Находился при архиерейском доме в Выборге. С 1930 г. состоял помощником келаря. Симон (Сергей Иванович Аладьин; 1872–1946), монах. Родился в с. Вощаниково Ростовского уезда Ярославской губ. 2 января 1928 г. поступил в Валаамский монастырь. 14 февраля 1909 г. зачислен в послушники. 25 апреля 1935 г. пострижен в монашество. Проходил разные послушания, был смотрителем Воскресенского скита в Никонове на Валааме, заведовал Никоновским маяком до его закрытия 1 июля 1935 г. Симфориан (Петр Никитич Матвеев; 1892–1981), архимандрит. Родился в Петербурге. 10 июня 1906 г. поступил в Валаамский монастырь. 23 декабря 1920 г. пострижен в монашество. 23 октября 1952 г. рукоположен в иеродиакона, 24 октября 1952 г. – в иеромонаха. Проходил послушание в живописной мастерской, при монастырском подворье в Москве, в экономской; находился в Сергиевском скиту на Валааме. В монастыре трудился в аптеке и на общих монастырских послушаниях. В Папинниеми работал по хозяйству. 8 декабря 1949 г. утвержден в должности благочинного. 5 ноября 1967 г. был выбран наместником и благочинным Нововалаамского монастыря. 10 июня 1969 г. возведен в сан игумена. Сове Борис Иванович (1899–1962), профессор Православного богословского института (Духовной академии) в Париже. Родился в Выборге. Учился в Петербургском технологическом институте. После переезда во Францию поступил в Православный богословский институт в Париже. Как финского подданного, во время войны отправили в Финляндию. Поступил на работу в университетскую библиотеку в Хельсинки, на должность библиотекаря славянского отдела, которую занимал до самой своей смерти. Многое делал в кружке Русского студенческого христианского движения. У Бориса Ивановича и Елены Акселевны были разногласия по содержанию занятий. Елена Акселевна предпочитала больше изучать службы, акафисты и молитвы. Кружок собирался раз в неделю, вначале читался акафист, а на беседу оставалось очень мало времени. Елена Акселевна тяготела к молитвенному общению, а Борис Иванович особое внимание уделял дискуссиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

О влиянии Мелера на Хомякова см.: A . Pavlovski , op. cit.; S . Tyszkiewicz . La Théologie moehlerienne de l’unité et les théologiens pravoslaves. Paris, 1939 (ред. P. Chaillel); Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937, стр. 278–280; S. Bolsha koff . The Doctrine of the Unity of the Church in the Works of Khomyakov and Moehler. London, 1946, p. 127; A . Wahcki , op. cit., p. 192–193. 36 Здесь Флоренский, очевидно, имеет в виду мнение Канта о том, что вера есть следствие чистоты помысла; Кант отрицал спекулятивное богословие и не придавал большого значения религиозным институтам; верующие должны сознавать, что они являются членами Вселенской – невидимой – Церкви. Последний, четвертый, период в развитии философии Фридриха Шеллинга (1775–1854) начался в 1809 г., когда он приступил к работе над своей «положительной философией», то есть философией религии. Шеллинг разделил историю христианства на три эпохи, которые он назвал по именам главных апостолов. В эпоху Петра Церковь была единой, но это единство было насильственным и внешним. В эпоху Павла единство Церкви разрушается, в нее проникает дух свободы. В грядущую эпоху Иоанна церковное единство будет восстановлено на основе свободы и внутреннего просветления. Петр – представитель преимущественно Бога Отца, Павел – Бога Сына, Иоанн – Святого Духа. Людвиг Фейербах (1804–1872) рассматривал религию как важнейшее проявление присущего человеку антропоморфизма, то есть стремления проецировать себя вовне. В человеке заложено стремление к обоготворению собственных идеалов; оно пробуждается вследствие резкой противоположности между тем, что естьи тем, что должно быть. Верующий человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность; религия – это «бессознательное самопознание» человека. Фейербах отрицал личное бессмертие, считая бессмертным лишь родовое сознание. Отдельные высказывания Хомякова напоминают учение Фейербаха о психогенезисе религиозной веры: «небо всякой мифологии есть... отрицание земли, и злость людей выражается злостью богов» (op. cit., т. V, стр. 200); Хомяков также говорит о «языке религии, переносящей в невидимое небо законы, которыми управляется видимый мир земли и его видимый владыка – человек» (там же, т. I, стр. 217).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Игумен Серафим (в миру Стефан Евтихиевич Кондратенко) родился 24 декабря 1872 года в селе Верхняя Сыроватка Краснопольского уезда Сумской губернии в крестьянской семье 1724 . В 1891 году он поступил в Глинскую пустынь, где проходил общие послушания до 1894 года, затем был переведен в Куражский Преображенский монастырь Харьковской губернии. Здесь в 1903 году он был пострижен в монашество, в 1905 году – рукоположен во иеродиакона и затем во иеромонаха. В 1912 году о. Серафим был перемещен в Курский Знаменский монастырь, а в 1914 г. его назначили в действующую армию священником при 442-м Кашинском полку. За добросовестное исполнение священнических обязанностей в 1916 году он был награжден наперсным крестом. В 1917 году о. Серафим вернулся из армии и подвизался в Софрониевой пустыни Курской губернии до самого ее закрытия. С 1921 по 1928 год он был священником в Пантелеимоновской церкви г. Сумы, затем с 1929 по 1943 год служил в разных храмах Сумской и Курской епархий, был псаломщиком в Николаевской церкви г. Алупки, работал сторожем в разных организациях г. Сумы. С 1943 по 1949 год о. Серафим служил священником в селе Новая Слобода Сумской области. В 1946 году Святейшим Патриархом Алексием он был награжден саном игумена, в 1949 г. ушел за штат, а в 1951 году поступил в Глинскую пустынь 1725 , где пользовался уважением братии как опытный в духовной жизни, «тихий, кроткий и уступчивый» 1726 старец. У него всегда было много исповедников. За долгие годы монашеской жизни и пастырского служения он изучил малейшие движения души, познал все оттенки той борьбы, которую враг ведет с человеком, и приобрел духовную рассудительность, руководствуясь которой никогда не поступал опрометчиво. Он не спешил с наставлениями, которые время и терпение могут сделать более плодотворными, а выбирал благоприятные минуты для наставления, сам подготавливал эти минуты, но никогда не предварял их. Слово свое он управлял по обстоятельствам, приспосабливая к различным характерам, соразмеряя с последствиями, которых желал. Такая рассудительность увеличивала силу его пастырской деятельности. До последних дней своей жизни о. Серафим трудился в святой обители. Скончался он 19 октября 1956 г. 1727 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Священник Алексий был женат на Марии Васильевне (фамилия до замужества неизвестна) (26.01.1876 – ок. 1946). Их дочь Нина Алексеевна Сыренская, в замужестве Зарубина (6.10.1901 – ок. 1984) замыкает эту линию Сыренских. Продолжателем рода священников Сыренских по линии о. Иоанна стал первенец протоиерея Иоанна Васильевича Сыренского и Анны Евграфовны Василий, названный так в честь деда – священника из Покровского-Шапок. Новомученику протоиерею Василию Сыренскому посвящен следующий рассказ. Новомученик протоиерей Василий Сыренский Итак, продолжателем рода священников Сыренских по линии отца Иоанна стал его первенец Василий, названный так в честь деда – священника из Покровского-Шапок. Василий Иванович Сыренский родился 10 февраля 1872 года, в Санкт-Петербурге, тогда еще в семье диакона церкви Архангела Михаила Михайловского дворца Иоанна Сыренского. Сохранилась