Международная космическая станция - кондоминиум 15 стран (в алфавитном порядке): Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Государства и территории, бывшие когда-то кондоминиумами: В каждом отдельном случае режим кондоминиума определяется конкретными обстоятельствами. Унифицированного режима кондоминиума не существует. Кондоминиум выделяется среди других совместных суверенитетов как совместное территориальное властвование, осуществляемое двумя или более государствами над определенной территорией на основе равенства. Так, в период 1899-1951 гг. Великобритания и Египет осуществляли кондоминиум в отношении Судана (Великобритания заявила об аннулировании кондоминиума только в 1956 г.). Национальная юрисдикция автоматически не распространяется на территорию, находящуюся под специальным режимом кондоминиума. Кондоминиум Новые Гебриды с 1906 г. по 1980 г. 20.10.1906 - оформление кондоминиума (совместного правления Англии и Франции). 30 июля 1980г.- провозглашение независимой республики Вануату Couto Mixto - кондоминиум Испании и Португалии до 1864 года. Кипр - кондоминиум Византийской империи и Халифа в течение около 300 лет (c 688 года). Фрисландия - кондоминиум графа Голландии и князя-епископа Утрехта. Маастрихт - до 1794 года кондоминиум князя-епископа Льежа и Герцогства Брабант. Мореснет - с 1816 по 1919 года кондоминиум Нидерландов (позже Бельгии) и Пруссии (позже Германии). Северная Добруджа - кондоминиум Германии, Австрии и Болгарии во время Первой мировой войны. Орегон - англо-американский кондоминиум с 1818 по 1846 года. Сахалин - в 1855 году между Российской и Японской империями был подписан Симодский трактат, по которому гражданам обоих государств разрешалось поселяться на острове: русским на севере, японцам - на юге. Санкт-Петербургский договор 1875 года передал остров в полное владение России. После русско-японской войны в 1905 году Япония аннексировала часть острова к югу от 50° с.ш. В 1945 году полный контроль над островом перешёл к СССР.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/10/...

Лит.: Муравьев А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1. С.55-116; Иоселиани П. Гора св. Давида в Тифлисе. Тифлис, 1858; он же. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866. С. 39-53; Алекси-Месхишвили Т. Краткое описание груз. мон-рей//ДВГЭ. 1864. 8. С. 36-50; Бердзенов И. Г. Мон-рь св. Додо//Дроеба. 1881. 10 июня. 118. С. 3; Сабинин М. -Г. Мой ответ И. Г. Бердзенову//Там же. 1881. 27 июня. 133. С. 3(на груз. яз.); Макарий, архим. Письмо в редакцию//Там же. 1881. 170. 3 июля. С. 2 (на груз. яз.); Каллистрат (Цинцадзе), иером. Пустынь св. Давида Гареджели. Тифлис, 1884 (на груз. яз.); Карбелашвили П. , прот. В Давид-Гареджийской пустыни//Иверия. 1895. 179. С. 2 (на груз. яз.); Кирион (Садзаглишвили), еп. Повествование о чудодейственном благодатном камне Давидо-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899; он же. Давид Гареджели и его Лавра. Тифлис, 1901; Какабадзе С. Архетипы житий Сирийских отцов//Исторический сб. Тифлис, 1926. Т. 1: Палеография. С. 1-18, 36-42; Peradse G. Die Anfänge des Mönchtums in Georgien. Gotha, 1927. S. 1-41; Чубинашвили Г. Пещерные мон-ри Давид Гареджи. Тбилиси, 1948; Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1957. Т. 1. С. 41-53; Кекелидзе К. К вопросу о прибытии Сирийских отцов в Картли// он же. Этюды. 1956. Т. 4. С. 82-107 (на груз. яз.); он же. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 158-162 (на груз. яз.); Абрамишвили Г. Цикл Давида Гареджели в груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1972. С. 146-149 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Жития Сирийских отцов: О взаимоотношении архетипов//Мацне: Сер. языка и лит-ры. 1982. 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Поминальные дни груз. святых и праздников по древнегруз. рукописям//Мравалтави. 2001. Вып. 19. С. 96-109 (на груз. яз.); Tomekovic S. Les particularités du cycle peint de la vie de David Garejeli (IXe/Xe siècles - debut du XIIIe siècle)//Revue des études géorgiennes et caucasiennes. 1986. N 2. P. 113-134; Папуашвили М. По следам информации М. Сабинина по поводу «Джваршемосили»//Гулани: Ист.филол. разыскания. Тбилиси, 1989. С. 271-281 (на груз. яз); Схиртладзе З. К вопросу о системе росписи купольной церкви мон-ря св. Додо в Гареджи//Сообщ. АН ГССР. 1991. Т. 144. 1. С. 109-112 (на груз. яз.); idem. Martyrs and Martyria in the Gareja Desert//Monastères, images, pouvoirs et société à Byzance. Р., 2006. Р. 61-88; он же. Усыпальница св. Давида Гареджели. Тбилиси, 2006 (на рус., англ., груз. яз.); Eastmond A. The Cult of St. Davit Garejeli: Patronage and Iconographic Change in the Gareja Desert//Desert Monasticism: Gareja and the Christian East. Tbilisi, 2001. S. 220-239; Схиртладзе З. , Истмонд Е. Цикл жития св. Давида Гареджели в диаконнике главной церкви мон-ря Удабно: Новые данные и наблюдения//Древности Грузии. Тбилиси, 2002. 2. С. 28-49 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/178730.html

