Святитель Феофан Затворник ХХ век — век мучеников и исповедников, которые своими страданиями прославили Бога, пронесли веру Христову через огненные испытания. Нами были рассмотрены основные проблемы современного человека в письмах замечательных пастырей: Святой праведный Алексей Мечев (1859-1923) — «старец в миру», как его называли современники. Написанные им письма наполнены искренней верой, любовью к Богу и глубоким желанием спасти ближнего. Для него все были любимы и желанны, и отец Алексей писал о всепрощающей любви Господа ко всем, желающим идти путем спасения. Отличаясь большой наблюдательностью и знанием жизни, он умел лечить души пасомых овец, подбирая к каждому индивидуальный подход. Епископ Вениамин (Милов) (1887-1955) писал из казахстанской ссылки в 1949-1954 годах. Письма адресованы Татьяне Борисовне и Тихону Тихоновичу Пелих. Семейство Пелих исповедовалось у отца Вениамина во время его служения в Троице-Сергиевой Лавре, супруги помогали духовнику преодолевать многие житейские трудности. Особенно это проявилось во время нахождения владыки в ссылке. Смиряясь с тяжелейшими условиями жизни, владыка учил и своих чад ко всему относиться со смирением и терпением. Часто писал о Промысле Божием, руководящем жизнью всякого христианина. Советовал Татьяне Борисовне внимательно относиться к духовному воспитанию детей, уделять им и мужу все свое свободное время, забывая о своих телесных недугах, которые следует нести безропотно и с благодарением Господу. Письма епископа Вениамина являются свидетельством неуклонной верности пастырскому долгу и избранному иноческому пути. Святитель Николай Сербский (1881-1956) отвечает в своих письмах на самые разнообразные вопросы верующих людей, ясным, простым, доступным для каждого языком. Он спасает души от духовного мрака, от уныния и отчаяния, от отпадения от Православия. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958) шестнадцатилетним юношей попал на Валаам и остался в Спасо-Преображенском монастыре. В 1940 году отец Иоанн вместе с братией перехал в Финляндию. Там валаамские монахи основали монастырь, получивший название Новый Валаам, где старец и закончил свой монашеский путь. Письма написаны в 60-е годы в разное время и разным лицам. Отец Иоанн имел много духовных чад среди эмигрантов из России, не только в Финляндии, но и во Франции, Англии, Германии, Америке; окормлял монахинь Пюхтицкого и Линтиульского монастырей и многих мирских людей. О себе схиигумен писал, что в школах он не учился, и как умеет говорить, так и пишет. В своих наставлениях духовным чадам придерживался духовной трезвости и простоты, делая ссылки на Евангелие, жития святых отцов, на книги Макария Великого, Петра Дамаскина и «Отечник».

http://pravoslavie.ru/2063.html

Адвентисты седьмого дня насчитывают до 2 тыс. последователей. Организационно входят в Миссию транстихоокеанского союза (штаб-квартира в Суве, Фиджи) Южного азиатско-тихоокеанского дивизиона (центр в Уорунге, шт. Нов. Юж. Уэльс, Австралия). В Церкви Иисуса Христа святых последних дней (см. Мормоны ), по офиц. данным, число адептов несколько превышает 3 тыс. чел., хотя, по оценке самих мормонов, их насчитывается более 11,5 тыс. чел. Организационно принадлежат к Тихоокеанской миссии. Новые религиозные движения Новые религиозные движения представлены последователями бахаи религии , которые проникли на о-ва Гилберта в 1954 г.; через год была создана 1-я Местная духовная ассамблея (МДА) с 200 адептами этой религии. В 1963 г. имелось 13 МДА. В нач. 2010 г. существовало 38 МДА и насчитывалось 2,5 тыс. бахаистов. Христианство в К. Члены протестант. Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям, созданного в Массачусетсе в 1810 г., начали свою деятельность в Океании в 1819 г. и впервые посетили атоллы Бутаритари и Макин в 1852 г. На островах ранее обосновалась брит. компания по продаже пальмового масла, и Ричард Ранделл, ее торговый представитель, стал советником прибывших миссионеров. Их деятельность была затруднена противодействием местных вождей, не принимавших христ. учение. В 1856 г. из США на о-ва Гилберта был отправлен протестант. миссионер Хайрам Бингем. Побывав на Гавайских о-вах, 13 нояб. 1857 г. он вместе с женой и гавайцем Каноа прибыл на атолл Абаианг. Самостоятельно изучив язык жителей о-вов Гилберта, Бингем разработал письменность языка кирибати, используемую до наст. времени. В 1864 г. Бингем и его жена при помощи местного прозелита Мосеса Кауре впервые перевели на язык кирибати Евангелие от Матфея и Евангелие от Иоанна и в том же году уехали на Гавайи. К 1873 г., снова вернувшись на К., они завершили перевод и издание всего НЗ. Через 2 года Бингем был вынужден покинуть о-ва Гилберта и продолжил миссионерскую деятельность на Гавайях, где закончил перевод ВЗ с иврита на кирибати.

