На протяжении последних двадцати лет Бат-Йеор занимается изучением жизни не мусульманских меньшинств в странах ислама. Ее первое исследование вышло в свет на французском языке в 1971 г., а затем, в 1974 г., в значительно расширенном виде – на иврите. Ее последний серьезнейший труд, связанный с этой тематикой, издан в Париже в 1991 г. Зимми, евреи и христиане под властью ислама Книга «Зимми» (французское издание – 1980 г., английское – 1985 г.; именно по нему осуществлен перевод настоящего издания) считается незаменимой для желающих получить наиболее глубокое представление о доктрине и практике ислама по отношению к зимми – не арабским и не мусульманским общинам в странах Ближнего Востока, то есть в странах, подпавших под владычество мусульман после арабского завоевания. В ходе глубокого научного анализа автор умело отделяет факты от наслоившихся на них мифов. Исследовательница привлекает огромное количество документов, относящихся к различным эпохам и регионам, и наглядно описывает историю и судьбу зимми. Многие из документов публикуются впервые. Этот труд позволяет современному читателю – специалисту и неспециалисту – уяснить крайне существенный аспект сложной жизненной ситуации на Ближнем Востоке. 2 Национально-освободительная война Алжира против Франции длилась с 1954 по 1962 годы и закончилась провозглашением независимости Алжира 1 июля 1962 г. Война Вьетнама против французских колонизаторов (Война сопротивления вьетнамского народа 1945–1954) закончилась заключением соглашения о восстановлении мира в Индокитае (так называемые, Женевские соглашения 1954 г.) (прим. ред.) 3 Ататюрк (букв. «отец турок») Мустафа Кемаль (1881–1938) – лидер национально-освободительного движения в Турции; 1-й президент Турецкой республики (1923–1938) (прим. ред.). 6 См. 83. Книга описывает период с 622 г. н.э. до создания Османской империи в 1516–1517 годах. Автор рассматривает положение христиан в Египте, Сирии, Ираке и на Аравийском п-ове; Магриб лишь упоминается. Это – научное исследование, и строгость его анализа заставляет еще более сожалеть о высказываниях и обобщениях автора относительно иудаизма.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Отец Иоанн с удовольствием принял участие в подготовке сборника к печати. Он даже сам поехал в Хельсинки, чтобы отобрать письма вместе с издателями. «Думаю приехать к вам, пока еще в состоянии, и, если отец игумен отпустит на недельку. Хотел бы просмотреть письма вместе с вами». (24.1.1954) Особенно много трудилась над подготовкой книги Елена Акселевна. Старец не раз писал ей по этому поводу. «Прилагаю письмо иерею. По прочтении передай Инне Коллиандер. Она собирает мои письма. В тех письмах, что у нее, другие личности не попадали на страницы, а в тех, что у тебя, почти в каждом письме попадают другие люди. Конечно, я отвечал по содержанию письма. У тебя есть письмо к Ионовой, написанное карандашом. Выключи его. Это письмо есть у Инны. Еще выключи письмо о Чаше. Мои переживания другим непонятны». (4.5.1954) Встречались и затруднения в работе. Часть писем потерялась. Старец успокаивал переживавших из-за этого друзей. «О потерянных письмах не надо скорбеть. Кажется, их много было собрано у Инны. Расположись на волю Божию. Наверно, так угодно Господу, чтобы они утерялись. Причина потери уважительная. Ведь все лето чужие жили у них. Да еще на свадьбе много народу было. Очень легко могли утеряться. Инна тоже скорбит, перебирает все вещи и сундуки. Ты прихворнула и отдохнула, поправляйся и не скорби о всех случайностях, которые приходится иногда терпеть, ибо они были и будут. Иначе и быть не может». (6.11.1954) Работа над изданием дала старцу повод написать дополнительно несколько статей о духовной жизни. Часть из них была издана в сборнике «Письма валаамского старца» вместе с другими текстами. Понятно, что не все статьи удались и не все они вошли в издаваемую книгу. Издатели волновались, как старец отнесется к этому. Но их волнения оказались напрасными: «Напрасно ты переживаешь относительно моих статей. Я ведь писал тебе, что посылаю их на ваше с Титом усмотрение. Если усмотрели, что они не нужны и не надо прилагать к письмам, меня ничуть не тревожит. Также о письмах, которые забраковали, – тоже не смущаюсь. И тебе не советую смущаться. А то до чего дошла, даже ночи не спала. Повторяю, будь спокойна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

