Ереси и расколы первых трех веков христианства. М. 1877 (Сочинение на степень доктора богословия). Напечатанные в Православном Обозрении: О нашей полемико-богословской литературе (1860, февраль). По, поводу автобиографии Измайлова (апрель). По поводу трудов киевской духовной Академии (сентябрь). Обяснение по вопросу о православии и современности (1861, январь). По поводу полемики Чернышевского с Юркевичем (сентябрь). Об улучшениях в быте духовенства (1862, январь). Духовенство и народное образование (февраль). Церковно-финансовый вопрос (апрель). О преподавании богословия в русских Университетах (май). О предубеждениях светских людей против богословских наук (1863, сентябрь). Отчего беден русский народ? (1865, январь). По поводу папской энциклики (февраль). По поводу папского послания к восточным епископам (1868, сентябрь). По поводу издания богословских сочинений Хомякова (1869, январь). Из истории христианства у славянских народов (январь, май). В память тысячелетия св. Кирилла (февраль). По поводу писем Хомякова к Пальмеру (март, апрель, сентябрь, ноябрь). Духовно-учебная реформа (апрель). По греко-болгарскому церковному вопросу (май, ноябрь). По поводу рассказов из истории церкви, Бахметевой (август). О воспитании детей духовного происхождения вне духовного звания (октябрь). Взгляд на прошедшее и надежды в будущем (1870, январь, февраль). Светская власть папы (январь, февраль). По вопросу о преобразовании духовной цензуры (март). О приеме студентов в духовной Академии (ноябрь). Об образовании девиц духовного происхождения (1871 февраль). По греко-болгарскому вопросу (апрель). По поводу старокатолического движения (сентябрь, ноябрь). О соединении духовных Академий с Университетами (1872, январь, март). Для семинарской педогогии (июнь, июль). По старо-католическому вопросу (август, октябрь). По греко-болгарскому вопросу (октябрь, ноябрь). В других изданиях: О положительном и отрицательном направлении в русской литературе (Русск. Бесед. 1868). О болгарском церковном вопросе (День 1862).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

