(Петров Иван Степанович; 29.05.1828, ст-ца Федосеевская, обл. Войска Донского - 2.09.1897, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Сын причетника из донских казаков (впосл. отец В. служил священником в улалинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре на Алтае). И. Петров окончил Зотовское (Новочеркасское) ДУ, в 1849 г.- Воронежскую ДС, в 1853 г.- КДА со степенью магистра. В марте 1853 г. ректором академии архим. Антонием (Амфитеатровым) пострижен в монашество одновременно со своим сокурсником сербом М. Йовановичем (буд. Сербским митр. Михаилом ), с к-рым его впосл. связывала многолетняя духовная дружба. 14 апр. 1853 г. рукоположен во диакона, 22 окт.- во иерея Киевским митр. Филаретом (Амфитеатровым) . 30 окт. определен учителем по классу логики, психологии и соединенных с ними предметов в Орловскую ДС. С марта 1855 г. помощник инспектора Воронежской ДС, с 25 июня 1856 г. член семинарского правления, с 4 окт. 1856 г. библиотекарь. С дек. 1853 по июнь 1857 г. участвовал в составлении и редактировании «Ист.-стат. описания Орловской епархии», для чего исследовал архивы храмов и мон-рей. 30 апр. 1857 г. определен инспектором и профессором по классу Свящ. Писания в Иркутскую ДС, в июне следующего года переведен на те же должности в новоучрежденную Томскую ДС, где близко познакомился с алтайскими миссионерами (см. ст. Алтайская духовная миссия ). В 1860 г. назначен членом комитета по составлению «Ист.-стат. описания Томской епархии». 13 сент. 1861 г. перемещен на должность инспектора и экстраординарного профессора богословия в СПбДА с возведением в сан архимандрита и присвоением степени настоятеля 3-классного мон-ря. В. был одним из инициаторов создания в С.-Петербурге Православного миссионерского общества для содействия Алтайской и Забайкальской духовным миссиям , составил его устав, 21 нояб. 1865 г. был избран в члены первого совета об-ва. В 1869-1870 гг. по поручению Московского митр. св. Иннокентия (Вениаминова) составил новый устав об-ва, участвовал в работах по открытию отд-ния об-ва в Москве.

http://pravenc.ru/text/159064.html

прот. Николай Преображенский Скачать epub pdf (Краткое жизнеописание) Содержание Происхождение, семейное положение Жизненный путь: основные вехи (1869–1918)     Протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860–1918) – один из наиболее авторитетных пастырей Санкт-Петербургской епархии. Выдающийся проповедник и общественно-церковный деятель, он  известен не только в Петербурге, но и по всей России своими начинаниями в области церковных реформ, а также  своими трудами на поприще религиозно-просветительского и социально-благотворительного служения. Отец Философ явился бесстрашным и последовательным обличителем антицерковной политики большевиков. В условиях всё усиливающегося красного террора, как истинный пастырь Церкви Христовой, он не отступил от своих убеждений и веры во Христа и принял мученическую кончину вместе с сыновьями ради блага Церкви и Отечества. Происхождение, семейное положение Протоиерей Философ Николаевич Орнатский   родился 21 мая ст.ст. 1860г. в Троицкую родительскую субботу и праздник Владимирской иконы Божией Матери в семье священника Николая Платоновича Орнатского, который служил на погосте Новая (Поповка) под Череповцом, в церкви Богоявления Господня 1 . Отец Философ через свою мать Флену (Феону) Ивановну, дочь священника Новоёрговской церкви Белоликова Ивана Стефановича, и троюродную сестру своего отца Марию Ивановну (в девич. Орнатскую), ставшей супругой священника Захарии Ивановича Белоликова, породнился с другим известным родом с Вологодчины – родом Белоликовых. Из этого  рода вышел священномученик епископ Пимен (в миру Петр Захарович Белоликов, 1879 – убит 16 сент. 1918), близко общавшийся с о. Философом 2 . Прот. Философ был женат на  Елене Николаевне Заозерской, 21 мая 1865г.  рождения, они обвенчались 17 июля 1885г. В семье было одиннадцать детей, двое старших из них – Николай и Борис вместе с их отцом были причислены к лику общецерковных святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви по канонизации Святых, прошедшем в Москве 13–16 августа 2000 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Раздел 6: Русская Духовная Миссия при архимандрите Рафаиле (Трухине). 1894–1898 523. Предложение обер-прокурора К.П. Победоносцева Св. Синоду С.