фотография, на которой Василий Сыренский запечатлен в отроческом возрасте. Василий Сыренский получил духовное образование: в 1894 г. он окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Перед рукоположением Василий Иванович Сыренский вступил в брак с Елизаветой Дмитриевной Быстровой (21.04.1877 – ок. 1953), дочерью священника Знаменской церкви с. Горки Лужского уезда – Димитрия Николаевича Быстрова. У отца Димитрия было несколько детей. Известным в России и за ее пределами стал Василий Дмитриевич Быстров – святитель Феофан, архиепископ Полтавский, родной брат Елизаветы Дмитриевны, в начале ХХ века духовник Императора Николая II u всей Царственной Семьи. Как известно, владыка Феофан умер в эмиграции и за духовные дары прозорливости, исцеления, молитвы, ниспосланные ему Богом после трудных и многолетних аскетических подвигов, причислен к лику святых Русской Православной Церковью За границей. Здесь уместно будет вспомнить и о сестре Елизаветы Дмитриевны Сыренской Александре Дмитриевне Быстровой, которая была замужем за священником Георгием Преображенским, служившим в Вырице, в храме Петра и Павла. У них было девять детей. Другая сестра Елизаветы Дмитриевны Вера Быстрова вышла замуж за священника Аркадия Воронова. Их сын – знаменитый в советское время в церковных кругах священник Ливерий Воронов был прекрасным проповедником, служил в храме Ленинградской Духовной Академии. Он тоже пострадал в годы гонений на Церковь, исповедник. Матушка о. Ливерия Воронова Екатерина была из семьи, в которой насчитывалось тринадцать детей, но у самого отца Ливерия детей не было. Последние годы его жизни прошли в Александро-Невской лавре, в пансионе для одиноких престарелых священнослужителей при Духовной Академии. Скончался отец Ливерий Воронов , близкий родственник Быстровых и дальний – Сыренских, 6 декабря 1995 года.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Архиепископа Пантелеимона сменил преосвященный Нафанаил (1906-1986 гг.). Владыка Нафанаил, происходил из старинного русского рода князей Львовых. Его отцом был Владимир Николаевич Львов (род. 1872 г.), крупный помещик Самарской губернии, депутат IV Государственной Думы, предпоследний обер-прокурор Святейшего Синода (03/16.3.1917-7.1917 гг.), принимал участи в Корниловском мятеже, затем, в эмиграции, он проживал в Берлине, после вернулся на родину и окончил дни свои в Тобольской ссылке. Будущего архиерея, в миру звали Василием, родился он в Москве. Учился в гимназии в Санкт-Петербурге, в реальных училищах в Бугуруслане и Томске. Далее перед угрозой коммунизма, в массе тысяч русских беженцев, эмигрировал в Китай. В 1922 г. кончил Харбинское реальное училище, после окончания, которого работал рабочим на Китайской Восточной железной дороге до 1929 г. С 1928 по 1931 гг. учился на вечерних богословских курсах. Был келейником, некогда знаменитого Камчатского миссионера архиепископа (в последствии митрополита) Нестора (Анисимова) В 1929 г. Василий Львов принял монашество, в постриге получил имя Нафанаил, рукоположен в сан иеромонаха. Трудился законоучителем в детском приюте при Доме милосердия в Харбине. В период с 1935 по 1936 гг. находился на миссионерском поприще в штате Керала, в Индии. В 1936 г. удостоен сана архимандрита, с 1937 по 1939 гг. был начальником православной миссии на Цейлоне. С 1939 г. отец Нафанаил проживал в монастыре пр. Иова во Владимировой (Ладомирова) в Карпатах, с 1946 г. призван к епископскому служению в качестве правящего архиерея Брюссельской и Западно-Европейской епархии РПЦЗ. После 1951 г. преосвященный Нафанаил возглавлял епархию Северной Африки с центром в Тунисе, с 1954 г. он был переведен в Берлин, в 1966 г. стал настоятелем обители пр. Иова в Мюнхене, в 1981 г. получил сан архиепископа. Епископ Нафанаил (Львов), по