Таким образом, значение Бругша в истории науки заключается в дешифровке демотического письма, создании —311— демотической грамматики и издании целого ряда сборников надписей: географических, астрономических и календарных, исторических, архитектурных и т д. Но, сообразно принципам старой школы, он группирует надписи по содержанию, а не по периодам, его география Египта основана почти целиком на птолемеевских списках номов, а через его труды по грамматике и мифологии красною нитью проходит идея застоя и неподвижности египетской культуры на протяжении нескольких тысячелетий 428 . Из учеников Лепсиуса и Крупна я остановлюсь прежде всего на Иоганне Дюмихен (Dümichen), профессоре Страссбургского университета. Он родился 15-го октября 1833 г. в Вейссгольце (близ Гросс-Глогау в Силезии), в семье протестантского пастора. По настоянию отца, изучал в Бреславле и Берлине богословие, но в то же время слушал лекции по египтологии у Лепсиуса и Бругша; эти лекции все более и более увлекали его; завершив свое богословское образование (1869), он окончательно отдался египтологии. В 1862 г. Дюмихен отправился в первое свое путешествие по Египту, продолжавшееся три года: несмотря на тягостные материальные условия, он объездил всю долину Нила до Хартума, собирая драгоценные эпиграфические материалы, опубликованные им по возвращении на родину. В 1868 г. он отправился, по поручению короля прусского Вильгельма I, во второе путешествие по Египту: результаты его опубликованы были в книге: Resultate der auf Befehl S. M. des Königs Wilhelm I. im Sommer 1868 nach Aegypten entsendeten archäologisch-photographischen Expedition. В третий раз Дюмихен поехал в Египет, сопровождая тогдашнего кронпринца Фридриха-Вильгельма. С 1872 г. Дюмихен состоял профессором египтологии в Страссбургском университете. Последняя поездка в Египет была предпринята им в 1875 г. Он скончался 7-го февраля 1894 т. Дюмихен издал и исследовал целый ряд весьма важных текстов, главным образом птолемеевского и —312— римского периодов, текстов, имеющих громадное значение для географии, хронологии и истории Египта. Таковы его труды: Geographische Inschriften altägyptischer Denkmäler an Ort and Stelle gesammelt (Leipz. 1865–66); Altägyptische Kalenderinschriften in den Jahren 1863–1865 an Ort und Stelle gesammelt (Lpz. 1866); Altägypt. Tempelinschriften in den J. 1863–1865 an Ort u. Stelle gesammelt (Lpz. 1867); Historische Inschriften altägypt. Denkmäler nebst einigen geograph. und mytholog. Inschriften in den J. 1863–1865 an Ort u. Stelle gesammelt (Lpz. 1867–69). На основании надписей на храмах в Эдфу и Дендера он восстановил всю историю постройки этих больших храмов (Baugeschichte des Denderahtempels, Strassb. 1877 и друг. работы); наконец, он оказал также большие услуги географии, истории и метрологии Египта (срв., напр., его Géographie des alten Aegyptens, Berl. 1879; Die Flotte einer ägyptischen Königin Lpz. 1868) 429 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Великий Князь пробыл в Соединенных Штатах до 23 февраля 1872 г., посетив многие города. В середине октября 1894 г. в Ливадии опасно болел Император Александр III, скончавшийся 20 числа. Царь-Миротворец был ярким выразителем Русского Самодержавия. В эти дни в Вашингтоне президент Соединенных Штатов Гровер Кливленд с министрами и членами конгресса молился о здравии Государя и один из первых объяснил, отчего мир желает своими молитвами продолжения его земной жизни. В своем слове после богослужения президент сказал: «Болезнь Царя я считаю настоящим международным бедствием. Не подлежит сомнению, что пред лицом всего мира Царь представляет великий образ силы и мира. Вот почему его Царствование должно быть занесено во всемирную историю с чувством глубокой благодарности». Министр иностранных дел граф Μ. Н. Муравьев в инструкции, данной 29 января (10 февраля) 1898 г. новому посланнику в Вашингтоне графу А. П. Кассини, писал: «Связь между Россией и Соединенными Штатами несомненно существует и имеет историческое значение. В Америке не забывают поддержки, оказанной