Записки миссионера В основе фильма Владимира Хотиненко «Поп» и одноименной книги А. Сегеня лежат воспоминания члена Псковской миссии, благочинного Островского округа (1941-1943 гг.) протоиерея Александра Ионова, опубликованные в 1954 г. в Калифорнии. Предлагаем вниманию читателей эти воспоминания — бесценный документ эпохи. 8 мая, 2012 В основе фильма Владимира Хотиненко «Поп» и одноименной книги А. Сегеня лежат воспоминания члена Псковской миссии, благочинного Островского округа (1941-1943 гг.) протоиерея Александра Ионова, опубликованные в 1954 г. в Калифорнии. Предлагаем вниманию читателей эти воспоминания — бесценный документ эпохи. В основе фильма Владимира Хотиненко «Поп» и одноименной книги А. Сегеня лежат воспоминания члена Псковской миссии, благочинного Островского округа (1941-1943 гг.) протоиерея Александра Ионова, опубликованные в 1954 г. в Калифорнии. Предлагаем вниманию читателей эти воспоминания — бесценный документ эпохи. Рига-Псков Это были дни августа 1941 года, когда группа православных священников из Риги только что прибыла в Псков для организации церковной жизни в северо-западных областях России, оккупированных германскими дивизиями. Необходимость в Псковской Миссии была осознана митрополитом Сергием, Экзархом Латвии и Эстонии, сразу же, как только стали поступать первые просьбы из Пскова и других городов о присылке священнослужителей в эти места. Громадный край от ст. Сиверской, что под Петроградом, до Опочки был давно превращен советской властью в церковную пустыню. Некогда прекрасные храмы были разрушены, поруганы, превращены в склады, мастерские, танцевальные клубы, кино и архивы. Репрессированное духовенство в основной своей массе погибло в концлагерях Сибири. Два-три уцелевших подсоветских священника, запуганных, душевно-усталых и неподготовленных, никак не могли взять на себя труд организации церковной жизни населения в несколько сот тысяч человек. А духовный голод, жажда церковной молитвы, таинств и проповеди остро ощущались в этих местах.

http://pravmir.ru/zapiski-missionera/

1923 год – «Митрополит» Антонин (Грановский) вошел в состав избранного обновленческим «собором» ВЦС в качестве его председателя. 1924 год – Состоялся визит Святейшего Патриарха Тихона к А. И. Рыкову. 1958 год – Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам провел совещание «ответственных работников отделов пропаганды, науки, школ и ВУЗов, культуры ЦК КПСС, Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, Госполитиздата, газет и журналов, ЦК ВЛКСМ, Совета по делам Русской Православной Церкви и Совета по делам религиозных культов». Результатом этого совещания и явилась записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды». Суть записки сводилась к константации факта: на то, что «Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г . многими партийными, профсоюзными, комсомольскими организациями, учреждениями и ведомствами выполняется неудовлетворительно, более того, некоторые партийные, профсоюзные, советские, комсомольские работники полагают, что постановление ЦК от 10 ноября 1954 г . “Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды” отменяет постановление ЦК от 7 июля “О недостатках научно-атеистической пропаганды и мерах ее усиления”». Таким образом, отдел ЦК указывал, что наступило время вернуться к той политической линии в отношении Церкви, которую задавало летнее постановление 1954 г . Отныне не более мягкое ноябрьское, а более жесткое июльское постановление становилось основой политики государства по отношению к Церкви. Это был более чем ясный намек на начало реализации давно задуманной антицерковной кампании. В записке вновь прозвучала критика Советов по делам Русской Православной Церкви и по делам религиозных культов: «Советы... и их представители на местах плохо осуществляют свои функции, иногда идут на поводу у церковников, своевременно не информируют партийные и советские органы о деятельности служителей церкви, членов сект». По итогам совещания были разработаны рекомендации по активизации научно-атеистической работы.

