Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕМСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья КЕМСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Костомукшской и Кемской епархии Карельской митрополии), находится в г. Кемь Республики Карелии. Основан решением Свящ. Синода от 19 апр. 2000 г. при кемском соборе в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1875-1903). Собор был возведен на территории бывш. Кемского подворья Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря - во владении, в сер. XV в. подаренном обители новгородской посадницей Марфой Борецкой . В 1923 г. в Кеми был учрежден пересыльно-распределительный лагерь, но богослужения в соборе совершались до нач. 1935 г., поскольку он находился в центральной части города, имевшей внелагерный статус. Вероятно, здесь служили и ссыльные архиереи священномученики Иларион (Троицкий) и Петр (Зверев) . В апр. 1933 г. начался процесс закрытия храма. «Женское делегатское собрание» Кеми постановило «считать совершенно необходимым изъятие Кемского собора под культурный очаг»; в нач. 1935 г. за закрытие храма проголосовало 94% населения города (2959 чел.). В актах об изъятии значится здание «постройки 1898 г.», «большое, каменное, размерами: длина 37 м, ширина 21 м, площадь 750 кв. м, внутренняя площадь 700 кв. м». «Группа верующих незначительна и не располагает средствами для отопления... с точки зрения целесообразного использования государственного имущества Кемский Благовещенский собор подлежит безусловному изъятию». 20 дек. 1935 г. ВЦИК утвердил постановление Президиума ЦИК Карельской АССР от 20 февр. того же года о закрытии Благовещенского храма (ГАРФ. Ф. 5236. Оп. 1. Д. 171. Л. 9, 102-104). После 1935 г. собор был переоборудован под склад. По нек-рым сведениям, в храме производились расстрелы репрессированных. В 30-х гг. XX в. около собора было построено 2 каменных дома для руководства СЛОН.

http://pravenc.ru/text/1684177.html

епископ Лоллий (Юрьевский) (01.12.1875–11.02.1935) Библиографические заметки Богословские труды Богослужебные заметки Жизнеописания. Исторические труды Описания монастырей Поучения епископ Лоллий (Юрьевский) Епископ Русской Православной Церкви, епископ Ямпольский и Могилёвский, викарий Подольской епархии. Церковный историк. Биография В миру Александр Иванович Юрьевский, родился 19 ноября 1875 года в Тобольской губернии. В миру Александр Иванович Юрьевский, родился 19 ноября 1875 года в Тобольской губернии. В 1890 году окончил Ишимское духовное училище, в 1896 году - Тобольскую духовную семинарию по I разряду, в 1901 - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 19 августа 1901 года рукоположен во диакона, 26 августа этого же года - во священника на сверхштатную должность при Тобольском кафедральном соборе. Со 2 августа 1901 по 1913 год преподавал гражданскую историю в Тобольском епархиальном женском училище. С 1901 года состоял хранителем Тобольского епархиального церковного древлехранилища. С 1904 по 21 января 1914 года - настоятель Сретенской церкви города Тобольска. 3 декабря 1904 года был утвержден членом Правления Тобольской духовной семинарии от духовенства на трехлетие 1905-1907 годов. 16 декабря 1904 года утвержден членом ревизионного комитета по поверке экономических отчетов Тобольских епархиального женского и мужского духовного училищ на трехлетие 1905-1907 годов. В 1906 году - священник Тобольского Сестричного союза. 22 января того же года избран председателем Тобольского епархиального братства вмч. Димитрия Солунского. С 22 сентября 1910 года - преподаватель гомилетики и соединенных с ней предметов. В 1913 году упоминается членом Подготовительной Комиссии к общеепархиальным съездам духовенства Тобольской епархии, делопроизводителем архивной комиссии при епархиальном братстве. С января 1914 года - инспектор Тобольской духовной семинарии. Состоял товарищем председателя Комитета Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Тобольской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Лысогорская. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в станице Лысогорской построена в 1886 году мастерами из Воронежа, приглашёнными Лысогорскими казаками. Размеры церкви составляют длине шкуры барана, нарезанной на узкие ленточки. Существует об этом быль - легенда: Собрались Лысогорские казаки вместе и отправились к атаману Брянцеву, чтобы спросить разрешение на строительство. Привезли в подарок самого лучшего барана. Принял дар атаман, выслушал просьбу казаков, и немного помыслив, молвил: «Внимаю я и разрешаю строить православный храм на земле нашей, но при соблюдении малого условия – уместить церковь на шкуре барана, коего вы привезли мне». Находчивыми оказались казаки. Чисто выделали шкуру барана, нарезали на очень тонкие ленточки, соединили - получилась длинная верёвочка. Интересно и предание о том, как выбирали место для храма. Старики рассказывают, что долго спорили казаки на казачьем круге, на каком месте возвести храм, но так и не пришли к единому мнению. Тогда бросили жребий и позвали детей атамана. Маленькая Васютка Амехина вытащила бумажку, где указано было место, на котором построили церковь, сохранившуюся до наших дней. Казаки разместили условно размеры будущего строения колышками, натянули верёвку и пригласили атамана. Довольным остался атаман и дал добро на строительство. Церковь деревянная, что необычно для нашего края. Построена из деревянных брусов, закреплённых в пазы, при строительстве не использовали ни единого гвоздя. Чернорабочими на строительстве были екатерининские солдаты, провинившиеся в русско-турецкой войне (1875-1877 г.г). Посвящение храма: 1898 г. Главный престол: Рождества Пресвятой Богородицы. Время строительства храма: 1875-1877 г.г. (1886-1887 г.г.?) Исторические сведения: Автор проекта неизвестен, работа выполнена воронежцами. Под фундамент рыли траншеи и укладывали привозной обтесанный камень . Несколько лет он давал усадку, а в это время по р. Дону поспешно завозили лес. Затем ложились стены без единого гвоздя, в пазы («замок»). Кровлю сразу покрыли железом. Подняли колокола: большой - 500 кг. Весом – на левую колокольню (от него сохранился ныне лишь язык), 6 штук поменьше – на правую сторону. Сбросили их в 1935 г. Колокола отправлены на переплавку. Необходимость постройки нового храма объясняется историческими событиями (перемещения станицы с одного берега реки Подкумок на другой).