Императорским правительством в тяжелую годину междоусобицы в Соединенных Штатах во время восстания в Южных штатах. Это чувство признательности за оказанную услугу, кроме многочисленных проявлений в повременной печати, резко показало себя в Америке в наш голодный год (1891), когда изо всех концов Соединенных Штатов посылались пожертвования хлебом и деньгами. В Бозе почивший Император Александр III отнесся милостиво к подобному проявлению симпатии гражданами дружеского государства. Как известно, Его Величеству благоугодно было послать роскошные подарки главным жертвователям и лицам, принимавшим деятельное участие в отправке хлеба. Особенным выражением благоволения Его Величества следует считать командирование эскадры в атлантические порты Соединенных Штатов в 1893 году для принятия участия в морских празднествах по поводу открытия Всемирной Колумбийской выставки в Чикаго. Суда наши, совершив довольно продолжительную стоянку, встретили в Соединенных Штатах самый радушный прием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

3 апреля 1863 г. награжден набедренником. 29 авг. 1864 г. назначен цензором диаконских проповедей. 26 марта 1866 г. награжден бархатной фиолетовой скуфьей, а 3 апр. 1871 г. – камилавкой. 6 февр: 1872 г., с утверждения Его Высокопреосвященства, состоял членом училищного Совета по второму округу столицы. По представлению г. начальника Московской губернии, назначен членом Попечительства над Московской исправительной тюрьмой 29 янв. 1874 г. Всемилостивейше награжден наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым, 13 мая 1874 г. Окружным съездом духовенства Московской епархии 1870, 1873 и 1876 годов был избираем членом правления Заиконоспасского духовного училища и, с утверждения Его Высокопреосвященства, проходил сию должность три трехлетия. 27 марта 1877 года всемилостивейше награжден Орденом Свят. Анны 3-й степени. По представлению духовной консистории, резолюцией Его Высокопреосвященства, был назначен благочинным церквей Никитского сорока г. Москвы, 22 ноября 1878 г. и в то же время состоял членом комитета по исправлению богослужебных книг. 11 сент. 1880 г., по представлению г. попечителя Московских женских гимназий, Его Высокопреосвященством был утвержден в должности законоучителя первой Московской женской гимназии. 25 апреля 1881 г. возведен в сан протоиерея. 31 апр. —232— 1886 г. Всемилостивейше награжден Орденом Свят. Анны второй степени. 15 мая 1891 г. – Орденом свят. Владимира четвертой степени. По определению Святейшего Синода от 29 декабря 1884 г. Высочайшим соизволением, последовавшим в 30-й день того же декабря, назначен протопресвитером Московского Большого Успенского Собора, «без зачисления его в состав членов Московской Свят. Синода Конторы», о чем было дано знать Синодальной Конторе из канцелярии г. Обер-прокурора Свят. Синода 31 декабря 1894 года. Протопресвитер Николай Николаевич Световидов-Платонов скончался 5 марта 1897 года 67 лет от роду, на третьем, в начале, году своей службы в Успенском соборе. Александр Семенович Ильинский – протопресвитер с 5 мая 1897 г. по 13 дек. 1899 г. – происходил из духовного звания, родился в Московской епархии, сын сельского дьячка. Обучался в Московской духовной семинарии, по окончании курса которой в 1848 году, поступил в Московскую духовную академию. По окончании курса наук в академии в 1852 году, с причислением к первому разряду воспитанников оной, определен в Вифанскую духовную семинарию наставником гражданской истории и соединенных с ней предметов, во второй класс низшего отделения, 21 октября 1852 г. Сверх сего, по назначению семинарского Правления, с утверждения Его Высокопреосвященства, преподавал в семинарии немецкий язык с 1853 по 1854 год. С сего года проходил должность секретаря семинарского Правления по 1858 год и секретаря комитета, учрежденного для исправления и переделок в старом корпусе Вифанской семинарии с 10 окт. 1854 г. по 30 марта 1857 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