http://pravenc.ru/text/1840231.html

Среди них - могилы известного деятеля Свято-Владимирского братства г. Бредихина; княгини Т. Горчаковой, монахини Киево-Флоровского монастыря (в монашестве - Анастасии) и др. В числе утраченных могил - склеп из двух камер, где покоились Иеросхимомонах, книготорговец Киево-Печерской лавры Иларион и известный Лаврский юродивый Ковалевский Иван Григорьевич (1807-1855), имевший прозвище «Босый»; погребение Вениамина (в миру - Базилевич Дмитрий Ильич; 1787-1873) - печатника и архитектора Киево-Печерской лавры, архимандрита Киево-Выдубицкого монастыря (1856-1867), автора полного «Киевского месяцеслова»; Епифания (1770-1828) - философа, богослова, проповедника, иеромонаха, руководителя Лаврской типографии (1814-1822). Несколько человек были похоронены в Троицкой церкви. В 1970-х г.г. возле с. Круглик было устроено новое кладбище Китаевской пустыни, рядом с которым возник скит Преображенская пустынь. В 1920-х г.г. в пустыне находилась детская колония, часть сооружений использовалась сельскохозяйственными заведениями. В 1930 г. территория и здания переданы, основанному в это время, Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 г. - украинский НИИ садоводства). Во время Великой Отечественной войны все здания сильно пострадали. Позже здесь размещались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений (с 1956 г.). После реставрации Троицкой церкви (1992) и ремонта трапезной с кельями эти здания переданы Украинской православной церкви Московского патриархата. «Свод памятников истории и культуры Украины». – М.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского. Хозяйственный двор Напротив главного двора пустыни через ул. Китаевскую, вдоль которой установлено ажурное металлическое ограждение на кирпичных столбах. На территории двора содержались сооружения жилого и хозяйственного назначения – госпитали, конюшни, погреба, переведенный из Киево-Печерской лавры свечной завод и т.д.; часть их сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=06709