-Петербург 24 июня 1894 г. Копия За смертию бывшего начальника Иерусалимской Духовной Миссии архимандрита Антонина, должность настоятеля оной остается вакантною. Признавая с своей стороны, что эту должность мог бы с пользою для Миссии проходить настоятель Саровской пустыни игумен Рафаил, имею честь предложить Святейшему Синоду, – не благоугодно ли будет назначить на оную упомянутого Рафаила. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 97. 524. Послужной список начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Рафаила (Трухина) 954 Саров 1894 г. Копия Чин, должность и имя лица: Игумен Саровской пустыни иеромонах Рафаил, 45 лет 955 . Из какого места и сословия и как в мире назывался: Из Ижевского оружейного завода, Сарапульского уезда, Вятской губернии, обер- офицерский сын, в мире назывался Николаем Ионовичем Трухиным. Чему и где обучался: Поступил в 1852 году мая 15 дня в офицерскую школу, окончил курс образования с аттестатом, выданным 15 января 1860 г. за 1936. Когда поступил в монашество, какие проходил послушания и чем был награжден: Поступил в русской на Афоне Пантелеймонов монастырь в число братства 1867 октября 1 дня. Проходил послушание на клиросе в соборном храме и занимался письмоводством в монастырской канцелярии. Пострижен в рясофор 1868 марта 25. Пострижен в мантию с именем Рафаил 1869 марта 28. Определен регентом, соборным головщиком 956 и уставщиком 1870 апреля 16. Рукоположен в иеродиакона высокопреосвященным Дионисием, архиепископом Ксанфийским, живущим на покое на Афоне, 1872 ноября 23. Определен смотрителем монастырских странноприимных гостиниц 1874 августа 3. Рукоположен во иеромонаха высокопреосвященным Иоакимом, митрополитом Дерконским, бывшим Вселенским Патриархом (покойным Иоакимом IV), 1875 сентября 28. Определен ризничим 1876 апреля 20. Послан в Константинополь представителем от монастыря при освящении церкви, устроенной Российским императорским посольством, 1876 июня 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Игумения Таисия Игумения Таисия (в миру – Мария Васильевна Солопова, 1842–1915) – настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря, автор духовных стихов. По отцу – из древнего новгородского дворянского рода, по матери – одной из ветвей рода Пушкиных. После окончания в 1860 году Санкт-петербургского Павловского института благородных девиц почти десять лет провела послушницей Тихвинского монастыря, в Введенском храме которого хранилась древнейшая икона Тихвинской Божьей Матери. В 1870 году в Тихвинском монастыре она стала рясофорной послушницей с именем Аркадия. С 1872 года – регент Покровского Зверина монастыря в Новгороде, основанного в начале XII века на месте зверинца новгородских князей. С 1878 года – казначей Званского Знаменского монастыря, основанного в 1869 году по духовному завещанию вдовы Гавриила Державина, пожертвовавшей монастырю державинское родовое имение Званку со всеми землями и угодьями. Так что послушница Аркадия ведала казной обители, которую называли Званским Державина монастырем. Через год в этом монастыре она приняла постриг с именем Таисия. С 1881 года – настоятельница Леушской женской общины при деревне Леушине в Череповецком уезде. Через четыре года община стала Леушским монастырем. При игумении Таисии за тридцать лет в нем было воздвигнуто два каменных собора, открыты две школы – церковно-приходская и церковно-учительская, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. Обитель превратилась в один из самых крупных женских монастырей в России, где подвизалось до 700 насельниц. За эти же годы игумения Таисия основала и возродила еще десять монастырей и скитов, среди них был и древнейший Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия. Но современники недаром называли игумению Таисию Леушскую «внучкой» великого Пушкина. Их связывали не только родовые корни. Она была автором книг об Иоанне Богослове, «Жизнеописания Христа ради юродивой блаженной Евдокии», «Писем новоначальной инокине», «Келейных записок», автобиографии. Важное значение в религиозной литературе того времени имели «Беседы» и переписка игумении Таисии с Иоанном Кронштадтским , ее книга « Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь». Первым читателем многих литературных трудов игумении Таисии был ее духовный отец Иоанн Кронштадтский . Отцу Иоанну еще до журнальных публикаций она посылала на благословение и свои стихи. Сохранился один из его отзывов 1898 года: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Республика Саха (Якутия) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Никольский храм (Вилюйск) Республика Саха (Якутия) (якут. Саха рспблкэтэ, Саха