Сокращения БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918 (ежемесячно); и. с. 1-.1993-. Богословские труды. Сборники. М., 1958-, Византийский временник 1–25. СПб/.А., 1894–1928; и. с. 1 (26)-. Μ., 1947-, Вера и разум. Харьков, 1884–1917 (дважды в месяц); и. с. 2000– (ежемесячно). Вестник русского христианского движения. Париж, 1925 – 1939,1945-; Мюнхен, 1949; Париж, 1950– (с 1953 г. с общей нумерацией); 112/113-, Париж, Ν. Y., Μ., 1974-; 164-, М., 1992– (с неопред, периодичностью, до 1974 г. под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), ВЦП Вестник церковной истории. М., 2006-. Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг., 1917 – 1918. 1–46 (1.1.1917–26.2.1917); 1–169 (7.4.191731.12.1917); 1 (3.1.1918). Душеполезное Чтение. М., 1860–1917 (ежемесячно). Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834– 1917 (ежемесячно). Журнал Московской Патриархии. М., 1948-, Ежемесячно. Московские епархиальные ведомости. Μ., 1869-; и. с. 1990-. Московские церковные ведомости. М., 1880–1918 (ежемесячно). Православное обозрение. М., 1860–1891. Ежемесячно. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов 1–48. М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Православный собеседник. Каз., 1855–1917 (4 раза в год, 1868–1917 ежемесячно). Полное собрание законов Российской Империи/Под ред. Μ. М. Сперанского. СПб., 1 1826–1830, 2 1830–1884, 3 1881–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи в 10 тт. СПб., 1869–1916. Православная энциклопедия. М., 2000-, Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1869–1918 (с неопред, периодичностью). Труды Императорской Киевской духовной академии. К., 1860–1917. Ежеквартально, в 1861–1917 ежемесячно. В1997 г. изд. возобновлено с неопред, периодичностью и с исключением из назв. слова «Императорской». Творения святых отцов в русском переводе 1–69 (1–77). М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Христианское чтение. СПб., 1821–1917; н. с. 1991– (с неопред, периодичностью).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Петр Александрович (1833/34, с. Карманово Дмитриевского у. Курской губ.- 28.08.1899, Киев), проф. канонического права, исследователь церковной археологии. Род. в семье священника, учился в Белгородском ДУ, затем в Курской ДС, которую окончил в 1855 г., в том же году поступил в КДА. Окончил академический курс первым по списку магистров в 1859 г. и 13 окт. того же года был избран советом КДА на должность бакалавра по кафедре канонического права и церковной археологии. 5 февр. 1860 г. был назначен помощником инспектора, но уже 10 апр. 1861 г. написал прошение об оставлении должности: вчерашний выпускник академии счел неэтичным выставлять на суд начальства суждения студентов, которые являлись практически его сверстниками. С 1860 по 1868 г. был помощником библиотекаря КДА. 29 янв. 1866 г. назначен экстраординарным профессором КДА, а 25 февр. 1885 г. в связи с 25-летием профессорской деятельности удостоен звания заслуженного экстраординарного профессора КДА. С 1869 г. член Совета КДА. Лекции Л. (с 1869, после введения нового устава КДА и реформирования кафедры, читал только курс по каноническому праву) заслужили высокую оценку митр. Московского Макария (Булгакова), к-рый по поручению Синода в 1874 г. производил ревизию образования в КДА и охарактеризовал Л. как «весьма способного и знающего свою науку» преподавателя. Знания Л. оказались востребованы в Киевском ун-те им. св. кн. Владимира: 31 авг. 1885 г. он был утвержден в звании приват-доцента юридического фак-та кафедры церковного права, 16 июля 1891 г. был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора. С 1878 по 1891 г. гл. обр. для дополнительного заработка (женился в 1863 на О. И. Бобровницкой, к сер. 70-х гг. XIX в. в семье было 6 детей) исполнял работу инспектора Александровского ремесленного уч-ща. Кавалер орденов: св. Анны 3-й (1869) и 2-й (1877) степени, св. Станислава 2-й (1873) и 1-й (1896) степени, св. Владимира 4-й (1881) и 3-й (1886) степени.