http://pravoslavie.ru/5443.html

отношении с иным, хоть и дружественным на тот момент Китаю, гос-вом. Получение Православной Церковью в КНР юридического статуса связывалось с переходом ее под контроль кит. властей. Подобная позиция кит. правительства была доведена до руководства СССР, а также через Совет по делам РПЦ при Правительстве СССР до Московской Патриархии. 13 апр. 1954 г. патриарх Алексий I обратился к председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову с просьбой разрешить приезд в Москву экзарха и главы духовной миссии архиеп. Виктора для личных переговоров по вопросам деятельности правосл. Церкви в новых условиях гос. жизни в Китае. Такое согласие было дано, однако принципиальное решение об изменениях в организации правосл. общин в Китае было принято советским руководством еще до приезда архиеп. Виктора. 22 апр. Карпов в согласовании с МИД СССР подал в ЦК КПСС докладную записку, в которой был сделан вывод, что «в настоящее время в связи с установлением народно-демократического строя в Китае и ничтожным влиянием православия среди китайцев дальнейшее существование миссии, а также существование экзархата в настоящем его виде политически ничем не оправдано». Совет по делам РПЦ предлагал ликвидировать духовную миссию и Экзархат и решить вопрос о церковном имуществе в Китае (Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. 1954-1970. М., 2010. Т. 2. С. 62-63). 12-27 июня 1954 г., во время пребывания в Москве архиеп. Виктора, обсуждались организационные вопросы, связанные с ликвидацией миссии и судьбой ее имущества. 30 июля Свящ. Синод принял решение: «Ввиду новых государственных и общественных условий жизни в КНР, считать дальнейшее существование Российской Духовной Миссии в Китае не соответствующим этим условиям и упразднить ее, оставив все православные храмы в Китае в ведении Экзархата Московской Патриархии в Восточной Азии». Архиеп. Виктору было предложено через посольство СССР в КНР ознакомиться с мнением кит. правительства о дальнейших формах управления Китайской Православной Церковью. 10 авг. в Совет по делам РПЦ был направлен план Московской Патриархии по реорганизации Восточноазиатского Экзархата. Было предложено 2 варианта: 1) сохранение в Китае Экзархата и существующих епархий РПЦ, 2) преобразование Экзархата в одну епархию во главе с епископом из СССР. Также Московская Патриархия предлагала передать кит. инстанциям лишь часть церковного имущества. 11 авг. Совет по делам РПЦ, рассмотрев предложения Патриархии, рекомендовал ликвидировать Восточноазиатский Экзархат, оставив в Китае одну епархию с центром в Харбине. Также Патриархии было рекомендовано «архиереев из СССР в Китай не посылать и прекратить денежное субсидирование в отношение православного духовенства и церквей в Китае со стороны Московской Патриархии» (Там же. С. 63-64). Т. о., Московская Патриархия была поставлена перед необходимостью предоставить Китайской Церкви самостоятельность в самые короткие сроки.

http://pravenc.ru/text/Китайская ...

