А. могли помещаться в поля или ковчеги икон в качестве святынь, напр., в верхнее поле мозаичной иконы вмч. Димитрия Солунского (XIV в. Музей Сассоферрато в Италии) врезана свинцовая А. с агиасмой от мощей вмч. Димитрия. В ср. века производство металлических А.- евлогий с изображением евангельских сцен и храма Гроба Господня в Иерусалиме получило широкое развитие на Св. земле в эпоху крестовых походов, особенно в XII в. Особую группу составляют т. н. кровавые А., найденные в захоронениях рим. катакомб (ampullae sanguinolentiae, phiolae cruentiae rubricatae). Содержимое А., составляющее красный осадок, долгое время рассматривали только как кровь раннехрист. мучеников. Однако большинство локул с подобными А. создано после эпохи гонений; среди них есть и нехрист., в нек-рых погребены новорожденные младенцы. В средневек. Европе для А. делали ларцы (хризматории) из позолоченной меди или серебра с отделениями по числу хранимых в них сосудов. Представления об А. со священным маслом играли важную роль в католич. традиции коронования правителей (особенно во Франции) (см. Монархия , св. Ремигий Реймский). Ист.: Egeriae peregrinatio. 24, 9//Éthérie: Journal de voyage. P., 1948. (SC; 21). Лит. : Leblant E. La Question du vase de sang. P., 1858; Фрикен А. фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. М., 1872. Т. 1. С. 99-102; Лопарев Х. М. Книга паломник: Сказание св. мест во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г.//ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3 (51). С. 2, 42, 72; Kaufmann K. M. Die Menasstadt. Lpz., 1910. Bd. 1; Mercati S. G. Sanctuarii e reliquie cosmanminopolimane secondo il Codice Ottoboniano Latino 169 prima della conquista latina (1204)//Rendiconti della Pontificia Accademia Romana di Archeologia. 1936. T. 12; Coens M. Un sermon inconnu de Rupert abbé de Deutz, sur S. Pantaléon//AnBoll. 1937. T. 55; Grabar A. Les ampoules de Terre Sainte: Monza. Bobbio. P., 1958; RBK. Bd. 1. S. 137-142; Wilkinson J. Egeria " s Travel. L., 1971; Engemann J. Palästinische Pilgerampullen im F. J. Dölger-Inst. in Bonn//JAC. 1973. Bd. 16. S. 5 ff.; Weitzmann K. Loca sancta and the Representational Arts at Palestine//DOP. 1974. Vol. 28. P. 33ff.; Metzger C. Les ampoules à eulogie du Musée du Louvre//Notes et documents des Musées de France. P., 1981. Vol. 3; Vikan G. Byzantine Pilgrimage Art. Wash., 1982; K ü tsche- Breitenbruch L. Pilgerandenken aus dem Heiligen Land//Vivarium: Festschrift Th. Klauser zum 90. Geburtstag. Münster, 1984 (JAC; Erg.-Bd. 11). S. 229-246; Залесская В. Н. Ампулы-евлогии из Малой Азии (IV-VII вв.)//ВВ. 1986. Т. 47. С. 182-190; она же. Прикладное искусство Византии IV-XII вв. СПб., 1997. С. 19.

