Когда же в 1884–1885 вышло положение о церковно-приходских школах, совет братства принял на себя обязанности епархиального училищного совета, отпустив в то же время на содержание их из своих средств в 1885–1887 около 4 тысяч рублей. Впрочем, с 1888 года деятельность братства по заведыванию церковно-приходскими школами епархии значительно сократилась, за отходом школ Гродненской губернии в ведение самостоятельного Гродненского отделения училищного совета, под председательством пр. епископа Брестского, а в 1892 году от совета братства и совсем был отделен Виленский епархиальный училищный советь, в виду неудобств, происходивших от совместного их действия. Что касается до основного капитала братства, то он в 1872–1873 годах равнялся только 12591 рублей 50 коп., а с присоединением к нему общества ревнителей – достиг 22741 рублей в 1883 году. В последнее время, денежные суммы братства настолько возросли, что в 1889–1890 годах капитал оного равнялся 33891 рублей 47 коп. Вместе с увеличением материальных средств, стала оживленнее и деятельность сего братства, устав которого в 1894–1895 годах был исправлен и дополнен, и самое братство удостоилось принятия под Высочайшее покровительство Государя Императора. Из своих средств братство дало в 1889 году 800 рублей на постройку храма в Лазарцах, среди присоединившегося бывшего раскольничьего населения, а в 1892–1893 годах – на постройку церкви-школы на предместье города Вильны, Снипишках, в 1896 году – церкви-школы на другом предместье г. Вильны, Новом Свете и, наконец, в 1897 – 1500 рублей на содержание новооткрытой, школы учительской для приготовления искусных в пении псаломщиков. Не менее благотворною следует считать деятельность Св. Духовского братства, направленную к содействию духовно-нравственному просвещению народа, через приобретение и продажу для распространения в народе пригодных и полезных для него книг и брошюр, а также священных изображений на бумаге и других предметов религиозного чествования. В первые 10 лет существования братства, на это было израсходовано 1057 рублей, в следующие 20 лет – более 6 тысяч рублей, не считая пожертвованных частными лицами для раздачи народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Издатели XVII-XVIII вв., оставляя TR в качестве основного текста, все более увеличивали критический аппарат выписками из других рукописей. В полиглотте Брайана Вальтона (Walton, 1655–1657) впервые приведены были разночтения из Александрийского кодекса, получившего научную известность в 1627 г., когда он был прислан в подарок английскому королю Иакову константинопольским патрархом Кириллом Лукарисом. В издании Джона Миллза (Mills) в 1707 г. была приведена 31 тысяча разночтений. Так постепенно был подготовлен поворот к историческому типу издания, осуществленному в 1831 г. Карлом Лахманном (Lachmann). Им были использованы древние унциальные рукописи, свидетельства ранних церковных писателей и двух латинских версий – Vetus Latina и Vulgata. Из последующих публикаций обилием рукописных источников выделяются 8-е большое издание Константина Тишендорфа (Tischendorf, 1869– 1872), а также труд Германа фон Зодена (von Soden 1902–1913, 3 тома содержат исследование, 4-й – текст). К достоинствам первого из них относится также составленное для него Каспаром Р. Грегори археографическое и текстологическое введение (Gregory 1894), недостатком его можно считать трудности использования критического аппарата: специально в нем перечисляются показания греческих унциальных