Для меня ее появление было радостной неожиданностью. И радостно слышать в ее словах убежденность: «Не должно исчезнуть имя моего прадеда! Пусть появится табличка на поклонном кресте, чтобы все, кто увидит, помолились бы об упокоении его души. И нам, его потомкам, хоть немножко на совести будет легче – мы сделали всё, что могли, чтобы воскресить его доброе имя». Да, Господь не взыщет с несчастных потомков, у которых государство отняло даже надежду точно определить, где лежат родные косточки, разве что с точностью до лагпункта. А ведь когда-то были и акты погребений, и карты-схемы кладбищ с привязкой – иначе товарищ Сюткин с компанией не мог бы за неделю обойти эти места для осмотра. Но Сюткин это делал незадолго до года очередного великого перелома в нашей истории, года смерти творца лагерной системы, предвещавшей гибель и памяти о ней. Причем – в плановом порядке. У поклонного креста с памятными табличками безвинно пострадавшим С.М. Наумову и Н.Т. Кузину. Священник Дионисий Путилов служит панихиду по всем в Вятлаге погребенным, в вере скончавшимся православным христианам Анализируя причины нынешнего информационного вакуума, В. А. Бердинских пишет: «Прочно, наглухо – захлопнулись обитые оцинкованным железом двери лагерных архивов. Более того – власти, осознавая чудовищность содеянного ими в прошлом, сразу после смерти отца всех народов” принялись заметать следы”, пачками, кипами, тоннами уничтожая опасные”, по их разумению, архивные документы. Вот всего лишь одно (косвенное, впрочем, ибо прятать концы в воду” наши граждане-начальники” умели и умеют) свидетельство этого преднамеренного варварства – приказ по Вятскому ИТЛ от 5 февраля 1954 года (Документ N 2, цитируется в извлечениях): Во исполнение приказа Министра внутренних дел СССР, Министра юстиции СССР и Генерального прокурора СССР от 4 января 1954 года за N 04/01/4с, ПРИКАЗЫВАЮ: 1/Произвести уничтожение приказов НКВД, НКГБ и Прокурора СССР, отмененных приказом МВД СССР, Министра юстиции СССР и Генерального прокурора СССР от 4 января 1954 года за N 04/01/4с;

http://pravoslavie.ru/117720.html

С кон. 40-х гг. XX в. против «новой теологии» выступили нек-рые католич. богословы, видевшие в ней продолжение католич. модернизма , осужденного папой Римским Пием Х энцикликой «Pascendi Dominici gregis» (1907). В 1947 г. по рекомендации Гарригу-Лагранжа экуменические идеи К. были оценены руководством ордена доминиканцев как «ложный иренизм», т. е. как стремление примириться с др. христ. конфессиями на основе отрицания католич. Церкви как единственно истинной. Папа Римский Пий XII энцикликой «Humani generis» (1950) осудил «новую теологию» как «неомодернизм», после чего серьезному давлению со стороны орденского руководства были подвергнуты К. и те богословы, которые ее представляли (в основном доминиканцы из школы Сольшуар и иезуиты теологического фак-та Фурвьера). С 1952 г. все работы К. подвергались строжайшей цензуре, в 1954 г. он и несколько профессоров-доминиканцев были уволены с кафедр в школе Сольшуар. Одной из причин увольнения К. также стала ст. «Будущее священников-рабочих» (L " avenir des prêtres-ouvriers), опубликованная 25 сент. 1953 г. в ж. «Témoignage chrétienne», в к-рой он выступил в защиту пастырского эксперимента священников-рабочих в Парижском архиеп-стве. В 1954 г. по указанию Римской курии движение священников-рабочих было запрещено из-за вовлечения участвовавших в нем клириков в политическую деятельность. Покинув Париж, в 1954 г. К. совершил поездку в Иерусалим, где остановился при Библейской школе. Там он завершил работу над кн. «Таинство храма: Икономия божественного присутствия в творении от книги Бытие до книги Откровение» (Mystère du temple: L " Économie de la présence de Dieu à sa créature de la Genèse à l " Apocalypse), к-рая подверглась 7 цензорским правкам и была опубликована лишь в 1958 г. После поездки в Рим К. направился в Кембридж, где изучал труды Дж. Г. Ньюмена о единстве Церкви; в серии «Unam Sanctam» было подготовлено к изданию его соч. «Мысли о Церкви» ( Newman. 1956). Идеи Ньюмена о догматическом развитии оказали влияние на формирование у К. особого взгляда на Предание Церкви. Незадолго до отъезда из Кембриджа он написал небольшую брошюру для англ. студентов - паломников в Шартр (La Pentecôte: Chartres 1956. P., 1956), в к-рой выразил идею «странствующей Церкви», ведомой Св. Духом на протяжении всей человеческой истории.

