1858 г. – родился. 1882 г. – окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1906 г. – иеромонах, настоятель Московского Высокопетровского монастыря; архимандрит. 1907 г. – настоятель Новоспасского монастыря. 1914 г. – хиротонисан во епископа Балахнинского. 1917 г., 25 января – епископ Орловский. 1917 г., 26 мая – уволен на покой, проживал в Смоленском Спасо-Авраамиевом монастыре. 1918 г. – убит в Смоленске. МАКАРИЙ (Парвицкий «Невский» Михаил Андреевич), митрополит Алтайский. 1835 г., 1 октября – родился в селе Шапкине, Ковровского уезда, Владимирской губ., в семье пономаря. 1854 г. – окончил Тобольскую духовную семинарию. 1855 г. – начал свою деятельность в составе алтайской духовной миссии. 1861 г. – принял монашество, рукоположен в иеромонаха. 1861–1864 гг. – трудился над устроением Чулышманского монастыря. 1868–1869 гг. – работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал ряд богослужебных и святоотеческих книг на алтайском языке. 1883 г. – начальник Алтайской духовной миссии; архимандрит. 1884 г. – епископ Бийский, викарий Томской епархии. 1891 г., 26 мая – епископ Томский и Семипалатинский. 1905 г. – епископ Томский и Барнаульский. 1906 г. – архиепископ. 1908 г. – архиепископ Томский и Алтайский. 1912–1917 гг. – митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода. 1913 г. – почётный член Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1917 г., 20 марта (1 апреля) – уволен на покой с поселением в Николо-Угрешский монастырь. 1920 г., август – Св. Патриархом Тихоном митрополиту Макарию дарован почётный пожизненный титул митрополита Алтайского. 1926 г., 2 марта – скончался в п. Котельничи Московской области Люберецкого р-на. 1956 г. – останки перенесены в Загорск и захоронены под Успенским Собором. Выдающийся святитель-миссионер, просветитель алтайского народа. За его деятельность и благочестивую жизнь народ назвал его «Апостол Алтая» и «Сибирский столп православия». Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

194 Митрополит Макарий (Парвицкий, 1.10.1835 †16.2.1926), Московский и Коломенский – старец-митрополит, выдающийся святитель, миссионер, просветитель алтайского народа; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». Родился в с. Шапкине Ковровского уезда Владимирской губ. в семье пономаря. После окончания Тобольской духовной семинарии (1854), в которой получил прозвание «Невский», поступил в состав Алтайской духовной миссии. Приняв монашество и будучи рукоположен во иеромонаха (1861), трудился над устроением Чулышманского монастыря (1861–1864), работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг (1868–1869). Начальник Алтайской духовной миссии, архимандрит (1883), хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии (1884). Епископ Томский и Семипалатинский (26.5.1891), с 1905 г. – епископ Томский и Барнаульский (с 1906 – архиепископ), с 1908 г. – архиепископ Томский и Алтайский. Митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода (1912), почетный член С.-Петербургской духовной академии (1913). Уволен на покой (20.3.1917), местом пребывания определен Николо-Угрешский монастырь. Святителем Тихоном митрополиту Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (авг. 1920). Скончался в пос. Котельники Московской губ. В 1956 г. останки Святителя (по свидетельству очевидцев – нетленные) были перенесены в Сергиев Посад и упокоены под Успенским собором Троице- Сергиевой Лавры. 195 Виктор Михайлович Васнецов (15.5.1848 †23.7.1926) – выдающийся русский художник. Вл. Арсений имеет в виду роспись Васнецовым плафона главного нефа собора Св. Владимира в Киеве – «Распятие Господа нашего Иисуса Христа» 197 Последователи Платона (именовавшегося «христианином в язычестве»), принимавшие в свое миросозерцание наряду с христианством верования язычников. Представителями неоплатонизма были Аммоний Сакк, живший в Александрии в конце II–haчaлe III вв., и ученик его Плотин, основавший ок. 240 г. в Риме свою школу. Первый из неоплатоников, затеявший полемику против христианства, был Порфирий из Тира, ученик Плотина. Историк Церкви Евсевий пишет о нем: «...Не могши найти ничего худого в христианских догматах, за недостатком доводов, прибегает к ругательству и нападает на изъяснителей». Еще большая лживость была присуща другому неоплатонику Иероклу. Все это вызвало следующие два соборные определения: 1. «Принимающим платоновские идеи за истинные анафема трижды»; 2. «Снова дерзнувшим вводить в Церковь Христову платонические идеи и эллинские мифы, анафема трижды».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