рукописей, остальные источники приводятся суммарно. Слабой стороной издания фон Зодена оказалось обилие ошибок и опечаток в критическом аппарате (см.: Hoskier 1914; Metzger 1944, 42; Grant 1950, 86). Кроме того, в этот же период вышло важное своими теоретическими выкладками издание Б. Ф. Весткотта и Ф. Дж. А. Хорта (сокращенно HW), о чем подробно говорится в § 10. Самым большим критическим аппаратом на сегодня располагает двухтомное издание греческого текста Евангелия от Луки, предпринятое англо-американским научным обществом The International Greek New Testament Project (NT 1984–1987). Здесь использовано 8 папирусов, 62 унциальные рукописи из 69, содержащих Лк., и 128 минускулов. В течение XIX в. Библейские общества переиздавали TR, который служил основой всех тогдашних переводов Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Однажды утром я нашел мать у изголовья сына. Ночь была очень плохая. Доктор Деревенко был в беспокойстве, так как кровотечения еще не удалось остановить и температура подымалась. Опухоль снова возросла, и боли были еще нестерпимее, чем накануне. Цесаревич, лежа в кроватке, жалобно стонал, прижавшись головой к руке матери, и его тонкое, бескровное личико было неузнаваемо. Изредка он прерывал свои стоны, чтобы прошептать только одно слово «мама», в котором он выражал все свое страдание, все свое отчаянье. И мать целовала его волосы, лоб, глаза, как будто этой лаской она могла облегчить его страдания, вдохнуть ему немного жизни, которая его покидала. Как передать пытку этой матери, беспомощно присутствующей при мучениях своего ребенка в течение долгих часов смертельной тревоги, этой матери, которая знала, что она причина этих страданий, что она передала ему ужасную болезнь, против которой бессильна человеческая наука! Как понимал я теперь скрытую драму этой жизни, и как легко мне было восстановить этапы ее долгого крестного пути. Глaba IV. Императрица Александра Феодоровна Будущая Императрица Александра Феодоровна, Алиса Гессенская, четвертый ребенок великого герцога Людовика Гессенского и Алисы Английской (младшей дочери королевы Виктории) родилась 6 июня 1872 года в Дармштадте. Она рано потеряла свою мать и большую часть своего воспитания получила при английском дворе. Здесь она скоро сделалась любимой внучкой королевы Виктории, перенесшей на белокурую Алису всю нежность, которую питала к ее материи . В возрасте 17 лет, молодая принцесса долго гостила в России у своей сестры Елизаветы, вышедшей замуж за Великого Князя Сергея Александровича, брата Императора Aлekcahдpa III. Она принимала участие в жизни Двора, присутствовала на парадах, приемах и балах и, будучи очень красива, имела успех. Все видели уже в ней невесту Наследника Цесаревича, но вопреки всеобщему ожиданию Алиса Гессенская вернулась в Дармштадт, не дождавшись никакого предложения. Не остался ли у нее от этого некоторый осадок? — Как бы то ни было, пять лет спустя, когда ей было сделано официальное предложение, она проявила некоторое колебание . Обручение все же состоялось в Дармштадте в течение лета 1894 года; затем жених и невеста провели некоторое время при английском дворе. Наследник Цесаревич вслед за этим вернулся в Россию. Несколько месяцев спустя, молодая принцесса принуждена была поспешно ехать в Ливадию, где умирал Император Aлekcahдp III. Она присутствовала при его агонии и вместе с Императорской семьей сопровождала через всю Россию гроб с останками покойного Императора.

http://azbyka.ru/fiction/imperator-nikol...