796 Георгиевский Алексей Иванович (1904 – 1984), российский богослов и филолог. В 1926 г. Окончил Государственный институт Слова. С 1944 г. доцент кафедры литургики и ученый секретарь Богословского института (с 1946 г. Московской духовной академии). С 1958 г. профессор, с 1974 г. заслуженный профессор Московской духовной академии по кафедре литургики и стилистики русского языка. В 1948 г. выступил с докладом о церковном календаре на Совещании глав и представителей автокефальных православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Поддержал сохранение в Церкви юлианского календаря. В 1950 – 1953 гг. и. о. ответственного секретаря редакции «Журнала Московской Патриархии». В 1954 – 1959 гг. член Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). 797 Успенский Дмитрий Алексеевич (1873 – 1937), протоиерей. В 1900-х гг. служил в Никольской церкви пос. Окуловка Новгородской губ. Был арестован по ложному обвинению в хищении церковных ценностей и сослан. Жена сына Николая Наталия Ивановна написала ему несколько писем, в связи с чем «за связь с врагом народа» была тоже арестована. В 1937 г. вновь арестован и расстрелян. Его жена заболела психическим расстройством и в 1941 г. скончалась. Сыну Николаю Дмитриевичу выдали свидетельство о смерти, где значилось, что Дмитрий Алексеевич Успенский умер 28 декабря 1941 г. от пеллагры (см.: Головатенко В., свящ. Николай Дмитриевич Успенский . Краткий очерк жизни и творчества// Успенский Н. Д. Византийская литургия. Анафора. М., 2003). 798 То есть в одних случаях на первом месте указывать рядовое чтение, в других – чтение дневному святому или празднику. 800 Поскольку издание ежегодника «Богослужебные указания» к этому времени прекратилось, подразумевается, вероятно, одноименное приложение к месяцеслову «Православного церковного календаря». 801 Так в тексте. В означенном месте Типикона стоит: «попразднствовавше мало», т. е. немного передохнув. 803 Отсюда можно заключить, что упомянутый чин архиерейского погребения не оригинальное творение архиепископа Мануила, а перевод или переработка чинопоследования, употреблявшегося в греческих поместных церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

стены сев. апсиды, в рост, вполоборота вправо, борода его «разсохата» - разделена на пряди. Роспись с образом И. в Троицкой ц. с. Троица-Бор (ныне пос. Борисоглебский Борисоглебского р-на) была создана в 1792 г. артелью московских художников Сапожниковых, в трапезной части - в 1824 г. Самойловым (поновлялась в 1876, В. П. Шманаевым - в 1907; не сохр.). В Троицкой ц. с. Вощажникова Борисоглебского р-на (стенопись кон. XVIII в. ярославских мастеров) ростовой образ И. в молении, с короткой седой бородой находится на оконном откосе сев. стены четверика ( Алитова, Никитина. 2008. С. 45, 168, 312, 538-539). В ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери существующая стенопись датируется 1-й пол. XIX в. (поновлялась). Поясной образ И. с русой окладистой бородой заключен в медальон на своде придела св. Иоанна Предтечи. На крыльце собора Борисоглебского мон-ря в 1837 г. были изображены святые, в т. ч. И. В росписи Благовещенского храма обители (1892, мстёрский иконописец В. В. Лопаков) благословляющий И. написан по пояс в медальоне в верхней части вост. стены. Полуфигура преподобного, вписанная в круг, имеется также над входом в часовню 70-х гг. XIX в. при южных воротах Борисоглебского монастыря (руки И. скрещены на груди, в правой - четки). Точной датировки росписи нет, фигура И. близка по рисунку к его изображению на миниатюре в службе святому 1881 г. из собрания ГМЗРК. В Преображенском храме с. Спас-Подгорья Борисоглебского р-на настенная живопись 2-й четв. XIX в. включает изображение И. в рост на сев. стене. В росписи сер. XIX в. (поновлялась в 1873 худож. Юровым, в 1954 и 1994-1997) ц. Тихвинской иконы Божией Матери в с. Павлове Борисоглебского р-на ростовой образ И. (борода короткая русая, в правой руке - лествица) помещен в нижней части сев. стены храма. В нижней ц. Преображенского храма с. Спас-Смердина Ростовского р-на (расписана на рубеже XIX и XX вв.) И., как и др. Ростовские чудотворцы, написан в рост на откосе окна сев. стены, пальцы правой руки у левого плеча, седая борода средней длины слегка сужается книзу (Там же.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Веры, 21 июня 1873 г. в К. был основан приорат регулярных каноников-премонстрантов; с 1875 г. здесь хранились спасенные монастырские реликвии. С 2007 г. мон-рь возглавляет приор Сириль Деверр. О зданиях IX-X вв. в К. почти нет сведений. При аббате Стефане I (в 942/3 - 982/4 Клермонский еп. Стефан II) в связи с увеличением числа паломников к мощам св. Веры в аббатстве была построена новая церковь с алтарями во имя Спасителя, Пресв. Девы Марии и ап. Петра. Эта церковь, описанная Бернардом в «Книге о чудесах св. Веры», представляла собой 3-нефную 3-апсидную базилику с деревянным перекрытием; с зап. стороны находился портик, вероятно, с капеллой св. Михаила в верхнем ярусе. Когда К. стал центром паломничества, что способствовало росту монастырского благосостояния, аббат Одольрик II (1030-1065) приступил к строительству церкви в романском стиле. На основании буллы папы Римского Александра II начало строительных работ относят ко времени между 1042 и 1051 гг. ( Aubert. 1954. P. 10-11). Возведение храма продолжалось при аббатах Стефане II (1065-1087) и Бегоне III (1087-1107); к нач. XII в. здание в целом было окончено, возведены своды и деамбулаторий с 5 радиальными капеллами. Однако при аббате Бонифации (1107-1125) в проект храма были внесены серьезные изменения по образцу т. н. паломнических церквей: за счет продления рукавов трансепта церковь в К. стала крестообразной в плане, были сооружены галереи над боковыми нефами и существенно повышена алтарная часть, пристроен нартекс с башнями, создан скульптурный декор. В сер. XV в., при аббате Этьене III Бартоне, заново возвели башню над средокрестьем, в юж. рукаве трансепта устроили ризницу. Храм был поврежден гугенотами (1568), после этого были восстановлены перекрытие нефа и частично башни над средокрестьем и зап. фасадом. Из-за ухудшения материальных условий мон-ря и обособленного местоположения романская церковь почти не перестраивалась. Храм в К. считается образцом паломнической церкви (в число 5 «великих» паломнических церквей входили также базилика Сен-Мартен в Туре (освящена в 1014 или 1015, впосл. перестраивалась) и монастырская ц. Сен-Марсьяль в Лиможе (освящена в 1095; обе не сохр.), базилика Сен-Сернен в Тулузе (хор и трансепт освящены в 1096) и собор в Сантьяго-де-Компостела (1075-1128; строительные работы полностью завершены к 1211)).

