Сергий (Зверев Александр), архп. Елецкий Родился 4 февраля 1870 года ( по другим сведениям – в 1872, 1875 гг.). Окончил духовную семинарию, Петроградский университет и Придворно-Певческую капеллу со званием регента и учителя церковного пения I-ro разряда. В 1899 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. 8 августа 1899 года рукоположен в сан иерея, и назначен инспектором классов и законоучителем Таврического епархиального училища. 19 сент. 1912 года – протоиерей. До 1920 года служил в Министерстве Народного Просвещения. 4 августа 1922 года по пострижении в монашество, хиротонисан во епископа Севастопольского, вик. Таврической епархии. (В Кат-ЯВ 245 год хиротонии указан 1924-й, это ошибочно. См.ФПС I, 144, стр.6). С 1923 года – епископ Мелитопольский, вик. Таврической епархии. 1924–1925 гг. продолжал именоваться Мелитопольским, управлял Самарской епархией. Во время подготовки к собору 1925 года обновленцы направили к епископу Сергию комиссию для переговоров, но он не принял пришедших, а через третье лицо ответил: «Не нахожу надобности вести переговоры с вашим управлением, и принять поэтому депутацию не нахожу нужным». После этого обновленцы разослали по епархии обращение к православному духовенству и мирянам. Но ни духовенство, ни миряне не стремились сблизиться с обновленцами. Наоборот, во время поездок епископа Сергия по епархии, с православием воссоединялись новые приходы, до того числившиеся обновленческими. С конца 1925 по 1927 год епархией не управлял. В начале 1927 года возведен в сан архиепископа. С 25 сент.1929 года – архиепископ Елецкий. В 1935 году уволен на покой. В Кат-ЯВ 145 ошибочно указано, что епископ Сергий с 1924 по 1925 гг. находился в обновленчестве. В эти годы он управлял Самарской епархией, числясь православным епископом. Он присутствовал на погребении Патриарха Тихона и поставил свою подпись под актом избрания в Патриаршие Местоблюстители митрополита Петра (Полянского) . В обновленчестве епископ Сергий не был. Дальнейших сведений о нем не имеем. Труды: Письмо священнику Иоанну (1925 год). (Рукопись). Литература: «Церк. Вед.» 1912, 40, стр.375. «ЖМП» 1934, 20–21, стр.3. «Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр.20, 49. «Вестн. Свящ. Син.» (обновл.) 1926, 7, стр.6. ФАОС дело 184. ФПС II, стр.3. ФПС IV, стр.7. ФПС V, 172. ФАМ I, 238, стр.19. Кат-АМ 304. Кат-ЯВ 245, стр.123, 124. Regel " son 365, 537. A.Levitin – V.Šavrov III, 128: «Er ging nach einigen Jahren tragisch als Opfer der Willkür lokaler Behörden unter. Er hatte jede Zusammenarbeit mit den Erneuerern verweigert.» Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Советск. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:Между 1862 и 1869. Год утраты:1937 (разобрана на кирпич) Адрес: Кировская область, г. Советск, ул. Ленина, 55 (на месте кафе " Кукарка " ) Координаты: 57.58692, 48.957868 Проезд:Киров - Советск, трасса Р-168 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Закладка состоялась 1 июня 1862 г. Преосвященным Агафангелом Епископом Вятским и Слободским. Строительство закончено в 1869 г. и расширена в 1888 году. Строилась на средства прихожан и посторонних благотворителей. Каменная ограда с железною решеткой построена в 1872 г. на средства приходского попечительства. Престолов в церкви три, освящены 10.06.1870, 28.02.1871 и ранее - 9.12.1869 гг. На этой же площади в 1903 г. построена каменная часовня на средства кукарского сельского общества в память посещения слободы Кукарки 30 мая 1901 г. чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери из Семиозерной пустыни Казанской губернии. Приписана к Спасской церкви указом Вятской Духовной Консистории 30.01.1901 г. Священник Спасской церкви Николай Александрович Кедров в 1869 г. открыл в Кукарке библиотеку, которая пострадала от пожара в 1875 г. и вновь открылась в 1896 г. Церковный староста Сергей Васильевич Лебедев — отец Александра Сергеевича Лебедева, который в 1910 г. организовал музей от кукарского образовательного общества. Спасская церковь была взорвана и разобрана в 1935-1937 гг. на кирпич. Из нее построен кинотеатр «Луч» в г. Советске. Часовня стояла около того места, где сейчас памятник М.И. Изергину, тоже сломана, на месте церкви стоит кафе «Кукарка». Остался из церковных зданий только склад кирпичный — на рынке и, возможно, церковный колокол, который висит на пожарной каланче. Отлит в слободе Кукарке на заводе Александры Константиновны Александровой. Звон, когда он звонил на «пожарке», пожилые кукара признавали, что он - со Спасской церкви. http://sovetsk-kukarka.ru/history/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33939

