Тема сельской общины была предметом острейших дискуссий в рус. лит-ре на протяжении всего XIX в. и обсуждалась Герценом, И. С. Аксаковым (1823-1886), Б. Н. Чичериным (1828-1904) и др. М. не был в курсе этих дискуссий, его интересовал только один вопрос: может ли русская община стать предпосылкой социалистических преобразований в сельском хозяйстве и при каких условиях это возможно в России. Интерес к этой проблеме был связан с прочитанной и высоко оцененной М. книгой рус. социолога В. В. Берви-Флеровского (1829-1918) «Положение рабочего класса в России», изданной в 1869 г. (см.: Там же. Т. 26. С. 87-88), а также с появившимися позднее книгами А. Н. Энгельгардта (1832-1893) «Письма из деревни» (1872-1879) и М. М. Ковалевского (1851-1916) «Общинное землевладение: Причины, ход, последствия его разложения» (1879). М. и Энгельс считали, что только с наступлением пролетарской революции возникнут условия для осуществления аграрной революции, которая может позволить общинному хозяйству, минуя капитализм, перейти к социализму. В письме к редактору «Отечественных записок», опубликованном только в 1888 г., М. утверждал: «Если Россия будет продолжать идти по тому пути, по которому она следовала с 1861 г., то она упустит наилучший случай, который история когда-либо предоставляла какому-либо народу, и испытает все роковые злоключения капиталистического строя» (Там же. Т. 19. С. 119-120). В Лондоне М. посещали представители самых разных политических течений и сословий из России (см.: Русские современники о К. Марксе и Ф. Энгельсе. 1969). По их воспоминаниям, М. выучил рус. язык и собрал многотомную б-ку на рус. языке. К своим любимым рус. писателям он относил А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Рецепция учения М. в России Политическая ситуация в России в кон. XIX в. и пропагандистская деятельность сторонников марксизма способствовали популярности и быстрому распространению идей М. Образование в 1883 г. в Женеве группы «Освобождение труда», предшественницы созданной в 1898 г. Российской социал-демократической рабочей партии, во главе к-рой встал Плеханов, несмотря на значительные расхождения ее членов по ряду теоретических вопросов, положило начало марксистской традиции в России. Особые заслуги в разработке теоретических проблем марксизма в России и пропаганде марксистских идей принадлежат Плеханову, автору большого числа трудов, среди к-рых - «Наши разногласия» (1885), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1894), «Анархизм и социализм» (1894), «Основные вопросы марксизма» (1908) и др.

http://pravenc.ru/text/2562374.html

е. при помощи церковно-приходской школы, благосостояния народного не поднять 44 . И.В. Преображенский 1 В следующем 1837 г. Высочайше повелено было заводить «приходские училища» и министерству Государственных Имуществ. Вскоре же появились так называемые «сельские школы». Последними считались те школы, которые заведены были в приходах духовенством, но с назначением им хотя небольшого пособия от министерства Государственных Имуществ зачислялись в ведение этого министерства. Призывая духовенство к заведению церковных школ, Святейший Синод, в указе от 19 октября 1836 года, преподал в руководство духовенству особые «Правила касательно первоначального обучения поселянских детей». Означенный указ и должно считать первыми правилами для церковно-приходских школ. 2 Из 4400 школ 1737 с 40600 учащихся приходилось на Северо-Западный край и 1063 школы с 29970 учащимися на Киевскую епархию. Значит, на всю остальную Россию приходилось всего лишь 1640 школ с 30300 учащ. В том же числе (4400) значится более 300 школ Братских и миссионерских и другого характера школ, состоявших в ведении Св. Синода. 3 «Киев. Епарх. Вед.» 1872 г., 5. См. в «Страннике» 1888 года кн. августовск., стр. 553. Весьма замечательно и достойно того, чтобы это запомнить, что вслед за предложением митр. Исидора поступило от Главного Начальника края, Князя И. И. Васильчикова на имя митрополита отношение с предложением того, что уже было сделано епархиальным начальством без всяких предложений и напоминаний с чьей бы то ни было стороны. См. «Народ. Образов.» за 1896 г. кн. апрель, стр. 103, в ст. г. Булашева «Очерк деятельности по народному образованию митрополита Киевского Арсения (Москвина) ». 4 «Странник» 1888 г стр. 553. В 1862 г. в Киевской епархии, по свидетельству тамошнего инспектора народных училищ, враждебно настроенного против церковно-приходских школ, встречались уезды (наприм., Радомысльский), в которых не оказывалось ни одного прихода без церковной школы (см. у г. Буланова «Народ. Образ». 1896 г. кн. за июль стр. 59). 