142 Под польским мессианизмом Флоровский имеет в виду течение в польской общественной мысли, возглавлявшееся Августом Чешковским (1814–1894). Чешковский произвел в своих философских трудах совершенно неортодоксальную интерпретацию христианства, в чем-то напоминающую систему идей Вл. Соловьева (подробнее см.: Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Гл. IX). Иллиризм – общественно-политическое и культурное движение 30–40-х гг. XIX в. в Хорватии и Славонии. Основная идея иллиризма – создание «Великой Иллирии», охватывающей все южнославянские и часть неславянских областей (их население рассматривалось как один народ, происшедший от коренных жителей Древней Иллирии – иллирийцев). Ближайшей целью ведущих идеологов иллиризма (Л. Гай, И. Кукулевич-Сакцинский) было литературно-языковое объединение южных славян, как предпосылка для их политического объединения. Коллар (Kollar) Ян (1793–1852), Шафарик (Safarik) Павел Йозеф (1795–1861) – деятели словацкого и чешского национального Возрождения. 143 Бакунин Михаил Александрович (1814–1876) – русский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. С 1840 г. жил за границей; участник Революции 1848–1849 гг. (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 г. выдан австрийскими властями России, заключен в Петропавловскую, затем в Шлиссельбургскую крепость, с 1857 г. – в сибирской ссылке. В 1861 г. бежал за границу, сотрудничал с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Организатор тайного революционного общества «Интернациональное братство» (1864–1865) и «Альянса социалистической демократии» (1868). С 1868 г. член I Интернационала, выступал против К. Маркса и его сторонников, в 1872 г. исключен решением Гаагского конгресса. Труд Бакунина «Государственность и анархия» (1873) оказал большое влияние на развитие народнического движения в России. 144 «Декларация прав человека и гражданина» – политический манифест Французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789 г. Декларация провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению; объявляла неприкосновенной частную собственность.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Карманное издание Нового Завета, ставшее впоследствии самым популярным, было подготовлено Эберхардом Нестле (Eberhard Nestle) (1851–1913) для “Wurttembergische Bibelanstatt” (Stuttgart, 1898; 24 изд. выполнено Эрвином Нестле и Куртом Аландом в 1960 г.). Текст (начиная с 3 изд. 1901 г.) основывается на сопоставлении текстов, изданных Тишендорфом (1869–1872), Весткотом и Хортом (1881) и Бернардом Вайсом (1894–1900). Если в двух из трех изданий разночтение подтверждается, то ему Нестле и отдает предпочтение. Таким образом, издание Нестле помогает лучше понять состояние текстологии XIX столетия. Аппарат к тексту, который удивительно компактен, содержит немало ценных текстологических сведений, в том числе из древних источников, обнаруженных в ХХ в. В связи с празднованием 150-летней годовщины Британского и Иностранного Библейского Общества (1804–1954) было выпущено новое издание текста Эберхарда Нестле 1904 г.; аппарат к нему подготовили Кшшатрик Г. Д. (Kilpatrick G. D.), Эрвин Нестле и группа других ученых (Лондон, 1958). Текст 1904 г. был изменен почти в 20 местах (11 из которых перечислены во введении), а также претерпели некоторые изменения орфография, система ударений и правила использования скобок Что касается аппарата, то количество приводимых в этом издании вариантов значительно уменьшилось по сравнению с остальными изданиями Нестле; однако данные варианты снабжены дополнительными комментариями, представляющими особую важность. В заключение хотелось бы отметить критический аппарат, опубликованный Леггом (Legg S. C. E.) в Оксфорде в 1935 и 1940 г. Избрав в качестве основы для коллаций текст Весткота-Хорта, Легг снабдил Евангелие от Марка (1935) и Евангелие от Матфея (1940) большим тезаурусом разночтений греческих рукописей, ранних переводов и цитат из патриотических произведений. К сожалению, Легг не указал в каждом конкретном случае, какими изданиями переводов и Отцов Церкви он руководствовался. Исследователя критиковали также за неполный перечень приводимых данных и за некоторые ошибки 203 . Несмотря на вполне справедливую критику недочетов, которые возникли, главным образом, из-за размаха, с которым Легг стремился выполнить свой проект (что вряд ли по силам исследователю-одиночке), эти два тома представляют собой огромный объем текстологических сведений, превосходящих все ранее составленные аппараты для Евангелий от Матфея и Марка 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