В 1953 г. в И. к власти пришел кабинет Фадиля аль-Джамали, к-рый, отменив чрезвычайное положение, снял запрет на деятельность оппозиционных партий (за исключением коммунистической). В нач. 1954 г. аль-Джамали развернул кампанию против СССР и агитацию за присоединение И. к плану США по созданию регионального «оборонительного блока» в составе Турции, Пакистана, Ирана и И. В марте 1954 г. ас-Саид вместе с кор. Фейсалом II отправился по маршруту Карачи-Тегеран-Анкара, в ходе поездки был подготовлен текст для подписания с США соглашения о поставках И. оружия на льготных условиях и о выделении средств для его закупки. В мае в период предвыборной кампании левые и умеренные оппозиционеры (НДП, «Истиклаль», ряд молодежных и пацифистских орг-ций) создали Единый национальный фронт (ЕНФ). Эта новая орг-ция предложила программу, которая гарантировала иракцам демократические свободы, прекращение иностранного военного присутствия в И., отказ от участия в блоках, ликвидацию концессий, проведение аграрных и социальных преобразований. В июне ЕНФ одержал победу на выборах в неск. избирательных округах, однако мест в парламенте не получил. В авг. вновь ставший премьером ас-Саид издал ряд декретов, согласно к-рым все заключенные коммунисты лишались гражданства и после отбытия срока высылались из страны. Прогрессистские объединения подлежали роспуску, принадлежность к ним каралась пожизненным заключением. В нояб. 1954 г. Правительство И. отозвало своих дипломатов из Москвы, а в янв. 1955 г. объявило о приостановлении дипломатических отношений с СССР. В февр. 1955 г. И. подписал Договор о системе коллективной безопасности с Турцией, к-рый предусматривал, что новые члены могут присоединяться, заключив соглашения, не нуждавшиеся в ратификации их парламентами. Великобритания (несмотря на предостережение Вашингтона) в апр. 1955 г. подписала Договор о коллективной безопасности с Турцией и параллельно соглашение с Багдадом, к-рое по сути только переформулировало договор 1930 г., сохраняя за британцами контроль над национальной армией, стратегическими коммуникациями и военно-воздушными базами, формально переданными ирак.

http://pravenc.ru/text/673821.html

17 июня волнения охватили др. города Вост. Германии уже под более широкими лозунгами, выражавшими недовольство политикой СЕПГ, низким уровнем жизни и др. Выступления были подавлены с помощью Советской Армии. После этих событий руководство СЕПГ внесло коррективы в ход реформ и, используя кредиты и помощь СССР, снизило цены на розничные товары и повысило заработную плату рабочим и служащим. Более 3 тыс. конфискованных частных магазинов было возвращено их владельцам. Впосл. в ГДР так и не произошло тотального огосударствления экономической системы, хотя приоритет общенародной собственности и планового развития народного хозяйства сомнениям не подвергался. Берлинская стена. Фотография. 1961 г. Берлинская стена. Фотография. 1961 г. 26 мая 1954 г. Правительство ГДР объявило о решении создать «запретную зону» на всем протяжении границы с ФРГ. Срыв переговоров между СССР и зап. странами по проблеме Г. в 1953-1955 гг. способствовал окончательной интеграции ГДР в советский блок. В 1954 г. СССР отказался от получения оставшейся части репараций, ГДР были предоставлены дополнительные кредиты на реализацию экономических программ и сокращены ее выплаты на содержание советского военного контингента. В марте 1954 г. между СССР и ГДР было заключено соглашение о предоставлении ГДР гос. суверенитета. СССР сохранил обязательства по контролю над безопасностью и внешней политикой ГДР, предусмотренные соглашениями 4 держав. В 1955 г. ГДР стала членом Организации Варшавского договора (ОВД). В кон. 50-х гг. политическая ситуация вокруг ГДР вновь обострилась. 10 нояб. 1958 г. Н. С. Хрущёв высказался о целесообразности отказа от «остатков оккупационного режима в Берлине». В нотах правительствам США, Великобритании и Франции, а также ГДР и ФРГ от 27 нояб. было выдвинуто предложение о превращении Зап. Берлина в «демилитаризованный вольный город». СССР объявил о намерении пересмотреть порядок транспортного сообщения между Зап. Берлином и ФРГ. В янв. 1959 г. советское правительство выступило с требованиями ускорить разработку мирного договора с Г. и окончательного решения вопроса о статусе обоих герм. гос-в и Зап. Берлина, однако Женевское совещание министров иностранных дел 4 держав, обсуждавших эту проблему, завершилось безрезультатно. После срыва Парижского совещания в верхах и провала переговоров Хрущёва и амер. президента Дж. Кеннеди в июне 1961 г. ситуация вокруг ГДР стала взрывоопасной. Летом 1961 г. из ГДР начался массовый исход населения через открытую границу в Берлине. В ночь с 13 на 14 авг. была возведена стена между вост. и зап. секторами Берлина. Эти меры Правительство ГДР объяснило необходимостью укрепления гос. границы и пресечения действий «западных агентов».

