Анна (ум. 1011/1012), великая княгиня, жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси 583 Антипов, заведующий лагерными отделениями 35, 308 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863 – 10 августа 1936), митрополит, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей 65,168 Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865 – 14 января 1927), деятель обновленческого раскола 45–46 Антонин (Чубаров Александр Павлович; 1875–1926), архимандрит, последний настоятель Симонова монастыря в Москве. Погиб на Соловках 81 Асафов, заключенный чекист 327–328, 330 Аттила (ум. 453), вождь гуннов, объединивший варварские племена на большей части Европы 318 Ахшарумов, адвокат 129 Б Б-нов, см. Бессонов Бабенко Николай Артемьевич, участник неудачного побега из СССР 347 Баден Пауэлл [Баден-Пауль] Роберт (1857 – 8 января 1941), британский военачальник, основатель скаутского движения 367, 406, 408 Баден-Хан, афганец, заключенный Бутырской тюрьмы 86, 103 Баракатулла Мохаммед (1854 – 20 сентября 1927), деятель антибританского движения в Индии 105 Барбюс Анри (1873 – 30 августа 1935), французский писатель-коммунист 246 Баринов, начальник Кемперпункта, с 1925 г. начальник I Кремлевского отделения 257 Барков Е.С., заключенный начальник ЭКЧ 187, 277 Бельский, следователь ГПУ 94 Бессонов (Безсонов) Юрий Дмитриевич (1891–1959), офицер, заключенный Кемпфпункта. Автор воспоминаний «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков» (Париж, 1928) 9–10,26,28,30–32,84 Бирон Эрнст Иоганн (1690–1772), фаворит русской императрицы Анны Иоанновны 173 Блок Александр Александрович (1880 – 7 августа 1921), поэт 23 Блюменау (Блуменау) Леонид Васильевич (1862 – 10 ноября 1931), сотрудник больницы им. Ф.П. Гааза 109 Богаевский Африкан Петрович (1872 – 21 октября 1934), один из руководителей Белого движения 168 Богданов Борис Осипович (1884 – 15 мая 1960), социал-демократ, на Соловках возглавлял старостат Савватьевского скита 38 Бокий Глеб Иванович (1879 – 15 ноября 1937), начальник УСЛОНа, руководитель шифровального отдела ОГПУ-НКВД, глава 9-го отделения ГУГБ НКВД. Расстрелян 134,185, 254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борьба с " очагами дурмана " коснулась и Успенского собора. В 1935 году местные власти его закрыли, а в 1937 году отдали под военный склад лыж. Стоит сказать, что росписи богоборцы не тронули, они были сохранены. Десять лет здесь не проводились богослужения. 6 апреля 1945 года Успенский храм был открыт. На тот момент в области действовало два прихода: Митрофаньевская церковь - в Пензе и Казанская - в Кузнецке. Архирейская кафедра располагалась в Митрофаньевской, но она была очень маленькой, тесной. По прошении приехавшего в Пензу епископа Михаила (Постникова), Успенский храм был преобразован вновь в кафедральный собор. С 1950 по 1953 год в Успенском соборе при настоятеле протоиерее Михаиле (Лебедеве) (1889-1979) сооружены нынешние иконостасы. В конце 1970-х годов здесь был устроен нижний придел во имя Серафима Саровского в основном для совершения заупокойных богослужений. В 1990-94 гг. рядом с собором был построен Благовещенский храм-крестильня. Проект его разработал пензенский архитектор Дмитрий Борунов, росписи выполнил сызранский художник Сергей Саксонов. Освящение храма состоялось 10 декабря 1994 года. В нач. 2000-х гг. крестильный храм был расписан полностью. В Успенском соборе с 2000 по 2021 год хранились мощи Святителя Иннокентия Пензенского. Из книги: П.В. Кашаев " Православные храмы Пензы " . - Пенза: издательство Пензенского государственного объединённого краеведческого музея, 1994 В 1836 г. на одном из городских кладбищ была построена каменная Мироносицкая церковь, освященная 18 октября того же года. Заботу о сооружении храма принял на себя священник Духосошественской церкви Симеон Алексеевич Кармилов. В 1891 г. при храме был освящен придел Сергия Радонежского. С 1875 г. к Мироносицкой церкви была приписана деревянная часовня над святым родником, рядом с кладбищем (к началу ХХ в. часовня уже не существовала). В 1895 г. было решено построить на Мироносицком кладбище новый храм, Успенский. 17 апреля 1895 г. строительное отделение губернского правления утвердило его проект, который разработал архитектор Александр Гаврилович Старжинский (1850-1906 гг.), в 1883-1905 гг. служивший губернским инженером и начальником строительного отделения. Он создал замечательный памятник русского национального стиля. Практически такой же храм, как Успенский, был построен им в селе Большая Лука Керенского уезда. Весной 1895 г. к югу от Мироносицкой церкви строительство нового храма началось. Был вырыт громадный котлован, заготовлено большое количество отборного кирпича и других стройматериалов. Большое усердие при строительстве проявили настоятель, протоиерей Григорий Николаевич Феликсов, и ктиторы, Максимилиан Евлампиевич Ивановский, Степан Лаврентьевич Тюрин и Алексей Дмитриевич Гутторов. Вскоре, в 1899 г., в старой Мироносицкой церкви случился пожар. В усыпальнице (устроенной, видимо, под колокольней) в том же году была освящена церковь Сергия Радонежского (разрушенная в 30-х гг.).