468 Разделяя взгляд на церковные имения, что они по мысли и намерению жертвователей должны служить к благолепию церковному и благопристойному содержанию Духовного чина, а также и к пропитанию бедных и увечных от избытков, 469 Екатерина учредила особую комиссию о церковных имениях из духовных и светских лиц, которая и подвела итоги столько лет занимавшему и духовное и светское правительство вопросу. Церковные имения были отобраны в казну, а духовные учреждения удовлетворены штатным содержанием. На каких основаниях и с какими приемами были отобраны в казну церковные имения, вопрос этот не подлежит нашему рассмотрению, хотя полон глубокого интереса. Коллегия экономии духовных имений представляла переходную стадию при отобрании церковных имений в казну до слияния их с казенными. 1 1 Таковы исследования свящ. М. И. Горчакова: „Монастырский приказ“ (1649–1725 г.), Спб. 1868: „О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода“ (988–1787 г.), Спб. 1872 г.; И. П. Шимко: „Патриарший казённый приказ“, М. 1894 г.; Я. Розанова: „История Московского епархиального управления“, М. 1868 г. 2 О составе в пределах этой области см. П. Ф. Николаевского: „Патриаршая область и русские епархии в XVII веке.“, СПБ. 1888 г. 8 См. об этом: Опис. документов и дел. т. I. 104, 118. П. С. П. и Р. т. I. 12, 49, 57, 63, 166 и др. 17 Для уяснения настоящей перемены иаходим нелишним заметить. В 1722 г. обер-прокурор Болтин предлагал Св. Синоду о назаначении на должность агента в Синод вместо Владыкина капитана Колюпанова. Синод дал об этом свое определение, сообщив в Сенат ведением о присылке Колюпанова по назначению. Требование Синода по сему предмету со стороны генерал-прокурора Ягужинского было оставлено без исполнения. Вследствие сего Св. Синод, по предложению обер-прокурора Болтина, вновь просил Сенат ведениями прислать Колюпанова на должность прокурора Московской Духовной Дикастерии, а на должность экзекутора синодальной канцелярии обретающагося в Москве за ранами отставного майора Воейкова. На этот раз Сенат ответил, что экзекутор пришлется вскоре, каковым и был прислан капитан Владимирского полка Борис Лукин. Мотивы, по которым возникла вся эта переписка, поведшая к такой развязке, объясняются так: «по Высочайшему повелению при Сенате положено быть экзекутору, под ведением генерал-прокурора, а при Синоде агенту, под ведением обер-прокурора. В последнюю должность определен был дворецкий синодального дома Алексей Владыкин, который в то же время был судьей в синодальном Дворцовом Приказе. А как первая должность требовала неотлучного присутствия в Синоде, а другие неотлучного присмотра и управления, то в исправлении агентом должности происходила остановка, для устранения которой обер-прокурор и предложил в агенты Колюпанова» (Опис. документов и дел. т. II.,ч. 2. 992. т. III. 5. 495. П. С. П т. IV. 1410).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Василий Григорьевич Васильевский (02.02.1838–25.05.1899) Василий Григорьевич Васильевский Российский византинист, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1890), член-учредитель и почётный член Императорского Православного Палестинского Общества. Тайный советник. Биография Родился в семье сельского священника. Учился в Ярославской семинарии и Главном педагогическом институте. До окончания курса в последнем перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где занимался преимущественно у профессоров Срезневского, Благовещенского и Стасюлевича. Командированный университетом за границу в 1862 году, он слушал в Берлине Моммзена и Дройзена, и в Йене — Адольфа Шмидта. По возвращении в Россию, Васильевский подготовил к 1865 году магистерскую диссертацию: «Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период её упадка». Испытывая сильную материальную нужду он поступил с 4 июля 1867 года на службу в 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, где пробыл всего 2 месяца (до 14 и занял место преподавателя русской словесности в Новгородской гимназии, а затем — учителя истории в Виленской. Здесь он начал собирать и изучать архивный материал для истории города Вильны — результатом занятий Васильевского в этом направлении был его «Очерк истории города Вильны» (2 вып., 1872—1874). Защитив в 1869 году диссертацию, он стал (1870) доцентом Санкт-Петербургского университета по кафедре Средних веков и сосредоточил свои занятия на изучении памятников византийской истории. Это изучение дало ему возможность написать целый ряд отдельных исследований по тёмным и запутанным вопросам как внутренне-византийской истории, так и международных отношений Византии, преимущественно её отношений к Руси. Кроме того, Васильевский издал несколько неизвестных до него памятников византийской письменности, разъяснил тёмный вопрос о трудах Симеона Метафраста и, наконец, выпустил в свет первую часть труда под заглавием: «Обозрение трудов по Византийской истории» (1890). В январе 1890 года Васильевский был выбран ординарным академиком Академии наук по русской и византийской истории (член-корреспондент с 1876). В том же году он назначен редактором «Журнала Министерства народного просвещения». Инициатор создания «Византийского временника» (1894) и один из его редакторов. С 18 января 1874 года был членом Учёного комитета Министерства народного просвещения. Умер во Флоренции 13 (25) мая 1899 года. Похоронен на лютеранском кладбище Аллори.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

