При настоятеле Аккерманском еп. Петре (Троицком; † 1873) и наместниках иером. Данииле (1869-1870) и игум. Иларионе (1870-1872) летняя ц. Рождества Пресв. Богородицы была разобрана, и в 1872-1880 гг. на ее месте построена одноименная церковь больших размеров. Восьмигранный в плане храм окружен выступающими алтарем и притворами по главным осям и небольшими приделами - по диагональным. Центральная часть перекрыта куполом на высоком круглом барабане. Первоначально 4 придела венчали башенки, из которых сохранились только 2 западные. Храм возведен в стиле классицизма с элементами барокко. В кон. XIX в. была построена новая зимняя Димитриевская ц. В плане она состояла из полукруглого алтаря, прямоугольного нефа и квадратного притвора. Неф перекрыт куполом на круглом световом барабане, а притвор и алтарь - сводами. Благодаря раскрытому вверх пространству нефа интерьер светлый и величественный. В это время в архитектурный ансамбль К. м. входило монастырское подворье, сформированное из 2 террас, верхней и нижней. Обе террасы были обнесены каменной стеной с башнями по углам и застроены по периметру 9 зданиями братских келий, настоятельскими покоями с зимней церковью и хозяйственными постройками. На нижней террасе был устроен каменный бассейн-пруд. В 1890 г., при наместнике архим. Данииле (1887-1913), монашеская община насчитывала 44 чел. Имение К. м. составляли 3900 дес. пахотной земли, 200 дес. леса и дом в Кишинёве. В 1893 г. в К. м. проживали 100 насельников, в т. ч. игумен, 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 17 монахов. XX-XXI вв. В 1903 г. число насельников в К. м. составляло 136 чел., в 1913 г.- 92, в т. ч. архимандрит, 11 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 31 монах, к 1918 г.- 14 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 35 монахов и 108 послушников. С 1913 г. К. м. возглавлял иером. (с 1918 г. игумен) Иувеналий (Царану). По др. данным, после присоединения Бессарабии к Румынскому королевству в 1918 г. в К. м. проживали 145 чел., в т. ч. архимандрит, протосинкелл, 14 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 35 монахов, 20 хористов, 4 певчих, 19 иноков и 85 послушников. В 1923 г. под рук. настоятеля архим. Иувеналия (Царану) в К. м. подвизались 158 чел., в т. ч. архимандрит, 11 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 42 монаха, 10 иноков, в 1936 г.- 180 монахов и послушников. По социальному происхождению большинство из них были царанами, лишь 9 были детьми священников.