7 октября 1890 г. торжественно праздновался пятидесятилетий юбилей служебной и ученой деятельности А.Ф. Бычкова. Августейшей президент Императорской Академии Наук, высокопоставленные лица – министры, товарищи министров, члены Государственного Совета, сенаторы, генералы, академики, профессора университетов, депутаты от различных ученых учреждений и обществ и многие частные лица собрались в этот день в Императорскую публич- —125— ную библиотеку, в Ларинскую залу, чтобы поздравить всеми уважаемого юбиляра, как одного из выдающихся деятелей русской исторической науки, посвятившего себя, по словам Высочайшего рескрипта «весьма важной для государства отрасли исследования и обнародования памятников отечественного дееписания». Целый ряд депутаций то читал адреса, то произносил приветствия, с благодарностью вспоминая капитальные заслуги А.Ф. пред наукой и многочисленные услуги его русским ученым, с которыми юбиляр всегда так щедро делился своими обширными и разнообразными знаниями. Кроме депутаций с чтением ими адресов и произнесением приветствий, юбилейное торжество ознаменовалось чтением нескольких сот приветственных телеграмм и писем с разных концов России. Юбилейное торжество ярко обрисовало, как обширна ученая популярность А.Ф., как значительны его ученые заслуги, какой наконец любовью и симпатиями он пользовался и в мipe административном и в мipe ученом. 1182 В составленном Я.К. Гротом и появившемся ко дню юбилея «Библиографическом списке сочинений, переводов и изданий ординарного академика Императорской Академии Наук А.Ф. Бычкова 1838–1890 1183 , означено более 180 трудов почтенного юбиляра. Но и в последние восемь с половиной лет А.Ф. продолжал неустанно трудиться, так что число всех печатных трудов его превышает 200. 1184 Особенного внимания заслуживает огромный труд А.Ф. «Письма и бумаги Императора Петра Великого». Том первый (1688–1701). СПБ. 1887. XXIII, XXXII, 888 и LIII стр. и 2 портрета. – Том второй (1702–1703). СПБ. 1889. V, XXIII, 721 и LXII стр. и 3 снимка. Том третий. СПБ. 1894. Труд этот возник по Высочайшему повелению в 1872 г. благодаря почину гр. Д.А. Толстого, и возложен был

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1874 г., когда праздновалось тысячелетие заселения острова, был сочинен буд. гос. гимн (с 1944). Прибывший в И. на торжества дат. кор. Кристиан IX дал жителям страны новую Конституцию, ставшую дополнением к Конституционному закону 1871 г., введение к-рого требовали исландцы. Конституция предполагала передачу фактического управления И. Мин-ву по делам И. в Копенгагене и королевскому губернатору И. в Рейкьявике, а также преобразование альтинга в Законодательное собрание в составе 30 избираемых народом и 6 назначаемых королем членов. За дат. монархом сохранялось право абсолютного вето. Избирательными правами обладали только мужчины, достигшие 25-летнего возраста и обладавшие определенным имущественным цензом. В 1872 г. был принят новый Закон о муниципальном самоуправлении. Здание альтинга в Рейкьявике. Архит. Ф. Мельдаль. 1880–1881 гг. Здание альтинга в Рейкьявике. Архит. Ф. Мельдаль. 