http://pravenc.ru/text/529064.html

В поисках дороги наверх В 1954 году Клайв Стейплз Льюис завершил работу над седьмой, заключительной нарнийской хроникой «Последняя битва». 14 января, 2015 В 1954 году Клайв Стейплз Льюис завершил работу над седьмой, заключительной нарнийской хроникой «Последняя битва». В ушедшем году «Хроникам Нарнии» исполнилось 60 лет. В 1954 году английский писатель и богослов Клайв Стейплз Льюис завершил работу над седьмой, заключительной нарнийской хроникой «Последняя битва». Работа над циклом шла с 1949 года, а издавались сказки с 1950-го по 1956-й; каждую новую с нетерпением ждали многочисленные читатели. Успех своего произведения писатель не без иронии объяснял так: «Я писал такие книги, какие мне самому хотелось бы прочесть. Именно это всегда побуждало меня взяться за перо. Никто не желает писать книги, которые мне нужны, так что приходится это делать самому». Однако нужны эти книги оказались не только автору, но и миллионам других людей. Хотя книга «Хроники Нарнии» необычайно популярна во всем мире, в нашей стране ее прочли далеко не все: до 1990-х годов она была нам просто недоступна из-за своего христианского содержания. Правда, в 1978-м издательство «Детская литература» выпустило сказку «Лев, колдунья и платяной шкаф», но, выключенная из контекста остальных хроник, она не могла быть воспринята во всей глубине авторского замысла и прошла незамеченной. К тому же с книгой основательно поработала цензура, по возможности убирая христианские реалии. Рождество, например, заменили Новым годом — советским детям не полагалось знать о Рождестве. Попытка издать тогда же другую нарнийскую сказку, «Племянник чародея», уже категорически не прошла. В 2000-е годы многие из тех, кто не читал книгу, посмотрели фильмы по ней, но одно другого никоим образом не заменит. Ни один из этих разрекламированных фильмов (кажется, их было три; потом, к счастью, авторы экранизации занялись чем-то другим) не дает сколько-нибудь адекватного представления о шедевре Льюиса. И не только по той причине, что никакая экранизация не равноценна авторскому тексту (если, конечно, книга хорошая; плохим экранизации не страшны, и нередко последние превосходят своим качеством литературный первоисточник). На мой взгляд, эта экранизация «Хроник» особенно неудачна, в частности, тем, что одно из самых христианских произведений мировой классики превращает в банальное фэнтези.

http://pravmir.ru/v-poiskah-dorogi-naver...

