Павлов–Сильванский Н. Мнение верховников о реформах Петра Великого, в: Сочинения. 2. СПб., 1910. С. 373–401. 489 ПСЗ. 7. 4830; ср. ПСПиР. 5. 1469 (указ Екатерины I о своей самодержавной власти от 28 января 1725 г.), 4919, 4925. О подчинении Святейшего Синода новому органу см.: Протоколы, в: Сборник. 55. С. 97. Ст. 13; Барсов. Святейший Синод. С. 432. О назначении новых членов Синода Верховным Тайным советом см.: Сборник. 55. С. 384, 481, 428; 63. С. 481, 509, 793; ОДДС. 7. 105, 107, 262; ПСЗ. 7. 5034. 490 Дело о Феофане Прокоповиче, в: Чтения. 1862. 1. С. 1–92; Чистович. Дело Маркелла Родышевского, в: Прав. об. 1864. 9. С. 9–48; он же. Феофан Прокопович. Гл. 10–12. Критику Маркеллом «Духовного регламента» и его обвинения в адрес Феофана см.: Верховской. 2. С. 85 и след. 491 Чистович, в: Прав. об. 1864. 9; Соловьев. 4 (Общ. польза). Стб. 1096, 1191. Об издании «Камня веры»: Сборник. 69. С. 709; ПСПиР. 7. 2073, 2278, 2259. К вопросу о восстановлении патриаршества: в изданном в 1719 г. «Чине рукоположения в епископы» говорится: «Егда благоволит Господь Бог быти на всероссийском престоле избранному от всего освященного Собора отцу нашему святейшему патриарху» (Пекарский. 2. С. 444). Петр II повелел членам Синода вернуть все ценные облачения, которые они по разрешению Петра I взяли в 1721 г. для себя из ризницы патриарха (ПСПиР. 7. 2644). 492 О планах верховников ограничить самодержавие см.: Корсаков. Воцарение; Милюков П. Н. Верховники и шляхетство, в: Из истории русской интеллигенции. СПб., 1902. С. 1–51; Загоскин Н. Верховники и шляхетство, в: Ученые зап. Каз. унив. 1880. 5, 6; Recke W. Die Verfassungspläne der russischen Oligarchen in Jahre 1730 und die Thronbesteigung der Kaiserin Anna Ivanovna, в: ZOG. 1912. 2. S. 11–64, 161–203; Fleischhacker H. 1730: Das Nachspiel der petrinischen Reform, в: JGO. 6. 1941. S. 201–274. Кроме того: Титлинов. Правительство Анны Иоанновны. 493 оловьев. 4 (Общ. польза). Стб. 1165, 1188; записки митрополита Гавриила Петрова, в: Чтения. 1913. 3. Смесь. С. 5. См.: Smolitsch I. Feofan Prokopoviès. Dankgebete für die Selbsmherrschafm der Kaiserin Anna Ioannovna, в: ZSP. 1956. 25, здесь и публикация оды Феофана. Факсимиле разорванных Анною «кондиций» см.: Столетие Военного министерства. Т. 2: История государевой свиты. СПб., 1914. С. 101. Манифест от 29 февраля 1730 г. о самодержавии Анны, в: ПСЗ. 8. 5509. 494

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Полянский Василий Федорович (1860–1940-е), протоиерей, брат митрополита Петра. До 1918 г. священник Рязанской епархии. В 1918 г. возведен Патриархом Тихоном в сан протоиерея «во внимание к свыше пятидесятилетней отлично-усердной службе Церкви Божией». Около 1925 г. настоятель московской церкви Николы-на-Столпах. Был арестован в 1920-е гг., затем в 1932 г. Находился в заключении до 1940 г. После освобождения поселился в г. Волоколамске. В начале 1940-х гг. скончался в с. Коломенское Московской обл. Полянский Иван Васильевич (1898–1956), сотрудник ОГПУ– НКВД, полковник госбезопасности, преемник Е. А. Тучкова на посту начальника VI отделения СО ОГПУ. В 1944–1954 гг. председатель Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР. Полянский Тихон Васильевич, племянник митрополита Петра. Полянский Федор Евграфович, отец митрополита Петра. Поникоровская Анна Степановна, медсестра Тобольской больницы, жительница пос. Абалак. Пономарев, протоиерей. Попов Иван Васильевич, профессор см. Иоанн (Попов Иван Васильевич), мученик Попов Иван Сергеевич (1904–?), псаломщик. До 1925 г. служил в храме свв. Бориса и Глеба на Поварской. В 1925 г. арестован по «делу митрополита Петра». Приговорен к 3 годам ИТЛ, до 1929 г. в Соловецком лагере. В 1932 г. арестован в г. Орле, осужден. Дальнейшая судьба неизвестна. Попов Николай Григорьевич (1864–1932), протоиерей, обновленческий «протопресвитер». С 1893 г. профессор богословия училища (института) инженеров путей сообщения, с 1898 г. священник институтской Николаевской церкви. Член Св. Собора 1917–1918 г. В 1920–1923 гг. профессор истории Византийской церкви в Московской Духовной Академии. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. Член комитета «Живая Церковь », член обновленческого Московского епархиального управления. Участник и докладчик в 1923 и 1925 гг. обновленческих соборов. С 1925 г. член обновленческого «Священного Синода». С 1927 г. обновленческий «протопресвитер». Порфирий (Гулевич Поликарп Васильевич; 1864–1937), священномученик, епископ. С 1886 г. служил в Подольской епархии, протоиерей. В 1927 г. арестован в г. Винницы, выслан в Харьков без права выезда. В 1928 г. хиротонисан во епископа Криворожского, викария Днепропетровской епархии. С 1930 г. епископ Зиновьевский, викарий Одесской епархии, с 1931 г. епископ Симферопольский и Крымский. В 1936 г. арестован, выслан в Казахстан. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

07.10.1862 12.04.1872 25.03.1874 11.01.1880 Ефрем Рязанов 11.01.1880 09.03.1885 09.03.1885 16.12.1889 Авраамий Летницкий 16.12.1889 17.07.1893 17.07.1893 04.10.1897 Св. Агафангел Преображенский 04.10.1897 29.01.1910 Антоний IV Каржавин 18.03.1910 17.04.1912 Евсевий Гроздов 01.05.1912 15.05.1912 17.04.1912 04.10.1913 Алексий Молчанов 02.11.1913 08.03.1917 08.03.1917 16(29)06.1918 ранее 01(14)09.1921 1922(?) 12(25)08.1923 21.03(03.04)1930 Артемий Ильинский 14(27)03.1934 01(14)05.1934 Алексий II Кузнецов 25.04(08.05)1935 04.1937 12(25)01.1990 07(20)07.1990 Антоний V Черемисов 07(20)07.1990 12(25)10.1990 14(27)10.1990 21.10(03.11)1990 22.10(04.11)1990 Тобольская, обн. Основана в 1922 г. Местопребывание – в г. Тобольск (Тобольская губерния, Тюменская область). Упразднена в 1932 г. Именовалась: Тобольская и всея Сибири. Викарная кафедра: Курганская. 1922 19.12.1922(01.01.1923) 09.1923 09.1923 08(21)02.1924 08(21)02.1924 17(30)09.1924 Александр Филиппов Даниил Громовенко 16(29)06.1926 06.1928 08.1928 Николай Русанов 26.07(08.08)1928 21.07(03.08)1932 Токийская (см. Японская Православная автономная церковь ) Томская Основана 22.04.1832 (Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). M., 1872. С. 138; выделена из Тобольской епархии). Упразднена в 1937 г. (1956 г. ?) Возобновлена 24.04(07.05)1991. Новосибирское викариатство. Постановлением Св. Синода от 24.09(07.10)1995 выделена из Новосибирской в самостоятельную епархию, но постановление не было реализовано до 20.09(03.10)1997. Именовалась: Томская и Енисейская; с 25.05.1861 – Томская и Семипалатинская; с 18.02.1895 – Томская и Барнаульская; с 17.10.1908 – Томская и Алтайская; с 24.09(07.10)1995 – Томская и Асинская. Викарные кафедры: Бийская, Барнаульская, Тайгинская, Кузнецкая. 12.08.1834 10.06.1841 25.06.1841 24.12.1853 Афанасий Соколов 14.03.1854 13.09.1860 Парфений Попов 13.09.1860 14.11.1864 10.01.1865 24.11.1866 12.03.1867 21.08.1868 21.08.1868 08.10.1876

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

103 Анфим (в миру Атанас Чалыков, 1816–1888) – выдающийся болгарский церковнополитический деятель. В 1837 г. принял постриг в Хилендарском монастыре на Афоне, в 1848 г. окончил Халкинскую богослов скую школу; в 1852 г. поступил в Одесскую семинарию; в 1856 г. окончил Московскую духовную академию. С 1857 г. состоял смотрителем русской посольской церкви в Константинополе, преподавал церковную историю, церковнославянский и русский языки в Халкинской школе; ректор школы (1865­1868). В 1861 г. рукоположен в митрополита Преславского. На созванном в 1864 г. в Константинополе церковно-народном собрании отстаивал права болгарских епархий на независимость от Патриархии. В апреле 1868 г. переведен на Видинскую кафедру. Участник первого болгарского церковно-народного собора в 1871 г. В 1872 г. избран экзархом Болгарским. После освобождения Болгарии в 1879 г. был избран председателем Учредительного собрания в Тырнове. См.: Милков Т Антим първи български екзарх. Пловдив, 1899; Орманджиев И. Антим I български екзарх. София, 1929; Кирилл, Патриарх. Екзарх Антим (1816–1888). София, 1956. 