http://pravenc.ru/text/2463201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ф. Ницше. Фотография. 1869 г. [Нем. Nietzsche] Фридрих Вильгельм (15.10.1844, Рёккен близ Лютцена - 25.08.1900, Веймар), нем. философ и писатель, один из представителей философии жизни, критик христианства. Жизнь, сочинения, философские взгляды Род. в семье лютеранского пастора. В 1858-1864 гг. учился в Пфорте (близ Наумбурга) - закрытой привилегированной школе; здесь проявился его интерес к античности и музыке. В 1864-1865 гг. изучал классическую филологию и протестант. теологию в Боннском ун-те. Прекратив занятия теологией вслед. сложившегося у него в этот период убеждения в несостоятельности христианства, в 1865-1869 гг. обучался в Лейпцигском ун-те под рук. Ф. В. Ричля (1822-1889), избрав специальностью классическую филологию. В эти годы Н. увлекается философией А. Шопенгауэра (1788-1860), а также искусством и философско-эстетическими взглядами Р. Вагнера (1813-1883), личное знакомство с к-рым состоялось в нояб. 1868 г. С 1869 г. профессор классической филологии Базельского ун-та. В связи с переездом в Базель отказался от прусского подданства и до конца жизни оставался «европейцем» без гражданства. В 1870 г. в качестве санитара добровольно принимал участие во франко-прусской войне (1870-1871). В 1-м опубликованном философском сочинении, получившем широкий резонанс, «Рождение трагедии из духа музыки» (Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik, 1872; впосл. Н. изменил заглавие на «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie, oder: Griechentum und Pessimismus)), Н. устанавливает 2 типа культуры и 2 принципа всякого искусства - «дионисовский» (музыкальный) и «аполлоновский» (пластический). В дионисийских оргиях древних греков он усматривает проявление плодотворного жизнеощущения, основанного на трагическом принятии нерасчлененной коллективной стихии становления - бессознательной темной глубины жизни во всех ее проявлениях. Этому дионисовскому принципу Н. противопоставляет аполлоновское начало индивидуализирующего сознания, четко разделяющего противоположности и создающего мир светлой поверхности явлений. Оба начала, которые Н. соотносит с шопенгауэровским описанием мира как «воли» и как «представления», иллюзорны, но если первое усиливает жизнь, то второе ее ослабляет. Дионисовское начало, которое Н. находит не только в дифирамбах в честь Диониса и в архаической древнегреч. лирике, но и в философии Гераклита и Эмпедокла, достигает идеального равновесия с аполлоновским в аттической трагедии, особенно у Эсхила и Софокла. У Еврипида в лит-ре и у Сократа в философии найденная гармония нарушается, что порождает тип «теоретического человека», крый воплотился в оптимистической «александрийской культуре», основанной на ценностях разумного познания мира явлений. Считая необходимым возрождение дионисовского искусства, Н. находит его осуществленным в творчестве Вагнера.

http://pravenc.ru/text/Ницша.html

А.А. Половцов Терновский, Филипп Алексеевич Терновский , Филипп Алексеевич, профессор Киевской духовной академии и доцент по кафедре церковной истории в университете св. Владимира, доктор русской истории, сын дьякона (впоследствии священника церкви Воздвиженья на Острожках в Москве), родился 11 августа 1838 г., умер 23 мая 1884 г. Среднее образование получил в Московской духовной семинарии (1852–1858) и высшее в Московской же духовной академии, курс которой окончил 1862 г. со степенью магистра богословия, удостоенный ею за диссертацию «Местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский Стефан Яворский и Димитрий Тверитинов» («Прибавления к Творениям св. отец», 1862, т. XXI, кн. 3); два года спустя эта работа вышла в дополненном и расширенном виде под названием «Митрополит Стефан Яворский ; биографический очерк» («Труды Киевск. Дух. Академии», 1864, т. I и II, кн. 1, 3 и 6) – один из значительнейших трудов в исторической литературе о деятельности Яворского. Еще на студенческой скамье Т. опубликовал несколько работ, большею частью за подписью «Ф. Алексеев», – таковы «Современное религиозное движение в Италии» («Прав. Обозр.», 1860, кн. 8), «Положение протестантских партий в Пруссии» (там же, 1860, кн. 11), «Германский богослов Христиан Бунзен и его литературные труды» (там же, 1861, кн. 5), «Обозрение материалов для истории русской духовной литературы» (там же, 1862, кн. 3), «Из истории наших духовных школ в XVIII стол.» (там же, 1862, кн. 10) и «О монашестве и безбрачии по отношению к избранию в сан епископа» (там же). За эти работы и диссертацию Т. был назначен бакалавром Киевской духовной академии по кафедре обличительного богословия (с 30 окт. 1862 г.), а через год (в декабре 1863) на кафедру русской гражданской истории, на которой до февраля 1866 г. числился бакалавром, а с этого времени повышен в экстраординарного профессора, коим состоял 17 лет. Одновременно с профессурой в духовной академии Т. соединял должность одно время (1868–1870) преподавателя немецкого языка в академии же и учителя русской истории в Киевском епархиальном училище (1863–1873); 28 марта 1869 г. он был приглашен приват-доцентом в университет св. Владимира по кафедре церковной истории и в 1872 г. утвержден в звании штатного доцента. За работу «Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение к древней Руси» («Киевск. Унив. Известия», 1875–1876, и отд.: Киев 1877, 2 вып., стр. 214301) он был удостоен в 1877 г. университетом доктора русской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В.