Дорогой друг, 25 октября получил посылочку, посланную Вами 22 октября. Был тронут до глубины души Вашим вниманием и памятью. С радостью увидал в адресе посылки столь знакомый мне почерк! В составе посылочки выразилось точное знание и понимание моих потребностей и вкусов. – В начале октября приболел, но затем оправился. Пока хватает сил, веду жизнь деятельную, но не забываю и прошлого. В течение двух месяцев внимательнейшим образом изучал монументальный труд В. Иванова, П. Максимова и С. Шепетова «Сокровища русской архитектуры» (1950) 458 . В нем, в числе другого, воспроизведено несколько памятников XVII века, остававшихся до сих пор мне неизвестными (а я ведь прочел почти всю литературу по этим вопросам). Вспоминал эти дни Веркольского 459 , Рыльского 460 . Был бы счастлив получить от Вас весточку. Будьте здоровы и благополучны. На обороте почтовой карточки. На другой стороне бланк карточки: Куда: ст[анция] Потьма. Мордовской АССР. Зубово-Полянский дом инвалидов. Афанасию Григорьевичу Сахарову. Адрес отправителя: Мордовская АССР, п/о Явас, п/я 385/11, Петр Николаевич Савицкий. Д. 2. Л. 16–16 об. Подлинник. Автограф. 2. 27–30 декабря 1954 г. 27 декабря 1954 г. Дорогой старший друг и брат, шлю Вам сердечные поздравления с приближающимся Праздником. В Новом году от души желаю Вам здоровья, сил и расширения поля Вашей деятельности. Мне кажется, что в этом отношении может и должен наступить благоприятный поворот. Не скрою, что Ваши немногие слова (в Вашем письме от 23 ноября) о Вашем здоровье очень меня огорчили. Но и тут я надеюсь на благоприятный поворот. Ведь такие повороты бывают. Я знаю это на основании личного опыта. И вот, напр[имер], в середине 1954 г. я чувствовал себя гораздо лучше, чем, скажем, в середине 1953 года. Я писал Вам (не знаю только, дошла ли до Вас эта моя открыточка), что 16 августа 1953 г. – как в свое время у Александра Дмитриевича – у меня случился заворот кишок (на основе многолетней болезни кишечника). Я уже не считал себя среди жильцов мира сего. Вспоминал всех, кто дорог моему сердцу, вспоминал Вас. Из этой пропасти был чудесным образом спасен своевременно произведенной операцией – и пишу Вам. Еще раз приговорили меня к смерти в начале этого года – при припадке каменной болезни, а я взял и выздоровел. Со всей искренностью считаю, что при возвращении к исконной Вашей деятельности Вы сразу почувствуете себя лучше. На это – моя крепкая, сердечная надежда!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Кончаю писать. На все ваше семейство испрашиваю Божие благословение. Храни вас Господь. Многогрешный схиигумен Иоанн 23 .10.1954 Досточтимая о Христе раба Божия Инна! Много раз я писал тебе, что этот временный мир изменчив и непостоянен. И мы должны верить в Божий промысл во всем. Не скорби о потери писем. Посмотрим на мировые события: сколько разных перемен и неприятных событий, даже государства летят с карты долой. А сколько разных бедствий и скорбей в народе, и все это не без Божиего попущения бывает. И нашему ограниченному умишку непостижимы все Божии промышления и намерения. А ты скорбишь о такой маленькой потере. Если тебе незатруднительно, потрудись прислать мне маслины, они очень полезны для живота. Там у вас есть в продаже. Клавдия прислала мне посылку, а письма нет. На все ваше семейство призываю Божие благословение. Схиигумен Иоанн 16 .11.1954 Боголюбивейшая раба Божия Инна! Ты все беспокоишься о письмах? Не скорби, если найдутся – хорошо, а если не найдутся – тоже хорошо, смущаться не надо. Помоги, Господи, Наде, переливание крови трудно переносить человеку. Что такое мир? Мир – льстец и обманщик, много он обещает, но ничего не дает людям утешительного и счастливого, а люди все стремятся и желают какого-то благополучия и счастья. Человек только узнает тогда, что мир – обманщик и льстец, когда ляжет на смертный одр. А сколько ведь в народе скорбей и страданий. Господи, помилуй и даждь им терпения. Ибо мне приходится получать письма от унывающих и скорбящих. Вот, шлю тебе письмо, по прочтении сожги, письма я не храню, отвечу на письмо и жгу его. Благодарю за маслины, лимоны у меня пока есть. Которые ты прислала, я нарезал кружками, положил в стеклянную банку, пересыпал сахарным песком. Они в таком виде хорошо хранятся. Мое здоровье – по-прежнему, к погоде чувствую [себя] хуже, и другие старички так же чувствуют [себя]. Кончаю писать, прости за корявое письмо. На всю вашу семейку призываю Божие благословение. Храни вас Господи. Многогрешный схиигумен Иоанн 28 .11.1954

