшафта точное место нахождения часовни определить не удалось, но разве это имеет особое значение. Неважно, стоит Поклонный крест метрами дальше или ближе от святого места, главное — что он стоит и напоминает нынешним жителям города о том, что здесь когда-то находилась православная святыня. Поклонный крест на Петрунинской горе — не единственный в районном центре.

http://sobory.ru/article/?object=52866

Храм Казанской иконы Божией Матери (Куса) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Казанской иконы Божией Матери построен в 1882 году, закрыт в 1940, возвращен верующим в 1943 году. Колокольня разрушена. Памятник архитектуры XIX века. Содержание История [ править править код ] История Казанско-Богородицкой церкви берет свое начало в 1875 году, когда было получено разрешение на постройку храма в Барочной слободе. Одна православная церковь в Кусе на тот момент уже существовала, но жителям слободы добираться до нее было затруднительно. Средства на постройку церкви пожертвовали благотворители. Новая церковь была освящена 17 декабря 1882 года (по старому стилю). Со временем храм оброс необходимыми постройками, заработала церковно-приходская школа. В народе за церковью закрепилось название Барочная. В начале 1920-х были изъяты все церковные ценности, а в 1940-м году храм закрыли. Но ненадолго. В 1944 году здание Свято-Казанского храма в Кусе было возвращено верующим, как было указано в протоколе, «в бесплатное и бессрочное пользование». Однако в 1960-е годы гонения на церковь возобновились и возрожденные в 1940-е годы храмы так же массово закрывались по всей стране. Не избежала этой участи и церковь в Кусе. Власти не только закрыли церковь, но еще и разрушили колокольню. После ухода советской власти в Кусе возродился приход, а сохранившееся здание церкви было возвращено верующим. Активные работы по восстановлению храма начались в 2005 году. Была решена проблема с отоплением, обновлены росписи стен и иконы, облагорожена территория вокруг церкви и много другое. В 2009 году рядом с храмом было построено здание духовной консистории. А в 2013 году появилась звонница – взамен утраченной еще в 1960-е годы колокольне. Современное состояние [ править править код ] Помимо храма в храмовый комплекс входит одноэтажное здание духовной консистории, в котором расположены Духовно-просветительский центр, церковная лавка и трапезная. Неподалеку от церкви расположилась звонница – небольшая деревянная часовня, увенчанная сине-золотым куполом. Интересно, что для южноуральских церквей звонницы – редкость, гораздо чаще храмы имеют колокольню. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Казанской...

профессор Антон Владимирович Карташёв (11.07.1875–10.09.1960) Метод и методология научной работы Общая церковная история Сравнительное богословие Церковь, общество и государство История Древней Церкви История Русской Православной Церкви Жизнеописания Священное Писание Ветхого Завета Автобиографические труды профессор Антон Владимирович Карташёв Церковный и общественный деятель, последний обер-прокурор Святейшего Синода, богослов, историк русской церкви, публицист. Биография Жизнь и деятельность А. Карташева в дореволюционный период Родился 11 июля 1875 года, на Урале, в городе Кыштым. Он был потомком крепостных крестьян, его отец был шахтёром. И вот из такой трудовой семьи вышел человек, чьи образованность и воспитанность поражали современников, чья сознательная жизнь была прочно связана с Церковью. Будучи юным, он закончил Духовное училище, а затем был принят в Пермскую духовную семинарию. Окончив её в 1894 году, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. По завершении обучения в академии в 1899 году, Карташев занимал, на кафедре истории Русской Церкви, должность доцента. Через несколько лет академической преподавательской деятельности он оставил её. Шел 1905 год. Решение уйти из академии не в последнюю очередь было связано с недовольством руководства общественной деятельностью А. Карташева, с его активным участием в набиравших тогда силу общественных дискуссиях, связанных с вопросами об изменении политических и религиозных условий жизни в России. Карташев был активным участником Религиозно-Философских собраний, участвовал в деятельности религиозной общины, где имел личное общение с Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Мариэттой Шагинян. Некоторыми представителями духовенства подобные настроения воспринимались не иначе как революционный настрой. Занимавший тогда пост ректора духовной академии епископ Сергий (Страгородский) поставил Карташева перед выбором: или он прекратит участие в подобного рода общественной деятельности, или же руководство академии прекратит поддерживать с ним трудовые отношения. Карташев сделал выбор в пользу церковно-общественной деятельности и подал прошение об увольнении.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Государственному архиву РФ переданы документы Великой княгини Ксении Александровны Романовой Москва, 7 декабря 2017 г. Великая княгиня Ксения Александровна Романова      6 декабря 2017 года в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) Председатель Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл» Константин Малофеев осуществил торжественный акт дарения архива великой княгини Ксении Александровны (18751960), старшей дочери императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, сестры императора Николая II. После революции, в 1919 года великая княгиня с матерью вдовствующей императрицей Марией Федоровной, семьей и родственниками навсегда покинула Россию. В эмиграции Ксения Александровна жила сначала в Дании, затем переехала в Великобританию.    «Главная задача нашей организации — историческое просвещение, очищение русской истории от клеветы и искажений. Этого невозможно добиться без кропотливой работы с историческими источниками, — сказал Константин Малофеев. – Отсюда наше пристальное внимание к различным архивным документам и желание, чтобы они были доступны широкому научному сообществу. Ведь доскональное изучение источников и их публикация — необходимый шаг к установлению исторической правды». Документы дополнят хранящуюся в ГА РФ коллекцию Романовых и будут включены в состав личного фонда Ксении Александровны Романовой (Фонд 662) и фонда императрицы Марии Федоровны 642). Приобретенный архив ценен, прежде всего, дневниками великой княгини Ксении Александровны за 1914—1919 годы, публикация которых запланирована в ближайшее время, сообщает сайт общества .      «Архив великой княгини Ксении Александровны содержит уникальные семейные фотографии, письма великого князя Георгия Александровича, брата княгини, и, что особенно ценно, её дневниковые записи 1914 — 1919 годов, в которых она подробно освещает события Первой мировой войны, крушения монархии и Великой российской революции, — сказал руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов. — Передаваемые документы позволяют «увидеть» переломную и сложнейшую в истории страны эпоху глазами представителя императорской семьи. Хочу подчеркнуть, архив великой княжны не изучен и почти не известен научному сообществу и широкой общественности, поэтому его будущая публикация вызовет особый интерес».