А. Томсинов Скачать epub pdf Илья Степанович Бердников принадлежит к числу наиболее ярких представителей науки церковного права в России второй половины XIX – начала XX века. Он родился 12 июля 1839 года 1 в с. Косе Слободского уезда Вятской губернии в семье священника. Начальное образование получил в Глазовском духовном училище. Затем учился в духовной семинарии г. Вятки (в 1854–1860 гг.) и в Казанской духовной академии (в 1860–1864 гг.). Его учителем в академии был Алексей Степанович Павлов (1832–1898), преподававший здесь с 1859 года церковное законоведение и литургику 2 . По окончании курса обучения в Казанской духовной академии Илья Бердников получил звание бакалавра литургии и церковного права и был назначен преподавателем академии по кафедре церковного права, церковной археологии и литургии. 8 сентября 1866 года его утвердили в степени магистра богословия. В мае 1869 года Бердников был назначен экстраординарным профессором Казанской духовной академии. В 1873–1876 годах Илья Степанович исполнял должность инспектора академии. В течение 1872–1876 годов он преподавал церковное право в качестве внештатного лектора на юридическом факультете Императорского Казанского университета. 7 июня 1881 года И.С. Бердников защитил в открытом заседании Совета Казанской духовной академии диссертацию «Государственное положение религии в римско-византийской империи» 3 , представленную им для получения степени доктора богословия. В ноябре 1881 года он был утвержден Святейшим синодом в данной степени. В феврале 1882 года его назначили ординарным профессором Казанской духовной академии. В 1882–1886 годах он являлся помощником ректора академии. В апреле 1885 года И.С. Бердников был назначен штатным ординарным профессором Императорского Казанского университета по кафедре церковного права. При этом он остался в должности профессора Казанской духовной академии. На юридическом факультете Казанского университета он преподавал до 1895 года. С 1906 года Бердников состоял членом учрежденного в указанном году при Святейшем синоде Особого присутствия для разработки вопросов, подлежащих рассмотрению на поместном церковном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

How should We Conduct Ourselves in Relationship to Other People? A Russian Orthodox Church Website About Pages About %20%20 Donate Contact Us Проекты «Правмира» Pravmir.ru Матроны.RU Не инвалид.RU Pravmir.com Форум Книги Лекторий Благотворительность Raising Orthodox Children to Orthodox Adulthood The Daily Website on How to be an Orthodox Christian Today Twitter Telegram Parler RSS Donate Navigation News В данной категории нет материалов. Family Before marriage Bringing up children Children's page Divorce In the Family What is Christian Love in Marriage? Family Life and Spiritual Warfare Should People Limit Marital Relations in Lent? Pastoral Advice Library Holy Fathers Lives of Saints New Russian Martyrs Other Media Sermons, Lectures The Importance of Patiently Letting Down Our Nets in Obedience Do We Have A Reaction To The Gospel? What Does the Cross Mean for us Today? Our Faith History of Christianity Icons In the Church Liturgical Life Missionary work Orthodoxy around the World Prayers Religions Sacraments Social Life Theology “Le monde entier reste silencieux au sujet de l’Artsakh” : 120 000… “The whole world is silent about Artsakh.” 120,000 people are in the blockade,… The Importance of Patiently Letting Down Our Nets in Obedience Calendar Fasting Feasts The Tree Heals the Tree The Lights of an Approaching Rescue Preparing the Way of the Lord in our Own Lives family В данной категории нет материалов. Multimedia Contact us Искать Искать How should We Conduct Ourselves in Relationship to Other People? An excerpt from the book " A Day of Holy Life, or the Answer to the Question, How Can I Lead a Holy Life " by Metropolitan Gregory (Postnikov, +1869). Metropolitan Gregory (Postnikov) (+1860) 18 November 2014 Is the Lack of Interest in Other People a Diagnosis? “You’ll See a Miracle in Some Years”: Fr. Andrew Konanos about His Meeting with Elder Porphyry How to Preserve a Relationship Faithful Heretics On How to Treat Others In Answer to a Letter The answer to this question is given by the Lord Himself: Love thy neighbor (Luke 10:27).

