перемещен в епархию Карталинскую и Кахетинскую с званием члена Св. Синода и экзарха Грузии, и здесь-же в августе 1856 г. за заслуги лично возведен в сан митрополита; 1-го марта 1858 г. назначен митрополитом Киевским, и наконец 1-го июля 1860 г. – митрополитом Новгородским и С.-Петербургским с званием первенствующего члена св. синода. В это-же время, с августа 1861 г., к трудам святительского служения, присоединились занятия по званию главного попечителя и председателя совета Императорского человеколюбивого общества. – Заслуги почившего владыки были оценены и награждены с высоты царского Престола всеми русскими, духовным лицам присвоенными, орденами до алмазных знаков ордена св. Андрея Первозванного включительно (в 1872 г.); после этого, в разное время, ему были пожалованы: архипастырский посох, осыпанный драгоценными камнями, украшенная драгоценными камнями митра с водруженным на ней крестом по киевскому обычаю, украшенная бриллиантами панагия с правом ношения двух панагий; наконец, по случаю исполнившегося 50-летия епископского служения юбиляру было предоставлено право предношения креста при священнослужении и пожалованы соединенные вместе портреты трех Императоров, при которых проходимо было архипастырское служение, в рамке, усыпанной бриллиантами с бриллиантовою короною. Кроме того почивший архипастырь неоднократно был удостоиваем высочайших рескриптов с выражением монаршего благоволения и признательности. Русская наука, – духовная и светская, чтила многополезные труды почившего владыки на пользу просвещения и благотворения избранием его в почетные члены духовных академий, университетов и разных ученых и просветительных обществ и учреждений. – 11-го ноября 1884 г. всею русскою церковию и многими представителями русского общества было торжественно отпраздновано пятидесятилетие владыки Исидора в архиерейском сане; на это редкое торжество прибыли 17 иерархов из разных епархий нашего обширного отечества; множество учреждений и лиц, с Державным Вождем России во главе, спешили выразить маститому юбиляру благодарные и благожелательные чувства; бóльшая часть приветствий и адресов от лиц и учреждений сопровождалась поднесением св.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Владимир Иванович никогда не прекращал составления своего Словаря. В сущности, он работал над ним всю свою жизнь. Каждое новое слово, услышанное и «разгаданное» им, было шагом на пути к главной цели. Современный исследователь Михаил Булатов подсчитал: «Арифметика такая: знаем, сколько слов собрал Даль, знаем, сколько ему на это понадобилось времени, и получаем, что при двенадцатичасовом рабочем дне Даль должен был каждый час записывать и объяснять одно слово». В 1861 году труд всей жизни завершен — началось издание семитомного «Толкового словаря живого великорусского языка», содержащего более 200 000 слов. Издание продолжалось 6 лет. После выхода словаря Владимира Ивановича избрали почетным членом Императорской академии наук. Он получил Константиновскую медаль и Ломоносовскую премию – высшие научные награды того времени. В конце жизни Даль написал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу принадлежит. Я думаю по-русски». Владимир Иванович умер 22 сентября 1872 года. Незадолго до смерти принял Православие. Служа России словом и делом, он не только думал, но и жил по-русски. Источник: Радио «Голос России» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 апреля, 2024 4 апреля, 2024 21 марта, 2024 21 февраля, 2024 20 января, 2024 25 декабря, 2023 29 октября, 2023 1 сентября, 2023 6 июня, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/slova-i-dela-vladimira...