Тырново. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Тырнова Слобода в качестве села упоминается в исторических источниках в 1629 г., где имеются сведения и о храме. Но упоминаемая в XVII столетии Покровская церковь в 1792 г. сгорела. Помещик М.А. Гагарин испрашивал разрешения купленную им в с. Свинчусе церковь перенести в с. Тырновская Слобода. В 1793 г. была получена грамота на освящение вновь построенной церкви. В клировых ведомостях за 1913 г. значится, что деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена в с. Тырнова Слобода Спасского уезда усилиями крестьян – прихожан села в 1796 году. Каменные трапезная с колокольней были построены в 1902 году и освящены 11 и 12 сентября 1903 года. Вся церковь была теплая. На средства церкви и на пожертвования прихожан в 1908 году она была расписана картинами из священного писания. Престолов в ней было три: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в правом приделе - во имя Святой Троицы и в левом - во имя мучеников Флора и Лавра. В приходе имелась смешанная земская школа, где законоучителем состоял настоятель Покровского храма. В 1922 г. из храма были изъяты ценности, а в 1935 г. был запрещен колокольный звон в церквях Спасского уезда. Церковь в с. Тырнова Слобода была закрыта 15.02.1931 г., тогда же было принято решение о сносе храма. http://www.ryazeparh.ru/ Тырнова Слобода в качестве села упоминается в писцовых касимовских книгах 1628 г. за боярином князем Юрием Яншеевичем Сулешевым, а в селе деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы… Упоминаемая в XVII ст. Покровская церковь в 1792 г. «от нерадения иерея Адриана Гаврилова и пономаря Якова Дмитриева» сгорела, как о том донес князь Матфей Алексеевич Гагарин, вследствие чего тем же Гагариным испрашивалось в том же году дозволение купленную им в селе Синулицах церковь перенести в село Тырновскую Слободу. В 1793 г. испрашивалась грамота на освящение новопостроенной Покровской церкви с приделом Фроло-Лаврским, в которой в половине XIX ст. устроен был Троицкий. Земли во владении причта состоит: усадебной 3 дес., пахотной 44 дес., луговой 6 дес., поросшей кустарником 887 саж., под дорогою 600 кв. саж., на каковую землю имеется план и межевая книга. На кладбище устроена в 1875 г. крестьянином Иваном Прокопьевичем Фонюшкиным каменная часовня длиною в 7, шириною в 6 аршин. В приходе, состоящем из одного села, при 320 дворах числится муж. пола 1136 душ, жен. пола 1240 душ. В причте по штату 1885 г. состоят: священник, диакон и псаломщик. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г. Комментарии и обсуждение поправка:церковь работает 14 июля 2012. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08436

Ксанфийские епископы: Георгий (упом. в 879). Перифеорийские епископы: Иаков (упом. в 879), неизвестный по имени (упом. в 1032). Ксанфийские архиепископы: неизвестный по имени (упом. в 1316), Герасим (упом. в 1329). Ксанфийские митрополиты: Павел (упом. в 1344-1347). Перифеорийские митрополиты: Феофан (упом. в 1350), Дорофей (упом. в 1355-1381), Григорий (упом. в 1463), Игнатий (упом. в 1467). Ксанфийские и Перифеорийские митрополиты: Иосиф (упом. в 1474-1477), Матфей (упом. в 1484-1488), Пахомий (упом. в 1497-1498), Митрофан (упом. в 1507), Феодосий или Феодул (упом. в 1541), Досифей (1545-1564), Иоасаф Аргиропул (управлял в 1564-1565 в качестве экзарха, ранее и впосл. митрополит Фессалоникийский), Паисий (1565-1566), Иоасаф Аргиропул (1566-1567), Филипп (упом. в 1570), Григорий (упом. в 1575-1580), Филимон (упом. в 1580-1590), Парфений (упом. в 1590), Григорий (упом. в 1592), Филимон или Филофей (упом. в 1592 и 1595), Григорий (упом. в 1599), Филимон (упом. в 1602), Гавриил (1607-1623), Дорофей (1623-1628), Самуил (1628 - ?), Иоанникий I (? - 1632), Самуил (? - 1648), Сильвестр (1648 - ?), Иосиф (? - 1670), Дамаскин (1671 - ?), Даниил (упом. в 1697), Дамаскин (? - 1702), Симеон (1702-1707), Макарий (1708-1720), Кирилл (1721-1726), Парфений (1726-1742), Митрофан (1742-1756), Кирилл (1756-1764), Филарет (1764-1789), Нафанаил (1789-1806), Серафим (1806-1831, впосл. митрополит Смирнский), Евгений (1831-1848, ранее епископ Клавдиопольский), Мелетий (1848-1858, ранее и впосл. митрополит Митилинский), Панарет (1858-1861, ранее епископ Лампсакийский, впосл. Филиппопольский), Дионисий (1861-1867, ранее епископ Кюстендилский), Иларион (1867-1872, ранее епископ Левкийский, впосл. митрополит Самоковский), Каллиник I (1872-1875, ранее митрополит Нисский, впосл. митрополит Халкидонский), Каллиник II (1875-1877, ранее митрополит Варнский), Филофей (1877-1885), Дионисий (1885-1891), Иоаким (Сгурос; 1891-1910, впосл. митрополит Фессалоникийский), Анфим (Анастасиадис; 1910-1922), Поликарп (Псомиадис; 1922-1935), Иоаким (1935-1953), Антоний (Клавдатос; 1954-1994), Пантелеимон (Калафатис; с 1995 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/2462101.html

священника Леонида Прендковича (1874-1938), Алексея Серебренникова (1882-1937), протоиерея Бориса Ивановского (1897-1937), диакона Алексия Сенкевича (1875-1937), псаломщика Павла Соколова (1892-1938), псаломщика Алексия Скоробогатова (1889-1938), игумении Зосимовой пустыни Афанасии (Лепешкиной; 1883-1931), епископа Орловского Макария (Гневушева; 1858-1918), архиепископа Могилевского Павлина (Крошечкина; 1879-1937), епископа Екатеринбургского Аркадия (Ершова; 1878-1937), священника Анатолия Левицкого (1894-1937), священника Никандра Чернелевского (1880-1937), псаломщика Киприана Анникова (1875-1937), протоиерея Сергия Мечева (1892-1941), протоиерея Василия Смирнова (1870-1938); от Орловской епархии: протоиерея Георгия Коссова (1855-1928); от Саранской епархии: иеромонаха Михаила (Жука; 1872-1937), монахини Анастасии (Камаевой; 1879-1937), Иоанна Ломакина (1884-1937), Иоанна Милёшкина (1902-1937), Мавры Моисеевой (1875-1937), Иоанна Сельманова (1900-1937), иеромонаха Василия (Эрекаева; 1879-1937), священника Павла Ягодинского (1879-1937), псаломщика Василия Александрина (1872-1942), монахини Елены (Асташикиной; 1878-1937), Арефия Еремкина (1884-1937); от Уфимской епархии: иеромонаха Максима (Попова; 1876-1934) и псаломщика Киприана Яценко (1878-1935). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о положении приходов Московского Патриархата в Венгрии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать Венгерское православное благочиние в Венгерскую епархию с кафедрой в городе Будапеште. 2. Управление Венгерской епархией поручить епископу Венскому и Австрийскому Павлу с изменением его титула на " Венский и Будапештский " . 3. Утвердить Гражданский Устав Венгерской епархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о поступившем обращении православной общины Александро-Невского прихода в городе Копенгагене (Дания) и вновь образованной общины во имя Святителя Николая в городе Орхусе (Дания) о принятии их в юрисдикцию Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич) (1875–1938), архиепископ. Родился в семье крестьянина, впоследствии священника. В 1902 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Определен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии. С 1903 г. преподаватель Устюжского духовного училища. В 1904 г. принял монашество. В том же году рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии. В 1906 г. преподаватель Ярославской духовной семинарии. Увлекался социал-демократическими идеями, стал писать статьи в партийную газету, выступал с революционными речами перед семинаристами, за что административно выслан в г. Вологду. Два года находился без определенных занятий. С 1908 г. член Урмийской духовной