См.: Там же С. 357–358. 143 Фаресов А. И. Против течений. СПб., 1904. С. 114. 144 См.: Лесков H. С. Собр. соч. T. 10. С. 449. 145 Роль оппонента К. H. Леонтьева предназначалась другу Лескова, историку русской церкви Ф. А. Терновскому. Но его статья, озаглавленная «Гр. Л. H. Толстой и Ф. M. Достоевский под кривосудом», была существенно переработана и опубликована за подписью H. С. Лескова ввиде двух статей — «Граф Л. H. Толстой и Ф. M. Достоевский как ересиархи (Религия страха и религия любви)» и «Золотой век. Утопия общественного переустройства (Картины жизни по программе К. Леонтьева)» (Новости и биржевая газ. 1-е ежедневное изд. 1883. 1, 3 апр. 22, 29 июня. 80, 87). 146 Новости и биржевая газ. 1-е ежедневное изд. 1883. 1 апр. 147 Лесков H. С. Собр. соч. T. 11. С. 134–135. 148 Подробнее об истории творческих и личных взаимоотношений Достоевского и Лескова см.: Лесков A. H. Жизнь H. Лескова. M.,1954. С. 291–293; Виноградов В. В. 1) Достоевский и Лесков (70-е годы XIX века)//РуС. лит. 1961. 63–84. С. 65–97; 2) Проблемы авторства и теория стилей. M., 1961. С. 487–555; Пульхритудова E. M. Достоевский и Лесков (К истории творческих взаимоотношений)//Достоевский и русские писатели. Традиции. Новаторство. Мастерство. M., 1971. С. 87–138; Богаевская К. П. H. С. Лесков о Достоевском (1880-е годы)//Литературное наследство. M., 1973. T. 86. С. 606–620. Cp. также: XII, 237. 149 См.: Правительственный вести. 1873. 2 янв. Гражданин.1873. 22 янв. 150 См.: Правительственный вести. 1873. 7 янв. С.-Петербургские ведомости. 1873. 8, 10 янв. 10, 151 См.: Вестн. Европы. 1872. С. 47–97; С. 618–678. 152 В многочисленных рецензиях на книгу отмечались важность ее проблематики, несостоятельность приемов анализа (для исследования явлений социальных Стронин использовал методы естественных наук и математики) и спорность выводов (см.: Отеч. зап. 1872. Отд. II. С. 146–175; День. 1872. С. 1–25; Неделя. 1873. 14 янв. С.-Петербургские ведомости. 1873. 3, 15 и 19 янв., 28 февр. и 9 мая. 4, 19, 58, 125). Первый отзыв на книгу Стронина в «Гражданине» был помещен 5 февраля (Гражданин. 1873. в том же номере, что и «Бобок»; второй — 9 июля (Гражданин. 1873. уже после публикации статьи «Мечты и грезы». 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