Автор «Русской азбуки с наставлением, как должно учить» (1861 год) В. Золотов в качестве текстов для чтения также использует молитвы, заповеди и изречения из Евангелия. Большое внимание духовно-нравственному воспитанию уделил и великий русский педагог К.Д. Ушинский в учебнике «Родное слово», состоящем из «Азбуки» и «Первой после азбуки книги». В текстах для чтения автор дает первые элементарные сведения о Православии. В разделе «Христианские имена» предлагаются необходимые знания о крещении. В учебнике перечислены и церковные двунадесятые праздники. На эту тему подобраны поучительные пословицы и поговорки, например, «Воскресный день не наш, а Господень», «Не все коту масленица, придет и великий пост». Здесь же помещен раздел церковно-славянской грамоты с евангельскими чтениями на двунадесятые праздники и с тропарями и кондаками на церковно-славянском языке. Завершают учебник для первоначального обучения чтению православные молитвы. Не лишена материала по духовно-нравственному воспитанию и «Азбука» Л.Н. Толстого (1872 г.). Здесь представлены церковно-славянские тексты для обучения славянскому языку, включающие в себя отрывки из Несторовой летописи, Четьи-минеи, Библии, тексты молитв и т.д. Кроме того, в «Азбуке» встречаются нравоучительные пословицы и рассказы. Л.Н. Толстой пишет учебники в период своих душевных исканий. Но в эти годы писатель сомнений еще не отразил. Первые шаги антицерковной работы появляются в 1881 году с написанием критики догматического богословия, где он выразил свое понимание религии и личности Христа. Русский методист В.И. Водовозов в «Русской азбуке для детей» (1873 г.) также помещает раздел «Церковнославянская азбука». Давая образец духовно-нравственного воспитания начинающему обучаться чтению, автор помещает отрывки из Евангелия с параллельным текстом (притчи «О милосердном самарянине», «Приношение бедной вдовицы», «О милостыне и молитве», «Иисус Христос и фарисеи», Поучение Иисуса Христа ученикам Своим), а также православные молитвы. Немалое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию и в «Букваре» Д.И. Тихомирова. Частью материала для чтения служат повествования из жизни Господа Иисуса Христа и Божией Матери, а также рассказы о двунадесятых праздниках. Также автор предлагает и церковнославянское чтение. Этот раздел начинается со славянских букв и титл-словосокращений и продолжается поучительными изречениями из Священного Писания. Здесь же автор знакомит с заповедями и православными молитвами.

http://bogoslov.ru/article/413973

Ге Н.Н. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы Петровны. 1874 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Миодушевский И.О. Вручение письма Екатерине II. 1861 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Перов В. Суд Пугачева. 1775 Государственный исторический музей, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Якоби В.И. Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург Раздел 6. Военная история России XVIII – начала XX века В академическом искусстве историческая картина особенно близка к батальному жанру. Документальность — обязательное условие изображения боевых действий — превращала батальные картины в свидетельства событий не только прошлого, но и современности. Тема русской военной истории охватывает период от Северной войны со Швецией в начале XVIII столетия до событий на Балканах и Первой мировой войны, постепенно превращаясь из живописной реконструкции минувших событий в летопись своего времени. vk fb tw ok @ g+ lj Верещагин В.В. На этапе. Дурные вести из Франции Государственный исторический музей, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Прянишников И.М. В 1812 году. 1874 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Виллевальде Б.П. Переход русских войск через Аджарское ущелье на Кавказе. 1872 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Рубо Франц. Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет. 1892 Дагестанский музей изобразительных искусств vk fb tw ok @ g+ lj Шукаев Г. Бой на Малаховом кургане в Севастополе в 1855 г. 1856 Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Шарлемань Адольф. Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы в 1877 году. 1879 Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Кившенко А.Д. Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года. 1894 Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

http://pravoslavie.ru/139872.html