http://sobory.ru/article/?object=18552

В 1766 году в селении Полуденка (между 1-й и 7-й линиями) строится деревянная часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1767 году в часовне устанавливается иконостас, часовня преобразуется в церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1779 году вместо первой церкви солдатами и жителями возводится более вместительный деревянный храм. В 1780-81 гг. в связи с переселением в Полуденку крымских армян церковь разбирают и переносят в район ростовского Старого базара, ныне Центрального рынка. Церковь называют купеческой. В 1791 году от удара молнии 27 декабря церковь сгорела. В 1795 году сооружен новый каменный храм. В 1822 году купеческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы получает статус собора. В 1854-60 гг. по проекту архитектора Константина Тона возводится трехпрестольный каменный храм, который становится кафедральным собором. Фундаторами собора были купцы Федор Нефедович Михайлов и Семен Николаевич Кошкин. В 1875-78 гг. по проекту архитектора А.А. Кампиони при участии Д.В. Лебедева на средства П.Р. Максимова возводится четырехярусная колокольня высотой 75 метров. В 1882 году в нижнем ярусе колокольни устроен храм во имя святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. В 1935 году собор закрывается и затем превращается в товарный склад. На подворье храма устраивается зверинец. В 1941 году взорваны 3-й и 4-й ярусы колокольни. В 1942 году в соборе возобновлены богослужения. В 1950 году второй ярус колокольни разбирается, а первый превращается в часовню. В 1999 году ко дню юбилейной, 250-й, годовщины основания города Ростова-на-Дону закончилось восстановление в первоначальном виде колокольни собора. Проект освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Собор ведёт свою историю с 1766 г., когда в крепости свт. Димитрия Ростовского на месте ветхой часовни соорудили деревянную церковь Рождества Богородицы. В 1778 г. ее заменили новой. В 1791 г. от удара молнии церковь сгорела. В 1795 г. на площади Старого базара Ростова была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, купол был деревянный. На хорах размещался Преображенский придел. В 1822 г. Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг Собора. 20 апр. 1822 г. состоялось его освящение. Причт собора состоял из одного протоиерея, двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей.

http://sobory.ru/article/?object=06365

В 1933 г., когда Н. освободился из лагеря, он стал служить в Георгиевской ц. с. Высочерт Ильинского р-на Западной обл. (ныне деревня Западно-Двинского р-на Тверской обл.). Был возведен в сан протоиерея. В 1935 г. Н. назначен настоятелем Введенского храма в с. Подлесная Слобода Луховицкого р-на Московской обл. Когда он приехал в село, община распалась, а власти готовились закрыть храм. Через некоторое время Н. создал крепкую общину, храм был отремонтирован, обновлен крест. Несмотря на болезни, Н. пешком обходил свой большой приход, никогда не отказывал в просьбах нуждающимся. 25 янв. 1938 г. Н. арестован и заключен в тюрьму в г. Коломне, затем перевезен в тюрьму в Москве. Его обвинили в том, что он вел антисоветскую агитацию и распространял контрреволюционные слухи. Н. не признал себя виновным. Был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 2 февр. 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Н. прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАСК. Ф. 135. Оп. 73. Д. 904; Ф. 96. Оп. 1. Д. 13; Ф. 135. Оп. 48. Д. 515; Оп. 65. Д. 1861; Оп. 71. Д. 1168; Оп. 78. Д. 24; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19762. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 145; Дамаскин. Кн. 5. С. 54-61; Житие сщмч. Николая Кандаурова. Служба сщмч. Николаю. М., 2009; ЖНИР. Февр. С. 77-83. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Несторович Сахаров (1875-1937), прот., сщмч., (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Павлович Соколов (1881-1938), прот., сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/2565728.html

