Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИНИЧКИ Станислав (27.07. 1872, с. Ясика близ Крушеваца - 15.02.1942, Белград), серб. композитор, дирижер и муз. педагог. Начальное муз. образование (вокал, флейта, скрипка) получил в церковном певч. об-ве в Нише. Во время учебы на естественно-математическом отд-нии философского фак-та Белградского ун-та Б. продолжал изучать музыку частным образом. В Первом белградском хоровом об-ве и в хоре «Обилич» Б. познакомился с композиторами С. Мокраняцем и Й. Маринковичем. В качестве профессора гимназии в Лесковаце Б. привнес много нового в работу хорового об-ва «Бранко» и написал сборник хоровых сочинений на основе народных мелодий, распространенных в окрестностях Лесковаца (1894). В 1885-1899 гг. в Мюнхенской музыкальной академии Б. изучал композицию и сольное пение, сочинял хоры на тексты нем. поэтов. По возвращении в Сербию (1899) работал как дирижер во мн. хоровых об-вах (Первое белградское хоровое об-во, хор «Обилич», хоровое об-во «Станкович», Типографское хоровое об-во «Якшич»). В 1899 г. вместе с Мокраняцем и Ц. Манойловичем основал в Белграде муз. школу, а в 1911 г.- муз. школу «Станкович», первым директором и профессором к-рой был он сам. Б.- основатель и дирижер Белградского военного оркестра (1899-1903; первый симфонический оркестр в Сербии) и оркестра Королевской гвардии (Музика гарди; 1904-1920), с к-рым много гастролировал, в т. ч. в Одессе. Кроме того, Б. явился основателем и первым руководителем оперной труппы Национального театра в Белграде (1920-1924). Способствовал развитию муз. образования и исполнительского искусства, а также первому исполнению произведений крупных вокально-инструментальных форм европ. классики в Сербии. Б.- автор музыки ко мн. театральным пьесам, а также оперы «На рассвете» (На уранку; 1904) - первой исполненной серб. оперы. Особое значение имеет создание циклов песен и хоровых сочинений на основе народных мелодий, а также оригинальных композиций на тексты серб. поэтов. В основе творчества Б. лежит традиц. муз. стилистика, связанная не столько с подлинным, сельским, фольклором, сколько с городским, окрашенным сентиментальностью и ориентализмом. Правосл. духовной музыкой Б. занимался как дирижер хоровых об-в и церковных хоров. Наиболее значительные духовные произведения Б. («Литургия» и «Отпевание») написаны в духе богослужебной музыки, хотя и не основываются на церковных напевах.

http://pravenc.ru/text/149209.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВЧИННИКОВ Петр Алексеевич (1843, с. (ныне город) Городец Нижегородской губ.- 29.03.1912, там же), балахнинский 2-й гильдии купец, деятель старообрядчества, собиратель икон и памятников древнерусской и старообрядческой рукописной книжности. О. род. в потомственной старообрядческой семье. Ее родоначальник, Иван Овчинников, проживал в дер. Б. Ключи Семёновского у. Нижегородской губ., был оброчным крестьянином гр. Г. Г. Орлова, занимался выделкой овчин (чем объясняют происхождение фамилии). Его внук, Матвей Осипович († 1860), выкупился из крепостной зависимости, жил в Городце, был старостой дер. Кузнечихи (ныне Городецкого р-на), занимался откупами. Сын Матвея Осиповича, Алексей Матвеевич († 1858), завел собственное дело - торговлю горянским товаром (деревянной посудой), числился балахнинским 2-й гильдии купцом. У Алексея Матвеевича и его жены Анфисы Павловны (урожд. Ведерникова, 1824-1894) были сыновья Петр, Александр и Павел и дочери Евлампия и Ольга. После ранней смерти мужа А. П. Овчинникова продолжала вести его дело и сохранила 2-ю купеческую гильдию. Старший сын, Петр Алексеевич, получивший образование в одном из скитов на Керженце , отличался наибольшими деловыми способностями. Отказавшись от торговли горянским товаром, он занялся более выгодной хлеботорговлей, владел неск. буксирными пароходами и баржами. Младшие братья О. служили приказчиками у богатых нижегородских купцов. О. был женат дважды. Его 1-я жена - Татьяна Ивановна, из рода торговцев рыбой и пряниками Мелефениных,- умерла рано. Второй раз он женился в 42 года на Агрофене Сергеевне Мазуровой, родственнице и воспитаннице фабриканта, старообрядческого деятеля Н. А. Бугрова . У О. было 17 детей, большинство умерли в младенчестве. Род О. продолжили дети: Анна (1872-1919, в замужестве Облаева) и Екатерина (род. в 1873, в замужестве Егорова) - от 1-го брака и Мария (1888-1970, в замужестве Корженко) и Павел (1892-1974) - от 2-го брака.

