сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Богословие. Культура 559. Василик В. В. Севир Антиохийский//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 264–268. 560. Макарий (Оксиюк), митр. Варшавский и всея Польши. Теопасхитские споры/М. Ф. Оксиюк//БСб. 1999. 2. С. 18–40. Перепеч. из: Труды Киевской духовной академии. 1912. Т 1. 4. С. 529–559 (то же: Киево-Могилянский сб. Киев, 1913. С. 396–426). См. также 442, 1485,1486, 1496, 1512,1513,1783, 1870, 1994, 2001, 2143, 2168, 2497, 2498, 2753, 2793, 2806. Византия и Запад. Разделение церквей (XI в.) и дальнейшие судьбы Западной церкви См. также: Западно-христианские исповедания 1819– 1992); Проблема папского примата 2414–2415).. 561. Воловников Д. Западный апокриф в истории православного Востока: Случай «дарственной грамоты императора Константина папе Сильвестру»//ТКДА. 1999. Вып. 2. С. 36–58. 562. Подскальский [sic!] Г. Запад и Восток: Факторы, приведшие к разделению: Шансы на сближение и последующее единение: Пер. с нем.//Страницы. 2000. Т. 5. 4. С. 554–565. Византия и Восток (XII-XV вв.) 563. Мейендорф И. , протопр. Три литовских мученика: Византия и Литва в XIVв.//ВРЗЕПЭ. 1983. С. 265–281. Вероятно, не авторский текст, а пер. с англ. статьи: The three Lithuanian Martyrs: Byzantium and Lithuania in the XIV cent.//Eikon und Logos... Bd. 2. Halle, 1981. Прпп. Антоний, Иоанн и Евстафий – мученики виленские. Ср. 1243. 564. Назаренко А. В . Русь и Святая Земля в эпоху Крестовых походов//БТ. 1999. Сб. 35. С. 179–196. 565. Павел (Черемухин), иером. Константинопольский Собор 1157 г. и Николай, епископ Мефонский//БТ. 1960. Сб. 1. С. 85–109. 566. Планк П., свящ . Православные христиане Св. Земли во времена крестовых походов (1099–1187): Ретроспективный обзор к 900-летию взятия Иерусалима/Пер. с нем.: М. А. Журинская//АиО. 2000. 4(26). С. 180–191. 567. Флоря Б. Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.)//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 63–84. См. также 259. Миссионерская деятельность I-XX вв. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время учебы на первом курсе Ленинградской Духовной академии я был призван митрополитом Григорием, временно управлявшим Таллинской епархией после смерти епископа Исидора, и он предложил мне три места – вторым священником в Александро-Невский собор, настоятелем Екатерининской церкви в Пярну или настоятелем Богоявленской церкви в Йыхви – шахтерском городе. Владыка сам сказал: „Я бы не советовал вам сейчас идти вторым священником в собор – вас знают там как иподьякона, как псаломщика. Через полгода, если вы захотите, я вас переведу“. Я выбрал церковь в Йыхви – она была на полпути между Таллиным и Ленинградом, что давало возможность экстерном закончить Ленинградскую Духовную академию и быть связанным и с Таллиным, и с родительским домом, и с епархией» 2 . Период конца XIX – начало XX века с его особенностями представляет для нас сегодня наибольший интерес. Поэтому мы обратимся прежде всего к описанию жизни митрополита Григория, начиная с его ранней юности, взросления, духовного становления и плодотворной деятельности. Важнейшими источниками служат, в первую очередь, самим Владыкой написанные воспоминания, речи, проповеди , доклады, а также материалы, хранящиеся в архивах, и публикации. Библиография его трудов, печатных и рукописных, довольно обширная и разнообразная, будет дана в приложении. Поскольку духовное образование всегда связано не с узким кругом людей, а с большим вовлечением учащих и учащихся, считаем своим долгом привести доступные биографические сведения о тех, кто был рядом с митрополитом Григорием. Царство Небесное и вечный покой всем учившим и учившимся в духовных школах Русской Православной Церкви.     