http://pravmir.com/conduct-relationship-...

А.А. Половцов Демидов, Павел Павлович, князь Сан-Донато Демидов, Павел Павлович , князь Сан-Донато, род. 9 октября 1839 года в Веймаре, на втором году лишился отца и, получив прекрасное домашнее образование, в 1856 году вступил в С.-Петербургский университет студентом юридического факультета, курс которого окончил в 1860 г. со степенью кандидата. Поселившись в Париже, Павел Павлович продолжал здесь свое научное образование под руководством Лабуле, Франка и Бодрильяра. В 1867 г. Павел Павлович женился на княжне Марии Элимовне Мещерской, которая через год скончалась от родов. Переселившись после смерти жены в Вену, Павел Павлович вступил на службу по Министерству иностранных дел и был причислен к Венскому посольству, но, пробыв здесь недолго, уже в 1869 г. возвратился в Россию и поселился в Каменец-Подольске, где занял скромное место советника губернского правления. Вскоре, однако, он переселился в Киев и здесь был избран сперва почетным мировым судьею, а потом, в 1870 г., Киевским городским головою, В 1871 г. Павел Павлович вступил во второй брак с княжною Еленою Петровною Трубецкою. Пожалованный в 1871 г. в звание егермейстера двора Его Императорского Величества, Павел Павлович был избран в 1874 г. в должность Киевского городского головы на новое трехлетие, но отказался от этой должности по нездоровью и поселился сперва в С.-Петербурге, а потом в своей вилле Сан-Донато, которую продолжал обогащать выдающимися произведениями искусства. В начале восточной войны движимый человеколюбием, Демидов вернулся в Киев и принял должность чрезвычайного уполномоченного от Общества Красного Креста. Целый год проработал Павел Павлович в этой должности, не жалея ни труда, ни здоровья, ни средств, устраивая помещения для больных и раненных, снабжая воинов большею частью на свои личные средства всем нужным и во временных бараках и на санитарных поездах и при отправлении солдат на родину. С 1880 г. Павел Павлович поселился в С.-Петербурге и, по смерти Александра II, снова вступил на службу в Министерство внутренних дел, где перед ним открылось поле административной деятельности, и кроме того, принял должность председателя банка и Общества для поощрения промышленности и торговли.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Хлебников, Николай Иванович Хлебников , Николай Иванович , профессор Киевского университета, род. в 1840 г., умер 14 июня 1880 г. Отец Хлебникова, мещанин г. Царевосанчурска, Вятской губернии, всю свою жизнь служивший по откупам, был человеком любознательным и увлекался историей Карамзина, из которой знал наизусть целые страницы. Один из дядей (брат матери), студент Ярославского Демидовского лицея, выучил Хлебникова русской грамоте. До 12-ти лет Х. прилежно учился сначала в сельской школе, неподалеку от Царевосанчурска, затем в Яранском и Пензенском уездных училищах. В 1852 г. Пензенское уездное училище посетил Антропов, инспектор казенных училищ Казанского учебного округа, в район которого входила в то время и Пензенская губерния. На экзамене, придираясь к ответам Хлебникова, Антропов нашел его знания недостаточными и настоял на том, чтобы его оставили на другой год во втором классе. Эта несправедливость так сильно подействовала на мальчика, бывшего благонравным и толковым учеником, что он вышел из училища и поступил на службу по откупной части. Служа «подвальным» в гор. Чембаре и Саранске (Пензенской губ.), Х. перечитал почти все, что можно было найти в библиотеках этих уездных городков. Страсть к чтению, жажда учения и религиозность так развились в нем за это время, что он заявил отцу о невозможности продолжать службу и о своем намерении поступить в гимназию. Средства были скудны, мальчику уже минуло 16 лет, а он не знал даже азбуки иностранных языков, и потому казалось весьма затруднительным вновь приняться за прерванное учение, но преподаватель Пензенского дворянского института В. Х. Хохряков, заметив исключительные способности Хлебникова, в полгода приготовил его в 4-й класс гимназии. В 1860 г. Х. поступил на юридический факультет Московского университета и стал усердно заниматься историей и политическими науками. В первые годы студенчества он выдержал сильную духовную борьбу: у него появились религиозные сомнения, он впал даже в атеизм, но победоносно вышел из этой борьбы и до конца жизни сохранил то глубоко-религиозное христианское мировоззрение, которое составляло отличительную черту его нравственного образа. В 1865 г. Х. окончил курс кандидатом прав и был рекомендован факультетом министру народного просвещения для посылки за границу; но эта командировка не состоялась, и Х. получил место учителя истории в Могилевской гимназии. В 1869 г. он защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра государственного права и получил в Варшавском университете кафедру по этому предмету; защитив затем в 1872 г. в Киевском университете диссертацию на степень доктора, Х. с 1877 г. по самую кончину занимал в том же университете кафедру энциклопедии и философии права.