277 Земство – органы местного самоуправления, созданные в ряде губерний России по Земской реформе 1864 г. Земству были переданы хозяйственные дела и, таким образом, разделено местное управление на казенное и земское. В 1889 г. был введен институт земских начальников – представителей административно-судебной власти в деревне, в руках которых сосредотачивалась местная власть. В 1912 г. этот институт был упразднен. 278 Имеется в виду манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», изданный 17 декабря 1905 года во время начавшейся революции. Манифестом провозглашались «незыблемые основы гражданской свободы», неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов и т.п. Согласно манифесту был избран первый русский парламент – первая Государственная дума, работавшая с 27 апреля по 8 июля 1906 года. 279 Впервые: Gral. 1925. 8. С.384–3954. На русском языке статья была опубликована в журнале «Философские науки» (1990. 5) в переводе и с предисловием А.Г.Власкина и А.А.Ермичева. Печатается по этому изданию. 280 Имеется в виду книга «История новой философии» (для выпуска, вышедшие на русском языке в 1890 году и вторым изданием в 1898–1899 гг.), написанная немецким историком философии Фридрихом Ибервегом (1826–1871), и при переиздании ее после смерти автора, дополненная М.Хейнце. 282 Лосский Николай Онуфриевич (1870–1956) – философ интуитивист, создатель метафизики конкретного идеал-реализма, «Лосский – один из самых видных представителей чистой теоретической философии в России. Его главные труды относятся к области гносеологии и онтологии. В гносеологии он является создателем системы «интуитивизма»; в онтологии он называет свое воззрение «идеал-реализмом»; оно основано на учении Платона о реальности идей. По своим метафизическим воззрениям близок к Лейбницу; в религиозно-философских воззрениях, которым посвящены его последние труды, он является представителем чистого теизма» ( Франк С.Л. Из истории русской философской мысли конца XIX и начала XX века. Антология. Лондон, 1965. С.225). Названная книга «Обоснование интуитивизма» была защищена Н.О.Лосским как докторская диссертация и сначала публиковалась в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1904–1905 гг. под названием «Обоснование мистического эмпиризма». Отдельным изданием вышла в 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

(27) Письмо секретаря великого князя Владимира Кирилловича Д.Л. Сенявина его родственнице (дочери?) Марусе, Сен-Бриак, 18 августа 1943 г., 94 (28) Имя установить не удалось (29) Ныне Каунас (30) Голицын Владимир Дмитриевич, князь (1902-1990). Член Братства преп. Серафима Саровского, учрежденного в 1925 г. В 1959 г. соорганизатор общества «Православное дело» совместно со святителем Иоанном (Максимовичем) (31) Любимова (урожд. Таган-Барановская) Людмила Ивановна (1879-1960) – супруга сенатора гофмейстера, Виленского генерал-губернатора, в 1930 г. - председателя юридической комиссии Государева совещания Дмитрия Николаевича Любимова (1864-1942). Сестра экономиста М.И. Туган-Барановского (1865-1919). Мать журналиста и писателя Л.Д. Любимова (1902-1976). В годы Первой Мировой войны – сестра милосердия; удостоена всех степеней Георгиевской медали. В 1934 стала учредителем и председателем Русского комитета помощи, содержавшего бесплатные и дешевую столовые для эмигрантов, а также общежитие для стариков. В 1943 году при поддержке Управления по делам русской эмиграции во главе с Ю.С. Жеребковым способствовала открытию Дома для престарелых в парижском пригороде Гаренн-Коломб. Входила в Координационный комитет Объединения благотворительных и гуманитарных организаций, состояла почетным председателем Союза для защиты чистоты русского языка (1956). (32) Письмо секретаря великого князя Владимира Кирилловича Д.Л. Сенявина председателю Объединения 84 пехотного Ширванского Его Величества полка генерал-майору Генерального штаба Борису Петровичу Веселовзорову (?). Сен-Бриак, 16 сентября 1943 г.. 103. (33) Владимир Кириллович, Великий Князь, Леонида Георгиевна, Великая Княгиня. Россия в нашем сердце. – СПБ.: Лики России, 1995. – 160 с. – С. 61-63 (34) Владимир Кириллович, Великий Князь, Леонида Георгиевна, Великая Княгиня. Россия в нашем сердце. – СПБ.: Лики России, 1995. – 160 с. – С. 63-64 (35) Где отношение к коллаборационизму самое суровое, и все виновные в этом преступлении преследуются независимо от возраста и без срока давности

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/28/...

