18.08.1805 18.08.1805 18.08.1805 20.12.1805 09.12.1806 25.01.1807 10.01.1808 10.01.1808 20.02.1821 26.04.1821 01.10.1821 Иоанн Василевский (Васильевский) 29.10.1821 07.05.1824 27.06.1824 30.09.1825 Мефодий II Пишнячевский 26.01.1826 07.02.1832 12.03.1832 04.12.1840 01.03.1841 04.12.1841 31.12.1841 12.11.1844 Смарагд Крыжановский 12.11.1844 15.04.1856 15.04.1856 06.04.1870 27.06.1870 07.12.1874 Феогност Лебедев II 29.12.1874 08.12.1877 08.12.1877 24.06.1880 26.06.1880 16.12.1889 16.12.1889 21.11.1892 Павел II Вильчинский 21.11.1892 19.12.1892 19.12.1892 13.11.1893 Павел II Вильчинский, паки 13.11.1893 10.08.1896 Митрофан Невский 10.08.1896 13.04.1902 27.04.1902 11.06.1912 25.06.1912 08.03.1913 Феофан Быстров 07.01.1913 17.02.1913 в/у Иннокентий Кременский, паки 08.03.1913 13.03.1914 20.03.1914 24.05.1916 06.07.1916 23.06(06.07)1919 08(21)09.1919 22.09(05.10)1919 16(29)06.1920 16(29)06. 1920 в/у Анатолий Соколов, паки 28.02(13.03)1922 13(27)06.1927 13(27)06.1927 09(22)05.1928 05.1928 31.05(13.06)1928 17(30)08.1933 15(28)10.1929 30.09(13.10)1930 30.09(13.10)1933 14(27)04.1939 12.1943 17(30)10.1947 17(30)10.1947 29.11(12.12)1947 29.11(12.12)1947 29.11(12.12)1952 Филипп Ставицкий, 3-й раз 25.05(07.06)1953 25.05(07.06)1953 27.01(09.02)1954 Леонид Лобачев 27.01(09.02)1954 02(15)07.1959 02(15)07.1959 02(15)09.1960 02(15)09.1960 10(23)06.1964 22.06(05.07)1964 14(27)02.1968 Иона Зырянов 14(27)02.1968 17(30)07.1968 17(30)07.1968 14(27)12.1979 14(27)12.1979 06(19)02.1990 06(19)02.1990 25.02(10.03)1990 в/у Филарет II Карагодин 26.02(11.03)1990 30.07(12.08)1992 Филарет II Карагодин 30.07(12.08)1992 07(20)10.1992 07(20)10.1992 11(24)10.1992 12(25)10.1992 Астраханская, григ. Основана в 1931 г. (?) Упразднена в 1932 г. ? Астраханская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1935 г. 1923 23.06(06.07)1927 02(15)04.1931 17(30)05.1932 26.07(08.08)1932 22.03(04.04)1935 03(16)10.1935 Аткарская Основана в 1923 г. Именование – по г. Аткарск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена в 1925 г. (?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 28.03(10.04)1970 – автокефальная Православная Церковь в Америке. Одновременно создано управление Патриаршими приходами в Америке. В 1970–1987 гг. приходы в США «временно» входили в единое Управление Патриарших приходов в Канаде и в США. Местопребывание – в Свято-Николаевском соборе в г. Нью-Йорк. Именовалась: Кадьякская; с 01.12.1840 – Камчатская и Алеутская; с 11.01.1858 – Новоархангельская и Алеутская; с 12.01.1870 (по др., 10.06.1870) – Алеутская и Аляскинская; с 1900 г. – Алеутская и Североамериканская; с 1907 г. – «Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской» (по решению Первого собора Алеутской и Северо-Американской епархии в Нью-Йорке в 1907 г. под председательством Патриарха Св. Тихона; также именуется в докладе архиепископа Евдокима (Мещерского) от 06(19)09.1918 [РГИА ф. 831, оп. 1, д. 62, л. 66]); с 17(30)11.1918 – Северо-Американская и Нью-Йоркская (Определение Св. Синода и Патриарха Св. Тихона – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 62, л. 71); с 09(22)09.1933 – Экзархат Московского Патриархата в Америке; с 18(31)10.1947 – Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке. Викарные кафедры: Аляскинская, Бруклинская, Ситхинская, Канадская, Питтсбургская. Та же последовательность иерархов, что и в списке, составленном M. Е. Губониным (в 1970 г.), наблюдается и в списке иерархов Православной Америки на официальном веб-сайте Патриарших приходов в США (www. russianchurchusa.org; 2005 г.). Это безусловное свидетельство единства представлений об эволюции американской епархии и преемства ее иерархов у выдающегося историка Русской Православной Церкви сер. XX в. и официальных историков Русской Православной Церкви нач. XXI в. 10.04.1799 05.1799 15.12.1840 29.03.1859 09.11.1866 Петр Екатериновский 09.11.1866 10.06.1870 Павел Попов 05.07.1870 12.04.1877 17.12.1878 30.06.1882 20.12.1887 08.06.1891 Владимир Соколовский-Автономов 08.06.1891 07.09.1891 29.09.1891 14.09.1898 Николай II Зиоров 14.09.1898