1 См.: Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий († 5 ноября 1955 года). (Некролог.)//Единая Церковь . 1955. 1–2. С. 12–17; Парийский Л.Н. К 50-летнему юбилею митрополита Григория. Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1947. 6. С. 3–4; Патриарх Алексий, как достойный продолжатель дела Патриарха Сергия и его сподвижники.//В кн.: Патриарх Сергий и его духовное наследство. М. 1947. С. 409–411; Сечишин Д., протоиерей. Кончина Высокопреосвященнейшего Григория, митрополита Ленинградского и Новгородского.//Православный вестник, 1955. 11–12. С. 323–325; Успенский Н., проф. Митрополит Ленинградский и Новгородский (Некролог). ЖМП. 1955. 12. С. 13–18; Шаповалова А. Архиепископ Псковский и Порховский Григорий. ЖМП. 1945. 7. С. 36–43; Шоломицкий В., прот. Памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (1870–1955). ЖМП. 1981. 4. С. 8–14; Энден М. Кончина митрополита Григория.//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. 1955. 24. С. 292–294.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архимандрит Виталий помогал первому православному священнику на Закарпатье после долгих лет унии – Священноисповеднику Алексию (Кабалюку), что известно из материалов второго Мармарош-Сигетского процесса (июль 1913 – март 1914 гг.) Особую заботу отец Виталий проявлял также о чехах. На Волыни с 1863-1867 до 1947 года существовали большие чешские поселения. Колония чехов Здолбуново в 1870-1880 гг. почти полностью перешла в Православие. Архимандрит Виталий основал там подворье Почаевской Лавры и отделение типографского братства. Алексей Геровский пишет, что будущий архиепископ Пражский в юрисдикции Вселенской Патриархии Савватий (Врабец), чех из Праги " был принят в Почаевский монастырь. Как брат-славянин, он с лёгкостью окончил духовную семинарию и быстро дослужился до сана архимандрита " (3). В 1907 году о.Савватий был назначен миссионером в чешских сёлах Волыни. В целом миссионерское служение России среди чехов вдохновлялось славянофилами. В 1870-1874 годах Славянское Благотворительное Общество основало русский приход в Праге, проект создания православной чешской общины в Москве (при храме Св. Климента Папы Римского) разрабатывался Обществом в тот же период. Впоследствии в возрождённой Чешской Православной Церкви объединятся духовные сыновья настоятеля Пражского Николаевского собора о.Михаила Раевского и о. Виталия (Максименко). С началом Отечественной войны 1914-1917 г.г. архимандрит Виталий оказывается на переднем крае борьбы за православное будущее славянства. Иноки Почаевской Лавры посылаются в освобожденные Императорской Русской армией области Галицко-волынской земли для воссоединения русинов с " прадедовской верой " . Среди русинов " было такое воодушевление, такая радость на душе, что невозможно было вместить в себя " (4)... В самой Почаевской типографии печатаются " Листки об унии " , составлявшиеся Священномучеником Илларионом (Троицким), будущим архиепископом Верейским. А среди иноков, отправленных в Галицию, был другой ныне прославленный святой – будущий епископ Гомельский Тихон (Шарапов), духовный сын и ближайший помощник о.Виталия в Типографском братстве.