40 Печатается по: Московские церковные ведомости. М. 1914. 26. 28 июня. С. 478. Митрополит Макарий (Парвицкий, 1.10.1835 †16.2.1926), Московский и Коломенский – старец-митрополит, выдающийся святитель, миссионер, просветитель алтайского народа; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». Родился в с. Шапкине Ковровского уезда Владимирской губ. в семье пономаря. После окончания Тобольской Духовной семинарии (1854), в которой получил прозвание «Невский», поступил в состав Алтайской духовной миссии. Приняв монашество и будучи рукоположен во иеромонаха (1861), трудился над устроением Чулышманского монастыря (1861–1864), работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг (1868–1869). Начальник Алтайской духовной миссии, архимандрит (1883), хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии (1884). Епископ Томский и Семипалатинский (26.5.1891), с 1905 г. – епископ Томский и Барнаульский (с 1906 – архиепископ), с 1908 г. – архиепископ Томский и Алтайский. Митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода (1912), почетный член С.-Петербургской Духовной академии (1913). Незаконно уволен на покой (20.3.1917), местом пребывания определен Николо-Угрешский монастырь. Святителем Тихоном митрополиту Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (авг. 1920). Скончался в пос. Котельники Московской губ. В 1956 г. останки Святителя (по свидетельству очевидцев – нетленные) были перенесены в Сергиев Посад и упокоены под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры. 42 Печатается по: На Архиерейской даче в Черкизове//Душеполезное чтение. 1915. 1. Январь-февраль. С. 81–82. Историю Митрополичьей дачи в Черкизове см. в прим. 211 к 1-му т. наст. изд. В 1980е гг. здание дачи занимала строительная организация; в 1989–1992 гг. принадлежала Издательскому отделу Московской Патриархии. После пожара на втором этаже (в марте 1992 г.) полуразрушенное здание передали (1994) Отделу по церковной благотворительности и социальному служению, возглавляемому викарием Московской епархии, архепископом Солнечногорским Сергием (Фоминым). При содействии президента Якутии М. Е. Николаева Отдел собирается отремонтировать Митрополичью дачу и создать здесь братство святителя Иннокентия (Чижов А. Б. Деревянные храмы Москвы и Подмосковья//Московский журнал. М. 1998. 1. С. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

434. 272, 273, 276, 279 Елевферий (Богоявленский Дмитрий Яковлевич); (14 октября 1868 – 31 декабря 1940). Окончил Курскую ДС (1889). Учитель церковно-приходской школы в сл. Ямской, с 1890 – священник с. Тростяницы Курской епархии. В 1900 поступил в С.-Петербургскую ДА, которую окончил в 1904, к. б. В 1904 пострижен в монашество. Преподаватель Подольской ДС, с 18 июля 1906 – инспектор Холмской ДС, с 26 января 1909 – ректор Смоленской ДС, архимандрит. С 21 августа 1911 – епископ Ковенский, викарий Литовской епархии, с 28 июня 1921 – архиепископ Виленский и Литовский, с 15 ноября 1926 – митрополит, с 30 апреля 1931 – управляющий западноевропейскими приходами. 387 Елевферий (Воронцов Вениамин Александрович); (17 октября 1892 – 27 марта 1959). Родился в с. Ромашково под Москвой, в семье священника. Окончил Московские ДС (1912) и ДА (1916), к. б. 21 ноября 1915 рукоположен во священника. С 1916 – приходской священник в Москве, затем в Ивановской епархии. С 1927 – протоиерей. 9 августа 1943 пострижен в монашество. С 10 августа 1943 – епископ Ростовский и Таганрогский. С 5 апреля 1946 – архиепископ Пражский и Чешский, Экзарх Московской Патриархии. 26 апреля 1946 награжден правом ношения креста на клобуке. С 18 июля 1948 – митрополит. С 8 декабря 1951 – глава Чехословацкой Православной Церкви. С 28 ноября 1955 – митрополит Ленинградский и Новгородский. 22 октября 1956 освобожден от управления Новгородской епархией. С 1 января 1957 – митрополит Ленинградский и Ладожский. См.: Митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий. (Некролог.)//ЖМП. 1959. 5. С. 10–15. 437, 459, 463 Елецкий Владимир Николаевич; (1826 – 8 декабря 1898). Окончил Санкт-Петербургский университет (1849). С 19 ноября 1849 – старший учитель географии Вологодской губернской гимназии. В 1863 командирован в Петрозаводск и 8 февраля 1864 утвержден в должности директора училищ Олонецкой губернии; в 1874 переименован директором Олонецкой гимназии и оставался им до выхода в отставку 24 июня 1890. Один из главных устроителей Алексеевской общественной библиотеки в Петрозаводске (открыта 1871); состоял членом ее распорядительного комитета по должности; в 1881–1888 – председатель этого комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