http://pravenc.ru/text/2578169.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАВИТНЕВИЧ ВЛАДИМИР ЗЕНОНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru В.З. Завитневич. 10-е гг. XX в. Завитневич Владимир Зенонович ( 1853 - 1927 ), русский гражданский и церковный историк, преподаватель,богослов, философ, археолог, литератор, публицист, профессор Киевской духовной академии . Родился 2 апреля 1853 года в семье протоиерея Рождество-Богородичной церкви церкви села Литвяны Минской губернии Зенона Павловича Завитневича . Священники из рода Завитневичей служили во второй половине XIX века в церквях Пинского, Мозырского, Речицкого и Минского уездов Минской губернии. В семье Зенона Завитневича было три сына, младшим из которых был Владимир, и четыре дочери. В 1860 году семья Завитневичей переезжает на новое место пастырского служения Зенона Павловича - местечко Койданово (ныне город Дзержинск Минской области). В 1894 году он и все его нисходящие потомки получили права потомственного дворянства. В 1867 - 1868 учебном году Владимир учился в высшем отделении по второму разряду Минского духовного училища . В 1870 году он зачисляется на низшее отделение Минской духовной семинарии . В 1872 году признается удовлетворительно успевающим по среднему отделению и в следующем году переводится на высшее отделение. В 1875 году по окончании семинарии поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию на церковно-историческое отделение. На формирование мировоззрения молодого ученого в период его занятий в академии сильное влияние оказали преподаватель академии М.О.Коялович и его сокурсник, коллега и друг П.Н.Жукович . В 1879 году по окончании академии был утвержден в степени кандидата богословия с правом получения степени магистра богословия без нового устного испытания. 1 сентября 1879 года он убыл в Варшавское духовное училище на место учителя арифметики и географии. Именно здесь, на землях западных славян, исследователь остро почувствовал необходимость пропаганды и возвышения Православия, обратившись к сложной истории религиозных борений в период, предшествовавший Брестской унии .

http://drevo-info.ru/articles/17087.html

Скачать epub pdf Трудами Н.В. Покровского церковная археология в Санкт-Петербургской духовной академии, где он преподавал более 30 лет, выделилась в отдельную дисциплину. Его лекции пользовались большой популярностью и многократно издавались литографическим и типографским способом, а книга «Церковная археология» была одобрена Св. Синодом в качестве учебного руководства для преподавания церковной археологии в Духовных семинариях и при преподавании истории искусств в епархиальных женских училищах. Николай Васильевич Покровский родился в 1848 году в семье священника. Учился в Костромской духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской духовной академии, где в 1872–1873 учебном году слушал курс лекций В.И. Долоцкого, а в 1873–1874 году лекции А.Л. Катанского , которые определили его творческий путь. В 1874 году, окончив академию со степенью магистра богословия, присужденной за диссертацию «Происхождение древнехристианской базилики», был определен в академии на кафедру церковной археологии и литургики (в дальнейшем – церковной археологии в связи с историей христианского искусства), которую занимал до своей кончины. В 1883 году Н.В. Покровский получил звание экстраординарного профессора, в 1894 году – ординарного профессора, в 1893–1899 годах исполнял обязанности инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. Н.В. Покровский много внимания уделял изучению оригинальных памятников церковного искусства, находящихся в древних центрах русской церковной жизни, особенно в Москве и Новгороде. Трудами Покровского в Петербургской духовной академии собирался и устраивался Музей церковно-археологических древностей, которым он руководил с 1879 года. В 1888 году Николай Васильевич Покровский посетил Константинополь, Афон, Салоники, затем Италию. Во многих областях церковной археологии он был не только исследователем и теоретиком, но первооткрывателем и собирателем. Главный монументальный труд Н.В. Покровского – его докторская диссертация «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских», удостоенная премии митрополита Макария и золотой медали Русского Археологического общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Толстой и иже с ним… – Льву Толстому (1828-1910) Честертон посвятил эссе «Толстой и культ опрощения» и некоторые другие. Сесил Родс (1853-1902) – британский путешественник, финансист и государственный деятель; возглавлял военные действия против буров, коренного населения Британской Южной Африки. Бенджамин Кидд (1858-1917) – английский экономист и социолог, в своем труде «Социальная эволюция» (1894) рассматривал вопросы социальной прогностики. Сидней Уэбб (1859-1947) – английский экономист, социал-реформатор и историк, член лейбористской партии. Макс Бирбом (1872-1956) – английский карикатурист, писатель, сатирик, литературный критик. Близкий друг Честертона и Б. Шоу. …звали Оберон Квин .