Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУМИЛЕВСКИЙ Александр Васильевич (13.08.1830, с. Рождествено Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 20.05.1869, С.-Петербург), свящ., духовный публицист, организатор церковной благотворительности. Род. в семье диакона, после смерти отца воспитывался дядей, пономарем. Обучался в Александро-Невском ДУ, Петропавловском ДУ, в 1851 г. окончил СПбДС, в 1855 г.- СПбДА (со степенью магистра богословия), был однокурсником прав. Иоанна Кронштадтского . С 16 нояб. 1855 по 26 нояб. 1856 г. Г. преподавал словесность и библиологию в СПбДС. 26 мая 1856 г. был рукоположен во иерея, служил 3-м священником в ц. Рождества Христова на Песках в С.-Петербурге. С 25 янв. 1856 г. принимал участие в работе С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, в 1859-1866 гг. был его секретарем. Составил новую программу для сбора сведений о мон-рях и приходах, разбирал в консистории архивные дела 1724-1778 гг., готовил описание церквей Царскосельского у. Трудами Г. было начато издание «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (СПб., 1869-1885). В 1861 г. избран членом имп. Археологического об-ва. Свящ. А. В. Гумилевский. Литография. 1870 г. (ГПИБ) Свящ. А. В. Гумилевский. Литография. 1870 г. (ГПИБ) Г. занимался организацией церковной благотворительности. Создал при своем приходе общину «служительниц милосердия» для ухода за немощными, пытался возродить древний институт диаконисс. В 1860-1863 гг. Г. по просьбе вел. кнг. Елены Павловны возглавлял основанную ею во время Крымской войны Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Составил устав общины, в к-ром развил идею о жен. церковном служении путем «деловой молитвы», т. е. помощи страждущим без отречения от мира. Разработал строгую иерархичность общины, во главе к-рой стоял сам в качестве «пресвитера диаконисс» и духовника. 7 апр. 1863 г. при ц. Рождества Христова на Песках открыл Христорождественское братство.

http://pravenc.ru/text/168313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии), находится в г. Павловский Посад Московской обл. Традиц. название - Покрово-Васильевский мон-рь. История Основан в 1894 г. как жен. община. Ее устроение связано с именами фабриканта и мецената, старосты Воскресенского собора Я. И. Лабзина и его шурина, прав. Василия Грязнова , который пользовался расположением митрополита Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) . Святитель намеревался создать близ Павловского Посада «в противоборство расколу» мужскую и женскую обители и опирался в этом на помощь прав. Василия, к-рый предоставил ему списки лиц, пожелавших вступить в число насельников буд. мон-рей. В 60-х гг. XIX в. при фабрике Лабзина было основано муж. общежитие, прав. Василий (по др. версии, сам свт. Филарет) составил устав для него. Во владениях Лабзина был выстроен 2-этажный дом, в котором проживали 11 чел. братии. В окт. 1868 г. Лабзин и прав. Василий подали прошение в Московскую духовную консисторию о дозволении устроить на свои средства муж. мон-рь на 15 чел. с каменной 3-престольной церковью (РГИА. Ф. 2127. Оп. 1. Л. 13). 8 нояб. последовал отказ из-за недостатка выделяемых средств и неудачного расположения - среди фабричных зданий. В янв. 1869 г. хлопоты возобновили, но 17 февр. 1869 г., на следующий день после кончины прав. Василия, был получен очередной отказ. В то же время Лабзин решил воздвигнуть храм над могилами своей жены, Акилины, и ее брата, прав. Василия. 2 июля 1860 г. он получил разрешение построить на новом городском кладбище 2-этажный каменный храм с 4 престолами (3 вверху и 1 внизу). В 1874 г. строительство Покровско-Васильевской ц. было закончено, 16 июля епископ Можайский Игнатий (Рождественский) освятил нижний престол во имя прп. Василия Исповедника, Лабзин был назначен попечителем и старостой храма. По штату церковь считалась приписной к Воскресенскому собору г. Павловского Посада (1703) (Указ Московской духовной консистории//РГИА. Ф. 2127. Оп. 1. Д. 16; Клировая ведомость Воскресенского собора за 1887 г.//РГИА. Ф. 707. Оп. 1. Д. 947).