http://pravoslavie.ru/108967.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 2, 2010 год ИНТЕЛЛИГЕНТ — ПРОФЕССОР — АРХИЕРЕЙ. К 10-летию со дня кончины архиепископа Михаила (Мудьюгина) Митрополичий садик Александро-Невской Лавры в 1960-е годы был запущенным и угрюмым: прорезавшая его диагональная дорожка освещалась тусклым фонарем на деревянном столбе, и в вечернее время ходить здесь не рекомендовалось. А читальный зал библиотеки Ленинградских Духовных школ работал до 22:30, поэтому дежуривших здесь сотрудниц провожали до метро дюжие семинаристы. Иногда перед закрытием туда заходил человек в рясе, напоминавший манерами классического петербургского профессора, и галантно предлагал проводить «библиотечных дам» к их вящему смущению. Это был сам ректор — епископ Михаил. Сын двадцатого столетия Будущий архиерей родился 12 мая 1912 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Николай Алексеевич, статский советник, увлекся декадентским вольнодумством и вернулся к вере лишь в конце жизни. А мама, Вера Николаевна, глубоко религиозный человек, всегда была для сына ангелом-хранителем и покинула его лишь в столетнем возрасте. Уже с шести лет отрок прислуживал в алтаре храма иконы Божией Матери Скоропослушницы на Песках, а первый стихарь на него надел митрополит Петроградский Вениамин, будущий священномученик. Интеллигентный юноша получил хорошее музыкальное образование, дополненное заочной учебой в консерватории, прекрасно музицировал, даже в последние годы, будучи слепым. Говорил на пяти языках, углубленно изучал латинский. После школы Михаил пытался поступить в Ленинградский университет, но для «классово чуждого элемента» это было невозможно. Поэтому с 1930 года он работал на заводе «Красный Путиловец» шлифовщиком и учился на вечернем отделении Института иностранных языков. В 1932 году молодой специалист женился, и у него родилось трое детей (позднее сын умрет в лагере). В 30-е годы ему явно «повезло» (учитывая судьбы миллионов мучеников): за религиозную деятельность его выслали на Урал, затем он жил в Новгороде и Пушкине. С августа 1941 года работал в Свердловске и Новосибирске, в 1946 году заочно окончил Институт металлопромышленности.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/2/70...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2008 год Русские Пятидесятники Анастасия Коскелло Руководитель информационной службы «Вода живая» Русское сектантство - неотъемлемая часть духовной жизни русского народа. Знаю твердо, что Россия немыслима без этих людей, что без них душа России лишилась бы самых характерных, существенных и ценных своих черт. Николай Бердяев, «Духовное христианство и сектантство в России» (1916) «ТУЧИ НАД БОРСКОМ» Пятидесятники» - кто они? Большинство людей, посещающих сегодня православные храмы, почти ничего не знают о них и никогда не сталкивались с ними в жизни. Информации о пятидесятниках в прессе и на телевидении крайне мало, а та, что есть, обычно носит характер некоей «страшилки». «Беснующиеся» проповедники, массы агрессивных «прозомбированных сектантов», плюс закадровый голос, вещающий об использовании «психотропных средств», «подавлении личности» и невероятных финансовых потоках, которые вращаются в «сектантском бизнесе». Естественно, что от просмотра таких публикаций и роликов у психически здорового человека возникнет отторжение к самому слову «пятидесятники». То же касается «баптистов», «евангелистов», а заодно и «иеговистов» с «мормонами» (хотя первые два течения принадлежат к христианскому миру, а вторые - уже очень далеко от него отстоят, в массовом сознании все они стоят словно бы в одном ряду). По моим личным наблюдениям, подчас даже те из нас, кто критически относится к содержимому телеэфира, не могут избавиться от почти подсознательного ужаса перед «страшными сектантами». Например, моя покойная бабушка, образованный человек, известный врач, не сомневалась, что баптисты практикуют жертвоприношения младенцев, и рассказывала, как в больнице, где она работала, лечили женщину из баптистской общины, пытавшейся это самое жертвоприношение совершить. Видимо, таким убеждениям есть много причин, не последняя из которых - атеистическая пропаганда прошлых лет, мощный «осадок» от которой ощущается нами и по сей день. «Союз воинствующих безбожников» и его идейные последователи немало потрудились для этого, фабрикуя яркие, запоминающиеся мифы о сектантской «кровожадности». Один из поздних вариантов такого мифа - известный многим «антирелигиозный» фильм «Тучи над Борском» 1960 года выпуска (время от времени его до сих пор транслируют центральные телеканалы). Сам по себе этот фильм - удивительная «гримаса истории». К слову, сценаристом картины является Семен Лунгин, по иронии судьбы - отец режиссера знаменитого сегодня «Острова». Среди многих популярных актеров снимался в фильме и ныне известный православный режиссер Никита Михалков: там он играет роль «попа» в «антирелигиозной» театральной постановке в школе…