– По мнению многих исследователей, прототипом этого героя послужил Макс Бирбом. …бронзовый Данте .– Речь идет о бронзовом бюсте итальянского поэта Данте Алигьери, отлитого с его посмертной маски и хранящегося в Национальном музее (Неаполь). Желтая бумага и красная тряпка… Символика Никарагуа. – Желтый и красный цвета – на флагах таких латиноамериканских государств, как Гайана и Боливия; цветовая символика Никарагуа – синее с белым. Никарагуа покорили, как были покорены Афины… как изничтожили Иерусалим. – Здесь писатель оказывается провидцем, предрекая высадку американского морского десанта в Никарагуа через четыре года после выхода романа в свет. Флаг и герб Никарагуа. – На гербе Никарагуа изображен колпак свободы, надетый на шест, и символическая горная цепь, уходящая в море. …различие между Стюартами и Ганноверцами. – Речь идет о двух королевских династиях Великобритании: Стюарты правили с 1603 по 1714 г.; Ганноверы – с 1714 по 1837 г. Сохо – район в центре Лондона. Мейдстоун – район в графстве Кент в шести километрах к юго-востоку от Лондона; старинная резиденция норманских архиепископов. Кенсингтон-Гарденз – большой парк в Лондоне, заложен в 1728– 1731 гг., примыкает к Гайд-Парку. Чешир – графство на северо-западе Англии, граничит с Уэлльсом. «Кто потерпит Гракхов, сетующих на мятеж?» – Ювенал, «Сатиры», ii, 24. Букв.: кто бы стал терпеть человека, нетерпимого к тем ошибкам других, которыми страдает он сам.

http://azbyka.ru/fiction/napoleon-nottin...

Господь судил ему дожить до утешения давать прошение своим врагам, поднимавшим на него совершенно необычный шум в печати и обществе. Они испрашивали у владыки прощение, и он их благодушно прощал. Административная деятельность владыки может быть охарактеризована чертами благожелательности всякому доброму начинанию и снисходительности к личным ошибкам и заблуждениям других. Со вступлением на Петербургскую кафедру тотчас же обнаружены были владыкой в его обиходе черты искренности и простоты, соответствовавшая его духовному облику. К нему, по традиции, явились с поздравлениями и приношениями. Но он поздравления сократил до последней степени, а различные приношения распорядился вернуть приносящим. Затем были прекращены праздничные визиты и, взамен их, владыка, по старинному обычаю древней Руси, обыкновенно посещал в праздники тюрьмы и разные Богоугодные заведения. Громоздкий и роскошный митрополичий выезд на четверке лошадей он заменил обычной архиерейской каретой. В домашнем обиходе введена была скромность и простота – в обиходе, одежде, столе, обращении. Он никогда не одевал цветной рясы, и все архиереи стали носить черные одеяния. Всем открыт был к владыке доступ и всем он находил время и возможность уделить достаточно своего внимания. Вышли из митрополичьего обихода земные метания, грубоватое «ты». Никто не видел его раздраженным или смеющимся, и самое появление его в каком бы то ни было обществе налагало печать сосредоточенной серьезности 4098 . Наместник архимандрит Арсений, по болезни, оставил должность в апреле 1900-го года и затем скончался 15-го февраля 1901-го года; погребен в Исидоровской церкви. Его место занял архимандрит Корнилий. Архимандрит Корнилий, в мире Константин Павлович Смуров, из Грязовецких мещан Вологодской губернии, родился в 1833-м году, в 1858-м году поступил в Сергиеву Пустынь, где и был пострижен в 1872-м году, а в 1876-м году рукоположен в иеромонаха и был здесь казначеем. В Лавру поступил в 1893-м году на должность эконома. В 1894-м году произведен в игумена, в 1896-м году – во архимандрита и назначен казначеем. С апреля 1900-го года он исполнял обязанности наместника Лавры и в ноябре назначен наместником. В 1909-м году, 1-го февраля, согласно прошению, по болезни, уволен от должности наместника с предоставлением ему помещения в Лавре, где он и пребывает до сих пор тяжко больной, лишенный возможности движения 4099 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