прибытии в Тунис, увидел необходимость более интенсивной работы с целью расширения церковной жизни в русской среде, оценил возможности и решил строить новый русский храм. Местом для будущей церкви избрали столицу - город Тунис. Задумывалось, что это будет кафедральный собор для всего Магриба. На страницах прессы тех лет находим интересные подробности: " Этот памятник древнему русскому благочестию был задуман давно, но осуществление его началось благодаря исключительной энергии епископа Нафанаила... Высокообразованный и проникновенный духовный проповедник, отлично знающий европейские языки, епископ Нафанаил увлек за собой всю паству, победив царивший до него здесь скептицизм. Начался приток пожертвований. Лаской и духовным обаянием владыка объединил всех, сумев заинтересовать постройкой церкви и местные гражданские власти... "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

Приведем здесь же биографическую справку еще об одном «восоветившемся» интеллигенте, художнике Светлицком, также соприкасавшемся с судьбой о. Анатолия (он автор единственного живописного портрета батюшки). Светлицкий Григорий Петрович (20.9.1872–28.8.1948), народный художник УССР (с 1946 г.). «Учился в Киевской рисовальной школе и Петербургской Академии Художеств. Для дореволюционного творчества Светлицкого характерны печальные по настроению пейзажи ( " Лунная ночь " , " Вечерние мелодии " , " Элегии " ); писал жанровые картины социального содержания ( " Корчма " , " На заработки " ). После революции активно включается в создание украинской социалистической культуры. Разрабатывает новые темы в живописи ( " Сельсовет " , 1918; " Аграрный вопрос " , 1919). Лучшими произведениями его являются " П. Чайковский на Украине " И " Колхоз в цвету " ». Большая Советская Энциклопедия, 2–е изд., т.38, с.231. 18 Киевское религиозно–просветительское общество находилось в собственном здании по ул. Большая Житомирская, 9. Дом этот, в псевдо–русском стиле, сохранился и поныне. Председателем Общества был епископ Каневский Василий (Богдашевский), ректор КДА, профессор, член Французской Академии Наук. В начале двадцатых годов в здании оставалось только Церковщинское подворье — небольшого монастыря, отделения Киево–Печерской Лавры, находившегося в районе Феофании. Храм Иоанна Златоуста выходил в зал на 3 тысячи мест. Когда община перешла сюда, то церковщинские монахи устроили на хорах зала маленькую Магдалинскую церковь, куда перенесли прежний алтарь и церковную утварь. 19 Автокефалистам, сторонникам украинской церковной автокефалии (Украинской Православной Автокефальной Синодальной Церкви) в двадцатые годы, по своим соображениям, оказывало поддержку советское правительство. 20 Архимандрит Ермоген (Голубев) — будущий архиепископ Калужский. В 1923 г. сослан в Краснококшайск — см. Приложение, настоятель Киево–Печерской Лавры перед ее первым закрытием в 1926 г. Уже в шестидесятые годы претерпел фактическое заключение в Жировицком монастыре. 21

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

В период между двумя мировыми войнами Содружество провело обширную работу по взаимному ознакомлению. В центре программы были ежегодные конференции, проходившие обычно в Англии и делившиеся надвое. Первая, главным образом для студентов, организовывалась совместно с Британским студенческим христианским движением, а вторая была открыта для всех, кто интересовался работой объединения. Эти конференции привлекли цвет богословов Англиканской и Свободных Церквей. Там бывали епископы Чарльз Гор, Уолтер Фрир, еп. Трурский (1863–1938), Хэдлем Глостерский (1863–1947), Хикс Линкольнский (1872–1942), Роулинсон Дербский (1884–1960), профессора Л. Ходжсон (1889–1969), В. В. Демант, О. Квик (1885–1944), Н. П. Вильямс (1883–1956), каноник Дж. К. Мозли (1883–1946), писательница Эвелина Ундерхилл (1875–1941), иеромонах Е. К. Тальбот (1879–1940), настоятель братства Воскресения иеромонах Габриэль Хеберт (1886–1963). Многие члены конференций, сначала студенты или юные священники, стали потом признанными руководителями своих Церквей: Михаил Рамсей, архиепископ Кентерберийский, Оливер Томкинс, епископ Бристольский, Эрик Маскаль, профессор исторического богословия Королевского колледжа Лондонского университета. С православной стороны в Содружестве принимало участие большинство руководителей русского возрождения, преподаватели академии св. Сергия в Париже, многие ее студенты и члены Русского студенческого христианского движения. В 1936 г. конференция Содружества состоялась в Париже, и по этому случаю епископ Уолтер Фрир совершил англиканскую службу в русской церкви на улице Дарю. Впервые англиканский прелат служил перед многочисленными православными прихожанами с места, предназначенного для их собственного епископа. В том же году (28–30 апреля) в Воскресенском монастыре в Мирфильде (Англия) произошла другая важная встреча. Англиканские и православные богословы встретились в благодатной и мирной атмосфере англиканской религиозной общины. Богословская беседа велась с полной откровенностью и взаимным дружеским доверием. В ней участвовал цвет русского богословия за рубежом. 427

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Но судьба семьи князя сложилась трагически после Октябрьской революции. Супруга – Людмила Карловна (1872-1946 гг.) была репрессирована и скончалась в Тамбове в крайней нищете. Дети князя вошли в сомн страдальцев за Христа. Иеромонах Никола - в миру Аникита Александрович Ширинский-Шихматов (30.04.1896 - 17.09.1937), штабс-капитан Преображенского полка, член общества «Союз спасения России», священник в Томске, был расстрелян. Монахиня Павла (1890) – расстреляна в 1935 г. в Карлаге. Дочери Мария (1899) и Екатерины (1904) расстреляны в Семипалатинске 4 декабря 1937 г. как «активные церковницы». Храм взорвали на кирпич в 1935 г., но так и его и бросили, растерзанным и осквернённым. В настоящее время начинается движение за возрождение поруганной святыни. 1 декабря 2018 г. запланирована установка поклонного креста в память семьи Ширинских-Шихматовых и в ознаменование начала возрождения уникального Успенского храма. Денис Ивлев, историк Источником статьи послужили сведения, собранные правнучкой А.А. Ширинского-Шихматова Ольгой Александровной Федюшиной, а также материалы, предоставленные Галиной Евгеньевной Зигерт и Дмитрием Сергеевичем Беневоленским. 1. «Церковь в с. Островках Вышневолоцкого уезда», «Тверские епархиальные ведомости», 1905 г., 4 от 15 февраля 1905 г. 2. «Летопись церкви с. Берёзки», архив Г.Е. Зигерт, г. Тверь. 1 декабря 1904 г. в имении Островки князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова (1868-1927), археолога, коллекционера, общественного деятеля, была торжественно освящена церковь-музей - " первый художественный храм-музей церковных древностей, удивляющий знатоков богатством своих редкостных коллекций " . Как отмечает академик Б.С. Соколов в своей монографии , этот храм-музей был действительно редким по своему изяществу и отделке. Он был заложен 22 июня 1901 г. в честь Успения Божией Матери в присутствии Тверского и Кашинского архиепископа Димитрия (Самбикина) и тверского губернатора князя Н.Д. Голицына. При храме-музее было одно захоронение - могила сына основателя. Музейно-храмовый комплекс окружала " стена " из кустов жасмина, сирени, плакучей ивы, посаженных вдоль металлической ограды; могила была в цветах, её огибала тщательно ухоженная дорожка. Б.С. Соколов вспоминает легенду о том, что церковь подземным ходом была связана через залив озера Имоложье с винным погребом князя.

