в 1945 г. действовало 24 синагоги, из них 19 находились в обл. центре, где в 1944-1946 гг. существовал раввинат. 1 окт. 1946 г. была зарегистрирована евр. община Минска, к-рой было передано здание синагоги. В нач. 1947 г. на территории СССР функционировало 162 синагоги. В Самарканде в 1945-1946 гг. в полулегальных условиях действовала иешива литов. митнагдим под рук. раввина И. Копельмана и иешива хасидов Хабад под рук. раввина Н. Неймана. К кон. 1946 г. Центральные власти поручили СДРК установить более строгий контроль за евр. религ. общинами: принять меры по ограничению евр. благотворительности (цадака), активнее бороться с такими «подразумевающими националистические настроения» обычаями, как выпечка мацы, забой скота и птицы (кашрут), а также ликвидировать похоронные службы (хевра кадиша). Поэтому если в нач. 1946 г. руководители Хабада на встрече в Самарканде решили воздержаться от выезда из СССР в надежде, что после войны власти изменят политику в отношении к религ. евреям, то к нач. 1947 г. они решили эмигрировать. Более 100 тыс. евреев, бывших до 1939 г. польск. гражданами, уехали в 1944-1949 гг. в Польшу в рамках соглашения о репатриации между Польшей и СССР. Во Львове и Вильнюсе действовали также нелегальные комитеты (отделения организации Бриха), которые организовали выезд из СССР нескольких тысяч хасидов Хабада по фиктивным документам сначала в Польшу, а затем в Палестину. В мае 1948 г. во мн. синагогах СССР прошли торжественные богослужения по поводу создания Государства Израиль (напр., в Москве на нем присутствовали ок. 10 тыс. чел.). Евр. население СССР после войны состояло в основном из тех, кто давно порвали все связи с евр. общиной или никогда не имели их. Они получали обычное среднее и высшее образование и практически не ощущали связи ни с иудаизмом, ни с евр. культурой в целом. Только неашкеназские общины горских, груз. и бухарских евреев сохранили в какой-то мере свой патриархальный быт. В 1957 г. в Москве при хоральной синагоге была открыта иешива «Кол Яаков», в которой также обучалось неск.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Была достроена, наконец, базилика Аточа в Мадриде (1946-1951, Д. Мендес): сгоревшее в 1936 г. неороманское здание было полностью перестроено в духе архитектуры Гомеса де Моры. Возобновилось строительство базилики Ла-Альмудена, вновь затянувшееся на 10-летия: здание, неоготическое в интерьере, было оформлено снаружи (1950-1993, Фернандо Чуэка Гойтия, Карлос Сидро) в стилистике барокко; в частности, фасад с его огромной 2-ярусной лоджией был уподоблен ц. Сен-Сюльпис в Париже (1732-1745, Дж. Н. Сервандони). В Барселоне в 1954 г. возобновилось строительство храма Саграда-Фамилия: к 1976 г. был закончен фасад Страстей Христовых, к 1993 г.- боковые нефы, к 2010 г.- главный неф. При соблюдении основных форм проекта Гауди отдельные элементы (напр., скульптуры фасада Страстей, с 1986, Жозеп Мария Субиракс) заменили современными. Крупнейшим архитектором эпохи Франко, проявившим себя в церковном зодчестве, был Луис Мойя Бланко. В храмах Сан-Агустин в Мадриде (1946 - после 1950) и Вирхен-Гранде в Торрелавеге (пров. Кантабрия; 1956-1964) ротондальные постройки получили фасады с огромной экседрой, увенчанной прихотливой ажурной конструкцией (эдикула с крестом между цилиндрическими башенками). При этом 1-й храм близок к эстетике итал. рационализма (кирпичные поверхности, отделка натуральным камнем), в то время как 2-й отражает тенденции послевоенного интернационального стиля (большие застекленные поверхности, грубоватые бетонные элементы). Рабочий университет в Хихоне. 1946–1956 гг. Рабочий университет в Хихоне. 1946–1956 гг. Еще 2 храма Мойи включены в комплексы рабочих ун-тов, создание к-рых было одним из важнейших социальных проектов франкизма (к 1976 их было 21). В университете Саморы (1947-1952) храм (8-гранный, вытянутый в длину, имеет апсиду-тетраконх) был включен в систему зданий на стыке 2 квадратных дворов. Его мелкие формы контрастируют с остальными постройками, выдержанными в строгом эрререско. Намного удачнее архитектура Рабочего ун-та в Хихоне (пров. Астурия, 1946-1956) - первое из подобных заведений и крупнейшее по площади (более 70 тыс.