Николай Михайлович Зёрнов (21.10.1898–25.08.1980) Биографические труды История Древней Церкви История России Труды на иностранных языках Николай Михайлович Зёрнов Русский философ, богослов, исследователь православной культуры, общественный деятель. Биография Родился в Москве в семье врача Михаила Степановича Зернова (1857—1938) и Софии Александровны Кеслер (1865—1942). Дедом по отцовской линии был протоиерей Степан Иванович Зернов (1817—1886), почётный член Московской духовной академии и член Духовной консистории. В семье росли ещё трое детей: Софья (1899—1972; секретарь Международной организации помощи беженцам), Мария (1902—1965; основательница Пушкинского клуба в Лондоне), Владимир (1904—1990; автор научных статей по иммунитету). Окончил гимназию Поливанова с золотой медалью (1917). Поступил на медицинский факультет Московского государственного университета. В 1921 году семья Зерновых эмигрировала в Константинополь, затем в Белград. Осенью 1921 года Николай Зернов поступил на богословский факультет Белградского университета и окончил его в 1925 году; тогда же переехал в Париж. В 1927 году женился на Милице Лавровой, дочери Владимира Андреевича Лаврова (1867—1936) и Александры Никаноровны Никольской (1872—1957). Секретарь Русского студенческого христианского движения и первый редактор журнала «Вестник РСХД» (совместно с И. А. Лаговским). Читал лекции по обличительному (сравнительному) богословию в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. В 1930—1932 годах — аспирант Оксфорда, получил степень доктора философии. В 1934 году обосновался в Лондоне и в течение 13 лет был секретарём Братства святых Албания и Сергия. Преподавал основы восточной православной культуры в Оксфордском университете; работал также в Южной Индии, в американских университетах Дрю и Дьюка. В последние годы жизни руководил деятельностью Дома свв. Григория Нисского и Макрины при Содружестве святого Албания и преподобного Сергия в Оксфорде. Был удостоен степени почётного доктора Оксфордского университета. В Оксфорде Зернов довольно близко дружил с Клайвом Льюисом, автором «Хроник Нарнии». Позже Зерновы очень гордились фотографией, где «Джек» сидит у них в гостиной (в раннем детстве Льюис невзлюбил своё имя «Клайв» и называл себя Джеком, потом этим именем его называли все друзья и близкие). Н. М. Зернов - автор нескольких десятков книг на русском и английском языках по истории России, православной церкви и проблеме единения христианства. Особую популярность приобрели книги: «Русское религиозное возрождение XX века» и составленная им совместно с женой, братом и сестрой двухтомная хроника «На переломе. Три поколения одной московской семьи» и «За рубежом. Белград, Париж, Оксфорд», в которой показана культурная жизнь дореволюционной Москвы и послереволюционной русской эмиграции через историю их семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

протоиерей Леонид Колчев (22.09.1871–07.06.1944) История Русской Православной Церкви Проповеди Рассказы протоиерей Леонид Колчев Настоятель Копенгагенского Александро-Невского храма, активный деятель Русской Зарубежной Церкви, духовник вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Биография Родился в селе Пятакове Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1894 году окончил Тамбовскую духовную семинарию по I разряду. 30 августа 1894 года был назначен на должность надзирателя II Тамбовского духовного училища. В 1895 году переведен на такую же должность в Тамбовскую духовную семинарию. Вступил в брак с Ольгой (1872 - 1936). Позднее у них родились дети: Лариса и Аркадий. Был рукоположен в сан иерея епископом Тамбовским и Шацким Александром (Богдановым) и определен к Иоанно-Богословской церкви села Ново-Александровка Козловского уезда, где одновременно был заведующим и законоучителем второклассной церковноприходской школы с учительскими при ней курсами. В ноябре 1897 года определен к Александро-Невской церкви города Моршанска, где, принимал горячее участие в постройке школы и учительской семинарии, кроме того, был законоучителем училища Министерства народного просвещения при станции Моршанск Сызрано-Вяземской железной дороги. В 1898 году был определен ко храму Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде (Крым). В 1905 году зачислен в штат придворного духовенства. В 1909 году заочно окончил Московскую духовную академию. Назначен законоучителем Ялтинского городского училища им. Н.