http://sobory.ru/article/?object=07179

Васильевич Исаев (1875, с. Крыловка Чембарского у. Пензенской губ.- 2.11.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 20 окт., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из крестьянской семьи. В 1894 г. окончил Пензенскую учительскую семинарию, был принят на должность учителя земской школы в с. Студенки Липецкого у. Тамбовской губ. (с 1933 в городской черте Липецка). В 1899 г. женился на дочери местного диакона. В марте 1901 г. выдержал экзамен на диаконское звание и был определен на место умершего тестя в храм в честь Рождества Христова в Студенках. Рукоположен во диакона 8 апр. того же года Тамбовским и Шацким еп. Георгием (Орловым). Служил диаконом в Студенках на протяжении последующих 34 лет. В 1901-1910 гг. также был учителем местной церковноприходской школы. В апр. 1935 г. представители власти попытались снять колокола с Христорождественского храма в Студенках, но верующие, в основном женщины, оказали им сопротивление. 19 мая М. был арестован по обвинению в «антисоветской агитации с использованием религиозных предрассудков крестьянской массы». Вскоре последовали аресты липецких священнослужителей во главе с еп. Уаром (Шмариным) . Всех арестованных обвиняли в «участии в контрреволюционной группе». 11 сент. 1935 г. выездная сессия Воронежского областного суда приговорила М. к 5 годам лишения свободы. Отбывал срок заключения в тюрьме в г. Мичуринске Воронежской обл., а в февр. 1937 г. был отправлен в Казахстан в отд-ние Тартаул Карагандинского ИТЛ. Вместе с другими заключенными священнослужителями проводил тайные богослужения в приречных зарослях. 3 сент. 1937 г. лагерное начальство обнаружило «изображение церкви, алтарь, и маленькие иконы, которые сложили на песке священники з/к Тартаул, где они устраивали богослужения». 16 сент. того же года М. и др. клирики были арестованы как участники «контрреволюционной группы церковников». Виновным в контрреволюционной деятельности М. себя не признал. Был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Карагандинской обл. от 31 окт. 1937 г. и похоронен в безвестной могиле

http://pravenc.ru/text/2563512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Леонидович Орлов (1875, с. Талицкий Чалмак Воронежской губ.- 2.11.1937, близ Караганды), сщмч. (пам. 20 окт., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Род. в семье священника, в 1897 г. закончил Тамбовскую ДС, в 1903 г. рукоположен во священника. В 1929 г. дважды подвергался аресту «за невыполнение государственного налога» и провел в тюрьме 2 месяца. 8 авг. 1935 г. вновь арестован в с. Никольском Чалинске Добринского р-на, 14 дек. 1935 г. осужден на 5 лет лишения свободы. В Карагандинский ИТЛ поступил 8 февр. 1936 г. Находясь в командировке на участке Тартаул, А., сщмч. диак. Михаил Васильевич Исаев и др. священнослужители на берегу р. Чурбай - Нура выложили из камней изображение церкви, алтаря, крестов, икон и совершали здесь богослужения и молебны. Это послужило причиной ареста А. и сщмч. Михаила 15 сент. 1937 г., им было предъявлено обвинение в «контрреволюционной деятельности», на допросах они своей вины не признали и показаний на других не дали. Священномученики были расстреляны по приговору от 31 окт. 1937 г. Реабилитированы в апр. 1989 г. Прославлены Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д. 02167. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИЗМАИЛ Николаевич Базилевский (1881 - 1941), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Григорьевич Алешковский (1888 - 1398), священник, священномученик (пам. 4 февр., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников, исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/64126.html