http://pravenc.ru/text/114590.html

Александр (Немоловский Александр Алексеевич ) (1875–1960), митрополит. Родился в семье священника с. Гульска, Волынской епархии. В 1901 г. по окончании Санкт-Петербургской духовной академии рукоположен во иерея (целибат) и назначен священником Катасакво-Филадельфийского прихода в Северной Америке. В 1905 г. переведен в Рэдинг (штат Пенсильвания). В 1906 г. определен настоятелем церкви Джерси-Сити, что близ г. Нью-Йорка. В начале 1909 г. возведен в сан протоиерея. В ноября того же года пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа Аляскинского, первого викария Алеутской епархии. В июле 1916 г. переименован во епископа Канадского. С 1918 г. –епископ Алеутский и Северо-Американский. В 1921 г. переехал в Константинополь. После 1928 года переселился на Афон в Андреевский скит, а потом переехал в Бельгию, где был назначен настоятелем Брюссельского прихода в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В декабре 1936 г. утвержден архиепископом Брюссельским и Бельгийским. В 1940 г. выступил против Гитлера, арестован и привезен в Берлин. В 1945 г. освобожден и возглавлял Православную Русскую Церковь с титулом «Архиепископ Берлинский и Германский». В этом же году он присоединился к Московской Патриархии. С ноября 1948 года – архиепископ Брюссельский и Бельгийский. В ноябре 1959 года (по другим данным, 1969) возведен в сан митрополита. Александр (Паулус Александр Карлович) (1872–1953), митрополит. Родился в крестьянской семье. Окончил Рижскую духовную семинарию (1894). В августе 1901 г. рукоположен во священника и служил на эстонских приходах Рижской епархии. В 1918 г. хиротонисан во епископа Порховского. В марте 1919 г. на первом Соборе Эстонской Православной Церкви избран кандидатом на замещение должности викарного епископа Эстонской Православной Церкви. Вскоре после избрания отказался от предложенной ему хиротонии. В сентябре 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием архиепископом Таллиннским и всей Эстонии. С августа 1923 г. возглавил Эстонскую Апостольскую Православную Церковь , перейдя в юрисдикцию Константинопольского Патриархата; митрополит. В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Московского Патриархата. До 1942 г. – митрополит Таллиннский (Ревельский), в подчинении экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В конце 1941 г. попытался вновь перейти в подчинение Константинопольского Патриархата. В начале 1942 г. вышел из подчинения экзархата с рядом приходов Таллиннской Эстонской епархии (Эстонская схизма). В декабре 1942 г. запрещен в священнослужении Собором епископов экзархата. В 1944 г. уехал в Германию, позже – в Швецию. В эмиграции – в Стокгольме, продолжал возглавлять Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви (Зарубежной, Константинопольского Патриархата).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анна (ум. 1011/1012), великая княгиня, жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси 583 Антипов, заведующий лагерными отделениями 35, 308 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863 – 10 августа 1936), митрополит, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей 65,168 Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865 – 14 января 1927), деятель обновленческого раскола 45–46 Антонин (Чубаров Александр Павлович; 1875–1926), архимандрит, последний настоятель Симонова монастыря в Москве. Погиб на Соловках 81 Асафов, заключенный чекист 327–328, 330 Аттила (ум. 453), вождь гуннов, объединивший варварские племена на большей части Европы 318 Ахшарумов, адвокат 129 Б Б-нов, см. Бессонов Бабенко Николай Артемьевич, участник неудачного побега из СССР 347 Баден Пауэлл [Баден-Пауль] Роберт (1857 – 8 января 1941), британский военачальник, основатель скаутского движения 367, 406, 408 Баден-Хан, афганец, заключенный Бутырской тюрьмы 86, 103 Баракатулла Мохаммед (1854 – 20 сентября 1927), деятель антибританского движения в Индии 105 Барбюс Анри (1873 – 30 августа 1935), французский писатель-коммунист 246 Баринов, начальник Кемперпункта, с 1925 г. начальник I Кремлевского отделения 257 Барков Е.С., заключенный начальник ЭКЧ 187, 277 Бельский, следователь ГПУ 94 Бессонов (Безсонов) Юрий Дмитриевич (1891–1959), офицер, заключенный Кемпфпункта. Автор воспоминаний «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков» (Париж, 1928) 9–10,26,28,30–32,84 Бирон Эрнст Иоганн (1690–1772), фаворит русской императрицы Анны Иоанновны 173 Блок Александр Александрович (1880 – 7 августа 1921), поэт 23 Блюменау (Блуменау) Леонид Васильевич (1862 – 10 ноября 1931), сотрудник больницы им. Ф.П. Гааза 109 Богаевский Африкан Петрович (1872 – 21 октября 1934), один из руководителей Белого движения 168 Богданов Борис Осипович (1884 – 15 мая 1960), социал-демократ, на Соловках возглавлял старостат Савватьевского скита 38 Бокий Глеб Иванович (1879 – 15 ноября 1937), начальник УСЛОНа, руководитель шифровального отдела ОГПУ-НКВД, глава 9-го отделения ГУГБ НКВД. Расстрелян 134,185, 254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В марте 1861 г. П. ездил в Яссы с целью создания старообрядческой типографии, поездка была безуспешной. В ноябре с той же целью он отправился через Берлин и Париж в Лондон. В ходе его встреч с А. И. Герценом, Н. П. Огарёвым, М. А. Бакуниным, В. И. Кельсиевым обсуждалась возможность учреждения в Лондоне старообрядческой кафедры, открытия духовного уч-ща, типографии и выпуска журнала. В нач. февр. 1862 г. П. вернулся в Москву, спустя нек-рое время его здесь навестил Кельсиев. Переговоры о типографии закончились безрезультатно. В 1862 г., будучи в Лондоне на Всемирной торговой выставке, с Кельсиевым встретился К. Т. Солдатёнков (см. в ст. Солдатёнковы ), пообещавший финансировать старообрядческие издания, но дальше слов дело не пошло. Упоминание в некрологе П. о том, что в 1860 г. он участвовал в публикации в Лондоне «Стоглава», ошибочно. Сразу после обнародования в февр. 1862 г. «Окружного послания» П. стал его последовательным защитником, поддерживал доверительные отношения с автором документа - И. Г. Кабановым (Ксеносом). 23 июня 1865 г. в московском Свято-Троицком единоверческом храме П. вместе с еп. Онуфрием (Парусовым), иером. Иоасафом, архидиаконом и секретарем-письмоводителем Белокриницкой митрополии Филаретом (Захаровым) и иеродиак. Мелхиседеком присоединился к правосл. Церкви на правах единоверия . Вскоре П. был рукоположен во иерея, с сер. 1867 по 10 июня 1868 г. управлял московским Никольским единоверческим монастырем , затем поселился в московском Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре . Обладая проповедническим талантом, в продолжение 15 лет по воскресеньям произносил проповеди и вел «народные беседы» в Московском Кремле . П. являлся активным членом Петра митрополита братства , действовавшего при Никольском монастыре с 1872 г. За миссионерские труды был награжден наперсным крестом и получал от Синода ежегодное жалованье в 500 р. Тексты проповедей П., произнесенных в Кремле, в 1877 г. были изданы под названием «Записки по народным беседам иеромонаха Пафнутия» в 3 выпусках («О церковных обрядах», «О Символе веры», «О полемических книгах») (отзывы: Три брошюры московского единоверческого иеромонаха о. Пафнутия//ХЧ. 1877. 5/6. С. 877-892; Субботин Н. И. Моим обвинителям и судиям. М., 1877. С. 56-98). О проповедях П. рассказывает в ст. «Прения о вере в Кремле» Л. Н. Толстой , к-рый был их свидетелем ( Толстой Л. Н. Полное собр. соч./Под. общ. ред. В. Г. Черткова. М., 1936. Т. 17. С. 145-150). П. часто бывал у П. И. Мельникова (Андрея Печерского).