миссии в Персии. С 1909 г. преподаватель Томской духовной семинарии. С июля 1911 г. смотритель Лысковского духовного училища. С 1912 г. иеромонах, благочинный уездных монастырей Московской епархии. Архимандрит, настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в Коломне (1913–1916). Во время Первой мировой войны работал в госпитале. Епископ Дмитровский (1916–1917), Сарапульский (1917–1918), Слободской (1918–1919). Временно управлял Вятской епархией (1918–1919). С 1919 г. епископ Сарапульский и Елабужский. В 1927 г. возведен в сан архиепископа. С 1924–1927 гг. арестовывался трижды. Временно управлял Екатеринбургской епархией (1931–1932). В феврале 1932 г. арестован и постановлением Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам ИТЛ. В мае 1933 г. амнистирован. Архиепископ Пензенский (1933–1934), Тобольский (1934), Сарапульский (1935–1937) и временно управляющий Свердловской епархией (1935). В ноябре 1938 г. постановлением Тройки УНКВД по Удмуртской АССР приговорен к высшей мере. Расстрелян 18 ноября 1939 г. в городе Ижевске. Алексий (Палицын Василий Михайлович) (1881–1952), архиепископ. Окончил Рязанскую Духовную семинарию (1903). Иеромонах (1914). В 1914–1917 гг. состоял насельником Донского монастыря в Москве. Архимандрит (1919). Настоятель Донского монастыря (1922–1924). В 1923 г. арестован и на 3 месяца выслан из Москвы. В 1924 г. вновь арестован и осужден на 3 года ссылки в Сибирь. Отбывал ссылку в Нарымском крае. В 1925 г. освобожден после пересмотра дела. Епископ Можайский, викарий Московской епархии (1926). В 1926 г. арестован и приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в Соловецком лагере особого назначения, после чего выслан на 3 года в Сибирь. В 1941–1942 гг. архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии. В 1941 г. временно управляющий Московской епархией в период эвакуации Московской Патриархии в Ульяновск. 1942–1952 гг. архиепископ Куйбышевский и Сызранский. Участник Архиерейского Собора 1943 года. Награжден медалью «За оборону Москвы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 мая 1878 г. возглавил церемонию закладки здания Тверской ДС с храмом во имя свт. Тихона Задонского. Особенно любил служить в кафедральном соборе. Смертельно заболел в кон. февр. 1879 г. Погребен Калужским архиеп. Григорием (Митькевичем) и викарием С.-Петербургской епархии, Ладожским еп. Ермогеном (Добронравиным) 17 марта 1879 г. в кафедральном Преображенском соборе в Твери. Собор уничтожен в 1935 г., захоронение утрачено. Е. награжден орденами св. Анны 2-й (1844) и 1-й (1851) степени, св. Александра Невского (1861) и алмазными знаками к нему (1871), св. Владимира 3-й (1847), 2-й (1860) и 1-й (1877) степени. Почетный член Кавказского об-ва сельского хозяйства (1858), Московского сельскохозяйственного об-ва (1859), Кавказского отдела Русского географического об-ва (1859), Кавказского медицинского об-ва (1864), Об-ва ревнителей Православия и благотворителей Северо-Западного края (1869), КДА (1869), Общества любителей духовного просвещения (1870), Церковно-археологического об-ва при КДА (1873), КазДА (1875), член Об-ва любителей кавказской археологии (1873) и др. Е. был известен как проповедник, получили распространение его речи по случаю подавления рус. войсками Венгерского восстания в 1849 г., восшествия на престол и коронации имп. Александра II , покорения Кавказа в 1864 г. и др., а также ряд духовных размышлений, близких по жанру к проповедям. Е. написал неск. обзорных работ по истории древней Церкви: об ап. Варнаве, о сщмч. Иринее Лионском, переводил труды сщмч. Иринея, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Александрийского, прп. Антония Великого, прп. Ефрема Сирина, исп. Навкратия Студита. Активно участвовал в благотворительной деятельности, был почетным членом Ковенского детского приюта (1849), по должности состоял вице-президентом попечительных о тюрьмах комитетов в Ковно (1851), Каменце-Подольске (с 1852) и Тифлисе (с 1866). Жертвовал на содержание храмов Белгорода. Направлял средства на нужды вдов и сирот духовного звания.