104 Г Бурмов рассказывал мне, что при собрании подписей под протест болгар против униатского движения пригласили подписаться и одного, принявшего унию, объяснив ему, что дело идет о независимости. «Да сколько раз я буду подписываться! – отвечал тот. – Мне все равно, я подпишусь, но вы отвечаете». И подписался. (Прим. о. Антонина.) 105 Пий IX (1792–1878) – римский папа в 1846–1878 гг. При нем был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии и созван I Ватиканский собор, утвердивший учение о безошибочности римского первосвященника. 108 «Византис» ( Βυζαντς) – греческая газета Константинополя, основанная в 1857 г. чиновником Порты Димитрием Ксенисом. В июне 1857 г. она была объединена с газетой Τηλγραφος το Βοσπρου, издававшейся с 1843 г. Константином Адосидисом. До 1871 г. издание фигурировало под обоими названиями; с 1871 г. – как Βυζαντς. Направление газеты в русле реформаторской политики Аали-паши (который в значительной степени финансировал ее издателя, Д. Ксениса) поддерживалось русским посольством. В отношении болгарских требований издание демонстрировало мягкость и уступчивость.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

10 Книга представляет собой завуалированный в виде романа политический пасквиль против выдающегося русского государственного деятеля, полководца и реформатора князя Г. А. Потемкина-Таврического (1739–1791), появившийся на немецком языке в 1794 г. и изданный в русском переводе В. А. Левшиным в 1809 г. 11 «Часы благоговения» – книга религиозно-нравственных бесед немецкого писателя Генриха Цшокке (1771–1848), впервые изданная в 1808–1816 гг. Неоднократно выходила в русском переводе (Часы благоговения для споспешествования истинному христианству и домашнему богопочтению. Ч. I–VI. СПб., 1834, и др. изд.). 14 Robinson E. Biblical Researches in Palestine and the Adjacent Countries. V. 1–3. London, 1867. 20 Шпиттлер Христиан Фридрих (1782–1867) – швейцарский немец, коммерсант, основатель и председатель Хришонской Евангелической Странствующей Миссии (Pilger-Mission von St. Chrischona). Первые миссионеры, присланные Шпиттлером, прибыли в Иерусалим в 1846 г. «Дом Шпиттлера» (по-другому, Brüderhaus – «Дом братьев», или Pilgerhaus – «Дом паломников») входил в состав «протестантского комплекса» (сохранился не полностью) в Старом Городе, близ Яффских ворот. В том же здании размещался учрежденный швейцарской Миссией в 1862 г. «Банк Шпиттлера» – один из первых христианских банков в Иерусалиме. 24 По преданию, восходящему к эпохе крестоносцев, на месте Абу-Гоша находился евангельский Эммаус. 25 Русские Постройки – ансамбль русских паломнических учреждений в Иерусалиме, возведенный в 1860–1864 гг. и включавший Троицк ий собор, здани я Русской Ду ховной Миссии и консульства, мужское и женское подворья и Русскую больницу. 28 Обширное строительство в Иерусалиме, в том числе перестройка Храма, происходило в годы правления Ирода Великого (40–4 гг. до Р. Х.). 29 Восстановить Иерусалимский Храм пытался в 362 г. император Юлиан Отступник, один из преемников св. равноап. императора Константина. 32 Фр. «Иерусалим не входит в мои планы». Изречение является апокрифическим. Бонапарт во время Сирийского похода действительно дважды отказался от наступления в сторону Иерусалима. 