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2009 год СЛАВА БОГУ, ЗДЕСЬ ПОЮТ ХОРОШО! Епископа Гатчинского Амвросия в нашем городе знают прежде всего как ректора Санкт-Петербургских Духовных школ. При этом не всем известна богатая музыкальная составляющая его церковной биографии. Об этом, а также о том, каким он увидел Регентское отделение, возглавив семинарию и академию почти год назад, мы попросили рассказать самого владыку. Клиросное детство - Владыка, в каких хорах Вам доводилось петь или дирижировать, удается ли Вам сегодня, будучи ректором, практиковаться в регентско-певческом плане? - С самых ранних лет меня влекли в храм непередаваемая красота богослужения и ощущение чего-то таинственного, неземного. Город Железногорск Курской области, в котором прошли мои детство и юность, был основан в 1960-х годах, поэтому не имел своего храма. На весь огромный район была церковь святителя Николая в слободе Михайловка, в двадцати километ?рах от города. Прежде в этих местах было множество храмов. Последней в 1971 году была закрыта Казанская церковь в селе Андросово, где меня в 1970 году крестили. Храмы закрыли, но люди остались. Остались и замечательные певчие, которые по большим праздникам съезжались в Михайловку и составляли огромный мощный хор. Какие сильные и красивые были голоса! Как вдохновенно они пели! А я, мальчишка, стоял под клиросом, с упоением слушал и с за?вистью смотрел на этих счастливых людей. Прямо перед клиросом я облюбовал себе подсвечник, на который ставить свечи и тушить их мог только  я. Я быстро на слух выучил слова и напевы и пел вместе с хором, а в конце старался оставить голосом «хвост», чтобы певчие меня заметили. Клирошане действительно обратили внимание на поющего на каждой службе мальчугана, но времена были суровые, и дорога на клирос мне была закрыта. Когда же больного настоятеля заменил командированный из Курска священник Валерий Васильев (в будущем архиепископ Корсунский Иннокентий), он не побоялся взять меня в алтарь пономарить. Правда, я больше любил петь и часто сбегал на клирос. Мне было 11 лет. Это и был мой самый первый церковно-певческий опыт.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/9/62...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010