Гуляев – Гуляев Е. П. (Е. Г.). Человек с высшим взглядом, или как выйти в люди. Ч. 1–4. – СПб., 1842. Д. Давыдов – Давыдов Д. В. Сочинения. Т. 1–3. – СПб., 1893. Даль В. И. (Казак Луганский). Полн. собр. соч. Т. 1–10.–СПб.; М., 1897–1898. Даль В. И. Соч. Повести и рассказы. Т. 1–8 – 3-е изд. – СПб.; М., 1883–1884. Даль, Пословицы – Даль В. И. Пословицы русского народа. – М., 1862. Данилевский – Данилевский Г. П. Соч. Т. 1–24. – 8-е изд.– СПб., 1901. Данилевский, Беглые в Новороссии – Данилевский Г. П. Беглые в Новороссии. Воля. – М., 1956. Данилевский, Мирович – Данилевский Г. П. Мирович. Княжна Тараканова. Сожженная Москва. – М., 1977. Державин – Державин Г. Р. Соч.: Объяснительные примечания Я. К. Грота. Т. 1–9. – СПб., 1864–1883. [Т. 9 –Словарь к соч. Державина]. Державин Г. Р. Соч.: Объяснительные примечания Я. К. Грота. Т. 1–7. – 2-е академич. издание. – СПб., 1868–1878 Державин, Стихотв. – Державин Г. Р. Стихотворения, –Л., 1957. Дмитриев – Дмитриев И. И. Полн. собр. стихотворений. – Л., 1967. Дмитриев И. И. Соч. Т. 1. Стихотворения. Т. 2. Проза. Письма. – СПб., 1895. Дмитриев, Безделки – Дмитриев И. И. И мои безделки. – М., 1795. Добролюбов – Добролюбов Н. А Стихотворения. – Л., 1941. Доклады и приговоры в Сенате – Доклады и приговоры, состоявшиеся в правительствующем Сенате в царствование Петра Великого, изданные Имп. АН. Т. 1–6. – СПб., 1880–1901. Доп. к Актам, изд. Археогр. комис. – Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные археографическою комиссиею. Т. 1–12. – СПб., 1846–1872. Достоевский – Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 1–14. –СПб., 1882–1883. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 1–14.—6—е изд. – СПб., 1904–1906. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 1–30. – Л., 1972–1990. Достоевский Ф. М. Собр. соч. Т. 1–10. – М., 1956–1958. Достоевский, Письма – Достоевский Ф. М. Письма под ред. А. С Долинина. – М.; Л„ 1928. Дружинин – Дружинин А. В. Собр. соч. Т. 1–8. –СПб., 1865–1867. Дух изяшнейших мнений – Дух изящнейших мнений, избранных большею частию из сочинений г. Рошефохольда и прочих лучших писателей: Перевел и избрал Н. С. – М., 1788.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1182 году святитель, чувствуя приближение кончины, решил остаток дней провести в полном уединении и оставил кафедру. Скончался он 28 апреля 1182 года. Творчество святителя Кирилла явилось одним из наивысших достижений литературы XII века. После его смерти осталось большое количество сочинений. Некоторые из них напечатаны в книге «Памятники российской словесности XII века», целый ряд сочинений потерян и есть сочинения, приписываемые ему без достаточных оснований. Имеется полное собрание сочинений святителя Кирилла, изданное преосвященным Евгением Туровским в Киеве в 1880 году. Труды: Притча о человечестей душе, и о телеси, и преступлении Божиих заповедей, и о воскресении тела человека, и о будущем суде, и о муке. Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце, и о монашестве, и о душе, и о покаянии. Сказание о черноризском чине. Восемь слов на разные воскресные и другие дни. Тридцать молитв. Два канона. Перечисленные выше труды были напечатаны в следующих изданиях: Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. – М., 1821. – С. Х-ХП, 3–152. Евгений. Творения отца нашего Кирилла, епископа Туровского . – Киев, 1880. Срезневский И. И. Новые списки поучений Кирилла Туровского //Исторические чтения о языке и словесности за 1854 и 1855 годы. – СПб., 1855. – С. 137–153. Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского //Труды отдела древнерусской литературы. – М-Л., 1955. – Т. 11; 1956. – Т. 12; 1957. – Т. 13;1958. – Т. 15. Литература: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900–1911. – Т. 1, первая половина. – С. 656–670. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 3. – С. 35, 36, 125–175. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 68–69. Смирнов С. И. Как служили миру подвижники древней Руси. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1903. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. – Вып. 8, апрель. – С. 168–176.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1756—1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. На колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. Повреждённую фигуру ангела в 1830 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов. В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (архитектор К. А. Тон, инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции. После этого высота постройки увеличилась на 10,5 метров. В 1864—1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875—1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны. В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи. В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города. Современное состояние [ править править код ] С 1990-х годов в Петропавловском соборе стали регулярно проходить панихиды по российским императорам. Первое архиерейское богослужение с прямой телевизионной трансляцией в Петропавловском соборе состоялось в 1999 году в праздник Рождества Христова. А в 2009 году в престольный праздник состоялось первое в истории собора Патриаршее богослужение, которое совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ныне существующий приход благословлен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром с 2001 года. Настоятель собора — архимандрит Александр (Федоров). В Императорском Петропавловском соборе служатся царские панихиды в дни памяти российских государей, проходят постоянные богослужения по согласованию с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга.