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Автором проекта новой церкви, построенной в ярусной композиции, яв­ляется талантливый зодчий Яков Бухвостов. В дальнейшем западная часть со­бора неоднократно перестраивалась. В 1841 году была расширена трапезная часть храма, в 1870-1873 годах трапезная расширялась и была построена новая колокольня. В результате этих перестроек храм принял форму креста. Примерно в те же годы были устроены и освящены приделы в честь Боголюбской и Корсунской икон Божией Матери, во имя Святителя Николая, чудотворца и великомуче­ника Иоанна Нового. XX век открыл новую страницу в истории Борисоглебского собора. Он снова становится кафедральным. По этому случаю 20 января 1947 года архиепископ Димитрий  в сослужении рязанского духовенства и при стечении мно­гочисленный прихожан отслужил торжественный молебен.  12 января 1948 года собор посетил Святейший Патриарх Алексий I. По его благословению в храме начались большие ремонтно- реставрационный работы. Своды и стены собора были заново расписаны художниками из Палеха братьями Блохиными. В левом приделе был реставрирован весьма редкий иконостас XVIII века. В церковном дворе был построен крес­тильный храм во имя праведных Иоакима и Анны и установлен новый памятник на могиле святителя Василия Рязанского. История сохранила для нас имена тех, кто потрудился в церкви святых стра­стотерпцев Бориса и Глеба. При иерее Родион, служившем с 1673 по 1710 год был построен существующий ныне храм. Протоиерей Иоанн Аляркинский был настоятелем собора в 1788-1792 годах. В 1898 году о. Иоанн был пострижен в монашество с именем Иероним, был архимандритом Солотчинского Рождество-Богородичного монастыря и одновременно ректором Рязанской духовной семи­нарии. Из его трудов наибольшей известностью пользуются «Рязанские досто­памятности», которые служат одним из главных пособий для изучающих исто­рию Рязанского края.Священник Михаил Виноградов, служивший в соборе в 1845-1869 годах, известен как выдающийся церковный композитор. Из соборных настоятелей нашего времени следует отметить протоиерея Бо­риса Скворцова, служившего в соборе с 1947 по 1965 годы. Позже он был при­зван к архиерейскому служению. Архимандрит Авель был настоя­телем собора с 1969 по 1970 год. Затем нес послушание в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Немало сделал для благолепия храма протоиерей Иоанн Смирнов, впоследствии архиепископ Орловский и Брянский Глеб