http://pravenc.ru/text/2579818.html

В описи церковного имущества церкви Покровской села Алексина за 1813 г. значится: " Церковь каменного здания с приделами Алексия Митрополита Московского и Николая Чудотворца. Внутри оштукатурена, снаружи оштукатурена и выкрашена желтой краской, покрыта листовым железом. Глава на настоящей обита английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью, на приделах главы обиты железом и кресты железом. Колокольня каменная покрыта железом, шпиль обит английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью " . После нашествия неприятеля освящена 17 февраля 1813 г., а придел Алексия митрополита 18 февраля 1813 г.В советское время храм с. Алексино, единственный во всём районе, оставался открытым. В его стенах хранятся многие православные святыни, чтимые иконы, написанные живописцами XIX века, древние сосуды. Однако, находясь вдали от дорог и городов, храм неоднократно подвергался грабежам. В настоящее время в храме проводятся ремонтно-восстановительные работы. Закончены работы по реставрации настенной живописи. Заменены купола, вместо старых металлических установлены медные с позолотой. Отремонтирована крыша, колокольня. Внутри проведена реставрация главного иконостаса и центральной части храма. Снаружи церковь оштукатурена и покрашена. Святыни храма. Плащаница Успения Божией Матери, икона Иоасафа еп. Белгородского с частичкой мощей, икона новомученика иерея Константина Некрасова, служившего в храме, икона свв. Царственных Мучеников-страстотерпцев. http://orthodox-ruza.ru Церковь на селе известна деревянной с 1676 г. Существующая ныне кирпичная Покровская церковь с бововыми престолами свт.Николая Чудотворца и свт. Алексия Митрополита построена в 1803-1813 гг. вместо сгоревшей в 1802 г. деревянной. Храм строился согласно Прошению священника Симеона Герасимова и прихожан. В 1872 г. по проекту архитектора М.Н. Чичагова была пристроена колокольня. В советское время храм не закрывался, но в 1936 г. был обновленческим. Старейшая часть здания - бесстолпный одноглавый храм четвериком с трапезной и алтарной апсидой выстроены в формах " пилястрового " провинциального классицизма. Трехъярусная колокольня с богатым декором в духе " дивного узорочья " XVII в. - хороший образец " русского " стиля. Внутренняя отделка церкви - XIX в. Святыни храма: Плащаница Успения Божией Матери, икона Иоасафа, епископа Белгородского с частицей св.мощей, икона новомученика иерея Константина Некрасова, служившего в храме, икона свв. Царственных Мучеников-страстотерпцев.