http://pravenc.ru/text/1841928.html

Пшеров стал не только полем сражения и победы православия над интерконфессионализмом, но и местом взаимного признания двух поколений русской интеллигенции. Другая важная черта этого исторического конгресса – встреча Православной Церкви с Западом. В Пшерове были заложены основы большого и трудного пути, вылившегося в дальнейшем в экуменическое движение и повлиявшего на жизнь всемирной Церкви. Квинтэссенцию этого настроения, которым прониклась вся конференция, передал в заключительной речи отец Булгаков: «Мы провели напряженную и трудную неделю и будем помнить о ней, как о чем-то значительном и знаменательном (...) Константиновская эпоха церковной истории, начавшаяся в IV веке, продолжалась для нашей страны до 1917 года. С отречением императора Николая II в истории Русской Церкви начался новый период (...) Бог удостоил нас жить в трудную эпоху. Мы прошли через гибель, и познаем через это свет». «Православие, – сказал в этой же речи о. Булгаков, – выражает вселенскую правду, а его главным хранителем в настоящее время является Русская Церковь . Но мы должны отказаться от позиции главенства, если мы действительно хотим выполнить свое назначение. Пришло, наконец, время вступить в живой контакт с другими Церквами». Как православный священник о. Булгаков приветствовал на этой конференции представителей западных направлений. 360 В течение последующих двух лет в различных частях Европы собирались съезды, укрепившие единство Студенческого христианского движения. Они проходили в Пшерове – 1924 г. (второй общий съезд), Аржероне – Франция, 1924 г., Моравска Тшебове – Чехословакия, 1924 г., Штернберге – Германия, 1925 г., снова Аржероне – в 1925 г., 361 Хопове – Югославия, 1925 г. (третий общий съезд). Русские студенты также приглашались на конференции Всемирной студенческой федерации в Англию, Францию, Центральную Европу и на Балканы. Одним из самых значительных был первый местный съезд в 1924 г. во Франции, в замке Аржерон (Нормандия). В нем участвовали блестящие философы и богословы: о. Булгаков, Н. Бердяев , кн. Г. Трубецкой (1873–1929), Б. Вышеславцев (1877–1954), А. Ельчанинов и Л. Зандер. Прибыл на этот съезд и митрополит Евлогий. Центральная тема съезда – «Христианство и современность». Высокий философский уровень и глубина обсуждений произвели на всех членов сильное впечатление. Подробный отчет и живую картину съезда нарисовал Л. Зандер в журнале «Путь». 362