6 Граф Путятин вполне разделял мнение Св. Синода о законном и неотъемлемом праве духовенства на обучение народа. По убеждению графа Путятина, только при главном участии духовенства в этом деле возможно достигнуть такого развития народа, которое обуславливало бы собою благоденствие его самого и государства. Такое убеждение свое он основывал на том, что духовенство, как он выразил в своей всеподданнейшей записке (от 13 ноября 1861 г.) «никогда еще не являлось на стороне противников правды, истины, добра и государственного порядка». См. «Народ. Образов.» за 1896 г. июль, стр. 24, в ст. г. Булашева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Между причинами, по которым отстраняемы были в прежнее время ходатайства о перенесении мощей Преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, указывались, между прочим, следующие: а) гражданская незначительность г. Полоцка; б) неблагоприятное по отношению к Православно географическое и этнографическое положение его; в) уединенность в краю относительно отдаленном; г) нравственное и вещественное преобладание здесь населения иноверного (Указ Св. Синода от 26 Июля 1860 г. за 3378). Но изложенные здесь причины, которые могли признаваться благословными и уважительными в 1860 г., после событий 1861–1863 г.г. и после устройства железных путей сообщения, по которым так же удобно стало отвсюду иметь сообщение с Полоцком, как и с Киевом, – причины эти такого значения иметь уже не могут. Итак перенесение мощей препод. Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Киево-Печерской Лавры, в созданную ею Полоцкую Спасскую обитель, и в прежнее время всегда вожделенное, ныне особенно благовременно и благопотребно для православного населения Белорусского края, и в особенности для жителей города Полоцка, к ограждению их от опасного для чистоты Православия влияния латинских святынь и к утверждению их в преданности св. православной церкви». Такого же содержания, как и вышеизложенный, Указ послан был из Св. Синода и к Высокопреосвященному Арсению Митрополиту Киевскому, на который им, от 27 марта 1873 г., за 72 дан следующий ответ 933 : «а) Назад тому лет тридцать, при самом начале обращения Унии в Православие и несколько позже того был еще некоторый благовидный предлог желать и домогаться перенесения мощей Преподобной Евфросинии в Полоцк, для закрепления новообращенных Полочан в Православии, но и тогда Святейший Синод, по тщательном и всестороннем обсуждении дела, домогательства сего не признал заслуживающим удовлетворения. А теперь в продолжении столь многих лет Полоцкая Паства, без сомнения, успела уже с православием освоиться и в вере утвердиться, и за тем в перенесении мощей в Полоцк никакой серьезной надобности, кроме прихоти человеческой, не усматривается.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1872 году церковных школ уже числилось 9.059, только половина прежнего числа, и все же в полтора раза более числа народных школ светских ведомств. Наконец, новым положением о народных училищах, утвержденным 25 мая 1874 года 165 и вверившим дело народного образования непосредственно в руки министерства народного просвещения, духовенство почти устранялось от школьного дела, с сохранением только права наблюдения за религиозно-нравственным направлением обучения и права преподавания закона Божия. После этого к 1881 году церковных школ оставалось уже не более 4.000 166 . Положим, школы эти были бедны и не устроены, но все же они были школы. Так, вместо общей работы, хотя бы и вполне самостоятельной, в единственной цели возможно большего успеха, ставились препятствия благому делу, и в спорах о несущественном лица, боровшиеся якобы за просвещение, послужили господству невежества. Кроме церковно-приходских школ, духовенство приняло живое участие в учреждении так называемых воскресных школ, т. е. уроков по воскресеньям и праздникам для взрослых, для которых будни заняты работой. Мысль о воскресных школах принадлежит Петербургу, где ремесленная управа в 1858 году ходатайствовала об открытии воскресных классов для мужчин-ремесленников и где одна девица и открыла в 1859 году воскресную школу в своей квартире в измайловском полку. Но ходатайство управы не осуществилось, а школа в измайловском полку прозябала в неизвестности, так что по всей справедливости указывают, что первые воскресные школы общественного значения появились в 1859 году в Киеве и обязаны своим происхождением профессору университета Павлову и студенту Воронову, а также попечителю учебного округа Пирогову, принявшему их под свое покровительство. В 1860 году воскресные школы появились уже «почти по всем городам России». Министерство внутренних дел, идя навстречу обществу в его заботах о народном образовании, издало в 1861 году общие правила для воскресных школ. О школах много говорили, на них возлагались большие надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Катакомбы со смешанным составом погребенных В Риме известны К., в к-рых хоронили