497. Никитина И. В., Половинкин С. М. «Московский авва». — Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 9—38. 498. Николаев Н. Запросы или агитация? — Казанский телеграф, 21.03.1914 499. Никон (Беляев), иеромонах. Дневник последнего духовника Опти–ной пустыни. СПб., 1994. 500. Никон (Рклицкий), архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. IX. Нью–Йорк, 1956—1964. 501. Никон (Рождественский) архиепископ. Как учит Святая Церковь об именах Божиих? (выписки из святых отцов и церковных веро–определений). Афон, 1913. 502. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение около святейшего Имени Божия. — Прибавления к Церковным ведомостям 20, 1913. С. 853—869. 503. Никон (Рождественский), архиепископ. Живы ли мы? (мое доброе слово верующим интеллигентам). — Прибавления к Церковным ведомостям 1913. С. 1980—1994. 504. Никон (Рождественский), архиепископ. Имебожники. Великое искушение около святейшего Имени Божия и плоды его. Сергиев Посад, 1914. 505. Никон (Рождественский), архиепископ. Мое доброе слово имя–славцам. Афон, 1913. 506. Никон (Рождественский), архиепископ. Мое доброе слово имяславцам. — Прибавлениях к Церковным ведомостям 41, 1914. С. 1864—1869. 507. Никон (Рождественский), архиепископ. Мои дневники. Вып. 4. Сергиев Посад, 1914. 508. Никон (Рождественский), архиепископ. На опасном пути. — Прибавления к Церковным ведомостям 17, 1914. С. 788—794. 509. Никон (Рождественский), архиепископ. Не пора ли одуматься? — Земщина, 20.06.1914 1701). 510. Никон (Рождественский), архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Божия (из доклада Святейшему Синоду о поездке на Афон). — Прибавления к Церковным ведомостям 34, 1913. С. 1504—1521. 511. Никон (Рождественский), архиепископ. Что значит слово веровать? Афон, 1913. 512. Никон (Рождественский), архиепископ.. Яд гордыни. — Прибавления к Церковным ведомостям 33, 1913. С. 1464—1472. 513. Новая ересь. — Утро России, 21.05.1913 116). 514. Новое выступление афонцев. — Газета–Копейка, 24.06.1914

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

57 Земство – органы местного самоуправления, созданные в ряде губерний Европейской России по Земской реформе императора Александра II 13 января 1864 года. До того времени все российские провинциальные учреждения находились под контролем одного лишь дворянства. Земства положили начало системе автономии местных властей и смешению классов. Состояли они из депутатов, избираемых на три года, и собирались один раз в год в губернском центре под председательством местного предводителя дворянства. Земства занимались по преимуществу экономическими и социальными вопросами. Так как до 1905 года Россия не имела общенародного представительства (Государственной Думы), именно через посредство земств либеральные помещики и интеллигенция пытались знакомить верховную власть со своими взглядами по вопросам социальноэкономических и политических реформ в России. 59 На 1906 год в Российской империи числилось 508 мужских и 358 женских монастыря. (См.: Богатство и доходы духовенства/Составитель В. Кильчевский. СПб., 1908. С. 5). 60 Поместные Соборы созываются согласно пятому правилу 1 Никейского Собора, девятнадцатому Халкидонского Собора, восьмому Трулльского Собора, шестому 2 Микенского Собора, тридцать седьмому святых Апостолов, двадцатому Антиохийского Собора. 62 Стоит также упомянуть состоявшийся в 1311 году Собор, осудивший ересь одного новгородского священника, противившегося монашеству; Собор 1411 года предписал перекрещивание латинян; Собор 1448 года избрал Иону митрополитом Московским (в ответ на Флорентийскую унию, принятую русским митрополитом греческого происхождения Исидором). 63 Нестяжатели, прозванные также заволжскими пустынниками, были сторонниками преп. Нила Сорского . Они считали непозволительным монастырям владеть землей, а государству – вмешиваться в церковную жизнь. Они проповедывали полное отречение от мира, духовный подход к вере и преимущество Св. Писания над Преданием. Нил был сторонником перевода монашеской жизни в русло «скитского жития». Он и его сторонники противостояли «стяжателям», или иосифлянам, духовным лидером которых был игумен Успенского Волоколамского монастыря Иосиф (Санин; 1479–1505), сыгравший ключевую роль в разработке учения о самодержце как «земном боге». Своей теорией преп. Иосиф подтолкнул Церковь на путь сращивания с государственным аппаратом российского самодержавия. На эту тему см. подр.: Meyendorff J. Partisans et ennemis des biens ecclesiastiques au sein du monachisme russe aux 15 е et 16 е siecles//Irenikon. T. 29. 1956. P. 28–46; 151–164.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. Храм прп. Иоанна Рыльского (при настоятельских кельях), устроенный в 1846 г. В позднейших перестройках участвовали архитекторы М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, К.А. Тон. В начале XX в. при монастыре была церковно-приходская школа и странноприимный дом для богомольцев. В состав братии входили: архимандрит, 20 монахов, 20 послушников и 60 трудников. Монастырская ризница представляла собой собрание драгоценных предметов церковной утвари и облачения – вкладов Царевны Татьяны Михайловны и других Высочайших особ. Недалеко от монастыря находился миниатюрный четырех этажный скит Патриарха Никона с аскетичным внутренним устройством, построенный в1658 г. с храмами Богоявления Господня и апп. Петра и Павла. В 1919 г. Монастырь закрыли, а в его стенах расположился краеведческий музей. В 1941 г., во время Великой Отечественной войны, музей разграбили немецкие войска, а 10.12.1941 г. монастырь взорвали, разрушив башни и колокольню, сильно повредив собор. С 1956 г. ведутся восстановительные работы. В настоящее время собор практически восстановлен, кроме внутренней отделки. В 1995 г. монастырь возвратили Русской Православной Церкви, и в нем возобновилась монашеская жизнь. В обитель была возвращена ее древняя святыня – мощи мц. Татианы. См.: Православные монастыри. С. 468–475.) 192 (Патриарх Никон – Никон (Минич Никита, 1605–17.08.1681) – Патриарх Московский и всея России (1652–1666), исправитель богослужебных книг, в результате чего возник раскол. Боролся за власть с Царем Алексеем Михайловичем. Осужден в 1666 г. Собором епископов и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1656 г. основал Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь.) 193 (...настоятеля... архимандрита Владимира... – Владимир (Филантропов Василий, 1841–1916) – епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. Происходил из семьи священника. Окончил Владимирскую ДС (1862). С 17.06.1864 г. учитель Шуйского ДУ. С 1876 г. учитель Симферопольского ДУ.В 1880 г. уволен от учебной службы и назначен и. д. помощника синодального ризничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