2 марта 1799 г., когда французы стояли в Рамле, а отдельные разъезды находились «в трех лье от Святого Города», командующий, к огорчению всей армии, приказал повернуть налево, к Средиземному морю, считая, как он объяснял впоследствии, что «идти на Иерусалим, не взяв Яффы, значило бы нарушить все правила предосторожности» (Наполеон. Избранные произведения. М., 1956. С. 554). Позже, овладев Яффой, он должен был, по собственному признанию, «двинуться в путь и через два дня достигнуть Иерусалима», но выступил на север, к Акре, заключив 10 марта с иерусалимским агой (губернатором) выгодное перемирие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(10) Макарий (Парвицкий, 1.10.1835 — 2.3.1926), митрополит Московский и Коломенский — старец-митрополит, выдающийся миссионер, просветитель алтайского народа; его называли “сибирским столпом Православия”, “апостолом Алтая”. Родился в с. Шапкине Ковровского уезда Владимирской губернии в семье пономаря. После окончания Тобольской духовной семинарии (1854), в которой получил прозвание “Невский”, поступил в состав Алтайской духовной миссии. Приняв монашество и будучи рукоположен во иеромонаха (1861), трудился над устроением Чулышманского монастыря (1861–1864), работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг (1868–1869). Начальник Алтайской духовной миссии, архимандрит (1883), хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии (1884). Епископ Томский и Семипалатинский (26.5.1891), с 1905 — епископ Томский и Барнаульский (с 1906 — архиепископ), с 1908 — архиепископ Томский и Алтайский. Митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода (1912), почетный член Санкт-Петербургской духовной академии (1913). Уволен на покой (20.3.1917), местом пребывания определен Николо-Угрешский монастырь. Святителем Тихоном митрополиту Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (август 1920). Скончался в пос. Котельники Московской губернии. В 1956 г. останки святителя (по свидетельству очевидцев — нетленные) были перенесены в Сергиев Посад и упокоены под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры. (11) Мартиниан (Муратовский, 1820 — 5.7.1898), епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский, — родился в семье причетника Казанской епархии. По окончании Казанской духовной семинарии (1842) определен учителем в Свияжское духовное училище. Пострижен в монашество (13.6,1845), рукоположен во иеродиакона (5.8.1945) и иеромонаха (3.3.1846). Смотритель Свияжского духовного училища (1853), настоятель Свияжской Макарьевской пустыни (с. 25.7.1856), настоятель Иркутского Вознесенского монастыря в сане архимандрита (с 19.7.1861). Хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии (9.2.1869). Назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским (17.10.1877). В том же году заложил первый в епархии храм во имя святителя Иннокентия Иркутского при братской трапезе Корсунского монастыря. Епископ Таврический и Симферопольский (11.5.1885; с 14.5.1896 — архиепископ). Уволен на покой (19.1.1897). Скончался в Симферополе.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

10 . Мара бар-Серапион Bruce, F.F. Jesus and Christian Origins Outside the New Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1974. 11 . Гностические источники (в целом) Baur, Walter. Orthodoxy and Heresy in Earliest Christianity. Ed. by Robert Kraft and Gerhard Krodel. Philadelphia: Fortress, 1971. Evans, Craig. «Jesus and Gnostic Literature.» Biblica 62 (1981), 406–412. Grant, Robert M. Gnosticism and Early Christianity. Revised edition. New York: Harper and Row, 1966. Jonas, Hans. The Gnostic Religion. Boston: Beacon, 1963. Robinson, James M. Editor. The Nag Hammadi Library. New York: Harper and Row, 1981. 12 . Евангелие истины Arai, S. Die Christologie des Evangelium Veritatis. Leiden: E.J. Brill, 1964. Grobel, Kendrick. The Gospel of Truth. London: Black, 1960. Malinine, Michel, H.C. Peuch, and G. Quispel, Evangelium Veritatis. Zurich: Rascher, 1956. Ringgren, Helmer. «The Gospel of Truth and Valentinian Gnosticism.» Studia Theologica 18 (1964), 51–65. Schenke, H. M. Die Herkunft des sogenannten Evangelium Veritatis. Gottingen: Vandenhoeck and Ruprecht, 1959. 