В 1841–1846 гг. обучался в Императорском училище правоведения. В 1859 г. защитил магистерскую диссертацию «К реформе гражданского судопроизводства». В 1859–1865 гг. Победоносцев занимал кафедру гражданского права в Московском университете. В те же годы (с 1861 г.) он преподавал законоведение великим князьям цесаревичу Николаю Александровичу, Александру Александровичу (Императору Александру III) и Владимиру Александровичу. В начале 1860-х состоял членом комиссий, готовивших проекты документов для судебной реформы. С 1865 г. член консультации Министерства юстиции; в 1868 г. – сенатор; в 1872 г. – член Государственного Совета. В апреле 1880 г. назначен обер-прокурором Святейшего Синода; в том же году – членом Комитета министров. Вскоре после гибели императора Александра II выступил как лидер консервативной партии в правительстве нового царя; как ближайший советник Александра III явился автором Высочайшего манифеста от 29 апреля 1881 г., провозглашавшего незыблемость самодержавия. Победоносцев играл ведущую роль в определении правительственной политики в области народного просвещения, в национальном вопросе, а также внешней политике. Он был автором и активным проводником реформы церковно-приходского образования, при котором, согласно его идеалам, учащиеся начальной школы должны были усваивать начала веры и нравственности, верности царю и отечеству, а также получать «первоначальные полезные знания» 310 . Если к концу царствования Александра II в России числилось 273 церковно-приходские школы с 13035 учащимися, то в 1902 г. имелось уже 43696 таких школ с 1782883 учащимися 311 . Победоносцев считал Ф.М. Достоевского близким приятелем и называл его горячим проповедником основных начал веры, народности, любви к отечеству. В ночь с 8 на 9 марта 1901 г. на него было совершено покушение, однако злоумышленник промахнулся. В начале 1900-х Победоносцев решительно выступал против реформы церковного управления, расширения веротерпимости, созыва поместного собора. 19 октября 1905 г. Победоносцев вышел в отставку после появления известного Манифеста от 17 октября 1905 312 , однако уволен он был с оставлением в должностях члена Госсовета, статс-секретаря и сенатора.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

и прес. прест.: на основании их принятие мер об охранении православия детей совращенного, в отличие от правила ст. 190, возложено на министра внутренних дел, который о таковых мерах представляет установленным порядком на усмотрение Его Императорского Величества. В таком же положении находятся по разъяснению г. Таганцева, и раскольники. Так как по отношению к ним закон (ст. 33 т. X, ч. 1) допускает браки с православными не иначе, как по принятии раскольниками соединения с православной Церковью с присягой (?), то раскольничьи браки не могут быть подведены под смешанные, связанные с отобранием от родителей подписки о воспитании их детей в православной вере. Поэтому вопрос об ответственности раскольников за воспитание их детей не по правилам православной Церкви может возникнуть: или в случае отпадения обоих родителей, или одного из них в раскол или же в случае усыновления раскольниками до закона 12 марта 1891 г. лиц, крещеных в православной вере. По своду законов подвергались ответственности по ст. 216 (по изд. 1842 г.) лишь раскольники, воспитывавшие малолетних по обрядам жидовской ереси. При издании уложения 1835 г. это постановление вошло в ст. 208 173 проекта, но в более широком объеме, так как в ней было указано: «за допущение малолетних христиан производит духовные обряды по жидовской вере или иной какой-либо ереси, или участвовать в оных». Это расширение объема статьи вызвало сомнение в практике относительно ее применения, и Правительствующий Сенат, в решении по делу Селютиной, 1872 г., 1673, высказал, что вышеупомянутая статья имеет в виду лишь воспитание в правилах ересей, признаваемых особенно вредными. Затем эта статья была вовсе отменена в силу Высочайше утвержденного 1 мая 1884 г. мнения Государственного Совета, так как после издания закона 3 мая 1883 г., по мнению главно-управляющего кодификационным отделом, представлялось очень затруднительным с точностью установить, к каким именно сектам она могла бы быть применена. 174 В виду того, что из уложения устранения была статья, имевшая целью ограждение малолетних от совращения в раскол, признано было необходимым внесение в устав о пред. и пресеч. преступ. ст. 57. Если бы 190 ст. улож. распространялась на раскольников, то во включении в устав о пред. и прес. прест. новой статьи, также касающейся попечения об охранении православия малолетних детей, не было бы надобности. В виду этого Н.С. Таганцев и приходит к тому выводу, «что как при составлении в 1845 году статьи 190 улож., так и при согласовании уложения с законом 3 мая 1883 г. под ее действие не предполагалось подводить случаи воспитывания по правилам раскола родителями их детей, подлежащим воспитыванию в православной вере. Такое же разъяснение статьи 190 было дано еще 1 февраля 1861 г., согласно с предложением управлявшего министерством юстиции, общим собранием 4-го, 5-го и межевого департаментов Правительствующего Сената по делу Сысоева, признанного Сенатом не подлежащим никакой ответственности за воспитание детей своих в расколе. 175