Сирэ) — субъект Российской Федерации, республика в её составе, крупнейший по территории субъект Российской Федерации. Кроме того, Якутия — самая большая административно-территориальная единица в мире. Входит в Дальневосточный федеральный округ, является частью Дальневосточного экономического района. Якутия — единственный субъект Российской Федерации, на территории которого применяется время трёх часовых поясов, разница с московским временем составляет +6, +7, +8 часов. Столица республики - город Якутск . Содержание Православие в Якутии [ править править код ] Датой вхождения Якутии в состав России считается 1632 год, когда енисейский казачий сотник Петр Бекетов основал на правом берегу реки Лены острог, из которого впоследствии вырос Якутск. В городе есть маленькая улочка, названная в честь Бекетова. Им были также основаны города Жиганск, Чита, Нерчинск, открыты серебряные месторождения на Нерчи. С 1620 года по 1731 год Якутия входила в состав Тобольской епархии. С 1731 по 1852 годы Якутия в составе Иркутской епархии. Епископ Мелетий (Якимов) и духовество Якутской епархии 1896 С 1853 года по 1870 год Якутия оформляется в Якутское викариатство Камчатской епархии. Первый епископ Камчатский и Алеутский, святитель Иннокентий (Вениаминов) , пребывал в Якутске с 11 сентября 1853 года, а переселившись в Благовещенск в 1860 году оставил за собой викарием епископа Павла (Попова). Официальное учреждение викариатства относится к 11 января 1858 или, по иным сведениям, к 16 ноября 1859 года. В конце 1869 года в результате многолетних трудов святителя Иннокентия (Вениаминова) был подписан Царский Указ об образовании Якутской епархии. Якутская письменность появилась благодаря православным миссионерам. В 1812 году в Иркутске была издана первая религиозная книга на якутском языке — «Молитвы. Символ веры и заповеди Божьи: начатки вероучения». В 1819 году священник Олекминской Спасской церкви Георгий Попов впервые составил якутский алфавит. Главная же заслуга — перевод Писания — принадлежит святителю Иннокентию, просветителю народов Сибири и Америки. По его инициативе в 1853 году был создан Комитет по переводу священных и богослужебных книг на якутский язык. Над переводами трудился и его сподвижник, протоиерей Дмитрий Хитров (будущий епископ Якутский и Вилюйский Дионисий), который составил первую «Краткую грамматику якутского языка» (1858). Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Сах...

Ржев. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь что при богадельне /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Владимирская, что при богадельне, церковь, построена в 1758 году, в 1834 году упразднена, в 1860 году возобновлена, деревянная, престола три: главный Владимирской Божией Матери, правый преподобного Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой лавры, левый преподобного Арсения, игумена Новгородского. Находилась на Князь-Дмитриевской стороне, при богадельне. Есть сведения, что была построена на месте старой Оковецкой церкви. С 1875 в церковь из села Оковцы приносилась икона Оковецкой Божией Матери. Ныне не существует. В 1901 году служили: Священник Алексий Филаретов 55-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1872 года, состоял законоучителем приходского училища, член Епархиального училищного совета, награжден в 1897 году наперсным крестом, в 1898 году орденом Святой Анны 3-ей степени по статуту. Псаломщик Иван Симаков 32-х лет, в должности с 1885 года. Церковный староста мещанин Василий Степанович Лелянов, в должности с 1896 года. В 1914 году служили: Священник Александр Маслов 46-ти лет, окончил семинарию, на службе 18 лет, во Владимирском храме 5 лет. Псаломщик Иаков Бойков 41-го года, на службе 1 год. Прихожан нет. С западной стороны ограды была устроена каменная часовня во имя Святителя Николая Чудотворца. Историки утверждают, что ниже по Волге от плашкоутного моста на месте расположения первой деревянной церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери в 1758 году здесь из прочного лиственного дерева была построена церковь Владимирской иконы Божьей Матери. Возникает закономерный вопрос: как в одном и том же году, на одном и том же месте могли возводиться два разноименных храма? Время и место строительства обоих церквей совпадают. Кстати, в ранних исторических источниках название Владимирской набережной встречается в конце XVII начале XVIII веков, следовательно, на правом берегу реки был в это время если не храм то часовня с этим названием.

