Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗНАМЕНСКИЙ Петр Васильевич (27.03.1836, Н. Новгород - 2.05. 1917, Казань), церковный историк. Род. в семье диакона. Окончил Нижегородские ДУ (1846-1850) и ДС (1850-1856) 1-м по списку успеваемости. В 1860 г. окончил КазДА со степенью магистра богословия за соч. «Обозрение положений по церковным делам в России, изданным в начале XVIII столетия», 2 янв. 1861 г. утвержден в степени. C 23 сент. 1860 г. преподавал философию и логику в Самарской ДС. 22 авг. 1861 г. по ходатайству ректора КазДА иером. Иоанна (Соколова ; впосл. епископ) переведен в академию на должность бакалавра по классу математики. 12 мая 1862 г. перемещен на кафедру рус. церковной и гражданской истории. После разделения кафедры по уставу правосл. духовных академий (1869) З. преподавал на кафедре рус. церковной истории. Одновременно с 19 апр. 1865 г. был библиотекарем Соловецкой б-ки в КазДА, с 19 сент. 1865 по 8 сент. 1870 г.- фундаментальной б-ки. В 1863-1866 гг. преподавал общую и рус. историю в Казанском уч-ще для девиц духовного звания, а также в 1864-1873 гг. и с перерывами до 1886 г.- в Родионовском ин-те благородных девиц в Казани. Приводимые в нек-рых публикациях сведения о том, что З. преподавал церковную историю в Казанском ун-те, документально не подтверждаются. С 19 марта 1866 г. экстраординарный профессор КазДА, с 20 дек. 1868 г. ординарный профессор. 2 марта 1873 г. З. назначен помощником ректора КазДА по церковно-историческому отд-нию, занимал эту должность до упразднения отд-ний в соответствии с академическим уставом (1884). 25 июля 1875 г. Советом академии утвержден в степени д-ра богословия за кн. «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Каз., 1873). В 1873-1879 гг. редактировал оригинальный отдел ж. «Православный собеседник» , в 1886-1896 гг. был членом редакционного комитета, а в 1896-1897 гг.- редактором всего журнала. Одновременно был членом Казанского комитета духовной цензуры. В 1895-1896 гг. редактировал неофиц. часть ж. «Известия по Казанской епархии» .

http://pravenc.ru/text/199943.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) ИОАНН Семенович Шувалов (1884-1938), мч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), псаломщик ИОАНН Васильевич Калинин (1854 (по др. данным, 1860 или 1861-1951), свящ. , священноисп. (пам. 18 апр., 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Кевролетин Иван Афанасьевич; 1875-1961), иеросхим., преподобноисп. (пам. 14 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Михайлович Блинов (1874-1932), исп. (пам. 19 марта, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИОАНН Сергеевич Васильев (1869-1932), ктитор, исп. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Леонтьевич Летников (1860-1930), исп. (пам. 12 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), ктитор ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИОАСАФ Стефанович Панов (1859-1918), свящ., сщмч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ (Боев Иван Васильевич; 1879-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАСАФ (Крымзин Иван Павлович; 1880-1937), игум., прмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_17.html