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако Филоксен, исповедуя во Христе одну и притом божественную природу, мог называть природой и воспринятое человечество. Например, он утверждает, что Сын Божий стал человеком «по природе» (ba-kyn) 1860 , был человеком «из человеческой природы» (men kyn nšy) 1861 , называет Христа bar kyn (букв. «член природы») 1862 , что в сирийском языке является эквивалентом термина «единосущный». Однако восприятие человеческой природы и единосущие человеческому роду не препятствует Христу, по мнению Филоксена, быть единой природой. Называя Христа единой природой, сироязычные монофизиты, как отмечает Ж. Лебон, понимают под природой не форму или видовую сущность, а индивидуальное существо 1863 . Поэтому признать во Христе две природы означает, с их точки зрения, разделение Христа на два отдельных существа – Бога Слова и человека Иисуса 1864 . Очевидно, здесь работает та же логика, что и с термином «ипостась» (qnm), поскольку человеческая природа Христа, так же, как и Его человеческая ипостась, получает бытие в Слове и является Его собственной, она не исчисляется как вторая природа наряду с божеством, но рассматривается лишь как некоторый плюс к божеству, как привходящий момент в бытии Слова. Характерной чертой сироязычных нехалкидонитских авторов является особый акцент на общем характере воспринятого Словом человечества. Так, Филоксен, неоднократно утверждает, что Сын Божий облекся в «общую природу» (kyn d-aww) 1865 , а человечество, сотворенное Словом во чреве Девы, называет «всецелой природой человечества» 1866 . Иными словами, Бог Слово, согласно Филоксену, воспринял не одного из представителей человеческого рода (=частную сущность), но человеческую природу 1867 . Тот факт, что человечество во Христе было «общим», а не принадлежащим «какому-нибудь праведнику» 1868 , делает возможным вселение Слова во Святом Духе в каждого человека 1869 . Филоксен утверждает, что Бог Слово обновил и исцелил человеческое естество «в Своей собственной Ипостаси (qnm)» 1870 . Сам праотец Адам был спасен потому, что был воспринят в Ипостась Сына Божия 1871 . При этом Филоксен подчеркивает, что мы приобщаемся благодати не внешне, через посредство Христа, но непосредственно во Христе, Который «как наш Глава», то есть Родоначальник обновленного человечества, ипостасно (qnmit) присутствует в Своих дарах 1872 . Т. Бу Мансур отмечает, что Филоксен делает особый акцент на органическом единстве человеческого рода со Христом как со своим Главой 1873 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

реш. 29 апреля 1871 г., дело Червонецкого). Право предоставить решение дела по совести мировому судье, по силе 30 ст., заключая по себе уступку, по договору с противной стороной, права на разбирательство по закону, – не предполагается само по себе в доверенности, но должно быть особливо выражено. Касс. реш. 1871 г., N 446; 1872 г., N 515. Право поверенного безусловно отказаться от иска и прекратить дело само по себе не предполагается, но должно быть выражено в доверенности, ибо действие сего рода заключает в себе уступку заявленного пред судом права. Поскольку исполнение решения требует особливого ходатайства и указания способов, а принятие имущества и ценностей на свой отчет предполагает особливое доверие, то надлежало бы заключить, что для сего недостаточно общего полномочия, даваемого поверенному на ведение спорного дела и на ходатайства по оному до решения, но требуется для сего особое полномочие. На практике, однако, допускается возможность поверенному, ведущему дело, ходатайствовать и о приведении решения в исполнение. Признание, сделанное поверенным на суде, обязывает доверителя. В данном случае было признание платежа. Реш. в Ж. М. Ю. 1861 г., N 5. Правило 400 ст. Учр. Суд. Уст. о запрещении поверенным приобретать от своих доверителей права по тяжбам относится лишь до присяжных поверенных. Касс. реш. 1873 г., N 977; 1877 г., N 38. Отказ поверенного по судебному делу может последовать во всяком положении дела, лишь бы поверенный уведомил о своем отказе доверителя столь заблаговременно, чтоб он мог до срока явиться или приискать другого поверенного. Касс. реш. 1867 г., N 480. К этой же группе договоров следует отнести, в нашем законодательстве, поручения, без особого акта доверенности, даваемые лицам известного разряда или звания, по делам, требующим особого искусства и опыта, и тому званию присвоенным. Сделки этого рода имеют торговое свойство, почему и постановления, до них относящиеся, помещены в уставах торговых. Сюда относятся дела так называемые комиссионные, экспедиционные и маклерские (Уст. Суд. Торг. 43). Сверх того, исполнение разного рода поручений, с принятием посредничества, составляет особливый предмет деятельности так называемых комиссионерских контор, учреждаемых на коммерческом основании частными лицами для посредничества при купле и продаже, для займа капиталов, найма домов и приискания людей в служебные для частных лиц должности. Конторы эти учреждаются с разрешения министра внутренних дел и обязаны вносить определенный залог для обеспечения своей состоятельности (Уст. Торг. прил. к прим. к ст. 