284 прил.). В 1859 году был прекращен прием в залог недвижимых населенных имений в кредитных установлениях. В 1860 году упразднен Государственный Заемный Банк, а кредитные операции Приказов Общественного Призрения переданы в ведомство Министерства Финансов. Остались в силе операции лишь некоторых приказов, напр. Донского – см. Полн. Собр. Зак. 1868 г., N 46042; Полн. Собр. Зак. 1871 г., N 50051. Учрежден вместо прежнего Коммерческого Государственный Банк, с конторами и отделениями, на новых началах устроенный. В числе банковых операций полагается производство ссуд под залог: 1) процентных и других кредитных бумаг; 2) золота и серебра и вообще движимых имуществ; 3) товаров, хлебных грузов, на основании особых по сему предмету правил. См. Уст. Гос. Банка 6 июня 1894 г. Собр. Узак. N 698. В 1863 году образовано общество взаимного кредита, из которого ссуды производятся исключительно одним членам общества под векселя, процентные бумаги, под закладную на недвижимое имущество, отдаваемую в залог обществу (Полн. Собр. Зак., N 39465); вслед затем такие общества появились во многих городах, и в 1872 году Министру Финансов предоставлено утверждать уставы их по образцу Уставов Пензенского, Новочеркасского, второго Харьковского и Варшавского обществ взаимного кредита (Уст. Кредитн., разд. Х, ст. 27 и след.). Во многих городах учреждены городские общественные банки, которые по общему уставу, изданному в 1862 году (Уст. Кредитн., разд. XI), имеют право раздавать ссуды под разного рода залоги и под залог недвижимых имуществ. При залоге в банк недвижимого имущества должны быть представлены документы на оное, свидетельство старшего нотариуса или подлежащего местного суда о принадлежности заемщику имения, о его благонадежности и о свободности от казенных и частных взысканий, и страховой полис. Имущество оценивается городскою управою по особым правилам и в ссуду выдается не более половины оценочной суммы. Срок залога для зданий, смотря по материалу и прочности, от 1 года до 8 лет, и для земель от 1 года до 12 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

159 Собственные выражения преосв. Феофана. См. напр. его Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, стр. 453. Изд. 2-е. Москва, 1892. 160 Срав. преосв. Феофана, Письма о духовной жизни, стр. 5 (Спб. 1872): «Когда пишущий пишет со своего опыта, надобно принять то, как он свидетельствует. Несправедливо и подозревать его в неискренности и мерить своей меркой. Только теоретики, редко попадающие на истину в своих умозрениях, подлежат суду, – и суду не умозрения, а опыта». 163 Преосв. Феофана, Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия, стр. 166–167. Москва, 1881. 164 Разумеется комиссия по приведению в порядок и описанию документов и дел архива Св. Синода. Архив Св. Синода представляет собой громадное и драгоценнейшее собрание материалов и главный источник для истории русской Церкви и русского церковного законодательства в синодальный период. Общее количество хранящихся в нем актов доходит до 300,000. Но до образования комиссии архив был мало доступен для ученых исследователей и мало известен. Комиссия возникла по мысли обер-прокурора Св. Синода графа Д.А. Толстого, который испросил на учреждение ее Высочайшее соизволение, последовавшее 6-го декабря 1865 г., а 14-го января 1866 г. комиссия уже имела свое первое заседание. При учреждении своем она состояла из девяти членов, под председательством А. Ф. Бычкова. Одновременно с рассмотрением дел, комиссия начала их описание и печатание. Описание это, весьма подробное и полное (некоторые, более важные и любопытные, документы приведены в приложении в полном виде), принадлежит к лучшим и дает обстоятельное представление о деятельности Св. Синода и о состоянии русской Церкви за первые годы существования Св. Синода. В первом томе, вышедшем в 1868 г., описаны: 1) небольшое количество хранящихся в архиве документов XVІ, ΧVII и начала XVIII столетий и 2) дела, начатые производством в Св. Синоде в течение 1721 года. До настоящего времени вышло семь томов Описания (1542–1728 гг.; СПБ., 1868–1891) – собственно восемь, но пятый том (1825-й год) не был издан. Описание составляется в хронологическом порядке документов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1122 Герцен Александр Иванович (1812–1870) – российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 г. арестован, 6 лет провел в ссылке. С 1847 г. в эмиграции. После поражения европейских революций 1848–1849 гг. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 г. основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 г. встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863–1864 гг. Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852–1868) – один из шедевров мемуарной литературы. 1123 Молох – согласно Библии, божество, которому приносились человеческие жертвы (особенно дети), почитавшееся в Палестине, Финикии и Карфагене. В переносном смысле – страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв. 1131 Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – российский епископ; богослов, публицист-проповедник. С 1872 г. жил в затворе. Книга лекций «Путь ко спасению» (1868–1869) о православном образовании и воспитании. Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества в сборнике «Слова архимандрита Феофана» (1859). В интимно-поучительном «Собрании писем» (вып. 1–8, 1898–1901) – размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Канонизирован в 1988 г. 1132 Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – русский философ, историк, общественный деятель, публицист; один из идеологов славянофильства, автор либерально-дворянского проекта отмены крепостного права, участник подготовки Крестьянской реформы 1861 г., в 1859–1860 гг. – член редакционной комиссии. 1133 В узком смысле александризм – это стиль эллинистической поэзии, сформировавшийся в Александрии. Эта поэзия, лишенная волнующих общественных проблем, предназначалась для узкого круга придворной и интеллектуальной элиты, свидетельствовала об упадке подлинного поэтического чувства, о подмене настоящей поэзии учеными изысканиями в стихотворной форме. Основателем александрийского стиля был глава музея и воспитатель наследника престола Каллимах (310–240 до н. э.). В широком смысле под александризмом подразумевается культивирование изящной, отточенной формы в ущерб содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

—733— ным правительства имеют ещё особую власть в виде Римской курии, которая всегда в состоянии заступиться за них. Уже в заседании палаты депутатов 2 марта депутат Friedberg упрекал в этом канцлера, утверждая, что при Бисмарке не могло бы быть ничего подобного. Граф Бюлов отвечал, что он не принадлежит к тем, которые во всём справляются с политикой Бисмарка, что 20–30 лет тому назад были совершенно другие условия, и если он, Бюлов, решил в данном случае действовать дипломатическим путём, то, следовательно, так нужно было. Такое объяснение, конечно, никого не удовлетворило. Между тем постепенно становились известными условия, на которых помирились враждующие стороны: в помощь протестантским преподавателям истории и немецкого языка допущена учительница – католичка; протестантский учебник педагогики заменён католическим; с своей стороны Корум назначил каплана Reitz " a законоучителем школы. К этому нужно присоединить упорно держащийся и до сих пор не опровергнутый слух, что Учительская Семинария будет совершенно отделена от Высшей женской школы. Если этот слух справедлив, то Корума можно поздравить с полной победой: в Семинарии и в настоящее время, как по числу учениц (72 из 87), так и по составу преподавательского персонала, преобладает католический элемент; с отделением же от паритетной школы она и вовсе сделается католической... Как бы то ни было, но волнение из-за Трирского школьного вопроса ещё далеко не улеглось. В печати до сих пор идёт резкая полемика, причём, как и прежде, выразительницей католического взгляда является Trierische Landeszeitung, а протестантского – Frankfurter Zeitung. Спор об иезуитах Наряду с учреждением паритетных школ, одной из сильных мер против католичества со стороны Германского правительства во времена „культуркампфа“ было изгнание из Империи ордена иезуитов. 