30 января 1860 года вышел указ Святейшего Синода, в котором сообщалось, что 19 декабря 1859 года император Александр II утвердил определение Синода о возведении Тихвинской женской общины в городе Бузулуке на степень штатного монастыря. В 1861 году был достроен и 10 октября освящён холодный трёхпрестольный каменный храм, освящённый во имя Тихвинского образа Божией Матери. Один из приделов храма был освящён во имя первомученика архидиакона Стефана во исполнение обета настоятельницы Евгении. В 1865 году был достроен двухэтажный корпус, крытый железом. В нём были устроены 41 келья для сестёр. В том же году деревянная монастырская ограда была заменена каменной, высотой в 1 сажень и шириной в 1 аршин с двумя крытыми железом башнями по углам на западной стороне. В сентябре был заложен третий храм, с примыкавшим к нему каменным одноэтажным корпусом. 6 сентября 1869 года был освящён каменный храм во имя Святой Троицы, достроен примыкающий к храму каменный корпус. Распоряжением Самарской духовной консистории в ноябре 1868 года при монастыре было открыто училище на правах школы грамоты. В мае 1877 года оно было преобразовано в церковно-приходскую школу. Школа находилась за монастырской оградой, деля здание со странноприимным домом. В 1882 году в ней обучалось 38 детей, в 1897 году — 83, а в 1902 году — 42 человека. Все они находились на полном содержании монастыря. Законоучителем при школе в 1872—1887 годах был священник П. Х. Добросердов, позднее его сменил протоиерей А. П. Благовидов. В монастырской библиотеке имелось до 150 названий в 250 томах книг духовно-нравственного содержания. 12 августа 1870 года игуменья Дорофея была уволена на покой по болезни. Следующей настоятельницей стала казначея монастыря, монахиня Мелетина, утверждённая в должности Синодом в феврале 1871 года. В 1870 году на берегу Самары у мельниц был посажен фруктовый сад, через 5 лет там устроили пчельник на 115 ульев, а в мае 1890 года там же был поставлен деревянный дом и был вырыт ледник со сводами, обложенными кирпичом — для молочного производства. Это место называлось монастырской дачей, сюда для отдыха привозили девочек — воспитанниц монастырской школы. В 1880 году на средства анонимного благотворителя был построен придел к Троицкому храму. В 1882 году была заложена каменная колокольня. В 1884 году был построен деревянный одноэтажный корпус.

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинский_Буз...

А.В. Шадрина Список источников и литературы Архивные источники Государственный архив Ростовской области (ГАРО) Фонд 226 Донская духовная консистория. Фонд 46. Атаманская канцелярия/Канцелярия войскового наказного атамана/. Фонд 301. Войсковое правление Войска Донского Военного министерства г. Новочеркасска Земли Войска Донского. 1835–1870. Областное правление Войска Донского Военного министерства г.Новочеркасска Области Войска Донского. Фонд 697. Ростовский н/Д городской музей. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области (Архив УФСБ РФ по РО) Д. П-15249. Архивно-следственное дело по обвинению священников Николаевской церкви города Миллерово Ледковского Петра Моисеевича и Фалевича Петра Апполинариевича, Пироженко, Краснова и Серикова. 1924 г. Д. П-15250. Архивно-следственное дело по обвинению Лобова Захария Петровича. 1924 г. Д. П-38305. Архивно-следственное дело по обвинению Афанасьева Клавдия Ивановича. 1937 г. Д. П-41430. Архивно-следственное дело по обвинению Мартынова Бориса Григорьевича. Д. П-43019. Архивно-следственное дело по обвинению Касьянова Николая Александровича. 1937 г. Опубликованные источники Акты, относящиеся к истории войска Донского, собранные генерал-майором А.А. Лишиным: в 2 т. Т.1. Новочеркасск, 1891. – 501 с. Александров Н.И. Сборник церковно-гражданских постановлений в России, относящихся до лиц православного духовенства. СПб., 1860. – 232 с. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева за 1888–89 гг. СПб., 1890. – 313 с. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора святейшего Синода за 1869 г.//Донские епархиальные ведомости. 1871. 14. 15 июля. С. 424–430. 16. 15 августа. С. 424–428. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода, графа Д.А. Толстого по ведомству православного исповедания за 1871 г.//Донские епархиальные ведомости. 1873. 10. 15 мая. С. 294–295. Извлечение из всеподданнейшего отчета Обер-Прокурора Святейшего Синода по духовному ведомству за 1873 год//Донские епархиальные ведомости. 1875. 15. 1 августа. С. 449–453.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Верховный патриарх и католикос всех армян Мкртич I. Фотография. Нач. XX в. (Ванеци) [арм. (?) - почетный титул Айрик - «отец»] (4(16).04.1820, Ван - 29.10(11.11).1907, Эчмиадзин), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (избран в Эчмиадзине заочно 5(17) мая 1892; интронизация 26 сент. (8 окт. 1893), патриарх К-польского патриархата Армянской Церкви (1869-1873); общественный деятель, публицист, церковный писатель. Его отец был купцом, торговал одеждой в Крыму; с этим связано и происхождение фамилии Хримян (Крымский). Начальное образование получил в школах при мон-рях Лима и Ктуца (Васпуракан, Зап. Армения, территория Османской империи); в 1842 г. переехал в К-поль (Стамбул), где в 1848-1850 гг. преподавал в ряде арм. жен. школ. В 1847 г. предпринял поездку по Закавказью и Ирану, где посещал арм. общины, совершил паломничество в Иерусалим. В 1851 г. по поручению Армянского К-польского патриарха отправился в Киликию, чтобы ознакомиться с условиями жизни местных армян и изучить состояние арм. учебных заведений. В 1853 г. вернулся в Ван. В февр. 1854 г. в храме монастыря Ахтамар принял монашеский постриг и был рукоположен во иерея; 25 марта прочел 1-ю проповедь. М. Х. был воодушевлен идеей сделать центром арм. духовной культуры о-в Ахтамар по примеру о-ва Св. Лазаря в Венеции, где находился орден мхитаристов . Однако в условиях османского владычества реализация этого плана оказалась невозможной. В 1855 г. в К-поле М. Х. основал ж. «Арцив Васпуракани» (Орел Васпуракана). В своих статьях самой большой опасностью для арм. народа он назвал его эмиграцию, а высочайшим проявлением патриотизма - возвращение на родину. К-польская паства стекалась послушать его смелые вдохновенные проповеди, в т. ч. толкования Евангелия. Однажды он призвал Ованеса Татьяна, к-рый занимался производством пороха по заказу тур. властей, выслать в Армению партию пороха для самообороны арм. населения, а придворного архит. Карапета Бальяна - отправиться в Армению «для восстановления и реставрации архитектурного наследия своих предков - армянских храмов, крепостей, башен и дворцов». В 1856 г. М. Х. возвратился в Ван; в 1857 г. был назначен настоятелем мон-ря Варагаванк , в котором в том же году основал духовную семинарию, в 1858 г.- типографию; продолжил издание ж. «Арцив Васпуракани». В 1860 г. М. Х. посетил регионы Вост. Армении, входившие в состав Российской империи, побывал в Тифлисе.