и христиан и язычников. Яркий пример - открытые в 1955 г. катакомбы на Виа-Дино-Компаньи - кубикулы неск. семей (ок. 350 г.), до 400 захоронений, среди к-рых - языческие, христианские и, возможно, иудейские. Сохранились высокого уровня фрески, включающие: мифологические изображения; 113 композиций на сюжеты из ВЗ (более трети) и сцены из НЗ (ок. 10%), следующие гораздо более развитой, чем до издания Миланского эдикта, иконографии (Адам и Ева в одежде из шкур, сидящие на камне; Валаам с ослицей и др.). Опубликованные А. Ферруа, эти фрески вызвали бурную полемику в научном мире, особенно по поводу идентификации отдельных сюжетов (так, одна из сцен, интерпретировавшаяся некогда как «урок анатомии», впосл. получила иное толкование - «Иисус с учениками», см. ниже). Иногда выделяют и т. н. синкретические К., где в росписях трудно обособить христ. сюжеты от классических мотивов с образами греч. и рим. философии. Среди них - неск. ипогеев (дельи Аурели, Требия Юста, Вибия) и подземная базилика с барельефами, служившая, как считается, местом встреч неопифагорейцев еще в I в. до Р. Х. (обнаружена в 1917 у вокзала Термини). Лит.: Rochette D. R. Tableau des catacombes des Rome. P., 1837; idem. Troisième mémoire sur antiquités chrétiennes des catacombes. P., 1838; Marchi G. Monumenti delle arti cristiane primitive nella metropoli del crismianesimo: Architettura. R., 1844; Rossi G. B., de. Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculo antiquiores. R., 1857/1861, 1888. 2 vol.; idem. La Roma sotterranea cristiana descritta ed illustrata. R., 1864-1880. 5 vol.; idem. Il Museo epigrafico cristiano Pio-Lateranense. R., 1877; Фрикен А., фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христ. искусства. М., 1872-1885. 4 т.; Kraus F.-K., ed. Roma sotterranea/Bearb. F.-K. Kraus. Freiburg i. Br., 1873; Baumgarten P. M. Giovanni Battista De Rossi, fondatore della scienza di archeologia sacra. R., 1892; Lanciani A.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Поэтому в 1861 г. я отдельно написал то, что весьма любопытно знать о Богослужении, праздниках и религиозных обрядах нынешних евреев. Это сочинение привлекло немало читателей, так, что в скором времени число напечатанных экземпляров разошлось с лестным о них отзывом и ещё вновь потребовалось, со стороны читающей публики, такое же издание, почему, дополнив некоторые места в моём сочинении касательно древнего и нынешнего еврейского Богослужения с присовокуплением многих других, интересных предметов, относительно праздников нынешних евреев, я издал вновь означенную книгу и смею думать, что всякий прочтёт её охотно». 102 В 1867 г. в столичном журнале «Духовная Беседа» за подписью «Учитель Александр Алексеев » были напечатаны его «Воспоминания еврея, принявшего православно-христианскую веру» 103 , а затем – статья «Несколько слов о том, как думают в настоящее время евреи о христианах, и каковы их отношения к ним» 104 . В 1868 г. вышла его книга «Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки, с приложением биографии автора», в «Духовной Беседе» были опубликованы статьи А.А.Алексеева (В.Ю.Нахласа) «Вероучение и толки нынешних евреев о Мессии» 105 , «О кагале и его влиянии на евреев» 106 и другие, а в «Новгородских губернских ведомостях» – «Автобиография христианина из евреев». В 1869 г. в той же «Духовной Беседе» была помещены его работы: «О еврейских братствах – «хеврес " » 107 , в которой достаточно подробно рассказывалось о замкнутых группах («братствах»), существовавших в иудейской среде, и «Суждения о мерах к обрусению евреев» 108 . В 1872 г. были изданы «Беседы православного христианина из евреев с новообращёнными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о Талмуде», которые затем переиздавались в 1875 и 1897 гг. В опубликованной в 1875 г. в «Церковном Вестнике» (издававшемся при Санкт-Петербургской Духовной Академии) рецензии на второе издание книги говорилось, в частности по вопросу миссионерской деятельности в еврейской среде, что «наша научная литература, сколько нам известно, доселе не представляла ни одного полемического сочинения, специально приспособленного к этой цели, если не считать наставлений церковно-административных по этому предмету, содержащихся в «Уставе духовных консисторий» и дополнениях к нему, а также наставлений литургических, печатающихся в Требнике». «Сочинение г[осподина] [А.А.]Алексеева, – утверждалось далее, – печатавшееся некогда по частям в «Духовной Беседе», изданное потом автором в виде отдельной книги, вышедшей ныне вторым изданием, до некоторой степени восполняет этот пробел, хотя и не отличается всею тою полнотою и глубиною исследования, какой можно было бы пожелать в настоящем случае». 109