http://pravenc.ru/text/2578616.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛЛАДИЙ (Пьянков Павел Егорович; 6.01.1813, г. Оханск Пермской губ.- 8.01.1882, Петрозаводск Олонецкой губ.), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Сын священника (впосл. протоиерея) г. Оханска Пермской епархии, одного из миссионеров Пермской миссии. В 1834 г. окончил Пермскую ДС, в 1834-1836 гг. был инспектором и учителем Пермского ДУ. В 1836 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1840 г. по 1-му разряду. Магистр богословия (утвержден 8 авг. 1841). В 1840-1844 гг. преподавал в Пермской ДС, с 24 нояб. 1842 по 9 февр. 1844 г. исполнял должность ректора. 19 марта 1844 г. рукоположен во иерея, назначен настоятелем Входоиерусалимской ц. (ок. 1764-1776) Нижнетагильского завода. Овдовел. С 29 сент. 1845 г. профессор Свящ. Писания, риторики и латинского языка Вятской ДС; 16 нояб. 1846 г. пострижен в монашество в Трифоновом вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . С 16 апр. 1849 г. инспектор и профессор церковно-библейской истории Саратовской ДС, с 14 нояб. 1852 г. инспектор Казанской ДС. С 11 мая 1854 г. ректор Пермской ДС (20 мая возведен в сан архимандрита) и настоятель верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , с 10 июня 1860 г. ректор Подольской ДС и настоятель каменец-подольского во имя Святой Троицы мужского монастыря . С 15 июля 1864 г. ректор Орловской ДС и настоятель мценского во имя святых апостолов Петра и Павла монастыря . С 17 сент. 1868 по 30 окт. 1869 г. находился на чреде священнослужений и проповедей в С.-Петербурге. 31 окт. 1869 г. П. назначен епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии; 16 нояб. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры. С 24 июня 1872 г. еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии. Был председателем Вятского комитета Православного миссионерского об-ва; жертвовал в пользу Вятской миссии. С 28 февр. 1877 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский, настоятель Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря .

http://pravenc.ru/text/2578739.html

Павловский Посад. Покровско-Васильевский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Основание Покровско-Васильевского монастыря связа¬но с именами двух богатых Павлово Посадских фабрикантов - Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816-1869). В.И. Грязнов, один из главных богачей Павловского Посада, купец 2-й гильдии всю свою энергию отдавал работе, а также с особым пристрастием и размахом участвовал в благотворительных делах. Он много времени посвящал молитвам, был стойким православным подвижником и активным миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. По силе молитв его сравнивали с о.Иоанном Кронштадтским (1829-1908, канонизирован в 1998 г.). В связи с большим духовным и нравственным авторитетом В.И. Грязнова, среди его современников к нему из разных мест приезжали люди за духовной и материальной помощью. В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязнов много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского. После смерти друга и компаньона В.И. Грязнова, а затем и жены Акилины (сестры В.И.Грязнова), Я.И. Лабзин над могилами своей жены Акилины и ее брата В.И. Грязнова построил на кладбище двухэтажный каменный Покровско-Васильевскии храм. В нем нижний храм был посвящен святому Василию Исповеднику, а верхний - церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. При этом храме Я.И.Лабзин в 1885 г. основал женское общежитие, затем при нем открыли богадельню.