С 1872 года он также начал читать лекции по методике русского языка на педагогических курсах при обществе воспитательниц и учительниц. Эти курсы под руководством Тихомирова выросли в многопрофильное учебное заведение, готовившее педагогов младших классов, учителей-предметников, а также руководительниц детских садов. На постройку здания курсов в Москве, названных впоследствии «тихомировскими», он пожертвовал 200 тысяч рублей. В 1874 году совет Московского благотворительного общества пригласил Тихомирова организатором, а затем и инспектором своих школ. С 1 января 1892 года пожалован чином действительного статского советника. Д. И. Тихомиров печатался во всевозможных газетах и журналах: «Русское слово», «Русские ведомости», «Народная школа», «Русская мысль» и др., публикуя в них как общие, так и специально-педагогические статьи. В 1894 году он приобрёл старейший детский журнал «Детское чтение», переименованный им в 1906 году в «Юную Россию». Лучшие произведения, помещённые в этом журнале, издавались отдельными книжками под общим названием «Библиотека детского чтения». Как приложение к журналу выходил по 1898 год «Педагогический листок» — в количестве 4-х книг в год; с 1899 года он выходил как самостоятельный журнал — 8 книг ежегодно. Тихомировым было предпринято издание серии книг под общим заглавием «Библиотека начального учителя», предназначенных для самообразования учителей. Был владельцем доходного дома на Большой Молчановке 18) в Москве. В 1902 году вместе с женой основал и финансировал Общество попечения о детях народных учителей и учительниц. Принимал участие в работе Московского педагогического общества и других общественных организаций, связанных с образовательной деятельностью. В 1901 и 1905 годах избирался гласным Московской городской думы. Д. И. Тихомиров был также гласным Нижегородского губернского и Макарьевского уездного земств. В начале XX века за свою подвижническую деятельность он получил на Всемирной выставке в Париже золотую медаль. В числе наград Д. И. Тихомиров имел ордена Св. Станислава 1-й ст. (1900), Св. Анны 2-й ст. (1885), Св. Владимира 3-й ст. (1896).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

Как TR, так и текст, употреблявшийся в Греко-Православных Церквях (с которого был сделан СП), в современной текстологии относится к койне , или византийскому типу текста. Этот тип текста занял господствующее положение в Церкви начиная с IV–V вв. Его главный представитель — Александрийский кодекс (V в.). Часто возникновение византийского типа текста связывают с так называемой Лукиановской редакцией Библии, сделанной предположительно в конце III в. священномучеником Лукианом Антиохийским, который, по предположению западных ученых, сознательно комбинировал различные элементы более ранних типов текста 5 . Больше 80% сохранившихся рукописей Нового Завета относятся к этому типу. Вскоре после публикации СП авторитет византийского типа текста, в том числе и TR, на Западе был поставлен под сомнение. Б. Весткотт и Ф. Хорт в своей книге “Новый Завет в греческом оригинале”, опубликованной в 1881 г., поставили вопрос о надежности TR, показывая с помощью критических методов, что он не соответствует гипотетической первоначальной форме текста Нового Завета. В 1898 г. в Штутгарте Вюртембергское Библейское общество выпустило издание греческого текста Нового Завета (Novum Testamentum Graece), подготовленное Эберхардом Нестле (Nestle). Греческий текст Нестле (начиная с 3-го изд. 1901 г.) основывался на сопоставлении текстов, изданных Тишендорфом (1869–1872), Весткоттом и Хортом (1881) и Бернардом Вайсом (1894–1900) 6 . В 1904 году Британское и Иностранное Библейское общество, в то время наиболее крупное и влиятельное среди Библейских обществ, ранее официально распространявшее TR, решило перейти на текст Нестле. После этого издание Нестле несколько раз редактировалось и переиздавалось. Самое последнее, 27-е издание было выпущено в свет в 1993 г. в Штутгарте ( Nestle-Aland . Novum Testamentum Graece. 27. revidierte Auflage. Stuttgart, 1993; далее — НА). Его текст воспроизводится в 4-м издании греческого Нового Завета, осуществленном Объединенными Библейскими обществами в том же году (The Greek New Testament. Fourth Revised Edition. Stuttgart, 1993).