4-го июля 1872 г. был издан закон, т. наз. Iesuitengesetz, в силу которого Общество Иисуса было запрещено: сами же иезуиты, как част- —734— ные лица, могут оставаться в пределах Германии, но правительство предоставило себе право назначать иезуиту место жительства или, наоборот, запрещать ему пребывание в том или другом месте, а иезуитов-иностранцев высылать за границу. С тех пор католики стараются всеми мерами уничтожить этот закон, – в уверенности, что орден, получив свободу действий, принесёт большую пользу святейшему престолу в борьбе с „ересью Лютера“. И, благодаря сильной партии в рейхстаге, им неоднократно удавалось это, но только на половину: пять раз католический „центр“ вносил запрос об иезуитах и пять раз (начиная с 1894 г.) рейхстаг решал отменить закон. Но правительство не осмеливалось на такой рискованный шаг, опасаясь сильных волнений в протестантском обществе, – и союзный совет (Bundesrat), высшая законодательная инстанция в Империи, всякий раз под разнообразными предлогами откладывал дело в долгий ящик. Последняя попытка католиков, по-видимому, успешнее прежних.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и под. 340 – все оттуда. Так берите разные пункты мудрований сих, – и бейте их без милости. – Писали вы о том, что есть истина, – и нашли, что она есть только в учении Христовом. Идите далее,-и решайте, где учение Христово. Решите так: в слове Божием, понимаемом по учению устно преданному Апостолами и хранимому св. православною церковью, – с дополнениями из сего последняго (предания) и того, чего нет в слове Божием.. – Этим положите камень – в основу борьбы с протестантами. Затем можете колотить их очень успешно во всем. – Читайте больше св. отцев и их изучайте, – особенно первых веков (3–4). Там дух Апостольский. Запасшись сим, вы можете смело выходить на бой со всеми. Ведь и у нас много суемудров, которых тоже надо бить. – Как станете заниматься учью неопустительно то сама учь натрапит вас на то, чем паче заняться и что написать». 341 До посвящения себя полному затвору, т.е. до 1872 года преосв. Феофан жил в Вышенской пустыни как рядовой инок, исполняя все иноческие уставы и порядки: ходил ко всем службам Божиим, в великие праздники и воскресные дни сам служил соборне, с архимандритом и братию, литургию, был в полном послушании у настоятеля обители, и т.д., во всем представляя собой высокий образец для подражания. Когда он совершал богослужение сам, то своим благоговением вселял глубокое благоговение и в сослужащих и в присутствующих при богослужении. «Едва ли кто из нас, иноков Вышенских, – говорит по воспоминанию о преосв. Феофане один из них, – когда-либо слышал во св. алтаре какое стороннее слово из уст святителя Феофана, кроме последования богослужебного. И поучений он не говорил, но самое служение его пред црестолом Божиим было живым поучением для всех. Бывало среди верующаго простаго народа только и слышны сердечные вздохи умиления и возгласы: Господи, помилуй!» 