89 Протоиерей Георгий (Александрович) Спасский (1877–1934). С 1917 г. возглавлял духовенство Черноморского флота, затем Русского флота в Бизерте. С 1923 по 1934 гг. служил третьим священником в Св.-Александро-Невском приходе. Гроб его был оставлен в склепе собора. Исключительный пастырь, он вызывал почитание, иногда на грани истерики, у некоторых прихожанок и сестер, долго препятствующих его захоронению. Ныне о. Георгий Спасский покоится в усыпальнице под храмом в Сент-Женевьев- де-Буа. 90 Архимандрит Александр (Александр Дмитриевич Нелидов; 1907–1975), сын дипломата, был посвящен в иподиакона в 1930 г. До 1960-х гг. он был одним из наиболее активных членов штата прислужников и иподиаконов Св.-Александро-Невского собора. А.Д. Нелидов, рукоположенный во иерея в 1967 г. и постриженный во иеромонаха в 1974 г., – один из основателей франкоязычного прихода в крипте собора. Переводчик литургических текстов на французский язык и деятельный участник общих православнокатолических начинаний. 91 Иван Кузьмич Денисов (1883–1963), в России оперный певец. Член квартета Н. Н. Кедрова с 1923 г., создатель и долголетний регент хора студентов Св.-Сергиевского богословского института. После войны – регент хора Знаменского прихода на ул. Микель- Анж. 92 Александр Тихонович Гречанинов (1864–1956), известный русский композитор, автор симфоний, опер и церковных произведений. 93 Николай Николаевич Кедров (1871–1940), профессор С.-Петербургской консерватории, создал знаменитый в России вокальный квартет, который он возродил в эмиграции и во главе которого достиг мировой славы. 94 Евграф Петрович Ковалевский (1865–1941), либеральный общественный деятель, депутат III и IV Думы, специалист по народному образованию. С 1922 г. активный член приходского совета Св.-Александро-Невского собора. Член епархиального совета митр. Евлогия. Отец Петра, Максима и Евграфа Ковалевских. 96 Епископ Мефодий (Владимир Николаевич Кульман; 1902–1974), окончил Пражский университет и Св.-Сергиевский богословский институт. Рукоположенный во иеромонаха в 1931 г., о. Мефодий был с 1932 по 1974 гг. настоятелем храма Всемилостивого Спаса в Аньере, в котором развил широкую благотворительную и церковно-культурную деятельность. В 1953 г. архим. Мефодий был хиротонисан митр. Владимиром во викарного епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010