Гидулянов= Гидулянов П.В. Восточные Патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Ярославль, 1908. ГК РФ=Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1996. Глубоковский. Дидаскалия=Глубоковский H.H. Дидаскалия и Апостольские постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению. София, 1935. Гоббс. Левиафан=Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. Голубинский. История=Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Пол. 1. Изд. 2-е. М., 1901. Голубинский. Канонизация=Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2-е. М., 1903. Гордун=Гордун С., свящ. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год. ЖМП. 1993. N 1. Градовский=Градовский А. Начала русского государственного права. СПБ., 1875. Т. 1. Гроций. О праве войны=Гроций Гуго. О праве войны. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956. Деяния 1666–1667 =Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Деяния 500 =Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. М., 1949. Т. 2. Деяния 1917–1918 =Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 4. М. Джероза=Либеро Джероза. Каноническое право в Католической церкви. М., 1996. Дигесты=Дигесты Юстиниана. М., 1984. Заозерский= Заозерский Н. О церковной власти. Сергиев Посад, 1894. Заозерский. Приход=Заозерский Н. Что есть православный приход и чем он должен быть. Сергиев Посад, 1912. Идея Рима=Идея Рима в Москве в 15–16 веках. Источники по истории русской общественной мысли. Рим, 1989. Иларион= Иларион (Троицкий) , архимандрит. Единство Церкви и всемирная конференция христианства. Сергиев Посад, 1917. Иоанн (Соколов). Опыт=Иоанн, архимандрит. Опыт курса церковного законоведения. Вып. 1. СПБ., 1851. Исповедание=Православное исповедание. Ч. 1. Вопр. 103. К Церковному Собору=Сборник. СПБ., 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Гонения на Церковь вошли в число акций сначала фактического, а потом официально объявленного «красного террора», с помощью которого «народная власть» утверждалась в России. В 1923 году историк С. П. Мельгунов писал: «Нельзя пролить более человеческой крови, чем это сделали большевики: нельзя себе представить более циничные формы, чем та, в которую облечен большевистский террор. Это система, нашедшая своих идеологов, это система планомерного проведения в жизнь насилия, это такой открытый апофеоз убийства как орудия власти, до которого не доходила еще никогда власть в мире» 3 . Семья священника Новгородской епархии Захарии Белоликова стала одной из многих жертв «красного террора». Из шести сыновей отца Захарии, принявших духовный сан либо служивших Церкви в миру, погибли четверо. Священники Иоанн и Алексий Белоликовы, имевшие приходы один в Георгиевском храме города Старая Русса, другой в родном селе Васильевском Череповецкого уезда, расстреляны по приговору «троек» осенью 1937 года, Белоликов Василий – профессор Киевской Духовной Академии – бесследно исчез в 1935 году. Сыном отца Захарии был и епископ Семиреченский и Верненский Пимен. 18 апреля 1918 года Первый Всероссийский Поместный Собор издал определение «О мероприятиях, вызываемых гонениями на Православную Церковь », в котором было сказано о необходимости составлять новый российский мартиролог. Но только в 90-х годах XX века начался сбор сведений о духовенстве, погибшем либо подвергшемся различным репрессиям в годы установления советской власти и в период «социалистического строительства» в той части России, которая ныне выделилась в самостоятельное государство Казахстан. Раскрылись архивы, молчаливо хранившие мрачные тайны истории, и исследователи получили возможность знакомиться с делами о «контрреволюции», которые прояснили многие мученические судьбы... Так, 12 февраля 1920 года в семиреченской станице Талгар расстрелян священник соседнего села Евгеньевка Леонтий Андреевич Клименко, 1888 года рождения, обвиненный в контрреволюционных выступлениях против советской власти. Вместе с ним по тому же обвинению расстрелян Гранитов Иван Михайлович – протоиерей талгарской Николаевской церкви, 1875 года рождения. Священник семиреченской станицы Иссыкской Андрей Иосифович Дальников умер в тюрьме от голода. Протокол 5 коллегии Семиреченской областной ЧК от 19 февраля 1920 года гласит «Слушали дело законоучителя г. Верного Рождественского Анатолия Дмитриевича, 1891 года рождения. Постановили: расстрелять как контрреволюционера с конфискацией имущества» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Несмотря на преследования со стороны властей, отсутствие клира, он неукоснительно совершал богослужения, даже если в храме не было молящихся. Однажды из церкви украли серебряные богослужебные сосуды, после чего А. стал забирать уцелевшие сосуды домой. В 1935-1936 гг. со Знаменской ц. были сброшены колокола. Как благочинный А. много ездил по селам района, духовно окормлял приходы, храмы к-рых были закрыты. Помимо своего храма А. служил также в церкви с. Ильинского, после того как в 1930 г. был арестован настоятель прот. Павел Смирнов. За 2 недели до ареста А. вызвали в НКВД и предложили стать осведомителем, он решительно отказался. 30 окт. 1937 г., в день престольного праздника своего храма - мучеников Космы и Дамиана (к-рым был посвящен придел), А. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и помещен в каширскую тюрьму, на допросах показаний на других не дал и виновным себя не признал. Расстрелян по приговору от 14 нояб. 1937 г. Реабилитирован в 1964 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 70327, П-18808; ЦИАМ. Ф. 427. Оп. 1. Д. 4148; ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 11. Д. 220; Оп. 25. Д. 116, 146, 189; РГИА. Ф. 831. Д. 237. Ист.: Бутовский полигон. Кн. 2. С. 227. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Несторович Сахаров (1875-1937), прот., сщмч., (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Павлович Соколов (1881-1938), прот., сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Зверев (1881 – 1937), прот., сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Покровский (1879-1937), прот., сщмч.