http://sobory.ru/article/?object=10573

В 1872 г. в селе Куркино поселился известный московский врач Г.А. Захарьин. Богатое семейство Захарьиных выделяло много средств на благотворительность. Захарьины участвовали в ремонте 1892 года, на их средства была построена каменная ограда. В 1898 г. открылось Общество трезвости, в 1899-м – церковно-приходская школа. Через два года после кончины Г.А. Захарьина его вдова и дочь заказали известному архитектору Ф.О. Шехтелю проект семейной часовни-склепа с мозаикой Распятого Спасителя, выполненной в Италии по эскизу В.М. Васнецова. В 1907-1908 г.г. часовня-усыпальница была завершена. В годы революции и гражданской войны храм не закрывался, но церковные ценности изъяли. Богослужение совершалось до 1938 г., когда храм был превращен в склад. Официального постановления властей о закрытии не было, и церковная община сберегла внутреннее убранство. Верующие каждый год, начиная с 1943-го, обращались к властям с просьбой об открытии прихода, и в 1946 г. просьбу удовлетворили. В 1947 году церковь вновь открыли. К 1000-летию Крещения Руси в 1988 г. во Владимирской церкви были оштукатурены стены снаружи, внутри промыта живопись на стенах и сводах, покрашен иконостас, восстановлены утраченные элементы резьбы. 3 июня 1992 г., в праздник Владимирской иконы Божией Матери, в храме, как и 300 лет назад, состоялось Патриаршее богослужение. В 2016-2018 г.г. в храме проведены реставрационные работы следующего содержания: В 2016 г. выполнены работы по ремонту кровли алтарной и трапезной части храма с устройством паро- и теплоизоляции, отреставрировано завершение, накупольный крест позолочен, смонтирована водосточная система. В 2017 г. производилась реставрация интерьеров и креста колокольни, восстановление дренажной системы и ливневой канализации, включая водостоки с кровлей, ремонт отмостки, восстановление тротуарных покрытий и площадок. В 2018 г. велась реставрация кирпичной кладки фасадов храма и колокольни, реставрация белокаменной кладки цокольной части и декора фасадов храма. Затем фасады храма и колокольни заново окрасили. Эти работы были начаты в 2015 г.

http://sobory.ru/article/?object=03265

887 Санаторий, в котором отдыхал Богословский, находился в бывшей усадьбе Гребнево, расположенной на северо-востоке от Москвы, в 8 км от станции Щелково Ярославской железной дороги. История Гребнева прослеживается с 1402 г., первое упоминание о Четрековском (древнее название села Гребнево) встречается в завещании Владимира Андреевича Храброго сыну Андрею. Среди владельцев Гребнева были бояре Василий Федорович Воронцов (именно при нем село переименовано в Гребнево, по имени чудотворной иконы Гребневской Божией Матери) и Богдан Яковлевич Вельский, один из руководителей 1-го и 2-го Земских ополчений, и временного земского правительства периода Смуты, претендент на русский престол в 1613 г., князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, княгиня А. Д. Трубецкая (в первом браке Хераскова) – мать известного поэта М. М. Хераскова . С 1781 г. владельцем усадьбы стал генерал-майор Г. И. Бибиков, а вскоре после войны 1812 г., Гребнево перешло к Голицыным. Усадебный ансамбль в стиле раннего классицизма, сохранявшийся с некоторыми переделками XIX в. до последнего времени, был, в основном, построен Г. И. Бибиковым. В XIX – начале XX вв. владельцами Гребнева после Голицыных были промышленники Пантелеевы, купцы и фабриканты Кондрашевы и фабриканты Федотовы. В 1913 г. усадьбу Гребнево купил троюродный брат писателя Александра Грина, врач Федор Александрович Гриневский, основавший еще в 1904 г. в Москве санаторий для больных внутренними и нервными болезнями. В Гребнево Ф. А. Гриневский устроил загородный филиал санатория и состоял в нем заведующим до 1920 г. В 1918 г. имение и санаторий были национализированы, и на его базе был создан противотуберкулезный санаторий им. Н. А. Семашко. В годы Великой Отечественной войны в Гребневе располагался санаторий для раненых солдат и офицеров, а в 1946 г. там был учрежден первый в СССР электровакуумный техникум. К настоящему времени архитектурный ансамбль усадьбы пришел в полный упадок, чему способствовали два сильных пожара 1991 и 2007 гг. 888 См.: Histoire de la littérature anglaise, 4 vols., Paris, 1863–1864; Полное издание на франц. – в 5 томах – вышло на франц. в 1872. Русск. пер.: Тэн И. Новейшая английская литература в современных ее представителях, СПБ., 1876, и Тэн И. История английской литературы, т. V– Современники, М., 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010