http://pravmir.ru/tekstologicheskoe-sopo...

Напрасно объяснять испанскую трагедию из особенностей испанского характера. Испанская импульсивность лишь придает особую остроту той драме, которая протекает по всей территории демократической Европы. Испания – это Италия накануне Муссолини, Испания – это Франция сегодняшнего дня. Испания падает жертвой за грех Европы, за наш общий XIX век. Поймет ли Европа – прежде всего демократическая Европа – смысл этой жертвы? От этого зависит ее судьба. 1 Ибаррури Долорес Гомес, партийная кличка – Пассионария (исп. «страстная»), (1895–1989) – член международного коммунистического движения, активный участница республиканского движения в годы Гражданской войны 1936–1939 годов. Длительное время жила в СССР (в начале 1960-х годов получила советское гражданство), а её единственный сын, Рубен, вступил в Красную Армию и погиб в битве под Сталинградом в 1942 году. С 1960 года до конца жизни – председатель Коммунистической партии Испании. После смерти Франко и легализации партий при Хуане Карлосе I вернулась в Испанию и в 1977 году избрана депутатом кортесов. 2 Маццини, точнее – Мадзини Джузеппе (1805–1872) – итальянский политик, писатель и философ, сыгравший важную роль в ходе первого этапа движения за национальное освобождение и либеральные реформы в Италии в XIX веке. 3 Фельзен Юрий (настоящее имя – Николай Бернардович Фрейденштейн) (1894–1943) – русский писатель, прозаик, литературный критик, представитель «литературной молодежи» в русской эмиграции. Погиб в нацистском лагере смерти Освенциме. 4 защитники Ируна – речь идет об одном из эпизодов Гражданской войны и о городе на севере Испании. Защитники Ируна получили подкрепление в виде нескольких сотен милиционеров из Каталонии, которые добрались до Басконии через юг Франции. 8 августа французское правительство закрыло границу с Испанией. Город был осаждён националистами и после упорного сопротивления капитулировал в сентябре 1936 года. При этом значительная часть города была уничтожена отступающими республиканцами. 5 Де Ля Рокк Франсуа (1885–1946) – французский подполковник, участник боевых действий в Алжире и Польше. Он признавался, что слово «демократия» его всегда изумляло, ибо правительство, управляющее от имени народа и формируемое в ходе волеизъявления каждого гражданина, которое не несет при этом никакой ответственности за содеянное, кажется ему опасным. С первых лет создания организации «Огненные кресты» де Ля Рокк был активным участником, а в 1932 году стал президентом ассоциации. Под его руководством аполитичная организация бывших фронтовиков превратилась в ультраправую лигу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

– Вот отсюда вам ближе к выходу, сударыня. Не обращая на эти слова ни малейшего внимания, дама продолжала идти по прежнему направлению. Офицер, заподозрив в этом что-то неладное, ускорил шаги и увидел черную фигуру уже на маленькой лестнице по ту сторону Белого зала. – Задержать ее! – крикнул он стоявшему у дверей капеллы караулу и сбежал с маленькой лестницы. На его вопрос, куда направилась дама в черном, только что спустившаяся с лестницы, солдаты доложили, что мимо них никто не проходил. Весть о явлении «черной дамы» разнеслась по Мюнхену и служила темой самых оживленных толков; никто не знал, чему приписать это вторичное появление призрака, предвещавшего несчастье королевскому дому, так как у всех членов королевской фамилии было превосходное здоровье. Но 9 марта Мюнхен облетела страшная весть: король Максимилиан II опасно заболел, а на другой день государственный герольд возвещал жителям столицы о восшествии на престол Людвига II. Король скончался («Ребус» 1894 г.,.4° 38). 