31.05(13.06)1962 16(29)05.1963 КАЛУЖСКАЯ 16(29)05.1963 12(25)11.1965 Гермоген Добронравии ВЫБОРГСКАЯ 28.10.1873 09.09.1876 ЛАДОЖСКАЯ 09.09.1876 24.04.1882 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 24.04.1882 09.03.1885 ПСКОВСКАЯ 09.03.1885 17.08.1893 Сщмч. Гермоген Долганев ВОЛЬСКАЯ 14.01.1901 21.03.1903 САРАТОВСКАЯ 21.03.1903 17.01.1912 ТОБОЛЬСКАЯ 08.03.1917 16(29)06.1918 Гермоген Кожин (в обновленчестве Василий Кожин) ТЕМРЮКСКАЯ, обн. 08(21)09.1931 25.02(09.03)1932 КУБАНСКАЯ, обн. 25.02(09.03)1932 03.1934 ТЕРСКАЯ, обн. 03.1934 22.11(05.12)1935 в/у СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ, обн. СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 22.11(05.12)1935 КАЗАНСКАЯ 05(18)02.1946 06(19)10.1949 КРАСНОДАРСКАЯ 06(19)10.1949 02(15)04.1954 АМЕРИКАНСКАЯ 02(15)04.1954 21.07(03.08)1954 Гермоген Кузьмин БУИНСКАЯ, григ. ИБРЕСИНСКАЯ Гермоген Лебедев ВАЛУЙСКАЯ, обн. 23.07(05.08)1923 18.02(03.03)1925 БОБРОВСКАЯ, обн. 18.02(03.03)1925 22.09(05.10)1926 РОССОШАНСКАЯ, обн. МИЧУРИНСКАЯ, обн. ОСТРОГОЖСКАЯ, обн. 10(23)12.1936 Гермоген Максимов АКСАЙСКАЯ 09.05.1910 12(25).02.1918 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ Гермоген Орехов ПОДОЛЬСКАЯ 12(25)12.1966 12(25)06.1971 в/у ВИЛЬНЮССКАЯ 17(30)05.1971 12(25)06.1971 ВИЛЬНЮССКАЯ 12(25)06.1971 05(18)08.1972 ТВЕРСКАЯ 05(18)08.1972 28.03(10.04)1978 КРАСНОДАРСКАЯ 28.03(10.04)1978 14(27)01.1980 Геронтий в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 06.12.1305 Св. Геронтий КОЛОМЕНСКАЯ 04.06.1473 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 04.06.1473 29.06.1473 ВСЕРОССИЙСКАЯ 29.06.1473 28.05.1489 Геронтий ЛЬВОВСКАЯ (XII в.) Геронтий Папиташвили СУХУМСКАЯ 06.10.1857 16.11.1859 МИНГРЕЛЬСКАЯ 16.11.1859 19.05.1862 ГОРИЙСКАЯ 19.05.1862 30.05.1869 Геронтий Шевлягин КИРЕНСКАЯ, обн. 01(14)06.1923 БИЙСКАЯ, обн. в/у ОЙРОТСКАЯ, обн. КАИНСКО-КАРГАТСКАЯ, обн. 11(24)01.1925 КАЛУЖСКАЯ, обн. 11(24)01.1925 03(16)01.1926 ТАМБОВСКАЯ, обн. 03(16)01.1926 ЛОДЕЙНОПОЛЬСКАЯ, обн. 15(28)02.1928 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. АРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. 25.02(09.03)1932 в/у КАЛИНИНСКАЯ, обн. 02(15)04.1932 25.09(07.10)1932 БОРОВИЧСКАЯ, обн. 15(28)04.1934 Глеб Покровский в/у МИХАЙЛОВСКАЯ 05(28)12.1923 МИХАЙЛОВСКАЯ 22.03(04.04)1924