http://azbyka.ru/palomnik/Петропавловски...

В период своего служения в городе Тобольске митрополит Иоанн вел тихую и скромную жизнь, подвизаясь в пламенной молитве к Богу, тайно обходил дома нуждавшихся, творя благостыню. Служение митрополита Иоанна на Тобольской кафедре продолжалось в течение четырех лет. В день своей кончины, 10 июня 1715 года, он отслужил последнюю Божественную литургию, устроил в своих покоях трапезу для духовенства и бедных жителей, причем сам прислуживал им за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве перед иконой Божией Матери. Погребение его происходило не сразу, а через продолжительное время, но, несмотря на знойное лето, тело его оставалось нетленным. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания памяти святителя Иоанна, в 1916 году Церковь установила Всероссийское празднование в день его преставления к Богу – 10 июня. Честные мощи святителя были оставлены в гробнице для поклонения в Тобольском соборе Покрова Божией Матери, где почивают и доныне. Служба святителю Иоанну Тобольскому была написана митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым, – 1956) и издана по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского, † 1970) в 1947 году. Труды: Нравоучительное зерцало. – Чернигов, 1703 и 1707. Алфавит, рифмами сложенный. – Чернигов, 1705. Богородице Дево (стихи). – Чернигов, 1707. Толкование на 50-й псалом. – Чернигов, 1708. Толкование на «Отче наш» и «Осьм блаженств евангельских». – Чернигов, 1709. Царский путь Креста. – Чернигов, 1709. Богомыслие в пользу правоверным. – Чернигов, 1710; 1711. Илиотропион . – Чернигов, 1714; Киев, 1896. Синаксарь о победе под Полтавою. – 1710. Духовные мысли. – М., 1782. Феатрон, или позор нравоучительный. – 1708. Путник (рукопись). Литература: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905, ч. 2. – С. 166–181. Сулоцкий А. И., протоиерей. Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского//Странник. – СПб., 1864, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В связи с тем, что Димитриевский храм с 1864 года вместо приходского стал монастырским с ежедневными богослужениями, причт его был увеличен. С этого времени штат Димитриевской церкви состоял из двух священников и двух диаконов. После закрытия монастыря в 1930 году Димитриевская церковь действовала как приходская еще несколько лет. Богослужения в ней прекратились после ареста и ссылки в 1933 году последнего священника храма Георгия Голубева. Богатейший храм монастыря был варварски разграблен, сожжены книги из библиотеки, многие иконы. Помещения бывшего храма использовалось под склад, а затем в нем открыли цех консервного завода. В 1956 году сломали обе звонницы и купол церкви. В самом конце 1980-х годов в селе Троекурово был построен консервный завод и территорию монастыря освободили, передав помещения православной церкви. В конце 1990-х годов начались реставрационные работы. Заботами основного попечителя обители Н.Д. Еремеева и его сына - генерального директора агрофирмы " 15 лет Октября " Д.Н Еремеева благоустраивается территория, реставрируются храмы: в 2005 году - начата реставрация Димитриевской церкви. В 2007 году Еремеевы пожертвовали 7 колоколов дя восстанавливаемых звонниц церкви св. Димитрия Солунского. Источник: www. selo48.ru/Троекурово Димитриевская церковь необычна по архитектуре - она двухколокольная. Западный вход храма украшен лоджией с двумя колоннами, в которой расположены входы на колокольню. Храм, его трапезная и даже апсида - двусветные. " Всходы извне ко ной церкви сделаны из мячковского камня " . Храмовая часть представляет собой кубовидный двусветный объём, украшенный пилястрами, карнизами и увенчанный цилиндрическим барабаном второго яруса с куполом и главкой. На одной из колоколен местными помещиками были устроены часы с боем. На другой располагались колокола весом 21 пуд 14 фунтов, 4 пуда 35 фунтов и несколько маленьких. Главки на церкви были обшиты " белым листовым железом " , крыша покрашена зелёной краской, кресты вызолочены, двери и решётки на окнах первого яруса кованые. Вокруг церкви до учреждения монастыря существовала каменная ограда. В самом храме полы были из мячковского известняка, которые в 1857 году заменили деревянными, клиросы были деревянные и выкрашены голубой краской под мрамор. Иконостас сделан искусною столярною и резною работою и покрыт весь белою, а резьба с колоннами палевою под лак краскою. Позднее колонны вызолочены, а большие сделаны под мрамор.