28. Видение Софии Александровны Аксаковой. Нижеследующий рассказ относится ко времени первого замужества моей покойной жены (сообщает А. Аксаков) и был написан ею, по моей просьбе в 1872 г.; воспроизвожу его здесь дословно по её рукописи. Когда в 1873 г., будучи в Берне, мы познакомились с проф. Перти, который, как известно, специально изучал подобные явления, он очень заинтересовался этим рассказом; получив его от жены в немецком переводе, он поместил его в «Psychische Studien» (1874 г., стр. 122-и 166) со своим примечанием, в котором поясняет, почему это видение не могло быть чисто субъективным; тут же помешено и мое, сколь мне кажется, довольно подходящее объяснение для таинственного «пергаментного свертка». Этот рассказ появился потом и на английском языке в журнале «Spiritualist» 1874 г., т. I, стр. 183, и книжке: «Spirits before our eyes», изданной в Лондоне, в 1879 г., Гаррисоном. Это было в мае 1855 г. Мне было девятнадцать лет. Я не имела тогда никакого понятия о спиритизме, далее этого слова никогда не слыхала. Воспитанная в правилах греческой православной церкви, я не знала никаких предрассудков и никогда не была склонна к мистицизму или мечтательности. Мы жили тогда в городе Романове-Борисоглебске Ярославской губернии. Золовка моя, теперь вдова по второму браку, полковница Варвара Ивановна Тихонова, а в то время бывшая замужем за доктором А. Ф. Зенгиреевым, жила с мужем своим в городе Раненбурге Рязанской губернии, где он служил. По случаю весеннего половодья всякая корреспонденция была сильно затруднена, и мы долгое время не получали писем от золовки моей, что, однако ж, нимало не тревожило нас, так как было отнесено к вышеозначенной причине.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

22 января 1862 года он был перемещен в Московскую духовную семинарию для преподавания Патристики в двух классах среднего отделения и латинского языка во втором среднем отделении, а 26 декабря 1863 г. произведен во священника к Николаевской, при доме Семинарии, церкви, с оставлением в должности преподавателя. В июне 1866 г., по поручению начальства, был депутатом при испытаниях в Заиконоспасском духовном училище. В 1865 и 1866 годах за безвозмездную, усердную и исправную службу в семинарской церкви, получил единовременное награждение по 75 рублей. Награжден набедренником 30 октября 1866 года. Резолюцией Высокопреосвященнейшего Иннокентия, Митрополита Московского, перемещен в Московскую вторую военную гимназию на место священника Михаило-архангельской церкви и законоучителя сей гимназии 7 июня 1868 г. В общем педагогическом собрании правления Московской духовной семинарии 17 мая 1869 г. избран и определением Святейшего Синода от 24 сентября того же года утвержден в должности ректора оной, с увольнением от священнического места при Михаило-архангельской, во второй военной гимназии церкви, и возведен в сан протоиерея. 22 сентября 1872 г. был назначен для произведения ревизии Коломенского духовного училища. Во внимание к не маловероятному и особенно полезному служению, в общем собрании Правления семинарии, с утверждения епархиального начальства, трижды, в 1874, 1880 и 1885 года присуждаема была ему премия в 360 р. 25 коп. из процентов с капитала, завещанного преосвященным Митрополитом Филаретом. По удостоению Святейшего Синода, Всемилосвтивейше награжден бархатной фиолетовой камиловкой 30 марта 1874 года. За отлично усердную службу и полезные труды, по удостоению Святейшего Синода, Всемилостивейше награжден наперстным крестом от Свят. Синода выдаваемым. 3 апреля 1876 года пожалован Черногорским Орденом Князя Даниила 1-го третьей степени 15 мая 1877 года. Пожалован Сербским Орденом «Такова» той же степени 3 ноября 1878 года. Был назначен для произведения ревизии в Донское училище 18 декабря 1878 г. Общим собранием Православного Миссионерского Общества был избираем в члены Совета сего Общества с 1879 по 1894 год. По удостоении Святейшего Синода Всемилостивейше пожалован Орденом Св. Владимира, четвертой степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010