http://sobory.ru/article/?object=04620

С 60-х гг. XIX в. сельцо Головино с 11 дворами принадлежало супруге штаб-ротмистра Варваре Ильиничне Головиной-Батюшковой († 5 дек. 1880), отличавшейся благочестием и радушным странноприимством. Ее дочь - известная духовная писательница Софья Николаевна Слепцова (урожд. Батюшкова). Головина подавала прошение митр. Московскому св. Филарету (Дроздову) об устроении в имении домовой церкви, но святитель не благословил ее намерение; в усадьбе стояла лишь часовня прп. Сергия Радонежского. В 1869 г. Головино посетил гос. крестьянин с. Нов. Келец Скопинского у. Рязанской губ. Иродион Иванович Гулин (по некоторым сведениям, мон. Михаил или схим. Николай?), почитавшийся юродивым старцем-странником. По его просьбе в нач. дек. 1869 г. Головина приютила в своем имении девиц М. М. Стрельникову (из Тульской губ.), Е. Я. Муравьёву (Муравлёву) (из Тамбовской губ.) и чуть позже Е. К. Репкину (из Харьковской губ.). Затем в обитель поступила и бывш. супруга Гулина, в 1887 г. принявшая постриг в рясофор. Сестры поселились в имении на 1-м этаже деревянного флигеля. С 9 дек. того же года в уединенной хижине усадебного парка проживал и сам Гулин. Начальницей девиц считалась Стрельникова. Вскоре после личной встречи Головиной с новым Московским митрополитом - св. Иннокентием (Вениаминовым) на 2-м этаже флигеля была устроена и 17 февр. 1872 г. свящ. Никанором Румянцевым освящена домовая ц. во имя Всемилостивого Спаса (в честь чтимой иконы дома Головиных). Верхняя доска престола Спасского храма была изготовлена из кипарисового ящика, в к-ром Гулин и первые сестры принесли в Головино Казанскую икону, написанную ок. 1860-1862 гг. худож. А. В. Васильевым. Сам образ поставили в Спасском храме за левым клиросом. Первоначально богослужения совершали священники с. Аксиньина, к приходу к-рого была приписана домовая церковь, а иногда и иеромонахи московских обителей. После отъезда на родину и кончины Гулина († 25 июня 1872) проживавшие в Головине сестры (7 чел.) стали молиться об офиц. устроении общежительного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1319830.html

Серпухов. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Преображенский храм стоял на берегу р. Нары на так называемой Спасской горе. В Сотной 1552 г. рядом с церковью Спаса Святого отмечены 10 зажиточных дворов и 19 дворов более скромного достатка. В 1620 г. в приходе числилось 20 дворов: городовых пушкарей, кузнецов, гончаров, портного и «харчебника». 6 октября 1710 г. деревянное здание Преображенской церкви погорело, но антиминс её был спасён. В 1723 г. прихожане купили в уезде «стоявшую без пения» деревянную Крестовоздвиженскую церковь, перевезли её на Спасскую гору, и она была освящена во имя Благовещения. Но в 1742 г. в Серпухове вновь упоминается церковь Спаса Преображения. Это второе переосвящение храма, бывшее, видимо, в 1730-х или в начале 1740-х гг., естественно связать с его возобновлением. Возможно, что тогда Преображенская церковь и была выстроена в камне. С 1804 г. храм Преображения был приписан к церкви Успения, а 19 августа 1852 г. упразднён «за ветхостью». 6 апреля 1855 г. был дан указ о разборке здания Преображенской церкви. В сентябре того же года снос отложили — но только затем, чтобы использовать камень и кирпич для Всехсвятского храма в Серпухове. Однако в 1858-1860 гг. бывшие прихожане храма Преображения во главе с купцом Константином Алексеевичем Кулаковым добились возобновления своего храма. Повторный осмотр его здания показал, что оно может быть сохранено при перестройке алтаря, придела и колокольни. Прихожане пожелали пристроить к храму и второй придел — Благовещенский. На всё это неизвестным лицом было пожертвовано 10 000 руб. В 1864 г. заново освящён главный Преображенский алтарь и построена колокольня; в 1869 г. освятили южный Михаило-Архангельский придел, а в 1870 г. — северный придел Благовещения. В 1869 г. Преображенский храм по просьбе прихожан был вновь утверждён самостоятельным, хотя он оставался в числе беднейших в городе: к 1917 г. в приходе состояло всего 146 душ мужского пола и 145 — женского, в 31 дворе.