http://sobory.ru/article/?object=00866

В 1947 году прошла первая паспортизация объектов культурного наследия, нацеленная на оценку разрушений, связанных с Великой Отечественной войной. Территория Вологодской области также была обследована. С большой вероятностью можно утверждать, что храмы Верховского погоста утрачены до 1947 года, так как ближайшие Заборский и Ромашевский погосты отражены в материалах обследования. Пьянкова Н. С. Исчезающие храмы Тарноги Церковь во имя свв. Зосимы и Савватия Соловецких (Рождества Пресвятой Богородицы) на Верховском погосте: история, особенности архитектуры и аналоги Село Верховской погост расположено на западе современного Тарногского района Вологодского района на левом берегу Уфтюги, в верхней части ее течения. Историческое название этой местности – Кокшеньга, по названию реки, одним из притоков которой и является Уфтюга. Кокшеньгский (Кокшенский) стан впервые упоминается в 1552 году в Уставной Важской грамоте царя Иоанна IV Грозного как один из станов, входивших в состав Важского уезда. Среди волостей Кокшеньгского стана упоминается и Верховская. Впоследствии это разделение претерпело ряд изменений, пока в 1798 году Верховской теперь уже приказ в составе провинции Кокшеньга не был включен в состав Тотемского уезда. В 1870 году приказы переименовали снова в волости. На протяжении всей своей истории земли Кокшеньги были богаты деревянными храмами удивительной красоты. К сожалению, к нашему времени от архитектурного многообразия этого края почти ничего не осталось, значительная часть церквей и погостов практически забыты и долгое время не привлекали внимания исследователей. Большей частью изображений, по которым мы можем судить о типологическом разнообразии храмов Тотемской земли, мы обязаны двум ныне малоизвестным художникам и исследователям северного края Один из них - это Иван Яковлевич Билибин, сейчас более известный как иллюстратор детских сказок. В 1902-1904 годах он по поручению этнографического отдела Русского музея императора Александра III (сейчас - Государственный Русский музей) путешествовал по Вологодским, Олонецким и Архангельским землям с целью изучения деревянного зодчества и собрал имеющий огромную художественную и научную ценность альбом фотографий и рисунков, а также издал ряд научных публикаций на основе собранных материалов.

http://sobory.ru/article/?object=35197

В состав прихода входят, кроме села, деревни: Иванцева, Деревнищи, Лескова, Федотиха, Поздняки и Запутная, причисленная к Знаменскому приходу в 1793 г. по просьбе помещика Веселицкого, в коих числится муж. пола 1120 душ, жен. пола 1158 душ. В причте по штату 1885 г. состоят: священник, диакон и псаломщик. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г. Комментарии и обсуждение В Знаменском служили священнки: с 27 июня 1775 г. по 6 июня 1781 г. Симеон Васильев. С 28 июня 1781 года по 1830 год Епифаний Симеонов. С 30 ноября 1830 г. по 1852 год Карп Яковлев. С 30 ноября 1852 года по 1862 год Иосиф Иоаннович Арбеков. с 27 февраля 1865 года по 1905 год Илья Кузьмич Лагов. С 1905 года по 1914 год Павел Иоаннович Надеждин. с 1914 года Иоанн Григорьевич Успенский. В 1940 году священник Михаил Андреевич Кедров был арестован и сослан на Колыму, где ему была уготовлена участь принять мученическую смерть в числе других отправленных в 1942 году по реке на льдине. До закрытия церкви, которая последовала в июле 1942 года, служил Сергей Осипович Троицын. Он также был арестован, но в 1947 году был отпущен и он продолжал свою миссию в церкви, что находилась в селении Низком. 20 марта 2007. Настоящая каменная церковь, сооружение которой начато в 1849 г., построена на средства помещицы Александры Васильевны Веселицкой. (по материалам ГАРО, ф. 627, оп. 240) Первый священник с. Знаменское, Симеон Васильев, до рукоположения во иерея в Знаменское был дьячком с. Вышелес (тогда - Владимирского, с 1778 г. - Егорьевского уезда). По Исповедной росписи 1770 г., он родился в 1732 г. (38 лет). Второй священник, Епифаний Симеонов - его сын. По той же Исповедной росписи с. Вышелес, родился в 1754 г. До рукоположения - дьячек в с. Знаменское. Его брат Феофан Симеонов (1759 - пос. 1832) - пономарь, затем диакон в Знаменском. Сменивший Епифания Симеонова Карп Яковлевич Лебедев (1810 - 1852) был сыном диакона с. Стружаны Рязанского уезда. Два последующих священника - И.И. Арбеков (30 лет по Клировой ведомости 1860) и И.К. Лагов (29 лет по Клировой ведомости 1870) - оба были зятьями К.Я. Лебедева, мужьями его дочерей Евдокии и Натальи соответственно. Арбеков был уволен за штат в связи " с расстройством умственных способностей " , на 1900 г. ещё был жив, но находился в Рязанском доме умалишенных. Среди детей И.К. Лагова известны Иоанн (на 1900 г. священник с. Ибердус Касимовского уезда, 32 г.), Егор (Георгий) (на 1900 г. псаломщик с. Княжое (Княжево) Егорьевского уезда, 27 л.), Михаил (священник с. Еголдаево Ряжского уезда, 25 л. в 1900 г.), Александр (23 г. в 1900 г., обучался в Юрьевском университете), Петр (1880 - 1943, окончил Московскую духовную академию, протоиерей в Москве, был репрессирован, умер в Рязани, см. о нём http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=5970 ) и др.