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Бахтин, исследуя рассказ «под углом зрения исторической поэтики жанра», выделяет, в частности, такие разновидности «мениппеи», к которым восходит произведение Достоевского, — «Сонную сатиру» и «Фантастические путешествия». Помимо античных авторов он называет целый ряд европейских писателей XVI–XIX bb., модифицировавших названные виды мениппеи, в том числе Кеведо, Гриммельсгаузена, Сирано де Бержерака, Шекспира, Кальдерона, Грильпарцера, Вольтера, Жорж Санд, Чернышевского. С уверенностью можно говорить, о том, что в поле внимания Достоевского — автора «Сна смешного человека» — была большая статья Н. Н. Страхова «Жители планеты», опубликованная в январском номере «Времени» (1861) и включенная затем автором в книгу «Мир как целое» (1872), и мистическое сочинение Э. Сведенборга (1689–1772) «О небесах, о мире духов и об аде» (Лейпциг, 1863), подаренное 8 января 1879 г. писателю его переводчиком А. Н. Аксаковым. Отношение Достоевского к статье Страхова вряд ли было целиком положительным. Со многими ее положениями он принципиально согласиться не мог, особенно с иронически-снисходительными словами об утопиях и утопистах: «Человек недоволен своею жизнью; он носит в себе мучительные идеалы, до которых никогда не достигает; и потому ему нужна вера в нравственное разнообразие мира, в бытие существ более совершенных, чем он сам человек считает возможным, что сущность его нравственной жизни может проявиться в несравенно лучших формах, чем она является на земле Мы улетаем мысленно к счастливым жителям планет, чтобы отдохнуть от скуки и тоски земной жизни». Сам Страхов менее всего склонен предаваться мечтаниям и утопиям. Современные земли и человек представляются ему венцом мироздания; Страхов пишет о «непревосходимости человека», являющегося «совершеннейшим существом». В статье Страхова приводятся мнения Лапласа, О. Конта, Фурье, Г. Гейне; цитируются «Разговоры о множестве миров» Б. Фонтенеля и книга Гюйгенса «Зритель мира, или «о небесных странах и их убранстве». Сочувственно и подробно пересказывается и цитируется Страховым повесть Вольтера «Микромегас». Достоевский собирался написать в манере Вольтера «Русского Кандида». «Сон смешного человека» в известном смысле может быть назван «Русским Микромегасом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

С прекрасной настроенностью поступил о. Алексей в Александро-Невское духовное училище и проучился здесь шесть лет, однажды быв оставлен на повторительный курс, по малолетству. Учился о. Алексей в училище хорошо: ровно, не впадая в леность, хотя и не в первых учениках. В балловых ведомостях того времени мы находим и его экзаменские баллы: преимущественно, «4», иногда бывали и «3», и «2». Поведение его везде отмечено баллом «5». Прилежание оказывалось «хорошее» и «постоянное», способности «хорошие», «тих», «скромен», – такие отметки на полях ведомостей о поведении против фамилии о. Алексея встречаются не раз. Окончил он училищный курс в июле 1851 года. Притом, окончил хорошо. В 1857 году о. Алексей окончил курс духовной семинарии – по второму разряду. Учебные годы о. Алексея обнимают период в двенадцать лет с 1845 по 1857 г. Тяжелое было то время в жизни духовной школы. Холод, голод, грубость, общая суровая обстановка, розги, были в то время обычной атмосферой, в которой ходили постоянно ученики. Из семинарии о. Алексей вышел с твердым и святым желанием, в доле сельского пастыря послужить родному темному народу. И это намерение своего сердца он свято исполнил и дал пример истинно доброго пастыря. Священствовал отец Алексей почти 44 года и в двух местах: сначала в с. Хотове, Ново-Ладожского у., СПБ епархии, а потом в С.-Петербурге. Женившись на дочери одного из соседних священников, он в 1858 г. был рукоположен в сан священника к Хотовской церкви Ново-Ладожского уезда, С.-Петербургской епархии, где и служил до 1 октября 1872 года. Своей самоотверженной пастырской деятельностью, обучением детей, построением прекрасной церкви, проповедованием слова Божия отец Алексей скоро обратил на себя внимание начальства. В 1863 г. был награжден набедренником, в 1866 г. скуфьей, в 1868 г. наперсным крестом, в 1869 г. камилавкой. Но недолго судил Господь о. Алексею прожить счастливой семейной жизнью. 10 января 1861 г. его супруга скончалась. Родом она была – Соколова, дочь священника с. Мыслова; Пелагия Васильева, так звали супругу о. Алексея, окончила курс в Царско-Сельском духовном училище. Оставшись с маленькой дочкой на руках, отец Алексей весь отдался делу пастырского служения и уже в Хотове стал известен особенной духовной опытностью и нравственной высотой своей жизни. Эта высота его личной жизни отмечена была уже в 1868 г., когда он был награжден крестом за безмездное преподавание в сельском училище, и «за благочестивую жизнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010