в иудейских жилищах по преимуществу в верхнем этаже». 49 В доме Пансы экус имеет 3½ саж. ширины и 4½ саж. длины, тогда как прочие комнаты занимают пространство каждая меньшее в 4 и даже более раз. См. Жуковского История архитектуры ч. II стр. 223. 50 Архитрав или епистилион – балки, идущая от средины одной капители на другую и соединяющая таким образом ряд колонн в одно целое. 52 Вейнгэртнер приписывает экусам и эту принадлежность, но с ним трудно согласиться, потому что памятники, приводимые им в доказательство или позднейшего происхождения, как напр. триклиний во дворце Теодорика в Равенне и триклиний папы Льва III в. в лютеранском дворце, или же такого рода, что в них едва можно усмотреть разве только нечто подобное абсиду. Таковы цитируемые им памятники Помпейские. Впрочем экус в недавно открытом дворце Домициана имеет абсид. Weing. Ursprung….. р. 34, 35. 56 Систематические раскопки начались здесь с 1861 г., по поручению французского правительства, итальянским учёным Петром Розою. См. Жур. Мин. н. пр. 1873 г. октябрь. Новейшие изыскания на Палатине, Драгоманова, а также Revue Archäclogique 1873 г. январь. 60 Rome souterraine par Northcote et Brownlow, trad. de l’angl par Allard Paris 1872 p, 118. Lib. pontificalis; Cypriani ep. 82. 63 Общеупотребительное ныне название: катакомбы по значению и происхождению своему довольно темно. Археологи различным образом объясняют его. Одни производят его от греческих слов: ατο и τμβος – курган, могильная насыпь, другие – от ατ и κμβη – ладья, указывая на некоторое сходство между внутренностью саркофага и внутренностью лодки. Иезуит Marchi полагает, что слово катакомбы удобнее производить от латинского глагола: cumbo, который в соединении с предлогами: ad. cum, de значит лежать, быть положенным. По этому производству слово: катакомба может означать место подземное место, где лежат. См. Martigny. Dict. des antiq. Chret. p. 105. Первоначальное название: катакомбы, catacumbas не было общим для всех подземных кладбищ и сделалось таким сравнительно уже в позднее время. В древних документах слово: catacumbas постоянно употребляется для обозначения усыпальницы св. Севастиана и той части окрестностей Рима, в которой, она находится. Так цирк Максентия, развалины которого и поныне находятся рядом с древней базиликой св. Севастиана, назывался иногда circus ad catacumbas. Усыпальница св. Севастиана в древних перечнях римских кладбищ называлась: coememerium catacumbas ad sanct. Sebastianum via Appia. В средние века, когда место нахождения всех других усыпальниц римских, кроме усыпальницы св. Севастиана, было потеряно и когда для пилигримов осталась доступной только эта последняя усыпальница, – посещение усыпальниц и посещение ad catacumbas сделались синонимами, слово: катакомбы получило общий смысл и начало мало по малу прилагаться ко всем подземным кладбищам, не только находящимся в Риме, но и в других местах. Rome souter. р. 448.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Елпидифор Васильевич Барсов (13.11.1836–15.04.1917) Елпидифор Васильевич Барсов Исследователь древнерусской и старообрядческой литературы, фольклора Русского Севера, археограф, собиратель. Биография Елпидифор Васильевич Барсов родился в с. Логиново, Череповецкого уезда Новгородской губернии, в семье сельского священника. В возрасте девяти лет Е. В. Барсов был определен в духовное училище Устюжны Железнопольской. Окончив училище, а в 1857 году семинарию в Новгороде, Барсов поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, выйдя из стен которой в 1861 году, начал преподавать логику, психологию и немецкий язык в Петрозаводской духовной семинарии. Центром научных исследований края стал в те годы Олонецкий губернский статистический комитет (ОГСК), во главе которого стоял П. Н. Рыбников. По признанию самого Е. В. Барсова именно пример П. Н. Рыбникова побудил его к изучению истории, фольклора и этнографии Олонецкого края. Елпидифора Васильевича заинтересовали народные исторические предания, история монастырской колонизации и история старообрядчества Карелии Свои первые статьи и очерки Барсов публиковал в «Олонецких губернских ведомостях». Заслуга Е. В. Барсова – открытие заонежской вопленицы Ирины Федосовой. В 1867 г. он записал ее причитания, и позже опубликовал их в первой части четырехтомного издания «Причитания Северного края, собранные Е. В. Барсовым». В 1870 году подающий надежды ученый был приглашен на работу в Москву, где вступил в должность помощника заведующего отделением славяно-русских рукописей и старопечатных книг Румянцевского музея. В том же году Барсов был принят в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете. В 1872 году молодой учёный издал 1-й том своего уникального исследования – «Причитания Северного края». Эта книга была восторженно принята ученым миром: получила золотую медаль Русского Географического общества, дважды удостоилась Уваровской премии и получила самые одобрительные оценки ведущих литературоведов и критиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖЕЙМС [Джемс; англ. James] Уильям (11.01.1842, Нью-Йорк - 26.08.1910, Шокоруа, шт. Нью-Гэмпшир), амер. философ, психолог. У. Джеймс. Фотография. 10-е гг. XX в. У. Джеймс. Фотография. 10-е гг. XX в. Род. в семье ирл. пресвитериан. В 1861-1869 гг. изучал медицину и др. дисциплины в Гарварде, Дрездене, Берлине (под рук. Г. фон Гельмгольца и Р. Вирхова). В 1865-1866 гг. участвовал в зоологической экспедиции в Бразилию (в бассейн Амазонки). В 1872-1907 гг. преподавал в Гарварде, в 1875 г. основал первую в США психологическую лабораторию, в 1889 г. стал первым в Гарварде профессором психологии. Д. считал совр. психологию суммой разрозненных эмпирических наблюдений, не поддающихся критической проверке, писал о том, что «эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности», но нет «в этих работах никаких логических обобщений» (Психология. С. 274). Д. стремился превратить психологию в подлинную науку, исходя из предположения, что «единообразие в соотношениях психических и мозговых процессов составляет закон природы» (Там же. С. 22). Так, психический стимул, побуждающий давать обет нищеты, Д. видел в том, что «жизнь, построенная на «иметь», менее свободна, чем жизнь, в основе которой «делать» или «быть»» (Многообразие религ. опыта. СПб., 1992. С. 258). Это одно из высказываний Д., предвосхитившее концепцию Э. Фромма . В работе «Многообразие религиозного опыта» (1902) Д. проанализировал свидетельства религ. переживаний деятелей прошлого (блж. Августина , Дж. Фокса , Дж. Эдвардса ) и современников (Л. Н. Толстого , М. К. Башкирцевой, ген. М. Д. Скобелева и др.). Религию Д. определял как переживания, связанные с ощущением причастности к высшей правде (Там же. С. 43). Отрицая активную роль человека в достижении этих переживаний, Д. заявлял, что «у христианских подвижников преодоление плоти является результатом высшего рода переживаний, в которых отсутствует волевое напряжение» (Там же.