http://sobory.ru/article/?object=34451

А.Н. Надеждин Должностные лица Ректоры 1) Феогност Лебедев (тверск. сем.), магистр спб. академии 1827 г., бакалавр моск. акад. сначала по церк. словесности, потом по нравственному богословию; пострижен в монашество в 1832 г. а в 1833 г. определен ректором вологодской сем. с настоятельством в Толгском ярославском монастыре. В июне 1841 г. перемещен в спб. семинарию. В сент. 1842 г. уволен, по прошению, от профессорства и оставлен только ректором, на полном ректорском окладе, с поручением его особому надзору богословского класса, и чтоб удобнее мог иметь «бдительный надзор за семинарией и подведомственными ей низшими училищами». Бывши членом конференции спб. академии, с янв. 1842 г. состоял членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии наук. В мае 1848 г. посвящен в епископа острогожского, викария воронежской епархии. В 1852 г. епископ вологодский, в 1856 г. тобольский. Скончался архиепископом псковским в 1869 г. 2) Христофор Эммаусский (твер. сем.), кандидат спб. акад. 1819 г., был учителем в киевской и орловской семинариях, затем приходским священником орл. епархии. Овдовев в звании протоиерея, принял монашество в 1833 г., был настоятелем Троицкого Оптина монастыря и вскоре Комиссией дух. уч. назначен в ректоры волынской сем. с настоятельством в Загаецком Иоанна Милостивого заштатном монастыре. В 1848 г. был вызван в Спб. на должность чередного архимандрита и в июне определен ректором спб. семинарии, получив в 1849 г. в управление Новоторжский Борисоглебский монастырь. В том же году ездил ревизором в новгородскую семинарию. С 1850 г. епископ ревельский, викарий спб. епархии. В 1856 г. епископ вологодский, а в 1860 г. – вятский, но в том же году, по прошению, уволен в Спасо-Суморин монастырь, с управлением им. † 1872 г. 3) Иоанникий Горский (яросл. сем.), магистр спб. акад. 1837 г., профессор нижег. сем., инспектор и профессор богословия в киевской семин., потом академии, исправлял должность ректора киевской акад. и в 1846 г. сделан ректором ярославской сем. и архимандритом второклассного монастыря. В апр. 1850 г. перемещен в спб. сем. В янв. 1855 г. викарий старорусский, в 1856 г. епископ саратовский, в 1860 г. архиепископ варшавский; скончался херсонским архиепископом в 1877 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексеевка. Церковь Александра Невского. Александровский храм Карта и ближайшие объекты В 1820 году на северо-востоке слободы Алексеевки было положено начало кладбищу. В 1845 г. графом Д. Н. Шереметевым и силами прихожан при кладбище начато, а в 1860 г. почти завершено строительство церкви во имя всех Святых. В 1860 г. церковь саморазрушилась вследствие слабости грунтового основания и просчетов в выборе места. В 1869 г. было выбрано новое место на территории кладбища и начато строительство церкви во имя блгв. кн. Александра Невского. В 1888 г. строительство церкви было окончено. Ее освятил Вениамин - епископ Воронежский и Задонский. Ныне храм во имя блгв. кн. Александра Невского является памятником архитектуры. Город Алексеевка изначально назывался слободой и возник в 1685. Назван по имени первого владельца - князя Алексея Черкасского. В конце XIX в. Алексеевка - " знаменитая слобода " , являлось одним из самых людных сельских поселений России. В Алексеевке проживало 12,3 тыс. человек, а вместе с прилегающими слободами Николаевкой и Дмитриевкой 18,5 тыс. В слободах действовали 5 церквей. Нынешняя Алексеевка – небольшой, уютный городок, расположенный на берегу реки Тихая Сосна. В нашем городе, как и в любом другом, есть храмы. Каждый храм назван в честь святого. Мне хотелось бы поведать историю о храме Александра Невского. В 1820г. на северо-востоке слободы Алексеевка было положено начало кладбищу. В 1845г. графом Шереметьевым при кладбище началось строительство церкви во имя Всех Святых. В 1860г. почти оконченная церковь обрушилась в области алтаря. Причина - неправильно выбранное место. При копании могил для умерших натыкаются на остатки фундамента этого храма. В 1869г. было выбрано новое место для храма, в 200 метрах от предыдущего, и в 1881 году началось его строительство. После окончания строительства 24 мая 1888г. епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым1829 - 1890) храм был освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II