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Глава четвертая. О таинстве покаяния и о совершении исповеди Отделение I.Oбщue предварительные сведения о лицах исповедывающихся и об исповедных ведомостях Все ли православные должны говеть и исповедоваться каждый год непременно? С каких лет должны начинать исповедоваться дети? У кого и когда кто должен исповедоваться? О тех, которые вовсе не исповедываются. О лицах, которые оказываются иногда не исповедывающимися по суду в делах гражданских и уголовных. Как священники должны вести исповедные ведомости и к какому сроку подавать их? § 1. Не только священники, но и начальство гражданское и военное должны наблюдать, чтобы все лица православного исповедания, достигшие определенного возраста как мужского, так и женского пола, говели и исповедовались каждый год непременно, хотя по одному разу в течение каждого года (Сравн. Улож. о наказ. 1860 г. ст. 208 – 209 Уст. о предупр. преступл. Св. Зак. т. XIV. ст. 23) Из этого правила исключаются только дети, не достигшие семилетнего возраста (Св. Зак. Т. XIV. Уст. о пред. прест. ст. 24). Затем, по истечении 7-ми лет они также должны исповедоваться, как и все возрастные, неотложно (там же ст. 23, 24, 26).Родители, не приводящие к исповеди детей своих, достигнувших уже положенного на это возраста (начиная с семи лет), подвергаются за это особому внушению от духовного отца и замечанию от местного гражданского начальства (Т. XV. ст. 232. Улож. о наказ. 1869 г. ст. 209). Что касается в особенности священно и церковнослужителей, то они должны, но уставу, исповедоваться непременно четыре раза в году, во все четыре поста; не исполняющие этого подвергаются за свою провинность особому суду и наказанию от власти епархиальной (Инструкц. благочинным, также духовникам). § 2. Каждый из православных должен, по обычаю, исповедоваться и причащаться у своего приходского священника. Но если кто желает, то может говеть и в другом приходе, только таковой должен представить местному священнику свидетельство о бытии своем у исповеди и св. Таин причастия в том или другом месте (Указ св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Платонов Сергей Федорович Сергей Фёдорович Платонов (16 (28) июня 1860, Чернигов — 10 января 1933, Самара) — русский историк, академик Российской академии наук (1920). Единственный ребёнок в семье коренных москвичей, заведующего Черниговской губернской типографией Фёдора Платоновича Платонова и его жены Клеопатры Александровны (урождённой Хрисанфовой). В 1869 году они переехали в Санкт-Петербург, где отец будущего историка дослужился до управляющего типографией Министерства внутренних дел и получил дворянский титул. В Петербурге Сергей Платонов учился в частной гимназии Ф. Ф. Бычкова. Каникулы юный гимназист проводил в доме московских родственников на окраине Петербурга. На семнадцатом году жизни долго и тяжело болел тифом. О занятиях историей вначале не помышлял, писал стихи и мечтал о карьере профессионального литератора, что и привело 18-летнего юношу в 1878 году на историко-филологический факультет Петербургского университета. Однако невысокий уровень преподавания литературоведческих дисциплин в университете и блестящие лекции профессора К. Н. Бестужева-Рюмина по русской истории определили его выбор в пользу последней. Из факультетских профессоров на него оказали наибольшее влияние вышеупомянутый К. Н. Бестужев-Рюмин и, отчасти, В. Г. Васильевский, а также профессора юридического факультета В. И. Сергеевич и А. Д. Градовский. Платонов был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Первоначально намеревался посвятить свою магистерскую диссертацию общественному движению, которое создало ополчение князя Дмитрия Пожарского, но лишний раз убедился в правильности мысли о том, что всякое серьёзное исследование в области древней русской истории невозможно без тщательной разработки источников. По этому пути и решил пойти, избрав в качестве объекта исследования историко-литературные памятники Смутного времени.

http://lib.cerkov.ru/authors/1211

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010