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Выступление Черчилля в Фултоне и вышеуказанное заявление Пия XII на протяжении 1946 года можно уже рассматривать как явления, предшествующие началу «холодной войны». На выборах 1946 года, правда, не с помощью общественно-экономической программы Пия XII, христианские партии добились действительно серьезных успехов. Источником успехов этих партий, в частности, было то, что они в конечном счете пользовались поддержкой со стороны церкви, не отождествляясь с нею. Таким образом, верующим массам была предложена приемлемая и обнадеживающая альтернатива в виде христианского общества. 1947 год принес решающие изменения в международной жизни. Были заключены мирные договоры с отдельными бывшими фашистскими государствами. В восточноевропейских странах ускорилась народно-демократическая революция. В странах Западной Европы в течение 1946-1947 годов положение еще не прояснилось, перспективы развития были еще проблематичны. Так, например, в 1946 году на выборах во Франции Французская коммунистическая партия вышла на первое место. И в Италии количество голосов, поданных за коммунистов и социалистов, достигло числа голосовавших за христианских демократов. Однако в 1947 году левые, хотя они и сохранили свои позиции, неоднократно терпели поражение, и в 1947 году коммунисты были удалены из правительства. Антифашистская политика Народного фронта потерпела поражение. Одним из факторов этого было выступление американцев и их союзников против Советского Союза, что было сформулировано и на стратегическом уровне в известном послании Трумэна конгрессу в 1947 году после неофициального заявления Черчилля. Во время раскола, происшедшего в мире, Ватикан вновь отступил от официального к тому времени нейтралитета и примкнул к лагерю сторонников «холодной войны». Одним из наиболее важных документов, подтверждающих этот факт, является опубликованная тогда переписка между президентом Гарри Трумэном и Пием XII. Письма были опубликованы американской стороной, которая хотела тем самым продемонстрировать взаимное согласие между Соединенными Штатами и Ватиканом и необходимость совместного выступления против Советского Союза и левых движений.

http://sedmitza.ru/lib/text/441704/

16 Так называется замечательная брошюра Эрика Петерсона (Erik Peterson): «Der Monotheismus als politisches Problem» (1935). 20 См., например, Vasiliev A. Histoire de l " Empire Byzantine. Vol. I. Paris, 1932, p. 379: «Quant au parti de la cour et au haut clerge, on peut dire que ces fonctionnaires du gouvernement et eveques n " obeirent pas pour la plupart aux ordres de leur conscience, mais qúils professerent les doctrines qui s " harmonisaient avec leur crainte et leurs ambitions» [Что же касается приближенных ко двору и высшего духовенства, то эти правительственные чиновники и епископы по большей части не внимали голосу собственной совести, но выбирали себе взгляды в соответствии со своими страхами и амбициями]. Эта точка зрения широко распространена в литературе. 21 Это особенно подчеркивает А. Грегуар в своей рецензии на «Studien» Острогорского («Byzantion», IV, pp. 765–771). 22 Ср. Vernet F. Juifs (Controverses avec les)/Dictionnaire de Theologie catholique. T. VIII.2, col. 1878 ss.; и Sirarpie der Nersessian. Une Apologie des images du septieme siecle/Byzantion. XVII (1944–1945). См. также Frey J. B. La question des images chez les juifs/Biblica. XV (1934). 23 Подобное мнение давно стало общим местом в литературе. Из последних работ см., например, Dawson, Christopher. The Making of Europe. London, 1946, p. 136: «За этим стояли не ясные формулировки какой-либо богословской школы, но смутный и бесформенный дух восточного сектантства, напрочь отрицавшего всякую систему эллинистических принципов». Ср. Every, George. The Byzantine Patriarchate, 451–1204. London, 1946, p. 105: «Иконоборческие расколы 730–786 и 815–843 гг. не являлись расколами между Востоком и Западом, но были противостоянием азиатской партии, воцарившейся в Константинополе, и греко-латинской оппозиции Греции, Италии и Рима». 24 Подобное мнение давно стало общим местом в литературе. Из последних работ см., например, Dawson, Christopher. The Making of Europe. London, 1946, p. 136: «За этим стояли не ясные формулировки какой-либо богословской школы, но смутный и бесформенный дух восточного сектантства, напрочь отрицавшего всякую систему эллинистических принципов». Ср. Every, George. The Byzantine Patriarchate, 451–1204. London, 1946, p. 105: «Иконоборческие расколы 730–786 и 815–843 гг. не являлись расколами между Востоком и Западом, но были противостоянием азиатской партии, воцарившейся в Константинополе, и греко-латинской оппозиции Греции, Италии и Рима».