http://sobory.ru/article/?object=52152

Свято-Никольский храм (Вилюйск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В 1800 году в Вилюйске был построен Никольский деревянный собор . Его постигла та же участь, что и большинство храмов в России. Новый Свято-Никольский храм был сооружен на рубеже 20 и 21 века. 7 октября 2013 года состоялось историческое событие - великое освящение воссозданного Никольского храма. Расположен в начале улицы Мира, недалеко от краеведческого музея. Содержание История [ править править код ] Расцвет православия в Якутии неразрывно связан с именем Святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского (1797–1879). С 1853 по 1860 гг. владыка Иннокентий проживал в Якутске и «по праву считается одним из самых крупных деятелей сибирской культуры: ученый-языковед с мировым именем, этнограф, выдающийся богослов и педагог, неутомимый проповедник. Более сорока лет он занимался миссионерской деятельностью на Аляске, Алеутских, Командорских и Курильских островах, на Чукотке, Камчатке, на Амуре и Дальнем Востоке, в Якутии». Не оставил своим попечением святитель Иннокентий и вилюйскую землю, впервые приехав сюда с проповедью зимой 1854 г. Именно с этого времени в Якутии повсеместно начали созидать храмы, при которых впоследствии организовывались церковно-приходские школы. Эти учебные заведения не только укрепляли православную культуру, но и способствовали распространять среди местного населения элементарную грамотность. Основными направлениями деятельности Русской Православной Церкви в вопросе христианизации народов Якутии в этот период становятся просветительская, переводческая и духовно-учебная. «В 1869 г. был издан императорский Указ о создании с 1870 г. самостоятельной, 53-й в составе Российской империи, Якутской и Вилюйской епархии». Получив высокий статус второго кафедрального города якутских архиереев, Вилюйск продолжил развитие уже как мощный духовно-просветительский и культурный центр региона. К началу ХХ века в Вилюйском благочинии насчитывалось более 30 храмов и часовен, 3 из которых находились на территории самого города. Это Никольская церковь, с учреждением епархии в 1870 году получившая чин собора, Иннокентьевская кладбищенская церковь и Новониколаевский собор. Иннокентьевскую церковь построили в 1892 году на городском кладбище и в ней горожане молились о упокоении почивших сродников и друзей. Пятиглавый, деревянный, светлый и просторный храм созидался как дань памяти тем славным вилюйчанам, трудами которых приумножались слава и богатство родного края.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Сушки. Сушкинский Никоновский женский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1858 и 1870. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Рязанская область, Спасский район, с. Сушки Координаты: 54.284372, 40.36966 Проезд:Находился близ села Сушки, на овальном мысе, при слиянии речек Кирицы и Дунавицы. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Основание монастырю было положено старцем-пустынником Никоном (+ 1844). После его смерти, в пещере поселилась старица Параскева Ивановна Шапошникова, к которой стали собираться девицы из соседних селений, желавшие пользоваться ее наставлениями в духовной жизни и участвовать в ее подвигах. В 1858 году в Сушках была утверждена женская община, за которой была укреплена пожертвованная Шапошниковой земля. В 1859 году в общине усердием Екатерины Гавриловны Рыковой было положено основание Троицкого храма. Община была обнесена с восточной и северной сторон каменной оградой с 2 башнями. В 1860 году были устроены настоятельские кельи. В 1869 году был построен двухэтажный каменный корпус для сестер общины. В 1870 году община была преобразована в общежительный монастырь. В этом же году иждивением купчихи Е.А. Белозеровой была устроена колокольня. В 1876 году был устроен двухэтажный каменный корпус, в нижнем этаже которого помещались трапезная и кухня, а в верхнем - сиротовоспитательное училище для девиц духовного звания. За монастырской оградой имелась двухэтажная гостиница для богомольцев. В причте обители состояли священник и диакон. В 1923 году монастырь был закрыт и превращен в лечебное заведение. Храмы монастыря: Троицкий. Был заложен в 1859 году, в длину имел 33 сажени. В 1881 году была окончена кладкой и покрыта трапезная часть храма. Никоновский. В 1864 году на месте подвигов старца Никона, на пожертвования Е.Г. Рыковой, был устроен небольшой каменный храм во имя прмч. Никона. Алексеевский. Двухэтажный каменный храм во имя прп. Алексия, человека Божия был построен в 1871 году иждивением купчихи Е.А. Белозеровой. В нижнем этаже храма находились кельи.