http://pravenc.ru/text/2462301.html

Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич ; 1873–1965), митрополит. Член Собора по должности как архиепископ Кишиневский и Хотинский. Председатель Отдела церковного имущества и хозяйства, Председатель религиозно-просветительского совещания при Соборном Совете, возглавлял соборную комиссию, выработавшую чин интронизации Патриарха Тихона. Избран членом Священного Синода. В 1897 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1906 г. хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. С 1914 г. епископ Холмский и Люблинский, с 1915 г. епископ Кишиневский и Хотинский. С 1916 г. архиепископ. После присоединения Бессарабии к Румынии и отказа войти в румынский Синод отстранен от должности архиепископа Кишиневского и выслан из Кишинева. В 1919 г. эмигрировал в Константинополь. В 1920 г. назначен Высшим Церковным Управлением (ВЦУ) на Юге России на должность управляющего русскими приходами в Константинополе, в 1920–1922 гг. член ВЦУ за границей. Участник ряда Архиерейских Соборов Русской Зарубежной Церкви, с 1934 г. помощник председателя Заграничного Архиерейского Синода. В 1935 г. возведен в сан митрополита Патриархом Сербским Варнавой (Росичем). Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) и председатель Архиерейского Синода с 1936 г. В 1950 г. переехал в США. Председатель ряда Архиерейских Соборов РПЦЗ (1950, 1953, 1959:1962). Ушел на покой в 1964 г. с оставлением почетного председательства в Синоде. Скончался в Нью-Йорке (США). Анатолий (Каменский Алексей Васильевич ; 1863–1925), архиепископ. Член Собора по должности как епископ Томский и Алтайский. В 1895 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1906 г. хиротонисан во епископа. С 1914 г. епископ Томский и Алтайский, член Государственной думы IVcoзыba. С 1920 г. архиепископ. С 1924 г. управлял Иркутской епархией, однако проживал в Омске. Скончался в Омске в алтаре во время всенощного бдения. Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872–1937), епископ. Член Собора по должности как епископ Уфимский и Мензелинский и по участию в Предсоборном Совете.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Все это уже как сон стало минувшим. На первых порах в Москве я чувствую себя, как школьник, отпущенный из бурсы на вакацию… Что будет дальше – Бог ведает. Жаль, что далеко от Саввинского подворья: надо бы почаще видеться с преосв[ященным] Парфением . Можно бы по телефону, который у меня есть в келье, поговорить, да у него-то нет его. Получаете ли «Мисс[ионерское] обозрение»? Там я недавно тиснул статейку «Наши недочеты» и недавно послал еще статейку «Клевета на апостола Павла». Посылаю Вам в бандероли оттиск своей публичной лекции, напечатанной в «Душ[еполезном] чтении». Чем богаты, тем и рады. Прошу св[ятых] молитв Ваших. Ваш сомолитвенник и слуга Никон, еп[ископ] Серпуховский 23 ноября [года] ГА РФ, ф. 550, оп. 1, д. 373, лл. 27–28. Арсений (Стадницкий А.Г., 1862–1936), митрополит Ташкентский. В 1897 году назначен инспектором Московской духовной академии, а с 1898 года – ее ректором. С 1899 года епископ Волоколамский, викарий Московской митрополии. С 1903 года епископ Псковский. С 1907 года архиепископ и избран членом Государственного Совета. В 1910 году назначен архиепископом Новгородским и Старорусским. На Всероссийском Поместном Соборе был одним из трех кандидатов в патриархи. С 1917 года митрополит. Архиепископа Никона, как и многих иерархов, связывала с митрополитом Арсением многолетняя дружба и духовная близость. В письме от 10 октября 19 17 года будущий патриарх Алексий I писал митрополиту Арсению: «Бедный преосвященный Никон – умирающий! Может быть, если бы его пригласили на Собор, он сразу бы ожил, в особенности если бы попал в Ваше общество в Чудовом монастыре». (Письма патриарха Алексия своему духовнику. Сост. Гуличкина Г.Г. Изд. Сретенского монастыря, 2000. С. 77). Каптерев Н.Ф. (1847–1917), профессор кафедры всеобщей истории Московской духовной академии, член-корреспондент АН. Исследователь эпохи патриарха Никона, в оценке церковных реформ которого разошелся со всеми прежними исследователями. Введенский А.И. (1861–1913), писатель, профессор кафедры истории философии МДА. Муретов М.Д. (1851–1917), богослов, профессор кафедры Священного Писания Нового Завета МДА. Беляев А.Д. (1849–1919), писатель, профессор кафедры догматического богословия МДА. Иосиф (Петровых И.С., 1872–1937), в 1903–1906 годах инспектор МДА, впоследствии митрополит Ленинградский (1926). Ключевский В.О. (1841–1911), историк, профессор Московского университета. В 1871–1906 годах. профессор кафедры русской истории в МДА.