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Как высоко ценил он это служение, я видел собственными глазами. Сказки Жуковского. 1963 г.      Он, будучи 90-летним человеком, ходил в праздники в наш Троицкий храм пешком. Сын его вспоминает, что при наступлении великих праздников отец Владимир как-то внутренне озарялся, становился другим. Однажды, когда он пришел к нам на праздник, настоятель протоиерей Георгий решил воздать ему священническую честь, попросил нас помочь старцу облачиться и пригласил его часть службы помолиться у престола. Не знаю, может быть, ему впервые так пришлось стоять в самом настоящем, посещаемом храме в священническом облачении у престола. Потом он говорил, что очень из-за этого разволновался. Так это было для него важно. Это напоминание всем нам, священнослужителям, того, насколько велико это служение, о чем мы, увы! часто забываем. Митрополит Гурий (Егоров), митрополит Иоанн (Вендланд), архиепископ Михей (Хархаров) , епископ Стефан (Никитин), протоиерей Глеб Каледа , преподаватель протоиерей Иоанн Козлов, священномученики Василий Надеждин и Владимир Амбарцумов… Разговоры с отцом Владимиром производили впечатление, будто я присутствую на уроке истории Русской Церкви XX века. Про каждого из перечисленных людей можно написать не статью в журнале, а целую книгу. А имена скольких известных священнослужителей и мирян я потом увидел в его помяннике, написанном им от руки! Хотя сказать про него «написанный» – ничего не сказать. Его помянники и молитвословы – выполненные с любовью произведения искусства. Этому более всего можно поучиться у отца Владимира – любви к Церкви.   Архимандрит Павел (Леднев) Прусский  (1821–1895) – выдающийся миссионер, писавший против старообрядческого раскола, настоятель Никольского единоверческого монастыря в Москве.   Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч  (5 ноября 1873 г., с. Нащи, Тамбовская губерния – 29 декабря 1954 г., с. Ивановка, Пензенская область) – русский живописец, график и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1943).   Протоиерей Николай Петрович Никифоров  родился 20 июля 1880 г. в Моршанске, Воронежская губерния, служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Поима со 2 января 1904 г. по 3 марта 1934 г.