http://pravenc.ru/text/2563852.html

Горлово. Церковь Димитрия Солунского. Дмитриевский храм Карта и ближайшие объекты Уже в 1734 г. приходских дворов при Дмитриевской церкви состояло только 87. Но церковь эта в половине прошлого столетия сгорела, на место ее поставлена другая, также деревянная и в тоже храмонаименование, которую предписано было в 1752 г. марта 24 освятить на новом антиминсе строителю Скопинского Троицкого монастыря Иринарху; но и эта церковь сгорела. В существующей ныне в с. Горлово каменной церкви придел в честь Святителя Николая освящен в 1819 г., а перестроен в 1860 г. Настоящий Дмитриевский храм был окончен постройкою и освящен в 1827 г. В 1862 г. был пристроен с левой стороны трапезы другой придел во имя Трех Святителей. Дмитриевский храм в настоящее время имеет фигуру крестообразную, простирается в длину на 30, а в ширину 11 сажень. Окружающая церковь каменная с железными решетками ограда устроена была в 1870 г. В одном из приделов Дмитриевской церкви находится чтимая во всей окрестности икона Божьей Матери Скоропослушницы, вышиною в 1 аршин с четвертью и шириною не более 1 аршина. Поставленная 27 окт. 1869 года не известным лицом на церковной паперти, икона эта сочтена была в народе ,,явленною’’ и привлекла множество молящихся из всех окрестных селений, вследствие чего в 1871 г., по указу преосв. Алексия, велено было передать икону на хранение в ризницу Скопинского собора, откуда она была возвращена в Дмитриевскую церковь Палладием только в 1879 г. по просьбе прихожан. В настоящее время при Дмитриевской церкви числится неприкосновенного капитала, проценты с которого идут на поддержание благолепия храма, 1500 руб. Церковной земли во владении причта состоит: усадебной 5 ?, луговой 3 и пахотной 38 ? десятин. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии ныне существующих и упразднённых со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетия. Составил священник Иоанн Добролюбов. 1884 г. Церковь закрыли в 1930-х годах прошлого столетия,  но  священник храма  Попов Валентин Михайлович венчал и крестил до конца 1937 года. Храм не взрывали, его в 1950-х годах разрушали с целью использовать  кирпичи для строительства колхозных зданий, но из-за прочной кладки сломать алтарь не смогли. В таком состоянии его и оставили. В заложенных окошках были изображения святых и Богоматери.  