http://religare.ru/2_53428.html

В 1947 г. над собором вновь были воздвигнуты кресты. В 1-й пол. 50-х гг. XX в. был осуществлен капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная сумма (500 тыс. р.). В 50-х гг. XX в. из закрытого минского храма вмц. Екатерины в Свято-Духовский собор была перенесена Минская икона Божией Матери . В 1953 г. с сев. стороны собора был устроен придел во имя вмц. Варвары, в к-ром поместили ковчег с частицей мощей этой святой. В 1968 г. в юж. части собора был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. У сев. стены храма установлена рака с мощами св. Софии, кнг. Слуцкой, а в крипте собора освящен придел во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла. Капитальные ремонты проводились в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в., когда настоятелем собора был прот. Михаил Булгаков († 1995), и в 1996 и 2000 гг., при настоятеле прот. Геннадии Дзичковском. Во время последнего ремонта произведена реконструкция Варваринского придела, алтарь которого перенесен на новое место, а также был обновлен иконостас. К нач. 2017 г. бывш. монастырский Свято-Духовский храм является кафедральным собором г. Минска, а монастырский корпус - соборным домом, где проходят церковные мероприятия. Арх.: РГИА в СПб. Ф. 797. Оп. 72. 74 [Сведения о мон-рях, общинах и пустынях Минской епархии за 1901 г.]. Ист.: Путешествие стольника П. А. Толстого/Предисл.: Д. А. Толстой//РА. 1888. 2. С. 161-204; То же. М., 1992. Лит.: Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864; Александр (Добрынин), еп. Речь при открытии правосл. мон-ря в г. Минске//Минские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. 1. С. 1-7; Игнатьев Р. Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов 1-кл. муж. мон-рь//Там же. 1877. 22. С. 457-461; 24. С. 517-524; 1878. 3. С. 62-66; Николай, иером. Заметка на ст. «Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов первоклассный мужской мон-рь»//Там же. 1877. 24. С. 524-527; он же. Ист.-стат. описание минского Свято-Духова муж. однокл. мон-ря//Там же. 1879.

http://pravenc.ru/text/2563290.html

Из описания художника можно сделать вывод, что уже в начале XX века храм нуждался в неотложной реставрации. Такие работы действительно провели. В 1908 году его тщательно перебрали «…по бревнам, с заменой подгнивших венцов новыми…» под руководством архитектора Д.В. Милеева и по его чертежам Реставрация, судя по всему, выполнялась чрезвычайно тщательно. Во всяком случае, И.Э. Грабарь, упоминая о ней, отмечает ее хорошее состояние и почти полную сохранность Это было уже не первое вмешательство в архитектуру церкви. В упомянутой выше статье И.Я. Билибин пишет: «…прежде … церковь стояла на столбах и на таких высоких, что под нее подъезжали на лошадях, которых привязывали к чугунным кольцам, вделанным в столбы» Не вполне понятно, что здесь имеется ввиду, так как известную нам конструкцию храма трудно представить себе поднятой на столбы. Возможно, здесь имеется в виду галерея и крыльцо на столбах, следы которых, по свидетельству Ивана Яковлевича, заметны на бревнах стен. Эту галерею, которая охватывала с храм западной стороны, видел Владимир Васильевич Суслов во время своего путешествия по Русскому Северу в 1883-1887 годах Стоит обратить внимание и еще на одну деталь. В статье церковь названа Богородицкой, как и во всех источниках данного периода. В некоторых трудах указано, что она освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы С 1870-х годов она, из-за ветхости, не использовалась для богослужений, а престол перенесли в новый каменный храм, построенный рядом (1871-1877 годы) Свое новое посвящение церковь получила в 1910 году. Это отражено в протоколе заседания Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Археологического общества 685 от 6 октября 1910 года: «... существующий в селе Верховье Тотемского уезда деревянный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы возобновлен в 1908 году, с сохранением своего вида и предложен к освящению 5 октября с.г. с переименованием в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, ибо во имя события Рождества Пресвятыя Богородицы освящена каменная церковь в означенном селе» После ремонта просуществовала она недолго. В 1930-е годы в ней располагалась школа. Во время паспортизации памятников архитектуры, проведенной в 1947 году, она в их списке уже не значится В альбоме 1942 года она еще упомянута. Скорее всего, ее утрату можно отнести к периоду Великой Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=35197