http://pravenc.ru/text/171829.html

Киевская губерния Николай Фёдорович Беляшефский. Родился в 1867 г. в семье священника, в г. Умани. Окончил киевскую гимназию, Киевский университет по юридическому факультету и в качестве вольнослушателя Московский универс. по естеств. факульт. Директор киевского музея древ. и искусств; известен научными исследованиями по истории, археологии и этнографии, редактор–издатель научного журнала, член многочисленных ученых общ. Первым шагом Думы, по мнению Н.Ф., должно быть требование полной амнистии борцам за правду и свободу. Принадлежит к левому крылу К.Д. партии. Захарий Иванович Выровой, родился в 1879 г. в крестьянской семье Черкасского уезда. Грамоте обучался дома. Работал в качестве столяра в каретных мастерских, затем служил в Черкасске на сахарных заводах. В 1899 году привлекался по политическому процессу. Принадлежит к «парламентской трудовой группе». Андрей Григорьевич Вязлов, мировой судья. Родился в 1861 году в крестьянской семье Волынского уезда. Кончил гимназию и Варшавский унив. по юридическому факульт. Член общ. улучшения народного труда, комитета грамотности и др. Член партии «народн. св.» союза автономистов и группы украинцев. За решение аграрного вопроса видет в передаче земли трудящимся; на собственность смотрит как на «освящённое веками и поддерживаемая современными законами беззаконие». За принадлежность к партии народ. своб. подвергался административн. преследованиям. Семен Тимофеевич Таран. Родился в 1872 году в бедной крестьянской семье Коневского уезда. Окончил одноклассное министерское уч.; занимался самообразованием. С 1893 по 1901 г. занимался письмоводством, служил счетоводом в управлении Х.-Н. жел. дор. Ни к какой партии не принадлежит, но по убеждениям крайне левый! Гавриил Леонтьевич Зубченко, крестьянин, родился в 1859 году Васильевском уезде. Учился дома, занимается земледелием. С 1902 по 1906 год состоял уполномоченным от ковалевского и устиновского общ. и председат. строительной комиссии по постр. двухклассного уч., с 1905 г. по день выборов служил волостным старшиной. Секретным распоряжением киевского генерал-губернатора Дрентельна Г.Л. воспрещено занимать (с 1886 г.) общественные должности; распоряжение это строго соблюдалась до 1902 года. Беспартийный, присоединился к трудовой группе.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

К. внес значительный вклад в выявление и издание источников по истории Белоруссии и Литвы. Опубликовал «Историческое исследование о Зап. России, служащее предисловием к документам, объясняющим историю Западно-Русского края и его отношения к России и Польше» (СПб., 1865), «Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию…» (СПб., 1867), «Памятники, относящиеся к Смутному времени» (в кн.: РИБ. 1872. Т. 1), ВМЧ. Окт. Дни 4-18 (1874; совместно с С. Н. Палаузовым ); Дни 19-31 (1880) и др. В последние годы жизни К. занимался подготовкой к изданию писем и донесений иезуитов о России кон. XVII - нач. XVIII в. (опубл. в 1904). К. призывал к изучению слав. мира, развитию межслав. связей, объединению всех славян под знаменем единства слав. культуры и Православия. Однако к панславистским политическим проектам он относился скептически, полагая, что возможности ассимиляции чуждых элементов каждой культурой неизбежно ограничены. Главный, итоговый, труд К.- «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884, 18932, 19013, последнее изд. 2011). В нем он показал связь и преемственность различных научных школ и направлений в развитии рус. научного сознания по отношению к своему историческому прошлому. Эта монография, будучи первым комплексным обобщающим исследованием по истории рус. исторической науки, вызвала большой общественный резонанс. Активная публицистическая деятельность К. получила противоречивые оценки А. И. Герцена, И. С. Аксакова , Ф. М. Достоевского и др. Под влиянием воззрений К. сформировались общественное течение и историческая школа, получившие впосл. название «западно-русизм». Среди учеников К. были исследователи истории Белоруссии и России: П. Н. Жукович , О. В. Щербицкий, Ю. Ф. Крачковский, Г. Я. Киприанович , И. А. Котович , С. Г. Рункевич , А. С. Будилович , К. В. Харлампович , Е. Ф. Орловский. Соч.: Литовская церк. уния. СПб., 1859-1861. 2 т.; Чтения о церк. западнорус. братствах. М., 1862; Встреча народности в Зап. России с рус.