342 Равным образом и когда он не священнодействовал сам, а лишь посещал богослужение в храмах обители Вышенской, то, по свидетельству того же инока, «стоял благоговейно, тихо, не озираясь никуда, бодренно, как воин пред царем, так и он пред Христом Царем небесным, очи свои закрывал, ради собранности ума и сердца в молитве; случалось, после литургии, подносивший владыке антидор стоял пред ним минуту-две, и погруженный в молитву богомолец открывал очи и брал поднесенное» 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Тем более в эпохе Иеремии получает свое объяснение значительная арамейская окраска, грамматическая и лексическая, языка Иеремии. В это время были почти постоянные сношения Евреев с Арамеями: халдейские полчища многократно наводняли Иудею, а иудеи значительными массами также неоднократно были переселяемы в Вавилон или возвращались оттуда. При таких сношениях очевидно арамейский язык делался вольно и невольно общераспространенным языком среди Евреев и под влиянием его в еврейский язык стали в особенном обилии входить арамейские грамматические формы и слова 84 . Толкованием книги пророка Иеремии занимались в отеческий период: Ориген , в 45 гомилиях изъяснявший пророчества Иеремии. Из них 14 гомилий перевел Иероним на латинский язык, каковые сохранились в латинском переводе. Кроме того, некоторые из переведенных Иеронимом и в греческом тексте сохранились А также сохранилось 7 гомилий в греческом тексте из непереведенных Иеронимом (М. 13 и 25 tt.). Евсевий Кесарийский в своих «Пророческих эклогах» объяснил некоторые пророчества Иеремии (М. 22 t.). У Златоуста есть одна беседа на Иер.10:23 (в 1 т. его твор. по рус. перев.). У Кирилла Александрийского остались фрагменты в катэпах (М. 70 t.). Ефрем Сирин кратко выяснил буквальный смысл пророчеств Иеремии (по рус. пер. 6 ч. по изд. 18S7 г.). Бл. Феодорит составил в 10 томах объяснение всей книги, преимущественно в буквально историческом смысле (M. 81). Олимпиодор также объяснял всю книгу, но сохранились лишь фрагменты (М. 93). На западе объяснял книгу Иеремии бл. Иероним, но успел лишь 1 – 32 гл. объяснить 85 , так как за три года до смерти занимался этой книгой, в глубокой старости, больной телесно и смущенный распространением пелагианства на востоке. Толкование его на эту книгу считается слабее других (6 ч. его твор. по рус. пер. K. 1880 г. М. 24). Другие западные толковники отеческого периода не занимались этой книгой. В новое время ценными экзегетическими монографиями в западной литературе считаются следующие. Протестантские труды: Graf. D. Prophet Icremia. Leipz. 1862 г. Nägelsbach. D. Рг. Ieremia (в изд. Lange. Ribelwerk). 1868 г. Keil. Com. üb. d. Рг. Ieremia und Klagedieder. 1872 г. Cheyne. Ieremiah. Lond. 1883–85 гг. Orelli Iesaia und Ieremia. 1887. 1891 и 1905 г.г. (в изд. Strack u. Zöckler. 4). В рационалистическом духе позднейшие комментарии составили: Giesebrecht. Das Buch Ieremia. 1894 г. Duhm. 1901 и 1903 г. Erbt 1902 г. Cornill. Das Buch Ieremiah. Leipz. 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

186 „Если бы зло (нравственное), – говорит св. Златоуст, – не существовало и не обнаруживалось, то кто стал бы отыскивать причину зла и этим изысканием производить ереси? Так и Паркион, и Манес и Валентин, и большая часть язычников отсюда получили начало“. Если бы не это зло, подобное „великой мгле, которая распространилась по всей вселенной“, то „промысл Божий открылся бы пред всеми, как в светлый полдень и в ясную погоду“. К верующему отцу. III, 10 (I т.). 187 Простр. катих. Об откров. божеств. Подробное обоснование этого положения см. у проф. Глаголева в указ. кн. „Сверхъестественное откровение“ и пр. Сн. ниже, Пр. Догм. Богосл. II т. § „О приготовлении языческого мира к принятию Искупителя“. 188 Литература. – Введенского А. И. Вера, её происхождение и основания. Отд. III. гл. 2. Глаголева С. С. Об условиях возникновения религиозной веры (Богосл. Вестн. 1892 г. 11 кн.). Светлова П. прот. Источники ходячего мнения о вере как противоположности знания (Стран. 1895 и 1866 г. и в отд. изд.). Геттингера. Аполог. христ I. ч. 1 и 2 отд. Добротворского В. О религиозном органе в душе человека (Дух. Бес. XII т.). А. Г. О святости жизни как необходимом условии для богопознания (Дух. Бес. 1871 г. 25). Голосова. Нравственные условия со стороны человека для принятия откровения. Рига. 1894 г. Виссариона еп. Нравственная жизнь как условие в познании Бога (Вера и Церк. 1900 г. 7 кн.). Богдашевского Д. И. О причинах современного неверия (Тр. Киев. Ак. 1910 г. янв.