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гараева 2006ж – Гараева Н. А. Ал-Мас‘уди//ИТ. Т. II. С. 710–713. Гараева 2006з – Гараева Н. А. Тахир Марвази//ИТ. Т. II. С. 707–709. Гардизи 1928 – Kitab Zainul’-Akhbar, composed by Abu Said Abu-l Hayy al-Dahhak ibn Mahmud Gardisi/M. Nazim. London, 1928. Гардизи 1937 – Зайн ал-ахбар талиф Абу Са‘ид Абд ал-Хайй бин Даххак бин Махмуд Гардизи/Казвини. Тегеран, 1937. Гардизи 1954 – Зайн ал-ахбар из Абу Са‘ид Абд ал-Хайй бин Даххак бин Махмуд Гардизи/Нафиси. Тегеран, 1954. Гардизи 1984 – Тарих-е Гардизи/Хабиби. Тегеран, 1984. Гаркави 1870 – Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р. X.). СПб., 1870. Гаркави 1873 – Гаркави А. Я. Туле (Thule) в арабской литературе//Записки Имп. АН. СПб., 1873. Т. XXII. Кн. 2. С. 145–158. Гаркави 1874 – Гаркави А. Я. Сказания еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. Статья II: Из сочинения неизвестного автора, коего псевдоним Иосиф Бен Горион или Иосиппон//ТВОРАО. 1874. Ч. 17. С. 292–337. Гаркави 1891 – Гаркави А. Я. Крымский полуостров до монгольского нашествия в арабской литературе//Труды Археологического съезда в России. Казань, 1891. Т. II. С. 242–248. Гарнати – Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153 гг.)/Публ. О. Г. Большакова и А. Л. Монгайта. М., 1971. Гарнати 1925 – Le Tuhfat al-Albab de Abu Hamid al-Andalusi al-Garnati/Ed. G. Ferrand//JA. 1925. T. CCVII. P. 1–148, 193–304. Гарнати 1953 – Abu Hamid el Granadino у su relacion de viaje por tierras eurasiaticos/Ed. C. Dubler. Madrid, 1953. Гарнати 1990 – Abu Hamid al-Garnati. Tuhfat al-Albab (El regalo de los espíritus)/Tr. A. Ramos. Madrid, 1990 (Fuentes arábico-hispanas, 10). Гибб 1960 – Гибб X. A. P Арабская литература. M., 1960. Глазырина 2002 – Глазырина Г. В. Сага об Ингваре Путешественнике. Текст, перевод, комментарий. М., 2002. С. 115–128 («Древнейшие источники по истории Восточной Европы»). Голб, Прицак 1997 (2003) – Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века/Ред. и коммент. В. Я. Петрухина. М.; Иерусалим, 1997 (Изд. 2-е, доп. и исправл.: М.; Иерусалим, 2003).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Список членов корпорации Московской духовной академии, приведенной в отчете о состоянии Московской духовной академии в 1916/1917 году, насчитывает 43 фамилии и включает в себя помимо преподавателей членов Совета Академии, профессорских стипендиатов и служащих по вольному найму . Из перечисленных лиц в послереволюционные годы репрессиям подверглись 19 человек. При этом десять человек было расстреляно, а пятеро скончались в узах. До возрождения Московских духовных школ в 1944 году дожили немногие. В их числе бывший ординарный профессор академии по кафедре греческого языка доктор греческой словесности действительный статский советник Сергей Иванович Соболевский (1864-1963) – выдающийся ученый-филолог, в послереволюционные годы профессор нескольких вузов, член-корреспондент АН СССР (с 1928 года), заслуженный деятель науки (1959). Бывший ординарный профессор по кафедре Библейской истории в связи с историей древнего мира, доктор богословия, бывший статский советник Дмитрий Иванович Введенский (1873-1954), дважды арестовывавшийся в советское время (1919, 1928 гг.). С 1919 года он преподавал в средних учебных заведениях Сергиева Посада, а после высылки в Нижний Новгород в мае 1928 года работал там в различных учреждениях, с 1935 года был заместителем директора по учебной части Ветлужского педагогического техникума. Бывший экстраординарный профессор по кафедре истории греко-восточной церкви со времени отпадения западной Церкви от вселенской до настоящего времени, в связи с историей славянских Церквей и румынской, лектор немецкого языка, магистр богословия, бывший коллежский советник Федор Михайлович Россейкин (1879-1951) с 1918 года занимался научно-педагогической деятельностью, с 1943 года был научным сотрудником в группе византологи при институте истории АН СССР. Бывший экстраординарный профессор по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета, магистр богословия, священник Илья Васильевич Гумилевский (1881-1965) был арестован в 1928 году. С 1929 по 1931 год находился в ссылке. После освобождения отошел от церковной деятельности по причине несогласия с Московской Патриархией и вёл крайне замкнутый образ жизни . Из числа лиц, преподававших в академии в период её полулегального существования в Москве, в живых оставались Алексей Алексеевич Покровский (1875-1954) – ученый архивист и Николай  Степанович Педашенко (1894-1980). Но из всех представителей профессорско-преподавательской корпорации лишь он один пришел в возрожденные Московские духовные школы. В 1947-1949 годах он занимал должность воспитателя в МДА и С. В 1949 году принял рукоположение в священный сан и до 1968 года проходил служение в Воскресенской церкви г. Сарапула. После 1968 года находился за штатом и проживал в Москве.