http://pravenc.ru/text/2458919.html

Преосвященный Леонтий был первый русский архиерей, который побывал в Европе; он очаровал как французов, так и русскую колонию в Париже своим умом и обаятельным обращением, которое, по замечанию очевидцев, ускорило переход в православие известного ученого аббата и доктора богословия Владимира Гетте , умершего православным священником. В 1861 и 1862 гг. Преосвященный Леонтий состоял членом губернского присутствия по обеспечению духовенства С.-Петербургской епархии и председателем епархиального комитета по обсуждению вопросов программы по делам православного духовенства, председателем историко-статистического Комитета для описания С.-Петербургской епархии и Комитета для рассмотрения положения о преобразовании духовных училищ. 20 декабря 1863 г. Преосв. Леонтий назначен был Подольским епископом. В этой епархии он много сделал полезного. Им постепенно увеличено было содержание наставников духовной семинарии, улучшены школьный быт и обстановка воспитанников семинарии, для развития вкуса которых к церковной живописи открыт был класс иконописи. В 1864 году он открыл в г. Каменце училище для девиц духовного звания и преобразовал Тульчинское женское училище, незадолго перед тем открытое по инициативе известного Петербургского протоиерея В.Гречулевича, впоследствии Могилевского епископа Виталия. С улучшением материального быта духовенства он возвысил умственный и нравственный уровень его, уделив много внимания к искоренению следов униатских особенностей из религиозной, общественной и частной жизни духовенства. Своим нравственным влиянием Преосв. Леонтию удалось значительно перевоспитать духовенство Подольской епархии, хотя в письме от 20.XI.1872 г. к своему земляку, архиепископу Тульскому Никандру он писал, что «дух шляхетства и еврейскую меркантильность в духовенстве Подольской епархии не скоро еще выкурить можно». Для улучшения быта и просвещения народа он много потрудился в деле устройства церковных братств, приходских попечительств, церковно-приходских школ и приютов. В видах ослабления католической пропаганды, он настоял на закрытии епископской католической кафедры в Каменце и католической духовной семинарии; по его же настоянию были закрыты и переданы в православное ведомство и некоторые костелы. При нем же и по его инициативе учреждены были эмеритура 2 и окружные попечительства для заштатного духовенства, для вдов и сирот духовного звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В том же номере «Русского архива» П.И. Бартенев поместил Заметку Н. Бицына на статью Санкт-Петербургских ведомостей о Польском катехизисе, где утверждалось, что этот документ есть сказка русских газет. Н. Быцин — псевдоним Н.М. Павлова, русского историка, публициста. В этой Заметке кроме уверенного утверждения автора, что существование Польского катехизиса есть исторический факт, обращает на себя внимание новая аргументация: сами поляки не отрицали бытование подобного катехизиса под именем Katechizm rycerski, написание которого приписывалось польскому революционеру, диктатору восстания 1863 г., генералу Людвику Мерославскому. Вполне возможно, что извлечения из этого рыцарского катехизиса ходили по рукам как листовка, читались у камина, т.е. не были рассчитаны на долгое хранение. Однако на него сохранился печатный ответ под названием Katechizm nie-rycerski авторства литератора Юлиана Клячко. Спустя почти десять лет «Русский архив» снова обратился к теме Польского катехизиса, опубликовав статью В.А. фон Роткирха. Авторский текст помечен «27 сентября 1872 г., Витебск» и представляет собой возражение на упомянутое выше выступление Пржецлавского. В 1861—1863 гг. фон Роткрих был вице-директором особой канцелярии по делам военного положения при наместнике в Царстве Польском, через него проходили различные бумаги, обнаруженные при разгроме повстанческих отрядов. Поэтому свое возражение он подает как бы от официального лица. Фон Роткирх отклоняет те аргументы Пржецлавского, в которых говорится о случайности появления «катехизиса», его канцелярском стиле, немецком происхождении как субъективные догадки. Сам фон Роткирх относит появление текста к 1830-м годам. Автор дает важное свидетельство: он держал в руках более пяти экземпляров «катехизиса», добытых в разное время у разных лиц. Это говорит против утверждения Пржецлавского об единственном экземпляре, ставшем источником для русских газет и журналов. Слова фон Роткирха дополняют изображение обычных обстоятельств при разборе взятых у повстанцев бумаг: после разгрома польского отряда и обыска на месте обнаруженные документы складывались в чемоданы и мешки без особенной системы, указаний при ком и что найдено. Среди вороха этих бумаг и попадались подобные тетрадки. Сам В.А. фон Роткирх признается, что уничтожил обнаруженные экземпляры «катехизиса» потому, что они уже были известны по публикациям центральных русских газет.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/22/polemi...