http://sobory.ru/article/?object=06471

Иоанн Эфесский работал над «Церковной историей», находясь в ссылке, вызванной его монофизитскими взглядами. Он был крайне негативно настроен против имп. Маврикия, оправдавшего Г. В изложении Иоанна Эфесского патриарх предстает человеком хитрым и коварным. Рассказ об обвинении в идолопоклонстве передан со всеми подробностями, нигде не говорится о том, что оно было ложным, а оправдательное решение императора связывается исключительно с подкупом и лестью, к к-рым якобы прибегал Г. Кроме того, Иоанн выдвигал еще одно обвинение против Г.: по его словам возвращаясь из К-поля с благоприятным решением своего дела, патриарх пообещал возвести в Антиохии ипподром и специально выписал для этого из столицы труппу мимов. По сообщениям историков, Г. являлся автором мн. сочинений на разные темы. Однако известно всего 3 гомилии, с большой долей вероятности принадлежащие Г.: Слово на Богоявление, Слово о женах-мироносицах и толкование Мф 3. 17. В рукописной традиции эти произведения нередко приписывали более известным богословам, в т. ч. святителям Иоанну Златоусту и Григорию Чудотворцу, что приводило к ошибкам при издании памятников. Так, Слово на Богоявление было включено в сборник сочинений свт. Григория Чудотворца XVII в. ( S. Gregorii Thaumaturgi Homiliae Quattuor// S. Gregorii Neocesariensis Opera omnia. P., 1622. P. 9) и с этой же ошибочной атрибуцией было воспроизведено в Patrologia Graeca (PG. 10. Col. 1177-1190), но в др. том того же собрания был помещен лат. перевод этой же гомилии, взятый из более раннего издания А. Маи, с правильным указанием на авторство Г. (PG. 88. Col. 1865-1872). В совр. календаре Греческой Церкви память Г. отсутствует. Соч.: Homilia in Sancta Theophania sive de Christi baptismo [с указанием на Григория Чудотворца]//PG. 10. Col. 1177-1189; Oratio in mulieres unguentiferas//Ibid. 88. Col. 1847-1866; Sermo de baptismo Domini Nostri Jesu Christi (latine)//Ibid. Col. 1865-1872; in illa verba «Hic est Filius meus dilectus…»//Ibid. Col. 1871-1884. Ист.: Evagr. Schol. Hist. eccl. Lib. 5-6; Joannis Episcopi Ephesi Historia Ecclesiastica. Lib. 3 (изд. на сир. яз.: Iohannis Ephesini Historiae Ecclesiasticae pars tertia/Ed. E. W. Brooks. P., 1935. (CSCO; 105. Syr.; 54); лат. пер.: Iohannis Ephesini Historiae Ecclesiasticae pars tertia/interpr. est E. W. Brooks. Lovanii, 1936. (Ibid.; 106. Syr.; 55)); Joannis Moschi Pratum Spirituale. Cap. 139-140//PG. 87. Col. 3001-3004; ЖСв. Апр. С. 307-308.