http://bogoslov.ru/article/1262050

Подпишитесь на наш Телеграм М. М. Пришвин (1873–1954) 70 лет назад, 16 января 1954 года, преставился Михаил Пришвин — известный большинству из нас как автор «рассказов о природе для детей» (вот, например, «Кладовая солнца» — самый известный их образчик). Между тем внутренняя эмиграция в «природу» была вынужденной: при советском тоталитарном строе нельзя было писать о темах, подлинно интересовавших писателя, таких как религиозная философия, старообрядчество, и в особенности — беспоповцы, политические аспекты того и другого. Исследователь Александр Эткинд в книге «Хлыст. Секты, литература и революция» — она будет нашим путеводителем по творчеству Пришвина — писал, что главный предмет творчества Пришвина — «необыкновенные явления народной веры на фоне столь же необыкновенной русской природы./…/в советское время, лишенный возможности говорить о народе, Пришвин говорил уже только о природе» . «Народная вера», «старая вера» — вот подлинная тема, подлинный интерес Пришвина, этого участника русского религиозно-философского ренессанса, собеседника Розанова, Мережковского, Иванова и т. д. Современность — Революция — Религия: такой триадой можно было бы передать триединую тему Ренессанса: как воцерковить обезбоженную Современность, так, чтобы смогла она решить главную свою проблему — социально-экономически-политическую проблему, проблему Революции? Для Пришвина на этот вопрос уже ответили беспоповцы: в своей верной древлему православию теологии Империи как Антихриста — то есть в своем сочетании живой православной веры при радикальнейшей политике — без разрывов, без противоречий. Обезбоженная современность может найти себе и потерянную веру, и ответы на политические проблемы в беспоповских скитах: «”Бог не ушел, Он здесь”, — думает Пришвин, путешествуя по тайным скитам», — пишет Эткинд. Ранние очерки о беспоповцах Севера и Поволжья Пришвин начинал как автор очерков, как бы репортажей, зарисовок с натуры, дневников, путевых заметок — перерастающих в этнографические исследования: о беспоповцах Севера — «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)» и беспововцах Поволжья — «У стен града невидимого (Светлое озеро)» .

http://blog.predanie.ru/article/bog-ne-u...

п., что не только стилистически, но и семантически не всегда удачно. Перевод не свободен от ошибок, обязанных своим появлением условиям, в к-рых осуществлялось издание, напр. явная корректорская небрежность в Иак 1. 1 - «брат Бога» вместо «раб Бога». Возможно, что именно недостатком корректур объясняется наличие в тексте распространений и своего рода толкований (даны в квадратных скобках), ср.: Мф 20. 10 - «получили [как было условлено], по динарию»; 21. 41 - «предаст их [как] злодеев [заслуженной ими] злой смерти»; 27. 15 - «отпускать [в угоду] народу одного узника», Лк 1. 8 - «священнодействовал он в порядке чреды своей пред Богом [по обычаю священного служения]», и т. п. Работа еп. Кассиана дает пример усовершенствования старого текста в согласии с новыми историческими условиями и запросами. Отрицательная оценка в печати первых его публикаций вызвана в основном выбором в качестве греч. оригинала издания Нестле-Аланда и нек-рыми стилистическими элементами ( Алексеев И. К вопросу о новом переводе на рус. язык Евангелия от Матфея (Лондон, 1953): Рец.//ЖМП. 1954. 2. С. 76-77; Иванов А. Новый перевод на рус. язык Евангелия от Матфея (Лондон, 1953): Рец.//Там же. 1954. 4. С. 45-55). V. Переводы Септуагинты и научные переводы. Еп. Порфирий (Успенский) в бытность свою Киевским викарным архиереем издал сер. «Образцы русского перевода священных книг Ветхого Завета с греческого перевода 72 толковников». Были опубликованы отрывки из книг Бытие, Притчей Соломоновых, 1 и 2 Маккавейских, полностью книги Песнь Песней, Есфири и Псалтирь, а также пророческие паремии (ТКДА за 1869, 1873 и 1875). Посмертно был также опубликован его полный перевод псалмов по греч. рукописи 882 г.- «Псалтирь в русском переводе с греческого епископа Порфирия» (СПб., 1893). Фактически эти переводы представляют собой русификацию слав. текста с немногочисленными вкраплениями народной лексики. Их целью было разъяснение слав. литургического текста. П. А. Юнгеров , проф. КазДА по кафедре Свящ. Писания, опубликовал переводы следующих ветхозаветных книг: Амоса (1897), Притчей Соломоновых (1908), пророков Исаии (1909), Иеремии (1910), Иезекииля (1911), Даниила (1912), 12 малых пророков (1913), Иова (1914), Псалтирь (1915, переизд.