http://pravenc.ru/text/187365.html

17 апр. 1758 г. И. был назначен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием Новгородской епархии. 24 мая того же года состоялась хиротония. В кон. мая И. вступил в управление Юрьевым новгородским монастырем . Служил в сане архиерея лишь 1 год, умер 29 апр. 1759 г. Иером. Амвросий (Орнатский ; впосл. епископ Пензенский) и вслед за ним ряд др. авторов приводят др. дату кончины И.- 6 июня 1758 г. (ИРИ. 1807. Ч. 1. С. 86), но проф. И. А. Чистович отрицает ее достоверность ( Чистович И. А. История Правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 82). И. был погребен на паперти Георгиевского собора Юрьева мон-ря на правой стороне. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 15. Д. 175; Оп. 27. Д. 84; Оп. 28. Д. 259; Ф. 1341. Д. 1552. Л. 80-100. Соч.: Слово в день Вознесения Господня. М., 1742; [«Доношения» в Синод от 18 февр. 1745 г. и 29 марта 1749 г.]//Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в XVIII веке: Сб. арх. мат-лов. Л., 1935. С. 139-149. Лит.: Известие о Камчатской духовной миссии//Сибирский вестн. 1822. Ч. 17. Кн. 3. Отд. 1. С. 88-93; Смирнов С. К., прот. История Моск. Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 201, 233-234; Громов П. В., прот. Ист.-стат. описание камчатских церквей. СПб., 1857. Петропавловск-Камчатский, 2000р. С. 30-45; он же. Назначение вторичной миссии в Камчатку. Выезд архим. Хотунцевского из Москвы. Прибытие миссии Хотунцевского в Охотск//Приб. к Иркутским ЕВ. 1868. 47. С. 531-538; 49. С. 557-561; 51. С. 589-593; 1869. 22. С. 279-285; он же. Назначение в Камчатку духовной миссии в 1742 г.//Там же. 1874. 30. С. 395-404; 32. С. 416-425; 41. С. 536-540; 43. С. 555-566; 49. С. 656-662; 1875. 1. С. 1-6; 2. С. 13-21; 7. С. 74-76; 8. С. 82-92; 10. С. 115-120; 15. С. 197-202; 21. С. 292-298; 24. С. 327-337; 25. С. 347-352; 40. С. 358-362; 40. С. 547-552; 41. С. 559-563; 42. С. 569-574; 44. С. 600-604; Попов Н. А. Придворные проповеди в царствование Елисаветы Петровны//Летопись рус. лит-ры и древности. М., 1859.