Когда-то на стенах летней части храма висели очень старинные иконы «житие святого» и «двунадесятые праздники» предположительно начала 18 в. Их выкрали вместе с серебряными сосудами в 1990 г., годом позже 2 старинных колокола висевшие под потолком фасадного крыльца были сняты и перевезены в село Посёлки Кузнецкого района. В селе существовала церковно-приходская школа, законоучителем был всегда священник. При библиотеке было 50 томов Евангелия, 6 томов библии, 35 псалтири. Некоторых преподавателей присылали из Пензенской духовной консистории. Настоятели и старосты вели метрические и амбарные книги, куда записывались все важные события приходской и общественной жизни. Известно также, что с 1839 по 1903 гг. при храме велись «исповеднические расписки». Интересно отметить годы служения протоиерея Феодора Потоцкого (1982-1989). При нём храм начал благоукрашаться, в 1988 г. на юбилейных торжествах в г. Пензе Космо-Дамиановскому приходу вручили почетную грамоту за большой вклад в фонд мира. Космо-Дамиановский храм. Памятник архитектуры 19 века (1897 г.). Архитектор Алексей Евгеньевич Эренберг. Церковь изначально имела три святых престола. Центральный – праздника Покрова Божией Матери, правый – Св. бессребреников Космы и Дамиана, левый – Святой Троицы. Святой престол в центральном алтаре освящён 12 апреля 1962 г., повторное после открытия, Архиепископа Феодосием (Погорским). Святой престол в правом алтаре освящён священническим чином, благочинным Кузнецкого округа протоиереем Авраамием Михайловым в 1947 г. Алтарь Святой Троицы восстановлен в 2005 г., канонического Престола пока нет. В период существования храма в нём служили и подвизались следующие священнослужители: свящ. Василий Пламеневский 1820-1870 гг., благочин. прот. Пётр Миронесицкий, свящ. Василий Студентов 1864-1930 гг., свящ. Николай Иваницкий 1932 г., монахиня Артемия Чебакова, миссионер свящ. Симеон Магнусев 1911 г., диак. Алексий Чистов 1920 г., монахиня Нектария Полежаева, благочинный прот. Авраамий Михайлов, монахиня Евдокия Акимова, свящ. Иоанн Троицкий, свящ. Николай Швербицкий, свящ. Николай Оболенский, свящ. Иоанн Работкин, прот. Ермолай Азрапкин, свящ. Николай Швед, свящ. Кирилл Палий, свящ. Леонид Евстратов, свящ. Николай Лентовский, свящ. Фёдор Потоцкий, свящ. Николай Путицев, свящ. Василий Уралев, свящ. Алексий Фадеев, прот. Николай Гудков (иеромонах Феофан), дьякон Макарий.

http://sobory.ru/article/?object=02701

Также в 1870-80 годы ведутся ремонты по всем келейным корпусам, разбирается гостиный корпус (на настоящий момент - подвалы), строится каменная стена с четырьмя башнями и двумя воротами, изменяется русло реки Нурмы, подмывавшей стену монастыря. Кроме того, организуется скит на холме правильной формы 50 саженей в диаметре - Голгофе к востоку от монастыря и насыпается подобный холм к западу от монастыря. На западном холме игумен Иоасаф планировал возвести храм со стенами из застекленных рам, чтобы богослужение было видно издалека. Так создается единый архитектурный ансамбль с 20-саженной колокольней-доминантой, позволяющей собрать воедино не только территорию непосредственно монастыря, но и обе «Голгофы». В начале ХХ века обитель посещает императрица. В 1903 году открывается школа иконописи под руководством Антония Чекина. Просуществовала она три года и была закрыта из-за смутного времени. В 1914 году было отпраздновано 500-летие обители. В 1922 году монастырь закрыли, а здания передали Вологодской областной школе особого режима, а в 1947 году – детскому дому. С 1953 по 1986 год в зданиях монастыря находилась школа для детей с ослабленными легкими. С 1986 года здания принадлежали Грязовецкому интернату, но использованы не были. В настоящее время монастырь передан епархии, последние 9 лет активно идут противоаварийные работы, что позволило предотвратить дальнейшее разрушение построек. Троицкий собор с храмом Иоанна Предтечи был разобран в 1936 году. Кирпичом вымостили дорогу, подходящую к селу Юношескому. Храм Павла Обнорского разрушен после 1957 года, возможно, в 1971 году. Наибольший научный интерес представляет Успенский корпус, включающий разновременные пристройки с 1536 по 1886 годы, в состав которого входят: - трапезная 1536-1539 г.г.; многократно перестраиваемая (в XVIII веке превращена в церковь Успения, растесаны окна, при игумене Иоасафе в конце XIX века уничтожен центральный столб и устроены четыре столба), но сохранившая на чердаке первоначальные завершения по части восточной, северной и западной стенам, пяты и остатки сводов в кладке стен;