Вязьма. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Господня находилась на улице Марины Расковой (Воскресенская улица), где сейчас расположен дом 24. В 1627 году на этом месте упоминается деревянная клетская церковь в память обновления храма Воскресения Христова. В 1726 году на месте деревянной церкви на средства купца Ивана Григорьевича Вязева был построен каменный храм с двумя престолами: холодный - в память обновления храма Воскресения Христова, теплый - Св. Николая Чудотворца. К теплому приделу позже были пристроены по бокам еще два придела: иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и Спаса Нерукотворного. В 1920 году при взрыве базы западного фронта храм частично выгорел от пожара. Закрыта в 1930-х годах. В 1935 году была взорвана и разобрана колокольня храма. К церкви Воскресения Христова была приписана церковь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с теплым пределом Рождества Иоанна Предтечи. Этот каменный храм находился на Воскресенском кладбище, был построен в 1785 году на средства купца Калашникова. Воскресенское кладбище находилась на Дмитревой горе, церковь располагалась на улице Парковой, где сейчас дом http://www.vyazmablago.ru/unsaved/2 Церковь в честь Обновления Храма Воскресения Христова зданием каменная, построена та церковь вкладчиком, вяземским купцом Иваном Григорьевичем Вязневым с приходскими людьми в 1726 г. и имела два престола: главный - в память Обновления Храма Воскресения Христова и придельный - во имя свят. Николая чудотворца. В настоящее время к ним пристроены приделы: в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали» и Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. К Воскресенской церкви приписана кладбищенская церковь, каменная, двухпрестольная: главный престол холодный - в честь иконы Богоматери «Живоносный Источник» и второй теплый - в память Рождества Иоанна Предтечи. Храм сей построен в 1785 г. купцами Калашниковыми. Прихожан 266 душ муж. пола и 342 жен. пола. Земли при обеих церквах 4695 кв. саж. Капитала церковного 4 537 руб., капитала причтового 7433 руб.; жалование причт не получает. Священник Николай Алексеевич Заболотский, священник с 1872 г., на настоящем месте с 1875 г., награжден камилавкой в 1893 г. Диакон Павел Григорьевич Орлов, диакон с 1897 г., псаломщик Александр Александрович Четыркин, в должности с 1886 г., на настоящем месте с 1895 г. В школе грамоты учащ. 28 мальчиков.

http://sobory.ru/article/?object=34403

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В корпусе Бенуа Государственного Русского музея до 12 мая продлится выставка «Время собирать», которая знакомит петербуржцев с произведениями русского искусства из зарубежных частных собраний. Название выставки отсылает к третьей главе книги Екклесиаста: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни». Это не случайно: не только широкий зритель, но и российские ученые впервые знакомятся с частью утраченного нашей страной наследия. Большинство произведений экспонируется в России впервые. Многие работы известных художников XVIII - первой половины XIX века до этой выставки были известны только узкому кругу специалистов. По словам куратора выставки, заместителя директора Государственного Русского музея Евгении Петровой, «частные люди, в том числе и не живущие в России, отыскивали и приобретали произведения, по разным причинам не доступные музеям. Они находили их в семьях художников, на аукционах, у случайных людей. Так складывались и продолжают собираться коллекции русского искусства, которые отчасти дополняют лакуны крупных музейных собраний». Помимо живописных и графических произведений, на выставке представлены предметы прикладного искусства, имеющие не только художественную, но и историческую ценность, - например, выполненный петербургскими мастерами охотничий самовар, принадлежавший Императору Александру III, изготовленный, очевидно, по случаю бракосочетания цесаревича Александра Александровича и Марии-Софии-Фредерики-Дагмары Датской. Сам самовар - в форме дыни, крышку украшает ветвь с тремя яблоками, а ручки выполнены в форме ветвей с листьями. Самовар единственный раз выставлялся в Нью-Йорке… в 1935 году. Есть на выставке несколько вещей, имеющих отношение к семье последнего русского Императора Николая II. Табакерка розовой эмали, украшенная вензелем Императрицы Александры Феодоровны, была подарена Императором профессору Дмитрию Оттовичу Отту (акушеру Императрицы) по случаю рождения в 1895 году первого ребенка Августейшей четы -Великой Княжны Ольги Николаевны. С этим же радостным для Царской семьи событием связан еще один экспонат выставки - икона-складень, подаренная Императору Николаю II петербургским дворянством. Икона выполнена в византийском стиле, в центральной части складня помещены образы святых покровителей Императорской четы и новорожденной: святого Николая Мирликийского, святой мученицы царицы Александры и святой равноапостольной княгини Ольги; на боковых створках складня изображены два шестикрылых серафима и четыре евангелиста.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