125 Толстой Иван Матвеевич (1806–1867) – дипломат, государственный деятель. Сдав экзамен на чин при Московском университете, поступил в Коллегию иностранных дел (1822). Второй секретарь русского посольства в Лиссабоне (1828). Третий секретарь при посольстве в Париже (1832). Младший секретарь посольства в Лондоне (1836). Состоял при наследнике великом князе Александре Николаевиче во время его заграничного путешествия (1838). Товарищ министра иностранных дел (1856–1860). Неоднократно в эти же годы исполнял обязанности управляющего Министерством иностранных дел. Член Государственного Совета (1861). Министр почт и телеграфов (1865–1867). 126 Русские дипломаты настаивали на целесообразности пребывания Иерусалимского Патриарха непосредственно в Иерусалиме, а не в Константинополе, вопреки укоренившемуся обычаю. Патриарх Кирилл II (1845–1872) – большей частью, а последующие Предстоятели Иерусалимской Церкви уже постоянно жили в Святом Граде. 127 Так называемый «дом Порфирия», на строительство которого Патриарх Иерусалимский Кирилл II, как мы помним, отказался от заключения какого-либо официального контракта и строил на средства Патриархии, только в слухах иерусалимских русских обывателей считался «собственностью российского правительства». Ни Иерусалим, ни Петербург официально никогда не считали его таковым. 128 Речь идет о деятельности в Иерусалиме так называемых «кайзервертских диаконисс». В 1836 г. немецкий лютеранский пастор Теодор Флиднер основал в Кайзерсверте, неподалеку от Дюссельдорфа, госпиталь и училище диаконисс, пытаясь восстановить институт женского служения, существовавший в Древней Церкви. В апреле 1851 г. Флиднер с четырьмя диакониссами прибыл в Иерусалим и в одном из домов, о приобретении которых пишет генконсул Мухин, организовал: в одной комнате – больницу для мужчин, в другой – для женщин, в третьей устроил приют для паломников-протестантов и в четвертой – школу. По прошествии лет, по образному выражению В.Н. Хитрово , «каждая из этих комнат разрослась в большие самостоятельные заведения», включая госпиталь на улице Пророков, построенный известным немецким архитектором К. Шиком в 1894 г., лучшую из женских школ в Палестине «Талита Куми» (тот же архитектор, 1882 г.) и странноприимный дом, переданный в 1858 г. в заведование прусского Ордена иоаннитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В общем педагогическом собрании правления Московской духовной семинарии 17 мая 1869 г. избран и определением Святейшего Синода от 24 сентября того же года утвержден в должности ректора оной, с увольнением от священнического места при Михаило-архангельской, во второй военной гимназии церкви, и возведен в сан протоиерея. 22 сентября 1872 г. был назначен для произведения ревизии Коломенского духовного училища. Во внимание к немаловременному и особенно полезному служению, в общем собрании Правления семинарии, с утверждения епархиального начальства, трижды, в 1874, 1880 и 1885 года присуждаема была ему премия в 360 р. 25 коп. из процентов с капитала, завещанного Высокопреосвященным Митрополитом Филаретом. По удостоению Святейшего Синода, Всемилостивейше награжден бархатной фиолетовой камилавкой 30 марта 1874 года. За отлично усердную службу и полезные труды, по удостоению Святейшего Синода, Всемилостивейше награжден наперстным крестом, от Свят. Синода выдаваемым, 3 апреля 1876 года. Пожалован Черногорским Орденом Князя Даниила 1-го третьей степени 15 мая 1877 года. Пожалован Сербским Орденом «Такова» той же степени 3 ноября 1878 года. Был назначен для произведения ревизии в Донское училище 18 декабря 1878 г. Общим собранием Православного Миссионерского Общества был избираем в члены Совета сего Общества с 1879 по 1894 год. По удостоению Святейшего Синода Всемилостивейше пожалован Орденом св. Владимира, четвертой степени. Согласно представлению Высокопреосвященнейшего Леонтия, Митрополита Московского, определением Святейшего Синода назначен протопресвитером Московского Большого Успенского собора, с увольнением от духовно-учебной службы – 16 июля 1892 года, и, согласно определению Святейшего Синода, Высочайше назначен членом Московской Святейшего Синода Конторы, с производством по штату содержания, 8 августа того же 1892 года. —229— Общеепархиальным съездом духовенства, по единодушному постановлению депутатов оного, утвержденному Его Высокопреосвященством, выражена ему благодарность всего духовенства Московской епархии за его многолетние и многоплодные труды по образованию и воспитанию детей духовенства и за его всегдашнее доброе, вполне сердечное и отеческое, отношение к его бывшим ученикам, из которых большее число уже в сане священников присутствовало на помянутом съезде, 16 сентября 1892 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Биограф Коноплянцев пишет, что теперь было во всей фигуре Леонтьева что-то «осунувшееся, понурое, сосредоточенное» 500 . Но это утверждение едва ли полностью подтверждается. Он