http://pravenc.ru/text/209473.html

BGA – Bibliotheca geographorum arabicorum/M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum: T. I. 1870 (ал-Истахри); T. II. 1873 (Ибн Хаукал); T. III. 1877 (ал-Мукаддаси); T. V. 1885 (Ибн ал-Факих); Т. VI. 1889 (Ибн Хордадбех, Кудама ибн Джа‘фар); Т. VII. 1892 (Ибн Русте, ал-Йа‘куби); Т. VIII. 1894 (ал-Мас‘уди). BGA2 – Opus geographicum auctore Ibn Haukal (Abu’l-Kasim Ibn Haukal al-Nasibi): Secundum textum et imagines codicis constantinopolitani conservati in Bibliotheca Antiqui Palatii N 3346 cui titulus est «Liber imaginis terrae»/Ed. collato textu primae editionis aliisque fontibus adhibitis J. H. Kramers. Lugduni Batavorum; Lipsiae, 1938–1939. Fasc. I–II. BSOS – Bulletin of the School of Oriental Studies. London. Charmoy 1834 – Charmoy F. Relation de Mas’oudy et d’autres auteurs musulmans sur les anciens Slaves//Memoires de lAcademie Imperiale des Sciences de St.-Petersbourg. SPb., 1834. Ser. VI. T. II. Chrestomathia 1853 – Chrestomathia arabica quam e libris mss. vel impressis rarioribus collectam/Ed. F. A. Arnold. Halis, 1853. T. I–II. Chronicles 1899 – The Chronicles of Jerhmeel or The Hebrew Bible Historiale/Ed. M. Gaster. L., 1899. Chwikowska 1978 – Chwikowska E. Wiadomoci perskiego pisarsa Gards’ego (XI w.) о ludach wschódniej i ródkowej Europy//SA. 1978. T. XXV. C. 141–172. Compasso – Il Compasso da navigare: Opera italiana della metà del secolo XIII/Prefazione a testo del codice Hamilton 396 a cura di B. R. Motzo. Cagliari, 1947. Czeglédy 1939 – Czeglédy K. Zur Meschheder Handschrift von Ibn Fadlan’s Reisebericht//AOASH. 1939. T. I. Fasc. 2–3. P. 217–260. Czeglédy 1973 – Czeglédy K. Gardizi on the History of Central Asia (746–780)//AOASH. 1973. T. XXVII. Fasc. 3. P. 257–268. Daunicht 1974 – Daunicht H. Der Osten nach der Erdkarte al-Huwarizmi’s. Bonn, 1970–1974. Bd. I–IV. Dunlop 1954 – Dunlop D. M. The History of the Jewish Khazars. Princeton, 1954. El – Enzyklopaedie des Islam: Geographisches, ethnographisches und biographisches Wörterbuch der muhammedanischen Völker. Leiden; Leipzig, 1913–1936. Bd. I–IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

In 1954, when the Synod of Bishops created the Diocese of Chicago and Cleveland, Vladika Gregory was appointed to head the new Diocese. Vladika Gregory was active in his new Diocese, consecrating the Holy Trinity Church in Milwaukee, Wisconsin in 1954; the Saint Sergius Cathedral in Cleveland, Ohio in 1955; and Saint Panteleimon’s Church in Minneapolis, Minnesota in 1956. Also, while Vladika Gregory headed the Diocese, the following parishes were established: Holy Trinity in Fort Wayne, Indiana; Joy of All Who Sorrow in Cleveland, Ohio; and Holy Protection in Goshen, Indiana. In 1957, upon the repose of Archbishop Ieronim of Detroit and Flint 25 , this small Diocese of four parishes was joined to the Diocese of Chicago and Cleveland, and Vladika Gregory was given the new title “of Chicago & Detroit.” Vladika Gregory became ill with cancer in 1957, and reposed in the Lord on 13/26 October 1957, just two days after the 14th anniversary of his consecration to the episcopate. He was buried in the monastic cemetery behind the Holy Trinity Cathedral at Holy Trinity- Monastery in Jordanville, New York. Memory Eternal! 26 октября 2015 г. Sources: Footnotes: . Alexei Pavlovich Khrapovitsky, 17 Mar 1863-28 Jul/10 Aug 1936, later Metropolitan and first Chief Hierarch of the Russian Orthodox Church Outside of Russia. . Vladimir Pokrovsky, 1888-20 Oct 1925, Glorified as Saint Jonah of Hankow. . Mikhail Zaborovsky, 07 Jul 1869-24 May/06 Apr 1946. . Nikolai Alexandrovich Anisimov, 09 Nov 1884-04 Nov 1962, last post in Church Abroad Archbishop of Kamchatka & Petropavlovsk. . Sergey Andreevich Vinogradov, 1876-11/24 Feb 1933. . Alexander Troitsky, 12 Apr 1883-30 Mar 1963. . Vassily Ivanovich Maksimenko, 1873-1960. . Vyacheslav Mikhailovich Tikhonitsky, 1873-1959, last post in Church Abroad Archbishop of Nice, France. . Vassily Semenovich Georgievsky, later Metropolitan and leader of the “Paris jurisdiction,” which broke from the Russian Church Abroad in 1926. . Ivan Vassilievich Uspensky, 12 Nov 1872-31 Dec 1937, later Archbishop of Tver & Kashinsk, and a New Hieromartyr of Russia.