Лоллии (ЛЕОНТИЙ) (Юрьевский), еп. Могилевский, вик. Подольской епархии Родился в 1875 году. Окончил духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен во священника и назначен инспектором Тобольской духовной семинарии, а затем смотрителем Единецкого духовного училища. Им подготовлено было к печати 12 томов жизнеописаний отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков (по месяцам). В 1921 г. хиротонисан во епископа Могилевского, вик. Подольской епархии. В 1922/1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. Здесь он был возведен в сан архиепископа и оставлен на той же кафедре. С июня 1925 г. состоял преподавателем Высшей Украинской (обновленческой) Богословской школы в г. Киеве. 26 июня 1925 г. совместно с Николаем Молдавским и Александром Бердичевским совершил хиротонию Барского Гавриила. Покаяние принес митрополиту Сергию и был принят в сане епископа в общение с Православной Церковью. Скончался II февраля 1935 года. Обладал большими знаниями и богатой эрудицией. Труды: «Гомилетика». Киев, 1903. «Архм. Феодосий, восстановитель Софрониевой пустыни». Новый Свято-русский патерик. Тобольск, 1912. (несколько выпуск.). Литература: «Церк. Обновлен.» 1925, стр.75. «Укр. Прав. Благ.» 1925, стр.12. ФПС I, 110, стр.5. ФПС III, стр.4. ФАМ II, 28, стр.2. Кат-АМ 191. Кат-ЕС I, cmp.II, 58. Aleksandr Ivanovi Jur’evskij beendete 1901 die GA Kazan’, er war Lehrer an der Eparchialen Geistlichen Schule in Tobol’sk, seit 1910 Lehrer, seit Januar 1914 Inspektor des GS Tobol’sk. Seit 31.12.1914 Inspektor der Geistlichen Schule in Edincy, Ep. Kišinev. 1921 wurde er in Kiev von M Michail (Ermakov) zum В von Mogilev geweiht. Dann gehörte er passiv zur Ukrainischen Orthodoxen Autokephalen Kirche. 1925 EB von Podolsk und Braclav, 1928 EB von Mogilev-Podol‘skij. Anfang der 30er Jahre Rückkehr zu M Sergij (Stragorodskij), von dem er als В wieder aufgenommen wurde. Er lebte in Rev. Werke: Mark Podvicnik i ego novootkrytoe „Slovo protiv Nestorian», in: Prav. Sobesednik, 1900, Nr. 5,1–66; in: „Sbornik soinenij studentov Kazanskoj akademii», vyp. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богословие ЖЕРТВА религ. действие, состоящее в добровольном посвящении своей жизни, пищи (как основы жизни), ч.-л. иного Богу ЗАВИСТЬ желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или в большей степени; огорчение по поводу успеха и благополучия др. людей ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества ЗАТВОРНИЧЕСТВО особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве ЗДОРОВЬЕ оценочная категория, обозначающая соответствие комплекса природных свойств организма человека его реальному состоянию в границах морфологической и физиологической нормы ЗЕМЛЕР Иоганн Заломо (1725 - 1791), нем. протестант. теолог, историк Церкви, один из основателей библейской критики Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ЗИСИС Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист ЗЛО характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 1651 (?)), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель

http://pravenc.ru/rubrics/122390_11.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рубрикатор: Священное Писание (Библия) Священное Писание (Библия) ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ЕСФИРИ КНИГА название канонической книги ВЗ, входящей в раздел исторических книг (в евр. традиции - в разд. «Писания») ЕЦИОН-ГАВЕР ветхозаветный город-порт в сев. части Акабского зал. Красного м., на границе между Др. Израилем и Идумеей ЖДАНОВ Александр Алексеевич (1860 - 1909), библеист, экзегет; отец советского политического деятеля А. А. Жданова ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ЗАКХЕЙ начальник мытарей в Иерихоне, встреча к-рого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.) ЗАМВРИЙ (IX в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20) ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА лит. форма, характерная для лит-ры Древнего мира, представляющая собой разновидность благословения; узком смысле - общее наименование 8 речений Господних в Нагорной проповеди ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества ЗВЕЗДА ВОЛХВОВ чудесное астрономическое явление, сопровождавшее, согласно 2-й гл. Евангелия от Матфея, рождение Младенца Иисуса Христа ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ библейское наименование земли (на территории Ханаана), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам - народу Израиля, которую они получили после исхода из Египта

http://pravenc.ru/rubrics/121016_13.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010