http://sobory.ru/article/?object=18733

Екатеринбург. Кафедральный собор Богоявления Господня. Богоявленский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Собор находился в главной части города, на торговой площади, на правом берегу реки Исети. До 1833 г. Богоявленская церковь была приходской, но после учреждения в Екатеринбурге викарной епископской кафедры она была переименована в Кафедральный Собор. Богоявленский приход возник в конце первой половины XVIII столетия, первая Богоявленская церковь была деревянная, стояла на месте, находящемся правее более позднего соборного храма. Постройка ее была вызвана тем, что устроенная при основании города в 1723 г. на левом берегу Исети мазанковая Екатерининская церковь обветшала. Решено было устроить на правой стороне Исети временную Богоявленскую. Распоряжением митрополита Сибирского и Тобольского Антония было утверждено постоянное существование Богоявленской церкви как приходской. Деревянная Богоявленская церковь была заложена 1 августа 1745 г., в сентябре 1747 г. освящена. В 1755 г. при храме был устроен придел в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Деревянная церковь просуществовала до 1774 г., вместо нее не построили каменную. 30 марта 1774 г. в нижнем этаже был освящен престол в честь Богоявления Господня, а 28 июня 1775 г. в верхнем этаже - престол в честь свв. апп. Петра и Павла. В трапезной части нижней церкви на северной стороне был устроен придел в честь свт. Алексия, митрополита Московского (освящен в 1789 г.) После обновления в 1823 г. придел этот был вновь освящен в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. В конце 1860-х гг., в ходе расширения Собора придел был упразднен. В 1868 г. нижний храм был расширен пристройкой к нему двух приделов с северной и южной стороны, правого - в честь Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных и левого - в честь трех Московских святителей. Оба придела освящены в 1869 г. Храм имел колокольню высотой около 60 м, был обнесен железной оградой на каменном фундаменте. Одной из святынь собора был св. Крест с частицами мощей 28-ми угодников Божиих, пожертвованный в 1819 г. неким чиновником, ходившим на богомолье в Киев.

http://sobory.ru/article/?object=35568

Елец. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Рождества Христова впервые упоминается в 1628 году. В то время она находилась на территории современного Бабьего базара, в западной его части, в 400 метрах к юго-востоку от ныне существующего каменного Христорождественского храма. Храм в то время, был самым маленьким в городе, однако имел своё кладбище. В приход Рождественской церкви входили казаки Александровской слободы. Первый деревянный храм к кону 17 века пришёл в ветхое состояние, по этому к началу 18 на прежнем месте выстроен новый деревянный, также освящённый в честь Рождества Христова. В 1730-х годах по неизвестной причине церковь сгорела и в течении 20 лет не восстанавливалась. В 1758 году жители Александровской слободы обратились с просьбой о возобновлении их приходского храма. Благословение было скоро получено, и в апреле 1759 года началось строительство новой деревянной церкви,  которое завершилось в феврале 1760 года. В мае того же года храм был освящён. Однако через несколько лет прихожане осознали необходимость замены деревянной церкви на каменную, и в декабре 1767 года был получен указ епархиального начальства на строительство нового храма. Пока строился новый храм, деревянная церковь сгорела во время большого пожара 1769 года. На её месте, на Щепной площади впоследствии была поставлена часовня. Новый каменный храм был построен всего за три года, и в 1772 освящён. На рубеже 18-19 веков к церкви была пристроена каменная трёхъярусная колокольня. Использован был привычный для Ельца архитектурный прём «восьмерик на четверике». Но и этот храм простоял не долго. Размеры каменного храма были невелики (8х8 м), к тому же поспешность в его постройки сказалась на прочности здания, отчего в начале 1840-х годов прихожане приняли решение о строительстве нового храма. Подготовленный проект был одобрен Орловской губернской строительной комиссией. Но из-за недостаточности средств, прихожане решили перестроить лишь трапезную часть и колокольню. В 1848 году новый храм был освящён. Однако уже в 1858 году епископом Орловским Поликарпом было принято решение о перестройке храма. Весной 1860 года старый храм разобрали, и началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца Никиты Лагутина. К 1869 году работы были закончены, и был освящён левый придел в честь св. вмч. Пантелеимона. Главный престол освящён в 1871 году во имя Спаса нерукотворного образа. Отныне храм по главному престолу стал именоваться Спасовским. Так храм принял свой нынешний облик.