http://pravoslavie.ru/87122.html

Б) ИзбраннаябиблиографияпорелигиямвЯпонии Anesaki М. History of Japanese Religion. With special reference to the social and moral life of the nation. Rutland, 1963. Bandd Shdjun и др. A Bibliography on Japanese Buddhism. Tokyo, 1958. Bellah R.N. Tokugawa Religion. The Value of Pre-industrial Japan. Glencoe, III, 1957. Eliot C, sir. Japanese Buddhism. London 1935, 21959. Florenz K. Die Japaner/Lehrbuch der Religionsgeschichte. Изд. RD.Chantepie de la Saussaye. Tubingen, 41925. Glasenapp H. Der Buddhismus in Indien und im fernen Osten. Berlin-Zurich, 1936. Gundert W. Japanische Religionsgeschichte. Die Religionen der Japaner und Koreaner. Stuttgart, 1943. Kato G., Reitz K., Schiffer W. A Bibliography of Shinto in Western Languages from the Oldest Times till 1952. Tokyo, 1953. Kishimoto H, ed., translated and adapted by J. Howes. Japanese Religion in the Meiji Era. Tokyo, 1956. Kishita H. Buddhismus und Schintoismus in Japan und mein Weg zu Christus (пер. D. Mundinger). Bad Salzuflen, 1966. Kitagawa J.M. Religion in Japanese History. New York, 1966. Lectures on the History of Religions, N. S. Martin J.M. Le Sintoisme. 2 vol. Paris, 1924. Morioka K., Newell W.H., eds. The Sociology of Japanese Religion. Leiden, 1968. Schiller E. Shinto, die Volkreligion Japans. Berlin-Schoneberg, 1911. Underwood A.C. Sintoism. The indigenous Religion of Japan. London, 1934. В) Библиография по христианским миссиям в Японии Boxer C.R. The Christian Century in Japan 1549–1650. London, 1951. Сагу О. A History of Christianity in Japan. 2 vols. New York, 1903. Haas H. Geschichte des Christentums in Japan. Tokyo, 1902, 1904. Hecken J.L. (van). The Catholic Church in Japan since 1859. Transl. and rev. by J. van Heydonck. Tokyo, 1963. Iglehart C.W. A Century of Protestant Christianity in Japan. Rutland, 1960. Jennes J. History of the Catholic Church in Japan; from the beginnings to the early Meiji period (1549–1873). A short handbook. Tokyo, 1959. Laures J. Takayama Ukon und die Anfange der Kirche in Japan. Munster, 1954.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

ТОЙНБИ АРНОЛЬД ДЖОЗЕФ (1889–1975) – английский историк и социолог, вслед за Шпенглером в своем 12-томном «Исследовании истории» (1934–1961) представил общественно-историческое развитие человечества как совокупность замкнутых циклов развития локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества – в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества Т. видел в духовном обновлении. Основной труд – «Постижение истории» (Т. 1–12, 1934–1961). ТОЛЕТ ФРАНСИСКО (1532–1596) – испанский философ, иезуит с 1558 г. ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ, граф (1828–1910) – великий русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН, религиозный мыслитель-моралист (сильно расходившийся с церковным вероучением и традицией; последователей его понимания христианства называли «толстовцами»; отлучен от Церкви в 1901 г.). Скончался в пути, направляясь в Оптину пустынь. Помимо оценки Т. как художника важно дать оценку Т. как мыслителя. Он ставил перед собой и перед обществом (особенно начиная с 80-х гг.) вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 г. в Женеве, в 1906 г. в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882–1886 гг., опубликована полностью в 1906 г.), «О голоде» (1891 г., опубликована на английском языке в 1892 г., на русском – в 1954 г.), «Что такое искусство?» (1897–1898), «Рабство нашего времени» (1900 г., полностью опубликована в России в 1917 г.), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). Социальные взгляды Т. опираются на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010