мог «осунуться» после афонского поста, после тяжелой болезни и все еще чувствовал недомогание, но духовно он окреп и был полон творческих сил... Судя по воспоминаниям Губастова, по письмам Леонтьева к госпоже Ону, он в Константинополе и на острове Халки меланхолией не страдал, как в Янине. Даже тоскующего Леонтьева трудно себе представить «понурым»; а «сосредоточенным» он мог быть в своем кабинете, сидя за письменным столом, но не в обществе: и в этот свой приезд в Константинополь он все тот же блестящий говорун-энтузиаст, что и прежде. Испытанный друг Все биографы Леонтьева ссылаются на его переписку с Константином Аркадьевичем Губастовым (1845–1913), и я тоже неоднократно пользовался этим ценным материалом. Они познакомились в Константинополе – еще в начале 1867 г., когда Леонтьев там проживал перед отъездом в Тульчу, а Губастов был прикомандирован к посольству и вскоре затем назначен секретарем консульства в Адрианополь, откуда Леонтьев только что уехал; и именно ему он советовал поскорее обзавестись любовницей – болгаркой или гречанкой. В 1872 г. они опять встретились – один только что приехал с Афона, а другой был тогда вторым секретарем посольства. Константин Аркадьевич был на 14 лет моложе Константина Николаевича, но в их дружбе ему досталась роль заботливого и опытного «старшего» друга. Своими скептическими замечаниями и веселыми шутками этот «старший» друг охлаждал энтузиазм пылкого Леонтьева, но вместе с тем очень тонко его понимал, ценил все леонтьевские мысли, хотя и не всегда их разделял: при случае умел ободрить, сочувствовал его честолюбию и прочил в «литературные генералы»; часто давал ему практические советы и, вероятно, иногда ссужал деньгами. Вообще же Губастов любил Леонтьева таким, каким он был, и тот их дружбой очень дорожил. В 1888 г. он писал Константину Аркадьевичу: «Только вы (не считая Марии Владимировны) понимали меня и мою жизнь так как я сам ее понимал. Для всякого человека это очень дорого...» 501 Они переписывались около четверти века, и 44 письма Леонтьева были напечатаны в «Русском обозрении» (1894–1897 гг.); и еще несколько – в воспоминаниях Губастова. Леонтьев привык ему высказывать то, что было у него на уме и на душе, а также подробно описывал свою жизнь и часто жаловался на все невзгоды. Замечательно, что он редко спрашивал своего корреспондента о его делах и писал преимущественно о себе (если судить по опубликованным текстам писем, в которых могли быть купюры).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Таким образом, расширение данных опыта в образовании нравственных идеалов выразилось в постепенном распространении нравственных обязанностей на более и более обширный круг существ. Самый процесс этого расширения находит свое объяснение в развитии сознания человечества и в законе распространения чувств. III. Итоги исследования о происхождении нравственных чувств и нравственных идеалов 1) Основная наклонность сознания состоит в стремлении к порядку, к гармонии, к объединению своего содержания. 2) Удовольствие этой наклонности дает приятное чувство гармонии. 3) Чувство нравственной ценности связано с представленном нравственного идеала. Оно отличается сложным характером и состоит: из чувства гармонии, возбуждаемого представленном о гармоническом отношении воль, и чувства любви, переживаемого идеально. 4) Источник чувств долга и соответствия идеалу лежит в перцепции явлений с точки зрения идеала, в стремлении сознания дополнять действительность внутренними образами. 5) Чувство долга есть ощущение того давления, которое оказывает на волю представление о нравственном идеале, приходя в столкновение с низшими инстинктами и осложняясь чувствами, связанными с внешними санкциями. 6) Чувство же соответствия идеалу вытекает из сравнения собственной личности с представлением о нравственном идеале, осложняется чувствами стыда, раскаяния и нравственной ценности и усиливается отношением всех этих чувств к собственному я. 7) Нравственные типы и идеалы создаются под влиянием опыта и чувства нравственной ценности. 8) Развитие нравственных идеалов обусловлено абстракцией и мысленным расширением наблюдаемого в опыте за пределы всякой данной величины.. 9) Путем абстракции человеческая мысль выделяет нравственно ценное из всей суммы ценного и таким образом очищает нравственные идеалы от инородных примесей. 10) Путем мысленного расширения данных опыта она приходит к идеалу наиболее полного, постоянного и все общего единения воль. 550 Вундт. Лекции о душе человека и животных. СПБ. 1894, стр. 69–74; И. Тэн. Об уме и познании. СПБ, 1872, стр. 110–119.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010