http://pravenc.ru/text/166715.html

На Большой Мещанской (Каляева) улице, возле перекрестка с Никольской (Павлова) улицей, где когда-то Архиерейский посад был, стоит церковь «Николы Долгошеи». Так Николовысоковскую церковь называли потому, что главка ее с православным крестом была приподнята на узкой восьмигранной крыше - выше главки колокольни. Построена церковь еще при Иване Грозном, в 1566г., а колокольня - в 1761 году и перестроена в 1877 году. В церкви было два придела: во имя Николая Чудотворца и св.Дмитрия Ростовского. В 1902 г: церковь перестроили, так как до этого стояла она на старинных дубовых сваях, и фундамент сделали каменным. С перекрестка ул. Павлова и Каляева, по-за бетонным забором Приборного завода, виден верх обезглавленного старинного здания этой Николовысоковской церкви. Завод использовал церковный храм под литейный цех и прочее. Вряд ли когда разгородит забор и вернет старинную церковь верующим. Случилось так с Большой Мещанской улицей и церковью вот отчего. В 1890-е годы Рязанская епархия перевела свечное производство из Казанского женского монастыря (против теперешнего Торгового городка) на место, близ церкви Николы Долгошеи. Церковь не действовала в 1891-1902 гг. из-за ветхости фундамента. Здесь же, учитывая близость к товарной станции Рязань-1, предприниматели-акционеры открыли завод Сельскохозяйственных машин и орудий. Эти заводы после 1917 года и послужили основой будущего военного производства на Большой Мещанской (Каляева) улице. К Николовысоковской церкви примыкала роща, спускаясь в луга. До 1917 года она была местом летних и зимних забав местной ребятни и отдыха взрослых по праздникам. Недалеко от церкви, по Никольской (Павлова) улице - сохраняется мемориальный дом-усадьба (д.25), где родился и жил в 1849-1870 годах ученый- физиолог, академик И. П. Павлов (1849-1936). Любопытный документ, связанный с домом Павловых и Николовысоковской церковью, сохранили потомки академика. Это старинная визитка-приглашение супругам Селивановым (купеческой семьи) в день «бракосочетания» одного из сыновей. В ней Павловы - «...Покорнейше просять Васъ пожаловать к нимъ на балъ и вечерний столъ въ 9-тъ ч. вечера 29 сентября 1872 года в доме священника П.П. Павлова на Никольской улице. Венчание имееть быть в церкве Николы - Высокаго».

http://sobory.ru/article/?object=20386

Перед революцией эти люди были влиятельны во многих сферах народной жизни. Знакомясь с судьбами знаменитых старообрядцев начала века, обращаешь внимание не столько на то, что они были богаты, влиятельны, добивались успеха на избранных поприщах, сколько на своеобразие их биографий и богатство натур. Это несколько иная культура, не та, что сформировалась в основном потоке русской жизни. Почти все они: Рябушинские, Гучковы, Морозовы, Шибаевы, Шелопутины, Солдатенковы, Бугровы, Остроуховы — были представителями богатейших купеческих родов. Но богатых людей в России и без старообрядцев было много; старообрядцы же поражают своей социальной активностью: благотворительностью, меценатством, участием в местном самоуправлении и народном образовании, претворением в жизнь новаторских технических, социальных, экономических проектов. Занимались они и религиозной деятельностью. Неуемная энергия старообрядцев выражалась также в их личном художественном или научном творчестве. Чтобы не быть голословными, вспомним несколько славных имен. Братья Рябушинские: Павел Павлович (1871–1924) — председатель Остоженской старообрядческой общины, ведущий ктитор всей издательской деятельности Рогожки, крупный банкир и промышленник, председатель Московского биржевого Комитета и член Государственного совета по выборам, хобби — высшая математика; Сергей Павлович (1872–1936) — один из руководителей Рогожки, предприниматель, специализировавшийся на текстиле (его фабрика находилась в Вышнем Волочке), написал несколько книг по иконописи; Владимир Павлович (1873–1955) — религиозный деятель, банкир и предприниматель, эмигрировал во Францию, оставил большое литературное наследство, частично собранное в изданной в Москве в 1994 г. книге " Старообрядчество и русское религиозное чувство " , основал парижское общество изучения древнерусского искусства " Икона " ; Степан Павлович (1874–1943) — храмоздатель и председатель совета общины Покровской церкви на Остоженке, предприниматель (именно он был заказчиком и хозяином известного особняка у Никитских ворот, который Сталин подарил Горькому); Дмитрий Павлович (1882–1962) — один из руководителей Рогожки, предприниматель, основатель Аэродинамического института в подмосковном имении Рябушинских Кучино (позднее влился в ЦАГИ), в эмиграции — профессор Сорбонны, член-корр. Французской Академии Наук; Федор Павлович (1885–1910) умер слишком молодым, чтобы реализовать себя во многих сферах, но за свою короткую жизнь успел организовать на собственные деньги экспедиции по исследованию Камчатки, принесшие ему известность.