http://pravenc.ru/text/64130.html

Родился в 1875 году в городе Августове Сувалковской губернии в семье военного фельдшера Александра Осипова, в крещении наречен Николаем. В 1891 году окончил Холмское духовное училище, в 1897 году – Духовную семинарию, а в 1901-м - Санкт-Петербургскую духовную академию. Учась в академии, в 1900 году был пострижен в монашество с именем Неофит и в 1901 рукоположен в иеромонаха. В 1905-м назначен ректором Самарской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита, в 1909-м – ректором Волынской духовной семинарии, в 1911-м назначен в Учебный комитет при Святейшем Синоде. В 1918 году архимандрит Неофит по приглашению Патриарха Тихона переехал в Москву и стал его секретарем, поселившись на Троицком подворье. В 1922 году, когда против Патриарха были выдвинуты обвинения, все, кто находился на Троицком подворье, были арестованы и отправлены во Внутреннюю тюрьму ГПУ. Архимандрита Неофита в течение трех дней непрерывно допрашивали, безуспешно пытаясь склонить к сотрудничеству с ГПУ. Вскоре всех арестованных освободили, но отца Неофита оставили в тюрьме. О нем как будто забыли. Через полгода он написал заявление с ходатайством о прекращении дела. В ответ 22 ноября 1922 года комиссия НКВД приговорила его к трем годам ссылки в Зырянский край. По окончании ссылки в 1925 году архимандрит Неофит вернулся в Москву. Но уже 26 сентября 1927 года был вызван на допрос, а через несколько дней арестован и обвинен в антисоветской деятельности. 13 января 1928 года отправлен этапом в Новосибирск. 23 ноября 1929 года приговорен к лишению прав проживания в ряде городов и областей и прикреплению на три года к определенному месту жительства. В 1934 году он поселился в деревне Заболотье Егорьевского района Московской области, где жило много духовенства, вернувшегося из мест заключения. В 1935 году вновь арестован и приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Работал на общих тяжелых работах. Познакомился с заключенными священниками, вместе с которыми, вспоминая по памяти тексты богослужений, записывали их в тетрадки, молились. Такая тетрадка, найденная у архимандрита Неофита, была расценена как преступление против общественного и государственного строя. Он был помещен в штрафной изолятор, а затем приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 3 ноября 1937 года.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-127...