http://pravenc.ru/text/578110.html

В 1873 г. прихожане просили у Епархиального начальства разрешения сделать на всей церкви вместо ветхой новую тесовую крышу и исправить наклонившуюся колокольню, что им указом Тобольской духовной консистории от 7 сентября того же 1873 г. дозволено было сделать на их средства. Но в течение 1874 г. обещания своего прихожане не исполнили, поэтому указом Консистории от 26 февраля 1875 г. им было объявлено, что если они в этом же году не исправят должным образом свою приходскую церковь, то Епархиальное начальство сделает ее приписной к другим приходам. После этого прихожане все же согласились перестроить всю церковь до основания через подрядчика, который и приступил к работам с первых чисел августа 1876 г., а к октябрю 1877 г. они были завершены. Церковь была перестроена по тому же плану и фасаду. Был сооружен новый каменный фундамент, все здание опалублено снаружи тесом, крыши покрыты жестью; к имевшимся 15 окнам прибавлено еще два: одно полукруглое в верхнейчасти храма и одно круглое в нижней части двухъярусной колокольни. Во все окнанижней части вставлены металлические решетки. На здании имелось три главы, покрытые листовым железом, кресты на них были установлены железные. Вероятно, вскоре состоялось вторичное освящение церкви вновь во имя Святой Живоначальной Троицы. В дальнейшем храм продолжал благоустраиваться. В 1882 году был возобновлен иконостас, который, вероятно, стал трехъярусным и вмещал уже 35 икон. В 1886 г. была построена церковная ограда с каменными столбами, крытыми жестью, деревянным цоколем и тыном. На северной и южной сторонах ограды были устроены калитки, с западной же стороны - большие ворота, по обеим сторонам которых также имелись калитки. По сведениям начала 1890-х гг., здание внутри уже было оштукатуренным и выбеленным. Троицкая церковь в с. Половинском была закрыта в 1935 г. по решению Половинского райисполкома. Помещения были переоборудовали под районный Дом культуры: пристроили служебные помещения, фойе и кассу, соорудили общую крышу. К началу 1960-х гг. это уже было полностью перестроенное здание с актовым залом, кинобудкой и сценой. По воспоминаниям старожилов, в середине 1970-х гг. Дом культуры ремонтировали, и во время проведения сварочных работ ночью здание сгорело. Очевидно, что деревянная Троицкая церковь в с. Половинском в начале XX в. вновь начала приходить в ветхость. Видимо, по этой причине прихожане решили возвести новый каменный храм. По сведениям начала 1919 г., он или уже строился, или велись работы по подготовке к его строительству. Во всяком случае, кирпич для новой церкви был заготовлен. В ноябре 1920 г. ввиду того, что работы не производились, а кирпич хранился на воздухе, портился и мог придти в полную негодность, он был реквизирован властями в пользу Республики.

http://sobory.ru/article/?object=48303

В кон. мая 1930 г. администрация Большого театра предложила снести Георгиевскую ц. и построить производственные мастерские. Реставраторы ЦГРМ признали «разрушение памятника нецелесообразным при возможности его использования». С 1931 г. храмы были переданы таксомоторному парку, в 1935 г. разобраны. На их месте было построено 4-этажное здание школы 179. К 2005 г. кельи XVIII-XIX вв. (Георгиевский пер., д. 3-7/3; Б. Дмитровка, д. 3, 5) включены в список объектов, предложенных к постановке на гос. охрану в Москве. Монастырская икона вмч. Георгия находится в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке (Брюсов пер., д. 15/2). В 1949 г., при строительстве школы на месте Георгиевского собора, В. Б. Гиршбергом была собрана первая большая (34 экз.) коллекция старомосковских надгробий XVI-XVIII вв., происходящих с одного кладбища. При раскопках Центра археологических исследований г. Москвы в 1990 г. севернее Георгиевского собора были изучены погребения того же времени и раскрыт подклет ц. святых Захарии и Елисаветы (1750) с захоронениями ктиторов в надписных белокаменных саркофагах. Предметов ранее XVI в. на территории мон-ря пока не обнаружено. Арх.: Векслер А. Г. Отчет об археол. раскопках в г. Москве в 1990 г.//Арх. Ин-та археологии РАН. Ф. Р-1. Ед. хр. 15120-15126. Ист.: ДДГ; Копия с духовной грамоты кн. Ивана Борисовича//ДРВ. Продолж. СПб., 1788. Ч. 4. С. 230-238; Святославский И. , прот. Летопись моск. Георгиевской церкви, что на Вспольи//ЧОИДР. 1875. Кн. 1. Отд. 2. С. 13-15; ОДДС. 1879. Т. 2. Стб. 629; 1883. Т. 4. Стб. 312-313; Холмогоров Г. И. , свящ. Выписки из док-тов Моск. архива юстиции, не вошедшие в т. 1 изданных Моск. городскою Думою «Мат-лов для истории, археологии и статистики моск. церквей». М., 1884; Из док-тов Моск. духовной консистории. М., 1911. С. 18; Скворцов Н. А. , прот. Архив Моск. Святейшего Синода конторы//Мат-лы по Москве и Моск. епархии за XVIII в. М., 1914. Вып. 1. С. 64, 138-144; Акты моск. мон-рей и соборов 1509-1609 гг.: Из архивов Успенского собора и Богоявленского мон-ря. М., 1984. С. 69-82, 90-92, 94.

http://pravenc.ru/text/164489.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010