http://sobory.ru/article/?object=02736

Щедрость, богатство света и простота убранства вызывали при входе в храм чувство духовного подъёма и радости. Особым украшением проводимых здесь служб считалось церковное пение. На протяжении веков староверы бережно хранили древние «крюковые» распевы духовных песнопений. Именно в том виде, как это было принято от начала христианства на Руси. Слушая «знаменные» распевы старообрядческих хоров, можно почувствовать сам благотворный дух христианской жизни Святой Руси. По большим церковным праздникам в молитвенном доме села Зуева пели три хора: мужской, девичий и смешанный. Послушать зуевских певчих приезжали специально из Москвы и других мест России. Значительный вклад в развитие древнерусского знаменного пения внёс один из видных представителей династии Морозовых Арсений Иванович Морозов, а также многие наши земляки-староверы, среди которых Иван Аверьянович Фортов — прадед экс-президента Российской Академии наук В.Е. Фортова. В начале XX века Зуевская община старообрядцев выросла настолько, что приняла решение расширить молитвенный дом. Этому событию способствовал царский указ о даровании религиозных свобод старообрядцам, изданный в 1905 году. Прошло семь лет, и в 1912-м проект реконструкции здания храма выполнил выдающийся архитектор России Илья Евграфович Бондаренко (1870–1947 гг.). Обновлённый храм освятили 22 декабря 1913 года в предпразднество Рожества Христова и в день святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. В приглашении на освящение написали: «Совет Зувеской общины старообрядцев поморского брачного согласия извещает своих единоверцев, что перестройка святого храма во славу Рожества Пресвятыя Богородицы и святителя Николы при помощи Божией окончена, и в 22-й день декабря сего года будет совершено освящение оного…» Одновременно с пристройкой к храму возвели изящную церковную сторожку. Весь этот комплекс окружила монолитная ограда с арочным входом, выполненная в новом для того времени материале — железобетоне с включением дроблёного кирпича. Интересно решение вопроса об утеплении храма: в перекрытиях использована шелуха гречихи, сохранившаяся по сей день. Стоит упомянуть, что обновлённый храм на Кузнецкой вмещал более тысячи прихожан. Незадолго до Октябрьской революции, в 1916 году, Зуевская старообрядческая община получила от Ивана Викуловича Морозова (1865–1933 гг.), потомственного Почётного гражданина, выпускника юридического факультета Московского университета, возглавлявшего «Товарищество Викулы Морозова с Сыновьями», для возведения центральной главы храма десять тысяч рублей. По тем временам это были огромные деньги.