http://sobory.ru/article/?object=02790

Одно из важнейших событий XIX века - замена в 1847 году сени над ракой преподобного Саввы на новую, бронзовую с накладным серебром, и установление в связи с этим местного праздника 17 (30) июля в честь перенесения мощей святого. В это время собор обзаводится каменным крыльцом с шатровым верхом. В 1870-е годы в нём устроили духовое отопление, проложив в полах обложенные кирпичом калориферные керамические трубы. Последняя перед революционным погромом реставрация в храме шла в 1912-1913 годах. Палехские мастера поновили росписи и промыли иконы иконостаса XVII века. В ходе предпринятой реконструкции отказались от чугунного пола, выложив его метлахской плиткой. В марте 1919 года красноармейцы с местными властями совершили кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы. В апреле 1919 года святые мощи основателя Саввинской обители увезли на Лубянку. С этого и началось разграбление монастыря, окончательно закрытого в июле 1919 года. Показательный факт: в 1923 году решётку, стоявшую перед иконостасом Рождественского собора, сняли и приспособили для ограждения памятника Карлу Марсу. В обители беспрестанно менялись хозяева: беспризорники, представители карательных органов, военные, медики, музейщики... Для Рождественского собора эта советская чехарда закончилась в 1947 году, когда храм передали Звенигородскому музею. Закрепление за собором музейного статуса позволило начать в нём научную реставрацию. С конца 1950-х годов реставрировались созданные в XVII веке храмовые фрески и иконы иконостаса. Второй этап этих работ относится уже к 1970-м годам. Одновременно, в 1971-1973 годах, собору вернули первоначальный облик - купол храма засверкал позолотой, было восстановлено позакомарное покрытие. Новые времена принесли новые веяния. В июле 1990 года состоялось малое освящение Рождественского собора. В стенах храма (ещё музейного!) вновь зазвучала молитва; впервые более чем 70-летнего перерыва в соборе отслужили литургию. В августе 1998 года, когда широко праздновалось 600-летие Саввино-Сторожевского монастыря, преподобный Савва вернулся своими мощами в родную обитель. Ковчег с мощами положили в возобновлённую раку, а праздничное богослужение тогда возглавил Патриарх Алексий Второй.