В.Гоголя и законоучителем городского училища им. П.Ф.Соболева. В 1918 году был переведен в Ливадию. Эмигрировал из России вместе с женой и детьми. В 1920-1924 годах был священником в Константинополе. В 1921 году был упомянут, как член епископского совета Русской Православной Церкви в Константинополе. Некоторое время служил в Париже. Вдовствующая императрица Мария Федоровна, узнав о жалком существовании семьи, ходатайствовала о получении для них датской иммиграционной визы. Он переехал в Копенгаген, где до своей смерти был настоятелем православной церкви и духовником Марии Федоровны. Скончался 7 июня 1944 года. Похоронен в русской части копенгагенского кладбища " Ассистенс " , могила

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

Статистика Гарнак Адольф Фон (1851-1930), немецкий протестантский теолог, историк, представитель т. н. либеральной теологии, родился 7 мая 1851 в Дерпте (ныне Тарту, Эстония). Его отец, Теодосиус фон Гарнак, был профессором практической теологии в Дерптском университете, автором известных теологических трудов. Дед Гарнака по материнской линии, Густав Эверс, издал Справочник по истории догматов Мюнтера. Гарнак учился в Дерптском (1869-1872), а затем в Лейпцигском университете, где стал приват-доцентом (1874) и экстраординарным профессором (1876). В 1879 возглавил кафедру церковной истории в Гисенском университете, затем переехал в Марбург, с 1888 по 1928 был профессором Берлинского университета. С 1905 по 1921 Гарнак занимал также пост директора Королевской библиотеки (позднее переименованной в Прусскую государственную библиотеку). Умер Гарнак в Гейдельберге 10 июня 1930. В Лейпциге Гарнак сделался ревностным последователем А.Ричля, разделяя его концепцию развития раннего христианства. Гарнак рассматривал церковную историю как часть всемирной истории, а потому считал, что к истории церкви применимы методы, используемые в исторической науке. Главные работы Гарнака: Сочинения мужей апостольских (Patrum apostolicum opera, 1876-1878) в соавторстве с О.фон Гебхардтом и Т.фон Цаном; Тексты и исследования по истории раннехристианской литературы (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur), 45-томное собрание произведений раннехристианской литературы, к изданию которого он приступил в 1882 совместно с Гебхардтом, а с 1907 продолжил в сотрудничестве с К.Шмидтом; История первохристианской литературы до Евсевия (Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius, 1893-1904); Учебник истории догматов (Lehrbuch der Dogmengeschichte, 1886-1889); Сущность христианства (Das Wesen des Christentums, 1900); Миссия и распространение христианства в первые три столетия (Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderte, 1902). Представляют интерес также Речи и статьи (Reden und Aufsätze, 1904) в 7 томах, но прежде всего двухтомник Из науки и жизни (Aus Wissenschaft und Leben, 1911), а также биография теолога, написанная его дочерью Агнес фон Цан-Гарнак (1936). Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/406

Кинешемская Основана 11.05.1866. Именование – по г. Кинешма (Костромская область). Костромское викариатство. Упразднена в 1936 г. (1956 г. ?) 04.09.1866 29.08.1869 Ионафан Руднев 16.11.1869 24.06.1872 Палладий Пьянков (Опьянков) 24.06.1872 09.04.1883 Геннадий Левицкий 09.04.1883 13.06.1905 10.07.1905 15.02.1908 Никандр Феноменов 24.02.1908 28.07.1911 Иннокентий Кременский 28.07.1911 30.07.1914 Арсений Тимофеев 08.09.1914 30.05.1917 Севастиан Вести 17.09.1917 ранее 01(14)09.1921 06(19).09.1921 19.02(04.03)1923 05(17)09.1923 09.1928 06.1929 22.11(05.12)1929 01(14)04.1932 28.05(10.06)1932 08(21)09.1932 13(26)08.1935 Александр Торопов 23.02(07.03).1936 18.06(01.07)1936 Сщмч. Борис Воскобойников Кинешемская, обн. Даты учреждения и закрытия неизвестны. Именование – по г. Кинешма (Костромская область). Костромское викариатство. Димитрий 1997 Вторая дата – дата кончины. По ACT. Т. 8. С. 339, скончался 14.06.1905. Последние годы проживал в Костромском Ипатьевском монастыре. 1999 Вторая дата – дата назначения на Ивановскую (Иваново-Вознесенскую) кафедру. В марте (в мае?) 1923 года был арестован и отбывал заключение до 1925 г. Назначение, вероятно, было отменено. См. Иваново-Вознесенская. 2000 По ММЛ РПИ, первая дата (дата хиротонии) иная: 01(14)09.1921. После издания митрополитом Сергием (Страгородским) Декларации от 16(29)07.1927 сочувствовал т. н. «Ярославской оппозиции»; по ММЛ РПИ, «...