http://sobory.ru/article/?object=07286

Каменный Брод. Троицкий Каменно-Бродский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1860. Ссылки:   Адрес: 403665, Волгоградская область, Ольховский район, с. Каменный Брод Координаты: 49.824086, 44.477334 Проезд: если ехать на машине из Волгограда, то выезжаете на третью продольную (Пост ГАИ), поворот налево к Землячке - ул.Землячка - поворот под мостом направо на Московскую трассу - перед районным центром Иловля (пост ГАИ ГИБДД 73-й км) поворот направо на Песчанку. Отсюда до монастыря 73км. Доехать до Михай ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда если ехать на машине из Волгограда, то выезжаете на третью продольную (Пост ГАИ), поворот налево к Землячке - ул.Землячка - поворот под мостом направо на Московскую трассу - перед районным центром Иловля (пост ГАИ ГИБДД 73-й км) поворот направо на Песчанку. Отсюда до монастыря 73км. Доехать до Михайловки и после неё поворот налево, обозначенный крестом и указателем с надписью " Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменный монашеский корпус был окончательно построен в 1867-1868 гг. В 1868 г. настоятельницей стала инокиня Смарагда из Рыбинского монастыря Ярославской губернии, в 1869-1874 гг. обителью управляла Александра Агафоновна Виноградова (бывшая дворовая крестьянка Тульской губернии). Именно при ней 08.12.1873 г. император " завизировал " определения Священного Синода от 18.05.1873 г. и 14.091873 г. об утверждении женской общины в Каменном Броде. А 16 января 1874 г. Святейший Синод сообщил Правительствующему Сенату об учреждении общины и укреплении за ней недвижимого имущества. После строительства первых зданий приступили к сооружению собора Троицкого храма по проекту архитектора И.И. Готгарта. Холодная, однопрестольная, церковь без колокольни была построена на пожертвования П.И. Персидского. По некоторым данным, стройка началась в 1879 г. Освятил храм 17 сентября 1895 г. саратовский епископ Николай в сослужении прот. Иакова Ивановского, местного благочинного о. Владимира Веселовского, батюшек из окрестных сел и общинного священника Михаила Малова.

http://sobory.ru/article/?object=25721

Кирсанов. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Старожилы города с грустью вспоминают о том, что на месте, которое сейчас находится между Центром досуга " Золотой витязь " и новым многоэтажным домом, расположенным на углу улиц Рабоче-Крестьянская и Красноармейская, раньше возвышался Успенский собор. В 2000 году здесь был установлен закладной камень, а через несколько лет начались строительные работы по возведению нового собора. " От подъема в город мимо станции идет главная и почти единственная улица Кирсанова с собором... " , - писал в 1869 году один путешественник. Величественная громада - Успенский собор - был главным архитектурным памятником Кирсанова. Каменное здание построили в 1820 году при самом активном участии протоиерея Василия Трескина. Раньше на этом месте стоял другой храм: перевезенная из города Керенска деревянная церковь, сгоревшая в 1774 году. С 30-х годов 19 века роль местного купечества в деле строительства храмов была преобладающей. Наиболее активными здесь были купцы В. С. Сосульников и Ф. Зотов, между которыми даже существовало некоторое соперничество. Так, прихожане собора во главе с Зотовым, который был к тому же соборным церковным старостой, подали в 1860 году в Духовную Консисторию прошение о расширении трапезной при соборе. В 1851-1852 гг. рядом с Успенским собором, в многолюдном месте - на базарной площади - купец В. С. Сосульников возвел каменную Ильинскую церковь с приделами в честь святых Митрофания Воронежского и Василия Великого. Не все современники одобряли это строительство, указывая на недостатки: " Во-первых, тесна, во-вторых, темна, в-третьих, сыра " . Причина - " от дурных материалов, из коих она устроена Сосульниковым " . Однако, в отличие от собора, храм этот отапливался, и здесь совершали богослужение зимой. Сосульников " с приближенными к нему людьми просит разрешить расширить Ильинскую церковь, пристроив часовню и богадельню, открыв отдельный приход " . Начальство разрешило Зотову расширить трапезную (все работы закончились к 1862 г.), а в перестройке Ильинской церкви отказало. Однако приход Ильинской церкви был открыт.

http://sobory.ru/article/?object=42344

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010