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Особое Совещание при министре госбезопасности СССР от 5 марта 1952 года постановило: «Сахарова Афанасия Григорьевича за отбытием срока наказания из лагеря и от ссылки на поселение освободить и направить в дом инвалидов под надзор органов МГБ» 39 . Однако владыку по-прежнему держали в лагере, а неопределенность обстановки продолжалась до 1954 года. Это действовало угнетающе, тем не менее дух святителя был высок. Письма того времени показывают, как он подбадривал других, поддерживал и при этом как бы сознавал свою победу над обессилевшей тьмой. Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой ( Пс. 65, 12 ). «Не унывайте, родная моя, – пишет он 4 октября 1953 года монахине Маргарите в Петушки. – Верю: безмерное множество грехов наших потонет в бездне Божия милосердия. Суд Божий – не суды людские. Если здесь выискивают все, за что можно было бы зацепиться, чтобы обвинить, – там будут (если не грешно так выразиться) выискивать все, за что можно было бы зацепиться, чтобы оправдать. И один платочек, омоченный слезами, на весах правосудия Божия перетянет все наши грехи, как было с одним разбойником. При всех наших недостатках у нас с вами все же остается одна такая зацепка, на которую я крепко уповаю, – это то, что многократно повторяется в чине иноческого погребения: «Твой есмь аз... Твоя есмь аз: мы Твои, Господи... За имя Твое спаси нас». При всех наших грехах мы никогда не отрекались от имени Твоего, не стыдились именоваться христианами. Поэтому мы можем дерзновенно сказать с псалмопевцем: Услыши, Господи, правду мою... Ту правду, что мы не отвергались Христа. Можем сказать даже более: За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки. Не унывайте же и Вы, родная моя: опасна беспечность, но не менее опасно и уныние» 40 . Владыка ждал направления в инвалидный дом. Ехать было некуда, поскольку ни по одному из указанных адресов близких людей разрешения на жительство он не получил. 19 мая 1954 года епископ переехал наконец в Зубово-Полянский дом инвалидов для бывших заключенных в Мордовии, в шести километрах от станции Потьма. Владыка радостно сообщил друзьям свой новый адрес. Однако его ждало здесь разочарование. Первое время даже не было той минимальной свободы, которой так хотелось, режим оставался тюремным, временами более жестким. Накладывались ограничения на переписку, отсутствовало надлежащее медицинское наблюдение, прогулки на «пятачке», где некуда было спрятаться от палящего солнца. Ну и, разумеется, не разрешалось покидать территорию дома. Видно, нелегко приходилось святителю в этом доме инвалидов, если он решил подвести итог своей исповеднической жизни. В конце 1954 года он написал свой первый вариант автобиографии – «Даты и этапы моей жизни», в которой этапы были не только символом ступенек по жизни, но и в буквальном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Я забуду все тяжкие невзгоды ареста, лагеря и угнетения, и нигде, никогда об этом не буду вспоминать, а последние годы жизни я отдам на служение народу, Родине и Церкви в Советском Союзе. Пожалейте великодушно и справедливо меня – старика и обрадуйте Вашей милостью. 5 мая 1953 г. з/к Митрополит Нестор – Анисимов Николай Александрович. Адрес: Мордовская АССР, ст. Потьма. почтовое отделение Явас. Почтовый ящик л. к. 385/14. 77 157 Епископу Афанасию (Сахарову) 1 декабря 1954 г. Мордовская АССР, Дубравлаг Глубокоуважаемый, дорогой Афанасий Григорьевич. Сердечно благодарю Вас за присланные две посылки и за перевод 100 р. Все это получено мною своевременно и в полной исправности. В извещениях Вас я писал о присылке глюкозы и других лекарств. Ваша ценная помощь облегчает мои недуги. Операция глаза еще не была, и не знаю, когда будет. Шлю братский привет и молитвенные благопожелания. Всегда помнящий благодарный Николай А[нисимов]. 