1880–1881 гг. В кон. XIX - нач. XX в. в И. начинают формироваться политические партии: Партия независимости (ПН; с 1897, окончательно оформилась в 1929) и Партия автономии (ПА; с 1903). В 1894 г. появляются первые профсоюзы. В 1882 г. в Хусавике, на севере И., создается 1-я кооперативная торговая компания, в 1885 г. учрежден Национальный банк И. В этот период в стране наблюдается экономический подъем, к-рый стимулировало и предоставление И. ограниченной автономии. Тем не менее из-за природных бедствий (извержения вулкана в 1875, землетрясений в 1896) и обнищания населения в сер. XIX - нач. XX в. происходила массовая эмиграция исландцев (от 10 до 20 тыс. чел.), гл. обр. в США и Канаду. В Канаде исландцы в основном селились на выделенных местными властями землях в пров. Манитоба, к западу от оз. Виннипег. С канад. правительством был заключен договор, по к-рому исл. эмигранты становились гражданами Канады, но сохраняли право на родной язык и национальную принадлежность; земли близ оз. Виннипег получили название Нов. Исландия. Стейнгрим Йоунссон, лютеран. еп. Исландии. Литография Э. Лассаля в кн.: Gaimard J. P. Voyage en Islande et au Groenland. P. 1835

http://pravenc.ru/text/674979.html

В действительности оно обозначает звук слова, как целое и как носителя значения, помимо составляющих его букв... Так как буквы, ни в их отдельности, ни в их соединении, не могут произвести признания, то должно существовать что-нибудь другое, посредством чего производится знание и это и есть Sphota, звук, отдельный от букв, хотя и открываемый ими... Отдельные буквы никогда не составляют ещё слова, как цветы без перевязки не составляют венка или букета. И так как буквы не могут комбинироваться в силу того, что они исчезают, как только их произносят, то мы и должны признать Sphota и принять первые буквы открывающими нам это невидимое Sphota, тогда как следующие буквы служат только к тому, чтобы сделать это Sphota более и более ясной, и проявленной“. 1870 Карика 11: ... „такова первоматерия, душа же противоположна“... См. Лунный свет Санкья-Истины, перев. с немецкого (сделанного Гарбе) г. Герасимова. М. 1900. стр. 109. 1871 Richard Garbe: Sâmkya-Philosophie, Leipzig. 1894, Ss. 294–304, его-же: Sàmkya und Yoga, Strassburg, 1896, ss. 28–30. Cp. Макс Мюллер: Шесть систем индейской философии, перев. с англ. Николаева, М. 1901, стр. 219–223 и 256–259. 1872 Всего определённее и точнее, при краткости, учение Санкьи о Пракрити изложено у Deussen’a: Allgem. Gesch. d. Phil., 1, 2, 216 и 226–228. Ср. у Garbe: Samkya-phil., ss. 201 folg, и Samkya und Yoga, 18–28, а также у Макса Мюллера, ор. стр. 252. 259–262 и др. 1873 Переводы термина гуна словами: свойство, элемент и т. д. известны уже давно. Что же касается его перевода словом: фактор, то такой перевод предложен лишь очень недавно – авторитетным Дейсеном (ор. cit., 226). Однако, если прежние переводы грешат тем, что сообщают понятию о гунах характер пассивный, то перевод Дейсена, наоборот, излишне динамизирует это понятие. Наше толкование (в тексте) хочет пройти между этими двумя крайностями. 1874 Так в Çvetâçvatara-Upanichad 4, 5. Это место Deussen (ор. cit, S. 226 ср. его перевод: Sechzig Upanishad " s des Veda, S. 301) считает несомненным выражением учения Санкьи о Пракрити.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   «Я берегся, я старался ничего не искать, а только избежать тех зол, которые со всех окружают человека. И особенно я берегся нравственно – совесть у меня слабая, беспокойная; сделать подлость или несправедливость для меня несносно». − Там же. С. 165.    Там же. С. 187. Сравни еще: «Спаси душу – вот единое счастье. Добродетель – сама себе награда». – Там же. С. 327.    В письме от 8-го января 1880 г. Страхов признается: « Иго мое благо и бремя мое легко –мне кажется, я это понял! И не дай только Боже забыть, не дай Боже поддаться злу, чтобы потерять из виду узкий путь спасения. Любите враги ваша, добр творите ненавидящим вас.И это я понимаю». – Там же. С. 244. За разъяснение этих евангельских слов Страхов здесь же благодарит – Л.Н.Толстого …    «О мет оде естественных наук и их значении в общем образовании» (1865), «Мир как целое» (1872) и др. Флорилегий его высказываний на эти темы был собран автором этих строк в середине 1970-х гг. и, после многолетних борений в редакции, нашел место на страницах журнала «Природа» ( Гаврюшин Н.К.Мир как целое. Н.Н.Страхов о развитии естествознания//Природа, 1982, 7. С.100-107).    «На знаменитый вопрос: как отделить субъективное в нашем познании от его объективного содержания, − пишет Страхов, − нужно отвечать, что никакое отделение здесь невозможно, что определенная точка зрения (т. е. субъективный элемент) есть необходимое условие познания, условие, которое не только не лишает его объективности, а одно лишь и делает его объективным, так как только с определенной точки может получиться определенный образ».- Страхов Н.Н. Об основных понятиях психологии и физиологии. СПб., 1894. С.105.    Там же. С. 106. Он не раз подчеркивает, что «история наук... есть история путей, по которым идет ум человеческий, и изучая ее, мы изучаем вместе и основываем приемы ума» ( Страхов Н.Н. Мир как целое. СПб., 1892. С. 322) и выражает сожаление, что люди, вновь посвящающие себя науке, прямо хватаются за последние вышедшие книги, хлопочут только о том, чтобы узнать последнее слово науки, в котором и видят всю науку» ( Страхов Н.Н. Об основных понятиях... С. 252).

http://bogoslov.ru/article/3693498

Предполагаю, что пособие паломникам-простолюдинам со стороны стипендии денежных или оплаченных палестинских книжек может некоторых из тех (паломников) сберечь от крайности попрошайства, что иногда роняет наших собратий (Заявляю об этом не без опытного наблюдения, бывши паломником Востока в 70-х г.г.). А стипендии в пользу православного приходского духовенства дадут ему возможность лично наяву познакомиться с Востоком и его давними историческими святынями и, таким образом, воочию откроется во всем величии и широте высший Божественно-евангельский свет для живого и совершеннейшего привнесения его в среду православно-приходских паств. Представляемая в дар земля может быть проданною, по усмотрению Императорского Православного Палестинского Общества, лишь при условии необходимости средств в пользу возможного в будущем сооружения православного храма на Востоке. Но и при такой исключительной необходимости жертва на стипендиатов паломников Св. Земли должна быть продолжаема с половинной части процентов вырученного от продажи земли и оставленного неприкосновенным капитала». В пункте 4 говорится о величине участка и о необходимости сдавать его в аренду: 5) «Если, почему-либо, сочту излишним или же поставлен буду в необходимость прекратить продолжение владения остающимися у меня земельными участками, то буде возможно, просил бы сообщить, какой беспрепятственный путь к быстрой передаче бесспорного законного владения в дар Императорскому Православному Палестинскому Обществу, без обеспокоения его предварительным сношением, и возможен ли в этом деле быстрый переход тех земельных владений, которые не могут подлежать духовным завещаниям» (письмо в Совет Общества 32 от 9 декабря 1894 г.). Одновременно почти с первой докладной запиской о. Петр представил и вторую следующего содержания: «Тленная земля и ничтожный пепел ( Сир.17:31 ) еще осмеливаюсь обратиться к Совету Императорского Православного Палестинского Общества. При всем крайнем невстречаемом убожестве, последней нищете и немощах моих, удостоившись быть в 1872 и 1875 годах паломником Востока, я составил некоторые воспоминания о Святой Земле, в виде пастырских бесед и писем и, между прочими родами пастырских изложений, издал их в названном Пастырском голосе. Упомянутое издание Голоса, по признанию разных органов духовной критики названопригодным и применительным для православного прихода, а в 1884 г. Ученым Комитетом [Министерства] народного просвещения удостоено премии императора Петра Великого. Если необременю высокопросвещенного Императорского Православного Палестинского Общества, которое в видах духовного просвещения народа благопопечительно издает произведения православно-народного характера, то рад буду принести свою убогую литературную жертву и предоставитъ Императорскому Православному Палестинскому Обществу по моей смертной кончине, а буде удобно, то и раньше, издание моих изложений, предназначенных в пользу народно-нравственного православно-христианского развития. Эти изложения следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010