Жевахов получил огромные отступные за его деятельность в качестве администратора комплекса в течение 14 лет (с 1922 по 1936 гг.) и переехал в Рим. Там он жил по разным адресам (в 1936 г. на виа Марио Пагано, затем до 1941 г. на виа Джузеппе Белли, затем на виа Номентана и, наконец, с 1943 г. на виа Палермо). Во время знаменитого Бернского процесса против распространителей «Протоколов сионских мудрецов» (1933–1935) Жевахов находился в контакте с адвокатами и сторонниками подсудимых. Он переписывался с Николаем Марковым (1866–1945), Евгением Брандтом (1889–1961) и Борисом Тёдтли (1901–1944), русским швейцарцем, членом «Всероссийской фашистской партии», а также с Ульрихом Флейшхауэром (1876–1960) и Георгом де Поттере (1875–1951), основателями частного антисемитского информационного и пропагандистского агентства «Welt-Dienst» («Мировая служба») в Эрфурте. Флейшхауэр выступил на процессе в качестве свидетеля-эксперта со стороны ответчиков-антисемитов. В декабре 1934 года Жевахов был вызван подсудимыми в качестве свидетеля. Он хотел доказать, что еврейский писатель-публицист и философ Ушер Гинцберг (1856–1927) написал «Протоколы» на древнееврейском языке. Однако, свидетельское показание не состоялось – все свидетели защиты были отвергнуты председателем суда незадолго до заключительного судебного заседания в мае 1935 г. В 1935 году Жевахов отправился на «Welt-Dienst» в Эрфурт. Там он познакомился с австрийским публицистом Гансом Йонаком фон Фрайенвальдом (1878–1953), соратником Флейшхауэра. В 1941 году его имя вновь появляется в списке гостей международной конференции «Welt-Dienst» во Франкфурте-на-Майне. В 1944 году в Риме, оккупированном немецкими войсками, появилось последнее известное сочинение Жевахова – итальянское издание знаменитой «Беседы преподобного Серафима Саровского с H.A. Мотовиловым о цели христианской жизни» ( Colloquio del grande Santo Russo Serafino di Sarow con N. A. Motovilow sulle mete della Vita Cristiana. Roma: Stamperia Romana). Предисловие Жевахова датировано: Рим, 21 января 1944 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/26/...

В 1875 г. харьковский архитектор А. Подьяков производил перестройку храма однако насколько работы А. Подьякова изменили внешний вид, церкви неизвестно. В 1882-1884 гг. в Иоанно-Усекновенском храме служил выдающийся харьковский богослов, писатель, историк, член Харьковской городской думы, член Государственного Совета протоиерей Тимофей Буткевич (1854-1925 гг.). Могила о. Тимофея находится справа от ворот храма. О жизни храма до 1917 г. сведения весьма скудны. Такие корифеи харьковской дореволюционной науки, как проф. Д.И. Багалей и проф. Е.К. Редин обходят его полным молчанием. Вероятно храм, освященный в середине в., казался слишком новым и малопримечательным. Лишь немногие дореволюционные авторы вскользь упоминают о нем и то только о датах строительства, обрушения купола и освящения. В 20-е гг. ХХ в. храм был закрыт. Он не был разрушен, однако лишился всего внутреннего убранства. В 1935(?) г. была снесена колокольня храма. Очевидец этих событий вспоминает, как к колокольне подъехали подводы с рабочими, которые за несколько дней разобрали колокольню и увезли кирпич. В храме был расположен склад боеприпасов. В 1941 г. вывоз боеприпасов из помещения храма проходил одновременно со входом немцев в город. Храм был подвергнут артобстрелу, но лишь один снаряд попал в северо-восточный угол храма и не причинил значительного ущерба. В 1943 г., во время оккупации, храм был снова открыт и в нем возобновились богослужения. Немецкое оккупационное командование не препятствовало открытию храмов, и в период 1941 по 1943 гг. были открыты практически все уцелевшие харьковские храмы. После освобождения Харькова в храме продолжали проходить богослужения. На купола храма были поставлены деревянные кресты, из досок и фанеры были собраны иконостасы. Очередное закрытие храма проследовало в 1950-е гг. Третье открытие храма произошло в 1970 г. С этого года в Свято-Иоанно-Усекновенском храме служит прот. Я. Бовтюк (настоятель с 1972 г.). Согласно историко-справочному путеводителю А.Н. Гусева, Первое градское кладбище было закрыто в 1878 г.

http://sobory.ru/article/?object=04036

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010