http://sobory.ru/article/?object=37485

Храм святых апостолов Петра и Павла (Уфа) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Храм во имя Святых апостолов Петра и Павла в селе Нагаево, Уфимского уезда был построен тщанием прихожан и освещен в 10 декабря 1862 года при Епископе Уфимском и Мензелинском Филарете (Малишевском ), бывшем на кафедре с 1860 по 1869 годы. Церковно — приходское попечительство существовало с 1876 года. Приход относился к 1 — вому благочинническому округу Уфимской епархии. Притч,состоял из священника и псаломщика с казённым жалованием 141руб.12коп. в год. Священник помещался в церковном доме а псаломщик в общественном. Приход состоял из села и 11 деревень с 2094 душами обоего пола ( 1026 муж. 1068 жен.) Чудовищный погром обрушился на Уфимскую епархию в 1919-38гг. Органами советской власти закрывались храмы и изымались церковные ценности. Не был обойден стороной гонителями веры Христианской и храм святых апостолов Петра и Павла в селе Нагаево . В 1930 году приход был закрыт а храм осквернен.Прихожане пытаясь уберечь церковную утварь,книги ,священнические облачения в тайне относили в свои дома и прятали там рискуя собой и своими близкими. Советская власть чудовищно истреблявшая православие организовывала рейды по домам жителей села ,обыски, изымали все церковные принадлежности от этого почти ничего не осталось.В храме был устроен клуб но клубом находился не так долго т.к. людям было неуютно там петь и плясать.В последствии храм был отдан под здание пожарного надзора а затем и вовсе под конюшню.В 31 — 32годы , храм был подозжен злоумышленниками и сгорел до тла. ( Из истории Уфимской Епархии Русской Православной Церкви) В 2002г. директором Совхоза РОССИЯ, села Нагаево стал Иванцов Е.М. Он задался вопросом что за пустырь, который находиться по среди села? Сторожили села поведали о том что на этом месте ранее находился православный храм в честь святых апостолов Петра и Павла.На ближайшем собрании жителей села был поднят вопрос о строительстве нового храма на месте старого. После Иванцов Е.М. получил благословение Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона на организацию прихода в селе Нагаево и строительство храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_ап...

Сокращения БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918 (ежемесячно); и. с. 1-.1993-. Богословские труды. Сборники. М., 1958-, Византийский временник 1–25. СПб/.А., 1894–1928; и. с. 1 (26)-. Μ., 1947-, Вера и разум. Харьков, 1884–1917 (дважды в месяц); и. с. 2000– (ежемесячно). Вестник русского христианского движения. Париж, 1925 – 1939,1945-; Мюнхен, 1949; Париж, 1950– (с 1953 г. с общей нумерацией); 112/113-, Париж, Ν. Y., Μ., 1974-; 164-, М., 1992– (с неопред, периодичностью, до 1974 г. под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), ВЦП Вестник церковной истории. М., 2006-. Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг., 1917 – 1918. 1–46 (1.1.1917–26.2.1917); 1–169 (7.4.191731.12.1917); 1 (3.1.1918). Душеполезное Чтение. М., 1860–1917 (ежемесячно). Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834– 1917 (ежемесячно). Журнал Московской Патриархии. М., 1948-, Ежемесячно. Московские епархиальные ведомости. Μ., 1869-; и. с. 1990-. Московские церковные ведомости. М., 1880–1918 (ежемесячно). Православное обозрение. М., 1860–1891. Ежемесячно. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов 1–48. М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Православный собеседник. Каз., 1855–1917 (4 раза в год, 1868–1917 ежемесячно). Полное собрание законов Российской Империи/Под ред. Μ. М. Сперанского. СПб., 1 1826–1830, 2 1830–1884, 3 1881–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи в 10 тт. СПб., 1869–1916. Православная энциклопедия. М., 2000-, Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1869–1918 (с неопред, периодичностью). Труды Императорской Киевской духовной академии. К., 1860–1917. Ежеквартально, в 1861–1917 ежемесячно. В1997 г. изд. возобновлено с неопред, периодичностью и с исключением из назв. слова «Императорской». Творения святых отцов в русском переводе 1–69 (1–77). М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Христианское чтение. СПб., 1821–1917; н. с. 1991– (с неопред, периодичностью).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010