http://sobory.ru/article/?object=11788

После дарования религиозных свобод по указу государя Николая II от 17 апреля (ст. ст.) 1905 г. по всей Российской империи началось грандиозное по размаху старообрядческое храмоздательство. Лишенные в первопрестольной своей церкви древлеправославные христиане-старообрядцы, приемлющие священство, переходящее от господствующей церкви, давно мечтали о собственном столичном кафедральном храме. Возревновав о его сооружении, они приобрели для этой цели участок земли на углу улиц Малой Андроньевской и 3-й Рогожской, участок 13/20. (В 1919 г. большевики гордо назвали 3-ю Рогожскую улицу Вековой, будучи уверенными, что мировая революция упрочилась на земле на века. Малую Андроньевскую тоже переименовали в Красногвардейскую, коей она звалась с 1918 по 1922 г.г.). Земельный участок для будущей церкви был куплен при содействии почетного председателя общины, знаменитого старообрядческого благодетеля, нижегородского купца Николы Александровича Бугрова. За землю было заплачено 60 000 рублей. По завещанию московский купец Михаил Феодорович Ясашнов оставил общине свой дом, который был потом продан за 35 000 рублей. Это имение, приобретенное в рассрочку на льготных условиях, дало общине в течение первых трех лет около 25 000 рублей. Добровольных пожертвований за это время было собрано свыше 15 000 рублей. С этими капиталами и началось строительство церкви по проекту известного московского зодчего, архитектора нескольких старообрядческих храмов в Москве и Подмосковье Ильи Евграфовича Бондаренко (1870-1947). Пятиглавый храм спроектирован по образцу русских церквей XVI XVII веков. Своды и купола у него были железобетонные. Причем главный купол и четыре угловых опирались не на свод, а на самостоятельную конструкцию железных ферм кровли. Отдельно стоящая колокольня завершалась железным восьмигранным шпилем. К вместительным хорам примыкала немалая ризница. По авторитетным свидетельствам искусствоведов, Бондаренко в проекте Никольского храма «стилизует по преимуществу формы новгородско-псковского зодчества, но трактует их очень вольно. Он вводит в употребление прием, который хотелось бы определить как „двойную стилизацию“. На реальном теле храма „рисуется“ еще один». Украшенный в такой манере арками, декоративными украшениями и выступами апсид, нарядный церковный фасад был призван вызывать сугубо торжественное и молитвенное настроение. Здание имеет в длину 30 метров, а в ширину 14 метров. Высокие узкие окна западного основного входа были забраны в затейливые решетки. Храм вмещал до 1000 человек. При его строительстве широко применялся столь модный в начале ХХ в. бетон. Стоимость строительства вчерне составила 70 000 рублей, окончательная превысила 120 000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=25767

Балякин Илья (упом. 1769), иконописец из Палеха 168, 310 Баранов Павел Дмитриевич (упом. 1873), иконописец из Холуя 183, 184 Барсков Я. Л. 90, 96, 108, 356, 459 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, историк литературы 72, 88, 122, 124, 148, 460 Барсуков С.Г. 96, 320, 407, 460 Бассано Якопо (ок. 1517–1529), итальянский художник 305 Баталов А. 460, 471 Батас Ф. (XVI в.) греческий иконописец 305 Бахрушин Алексей Александрович (1865–1929), театральный деятель, коллекционер 439 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) литературовед, теоретик искусства 330, 459 Безмин Иван, живописец Оружейной палаты 365 Безобразов Владимир Павлович (1828–1889), экономист, публицист 19, 24, 32, 160, 166, 176, 193, 194, 206, 208, 211, 212, 236, 295, 449, 459 Бек Г. 7, 461 Бекенева Н.Г. 458 Белоброва О. А. 93, 461 Белоусов Василий Васильевич, иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Василий Евграфович (середина-вторая половина XIX в.), иконописец из Палеха, владелец мастерской 184, 249, 251 Белоусов Иван Васильевич (вторая половина XIX в.). иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Николай Фещорович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Палеха 300 Белусовых иконописная мастерская, в Палехе 168, 172, 175, 248 Беляев (XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бендеманн Эдуард (1811–1889), немецкий художник 295 Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), художник, историк искусства 236, 350, 443, 459 Бердяев Николай Александрович (1874–1948), религиозный философ 237, 239, 459 Бессонов И., историк искусства 278, 279, 417, 423, 460 Бимингтон Дж. 31, 454, 460 Благовещенский Николай Александрович (1837–1889), писатель 460 Блинничев Михаил Викторович (начало ХХ в.), иконописец из Холуя 256, 443 Богатырев П.Г. 193, 208, 212. 292, 293, 433, 460 Богданов Д.И. (начало ХХ в.), иконописец, реставратор 270 Богомолов П.Г., художник 409 Богоявленский Сергей Константинович (1872–1947), историк, архивист 203, 214, 460 Божков А. 29, 460 Большаков Сергей Тихонович (1842–1906) торговец рукописями, старопечатными книгами и иконами, собиратель 38, 134, 136, 137, 141, 145, 283, 284, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