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Решающая роль Красной армии в выходе Р. из войны способствовала быстрому усилению влияния СССР и местной компартии на политические процессы в стране. В ходе переговоров между И. В. Сталиным и У. Черчиллем (4-я Московская конференция, 9-19 окт. 1944) Р. была отнесена к зоне преобладающего советского влияния, что было закреплено Ялтинско-Потсдамскими соглашениями 1945 г., по которым страны Вост. Европы, включая Р., вошли в сферу влияния СССР. 6 марта 1945 г. к власти в Р. пришло правительство П. Грозы (1884-1958) - лидера партии Фронт земледельцев, близкой к компартии. СССР поддержал его, дав согласие на установление временной администрации Р. в Сев. Трансильвании. Был принят закон об аграрной реформе (22 марта 1945), ликвидировавший крупную помещичью собственность. Земельные владения размером более 50 га (общей площадью 1,4 млн га) были конфискованы и перераспределены между малоземельным и безземельным крестьянством. Часть земли отошла гос-ву. Попытки короля сместить правительство Грозы (т. н. Королевская забастовка - Greva regal; авг. 1945 - янв. 1946) не увенчались успехом. В авг. 1945 г. были установлены дипломатические отношения между Р. и СССР, в февр. 1946 г.- между Р. и США и Великобританией, ранее не признававшими правительство Грозы. 20 мая 1946 г. создан Блок демократических партий (БДП) при ведущей роли компартии. В него вошли также социал-демократы, Фронт земледельцев и отколовшиеся от 2 традиц. партий политические силы. Исторические партии не смогли сохранить единство и выработать общую тактику борьбы за власть с компартией и ее союзниками. В нояб. 1946 г. БДП победил на выборах в однопалатный парламент. Р. в социалистический период (1947-1989). 29 июля 1947 г. НЦП, как основная оппозиционная сила, была распущена, ее лидер Маниу был арестован (ум. в тюрьме в Сигету-Мармацией 5 февр. 1953). В нояб. 1947 г. министерские должности в правительстве потеряли представители союзного компартии крыла НЛП. 30 дек. 1947 г. Михай I под давлением был вынужден отречься от престола и покинул страну; была провозглашена Румынская Народная Республика (РНР). 21-23 февр. 1948 г. компартия объединилась с социал-демократами в Румынскую рабочую партию (РРП) во главе с Г. Георгиу-Дежем (1901-1965). 28 марта 1948 г. избран новый парламент - Великое национальное собрание. Почти все места в нем получил Фронт народной демократии при ведущей роли РРП. 13 апр. 1948 г. была принята Конституция Р., закрепившая установление режима народной демократии. Вскоре был завершен переход к однопартийной системе.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Отправлен на лагпункт в Водораздельное отделение: май 1937 года. Работал на лесобирже, на лесоповале, на строительстве круглолежневой дороги. Был дневальным, бригадиром лаптеплетной бригады. Арестован и без предъявления обвинения заключен в штрафизолятор: август 1937 года. По милости Божией избежал великой опасности. Многие бывшие со мной остались там навсегда. Освобожден: октябрь 1937 года. Арестован перед октябрьскими праздниками и отправлен в штрафизолятор: октябрь 1937 года. Возвращен на прежний лагпункт: декабрь 1938 года. Арестован перед майскими праздниками и заключен в КУР (камеру усиленного режима): 30 апреля 1938 года. Возвращен на прежний лагпункт: 3 мая 1938 года. В начале войны этапирован в онежские лагеря: июнь – июль 1941 года. Прошли пешком около 400 км, неся на себе свои вещи. Работал на лесобирже. Нормы не вырабатывал, был на штрафном пайке, работал дневальным. Голодал, не было ни денег, ни посылок. Был доходягой: июль 1941 года – июнь 1942 года. Всего на этот раз в заключении пробыл: – по приговору: 18 апреля 1936 года – 18 апреля 1942 года; – без приговора, сверх срока: 18 апреля – 30 июня 1942 года. Бессрочная высылка в Омскую область. Совхоз Голышманово. Ночной сторож на огороде: июль – ноябрь 1942 года. Ишим: декабрь 1942 года – ноябрь 1943 года. До сих пор все даты указаны по старому стилю. Начиная от настоящей даты, все дальнейшие будут по новому стилю. Арестован 7 ноября 1943 года. Тюрьмы: ишимская, омская. Московские – внутренняя (Лубянка, 2), военная Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская: ноябрь 1943 года – июнь 1944 года. Приговор: 8 лет заключения. Начало срока 9 ноября 1943 года. Сибирские лагеря: – полевые работы: август-сентябрь 1944 года; – ассенизатор: сентябрь 1944 года – август 1946 года. Арестован: август 1946 года. Мариинский пересыльный пункт. Московские тюрьмы – внутренняя, Бутырская, Краснопресненская: август – ноябрь 1946 года. Темниковские лагеря – плетение лаптей: декабрь 