http://sobory.ru/article/?object=10918

Ценности: серебряный чеканный крест длиной 9 вершков; Евангелие в полулист, напечатанное в 1694 году, с пятью украшениями из позолоченного серебра чеканной работы; дарохранительница; “риза и фелонь золото-серебряного дородора с разными шелковыми цветами, оплечье белой материи, вокруг и подле обложенное золотою сеткою, крест и звезды из белой парчи на подкладе, крашенном кирпичного цвета…” Почитаемый образ: Иверской Божией Матери, принесенный из Москвы, перед которым каждую пятницу читался акафист. Колокола: 5, самый большой весил 30 пудов. Приход: в 1900-м году в храме было 1262 прихожанина, к нему была приписана деревня Лоскутова, в 10 верстах от города. Священник - протоиерей Павел Васильевич Никулин, 75 лет (1900), имевший набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест, ордена: Св. Анны 3-й степени и за 50-летнюю службу Св. Владимира 4 степени, наперсный крест в память войны 1853-1856 гг. и 2 медали в память императоров Николая I-ro и Александра III-ro. Псаломщик Дмитрий Алексеевич Пырьев, 42 лет, уроженец Тобольской губернии, окончивший Ишимское духовное училище. Национализация имущества: в 1921 г. 100 икон, 6 колоколов и другие предметы. В 1922 г. община заключила договор на аренду церкви. В 1935 г. – Григорианская община. Священник: Павел Иеронимович Игнатьев (1864-1937), окончивший Тобольскую духовную семинарию, за период с 1920 по 1934 годы 8 раз привлекался за " контрреволюционную деятельность " . В 1934 г. после окончания срока ссылки приехал в Тару. Расстрелян в Таре 1 ноября 1937 г. по делу о тарском братстве. Реабилитирован 29 ноября 1956 г. постановлением Президиума Омского облсуда. В 1938 г. 24 июня передана на культурные нужды. В 1943-1944 гг. дважды обращались священники и прихожане с просьбой об открытии православной церкви. 1944 г. 14 октября уполномоченный по делам религии при Совмине СССР по Омской области ответил отказом. В 1940-е гг. размещались музей и архив, здание требовало ремонта. 1970-е гг. - спортшкола. В 1974 г. взят на государственную охрану как памятник республиканского значения постановлением Совета Министров РСФСР Р 624. В 1979 г. в здании открыли краеведческий музей и картинную галерею. В 1988 г. поврежденная шаровой молнией колокольня была восстановлена в упрощенном виде. 1990 г. - храм передали верующим.

http://sobory.ru/article/?object=07876