-февр). Юркевича М. Сердце и его значение в дух. жизни человека (Тр. К. Ак. 1860, 1). Участие сердца в познании истин веры (Хр, Чт. 1861 г. I). Религиозное чувство, вера и знание (Стран. 1863 г. II). Чувство и разум в деле веры и неверии (там же, 1872 г. II т.). 189 Злат. На 1 Кор. Бес. VIII, 2; на Деян. Бес. XLVII, 4. „Отчего, – пишет преосв еп. Феофан, – Эпикур устранил Бога от мироправления? – Оттого, что судил о Нем по своему настроению, что любил сам предаваться сладкому бездействию и покою. – Отчего Ориген дошел до мысли о несовместимости вечных мучений с благостью Божиею? – Оттого, что судил о Нем по своему мягкосердию... Подобным образом и другие могут представлять себе и представляют Бога только грозным и неразборчивым деспотом... Всякий судит по себе, по своим наличным познаниям и по своему настроению“. Прибавл. к „Письмам о христ. жизни“. 242 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Община основывала детский приют, работала во время эпидемии холеры 1872 года в больницах, которые покидал персонал, заботилась о душевнобольных; во время Сербско-Турецкой и Русско-Турецкой войны оказывала помощь раненым на фронте и в тылу. Сестры милосердия работали в госпиталях Румынии и Болгарии под руководством Н. Б. Шаховской, которая пожертвовала все свое состояние на организацию госпиталей; с 1881 года Александр II взял общину под свое покровительство, и она стала именоваться Александровской. Во время эпидемий тифа и холеры 1891–1892 годов подвижницы «Утоли моя печали» работали по всей России. В 1892–1895 годах сестры общины на пожертвования создали в Иркутском крае лепрозории для прокаженных, где жили и трудились, оказывая помощь страждущим. Во второй половине 1890-х годов в Москве община основывает фельдшерскую школу для девочек, богадельню для престарелых бедных женщин. В 1904–1905 годах участвует в Русско-Японской войне. 26 Марсден Кэт (род. в 1859 г.) – английская сестра милосердия, совершившая по благословению королевы Виктории и императрицы Марии Александровны поездку в Якутию, посетив места проживания прокаженных. В 1892 году туда прибыли сестры Московской общины «Утоли моя печали». Мисс Марсден оказывала помощь в создании Вилюйского лепрозория, где прокаженным оказывалась сестрами общины духовная, материальная и медицинская помощь, приют существовал за счет пожертвований. 27 См.: Чевалков М. В. Памятное завещание: Автобиография миссионера Алтайской духовной миссии. – М.: Типография А. И. Снегиева, 1894. – 94 с. 28 Помощник заведующего Катехизаторским училищем, священник Леонид Покровский, перешел на службу в Киргизскую миссию («Еп[архиальные] Вед[омости]». No 9. стр[аница] 15). – Примеч. священника С. Дмитриевского. 29 С 20 апреля 1896 года по 30 января 1900 года пост томского губернатора занимал Ломачевский Асинкрит Асинкритович (1848–1921), генерал-майор, российский дореволюционный военный и политический деятель. 32 Речь идет о книге: Ильминский Н. И.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

—69— др. Ему принадлежит также История Ассирии и Египта по исследованиям нового времени на датском яз.: Assyriens og Aegyptens garnie historié efter den nyere tids forskninger, I–II (1872–1877). К более молодому поколению принадлежит датский ученый Мадсен (Madsen). Из шведских египтологов выдается стокгольмский профессор Карл Пиль (Piehl), напечатавший, кроме множества статей в специальных журналах, еще: Dictionnaire du papyrus Harris 1 (Upsala, 1882), Inscriptions hiéroglyphiques recueillies en Europe et en Egypte (Stockholm, 1886–1888) и др. 1714 Норвегия может справедливо гордиться ныне уже покойным профессором университета в Христиании, Либлейном. Иенс Даниэль Каролус Либлейн (Lieblein) родился в 1827 г. Он занимался преимущественно изучением генеалоги египетских родов (Dictionnaire des noms hiéroglyphiques en ordre généalogique et alphabétique 1871–1892; анастатическое издание, 1910) и египетской хронологии (Aeg. Chronologie. Christiania, 1863; Recherches sur la chronologie égyptienne. 