http://pravoslavie.ru/3163.html

Граф С.Г. Строганов, как правило, лично руководил занятием своих крепостных мастеров, присылал живописцам литографические образцы икон. Роспись нового храма граф поручает Александру Мельникову, крепостному иконописцу из Усолья. Александр Мельников выполнял церковные росписи в Обнинске, в церкви с. Искор, был инициатором создания театра в Усолье. Его отец Иван Мельников писал иконы для Николаевской церкви в Новом Усолье. В письме управляющему Кыновского завода Н.А. Агееву граф Строганов наставляет: " …Усольский живописец Александр Мельников просит о предоставление ему в новой каменной церкви постройку иконостаса, резьбу, позолоту и письмо икон…О цене работ условьтесь с Мельниковым предварительно. Живопись должна быть в древнем византийском вкусе. Граф С. Строганов. 19 апреля 1860 года " . Иконы для Свято-Троицкой церкви писал Павел Иванович Сюзев, в 1872 г. назначенный на должность управляющего Кыновским заводом. Пол Свято-Троицкого храма был выстлан чугунными плитами Кыновского завода. В конце XVIII в. в Кыновском заводе была освоена технология изготовления художественного чугунного литья, делались узорные решетки, ограды, напольные плиты. Плиты были размером 70х70 см, с цветочной розеткой в центре, с лучами в углах и с ребристым бордюром по краю (источник: Н.Н. Пузанова, Е.В. Чагина. Архитектурно-художественное литье Пермского Прикамья в первой половине XIX в.) . Одна из плит хранится в Пермском краеведческом музее. По сообщению краеведа Сергея Гринкевича, литые плиты из Свято-Троицкой церкви в селе Кын можно увидеть у порогов домов некоторых жителей. На старинном кыновском кладбище сохранились могильные чугунные плиты литья Кыновского завода. Перед храмом и сейчас находится часть церковной чугунной ограды с узорной решёткой, сделанная в Кыновском заводе. На звоннице колокольни, согласно описи церковных ценностей и имущества Кыновской Свято-Троицкой церкви от 23 декабря 1924 г., располагался Большой медный колокол и Средний колокол - для праздничных звонов, а также Малый колокол - набатный. Для будничных перезвонов имелось ещё пять малых колоколов. В 1936 г. храм был закрыт и все колокола, кроме Малого, отправлены на переплавку. Уцелевший Малый колокол сняли в начале 1980-х г.г. Л.Г. Клячин, бывший тогда председателем сельсовета, передал его в музей Соликамска, чтобы сохранить последний колокол.

http://sobory.ru/article/?object=37498

Еп. Евгений (Йованович; 1839-1854) особое внимание уделял адм. реформам и дисциплине. После него кафедру занимали епископы Сергий (Качанский; 1858-1859), Петр (Йованович; 1859-1864), Лукиан (Николаевич ; 1865-1872), Феофан (Живкович ; 1874-1890, построил новое здание епископского дома), Михаил (Груич ; 1891-1914), Иларион (Зеремский; 1920-1931), при Максимилиане (Хайдине; 1932-1936) был упорядочен епархиальный архив и принято неск. новых церковных законов. В 1924 г. в епархии действовали 144 прихода, на к-рых служили ок. 150 священников. Во время второй мировой войны усташи-хорваты осуществляли геноцид на территории епархии. Они принуждали еп. Савву (Трлаича ; 1938-1941) переехать в Белград, но он остался вместе со своей паствой, был арестован и мученически погиб в концлагере в г. Госпиче. От рук усташей погибло 72 священника, уничтожено 116 храмов, 39 сильно пострадало, разрушено 2 капеллы и 84 приходских дома. Было полностью уничтожено 154 церковных архива, 13 - разграблено. Из 171 церковной б-ки 154 уничтожено и 17 разграблено. Из полумиллиона верующих в живых осталось менее половины. По окончании второй мировой войны еп. Никанор (Иличич; 1947-1951) пытался возобновить церковную жизнь епархии и пополнить кадры, но оставшиеся храмы до сер. 50-х гг. разрушались новыми властями, а священнослужители претерпевали гонения. При вступлении на кафедру еп. Симеона (Злоковича ; 1951-1990) Г.-К. е. находилась в разрухе, не было епископского двора, богослужения можно было совершать лишь в 20 храмах, в клире епархии было всего 14 священников. К 1986 г. благодаря его трудам существовало 142 прихода и ок. 50 священников окормляли верующих. Епархия делилась на 5 наместничеств: Глинское, Карловацкое, Ликское, Плашкинское и Костайницко-Дворское. В 1991-1999 гг. на кафедре был еп. Никанор (Богунович). Г.-К. е. сильно пострадала во время военных действий 1991-1995 гг. Было разрушено ок. 30 и сильно пострадало ок. 45 правосл. церквей. Взорвано 8 и пострадало 14 приходских домов. Разрушено много церковных кладбищ. Кафедральный собор свт. Николая (1785-1787) в Карловаце в правосл. Рождество 1992 г. был взорван усташами, а епископский двор в католич. Рождество 1993 г. подвергся артобстрелу, а потом был взорван. Из ц. св. архангелов Михаила и Гавриила в Костайнице выкрали мощи св. Феодора Комоговинского . Большинство серб. населения было изгнано с территории епархии, большинство храмов и часовен было заброшено.