1946 года – июль 1947 года. Дубравлаг. Инвалид, без работы по возрасту (в июле 1947 года исполнилось 60 лет). Здесь был митрополит Харбинский Нестор (Анисимов) , архиепископ Чкаловский Мануил (Лемешевский) : июль 1947 года – май 1954 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Противоречия в республиканском лагере к лету 1946 г. вылились в вооруженное противостояние. Находившиеся под влиянием оппозиции воинские части и партизанские отряды 27 июня захватили Джокьякарту и Суракарту, освободив из тюрьмы Тан Малаку и его сторонников, и потребовали смены правительства. Однако Сукарно, опираясь на верные ему воинские части, вскоре подавил мятеж. Пытаясь ослабить Джакарту, голландцы приступили к созданию союзных гос-в на контролируемых ими территориях. Первым шагом в этом направлении стала конференция представителей Внешних о-вов, организованная и. о. ген.-губернатора Нидерландской Индии Х. Й. ван Мооком в июле 1946 г. в Малино (Юж. Сулавеси). В том же году были созданы территории Вел. Даяк (Центр. Борнео) и Федерация Зап. Борнео. 18-24 дек. 1946 г. в Денпасаре (о-в Бали) было объявлено, что вся вост. часть И. вошла в состав Государства Восточная Индонезия, или Федерации Штатов Восточной Индонезии, со столицей в Макасаре. Позже при поддержке администрации Нидерландской Индии были созданы Сунданийская республика Вел. Сиак (Федерация Восточного Борнео), Юго-Вост. Борнео, или Федерация Банки, Белитунга и Риау. В нояб. 1946 г. было парафировано и в марте 1947 г. подписано т. н. Лингаджатское соглашение, по к-рому Нидерланды признали Республику Индонезию де-факто в пределах Явы, Мадуры и Суматры; территории, занятые англ. или голл. войсками, должны были быть постепенно включены в состав республики до 1 янв. 1949 г. И. совместно с Нидерландами создавала суверенное федеральное гос-во Соединенные Штаты Индонезии (СШИ). По Лингаджатскому соглашению СШИ вместе с Нидерландами должны были образовать союз во главе с голл. королевой для сотрудничества в области обороны, военной политики, экономики и культуры. Уже через неск. месяцев заключенное соглашение было расторгнуто из-за расхождений в толковании текста и отсутствия доверия сторон друг к другу. 27 мая 1947 г. Нидерланды, обвинив И. в нежелании следовать Лингаджатскому соглашению, предъявили ультиматум о предоставлении им де-юре верховной власти в И.

http://pravenc.ru/text/389581.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Православное богословие в условиях атеистического давления в СССР в 1946-1988 гг. В статье рассматриваются проблемы, препятствовавшие развитию православного богословия в Советском Союзе, а также показывается, что вопреки давлению атеистического государства православное богословие начиная с 1946 года получило возможность открыто развиваться, хотя и в очень ограниченных внешне рамках. Автор статьи подчеркивает необходимость более внимательного отношения к тому наследию, которое в рукописном (машинописном) виде осталось от советского периода истории отечественной богословской мысли. Статья Советский Союз был государством, провозгласившим атеизм государственной идеологией. Неудивительно, что на пути развития православного богословия в этих условиях существовало множество препятствий. Говоря об открытых возможностях заниматься богословской научной деятельностью в СССР, мы можем рассматривать только период с 1946 года, когда возобновили свою деятельность Московская и Санкт-Петербургская (тогда Ленинградская) духовные академии. Окончание этого периода ­– 1988 год, когда советское государство приняло решение об изменении вектора религиозной политики. Как отмечал доктор исторических наук А.А. Федотов, «…в исключительно сложных условиях “советская” духовная школа сумела преодолеть такой важный недостаток дореволюционной, как сословность, избавилась от избыточных общеобразовательных дисциплин. Между тем, она не была идеальной. Советское атеистическое государство всячески способствовало подрыву авторитета духовных учебных заведений. Оно препятствовало появлению в них сильных ученых и преподавателей, учебный процесс строился таким образом, что академия во многом дублировала семинарию, даже в академии не было специализации, было запрещено преподавание таких полезных для священнослужителей дисциплин, как философия, педагогика, психология. Духовная школа превращалась в учебное заведение “второго сорта” по сравнению со светскими техникумами и тем более вузами» .

http://bogoslov.ru/article/6169126

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010