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Однако сила предметного обстояния заставляет Гегеля спуститься еще дальше; правда, не с тем, чтобы отступить от органического сращения множества в единство как последнего критерия «разумности» и «действительности», но с тем, чтобы выследить в остающихся мировых «явлениях» следы органичности, свидетельствующие о присутствии в них Понятия. Уже в органическом царстве не все стоит на одинаковом уровне. Не всякий организм в природе есть «истинный» организм, ибо не у всякого «части» относятся к «целому» как «члены». 1858 «Внутреннее» постепенно угасает в нисходящем ряду и уступает главенство внешнему. Связь частей ослабевает в растении, органичность которого более «внешне-объективна» и субъективность которого «непосредственна». 1859 Плесень, грибы являют собою переходную, «неорганически-органическую» ступень, 1860 а тело земли есть лишь «предпосылка» субъективной тотальности 1861 внешний, 1862 замертво лежащий организм, 1863 не более, чем «кристалл жизни». 1864 Ниже этой «мертвой жизни» Понятие становится поистине едва узнаваемым. Гегелю приходится удовлетворяться «следами» и «предчувствиями», отыскивать аналогии, дорожить отдаленными намеками, подбирать атомы и крупицы спекулятивной сущности. Он указывает на «индифференцию» различных элементов в химических соединениях, 1865 напоминающую «содержательную ассимиляцию» спекулятивных органов; он усматривает в теплоте «непрерывную распространяемость» и способность «сводить к однородности пространственно разрозненные тела» 1866 и видит в этом её подобие субстанциальной Всеобщности; он открывает намек на спекулятивный синтез в тяжести, построяя её как «искание объединяющего пункта» у множества; 1867 он рассматривает воду как «нейтральную текучесть», сливающую противоположности, как «сплошное» внутреннее равновесие, ограниченное только извне; 1868 он удовлетворяется тем, что огонь есть деятельное «беспокойство», «пожирающая», «отрицательная всеобщность»; 1869 что воздух есть прозрачная, как мысль, «во все проникающая текучесть», улетучивающая в себе все индивидуальное; 1870 что свет есть «чистое тождество» с собою, «всеобщая самость материи»; 1871 что движение имеет «диалектическую» природу, 1872 время есть самосозерцаемое «становление», 1873 пространство – «неопределенно-прозрачная тотальность». 1874 Опускаясь к самому пустому, бессодержательному содержанию, он доводит до конца «конструкцию» мира, применяя наподобие Шеллинга то отвлеченный анализ, то романтическое «вживание» в предмет, но сводя все к единству силою спекулятивного видения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Отсюда понятно, почему многие его статьи последнего периода посвящены умственному образованию и положению женщины. Таким образом Щ., по выражению одного биографа – «русский Бокль», из славянофила сделался народником (роль личности в истории, артели и проч.), а из историка – публицистом. По приезде в Сибирь Щ. стал хлопотать о разрешении вернуться в Петербург, но успеха в этом не имел; вскоре его надежды в этом отношении совсем рушились, так как он был привлечен по новому политическому делу, поводом к чему послужило стихотворение, написанное им еще в 1861 г., во время заключения в III отделении; в стихотворении, тогда не обратившем на себя никакого внимания властей, теперь усмотрели обращенный к Сибири призыв к борьбе за сепаратизм. Хотя Щ. после допросов и освободили, но оставили под подозрением, учредили за ним надзор и тем отравляли ему последние годы его жизни, и без того во всех отношениях не красные. Когда окончательно выяснилось, что в Петербург ему не вернуться, связь с последним Щ. принужден был ограничить своими статьями для столичных журналов, а сам стал интенсивно работать для местной жизни: читал публичные лекции, участвовал в экспедициях по исследованию быта сибирского населения, сотрудничал в местных научных и общественных печатных органах. В 1866 г. он принял участие в снаряженной Сибирским отделом географического общества экспедиции для исследования Туруханского края, результатом чего явились обширные материалы статистико-антропологического и этнографического характера, которые ввиду большого объема их не были напечатаны тогда и погибли во время иркутского пожара 1879 г. В конце 60-х годов он работал в качестве этнографа в экспедиции, снаряженной в Верхоленский край; собранный им материал был обработан в следующих статьях: « Историко-географические и этнографические заметки о сибирском населении» («Известия Сибирского Отдела Имп. Русского Геогр. Общества», 1872 г., 3–5), «Бурятская улусная родовая община» (ibid., 1874 г., 1), «Сельская оседло-инородческая и русско-крестьянская община в Кубинско-Ленском крае» (ibid., 1875 г., 3, 5, 6), «Физическое развитие верхоленского населения» (1876 г., 2, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010