http://pravenc.ru/text/166231.html

Епископ Евгений (Йованович; 1839–1854) особое внимание уделял административным реформам и дисциплине. После него кафедру занимали епископы Сергий (Качанский; 1858–1859), Петр (Йованович; 1859–1864), Лукиан (Николаевич; 1865–1872), Феофан (Живкович; 1874–1890) построил новое здание епископского дома, Михаил (Груич; 1891–1914), Иларион (Зеремский; 1920–1931), при Максимилиан (Хайдин; 1932–1936) был упорядочен епархиальный архив и принято несколько новых церковных законов. В 1924 г. в епархии действовали 144 прихода, на которых служили около 150 священников. Во время II Мировой войны усташи-хорваты осуществляли геноцид на территории епархии. Они принуждали епископа Савву (Трлаича; 1938–1941) перехать в Белград, но он остался вместе со своей паствой, был арестован и мученически погиб в концлагере в г. Госпич. В основном от рук усташей погибли 72 священника, уничтожено 116 храмов, 39 сильно пострадали, разрушены 2 капеллы и 84 приходских дома. Были полностью уничтожены 154 церковных архива, 13 разграблены. Из 171 церковной библиотеки 154 уничтожены и 17 разграблены. Из полумиллиона верующих в живых осталось менее половины. После окончания II Мировой войны епископ Никанор (Иличич; 1947–1951) пытался возобновить церковную жизнь епархии и пополнить кадры, но оставшиеся храмы до середины 50-х гг. разрушались новыми властями, а священнослужители претерпевали гонения. При вступлении на кафедру епископа Симеона (Злоковича; 1951–1990) Горно-Карловацкая епархия находилась в разрухе, не было епископского двора, богослужения можно было совершать лишь в 20 храмах, в клире епархии было всего 14 священников. К 1986 г. благодаря его трудам существовало 142 прихода и около 50 священников окормляли верующих. Епархия делилась на 5 наместничеств: Глинское, Карловацкое, Ликское, Плашкинское и Костайницко-Дворское. В 1991–1999 гг. на кафедре был епископ Никанор (Богунович). Горно-Карловацкая епархия сильно пострадала во время военных действий 1991–1995 гг. Были разрушены около 30 и сильно пострадали около 45 правосланых церквей. Взорваны 8 и пострадали 14 приходских домов. Разрушено много церковных кладбищ. Кафедральный собор святителя Николая (1785–1787) в Карловаце в православное Рождество 1992 г. был взорван усташами, а епископский двор в католическое Рождество 1993 г. подвергся артобстрелу, а потом был взорван. Из церкви святых архангелов Михаила и Гавриила в Костайнице выкрали мощи святого Феодора Комоговинского. Большинство сербского населения было изгнано с территории епархии, большинство храмов и часовен были заброшены.

http://pravoslavie.ru/41366.html

Приводим избирательные списки Братства 11 : 1. Никитин Иоанн Григорьевич (1880–1937), настоятель церкви Равноап. Константина и Елены при гимназии Императорского Человеколюбивого обще­ства в Петрограде. К обновленцам никогда не принадлежал. В 1929 примкнул к Иосифлянскому движению. Погиб в лагере 12 , 2. Прохоров Григорий Васильевич, экстраординарный профессор по кафедре русской литературы Петроградской Духовной академии. Сведениями о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. 3. Вениамин (Казанский, ок. 1872–1922), митрополит Петроградский. Рас­стрелян. В 1992 причислен к лику святых. 4. Васильев-Любимцев Михаил Васильевич. Сведений нет. 5. Кирилл (Смирнов, 1863–1937), архиеп. Тамбовский. В 1925 г. заве­щательным указом Патриарха Тихона назван первым кандидатом на патриар­ший престол. Один из лидеров оппозиции митр. Сергию (Страгородскому) . Расстрелян. 6. Кузнецов Николай Дмитриевич (1867–1930?), доцент МДА, церковный публицист, член Поместного Собора 1917–1918 г., защитник интересов Церкви перед властями. Скончался в ссылке. 7. Миртов Петр Александрович, митрофорный протоиерей, настоятель церкви Воскресения у Варшавского вокзала в Петрограде, член Поместного Со­бора 1917–1918 гг. Сведениями о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. 8. Евсеев Иван Евсеевич 13 (1868–1921), профессор Петроградской Духов­ной академии, выдающийся библеист. Был скорее консервативным деятелем и с обновленчеством не связан. 9. Любимов Дмитрий Гаврилович (1857–1938), священник Покровской церкви на Садовой. В 1925 хиротонисан в епископа Гдовского. Впоследствии один из лидеров иосифлянского движения. Неоднократно арестовывался 14 . 10. Кульбуш Павел Петрович, (1869–1919), протоиерей, настоятель рус­ско-эстонской церкви во имя сщмч. Исидора Юрьевского. В конце 1917 гг. ру­коположен во епископа Ревельского. Член Поместного Собора 1917–1918 гг. Расстрелян в Юрьеве 15 . 11. Барановский Василий Сильвестрович. Сведениями о его .дальнейшей судьбе мы не располагаем. 12. Антоний (Храповицкий, 1863–1936), архиеп. Харьковский