http://religare.ru/2_7175.html

По внушению Божию Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, благословил княгиню Екатерину Васильчикову - духовную дочь о. Ионы и супругу киевского генерал-губернатора - хлопотать об официальном учреждении обители. Выделив часть собственных средств на содержание монастыря, княгиня представила соответствующее прошение императору Александру II. Последний, собрав приближенных на совет, высказался " за " , но между остальными разгорелся спор. Раздосадованный император вышел в сад, где тут же едва не погиб от рук известного Дмитрия Каракозова. Обращаясь после этого к противникам открытия обители, царь сказал: " А что, господа, монастыря не надо? А я верю, что Господь Бог и Божия Матерь спасли мне жизнь молитвами того монастыря " . И в тот же день подписал указ об учреждении Троицкой обители. Пресвятая Владычица хранила и непрестанно посещала монастырь, о чем свидетельствовали сподобившиеся видеть Ее здесь иноки и богомольцы. Преп. Иона стал известен всей Российской империи. За свою долгую многотрудную земную жизнь старец сподобился многих чудесных видений, даров прозорливости и исцелений (известен даже случай избавления от холеры одного мусульманского аула, чей житель с верой отправил к о. Ионе телеграмму). Исцеления по молитве Преподобного совершались и по его кончине. Усопший старец являлся многим знавшим его. В 1934 г. обитель упразднили. В 1936 г. на окружающей территории учредили ботанический сад. Возродился монастырь в первой пол. 90-х гг. уходящего столетия. Престольный храм (1871-1872 гг., в 1897 г. расширен) имеет правый теплый придел во имя Иконы Божией Матери " Троеручицы " , восстановленный на прежнем месте (Преподобный очень чтил эту икону еще в Белобережской пустыни; однажды зимой, когда иноки объезжали с этой святыней окрестности и лошади провалились в полынью, о. Иона снес с петель прижатую льдом дверь кареты и все успели спастись). В усыпальнице под храмом открыто почивают мощи Преп. Ионы, в схиме Петра (здесь же они покоились пол спудом до 1966 г., когда были вынужденно перенесены на Зверинецкое кладбище).

http://sobory.ru/article/?object=05636

Священномученик Онисим родился в 1872 году в деревне Марково Новгородской губернии в семье псаломщика Владимира Пылаева и в крещении был наречен Михаилом. В 1896 году окончил Новгородскую духовную семинарию, в 1904-м был рукоположен во священника и в последствии возведен в сан протоиерея. В 1920 году он был назначен священником в Свято-Троицкую церковь в Нижнем Новгороде. В 1922 году протоиерей Михаил энергично выступил против организованного властями обновленческого раскола. На его квартире священники обсуждали, какую литературу надо изучить, чтобы давать достойные ответы на диспутах, которые устраивали государственные пропагандисты атеизма.  Об этом поступил донос в ОГПУ. 26 февраля 1925 года участники встречи были арестованы и заключены в нижегородскую тюрьму. Через месяц их освободили под подписку о невыезде. На следующий день протоиерей был пострижен в монашество с именем Онисим и хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский). Тем временем Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к лишению «права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях и Нижегородской губернии сроком на три года». Епископ Онисим избрал местом жительства город Воткинск, и 26 апреля 1926 года митрополит Сергий назначал его епископом Воткинским.  30 декабря 1927 года в доме секретаря епископа  был произведен обыск, во время которого было найдено шестнадцать номеров  журнала «Вера и жизнь», издававшегося в Латвии,  присланных служившим там священником. Вскоре хозяин дома был вызван в ОГПУ и арестован. 4 февраля 1928 года арестовали и епископа Онисима. Он был заключен в тюрьму в городе Сарапуле и обвинен в «распространении нелегальной литературы контрреволюционного характера». 22 июня 1928 года его приговорили к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Перед окончанием срока заключения 3 января 1931 года Особое Совещание приговорило епископа дополнительно к трем годам ссылки в Северный край. Из Соловков он был отправлен в Архангельск, где поселился в качестве ссыльного, зарабатывая на жизнь работой в госфотографии. В 1933 году митрополит Сергий назначил епископа Онисима на Тульскую кафедру. 18 декабря 1935 года епископ Онисим был арестован и направлен в Бутырскую тюрьму в Москве. Обвинение - проповеди антисоветского характера и создание контрреволюционной группировки из числа духовенства. 16 апреля 1936 года приговорен к пяти годам ссылки в город Каргополь Архангельской области. Здесь 6 января 1938 года его снова арестовали и заключили в городскую тюрьму. Допрос состоялся в самый день праздника Рождества Христова. Были предъявлены обвинения в антисоветских высказываниях. 11 января епископ был переведен в тюрьму в Архангельск. 13 января его приговорили к расстрелу. Епископ Онисим был расстрелян 27 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-190-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010