http://sobory.ru/article/?object=15613

Бытча. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты По некоторым данным, Троицкая церковь в Бытче существовала уже в 1670 г. Более достоверные сведения о ней относятся ко второй половине 18 в. Известно, что в это время в Бытче действовала униатская церковь. В 1795 г. во время первого воссоединения западнорусских униатов, проходившего под руководством Минского архиепископа Виктора (Садковского) Бытчанский приход был переведен в Православие. В 1797 г. был назначен священником Андрей Селюжнич. Церковь была деревянная, с деревянной отдельно стоящей колокольней. Приход в то время насчитывал 85 дворов и 612 прихожан. После Андрея Селюжнича настоятелем прихода служил священник Павел Сосиновский, скончавшийся во время событий 1812 г. После этого храм некоторое время не имел своего настоятеля и его обслуживал священник из деревни Сморки Игнатий Богдановский. С 1817 по 1860 гг. священниками церкви служили Стефан Лисовский, Елисей Никонович, Иоанн Проволович. В 1839 г. при священнике Стефане Лисовском Троицкая церковь была ремонтирована и в ней был поставлен новый иконостас. В 1862 г началось строительство новой каменной церкви, которое окончательно было завершено лишь в 1868 г. В 1868 г. приходским священником был назначен Василий Радкевич, а в мае 1874 г. его сменил Феодор Иоаннович Адамович, бывший ранее настоятелем Мацеевицкой церкви Игуменского уезда. В 1865-1866 гг. церковь имела приписную Иоанно-Богословскую церковь в Большом Стахове, затем приписной была кладбищенская деревянная Николаевская церковь в деревне Ляховке, построенная в 1869 г. Кроме самой Бытчи в приход входили деревни: Дубени, Дубовики, Студенка, Брыли, Ляховка, Малый Стахов, Малая Тростеница. Всего в этот период (1860-1880-е гг.) в приходе насчитывалось 200-250 дворов и около 1500-2000 прихожан, «...все они крестьянского сословия, занимаются исключительно земледелием». Известно, что в Бытче при церкви существовало штатное народное училище, основанное в 1858 или 1864 гг. Построенная в 1862-1868 гг. каменная церковь прослужила недолгий срок. Уже в конце 1870-х гг. о церкви сообщалось: «Вследствие недоброкачественности строительного материала и отсутствия надлежащих скреп в стенах, во всем здании образовались значительные трещины, а от того зданию грозит разрушение, если не будут приняты неотлагательные меры к предохранению от сего устройством контрфорсов». На капитальный ремонт храма средств, по всей вероятности, выделено не было, и епархиальное начальство в 1883 г. эту церковь «по ветхости» закрыло.

http://sobory.ru/article/?object=42882

ЖМП 9 сентябрь 2011 /  5 октября 2011 г. Протоиерей Философ Орнатский. Жизнь на благо Церкви и Отечества Протоиерей Философ Орнатский (1860–1918) - один из наиболее авторитетных пастырей Санкт-Петербургской епархии. Настоятель Казанского собора в 1913–1918 годах. Выдающийся проповедник и общественно-церковный деятель, он известен своими начинаниями в области церковных реформ и трудами на поприще религиозно-просветительского и социального служения. Отец Философ был бесстрашным обличителем антицерковной политики большевиков. И принял мученическую кончину вместе с сыновьями, не отступив от своих убеждений и веры в Христа. Протоиерей Философ Орнатский родился 21 мая (3 июня по н. ст.) 1860 года в праздник Владимирской иконы Божией Матери в семье священника Николая Платоновича Орнатского. Его отец служил на погосте Новая (Поповка) под Череповцом, в церкви Богоявления Господня. С 1869 по 1874 год Философ Орнатский обучался в Белозерском духовном училище. В 1881 году он окончил в Санкт-Петербурге духовную семинарию и поступил в академию. 1885 год стал для него особым. Он окончил духовную академию со степенью кандидата «с правом получения степени магистра без нового устного испытания», женился и был рукоположен во священника. Последующие семь лет отец Философ служил в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского и там преподавал в должности законоучителя. Отец Философ хорошо знал отца Иоанна Кронштадтского. Жизнь связала их не только духовными (Иоанн Кронштадтский был его духовником), но и родственными узами. Младший брат отца Философа протоиерей Иван Орнатский женился на племяннице святого праведного отца Иоанна Кронштадтского Анне Малкиной. Протоиерей Иоанн Кронштадтский часто бывал у отца Философа дома и благословлял многие его начинания во благо Церкви и Отечества. Святой пастырь доверил отцу Философу как опытному полемисту быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном Затворником, который первоначально был смущен популярностью и методами пастырской деятельности отца Иоанна. А также некоторыми опечатками, обнаруженными в публикациях его трудов, которые недоброжелатели отца Иоанна пытались истолковать превратно. Протоиерей Философ не только защищал отца Иоанна Кронштадтского от нападок, но и последовательно проводил в жизнь в своих проповедях и в многочисленных публикациях его духовные наставления русскому народу. Так, возглавляя Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в издаваемом в 1902–1905 годах обществом журнале «Православно-русское слово», в котором отец Философ был цензором и автором многих публикаций в 1902 году, он издал «Полный круг слов и поучений» отца Иоанна Кронштадтского.

http://e-vestnik.ru/analytics/protoierey...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010