В 1935 г. Вармийский еп. Максимилиан Каллер начал процесс беатификации Д. из М. В документах папской канцелярии Д. из М. именовалась блаженной, поляки называли ее святой. После окончания второй мировой войны и возвращения квидзынского собора католич. Церкви (1945) почитание Д. из М. начало распространяться. В 1959 г. в ФРГ с целью беатификации Д. из М. был организован «Союз Доротеи» (Dorotheenbund), печатный орган к-рого «Доротеенботе» публиковал материалы о ее жизни и почитании. 9 янв. 1976 г. папа Римский Павел VI специальным декретом утвердил почитание Д. из М. Торжества по случаю беатификации прошли в 1976-1977 гг. в Гданьске, Монтовы-Вельки, Квидзыне, Фромборке (Польша) и Мюнстере (ФРГ). Д. из М. почитается как покровительница женщин и матерей Поморья (Сев. Польша). Она изображается с лампадой и четками, иногда - под «дождем» стрел. Арх.: Marienwerder J. Vita venerabilis dominae Dorotheae//Staatsbibl. Berlin, Ms. Theol. Lat. Fol. 207 sq.; idem. Apparitiones seu Liber de Festis dominae Dorotheae//Ibid. Соч.: Die geistliche Lehre der Frau Dorothea an ihre Tochter im Frauenkloster zu Kulm/Hrsg. R. Stachnik//Zschr. f. Ostforschung. Marburg, 1954. Bd. 3. S. 589-596. Ист.: Marienwerder J. Septililium venerabilis dominae Dorotheae/Hrsg. F. Hipler//AnBoll. 1883-1885. Vol. 2-4; idem. Vita Dorotheae Montoviensis. Köln, 1964; idem. Liber de festis: Offenbarungen d. Dorothea von Montau/Hrsg. A. Triller, E. Borchert, H. Westpfahl. Köln; W., 1992. Лит.: Hipler F. Magister Johannes Marienwerder und die Klausnerin Dorothea von Montau//ZGAE. 1864. Bd. 3 (переизд.: Ibid. 1956. Bd. 29. H. 1. S. 2-92); Stachnik R. Zum Schrifttum über die seligen Dorothea von Montau//Ibid. 1939. Bd. 27. S. 231-259; Rühle S. Dorothea von Montau: Die Heilige des Preussenlandes//Westpreussen-Jb. Münster, 1956. Bd. 83; Westpfahl H. Die Geistesbildung der seligen Dorothea von Montau//ZGAE. 1957. Bd. 29. H. 2. S. 172-197; Triller A. Konrad von Wallenrodt, Hochmeister des Deutschen Ordens (1391-1393) im Spiegel der Quellen über Dorothea von Montau//Ibid. 1970. Bd. 34. S. 21-45; idem. Das Wallfahrtwesen in Westpreussen um die Wende des 14. zum 15. Jh. auf Grund des «processus Dorothea» 1404-1405//FS f. B. Stasiewski: Beitr. z. ostdeutschen u. osteuropäischen Kirchengeschichte. Köln, 1975. S. 34-35; Dorothea von Montau: Eine preussische Heilige des 14. Jh./Hrsg. R. Stachnik, A. Triller. Münster, 1976; Ratzinger J. Wege nach Innen: Die hl. Dorothea. Münch., 1979.