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

666 Такой порядок принят в изданиях греческого Нового Завета Лахманна (Lachmann – 1842–1850), Тишендорфа (Tischendorf – 1869–1872), Трежеллеса (Tregelles – 1857–1879), Уэсткотта и Хорта (Westcott and Hort – 1881), Бальона (Baijon – 1898), фон Гебхардта (von Gebhardt – 1901) и фон Зодена (von Soden – 1913). 667 См. Dieter Lьhrmann, «Gai 2, 9 und die katholischen Briefe. Bemerkungen zum Kanon und zur rйgula fidei», Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft, lxxii (1981), pp. 65–87. 668 См. C. G. Woide, Appendix ad editionem Novi Testamenti Graeä… (Oxford, 1799), pp. 18 и далее, и J. В. Lightfoot в F. H. A. Scrivener, A Plain Introduction to the Criticism of the New Testament, 2nd ed. (Cambridge, 1874), pp. 343 и 351. 669 Другие древние религиозные тексты тоже располагались в соответствии с объемом. Это относится к порядку следования трактатов в каждом из шести Седарим (последований) Мишны за исключением первого; к сурам в Коране (кроме начальной Фатихи); к 1628 гимнам в каждом разделе Ригведы, состоящем из множества частей; и текстов, включенных в Суттапитаку второй части Палийского буддийского канона (ср. H. L. Strack, Introduction to the Talmud and Midrash Philadelphia, 1931., p. 27, J. Brinktrine, «Nach welchen Gesichtspunkten warden die einseinen Gruppen des neutestamentlichen Kanons geordnet?», Biblische Zeitschrift, xxiv 1938–1939., pp. 125–135. 670 W. H. P. Hatch, «The Position of Hebrews in the Canon of the New Testament»,Harvard Theological Review, xxix (1936), pp. 133–151. 671 См. Η. F. D. Sparks, «The Order of the Epistles in φ 46», Journal of Theological Studies, xlii (1941), pp. 180–181 и Elliott J. Mason, «The Position of Hebrews in the Pauline Corpus in the Light of Chester Beatty Papyrus II», Ph.D. diss., University of Southern California, 1968. Mason считает, что александрийский переписчик φ 46 был противником взглядов, распространенных в Риме, и намеренно включил Послание к Евреям в число Посланий Павла. 672 Сведения о разном порядке следования (всего 17 вариантов!) Посланий Павла в рукописях см. в H. J. Frede, Epistula ad Colossenses (Vêtus Latina, 24/2; Freiburg, 1969), pp. 290–303.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