http://pravenc.ru/text/1841884.html

Командиром 1-го отряда, ставшего прообразом Национально-освободительной армии Л., был Кейсон Фомвихан (13 дек. 1920 - 21 нояб. 1992). К сер. 1950 г. на востоке Л. появляются крупные районы на границе с Вьетнамом, подконтрольные национально-освободительным силам. Здесь формируются Фронт свободного Л. и правительство сопротивления, возглавляемые Суфанувонгом. К кон. 1953 г. Фронт свободного Л. взял под свой контроль значительную часть территории Сев. и Центр. Л. Не имея возможности остановить освободительное движение, правительство Франции 22 окт. 1953 г. признало Л. независимым государством. Военно-политическое поражение колониальной Франции стало окончательно очевидным после битвы при Дьенбьенфу (Сев. Вьетнам), закончившейся 7 мая 1954 г. капитуляцией франц. войск перед Вьетнамской народной армией. В результате Женевских соглашений 1954 г. было заключено перемирие, с территории Л. выведены как вьетнамские, так и франц. войска и установлено разграничение сил, но бывшие колонизаторы сохранили 2 военные базы и оставили в стране ок. 1,5 тыс. офицеров и унтер-офицеров для обучения королевской армии. Период независимости В первые годы независимости наблюдалось неустойчивое равновесие правящих сил - королевского правительства и Патхет Лао. После 1954 г. наметилась консолидация левого движения в Л. На базе лаосской секции КПИК оформляется Народная партия Лаоса (впосл. переименованная в Народно-революционную партию Лаоса (НРПЛ)); в 1956 г. под ее руководством был создан Нео Лао Хаксат - Патриотический фронт Лаоса (ПФЛ). В 1957 г. председатель ЦК ПФЛ принц Суфанувонг и его единокровный брат премьер-министр королевского правительства принц Суванна Фума (Суванна Пхума) подписали Совместное коммюнике и Заключительную декларацию, где было зафиксировано решение о создании правительства национального единства. Коалиционное правительство просуществовало лишь 3 года, и после переворота 1960 г. в стране произошел раскол на 3 политические силы (левые (ПФЛ), нейтралисты во главе с Суванной Фумой и правая группировка).

http://pravenc.ru/text/2463119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИВИ Кеннет Джей [англ. Kenneth Jay Levy] (26.02.1927, Нью-Йорк - 15.08.2013, Скилмен, шт. Нью-Джерси, США), амер. музыковед. Во время второй мировой войны служил в резерве Военно-морского флота США. В 1947 г. окончил Куинс-колледж Городского ун-та Нью-Йорка, где изучал историю и теорию музыки под рук. К. Закса и К. Ратхауза. Затем учился в Принстонском ун-те у О. Странка , Э. Херцманна и А. Менделя, где в 1949 г. защитил магист. диссертацию, а в 1955 г. (после года учебы в Сорбонне в качестве стипендиата фонда Фулбрайта) - докт. диссертацию по песням франц. композитора 2-й пол. XVI в. Клода Ле Жёна. В том же году в качестве стипендиата фонда Гуггенхайма изучал рукописи с французскими песнями эпохи Ренессанса в Национальной б-ке Франции, а затем, решив сменить тему исследований,- визант. певч. рукописи в Ватиканской б-ке. В 1952-1954 гг. Л. преподавал в Принстонском университете, в 1954-1966 гг.- в ун-те Брандайс (шт. Массачусетс). В 1966-1995 гг. профессор Принстонского ун-та (с 1988 заслуженный профессор фонда Шайде), в 1967-1970 и 1988 гг. руководитель его музыкального отделения. Преподавательская деятельность Л., включавшая разнообразные курсы лекций и семинаров - от общего «Введения в музыку» (изд.: Music. 1983) до специального - «Нотация и проблемы раннехристианской музыки», была отмечена премией Г. Т. Бермана за выдающиеся достижения в области гуманитарных наук (1983) и президентской премией (1995). Лауреат премии им. Д. Тейлора, присуждаемой Американским об-вом композиторов, авторов и издателей музыки (1989). Член Американского философского общества (1988), член Американской академии средневековья (1994), иностранный научный сотрудник Эмманьюэл-колледжа в Кембридже (1995). Входил в правление Американского музыковедческого об-ва и в редколлегию его журнала, был членом исполнительного комитета «Нового словаря музыки и музыкантов Гроува». В сферу научных интересов Л. входили ранняя церковная монодия, как западная (староримское, амвросианское, беневентанское, равеннское, галликанское, испано-мосарабское, григорианское пение), так и восточная (визант.