был индивидуальным оппозиционером...» Датой возвращения еп. Св. Василия на Кинешемскую кафедру можно считать дату назначения на Ивановскую кафедру о. Алексия, будущего еп. Августина (Беляева) (определение Св. Синода и Св. Патриарха – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 218, л. 326). 08.1924 еп. Св. Василий упоминается как Кинешемский в списке Н. Кирьянова (см. Приложение 8. С. 880). Вторая дата – дата ареста, после которого епископ Св. Василий был окончательно оторван от кафедры. Ранее после всех арестов возвращался в Кинешму. В 1926–1927 гг. управлял Вязниковским викариатством, скорее всего, временно (см). 03.1930 еще называется Кинешемским. Преставился 31.07(13.08)1945 в ссылке в Красноярском крае. 2001 Вторая дата – дата кончины в с. Ширяево, где проживал по освобождении из-под ареста с 25.08(07.09) по 08(21)10.1929. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кашин. Сретенский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Во второй половине прошлого столетия новой доминантой ансамбля Сретенского монастыря стал Казанский собор (он, также как и надвратная церковь, не сохранился). Храм был воздвигнут в 1866-1872 годах на средства купеческой вдовы А.В. Вончаковой по чертежам известного архитектора И.С. Вишневского. Здание воспроизводило первую работу К.А. Тона в «национальном» вкусе - петербургскую церковь Екатерины. Крестообразный четырехстолпный объем с килевидными кокошниками и луковичными главами следовал - через Тона - типу отечественных соборных храмов XV - XVI веков. Церковь возводилась на топком месте, что потребовало дополнительных расходов на приобретение и укладку каменных свай. Программная ретроспективность «русского стиля» позволила создать легко узнаваемый образ «древнего» храма, созвучный архитектурному характеру старинного города. При панорамном восприятии скрадывалась мертвенность деталей и отчетливо проступала масштабность объемносилуэтного решения собора, обращенного к широким пространствам. В 1936 г. Казанская церковь была разобрана до основания. По материалам издания Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988. и материалам сайта Кашин Православный Игуменьей Антонией устроен в 1872 году в том месте, где издавна был пруд, большой каменный храм трехпрестольный: главный средний престол в честь Казанской иконы Божией Матери, на правой стороне — в честь св. богоотцов Иоакима и Анны и на левой — в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи. На сооружение этого величественного и очень богато отделанного собора о пяти главах с вызолоченными чрез огонь крестами и звездами, истрачено до 150,000 р. сер., пожертвованных купеческой вдовой А. Ванчаковой. Весь пятиярусный иконостас собора написан своими сестрами, под руководством игуменьи Антонии и с помощью художника. Сюда на лето переносятся те две особенно чтимые иконы: Черниговской Божией Матери и св. великомученика Пантелеймона, которые и поставляются в особых изящных киотах. По материалам издания: Баженов И. Кашинский Сретенский женский монастырь. Исторический очерк. - С.-Пб., 1893. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=49804

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Иванов Иван; 1800, с. Горни-Чукани, близ г. Елена - 2.02. 1884, Кюстендил), митр. Кюстендилский Болгарской Православной Церкви. Образование получил в килийном училище при метохе афонского мон-ря Хиландар в г. Елена. С 10 лет был послушником, а в 1819 г. принял монашество в Капиновском мон-ре. В 1821 г. рукоположен во диакона. Служил диаконом при митрополитах Тырновских Иоанникии , затем Иларионе Синаите . Неизвестно, когда был рукоположен во иерея, назначен протосинкеллом Тырновского митр. Неофита и возведен в сан архимандрита. В июне 1850 г. в с. Арбанаси в ц. вмч. Димитрия Солунского был хиротонисан во епископа Аксиопольского, викария Тырновского митрополита. В 1852 г. возглавил Ловчанскую епархию . После отстранения митр. Неофита И. с 1856 г. стал управлять и Тырновской епархией. В 1860 г. поддержал акцию еп. Макариопольского Илариона и признал его своим церковным главой. Несмотря на это, в 60-х гг. произошел конфликт между ним и болгарской паствой. Из-за этого И. покинул кафедру и 19 дек. 1868 г. прибыл в К-поль. После учреждения Болгарской экзархии (27 февр. 1870) как старший по рукоположению архиерей возглавил Временный Болгарский Синод, Временный смешанный совет, а в 1871 г.