DSAM Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et Histoire/Publié sous la direction de Marcel Viller, S. J., assisté de F. Cavallera, et J. de Guilbert, S. J., avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. Paris, 1:1937; 2:1953; 3:1957; 4/1:1960; 4/2:1961; 5:1964; 6:1967; 7/1:1969; 7/2:1971; 8:1974; 9:1976; 10:1980; 11:1982; 12/1:1984; 12/2:1986; 13:1988; 14:1990; 15:1991; 16:1994; 17 (Index): 1995. LSJ Liddell H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon, revised by Jones H. S. 1940 with a Supplement 1968. Oxford, impression 1994. JBL Journal of Biblical Literature. Philadelphia et al., 1881 – . JThS Journal of Theological Studies. London, 1900–1905; Oxford, 1905 – . 1 (1899/1900) – 50 (1949); NS 1 (1950) – . Mansi Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collec- tio, in qua praeter ea quae Ph. Labbeus et G. Cossartius... et novissime N. Coleti in lucem edidere, ea omnia insuper suis in locis optime disposita exhibentur, quae J. D. Mansi... evulgavit... Florentiae/Venetiis, 1759–1798 (T. 1–31); Parisiis, —15— 1902–1915 (T. 32–48); Leipzig–Arnhem, 1923–1927 (T. 49–53). (Graz, r 1960–1961. T. 1–53 в 59). Muséon Le Muséon: Revue d’études orientales (Tijdschrift voor oriëntalisme). Louvain-La-Neuve; Louvain: 1 (1882) – 15 (1896), N. S. 1=19 (1900) – 14/15=33 (1913/14); 3. Ser. 1=33 (1915/16); 34 (1921) – . ОСА Orientalia Christiana Analecta. Roma, 1935 – . ОСР Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935 – . OS Ostkirchliche Studien. Würzburg, 1952 – . ParOr Parole de l’Orient. Kaslik, Liban, 1970 – . PG Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Parisiis, 1857–1866. T. 1–161. PL Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series latina. Parisiis, 1844–1864. T. 1–225. PO Patrologia Orientalis /Ed. R. Graffin, F. Nau. Paris, затем Turnhout и Roma; Turnhout, 1903 – . PTS Patristische Texte und Studien. Berlin, 1964 – . REG Revue des Études grecques. Paris, 1888 – . RESEE Revue des Études sud-est européennes. Bucarest, 1963 – . RThom Revue Thomiste. Tolouse, 1 (1893) – 22 (1914); N. S. 1–23 (1918) – 19–41 (1936); 42 (1937); 43 (1937) – 45 (1939) – Année 45–47; 46–54 (1946) – . SC Sources Chrétiennes. Paris, 1940 – . StMon Studia Monastica. Barcelona, 1959 – . StT Studi e Testi: Biblioteca Apostolica Vaticana. Città del Vaticano, 1900 – . ThPh Revue de Théologie et de Philosophie. Lausanne, 3. Ser. 1 (1951) – 27 (1977); 28 – 110 (1978) – . [Ранее: Théologie et philosophie 1 (1868) – 5 (1872); Revues de théologie et de Philosophie et compte rendu des principales publications scientifiques 6 (1873) – 44 (1911); N. S. 1 (1913) – 38 (1950)]. TLG Thesaurus Linguae Graecae E (CD). ViC Vigiliae Christianae: A Review of early Christian Life and Language. Amsterdam, 1947 – . Условные обозначения + добавляет < опускает Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В царский период этот религиозный институт создавался властями в регионах по мере их освоения: в 1788 году было создано Оренбургское магометанское духовное собрание в Уфе для того, чтобы избежать волнения среди мусульман Поволжья и Урала после восстания Емельяна Пугачева и с целью освоения казахских земель; в 1794 году создается Таврическое магометанское духовное правление в Крыму, в юрисдикцию которого входили также мусульманские общины современной Белоруссии, Прибалтики и Западной Украины ; в 1872 году в Тифлисе создаются Закавказское мусульманское духовное правление шиитского учения и Закавказское мусульманское духовное правление суннитского учения, которые охватывали Южный Кавказ. Был план и создания аналогичного муфтията в Центральной Азии, однако революция и приход к власти большевиков отложил данный проект. Несмотря на антирелигиозную политику Советской власти созданные в период Российской империи муфтияты сумели как религиозный институт сохранится, правда, не везде. Оренбургское магометанское духовное собрание было переименовано в 1920 году в Центральное духовное управление мусульман, Таврическое магометанское духовное правление после эмиграции с остатками Белой армии из Крыма его муфтия Селямета Мирзы Кипчакского было возрождено в 1923 году в качестве Народного управления религиозными делами мусульман Крыма, которое просуществовало до 1927 года. А закавказские духовные правления были ликвидированы. Более того, в 1917 году было создано Духовное управление мусульман Башкортостана (с 1924 года называлось как Центральное духовное управление мусульман Автономной Башкирской ССР) как самостоятельный муфтият по национальному признаку, но просуществовало оно до 1936 года. Во время Великой Отечественной войны советское правительство изменит свое отношение к религии, начнутся послабления в религиозной сфере. В 1943 году было создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, в 1944 году создается в Буйнакске Духовное управление мусульман Северного Кавказа, а в Баку Духовное управление мусульман Закавказья.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/03/is...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010