http://pravenc.ru/text/2110464.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Зеньковский Сергей Александрович Сергей Александрович Зеньковский (1907 — 1990) —  славист, историк русской культуры, видный исследователь духовных движений в России XVI—XIX веков. Основной плод его многолетней работы в этой области — фундаментальный труд «Русское старообрядчество». В 20 году покинул Россию. Окончил Школу экономики в Праге по отделению экономической истории (1927) и Университет Сорбонна по отделению восточноевропейской и современной истории (1930). Получил степень доктора философии в Карловом университете в Праге (1942) (тема диссертации — русская политика в Синьцзяне во второй половине XIX — начале XX вв. В 1930-1939 гг. работал в различных технических фирмах в Париже, затем в 1939-1944 гг. преподавал в Коммерческой академии в Праге, а в 1945-1949 гг. — в Мюнхенском университете. В 1949 г. переехал в США. Преподавал русский язык и литературу на отделении славистики Университета штата Индиана в г. Блумингтон (1950-1954), в 1954-1958 гг. читал лекции и вел научную работу в Русском исследовательском центре Гарвардского университета, в 1958-1960 гг. преподавал русскую историю в Стетсоновском университете (Де-Лэнд, шт. Флорида). В 1960-1962 гг. профессор славянского и восточного отделения Университета штата Колорадо (г. Боулдер), в 1962-1967 гг. — вновь профессор истории в Стетсоновском университете, где заведовал также и русским отделением. В 1967-1977 гг. профессор отделения славянской культуры в Университете Вандербилта (г. Нэшвилл, шт. Теннесси). Вышел в отставку в звании заслуженного профессора и поселился во Флориде. Находясь на пенсии, работал профессором-исследователем в Стетсоновском университете (1977-1983). С 1982 по 1985 гг. член академического совета Кеннановского института углубленных русских исследований при Центре международных исследований им. Вудро Вильсона в Вашингтоне. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/zen...

Скачать epub pdf Allhlografial. ПЕРЕПИСКА В своей долголетней жизни геронтисса Гавриилия писала много писем. И потому, что имела бесчисленных друзей и знакомых во всех частях мира, но еще и потому, что велико было внутреннее ее богатство. Назидательное слово ее выливалось и текло на бумаге вперемешку с новостями или практическими делами того дня. Каждое ее письмо становилось краткой и мистической проповедью. Оно напоминало глубину вещей, показывало качество во всем, даже в общественном, и воодушевляло. Письма ее успокаивали или утверждали, а также всегда придавали мужество, даже непосредственно после неудачи, или падения, ибо были написаны целебными чернилами редкой любви. Откуда бы письмо ни приходило, она отдавала сердце свое и брало твое. Так, многими сотнями имен и адресов наполнены бесчисленные страницы стольких ее записных книжек... Имена из Греции, Англии, Дании, Швейцарии, Австрии, Германии, Ливана, Кипра, Израиля, Ирака, Ирана, Индии, Египта, Кении, Уганды, Танзании, Америки, Канады... Но из всего мира выделяются два имени. Имя великого индийского общественного деятеля Baba Amte, и имя еврейского писателя, а равно и друга и брата, Yehuda Hanegbi. И с обоими она поддерживала переписку, отражающую сорокалетнее сердечное общение и глубокий духовный обмен между ними. И обоих она узнала уже после того своего возрождения 24 марта 1954 г. Сначала она познакомилась с Y. Hanegbi, в сентябре 1954 г., в одном из Kibbutz Израиля, где тот работал добровольцем, как многие другие. Годом позже, на Новый год 56 г., с Baba Amte, в Anand Wan, больнице для прокаженных, которую он основал всего лишь несколько лет назад. В ее письмах видна большая любовь и глубокое уважение, какие их связывали, и нечто еще. Мы с удивлением – и, может быть, с изумлением – замечаем трудно представляемую духовную взаимосвязь, какая была у этих трех людей из разных стран и различных религий. Христос соединил их внутренне, несмотря на внешнее расстояние, их разделявшее. Читая любую страницу, видишь, как невидимая рука живописует, хотя и неясно, некоторые из тех других обителей и тех других овец, о которых нам говорил Христос. В семени видится нечто превосходное. Видение далекого стада, о котором предвозвещал Господь наш, – где все будут иметь Его Царем и Пастырем всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriiliya/pod...