1873). Из других трудов его замечательны: Die gypt. Denkmaler in St. Petersburg, Helsingfors. Upsala und Copenhagen,1873); Index alphabétique de tous les mots contenus dans le livre des morts (Paris, 1875); Gammelaegyptisk religion populaert fremstillet (Christiania, 1883–85); Le livre égypt. que mon nom fleurisse. (1895); Recherches sur l’histoire et la civilisation de Г ancienne Egypte (1910 сл.). Из учеников Либлейна выдается В. Швенке, автор монографии об Амон-Ра (1904). Америка. Выше я уже имел случай говорить об археологической деятельности выдающегося американского египтолога Джемса Генри Бристэда. Он родился 27 августа 1865 г. в Рокфорде (шт. Иллинойс), слушал лекции в Yale University в Чикаго и в Берлинском университете, где и защищал диссертацию: De hymnis in solem sub Amenophide IV. conceptis (Berol., 1894). В настоящее время он занимает кафедру египтологии в Чикагском университете. —70— Бристэд является в своей научно-литературной деятельности, главным образом, историком.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАУЧ [нем. Kautzsch] Эмиль Фридрих (4.09.1841, Плауэн, Саксония - 7.05.1910, Галле), нем. теолог, гебраист и исследователь ВЗ. Получив степень д-ра философии (1863) и лиценциата (1868) в Лейпцигском ун-те, К. работал учителем в гимназии. В 1869 г. защитил хабилитационную работу по экзегезе ВЗ «Цитаты из Ветхого Завета у ап. Павла». Преподавал в Лейпциге (с 1869), Базеле (с 1872), Тюбингене (с 1880) и Галле (с 1888). Был избран ректором ун-та в Базеле (1878/79) и в Галле (1898/99). К. принял теорию происхождения Пятикнижия К. Г. Графа и Ю. Велльгаузена и в целом поддерживал ее основные положения (см. статьи Библеистика , Пятикнижие ), о чем свидетельствует, напр., «Библейское богословие Ветхого Завета» (издано посмертно, в 1911). Тем не менее собственно историко-критические исследования не входили в сферу интересов К., научное творчество которого было сосредоточено вокруг проблем филологии и экзегезы. Одним из главных трудов его жизни стал перевод ВЗ с краткими примечаниями (1894) и опубликованный в 2 томах перевод ветхозаветных апокрифов и псевдоэпиграфов (1898). В качестве приложения к переводу ВЗ вышел «Очерк истории литературы Ветхого Завета» (1897, англ. пер.- 1898). Эти работы должны были познакомить широкую публику с последними достижениями активно развивавшейся библеистики. В 1878 г. К. выпустил 22-е, переработанное и дополненное издание древнеевр. грамматики В. Гезениуса . После кончины Гезениуса его грамматика выходила с 1845 по 1874 г. под редакцией Э. Рёдигера, консервативного ученого, к-рый, как отмечает К., относился с осторожностью к новым данным и теоретическим подходам, не всегда включая их в свои труды ( Gesenius. 1878. S. IV). К. подверг все разделы основательной переработке. Раздел морфологии имени, считавшийся слабым местом грамматики Гезениуса-Рёдигера, был практически переписан заново; были уточнены и дополнены парадигмы; учтены новые данные семитологии, текстологии и экзегезы ВЗ; была сделана стилистическая правка текста, который мало менялся со времен самого Гезениуса. При этом была сохранена структура книги и нумерация параграфов. В 25-м издании (1889) был значительно переработан и расширен разд. «Синтаксис»; по нумерации параграфов 25-е издание совпадает с предыдущими только до § 105. В общей сложности К. занимался доработкой грамматики Гезениуса более 30 лет - вплоть до 28-го издания, вышедшего в 1909 г. Англ. пер. 28-го издания, выполненный А. Каули (1910), является базовым пособием по древнеевр. языку.

http://pravenc.ru/text/1683929.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010