http://pravenc.ru/text/180243.html

учреждена в 1843 г. Комиссия издавала «Памятники» (1845-1859. 4 т.), «Древности» (в них печатались результаты археологических раскопок) и «Архив Юго-Западной России» (1859-1914. 8 ч.). В 1-й и 3-й сериях опубликовано большое число документов по истории правосл. Церкви на Украине (преимущественно в XVI-XVII вв.), ее взаимоотношений со светской властью, католич. и униатской Церквами и о правосл. братствах. Виленская комиссия для разбора и издания древних актов как постоянное учреждение основана в 1864 г. для разбора и издания документов Виленского центрального архива. Основное издание - «Акты Виленской комиссии для разбора древних актов» (1864-1914. 38 т.). Тома 16 («Документы, относящиеся к истории церковной унии в России»), 19 («Акты, относящиеся к истории бывшей Холмской епархии»), 33 («Акты, относящиеся к истории Западнорусской Церкви») целиком посвящены истории Церкви, значительное число материалов по истории правосл. Церкви в Белоруссии (преимущественно экономического характера) опубликовано и в др. томах. Кавказская А. к. основана в 1864 г. для разбора архива Главного управления Кавказского наместника. Комиссией издано 12 томов актов на рус. и вост. языках (Тифлис, 1866-1904). А. к. при Московском археологическом об-ве основана в 1896 г., издавала «Древности: Тр. Археогр. комис. при МАО» (1898-1913. 3 т. в 5 вып.), где среди публикаций преобладают материалы по церковной археологии, визант. и древнерус. искусству и лит-ре. А. к. Российской АН создана в 1956 г. по инициативе академика М. Н. Тихомирова в целях координации работ в области археографии (первоначально называлась «Археографическая комиссия при Отделении истории АН СССР»). В наст. время является центром координации, выявления, сбора (в т. ч. археографическими экспедициями), описания, изучения письменных памятников отечественной истории и культуры, а также исследований в области смежных с археографией историко-филологических дисциплин: архивоведения, палеографии, текстологии, кодикологии, филиграноведения. С 80-х гг. XX в. значительное место в деятельности комиссии занимают также историческое краеведение, генеалогия и др. специальные исторические дисциплины. С 1957 г. комиссия издает «Археографический ежегодник». Крупными научными программами, осуществляемыми комиссией, являются создание «Сводного каталога славянорусских рукописных книг» (по XVI в. включительно), хранящихся в РФ, др. странах СНГ и в странах Балтии (издан т. 1 - каталог рукописей XI-XIII вв. (М., 1984)), и «Каталога личных архивных фондов отечественных историков с XVI в. до наших дней» (вышел в свет вып. 1: XVIII в. М., 2001). Комиссия имеет отд-ния: С.-Петербургское (с 1968 издает ежегодник «Вспомогательные исторические дисциплины»), Северное, Уральское, Южно-Уральское, Сибирское, секцию вост. археографии.

http://pravenc.ru/text/76462.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010