К сер. 60-х гг. произошло разделение по специальностям: классы живописи, скульптуры, архитектуры и гравирования, расширился круг общеобразовательных предметов (география, мифология, геометрия и др.). Эти нововведения были закреплены в Уставе 1764 г., тогда же по инициативе И. И. Бецкого учреждается Воспитательное уч-ще для детей 5-6 лет. Во 2-й пол. XVIII в. сформировались методы и приемы академического образования с разделением жанров, закрепившиеся в учебном процессе вплоть до кон. XIX в. Главным звеном в системе обучения являлись академические программы - специальные задания для учащихся, оцениваемые преподавательской комиссией. Задания выполнялись каждый месяц (рисунок, барельеф, чертеж), каждое полугодие и в выпускном классе (произведение на заданную тему). По итогам заданий вручались серебряные и золотые медали 1-го и 2-го достоинства. Академические программы выполняли также пенсионеры (получившие право на заграничную поездку в Италию или Францию) и преподаватели, претендующие на более высокие посты. В 1840 г. принимается новый Устав А. х., по к-рому упраздняется Воспитательное уч-ще. После реформы 1893 г. вместо классов с дежурными профессорами создаются мастерские под руководством ведущих педагогов. С 1918 г. обучение происходило в индивидуальных мастерских. В 1947 г. созданы отд-ния монументально-декоративной живописи. В 1987 г. возобновилось вручение академических медалей за дипломные работы. До нач. XX в. А. х. была главным научно-творческим центром, подготовившим наиболее выдающихся рус. художников и архитекторов XVIII-XIX вв. Становление художественного опыта было связано с понятиями «академизм», «академическая школа» и определялось эстетикой классицизма, принятой за норму и образец для обучения в этот период. С сер. XIX в. эти нормы стали восприниматься как консервативные («Бунт 14-ти» и возникновение «Товарищества передвижных художественных выставок» (1870)). К кон. XIX в. стилистический диапазон академических работ значительно расширился, появились произведения реалистического и символистского направления.

http://pravenc.ru/text/63762.html

Мировой науке Соболевский известен прежде всего как автор  капитальных исследований языка Аристофана. Этому предмету посвящены обе  его диссертации: магистерская, защищенная в 1890 г., и докторская, успешно  защищенная в 1892 г. К сожалению, итоги многолетних исследований текста Аристофана остались не обобщенными С. И. Соболевским: монография «Аристофан и его время» (М., 1957; переизд. 2001) представляет собой научно-популярную книгу общеобразовательного характера, созданную по долгу службы в Институте мировой литературы, в то время как главные работы ученого, касавшиеся текста Аристофана, остались незавершенными. Для Православной Энциклопедии С. И. Соболевский  написал статью о койне Нового Завета, ставшую одной из классических работ  по этому вопросу и уже через год переведенную на греческий язык. Велик  вклад С. И. Соболевского в изучение греческой палеографии и текстологии.  Например, в соавторстве с петербургским профессором Григорием Филимоновичем Церетели (1870-1939) он издал сборник образцов греческого минускульного письма. Возглавляя сектор античной литературы в Институте мировой литературы, С. И. Соболевский редактировал изданные этим академическим институтом трехтомную Историю греческой литературы и двухтомную Историю римской литературы . Перу С. И. Соболевского принадлежат свыше ста печатных трудов.   Кроме того, он перевел на русский язык Сократические сочинения Ксенофонта (1935 г.) и речи Лисия (1933 г.), Панегирик Исократа и Басни Эзопа (оба перевода в кн. Греческая литература в избранных переводах . Составил В. О. Нилендер. М., 1939), фрагменты Эпикура, несколько Сравнительных жизнеописаний Плутарха.  Чрезвычайно важным делом было написание новых учебных пособий и учебников после восстановления преподавания классических языков. С. И. Соболевский издал в 1938 г. Грамматику латинского языка , в 1938 и 1947 гг. - две части обширной Хрестоматии , в 1953 - сокращенный Учебник латинского языка , а в 1948 - Древнегреческий язык: Учебник для высших учебных заведений . Грамматики Соболевского читаются и переиздаются до сих пор.

http://bogoslov.ru/person/50135

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010