- I Церковно-Народный Собор. 12 февр. 1872 г. был избран 1-м Болгарским экзархом, но по политическим причинам и в силу почтенного возраста отказался и от поста экзарха, и от управления Ловчанской кафедрой. 3 июля был избран, а в авг. 1872 г. канонически утвержден Кюстендилским митрополитом. Издал в своем переводе с греч. языка «Слово о посте» (Слово за постенето. Царград, 1871). Похоронен в притворе кафедрального собора в честь Успения Пресв. Богородицы в Кюстендиле. Завещал личную б-ку Троянскому монастырю, а денежные сбережения Болгарскому Синоду на просветительную и издательскую деятельность. Лит.: Снегаров И. Старият търновски църковен кодекс: Документи//ГСУ, БФ. 1936. Т. 13. С. 3. 153, 156; Лалев И. Иларион Ловчански и участието му в борбата за независима българска църква//Култура, църква и революция през Възраждането: Мат-ли от науч. конф. Сливен, 1995. С. 235-240; Темелски Х. Из църковното ни минало. София, 2001. С. 92-104; Тютюнджиев И. А. Търновската митрополия през XV-XIX вв. Вел. Търново, 2007. С. 439-440. Х. Темелски Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/389181.html

Варлаам, архиепископ Псковский и Нарвский (Леницкий) Родился в Киеве. Там же получил и образование. С 1715 (или 1716) года – игумен Киевского Златоверхого Михайловского монастыря. 31 мая 1719 года хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского. С 19 апреля 1724 года – епископ Коломенский и Каширский. С 7 сентября 1727 года – епископ Астраханский и Ставропольский. С 7 июня 1730 года – епископ Переяславский и Бориспольский, викарий Киевской епархии. 13 апреля 1731 года возведен в сан архиепископа Псковского. В 1738 году уволен на покой в Киево-Печерскую лавру. Скончался 8 января 1741 года. Погребен в Киево-Печерской лавре. Архиепископ Варлаам знаменит своей особой любовью к просвещению. Он учредил школы в Суздале и Коломне, устроил училище в Астрахани и организовал духовную семинарию во Пскове, вызвав для нее из Киевской духовной академии первых учителей. К сожалению, по обычаю нравов тогдашнего времени преосвященный дозволял за провинности применять телесные наказания. Литература: Георгиевский В. Т. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Историко-археологическое описание. В приложении архивные акты монастыря. Житие преподобной Евфросинии по списку XVII века и описание миниатюр. – Владимир, 1900. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1394, 1396, 1409, 1410. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 9, 15, 311, 381, 657, 1032. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 19. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 302. Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. – 2-е изд. – М., 1861, прилож. – С. 16. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 19. Православный собеседник. – Казань, 1907. – С. 407; ноябрь. – С. 696. – 1909, апрель. – С. 433; сентябрь. – С. 318. Исторический вестник. – 1884, октябрь. – С. 196–197. Русская старина. – 1876, февраль. – С. 442. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 28, 45, 46, 51, 52. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 2. – С. 106; т. 12. – С. 360. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 1. – С. 259; т. 2. – С. 1411, 1936. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Алексей Трофимович Коротков; † 8/21.02.1918, Пермь), мч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Род. в Осинском у. Пермской губ. в благочестивой крестьянской семье. Отец А. скончался послушником в Белогорском Свято-Николаевском мон-ре Пермской епархии. Вместе с братом Владимиром (впосл. иеродиак. Евфимий) А. поступил послушником в тот же мон-рь, принял иноческий постриг. 21 февр. 1918 г. А. вместе с братом был зверски замучен большевиками на берегу Камы. 2 июля 1998 г. канонизирован как местночтимый святой Пермской епархии, Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причислен к лику общероссийских святых. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 19-20; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 622. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/64626.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМУСИН Иосиф Давидович (16.11.1910, Витебск - 12.06.1984, С.