13 . Евангелие от Фомы Gartner, Bertil. The Theology of the Gospel According to Thomas. Transl. by Eric J. Sharpe. New York: Harper and Brothers, 1961. Schrage, Wolfgang. Das Verhaltnis des Thomas-Evangeliums гиг Synoptischen Tradition und zu den Koptischen Evangelien-ubersetzungen. Berlin: A. Topelmann, 1964. Turner, H. E.W. and Montifiore, H. Thomas and the Evangelists. London: SCM, 1962. Wilson, Robert M. Studies in the Gospel of Thomas. London: Mowbray, 1960. 14 . Акты Понтия Пилата Иустин Философ . Первая апология. Пер. П. Преображенского . М., 1864. Тертуллиан .Апология. Пер.Н. Щеглова.М., 1996. Об авторе Гари Р. Хабермас получил степень бакалавра в колледже Уильяма Тиндейла, степень магистра в университете Детройта, степень доктора богословия – в Эмманью-эл-колледж (Оксфорд, Англия) и степень доктора философии в Университете штата Мичиган. Нес пасторское служение в трех церквях, последняя из которых – Объединенная церковь братьев «Чикаго Авеню» в г. Каламазу, штат Мичиган. Преподавал апологетику в Библейском колледже «Биг екай», был адъюнкт-профессором в колледже Уильяма Тиндейла. С 1981 г. – профессор кафедры философии и теологии (заведующий кафедрой с 1988 г.) в университете Либерти (Линчбург, штат Виргиния). Директор программы по подготовке магистров апологетики.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

12 . Всеобщая история Степаноса Торонского, Асохика. М., 1864. 13 . Гаркави А.Я. Известия мусульманских писателей о славянах и русских. Спб., 1870. 14 . Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней Св. Дмитрия Ростовского . Кн. 1–4 дополнительные. М., 1908; Оптина Пустынь 1993–1994. 15 . Жития св. равноапостольного великого князя Владимира.//Никольский.Н.К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности; Шахматов В.А. Корсунская легенда о крещении Владимира.//Сб. статей, посвященных В.И.Ламанскому. Спб., 1908. т.г. 16 . Заходер Б.Н. Каспийский свод. М., 1967. т. II. 17 . Иаков Мних. Память и похвала св. Владимиру.//Зимин А.А. Память и похвала Иакова Мниха и житие князя Владимира по древнейшему спску.//«Чтение в историческом обществе Нестора Летописца ». Киев. 1888. Кн. 2. Отд.2. 18 . Изборник Святослава 1073 г. М., 1993. 19 . Изборник 1076 г. М., 1965. 20 . Иларион, митрополит Киевский. Слово о Законе и благодати.//»Богословские труды». Сб. 28. М., 1988. 21 . Иоанн II, митрополит Киевский. Послание (правила церковные) к Иакову Черноризцу.//Памятники древнерусского канонического права. Спб., 1980., т.1. 22 . Иоанн II, митрополит Киевский. Послание к антипапе Клименту III.// Павлов А.С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. Спб., 1878. 23 . Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского Халифата. М.,1988. 24 . Киево-Печерский Патерик. Киев, 1991. 25 . Кирик. Вопрошание.//Памятники древнерусского канонического права. Спб., 1908 т.г. 26 . Кирилл Туровский , свт. Слова.//ТОДРЛ, Л., 1956, т. 12; Л., 1957, т.13; Л., 1958, т.15. 27 . Климент Смолятич. Послание к пресвитеру Фоме.//" Златоструй». М., 1990. 28 . Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. 29 . Константин Багрянородный. О церемониях императорского двора.//Византийский временник. 1982. т.42, с. 42–44. 30 . Лев Диакон. История. М., 1888. 31 . Леонтий, митрополит Переяславский. Трактат об опресноках.//Памятники древнерусского канонического права. Пг. 1920, Вып.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 .06.1913 13 594). 496 . Никита Стифат , преподобный. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова , пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка. Пер. Л. А. Фрей-берг. – Церковь и время 2 (9), 1999. С. 151–208; 1 (10), 2000. С. 264–302. 497 . Никитина И. В., Половинкин С. М. «Московский авва». – Флоренский Павел , священник. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 9–38. 498 . Николаев Н. Запросы или агитация? – Казанский телеграф, 21 .03.1914 499 . Никон (Беляев) , иеромонах. Дневник последнего духовника Опти-ной пустыни. СПб., 1994. 