http://pravoslavie.ru/69459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. И. Введенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Дмитрий Иванович (8.02.1873, с. Новое Клинского у. Московской губ.- 7.07.1954, Н. Новгород), рус. ученый, библеист. Род. в семье священника Крестовоздвиженской ц. с. Нового. Окончил Заиконоспасское ДУ, МДС (1894), МДА (1898); оставлен в академии в звании профессорского стипендиата при кафедре Свящ. Писания; преподавал церковную и библейскую историю в Вифанской ДС (1899-1905), затем древнеевр. язык, словесность и историю рус. лит-ры в МДА (1906-1909). Сначала доцент МДА по кафедре библейской истории (окт. 1909), затем профессор. В 1906 г. В. являлся членом редакционной комиссии Московских ЕВ, в 1915 г.- зав. редакцией Московских ЦВ. В 1916 г. становится членом правления МДА, с 31 дек. того же года директор приюта для сирот офицерских чинов. В 1918 г. подвергался кратковременному аресту по подозрению в связях с прот. Иоанном Восторговым . В 1919-1922 гг. преподаватель и зав. Городского уч-ща (впосл. 5-й средней школы) г. Сергиева (ныне Сергиев Посад). В мае 1928 г. В. был повторно арестован по обвинению в антисоветской деятельности. По постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ от 8 июня 1928 г. сослан в Казахстан. После освобождения с 1931 г. В. жил в Н. Новгороде. В 1933 г. работал научным сотрудником Горьковского краевого НИИ промышленности. С 1935 г. зам. директора по учебной части Ветлужского педагогического техникума. 15 авг. 1991 г. реабилитирован. В 1901 г. В. защитил магист. дис. «Учение Ветхого Завета о грехе», в к-рой систематизировал весь находящийся в ВЗ материал, отражающий представление о грехе. Прекрасное знание комментариев на ВЗ (принадлежащих Ланге, О. Цёклеру, Францу Деличу и др.) и специальных работ по данной теме (О. Краббе, К. Клемена) позволило автору сочинения вступать в полемику с зап. исследователями, однако В. не смог полностью преодолеть влияние зап. традиции библейского богословия, что вызвало справедливую критику рецензентов. В. Н. Мышцын считал, что В. придерживался принципов библейского богословия, сформулированных И. Ф. Габлером и отражавших протестант. взгляд на Свящ. Писание как на единственный источник Откровения. После назначения В. на кафедру библейской истории МДА его первой печатной работой стало «Библейское повествование о потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов» (1910) - исследование, в основе к-рого лежит апологетическая концепция необходимости согласования данных науки и библейского Откровения. С этого времени сфера научных интересов В. смещается в область библейской археологии (напр., соч. «Сокровища ветхозаветного храма»).

http://pravenc.ru/text/149993.html

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как научиться истинному творчеству? И возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. ( Пс. 39:3–4 ). В какой мере человек приближается к Богу своим намерением, в такой Бог приближается к нему Своими дарованиями. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Рассуди, велико ли будет достоинство твоего дела, если красивые цветы твоего слова окажутся бесплодным пустоцветом? Не лучше ли, чтобы в них скрыто было плодотворное семя назидательной истины, и чтобы они издавали благоухание нравственной чистоты? Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). По великому Максиму, есть три великие цели составления писаний безупречных и непогрешимых: первая – себе на память; вторая – к пользе других; третья – в силу послушания, по которому составлено весьма много писаний для тех, которые смиренно ищут слова истины. Пишущий же по человекоугодию, для славы и выказывания своих добродетелей теряет, говорю, награду свою. Он ни здесь не получит никакой пользы, ни в будущем – блаженного воздаяния, но осудится, как льстивый корыстолюбец, торгующий словом Божиим. Преподобный Григорий Синаит (XIV век). Если ты не забываешь, во Имя Кого и во имя чего ты творишь, то и отношение будет разное: одно дело – во славу Божию проповедывать творчеством и жизнью своей идеи, которые принес Спаситель, другое дело – во славу свою блеснуть, отличиться. Разбирайся, детка! Твори во имя любви к людям, ведь это вторая главнейшая заповедь, и тогда любовь к миру изольётся слезами по нему – страдающему, болящему, утратившему главное. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006). Риск при творчестве состоит в том, что ты утратишь в себе художника и останешься обыкновенным человеком, каким-нибудь бухгалтером, и должен вперёд помириться и принять своё бытие в жизни. Ты бросаешься в бездну с последними словами: «Ладно, если нет – буду жить просто бухгалтером». Вот когда согласишься на это, жить на земле бухгалтером, то демоны оставляют тебя и ты, как творец, являешься хозяином дела и создаёшь прекрасное. Никто из великих людей не оставил нам секрета к такому совершенно бескорыстному творчеству, и большинство из них сами об этом не знали. Но мне кажется, отчасти можно достигнуть этого сознательно, если только представить себе, что наступила твоя последняя весна и надо со всем любимым проститься. Писатель Михаил Пришвин (1873–1954). Заниматься искусством можно так же, как столярничать или коров пасти; но всё это надо делать как бы перед Божиим взором. Но есть и большое искусство – слово убивающее и воскрешающее (псалмы Давида); путь к этому искусству – через личный подвиг, путь жертвы; и один из многих тысяч доходит до цели. Преподобный Нектарий Оптинский (1853–1928). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010