В 1952 г., к 1500-летию Вселенского IV Собора (451), К. опубликовал ст. «Христос, Мария и Церковь» (Le Christ, Marie et l " Église; вскоре была издана отдельной книгой), где дал сдержанную оценку католич. мариологии XIX-XX вв., в т. ч. провозглашению в 1950 г. папой Римским Пием XII догмата о телесном вознесении Пресв. Девы Марии. Новый мариологический догмат католич. Церкви был негативно оценен правосл. и протестант. богословами, и К. видел в этом новое препятствие для экуменического диалога (Une passion: L " unité. 1974. P. 72-73). Впосл. К. характеризовал развитие католической мариологии как поспешное (mariologie galopante - Entretiens d " automne. 1987. P. 81). В 1954 г., к 900-летию разделения Вост. и Зап. Церквей (1054), К. подготовил большую ст. «900 лет спустя: Заметки о «восточной схизме»», вышедшую в коллективной монографии «1054-1954: Церковь и Церкви: Девять веков прискорбного раскола между Востоком и Западом» (Neuf cents ans après: Notes sur le «Schisme Oriental», 1054-1954//1054-1954: L " Église et les Églises. 1954. Т. 1. Р. 3-95), где рассмотрел «восточную схизму» (употреблял это выражение в кавычках, указывая на его относительность) с политической, культурной и экклезиологической точек зрения. По его мнению, схизма во многом была проявлением феномена «разобщенности» (Ibid. Р. 8, 80). Говоря о религиозно-культурных элементах, К. напоминал об опасности сведения всей полноты христ. традиции к к.-л. одной конфессии - Православию, католицизму, протестантизму - или локальной или культурной абсолютизации (Ibid. Р. 48-52). Оценивая участие Вост. и Зап. Церквей в разделении, К. отметил вину Вост. Церкви: «...объективно греки должны быть в большей степени названы схизматиками, чем латиняне, ведь в «восточной схизме» не раскололись 2 части христианского мира, а совокупность поместных Церквей откололась от апостольского Престола Петра… Поэтому с экклезиологической точки зрения объединение может быть лишь воссоединением с апостольским Престолом» (Ibid. Р. 86). В 1945-1954 гг. в ряде статей К. разрабатывал богословскую программу активизации деятельности мирян в католич. Церкви. В 1953 г. в кн. «Заметки по богословию мирян» (Jalons pour une théologie du laïcat) К. критиковал восприятие Церкви как иерархической структуры («иерархология»), требуя признания участия мирян в тройственном служении Христа - как Священника, Пророка и Царя; призвание мирян заключается в посредничестве между Церковью и миром.

http://pravenc.ru/text/1841884.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010