-Петербург), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России. Окончил исторический фак-т ЛГУ (1941); д-р исторических наук (с 29 апр. 1965); преподаватель ЛГУ, ЛГПИ им. А. И. Герцена (1945-1950), Ульяновского педагогического ин-та (1950-1954); научный сотрудник Ин-та археологии и Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР (1955-1984). В фундаментальных трудах 60-80-х гг. ХХ в. А. подвел итоги работ зарубежных ученых, дал глубокую текстологическую и историко-религ. интерпретацию текстов «рукописей Мёртвого моря» и заложил основу дальнейшего их анализа. Под его редакцией был выпущен 1-й т. «Текстов Кумрана» (М., 1971). А. показал место общины кумранитов в религ. жизни эллинизованного Ближ. Востока на фоне духовных исканий, политической и социальной жизни кон. I в. до Р. Х.- I в. до Р. Х., обратив особое внимание на взаимосвязь раннего христианства и ессеев . Комментарии «кумранитов» на книги пророков А. исследовал как исторический источник. Соч.: Рукописи Мертвого моря. М., 1960; К определению идеологической принадлежности кумранской общины//ВДИ. 1961. 1. С. 3-22; Находки у Мертвого моря. М., 1965; Из кумранской антологии эсхатологических текстов//Краткие сообщ. Ин-та народов Азии. М., 1965. 86: История и филология Ближ. Востока. С. 56-66; Кумранская община. М., 1983; Проблемы социальной структуры обществ древнего Ближнего Востока (I тыс. лет до н. э.) по библейским источникам/РАН, Ин-т востоковедения. М., 1993. Лит.: Амусин И. Д.//Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1976. С. 122; Некролог//ВДИ. 1984. 4. С. 220; Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (1792-1832), археограф, палеограф, нумизмат, исследователь древнерус. и славянской письменности, член-кор. С.-Петербургской АН МАРР Николай Яковлевич (1864-1934), российский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф, археограф; академик (1912), награжден орденом Ленина (1928); заслуженный деятель науки (1933) НЕВОСТРУЕВ Капитон Иванович (1815-1872), археограф, палеограф, филолог и археолог, чл.-кор. Российской Имп. АН, проф. богословия МДА АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига

http://pravenc.ru/text/114604.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИМРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Калининской епархии (см. Тверская и Кашинская епархия ), названо по г. Кимры (ныне Тверской обл.), существовало в 1929-1932, 1937 гг. Очевидно, учреждение епископской кафедры в Кимрах в нач. окт. 1929 г. было обусловлено образованием 30 авг. 1929 г. в составе Московской обл. Кимрского округа (упразднен 30 июля 1930). Кроме того, создание К. в. было продиктовано необходимостью укрепления позиций Патриаршей Церкви в условиях распространения обновленчества . К кон. 1929 г. из 5 храмов в Кимрах 1 стал обновленческим, остальные оставались в ведении РПЦ. С 8 окт. 1929 по 29 марта 1931 г. К. в. возглавлял еп. Иоанн (Соколов) , с 29 марта по 16 сент. 1931 г.- еп. Николай (Муравьёв-Уральский), с 16 сент. 1931 по 7 дек. 1932 г.- еп. Никифор (Никольский) . Первоначально местом служения Кимрских епископов был Вознесенский храм в Кимрах, последней кафедрой стала Преображенская ц. в Кимрах, настоятелем которой в 1931-1932 гг. являлся еп. Никифор. В дек. 1936 г. еп. Никифор был возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Калининской епархией. Летом 1937 г. в условиях новой волны закрытия храмов и массовых репрессий против местного духовенства архиеп. Никифор вернулся в К. в., в кон. 1937 г. был арестован в Кимрах и приговорен к ссылке, скончался 22 февр. 1942 г. в г. Выкса (ныне Нижегородской обл.); в определении Патриаршего местоблюстителя митр. Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) от 15 марта 1942 г. в связи с кончиной архиеп. Никифора он назван «архиепископом б[ывшим] Кимрским» ( Галкин. 2008. С. 77-78). В сент.-нояб. 1932 г. существовало К. в. обновленческой (см. Обновленчество ) Калининской епархии, к-рое возглавлял «епископ» Петр Горбатов. Ист.: Хроника церковной жизни [хиротония архим. Николая (Муравьёва) во еп. Кимрского]//ЖМП. 1931. 5. С. 5. Лит.: Коркунов В. Судьбы кимрских храмов. Тверь, 1996. С. 28, 46; Губонин. История иерархии. С. 208-209; Галкин А. К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.//ВЦИ. 2008. 2(10). С. 57-118; Полищук И. С. Православие и Церковь в обществ. жизни рос. деревни, 1917-1937 гг. Тверь, 2010. С. 262. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской "

http://pravenc.ru/text/1684628.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010