http://sobory.ru/article/?object=01743

Гаспаров 1980 – Гаспаров М. Л. Поэзия Пиндара//Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты/Изд. подг. М. Л. Гаспаров. М., 1980. С. 361–383. Герц 1870 – Герц К. Археологическая топография Таманского полуострова. М., 1870. Глускина 1994 – Глускина Л. М. Социальные институты, экономические отношения и правовая практика в Афинах IV в. до н. э. по судебным речам Демосфеновского корпуса//Демосфен. Речи. В трех томах/Отв. ред. Е. С. Голубцова , Л. П. Маринович, Э. Д. Фролов. Т. И. М., 1994. С. 404–467. Голубцова 1951 – Голубцова Е. С. Северное Причерноморье и Рим на рубеже нашей эры. М., 1951. Гончарова 1984 – Гончарова Т. Еврипид. М., 1984. Гордезиани 1978 – Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси, 1978. Горончаровский 2003 – Горончаровский В. А. Между империей и варварами. Военное дело Боспора римского времени. СПб.; М., 2003. ГПП – Качарава Д. Д., Квирквелия Г. Т. Города и поселения Причерноморья античной эпохи. Малый энциклопедический справочник. Тбилиси, 1991. Граков 1939      – Граков Б. Н. Материалы по истории Скифии      в греческих надписях      Балканского полуострова и Малой      Азии//ВДИ. 1939. 3. С. 231–315. Граков 1947 – Граков Б. Н. Γυναικοκρατομενοι. Пережитки матриархата у сарматов//ВДИ. 1947. 3. С. 100–121. Граков 1954 – Граков Б. Я Каменское городище на Днепре. М., 1954 (МИА, 34). Граков 1971      – Граков Б. Н. Скифы.      М., 1971. Грацианская      1976 – Грацианская Л.      И. Место       политической      истории Боспора в «Географии» Страбона//ДГ, 1975 г. М., 1976. С. 6–20. Грацианская 1988 – Грацианская Л. И. «География» Страбона. Проблемы источниковедения//ДГ, 1986 г. М., 1988. С. 6–175. Грацианская 1997 – Грацианская Л. И. К Strab. XI, 2, 10//Классические языки и индоевропейское языкознание. Материалы чтений, посвященных 100-летию со дня рождения проф. И. М. Тройского. СПб., 1997. С. 7. Гревс 1946 – Гревс И. М. Тацит. М.; Л., 1946. Греки и варвары 2005 – Греки и варвары Северного Причерноморья в скифскую эпоху/Отв. ред. К. К. Марченко. СПб., 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Проф. А. И. Сагарда (1883–1950) 2 . Проф. И. И. Зеленецкий (1893–1972) 3 . Проф. С. А. Купресов (1887–1965) 4 . Проф. К. М. Федоров (1882–1978) 5 . Протоиерей Михаил Чуб (1912–1985). Архиепископ Михаил 6 . Проф. Георгий Миролюбов (1884–1964) 7 . Проф., протоиерей Андрей Сергеенко (1902–1973) 8 . Проф., протоиерей Василий Верюжский (1874–1955) 9 . Проф. Л. Н. Парийский (1892–1972) 10 . Проф. А. Ф. Шишкин (1897–1965) 11 . Проф. А. А. Углянский (1883–1951) 12 . Проф. В. В. Четыркин (1883–1948) 13 . Митрополит Григорий (Чуков) (1870–1955) 14 . Митрополит Никодим (Ротов) (1929–1978) 15 . Доцент В. А. Некрасов (1892–1987) 16 . Проф. К. А. Сборовский (1883–1965) 17 . Д. Ф. Вознесенский (1889–1970) 18 . Е. Н. Бояновская (1887–1956) 19 . Л. Г. Овчинникова (1932–1987) 20 . В. Д. Знаменский (1883–1949) 21 . М. А. Добрынин (1922–1963) 22 . Проф. А. И. Иванов (1890–1976) 23 . Проф. Н. Д. Успенский (1900–1987) 24 . Проф. М. Ф. Русаков (1891–1979) 25 . А. И. Макаровский (1888–1958) 26 . П. Д. Вознесенский (1887–1947) 27 . П. П. Игнатов (1883–1965) 28 . Протоиерей Иоанн Козлов (1887–1971) 29 . Протоиерей Георгий Смирнов (1901–1974) 30 . Протоиерей Евгений Амбарцумов (1916–1969) Рисунок 90. Св. прав. Иоанн Кронштадтский благословил о. Николая Чукова на труды по народному просвещению в самом начале его церковно-школьной деятельности (1897 год) Рисунок 91. Священномученик митрополит Петроградский Вениамин, архипастырь, наставник и «соузник» протоиерея Николая Чукова в Петрограде (1919–1922 годы) Рисунок 92. Священномученик архиепископ Фаддей – «человек кристально-чистой души», который помог о. Николаю Чукову максимально полно раскрыть свои педагогические способности (1903–1908 годы) Рисунок 93. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) . Во время церковных разделений протоиерей Николай Чуков неизменно сохранял верность Московской Патриархии и был авторитетным помощником митрополита Ленинградского и Гдовского Серафима (1928–1933 годы) Читать далее Источник: Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)/[прот. В. Сорокин]. – Изд. Князь-Владимир. Собор. – Санкт-Петербург : Тип. ИД Русская Симфония, 2005. - 734, с.: ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010