78 158 Епископу Афанасию (Сахарову) 27 декабря 1954 г. Мордовская АССР, Дубравлаг Дорогой Владыка Афанасий Григорьевич! Приветствую Вас с Рождеством Христовым, с новым, 1955 годом. Желаю здравствовать и трудиться в Ваших полезных для Ц[еркви] и Родины работах. Пишу Вам третье письмо, но от Вас не имею. Обе посылки и перевод 100 р. своевременно получил и очень благодарен за добрую поддержку. Здоровье мое слабовато. Вижу и слышу плоховато. Но за все слава Б[огу]. Вседушевно с Вами любящий Ваш брат и друг Николай. 27/XII-54 г. Открытка митрополита Нестора к епископу Афанасию (Сахарову) из Дубравлага от 27 декабря 1954 г. 79 159 Епископу Афанасию (Сахарову) 18 января 1955 г. Мордовская АССР, Дубравлаг Дорогой, душевно близкий Владыка Афанасий Григорьевич. Сердечно благодарю Вас за письмо и за посылку, каковые я получил 17/1 с огромной радостью. Все благодарны за привет и за посылочное угощение. Поздравляю Вас, дорогой Владыка, с Сочельником и Богоявлением. Общение с Вами, такое радостное, завершает круг святок. Я стал совсем старикашкой, глохну, правый глаз не видит – катаракт, склероз, ревматизм и прочие недуги – целый кладенец, но духом бодр и нахожусь в ожидании лучших дней для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОРОЗИНИ [Лат. Morosini] Томмазо (Фома) (между 1170 и 1175 - июнь/июль 1211, Фессалоника), лат. патриарх К-польский (с кон. 1204). М. происходил из знатного венецианского рода, обучался в Равенне, был субдиаконом папы Иннокентия III (1198-1216). После падения Византии во время 4-го крестового похода согласно договору между «венецианской» и «франкской» партиями, заключенному в марте 1204 г., одна из партий получала право избирать императора новой Латинской империи , другая - назначать капитул храма Св. Софии и избирать патриарха. В мае 1204 г. императором стал представитель «франков» Балдуин I , а венецианцы соответственно сформировали капитул Св. Софии. В кон. 1204 г. они избрали патриархом М. (точная дата неизв.). Неск. месяцев папа Римский Иннокентий III оставался в неведении относительно принятого решения. 21 янв. 1205 г. он аннулировал процедуру избрания как незаконную (Urkunden. 1856. Bd. 1. S. 524-528). Вместе с тем он сохранил К-польский престол за М., в течение неск. недель в марте 1205 г. рукоположив его в Риме во диакона, пресвитера, епископа и архиепископа. 30 марта М. был дарован паллий, этим числом датированы первые послания папы к М. в его новом статусе (Ibid. 1856. Bd. 1. S. 539-546). В мае 1205 г., еще до прибытия М. в К-поль, папа установил новый порядок избрания на Патриарший престол, при котором больше полномочий получали католич. прелаты монастырских церквей К-поля ( Wolff. 1954. P. 297). Тем самым роль прелатов возрастала, и в течение всего Патриаршества М. папские легаты, М. и латинский император вели споры о праве их назначать. Патриаршество М. отмечено конфликтами с православным населением Латинской империи, Папским престолом, венецианцами, франками и императором. После поставления М. из Рима отправился в Венецию и в качестве новоизбранного патриарха подтвердил права венецианцев на все храмы, захваченные ими в ходе разграбления К-поля. В нояб. 1209 г. папа Иннокентий III признал М. свободным от этого решения, как будто бы принятого под давлением, а не добровольно (PL. 116. Col. 162). В течение неск. лет, несмотря на сопротивление М., папе удалось сократить присутствие венецианцев и в числе прелатов, и в числе каноников Св. Софии ( Wolff. 1954. P. 236-242; Tricht. 2011. P. 220-221). В дек. 1208 г. М. был вынужден торжественно отказаться от данной им в 1205 г. клятвы принимать в капитул Св. Софии и назначать прелатами только венецианцев. Приблизительно в это же время М. был обвинен франками в растрате сокровищ храма Св. Софии и разграблении их церквей, однако М. удалось оправдаться ( Wolff. 1954. P. 242-244). М. участвовал в переговорах с Римом о церковном подчинении некоторых спорных территорий: несмотря на то что ему не удалось восстановить церковную юрисдикцию К-поля над Кипром (авг. 1206), он сумел пресечь попытки Патрской архиепископии перейти в прямое подчинение Риму в нояб. 1209 г.

http://pravenc.ru/text/2564172.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010