500 . Никон (Рклицкий) , архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. I-X. Нью-Йорк, 1956–1964. 501 . Никон (Рождественский) архиепископ. Как учит Святая Церковь об именах Божиих? (выписки из святых отцов и церковных веро-определений). Афон, 1913. 502 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Великое искушение около святейшего Имени Божия. – Прибавления к Церковным ведомостям 20, 1913. С. 853–869. 503 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Живы ли мы? (мое доброе слово верующим интеллигентам). – Прибавления к Церковным ведомостям 1913. С. 1980–1994. 504 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Имебожники. Великое искушение около святейшего Имени Божия и плоды его. Сергиев Посад, 1914. 505 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Мое доброе слово имя-славцам. Афон, 1913. 506 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Мое доброе слово имяславцам. – Прибавлениях к Церковным ведомостям 41, 1914. С. 1864–1869. 507 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Мои дневники. Вып. 4. Сергиев Посад, 1914. 508 . Никон (Рождественский) , архиепископ. На опасном пути. – Прибавления к Церковным ведомостям 17, 1914. С. 788–794. 509 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Не пора ли одуматься? – Земщина, 20.06.1914 1701). 510 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Божия (из доклада Святейшему Синоду о поездке на Афон). – Прибавления к Церковным ведомостям 34, 1913. С. 1504–1521.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1512 Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 164. Ср.: Флоровский. С. 194 и след.; Барсов Н. И. Прот. Г. П. Павский — биография по неизданным материалам, в: Рус. ст. 1880. 1—6; Чистович (1857). С. 354 и след., 396. 1513 Относительно «дела Павского» см.: Сборник. 113. 1. С. 133—138 (об учебниках для наследника); ответ Павского на замечания Филарета: Чтения. 1870. 2. Смесь. С. 175—208; замечания Филарета: Собрание мнений. 2. С. 342—358; письма Павского к В. А. Жуковскому, воспитателю наследника: Рус. арх. 1887. 7. С. 310—326 (здесь также письмо Жуковского императору Николаю I); см. также: Чистович. С. 372. По вопросу о переводе см. т. 2. 1514 Базаров И. И. Воспоминания, в: Рус. ст. 1901. 5. С. 278; Ростиславов, в: БЭ. 1872. 9. С. 162; 1883. 8. С. 590; Родосский. С. 131 и след. В целом о Петербургской Академии в 30—50-е гг.: Чистович (1857). С. 180—331; Никанор. 1. С. 121—192; Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9; 1883. 8. 1515 Сборник. 113. 1. С. 73] и след.[; 2 ПСЗ. 17. 15803. О преподавании в 1842—1870 гг.: Знаменский. История Казанской Духовной Академии. 3 т. (1891—1892); Харлампович, в: ПБЭ. 8. Стб. 722—750, 702—711. 1516 Цит. по: Рождественский Д. В. Преосв. Иоанн, еп. Смоленский, в: В память столетия (1814—1914) Московской Духовной Академии (Сергиев Посад, 1915). Т. 1. С. 237. 1517 Знаменский. Ук. соч. 1. С. 139—146, 157, 161 и след.; ср.: Харлампович, в: ПБЭ. 8. Стб. 708 и след. О Бухареве — там же. Стб. 734 и след.; ср.: ПБЭ. 7. Стб. 146 и след., 143 и след. 1518 О Никаноре Бровковиче: ПБЭ. 8. Стб. 710 и след.; РБС. Нааке-Николай (1914). С. 279—288; ср. ниже § 21. Иннокентий является автором четырехтомного критического исследования западных исповеданий (Обличительное богословие. Казань, 1859—1864). 4 т.; ПБЭ. 8. Стб. 709 и след., 735; 5. Стб. 962. 1519 О системе преподавания и о студенчестве см.: Титлинов. 1. С. 122 и след., 261—292; 2. С. 4—35, 47—64, 80—139, 173—192; Смирнов (1879). С. 150—247, 484—489; Чистович (1857). С. 185—330; Знаменский. Ук. соч. 1—2; ПБЭ. 8. Стб. 722—750, 753—768; Никанор. 1; Киприан Керн, в: Истина. 1956. С. 254—265. В 1824—1828 гг. в Германию из Московской Академии были посланы четыре студента, которые изучали право у Савиньи; позднее они были профессорами в России (Смирнов. (1879). С. 484 и след.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010