Касаясь в предисловии языка Остромирова Евангелия, издатель отмечает, что «рукопись сия особенно достопримечательна, как ближайший к началу Словенской письменности памятник Церковнословенского языка». Труд Востокова был первым по времени строго научным и образцовым изданием значительного по объему древнеславянского текста, во многом он обусловил дальнейшее развитие славянского исторического языкознания, равно как изучение славянских древностей вообще. Рассматривая вопрос о возникновении церковной письменности у славян, словацкий ученый Павел Шафарик (1795-1861), высоко оценивший публикацию Востокова, высказал мнение, что первым памятником, который перевели Кирилл и Мефодий при начале их славянской миссии 863 г. был краткий евангельский апракос такого типа, как Остромирово Евангелие[ 4 ] . В эти же годы в научное обращение поступила другая рукопись краткого апракоса, написанная глаголицей, - Ассеманиево Евангелие. Эта рукопись XI в. содержит текст такой же древности, какой представлен в Остромировом Евангелии, так что взгляд Шафарика о первичности краткого Евангелия-апракоса в славянской рукописной книжности получил поддержку крупного палеографа и библеиста Капитона Ивановича Невоструева (1815-1872)[ 5 ] . В дальнейшем этот взгляд не пересматривался несмотря на то, что в научное обращение были введены два глаголических Четвероевангелия X-XI вв. - Мариинское и Зографское, - которые и по своим лингвистическим особенностям, и по характеру текста обладают многими признаками подлинной первичности. Новый взгляд, согласно которому, первый славянский перевод, выполненный в IX в., содержал полный текст Четвероевангелия, был высказан лишь в конце XX в. Основой послужило исследование тысячи с лишним рукописей Евангелия при подготовке исторического издания славянского текста[ 6 ] . Согласно результатам названного текстологического исследования, Остромирово Евангелие по характеру своего текста ближе всего стоит к Мариинскому Евангелию, в свою очередь последнее представляет собою наиболее близкое отражение первичного славянского Четвероевангелия, переведенного Кириллом и Мефодием.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/14...

Наиболее продуктивной стала благотворительная деятельность И. 21 авг. 1860 г. он стал главным попечителем и председателем Совета Императорского человеколюбивого об-ва. При И. к 1879 г. количество неимущих, получавших пособия, возросло с 16601 до 86 611 чел., открылись 12 детских приютов, 5 начальных школ, 4 ремесленных заведения для детей, 5 швейных мастерских, 6 богаделен, 3 лечебницы, 2 больницы, а также было обустроено 4 квартиры для бедных. Годовой расход об-ва достиг 12 10 292 р., наличный капитал - 2 578 195 р., недвижимость, принадлежавшая об-ву, оценивалась в 6 507 674 р. К об-ву были присоединены московские об-ва поощрения трудолюбия и братолюбивое для снабжения неимущих квартирами. Человеколюбивое об-во способствовало открытию 5 церквей, Мариинского ин-та для слепых девиц, Медицинского комитета, Попечительства, занимавшегося сбором пожертвований на воспитание бедных детей, Попечительного об учащихся об-ва, Попечительства о недостаточных ученицах Московской консерватории, Комитета для оказания помощи пострадавшим от народных бедствий и др. Митрополит особо помогал С.-Петербургскому приюту для обращенных евреев. 23 окт. 1866 г., 26 июня 1871 г., 2 нояб. 1872 г., 22 мая 1874 г. «за обильные плоды христианской деятельности Человеколюбивого общества и постоянное расширение его благотворительности в пользу неимущих» И. были объявлены «монаршая признательность и благоволение». К 1881 г. в ведении Человеколюбивого общества находилось 138 благотворительных учреждений, его помощью пользовались 97 920 чел. И. добивался строительства домов для причта, подняв соответствующий вопрос 31 янв. 1863 г. на заседании Главного Присутствия. 31 июля 1864 г. Лесной департамент известил его, что по губерниям Юго-Западного края сделано распоряжение о бесплатном отпуске с казенных дач леса на строительство домов. В нач. 1861 г. И. задумал устройство Дома призрения бедных духовного звания с уч-щем для сирот, принимая во внимание «беспомощное положение значительного числа вдов и сирот сельского духовенства».

http://pravenc.ru/text/674896.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010